Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрова Н. Б., Зайцева И. В. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 4 (апрель). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15098.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников; реализации управленческих функций руководителя образовательной организации; создания организационных и педагогических условий в ДОУ как компонентов системы здоровьесбережения воспитанников в образовательном процессе ДОУ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15098. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15098.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART15098УДК 371.132:371.7

Зайцева Ирина Владимировна,

магистрант ФГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», заведующаяМБДОУ«Детский сад № 92», г. Череповецds92k@mail.ru

Петрова Наталья Борисовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецcrr53petrova@mail.ru

Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников; реализации управленческих функций руководителя образовательной организации; создания организационных и педагогических условий в ДОУ как компонентов системы здоровьесбережения воспитанников в образовательном процессе ДОУ.Ключевые слова:сохранение и укрепление здоровья детей, образовательная здоровьесберегающая услуга, функции руководителя, организационнопедагогические условия.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей является необходимым и востребованным аспектом основной деятельности дошкольного образовательного учреждения в связи с ростом функциональных расстройств и хронических заболеваний дошкольников, подтвержденных статистическими данными о распределении детей по группам здоровья.На примере ежегодных наблюдений в МБДОУ «Детский сад № 92»г. Череповцадети распределяются по группам здоровья следующим образом: детей Iгруппы здоровья от 3% до 7%, IIгруппы здоровья –от 58% до 86%, IIIгруппы здоровья –от 10% до 40%, IVгруппы здоровья –от 3% до 7%. Статистические данные состояния здоровья детей в Российской Федерации коррелируют с данными по МБДОУ «Детский сад № 92», и сложившаяся ситуация определяет значимость деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей длявсех субъектов образовательного процесса, для государства в целом.Руководитель управляет деятельностью образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья воспитанников (далее –СиУЗВ) посредством осуществления следующих функций (название функций изложено в авторской редакции) и создания организационнопедагогических условий для осуществления данной деятельности:I.Организационноадминистративная функция, в рамках которой руководитель осуществляет следующие виды работ:1.Создание и корректировка нормативноправовой базы образовательной организации в соответствии с современным российским законодательством (например, правовое обеспечение образовательного здоровьесберегающего процесса через создание положений, программ, распорядительных документов об организации работы по СиУЗВ и по формам взаимодействия с организациями социума по вопросам СиУЗВ).Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15098. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15098.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

2.Планирование, целеполагание и организация работы коллектива по СиУЗВ, в том числе по интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее –ООПДО) и общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением санитарногигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (далее–ООПДО с ПНпоОСПГиОМП) и по направлениям: «Работа с родителями», «Взаимодействие с социумом», «Инновационная деятельность ДОУ по здоровьесбережению воспитанников» (пример –реализация инновационного проекта «Будем здоровы») др.3.Организация форм работы с педагогическим коллективом (работа педагогического совета, проблемной группы ДОУ, психологопедагогического консилиума ДОУ, иныеформыметодической работы с педагогическим коллективом и обеспечение участия педагогов и специалистов в конкурсах, конференциях, выставках по здоровьесбережению воспитанников различного уровня).4.Издание распорядительных документов и оформление протоколов работы коллегиальных органов педагогической и родительской общественности по СиУЗВ.5.Обеспечение работы педагогического коллектива в рамках инновационного процесса по СиУЗВ.6.Контроль осуществления деятельности коллектива ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и соблюдению санитарногигиенического законодательства.7.Отчетность о работе коллектива ДОУ по здоровьесбережениювоспитанников (на основании обследований и мониторинга руководитель и ответственные лица готовят годовой отчет, отчет образовательной организации по самообследованию, публичный отчет, отчет по профильному направлению для учредителя).8.Поощрение и награждение работников по выполнению работы по СиУЗВ на повышенном уровне качества (через систему мотивирования и стимулирования педагогического коллектива).II.Маркетинговая функция, в рамках которой руководитель осуществляет следующие виды работ:1.Продвижение образовательной здоровьесберегающей услуги, в том числе по обеспечению работы групп оздоровительной направленности.2.Формирование репутации и имиджа ДОУ в направлении по СиУЗВ через функционирование официального сайта образовательной организации, издание печатной информационной продукции, консультирование родительской общественности, проведение дней открытых дверей, недель здоровья, физкультурнооздоровительных досугов и образовательных акций здоровьесберегающей направленности и других форм работы специалистов, педагогов и руководства ДОУ.III.Информационноаналитическая функция, в рамках которой руководитель осуществляет следующие виды работ:1.Мониторинг работы педагогического коллектива по СиУЗВ.2.Исследование сформированности профессиональных компетенций у педагогов, специалистов и младших воспитателей по СиУЗВ.3.Изучение уровня осведомленности родителей (законных представителей) о здоровьесберегающих приемах в воспитании детей, и о деятельности ДОУ по СиУЗВ, изучение удовлетворенности родителей.4.Анализ обследований воспитанников по направлению СиУЗВ; физическому развитию и антропометрии; психофизическому развитию дошкольников.IV.Содержательнопедагогическая функция, в рамках которой руководитель осуществляет следующие виды работ:Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15098. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15098.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

