Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Денисова
Е.
А.,
Николаева
С.
Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 4 (апрель). – С.
141–145. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15117.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме самореализации женщин в период молодости и зрелости. Самореализация в работе рассматривается как системное психологическое образование, изучаются психологические особенности самореализации женщин в разные возрастные периоды, соотношение различных видов самореализации женщин на разных возрастных этапах, приоритетность для личности каждого вида самореализации на определенном возрастном этапе, в том числе в контексте профилактики ролевого конфликта.
Ключевые слова:
самореализация личности женщин, личностная, профессиональная, социальная самореализация, сравнительный анализ психологических особенностей самореализации женщин в разные возрастные периоды
Текст статьи
Денисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1
ART15117УДК 159.922.6
Денисова Елена Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретической и прикладнойпсихологииФГБОУ ВПО ©Тольяттинский государственный университетª, г. ТольяттиE_A_Denisova@mail.ru
Николаева Светлана Юрьевна, старший преподаватель кафедры теоретической и прикладнойпсихологииФГБОУ ВПО ©Тольяттинский государственный университетª, г. Тольяттиsvniko@mail.ru
Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин
Аннотация.Статья посвящена проблеме самореализации женщин в период молодости и зрелости. Самореализация в работе рассматривается как системное психологическое образование, изучаются психологические особенности самореализации женщин в разные возрастные периоды, соотношение различных видов самореализации женщин на разных возрастных этапах,приоритетность для личности каждого вида самореализации на определенном возрастном этапе, в том числев контексте профилактики ролевого конфликта. Ключевые слова:самореализация личности женщин, личностная, профессиональная, социальная самореализация, сравнительный анализ психологических особенностей самореализации женщин в разные возрастные периоды.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Внимание к самореализации личности в современной психологии обусловлено сегодняшней актуальностью проблем внутренней активности личности, максимального использования ею своих ресурсов для полного самоосуществления в процессе развития и деятельности. С точки зрения отечественных и зарубежных ученых,феномен самореализации выражает закономерный путь развития позитивной мотивации личности, ее природных и социальных качеств, сознательное осуществление уникальных ресурсов личности посредством индивидуального и ©сотворческогоª приложения усилий, адекватных целям самореализации. Сложность, неоднозначность, новместе с тем и безусловная значимость самореализации личности для ее социальнопсихологической активности, для развития, для сохранения психического и психологического здоровья, а также для ее эффективности во всех сферах самоосуществленияопределяют множественность и разносторонность научного изучения этой проблемы. Большой интерес представляют для исследователей аспекты и особенности самореализации женщин в современном мире, так как сегодня роли, задачи и значение женщин в нем разительно отличаются от существовавшихеще совсем недавно. При этом институты социализации продолжают формировать личность в соответствии с нормами, ценностями и культурными традициямив аспекте образцов маскулинного и феминного поведения, предполагая интериоризацию женщиной предлагаемых культурных стандартов. В таком положении существует явное противоречие, выражаемое социальной желательностью и необходимостью одновременной реалиДенисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
зации женщинами разнонаправленных тенденцийсемейных ролей (в рамках культурноисторических традиций) и необходимостипрофессионального становления и реализации себя в социальном пространстве современной жизни. Здесь заложена заведомая сложность, отражающаяся на современных женщинах в аспекте их личностной самореализации и общей удовлетворенности собой и жизнью. Данное исследование поднимает вопросывозрастных особенностей самореализации женщин в молодом и зрелом возрасте, анализаи выделенияпсихологического содержания этого феномена. Этот интерес обусловлен сложностью совмещения задач социальной и полоролевой реализации и необходимостью поиска путей успешного решения задач в этих пространствах жизни, разработки программ профессионального психологического сопровождения женщин в разныевозрастныепериодыих самореализации. Значимость такого подхода заключается в том, что это позволит, на наш взгляд, помочь женщинам реализовать универсальную личностную способность к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил, осознавать свою ценность, реализовывать умение ставить и достигать цели деятельности, анализировать свои возможности, особенности жизненной ситуации и на этой основе выбирать стратегию самоосуществления, то есть находить пути самореализации своей личности. Оригинальность данного исследования определяется интеграцией системного подхода с принятым в XXв.подходом С. Бема, основанным на значении психологического пола личности, т. е. гендера, в развитии, проявлении и реализации во всех сферах жизнедеятельности. В психологической науке самореализация личности рассматривалась как ценность (А. Маслоу, Г. Олпорт, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.), являясь показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения; как условие и гарантия свободы личности (З. А. Абдуллина, В. Л. Иноземцев, В. И. Муляр, Г.К.