Применение сервисов Web 2.0 в системе организации инклюзивного обучения школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Максимова Н. А. Применение сервисов Web 2.0 в системе организации инклюзивного обучения школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 4 (апрель). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15100.htm.
Аннотация. В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых – использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов управления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности. В данной статье рассматривается понятие «инклюзивное обучение», представлены способы вовлечения «особых» детей в образовательный процесс обычной школы с применением сервисов Web 2.0.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Максимова Н. А. Применение сервисов Web 2.0 в системе организации инклюзивного обучения школьников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15100. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15100.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART15100УДК 37.032:004.9

Максимова Наталья Александровна,кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленскrutabaga@yandex.ru

Применение сервисов Web2.0 в системе организации инклюзивного обучения школьников

Аннотация. В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых –использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов управления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности. В данной статье рассматривается понятие «инклюзивное обучение», представленыспособы вовлечения «особых» детей в образовательный процесс обычной школы с применением сервисов Web 2.0.Ключевые слова: профессиональнопедагогическая деятельностьучителя, информационнообразовательная среда, сервисы Web 2.0.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Основной задачей развития современного школьного образования в настоящее время является обновление его содержания и методов обучения с целью достижения новых результатов. На сегодняшний день государственная политика в сфере образования повернулась к личности обучаемых. Поэтому смысл и цель современного образования –развитие личности. В этом случае актуален иной подход к определению уровня образования, задаваемого новыми стандартами, определяющимитот уровень образования, относительно которого в обществе достигается конвенция (договор) о необходимом и достаточном уровне для обеспечения возможностей полноценного развития личности ребёнка и успешного продолжения образования на следующей ступени. В образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу, должны быть созданы условия для реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов. Современные тенденции развития Интернета, компьютерных сетей и систем телекоммуникаций позволяют человеку учиться и приобретатьзнания в новых социальноэкономических условиях. Перед образованием ставятся задачи по формированию личностиконкурентоспособной и успешной в окружающей ее электронной информационной среде.Проведенный анализ процессов внедрения информационных технологий в различные сферы не может быть признан удовлетворительным,так как существующие средства информатизации, которые применяются в учебных заведениях, находятся в стадии Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Смоленской области,заявка№141667012.

Максимова Н. А. Применение сервисов Web 2.0 в системе организации инклюзивного обучения школьников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15100. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15100.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

развития. При этом почти полностью отсутствуют дидактические, интерфейсные, технологические и информационные связи между средствами информатизации [1].В условиях перехода российских образовательных учреждений на новые принципы обучения особую остроту приобретает проблема эффективности и результативности организации учебного процесса, а также проблема использования современных телекоммуникационных технологий. В настоящее время информатизация сферы образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, а также определяющим условием модернизации образовательной системы государства [2,3]. Основной проблемой системы образования является обеспечениеорганизационнометодического сопровождения процесса модернизации и повышения качества образования, связанногос использованием новых информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Информационнокоммуникационные технологии имеют ключевое значение на всех уровнях образовательной системы, являясь прорывными технологиями, обеспечивающими быстрое накопление интеллектуального и экономического потенциала [4].В настоящее время наблюдается активное внедрение современных инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс. При этом особую роль играют современные интернетсервисы.

МеждународныйконсорциумNew Media Consortium (NMC)опубликовалотчет,посвященныйкомпьютернымтехнологиям,которыебудутопределятьлицообразованиявближайшембудущем.Выделяют шесть такихтехнологий [5]:1.Мобильныетехнологии(Mobile Computing).2.Открытыйконтент (Open content).3.Электронныекниги(Electronic Books).4.Дополненнаяреальность(Augmented reality).5.Сенсорныеинтерфейсы(Gesture based computing).6.Визуализацияданных(Visual data analysis).Все существующие сервисы Интернетаможно разделитьна следующие категории[6,7]:1.Сервисы для хранения закладок–ссылки можно добавлять с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, ссылки будут доступны с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, каждая закладка должна быть помечена одним или несколькими тегами (меткамикатегориями). Сервисы для хранения мультимедийных ресурсов –средства, которые позволяют бесплатно хранить, классифицироватьцифровыефотографии, аудиои видеозаписи, текстовыефайлы, презентации и т.д.и обмениватьсяими.2.Создание и редактирование документов–сервисы, позволяющие пользователю вести записи любых текстов, редактировать текст сайта (писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи). Также позволяют загружать на сайты изображения, файлы, содержащие текстовую информацию, видеофрагменты, звуковые файлы и т.д.3.Социальные геосервисы –сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении земного шара с достаточно высокой точностью. Используются реальные данные, полученные с помощью околоземных спутников.4.Социальные сети –это сервис для взаимодействия людей или группы людей.5.Карты знаний (англ. Mind map) –способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Максимова Н. А. Применение сервисов Web 2.0 в системе организации инклюзивного обучения школьников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15100. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15100.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