1.Поддержание видения всеми членами коллектива миссии, цели и философии в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

2.Просветительская и консультативная деятельность руководителя ДОУ для субъектов образовательного процесса по направлению сохранения и укрепления здоровьякак безусловной ценности и базовой основы осуществления жизнедеятельности индивидуума.V.Плановопрогностическая и регулятивнокоррекционная функции, в рамках которых руководитель осуществляет следующие виды работ:1.Планирование работы по направлению СиУЗВ, прогнозирование и управление рисками при реализации работы по направлению СиУЗВ.Для МБДОУ «Детский сад № 92» таким риском на данный момент является объективное ухудшение качества оказываемой услуги в связи с требованием действующего законодательства передать медицинское обслуживание детей в компетенцию организаций здравоохранения.Перевод медицинской сестры в штат лечебнопрофилактического учреждения (ЛПУ) и сокращение штатной единицы медсестры по физиотерапии может нанести урон как сложившейся организации работы дошкольногоучреждения, так и непосредственно медицинскому обслуживанию детей, которое может выражаться в следующем:ухудшение укомплектованности ДОУ медицинским персоналом (в условиях нехватки кадров главный врач в первую очередь будет решать кадровые потребности ЛПУ); изменение функциональных обязанностей медицинского персонала в соответствии с нормативными актами, которыми руководствуется ЛПУ, и представлением главного врача ЛПУ об этих обязанностях;отвлечение медицинского персонала детских садов на решение производственных вопросов ЛПУ (особенно в периоды эпидемий);потеря «управляемости»работника, принятого в штатЛПУ для обслуживания дошкольного образовательного учреждения; отсутствие возможности руководителя ДОУ влиять на подбор и расстановку кадров.Для управления вышеуказанными рисками нами была разработана стратегия сохранения качества деятельности ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей, решению ряда конкретных проблем ДОУ, описание которой выходит за рамки данной статьи.2.Организация работы ДОУ по направлению СиУЗВ с учетом данных мониторинга и обследований, складывающейся объективной внешней ситуации,–для максимально полного достижения целей работы по приоритетному направлению.VI.Функция финансовоэкономического и материальнотехнического обеспечения, в рамках которых руководитель осуществляет следующие виды работ:1.Планирование укрепления материальнотехнической базы по осуществлению деятельности по образовательным областям «Физическая культура»,«Здоровье» и реализации приоритетной задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников.2.Реализация плана по развитию материальнотехнической базы.3.Фандрайзинг: поиск путей дополнительного финансирования, привлечения целевых и благотворительных средств.Работа педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников состоит из блоков: работа с детьми, работа с родителями, взаимодействие с организациями социума по СиУЗВ.Работа с детьми по СиУЗВ строится в соответствии с ООПДО и ООПДО с ПНпоОСПГиОМП и ФГОС ДО, планом инновационного проекта «Будем здоровы», планами работы специалистов ДОУ по сопровождению направления СиУЗВ через формироваЗайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15098. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15098.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

ние привычки воспитанников к здоровому образу жизни, формирование культурногигиенических навыков, приемов оздоровления и самооздоровления, физическое развитие, закаливание, участие в массовых физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятиях, других формах работы.Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья воспитанников подразделяется:1)наформирующую: просветительскую, консультативную, обучающую в соответствии с ООПДО и ООПДО с ПНпоОДСПГиОМП, инновационным проектом «Будем здоровы» в разрезе «Работа с родителями», планом работы семейного клуба «Малышикрепыши»;