Чернявская, В. С. Швырев, Л. Г. Щитова, Э. Фромм и др.); как базовая потребностьнепрерывный динамичный процесс развития и совершенствования личности (З. А. Абдуллина, Е. И. Горячева,А. Г. Маслоу, В. Н. Наумчик, М. А. Недашковская, П. Н. Пестеров, К. Роджерс, В. В. Сериков, Э. Фромм, Г. К. Чернявская и др.); как гармония и единство всех элементов личности (Б. Г. Ананьев, Г. Олпорт, Н. В. Рябоконь, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.); как фактор психического здоровья и долголетия (А. Маслоу, А. Менегетти, А. Б. Орлова, К. Роджерс, Н. Роджерс и др.). Самореализация способствует активному долголетию, и не только физическому, но и социальному, личностному, профессиональному, что подтверждается экспериментальными данными. С 90х гг.XX в. возникла тенденция выделять самореализацию в качестве самостоятельного предмета изучения. В современных исследованиях самореализация раскрывается как ©потребность, форма и результат активности личностиª (Д.А.Леонтьев), ©осуществление возможностей “Я”посредством собственных усилий и содеятельности с другими людьмиª (Л. А. Коростылева), как ©раскрытие талантов, потенций и возможностей человекаª (Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев), вид творчества (М. Р. Шугуров),способ формирования жизненных целей (И. О. Мартынюк), как категория смысла и содержания (Е. Г. Злобина, Л. В. Сохань) и др. В ряде работ самореализация изучается как системное психологическое образование личности (Э. В. Галажинский, П. П. Горностай, Л. А.Коростылева, С. И. Кудинов). В последние годы появились работы, в которых анализируются отдельные аспекты самореализации: самореализация в основных сферах жизнедеятельности (Л. А. Коростылева, Л.И. Ожигова, Л. В. Попова), специфика профессиональной самореализации (С.А.Воломеев, Р. Г. ГаДенисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
джиева, О. И. Пустовит), самореализация личности студентов в процессе профподготовки (И. В. Костакова, З. Ш. Мухтарова), самореализация личности в зрелом и пожилом возрасте (T. 3. Козлова, И. В. Солодникова, Н. Г. Шевченко). В отечественной психологии половые аспекты развития личности отражены в работах А. А. АлиЗаде, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, В. П. Багрунова, В.А.Геодакян, В. Е. Кагана, И. С. Кона; в зарубежной психологии Дж. МакКи, А.Шериффс и др. Природа половых различий в психологической науке изучается с позиции полового диморфизма, раскрывающего половую дифференциацию как универсальный биологический процесс (Б. Г. Ананьев, В. П. Багрунов, В. А. Геодакян, И.В. Грошев, П. А. Ковалева, И. С. Кон, Е. П. Кораблина) и с точки зрения полового символизма (К. Джеклин, К. Дюкс, Э. Игли, Е. Маккоби, Дж. Хемпсон и др.), связанного с конструированием полов в течение жизни. В ряде гендерных работ последнего времени научно обосновывается взаимодействие в сложном процессе создания половых различий биологических (природа) и социальных (воспитание) факторов (Д.Гири, В. Е. Каган). Соответственно,учет биологического и психологического пола позволяет более полно раскрыть феномен самореализации с точки зрения биологических и социальных факторов. Несмотря на точто гендерная проблематика раскрывается в современных психологических исследованиях в многообразии теоретических и исследовательских тем, специальных исследований, посвященных специфике самореализации личности женщин на разных возрастных этапах в отечественной психологии,нет. Самореализация личности женщин на современном этапе может быть различной, может соответствовать или не соответствовать содержанию традиционной гендерной роли. Однако для некоторых российских женщин, несмотря на необходимость совмещения ориентации семейной роли с профессиональной, снижена значимость самореализации в пространстве профессиональной деятельности: © …с точки зрения россиянок, женское счастье особенно полно может быть реализовано всемье. Счастлива женщина, имеющая возможность посвятить свою жизнь семье, быть домохозяйкой, заниматься рукоделием, кулинарией. Американские респондентки, наоборот, считают, что женское счастье достижимо в профессиональной самореализацииª [1].Женщины в реализации гендерной идентичности используют стратегию ©личностные вклады в другихª, т. е. персонализацию, и критериями самореализации определяют конкретное мнение, удовлетворенность других и социальные нормы морали. Особую ценность для представительниц женского пола имеют ©другиеª: семья, родственники, друзья, коллеги и вообще люди. В процессе подтверждения гендерной идентичности женщины, стремясь подтвердить свою гендерную идентичность и в пространстве профессиональной деятельности, и в сфере отношений,ориентированы на проявление ©власти надª другими в гендерной роли и ©независимости отª эмоциональных привязанностей в профессиональной роли [2]. Отечественный исследователь В. А. Геодакян (1965, 1972), раскрывая основные положения полового диморфизма и говоря о целесообразности наличия двух полов, видит их в специализации по двум главным альтернативным направлениям эволюционного процесса: консервативному (генеративномусохранение свойств вида) и прогрессивному (экологическомуприобретение видом новых свойств). Мужской пол реализует ©прогрессивнуюª тенденцию, а женский ©консервативнуюª. Отбор в зонах дискомфорта у мужского и женского пола идет в разных направлениях: благодаря широкой норме реакции женский пол может ©выбратьсяªиз этих зон за счет воспитуемости, обучаемости, конформности, т. е. адаптивности. Для мужского пола такой путь закрыт изза узкой нормы реакции; только находчивость, сообразительность, изобреДенисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