6.Социальные поисковые системы–это системы, которые позволяют пользователям самим определять,в каком направлении вести поиск, какие сайты просматривать прежде всего, на какие слова обращать первоочередное внимание и каким образом представлять найденные результаты. В последнее время именно сервисы Web 2.0 занимают лидирующие позиции в интернеттехнологиях. С их помощью современные школьники могут гораздо эффективнее реализовать себя социально, работать индивидуально каждый в своем темпе, а учителя –применять творческие подходы к обучению. Также с использованием данных технологий возможна реализация концепции инклюзивного обучения. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детейинвалидов. Инструментом создания такой безбарьерной среды и являются информационнокоммуникационные технологии [8,9].Дети с ограниченными возможностями находятся в несколько «оторванном» от основного коллектива мире. Несмотря на усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, эти дети всетаки оказываются неподготовленными к включению в социальноэкономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» ребенка в социум и подарить обществу полноправного члена призвано инклюзивное образование. Одним из инструментов вовлечения ребенка в полноценную жизнь и является использование сервисов Web 2.0 в учебном процессе.Под сервисамиWeb 2.0 будем пониматьпрограммные среды, которые используютсядля организации совместной комфортной сетевой деятельности. Web 2.0 –это второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиаинформацию.Е.Д. Патаракин, заведующий лабораторией учебных коммуникаций Института программных систем (Нижний Новгород), автор и координатор проекта Летописи.Ру–«Время вернуться домой»,составил примерную классификацию социальных сервисов (сетевого программного обеспечения, поддерживающего групповые взаимодействия) [10]. 1.Совместный поиск информации.2.Совместное хранение закладок. Это продолжение и логическое развитие идеи закладок (ссылок на избранные сайты) в «Избранном» браузера. 3.Совместное хранение медиафайлов. Фотохостинг. Существуют сайты, позволяющие публиковать любые изображения (например, цифровые фотографии) в Интернете. Фотохостинги служат для размещения, хранения и показа изображений другим пользователям Сети. Это удобное средство демонстрации фотографий. При размещении на фотохостинге каждому фото присваивается уникальный адрес. Автор снимка может легко поделиться гиперссылкой, ведущей на фотографию, с любым человеком, имеющим доступ в Интернет, а также разместить её на своем сайте. 4.Создание и редактирование документов. Онлайнофис может быть доступен с любого компьютера, у которого есть доступ в Интернет, независимо оттого, какую операционную систему он использует. Это позволяет людям работать вместе по всему миру и в любое время, что ведет к созданию международных виртуальных команд для совместной работы над проектами. 5.ВикиВики–сайт, структуру и содержимоекоторогопользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший викисайт –Википедия. Вики характеризуется следующими признаками:−возможность многократно править текст посредством самой викисреды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора; Максимова Н. А. Применение сервисов Web 2.0 в системе организации инклюзивного обучения школьников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15100. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15100.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

−особый язык разметки –так называемая викиразметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки, форматировать и оформлять отдельные элементы;−учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних;−проявление изменений сразу после их внесения;−множество авторов: вики могут править все посетители сайта.6.Диаграмма связей (от англ.mind maps –интеллекткарта, карта памяти, карта ума). Это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. 7.Социальные сети –сайты с возможностью указать какуюлибо информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой страницу пользователя смогут найти другие участники сети. Одна из обычных черт социальных сетей –система «друзей» и «групп». Социальные сети предназначены для выстраивания онлайнсообществ людей, объединенных какойлибо деятельностью (интересами) изаинтересованных в ее распространении.