2)информационноотчетную (например, отчет по самообследованию, публичный отчет, регулярное печатное издание ДОУ –газета «Новости Буратино», официальный сайт ДОУ, памятки, информационныелистовки, буклеты, информация на стендах ДОУ, устное информирование родителей).С целью достижения более высокого уровня качества работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников МБДОУ «Детский сад № 92» взаимодействует с организациями социума по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, а именно: с вышестоящими организациями образования и здравоохранения, ТУ ТО Роспотребназдора, МУЗ ВО «ЧГДП № 3», ПМПС, СОШ № 4 и 22 (совместно проводимые со школами микрорайона смотры строя и песни), дошкольными образовательными организациями города (через участие в муниципальных проектах «Школа мяча», «Пионербол», «Фестиваль утренней зарядки и оздоровительной аэробики»идр.), детской библиотекой (познавательные встречи), туристической фирмой «Валента» (участие в физкультурнооздоровительных проектах), филиалом ДДИЮТ имА.А. Алексеевой (сотрудничество с семейным клубом «Основа», клубом «Мальчишкибальчиш»), ФГОУ ВПО «ЧГУ» (совместный проект со студентами «Малые зимние Олимпийские игры») идр.Итак,руководитель, осуществляя вышеуказанные управленческие функции, обеспечивает устойчивую и результативную работу педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников по основным направлениям работы: с детьми, с родителями, с организациями социума; работу непосредственно с педагогическим коллективом.Нами были выделены следующие организационнопедагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию коллективом ДОУ образовательного процесса в части здоровьесбережения воспитанников:1.Организационные условия:1)Научнометодическое обеспечение деятельности педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников:создание программы сохранения и укрепления здоровья воспитанников;разработка концептуальной основы здоровьесбережения в образовательном процессе ДОУ;моделирование процесса здоровьесбережения(разработаны модели двигательного режима в разных возрастных группах, циклограммы оздоровительных видов деятельности, стратегический план оздоровления воспитанников, иные модели и схемы в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением санитарногигиенических, профилактических, оздоровительных мероприятий и процедур);накопление банка методических материалов по способам здоровьесбережения в ДОУ (картотеки утренних зарядок, оздоровительных гимнастик, гимнастик пробуждения, иных методических материалов по сохранению и укреплению различных видов здоровья воспитанников);Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15098. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15098.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

2)создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ:обновление и пополнение материальнотехнической среды;использование личностноориентированного стиля взаимодействия с детьми;создание благоприятного социальнопсихологического климата в коллективах групп между участниками образовательного процесса и в ДОУ в целом; мотивирование семей воспитанников к ведению здорового образа жизни (организация выставок «Папа, мама, я –здоровая семья», «Семейный выходной», привлечение семей к участию в работе семейного клуба «Малышикрепыши», участие в городских акциях «Лыжня здоровья», всероссийских акциях «Кросс наций» идр.);мотивирование педагогического коллектива на сохранение и укрепление личного здоровья и организация здоровьесберегающей работы педагогического коллектива [1];

3)организация процедур медикосоциальной направленности, способствующих профилактике и предупреждению профессиональных заболеваний:исполнение планов вакцинации и профилактики заболеваний (ОРВИ и гриппа, острых кишечных инфекций, др.);проведение медицинских осмотров детей специалистами детской поликлиники;проведение профилактических процедур в рамках Плана стратегического оздоровления воспитанников;4)обеспечение эффективного управления здоровьесбережением в образовательномпроцессе ДОУ (см. выше «функции руководителя»).2.Педагогические условия:1)реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением санитарногигиенических, профилактических, оздоровительных мероприятий (для групп оздоровительной направленности) и процедур и программы сохранения и укрепления здоровья воспитанников (для групп общеразвивающей направленности);2)проведение форм и видов деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников; 3)методическая работа с педагогами и младшими воспитателями по годовым задачам работы, направленным на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья воспитанников (ежегодно одна из задач годового плана работы направлена на решение проблем оздоровительного здоровьесберегающего процесса);4)трансляция и обмен опытом членов педагогического коллектива(конференции, конкурсы, семинары).Таким образом, разработанная нами система организационнопедагогических условий осуществления здоровьесбережения воспитанников в образовательномпроцессе ДОУ обеспечит эффективную реализацию образовательной здоровьесберегающей услуги в условиях современного образовательного учреждения.

Ссылки на источники1.Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении// Дошкольное образование.–2004.–№17(24).

Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15098. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15098.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

Irina Zaitseva,

Master student,Cherepovets State University, director, Kindergarten № 92, Cherepovetsds92k@mail.ruNatalia Petrova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Preschool Education,Cherepovets State University, Cherepovetscrr53petrova@mail.ru

Managementfeatures of teaching staff activities atpreschool educational institutions for preservation and strengthening of pupils’ health Abstract.The paperis devoted to organization of teaching staff activities at preschool institution for preservation and strengthening of children’shealth; implementation of management functions in educational organizations; creation of organizational and pedagogical conditions inkindergarten, as components of the system of health protection of children in educational process.Keywords:preservation and strengthening of children health, education service, health saving service, functionof amanager, organizationalpedagogical conditions.References1.Aljamovskaja,V. G. (2004) “Sovremennye podhody k ozdorovleniju detej v doshkol'nomobrazovatel'nom uchrezhdenii”,Doshkol'noe obrazovanie,№ 17 (24)(inRussian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived20.01.15Получена положительная рецензияReceived a positive review25.01.15ПринятакпубликацииAccepted for publication25.01.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Зайцева И. В., Петрова Н. Б., 2015www.ekoncept.ru