тательность могут обеспечить ему выживание в дискомфортных условиях. Иными словами, женщины приспосабливаются к ситуации, мужчины выходят из нее, найдя новое решение, дискомфорт стимулирует поиск. Поэтому мужчины охотнее берутся за новые, требующие поиска, неординарные задачи (часто выполняя их вчерне), а женщины лучшедоводят решение знакомых задач до совершенства. Итак, специализация женского пола по сохранению генетической информации, а мужскогопо ее изменению достигается гетерохромной эволюцией полов. Следовательно, пол, по мнению В. А. Геодакяна,©это не столько способ размножения, как принято считать, сколько способ асинхронной эволюцииª [3]. Некоторые современные исследователи придерживаются мнения, что целостную личность характеризует андрогиния, т. е. интеграция женского эмоциональноэкспрессивного стиля смужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Создателем теории андрогинности является С. Бем, но, по мнению некоторых ученых, у нее были предшественники, в том числе К. Г. Юнг.К. Г. Юнг видел в идее единства двух противоположностей мужского и женского архетипический образ. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима) и мужского в женском (анимус), т. е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения. Как анимус, так и анима пребывают, по К. Г. Юнгу, между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин. Архетип ©анима анимусª, по К.Г. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности (самореализации.Авт.). Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной мужественности (анимуса) приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста [4]. Похожую позицию разделяет представитель современной аналитической психологии Р. Джонсон (1995), который полагает, что жизненный путь женщины это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как во вне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. ©Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мирª,пишет Р. Джонсон [5]. В статье ©Проблемы усвоения ролей мужчины и женщиныª Ю. Е. Алешина и А.С. Волович (1991) показывают специфику социализации мальчиков и девочек и влияние на этот процесс гендерных стереотипов. Они считают, что в современном обществе девочки с раннего детства через семейный опыт, через средства массовой информации усваивают необходимость совмещать женскую роль с профессиональной, ©причем вопрос об их иерархии остается открытым. В то же время мужская и профессиональная роли представлены как тождественные, так как никакие иные мужские проявления практически нигде не описываются. В итоге женская роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой, с двойной нагрузкойª [6]. Авторы указывают на противоречие: существующие гендерные стереотипы толкают Денисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
мальчиков на пассивность, а девочек на доминантность и гиперактивность, хотя им предстоит жить в обществе, ориентированном на традиционные полоролевые стандарты [7]. Более того, в последние годы представления о мужских и женских половыхролях подвергаются критике со стороны ряда исследователей [813].По их мнению, традиционные роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и часто непригодны для воспитания мальчиков. К. Хорни (1993) отмечает, что различия существуют и в том, куда направлен творческий импульс мужчины и женщины. Женский способ существования реализуется преимущественно через его направленность вовнутрь, через внимание к глубоким переживаниям иинсайтам. Мужской способ существования характеризуется направленностью творческого импульса вовне, на поиск возможностей преобразования внешнего мира через взаимодействие с ним и утверждение себя в нем. Таким образом, самореализация женщины в отличие от мужчины происходит не через поступки, а через процесс самосознания [14]. Е. П. Кораблина (1999) пишет, что смыслом существования женщины является самоотречение, растворение себя, посвящение себя комуто через принятие объекта своей любви в свой душевный мир. Для мужчины же любовь в этом понимании является лишь частью жизни, поскольку другая часть посвящена им построению внешнего мира и поиску в нем смысла своего существования [15]. По мнению других отечественных исследователей, Ю. Е. Алешиной и Е. В. Лекторской (1989), низкий ролевой конфликт женщины, возникающий из необходимости совмещать профессиональные и семейные роли, определяется высокой удовлетворенностью браком и положительным отношением мужа к работе жены, благополучной семейной ситуацией и высоким общим эмоциональным тонусом [16]. Апониженный эмоциональный фон, неудовлетворенность своей деятельностью как в семейной, так и в профессиональной сфере свидетельствуют об общем жизненном неблагополучии женщин с высоким ролевым конфликтом, что, очевидно,и приводит к трудностям в совмещении семейных и профессиональных ролей [17]. В целомдля женщин ведущими ценностями, согласно анализу психологической литературы, стали семья, уверенность в себе и материальная обеспеченность. Жизненное и профессиональное самоопределение женщин не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. В профессиональном самоопределении представительницы женского пола чаще отдают предпочтение социономическим профессиям. Они более гибки и вариативны в общении, предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседникаони более тактичны и вежливы, менее самоуверенны и более дружелюбны. Современные российские женщины в большей степени ориентированы на реализацию в пространстве семьи, в сравнении с европейскими женщинами, при этом у них снижена значимость самореализации в пространстве профессиональной деятельности. Однако успешность в семейной сфере позволяет им удачно сочетать семейные и профессиональные роли и эффективно реализовывать себя в привлекательной для них сфере работы. Таким образом, внимание к проблеме самореализации личности женщин на разных возрастных этапах в современной психологии обусловлено актуальностью вопросов, связанных с отсутствием целостных научно обоснованных знаний о психологических особенностях проявления этого психологического образования личности у женщин в период молодости и зрелости. Изучение возрастных особенностей самореализации женщин позволит провести психологический анализ, выявить доДенисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
минирующую направленность и определить общую удовлетворенность женщин своим самоосуществлением. Эти данные лягут в основу программ психологического сопровождения в виде психологического просвещения женщин, целью которого является формирование объективизации личных переживаний, целей, направленности, с одной стороны, и самопонимание с другой. Такжеполученные данные могут лечь в основу программ психологической профилактики и использоваться в консультативной помощи женщинам вразличных ситуациях и периодах жизни.