8.Мэшапы –это вебприложения, объединяющие данные из нескольких источников в один интегрированный инструмент.9.Общение в 3D (трёхмерной реальности).Анализ использования сетевых сервисов в образовательном процессе приорганизации инклюзивного обучения позволяет утверждать, что данные сервисы создают педагогические возможности для организации учебной деятельности. В результате изучения научнометодической литературы и опыта педагоговпрактиков можно выделить следующие направления использования данных инструментов [11–13]:1.Активизация познавательной деятельности учащихся и усиление мотивации обучения.2.Реализация компетентного подхода.3.Организация тренировки в процессе освоения учащимися учебного материала.4.Диагностика и контроль деятельности учащихся.5.Реализация проектной деятельности учащихся.6.Осуществление обратной связи по результатам деятельности и оказание своевременной помощи ученикам.7.Возможность размещенияи создания учебнометодического ресурса в рамках формирования информационнообразовательной среды учебного заведения.8.Высвобождение время за счет автоматизации выполнения рутинных действий.В таблице представлены основные возможности сетевых сервисов для учеников.Итак, использование сетевых сервисов в образовательном процессе требует от педагога наличия дополнительных знаний, умений и навыков. Современный преподаватель должен не только иметь представление о существующих технических средствах и информационных технологиях, но и владеть методикой их использования в обучении, обладать умениями и навыками обращения с различными техническими средствами, уметь создавать и использовать современные дидактические материалы на уроке.



Максимова Н. А. Применение сервисов Web 2.0 в системе организации инклюзивного обучения школьников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15100. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15100.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Возможности сетевых сервисов для учеников

Таксономияобразовательных целей Б.БлумаВозможности для учениковЗнанияОрганизация работы по самостоятельному освоению нового материалаПониманиеФормирование следующих умений:1.Умение работать с различными источниками информации.2.Умение самостоятельно осмыслить новый материал.3.Умение осуществлять тренировкуи обработку учебного материалаПрименение Овладение технологиями общения на основе невербальных форм коммуникации.Осуществление обратной связи по результатам деятельности.Высвобождение времени за счет выполнения трудоемких поисковых работАнализ Осуществление самоконтроля и самокоррекции.Развитие критического типа мышления.Формирование умений классификации.Осуществление обратной связи в ходе взаимооценкиСинтез Формирование культуры учебной деятельности.Принятие информационной культуры общества.Развитие критического типа мышления.Формирование умений классификацииОценка Развитие критического типа мышления.Формирование умений классификации

Ссылки на источники1.Максимова Н.А. Электронные средства учебного назначения // Ученые записки ИИО РАО. –2008.–№27. –С. 251–252.2.Андреева А.В. Особенности научной и инновационной деятельности в системе образования // Современные проблемы науки и образования. –2014.–№2. –С. 223.3.Андреева А.В.,Максимова Н. А. Проблемы формирования информационнообразовательной среды учебного заведения // Информатика и образование. –2012. –№8.–С. 90–91.4.Сервисы WEB 2.0. –URL:http://www.likt590.ru/resources/history2010/Web2.pdf.5.Там же.6.Использование сервиса WEB 2.0 в учебном процессе. –URL: http://u4eba.net/sbornikidei/ispolzovanieservisaweb20vuchebnomprotsesse.html.7.Парфенова И.А., Добро Л.Ф. Подходы к формированию информационнообразовательного пространства студента // Успехи современного естествознания. –2010. –№ 4.–С. 56–56. –

URL:www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7785001.8.Арюткина С.В., Напалков С.В. О способе реализации требований ФГОС по математике посредством использования тематических образовательных WEBквестов // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Междунар.науч.практ.конф. –Елец, 2014. –С. 80–85.9.Напалков С.В. Поисковопознавательные задания тематического образовательного WEBквеста по математике как средство формирования ключевых компетенций учащихся // Фундаментальные исследования. –2014. –№ 8. –С. 469.10.Использованиесервиса WEB 2.0 в учебном процессе. 11.Абакумова Н.Н., Алексеев А.А. Информационная среда как ресурс для развития образовательного учреждения // Открытое и дистанционное образование. –2008.–№3. –С. 3541.12.Абакумова Н.Н. Механизм оценки результативности изменений в региональной системе образования // Психология. Социология. Педагогика. –2011.–№1. –С. 18–20.13.Максимова Н. А. Разработка сценариев работы региональных образовательных порталов по развитию логического мышления // Концепт. –2014. –№ 10(октябрь). –ART 14292.–URL: http://ekoncept.ru/2014/14292.htm.