Ссылки на источники
1.МитинаО.В., ПетренкоВ.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 6874.2.Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности.Краснодар, 2006. 290 с.3.Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. Т. 1. Вып.1. М., 1965а. С. 105112.4.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.М.: Изд.группа ©Прогрессª, 1996. 344 с.5.Джонсон Р. Она: глубинные аспекты женской психологии.М.: КегитоЦентр, 2010. 109 с.6.Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 7482.7.Там же. 8.ИльинскийИ. М.Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений. URL:: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/kontsvosp5.php.9.Гаджиева Р.Г. Динамика гендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности: дис. …канд. психол. наук. М., 1998. 23 c.10.Клецина И.С. Гендерная социализация.СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. 92 с.11.Кораблина Е.П. Психологическая помощь с точки зрения экзистенциональногуманистического подхода и женского и мужского способов существования // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Издво СПбГУ, 1999. Вып. 3. С. 169177. 12.Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин// Вопросы психологии.1996а. № 2.13.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.СПб.: Питер, 2006. 544 с.14.Там же.С. 173.15.Кораблина Е.П. Указ. соч. С. 174.16.Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 85.17.Там же.
Elena Denisova,
Candidate of PsychologicalSciences, Associate Professorat the chair of Theoretical and Applied Psychology, Togliatti State University, TogliattiE_A_Denisova@mail.ruSvetlana Nikolaeva, Senior lecturer at the chair of Theoretical and Applied Psychology, Togliatti State University, Togliattisvniko@mail.ruTheoretical aspects of age features of women identity selfrealization Abstract.The paper is devoted to women's selfrealization in period of youth and maturity. Selfrealization is seen as a systemic psychological education, psychological characteristicof selfstudy of women at different ages. The authorsreveal the features of professional, social and personal selfrealization of women within the framework of a systematic approach, the priority for each type of individual selfrealization at a certain age level, including the context of prevention of role conflict. Key words:selfrealization of women, personal, professional, social selfrealization, comparative analysis of psychological characteristics of women's selfrealization at different ages.References1.Mitina, O. V. & Petrenko, V. F. (2000) “Krosskul'turnoeissledovaniestereotipovzhenskogopovedenija(vRossiiiSShA)”, Voprosypsihologii,№ 1, pp. 6874(inRussian).2.Ozhigova, L. N. (2006) Psihologija gendernoj identichnosti lichnosti, Krasnodar,290 p.(in Russian).3.Geodakjan, V. A. (1965a) “Rol' polov v peredache i preobrazovanii geneticheskoj informacii”, Problemy peredachi informacii,T. 1, vyp. 1, Moscow, pp. 105112(in Russian).Денисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7
4.Jerikson, Je. (1996) Identichnost': junost' i krizis, Izd. gruppa “Progress”, Moscow, 344 p.(in Russian).5.Dzhonson, R. (2010) Ona: glubinnye aspekty zhenskoj psihologii, KegitoCentr, Moscow, 109 p.(in Russian).6.Aleshina,Ju. E. &Volovich, A. S. (1991) “Problemy usvoenija rolej muzhchinyi zhenshhiny‱, Voprosy psihologii,№ 4, pp. 7482(in Russian).7.Ibid.8.Il'inskij, I. M. Osnovy koncepcii vospitanija zhiznesposobnyh pokolenij.Available at: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/kontsvosp5.php(in Russian).9.Gadzhieva, R. G. (1998) Dinamika gendernyh stereotipov i ih vlijanie na professional'nuju samorealizaciju lichnosti: dis. … kand. psihol. nauk, Moscow,23 p.(in Russian).10.Klecina, I. S. (1998) Gendernaja socializacija,RGPU im. A. I. Gercena, St. Petersburg, 92 p.(in Russian).11.Korablina, E. P. (1999) “Psihologicheskaja pomoshh's tochki zrenija jekzistencional'nogumanisticheskogo podhoda i zhenskogo i muzhskogo sposobov sushhestvovanija”, Psihologicheskie problemy samorealizacii lichnosti, Izdvo SPbGU, St. Petersburg, vyp. 3, pp. 169177(in Russian). 12.Popova, L. V. (1996a) “Problemy samorealizacii odarennyh zhenshhin”, Voprosy psihologii, № 2(in Russian).13.Il'in, E. P. (2006) Differencial'naja psihofiziologija muzhchiny i zhenshhiny, Piter, St. Petersburg, 544 p.(in Russian).14.Ibid., p. 173.15.Korablina E. P. Op. cit., p. 174.16.Aleshina, Ju. E. & Lektorskaja, E. V. (1989) “Rolevoj konflikt rabotajushhej zhenshhiny”, Voprosypsihologii,№ 5, p. 85 (in Russian).17.Ibid.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived31.03.15Получена положительная рецензияReceived a positivereview03.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication03.04.15ОпубликованаPublished30.04.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Денисова Е. А., Николаева С. Ю., 2015www.ekoncept.ru
ART15117УДК 159.922.6
Денисова Елена Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретической и прикладнойпсихологииФГБОУ ВПО ©Тольяттинский государственный университетª, г. ТольяттиE_A_Denisova@mail.ru
Николаева Светлана Юрьевна, старший преподаватель кафедры теоретической и прикладнойпсихологииФГБОУ ВПО ©Тольяттинский государственный университетª, г. Тольяттиsvniko@mail.ru
Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин
Аннотация.Статья посвящена проблеме самореализации женщин в период молодости и зрелости. Самореализация в работе рассматривается как системное психологическое образование, изучаются психологические особенности самореализации женщин в разные возрастные периоды, соотношение различных видов самореализации женщин на разных возрастных этапах,приоритетность для личности каждого вида самореализации на определенном возрастном этапе, в том числев контексте профилактики ролевого конфликта. Ключевые слова:самореализация личности женщин, личностная, профессиональная, социальная самореализация, сравнительный анализ психологических особенностей самореализации женщин в разные возрастные периоды.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Внимание к самореализации личности в современной психологии обусловлено сегодняшней актуальностью проблем внутренней активности личности, максимального использования ею своих ресурсов для полного самоосуществления в процессе развития и деятельности. С точки зрения отечественных и зарубежных ученых,феномен самореализации выражает закономерный путь развития позитивной мотивации личности, ее природных и социальных качеств, сознательное осуществление уникальных ресурсов личности посредством индивидуального и ©сотворческогоª приложения усилий, адекватных целям самореализации. Сложность, неоднозначность, новместе с тем и безусловная значимость самореализации личности для ее социальнопсихологической активности, для развития, для сохранения психического и психологического здоровья, а также для ее эффективности во всех сферах самоосуществленияопределяют множественность и разносторонность научного изучения этой проблемы. Большой интерес представляют для исследователей аспекты и особенности самореализации женщин в современном мире, так как сегодня роли, задачи и значение женщин в нем разительно отличаются от существовавшихеще совсем недавно. При этом институты социализации продолжают формировать личность в соответствии с нормами, ценностями и культурными традициямив аспекте образцов маскулинного и феминного поведения, предполагая интериоризацию женщиной предлагаемых культурных стандартов. В таком положении существует явное противоречие, выражаемое социальной желательностью и необходимостью одновременной реалиДенисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
зации женщинами разнонаправленных тенденцийсемейных ролей (в рамках культурноисторических традиций) и необходимостипрофессионального становления и реализации себя в социальном пространстве современной жизни. Здесь заложена заведомая сложность, отражающаяся на современных женщинах в аспекте их личностной самореализации и общей удовлетворенности собой и жизнью. Данное исследование поднимает вопросывозрастных особенностей самореализации женщин в молодом и зрелом возрасте, анализаи выделенияпсихологического содержания этого феномена. Этот интерес обусловлен сложностью совмещения задач социальной и полоролевой реализации и необходимостью поиска путей успешного решения задач в этих пространствах жизни, разработки программ профессионального психологического сопровождения женщин в разныевозрастныепериодыих самореализации. Значимость такого подхода заключается в том, что это позволит, на наш взгляд, помочь женщинам реализовать универсальную личностную способность к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил, осознавать свою ценность, реализовывать умение ставить и достигать цели деятельности, анализировать свои возможности, особенности жизненной ситуации и на этой основе выбирать стратегию самоосуществления, то есть находить пути самореализации своей личности. Оригинальность данного исследования определяется интеграцией системного подхода с принятым в XXв.подходом С. Бема, основанным на значении психологического пола личности, т. е. гендера, в развитии, проявлении и реализации во всех сферах жизнедеятельности. В психологической науке самореализация личности рассматривалась как ценность (А. Маслоу, Г. Олпорт, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.), являясь показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения; как условие и гарантия свободы личности (З. А. Абдуллина, В. Л. Иноземцев, В. И. Муляр, Г.К.Чернявская, В. С. Швырев, Л. Г. Щитова, Э. Фромм и др.); как базовая потребностьнепрерывный динамичный процесс развития и совершенствования личности (З. А. Абдуллина, Е. И. Горячева,А. Г. Маслоу, В. Н. Наумчик, М. А. Недашковская, П. Н. Пестеров, К. Роджерс, В. В. Сериков, Э. Фромм, Г. К. Чернявская и др.); как гармония и единство всех элементов личности (Б. Г. Ананьев, Г. Олпорт, Н. В. Рябоконь, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.); как фактор психического здоровья и долголетия (А. Маслоу, А. Менегетти, А. Б. Орлова, К. Роджерс, Н. Роджерс и др.). Самореализация способствует активному долголетию, и не только физическому, но и социальному, личностному, профессиональному, что подтверждается экспериментальными данными. С 90х гг.XX в. возникла тенденция выделять самореализацию в качестве самостоятельного предмета изучения. В современных исследованиях самореализация раскрывается как ©потребность, форма и результат активности личностиª (Д.А.Леонтьев), ©осуществление возможностей “Я”посредством собственных усилий и содеятельности с другими людьмиª (Л. А. Коростылева), как ©раскрытие талантов, потенций и возможностей человекаª (Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев), вид творчества (М. Р. Шугуров),способ формирования жизненных целей (И. О. Мартынюк), как категория смысла и содержания (Е. Г. Злобина, Л. В. Сохань) и др. В ряде работ самореализация изучается как системное психологическое образование личности (Э. В. Галажинский, П. П. Горностай, Л. А.Коростылева, С. И. Кудинов). В последние годы появились работы, в которых анализируются отдельные аспекты самореализации: самореализация в основных сферах жизнедеятельности (Л. А. Коростылева, Л.И. Ожигова, Л. В. Попова), специфика профессиональной самореализации (С.А.Воломеев, Р. Г. ГаДенисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