Максимова Н. А. Применение сервисов Web 2.0 в системе организации инклюзивного обучения школьников// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15100. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15100.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

NataliaMaksimova, Candidate of Pedagogic Sciences,Smolensk State University, Smolenskrutabaga@yandex.ruThe use of Web 2.0 services in organization of inclusive education of studentsAbstract.In modern conditions,there are new directions of use of information and telecommunication technologies in theeducational system, among which are Currently, the system of education formed the main areas of application information and telecommunication technologies in the educational process, among them arethe use of automatedsystems and learning management systems; use of information technologies as a didactic tool; increasing the creating component of educational and research activities. The paper discusses the concept of “inclusive education”, suggests themethod,involving “special”children in educational process of aregular schoolusing Web 2.0services.Key words:professional and pedagogical activity of teachers, educational environment, Web 2.0 services.References1.Maksimova,N. A. (2008) “Jelektronnye sredstva uchebnogo naznachenija”, Uchenye zapiski IIO RAO,№ 27, pp. 251–252(in Russian).2.Andreeva,A. V. (2014) “Osobennosti nauchnoj i innovacionnoj dejatel'nosti v sisteme obrazovanija”, Sovremennye problemy nauki i obrazovanija,№ 2, p. 223(in Russian).3.Andreeva,A. V.&Maksimova,N. A. (2012) “Problemy formirovanija informacionnoobrazovatel'noj sredy uchebnogo zavedenija”, Informatika i obrazovanie,№ 8, pp. 90–91(in Russian).4.Servisy WEB 2.0.Available at: http://www.likt590.ru/resources/history2010/Web2.pdf(in Russian).5.Ibid.6.Ispol'zovanie servisa WEB 2.0 v uchebnom processe. Available at: http://u4eba.net/sbornikidei/ispolzovanieservisaweb20vuchebnomprotsesse.html(in Russian).7.Parfenova,I. A.&Dobro,L. F. (2010) “Podhody k formirovaniju informacionnoobrazovatel'nogo prostranstva studenta”, Uspehi sovremennogo estestvoznanija, № 4,pp. 56–56. Available at: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7785001(in Russian).8.Arjutkina,S. V.&Napalkov,S. V. (2014) “O sposobe realizacii trebovanij FGOS po matematike posredstvom ispol'zovanija tematicheskih obrazovatel'nyh WEBkvestov”, Informacionnye tehnologii v obespechenii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov: materialy Mezhdunar. nauch.prakt. konf,Elec,pp. 80–85(in Russian).9.Napalkov,S. V. (2014) “Poiskovopoznavatel'nye zadanija tematicheskogo obrazovatel'nogo WEBkvesta po matematike kak sredstvo formirovanija kljuchevyh kompetencij uchashhihsja”, Fundamental'nye issledovanija,№ 8, p. 469(in Russian).10.Ispol'zovanie servisa WEB 2.0 v uchebnom processe. 11.Abakumova,N. N.&Alekseev,A. A. (2008) “Informacionnaja sreda kak resurs dlja razvitija obrazovatel'nogo uchrezhdenija”, Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie,№ 3, pp. 3541(in Russian).12.Abakumova,N. N. (2011) “Mehanizm ocenki rezul'tativnosti izmenenij v regional'noj sisteme obrazovanija”, Psihologija. Sociologija. Pedagogika,№ 1, pp. 18–20(in Russian).13.Maksimova,N. A. (2014) “Razrabotka scenariev raboty regional'nyh obrazovatel'nyh portalov po razvitiju logicheskogomyshlenija”, Koncept,№ 10 (oktjabr'), ART 14292. Available at: http://ekoncept.ru/2014/14292.htm(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived26.01.15Получена положительная рецензияReceived a positive review30.01.15ПринятакпубликацииAccepted for publication30.01.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Максимова Н. А., 2015www.ekoncept.ru