джиева, О. И. Пустовит), самореализация личности студентов в процессе профподготовки (И. В. Костакова, З. Ш. Мухтарова), самореализация личности в зрелом и пожилом возрасте (T. 3. Козлова, И. В. Солодникова, Н. Г. Шевченко). В отечественной психологии половые аспекты развития личности отражены в работах А. А. АлиЗаде, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, В. П. Багрунова, В.А.Геодакян, В. Е. Кагана, И. С. Кона; в зарубежной психологии Дж. МакКи, А.Шериффс и др. Природа половых различий в психологической науке изучается с позиции полового диморфизма, раскрывающего половую дифференциацию как универсальный биологический процесс (Б. Г. Ананьев, В. П. Багрунов, В. А. Геодакян, И.В. Грошев, П. А. Ковалева, И. С. Кон, Е. П. Кораблина) и с точки зрения полового символизма (К. Джеклин, К. Дюкс, Э. Игли, Е. Маккоби, Дж. Хемпсон и др.), связанного с конструированием полов в течение жизни. В ряде гендерных работ последнего времени научно обосновывается взаимодействие в сложном процессе создания половых различий биологических (природа) и социальных (воспитание) факторов (Д.Гири, В. Е. Каган). Соответственно,учет биологического и психологического пола позволяет более полно раскрыть феномен самореализации с точки зрения биологических и социальных факторов. Несмотря на точто гендерная проблематика раскрывается в современных психологических исследованиях в многообразии теоретических и исследовательских тем, специальных исследований, посвященных специфике самореализации личности женщин на разных возрастных этапах в отечественной психологии,нет. Самореализация личности женщин на современном этапе может быть различной, может соответствовать или не соответствовать содержанию традиционной гендерной роли. Однако для некоторых российских женщин, несмотря на необходимость совмещения ориентации семейной роли с профессиональной, снижена значимость самореализации в пространстве профессиональной деятельности: © …с точки зрения россиянок, женское счастье особенно полно может быть реализовано всемье. Счастлива женщина, имеющая возможность посвятить свою жизнь семье, быть домохозяйкой, заниматься рукоделием, кулинарией. Американские респондентки, наоборот, считают, что женское счастье достижимо в профессиональной самореализацииª [1].Женщины в реализации гендерной идентичности используют стратегию ©личностные вклады в другихª, т. е. персонализацию, и критериями самореализации определяют конкретное мнение, удовлетворенность других и социальные нормы морали. Особую ценность для представительниц женского пола имеют ©другиеª: семья, родственники, друзья, коллеги и вообще люди. В процессе подтверждения гендерной идентичности женщины, стремясь подтвердить свою гендерную идентичность и в пространстве профессиональной деятельности, и в сфере отношений,ориентированы на проявление ©власти надª другими в гендерной роли и ©независимости отª эмоциональных привязанностей в профессиональной роли [2]. Отечественный исследователь В. А. Геодакян (1965, 1972), раскрывая основные положения полового диморфизма и говоря о целесообразности наличия двух полов, видит их в специализации по двум главным альтернативным направлениям эволюционного процесса: консервативному (генеративномусохранение свойств вида) и прогрессивному (экологическомуприобретение видом новых свойств). Мужской пол реализует ©прогрессивнуюª тенденцию, а женский ©консервативнуюª. Отбор в зонах дискомфорта у мужского и женского пола идет в разных направлениях: благодаря широкой норме реакции женский пол может ©выбратьсяªиз этих зон за счет воспитуемости, обучаемости, конформности, т. е. адаптивности. Для мужского пола такой путь закрыт изза узкой нормы реакции; только находчивость, сообразительность, изобреДенисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
тательность могут обеспечить ему выживание в дискомфортных условиях. Иными словами, женщины приспосабливаются к ситуации, мужчины выходят из нее, найдя новое решение, дискомфорт стимулирует поиск. Поэтому мужчины охотнее берутся за новые, требующие поиска, неординарные задачи (часто выполняя их вчерне), а женщины лучшедоводят решение знакомых задач до совершенства. Итак, специализация женского пола по сохранению генетической информации, а мужскогопо ее изменению достигается гетерохромной эволюцией полов. Следовательно, пол, по мнению В. А. Геодакяна,©это не столько способ размножения, как принято считать, сколько способ асинхронной эволюцииª [3]. Некоторые современные исследователи придерживаются мнения, что целостную личность характеризует андрогиния, т. е. интеграция женского эмоциональноэкспрессивного стиля смужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Создателем теории андрогинности является С. Бем, но, по мнению некоторых ученых, у нее были предшественники, в том числе К. Г. Юнг.К. Г. Юнг видел в идее единства двух противоположностей мужского и женского архетипический образ. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима) и мужского в женском (анимус), т. е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения. Как анимус, так и анима пребывают, по К. Г. Юнгу, между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин. Архетип ©анима анимусª, по К.Г. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности (самореализации.Авт.). Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной мужественности (анимуса) приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста [4]. Похожую позицию разделяет представитель современной аналитической психологии Р. Джонсон (1995), который полагает, что жизненный путь женщины это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как во вне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. ©Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мирª,пишет Р. Джонсон [5]. В статье ©Проблемы усвоения ролей мужчины и женщиныª Ю. Е. Алешина и А.С. Волович (1991) показывают специфику социализации мальчиков и девочек и влияние на этот процесс гендерных стереотипов. Они считают, что в современном обществе девочки с раннего детства через семейный опыт, через средства массовой информации усваивают необходимость совмещать женскую роль с профессиональной, ©причем вопрос об их иерархии остается открытым. В то же время мужская и профессиональная роли представлены как тождественные, так как никакие иные мужские проявления практически нигде не описываются. В итоге женская роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой, с двойной нагрузкойª [6]. Авторы указывают на противоречие: существующие гендерные стереотипы толкают Денисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
мальчиков на пассивность, а девочек на доминантность и гиперактивность, хотя им предстоит жить в обществе, ориентированном на традиционные полоролевые стандарты [7]. Более того, в последние годы представления о мужских и женских половыхролях подвергаются критике со стороны ряда исследователей [813].По их мнению, традиционные роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и часто непригодны для воспитания мальчиков. К. Хорни (1993) отмечает, что различия существуют и в том, куда направлен творческий импульс мужчины и женщины. Женский способ существования реализуется преимущественно через его направленность вовнутрь, через внимание к глубоким переживаниям иинсайтам. Мужской способ существования характеризуется направленностью творческого импульса вовне, на поиск возможностей преобразования внешнего мира через взаимодействие с ним и утверждение себя в нем. Таким образом, самореализация женщины в отличие от мужчины происходит не через поступки, а через процесс самосознания [14]. Е. П. Кораблина (1999) пишет, что смыслом существования женщины является самоотречение, растворение себя, посвящение себя комуто через принятие объекта своей любви в свой душевный мир. Для мужчины же любовь в этом понимании является лишь частью жизни, поскольку другая часть посвящена им построению внешнего мира и поиску в нем смысла своего существования [15]. По мнению других отечественных исследователей, Ю. Е. Алешиной и Е. В. Лекторской (1989), низкий ролевой конфликт женщины, возникающий из необходимости совмещать профессиональные и семейные роли, определяется высокой удовлетворенностью браком и положительным отношением мужа к работе жены, благополучной семейной ситуацией и высоким общим эмоциональным тонусом [16]. Апониженный эмоциональный фон, неудовлетворенность своей деятельностью как в семейной, так и в профессиональной сфере свидетельствуют об общем жизненном неблагополучии женщин с высоким ролевым конфликтом, что, очевидно,и приводит к трудностям в совмещении семейных и профессиональных ролей [17]. В целомдля женщин ведущими ценностями, согласно анализу психологической литературы, стали семья, уверенность в себе и материальная обеспеченность. Жизненное и профессиональное самоопределение женщин не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. В профессиональном самоопределении представительницы женского пола чаще отдают предпочтение социономическим профессиям. Они более гибки и вариативны в общении, предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседникаони более тактичны и вежливы, менее самоуверенны и более дружелюбны. Современные российские женщины в большей степени ориентированы на реализацию в пространстве семьи, в сравнении с европейскими женщинами, при этом у них снижена значимость самореализации в пространстве профессиональной деятельности. Однако успешность в семейной сфере позволяет им удачно сочетать семейные и профессиональные роли и эффективно реализовывать себя в привлекательной для них сфере работы. Таким образом, внимание к проблеме самореализации личности женщин на разных возрастных этапах в современной психологии обусловлено актуальностью вопросов, связанных с отсутствием целостных научно обоснованных знаний о психологических особенностях проявления этого психологического образования личности у женщин в период молодости и зрелости. Изучение возрастных особенностей самореализации женщин позволит провести психологический анализ, выявить доДенисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
минирующую направленность и определить общую удовлетворенность женщин своим самоосуществлением. Эти данные лягут в основу программ психологического сопровождения в виде психологического просвещения женщин, целью которого является формирование объективизации личных переживаний, целей, направленности, с одной стороны, и самопонимание с другой. Такжеполученные данные могут лечь в основу программ психологической профилактики и использоваться в консультативной помощи женщинам вразличных ситуациях и периодах жизни.
Ссылки на источники
1.МитинаО.В., ПетренкоВ.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 6874.2.Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности.Краснодар, 2006. 290 с.3.Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. Т. 1. Вып.1. М., 1965а. С. 105112.4.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.М.: Изд.группа ©Прогрессª, 1996. 344 с.5.Джонсон Р. Она: глубинные аспекты женской психологии.М.: КегитоЦентр, 2010. 109 с.6.Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 7482.7.Там же. 8.ИльинскийИ. М.Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений. URL:: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/kontsvosp5.php.9.Гаджиева Р.Г. Динамика гендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности: дис. …канд. психол. наук. М., 1998. 23 c.10.Клецина И.С. Гендерная социализация.СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. 92 с.11.Кораблина Е.П. Психологическая помощь с точки зрения экзистенциональногуманистического подхода и женского и мужского способов существования // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Издво СПбГУ, 1999. Вып. 3. С. 169177. 12.Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин// Вопросы психологии.1996а. № 2.13.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.СПб.: Питер, 2006. 544 с.14.Там же.С. 173.15.Кораблина Е.П. Указ. соч. С. 174.16.Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 85.17.Там же.
Elena Denisova,
Candidate of PsychologicalSciences, Associate Professorat the chair of Theoretical and Applied Psychology, Togliatti State University, TogliattiE_A_Denisova@mail.ruSvetlana Nikolaeva, Senior lecturer at the chair of Theoretical and Applied Psychology, Togliatti State University, Togliattisvniko@mail.ruTheoretical aspects of age features of women identity selfrealization Abstract.The paper is devoted to women's selfrealization in period of youth and maturity. Selfrealization is seen as a systemic psychological education, psychological characteristicof selfstudy of women at different ages. The authorsreveal the features of professional, social and personal selfrealization of women within the framework of a systematic approach, the priority for each type of individual selfrealization at a certain age level, including the context of prevention of role conflict. Key words:selfrealization of women, personal, professional, social selfrealization, comparative analysis of psychological characteristics of women's selfrealization at different ages.References1.Mitina, O. V. & Petrenko, V. F. (2000) “Krosskul'turnoeissledovaniestereotipovzhenskogopovedenija(vRossiiiSShA)”, Voprosypsihologii,№ 1, pp. 6874(inRussian).2.Ozhigova, L. N. (2006) Psihologija gendernoj identichnosti lichnosti, Krasnodar,290 p.(in Russian).3.Geodakjan, V. A. (1965a) “Rol' polov v peredache i preobrazovanii geneticheskoj informacii”, Problemy peredachi informacii,T. 1, vyp. 1, Moscow, pp. 105112(in Russian).Денисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15117. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15117.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7
4.Jerikson, Je. (1996) Identichnost': junost' i krizis, Izd. gruppa “Progress”, Moscow, 344 p.(in Russian).5.Dzhonson, R. (2010) Ona: glubinnye aspekty zhenskoj psihologii, KegitoCentr, Moscow, 109 p.(in Russian).6.Aleshina,Ju. E. &Volovich, A. S. (1991) “Problemy usvoenija rolej muzhchinyi zhenshhiny‱, Voprosy psihologii,№ 4, pp. 7482(in Russian).7.Ibid.8.Il'inskij, I. M. Osnovy koncepcii vospitanija zhiznesposobnyh pokolenij.Available at: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/kontsvosp5.php(in Russian).9.Gadzhieva, R. G. (1998) Dinamika gendernyh stereotipov i ih vlijanie na professional'nuju samorealizaciju lichnosti: dis. … kand. psihol. nauk, Moscow,23 p.(in Russian).10.Klecina, I. S. (1998) Gendernaja socializacija,RGPU im. A. I. Gercena, St. Petersburg, 92 p.(in Russian).11.Korablina, E. P. (1999) “Psihologicheskaja pomoshh's tochki zrenija jekzistencional'nogumanisticheskogo podhoda i zhenskogo i muzhskogo sposobov sushhestvovanija”, Psihologicheskie problemy samorealizacii lichnosti, Izdvo SPbGU, St. Petersburg, vyp. 3, pp. 169177(in Russian). 12.Popova, L. V. (1996a) “Problemy samorealizacii odarennyh zhenshhin”, Voprosy psihologii, № 2(in Russian).13.Il'in, E. P. (2006) Differencial'naja psihofiziologija muzhchiny i zhenshhiny, Piter, St. Petersburg, 544 p.(in Russian).14.Ibid., p. 173.15.Korablina E. P. Op. cit., p. 174.16.Aleshina, Ju. E. & Lektorskaja, E. V. (1989) “Rolevoj konflikt rabotajushhej zhenshhiny”, Voprosypsihologii,№ 5, p. 85 (in Russian).17.Ibid.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived31.03.15Получена положительная рецензияReceived a positivereview03.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication03.04.15ОпубликованаPublished30.04.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Денисова Е. А., Николаева С. Ю., 2015www.ekoncept.ru