Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин Н. П., Домбровский А. А. Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15140.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности психофизиологических факторов, влияющих на процесс подготовки водителей для силовых структур Министерства внутренних дел России. Рассмотрены индивидуальные психологические особенности слушателей, влияющие на процесс управления оперативным транспортным средством, оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакулин Н. П., Домбровский А. А. Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15140. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15140.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15140УДК 159.95:656.1

Бакулин Николай Петрович, преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюменьbakullin@mail.ru

Домбровский Алексей Анатольевич,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования (кафедра ОТСПиОП) ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюменьdobrinya_52@bk.ru

Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД

Аннотация.В статье рассматриваются особенности психофизиологических факторов, влияющих на процесс подготовки водителей для силовых структур Министерства внутренних дел России. Рассмотрены индивидуальные психологические особенности слушателей, влияющие на процесс управления оперативным транспортным средством, оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Ключевые слова:надежность водителя, безопасность дорожного вождения, контраварийная подготовка, профессионализм водителя,участники дорожного движения.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

При подготовке водителей оперативных транспортных средств важнейшим понятием выступает надежность водителя.Под надежностью мы понимаем способность водителя выполнить работу с использованием скоростных и других эксплуатационных качеств автомобиля без нарушения требований безопасности дорожного движения, то есть безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течениевсего рабочего времени. [1]К основным факторам, определяющим профессиональную надежность водителя,мы можем отнести:профессиональную пригодность,подготовленность к управлению автомобилем,работоспособность.В течениевсего периода обучения личный составизучает теорию и постоянно тренируется на практических занятиях по автодромной подготовке. Контингент обучаемых различается как по степени подготовки, так и по роду службы: это офицеры дорожнопатрульной службы, чьейдополнительной обязанностьюявляется управление транспортным средством категории «В», оборудованнымспециальными устройствами для подачи световых и звуковых сигналов;водители оперативных автомобилей дежурных частей; водители экипажей ОВО, ППСМ;сотрудникиводители специальных подразделений МВД ОМОН и СОБР.Бакулин Н. П., Домбровский А. А. Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15140. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15140.htm.–ISSN2304120X. 2

Как практическая,так и теоретическая подготовка требует от вышеназванных лиц неукоснительного соблюдения обязанностей участника дорожного движения.Эти обязанности заключаютсяв выполнении федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними требований нормативноправовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. Немаловажным является тот факт, что при изучении изменений законодательной базы по безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, сотрудниками движет любопытство и возрастающее в процессе обучения недоумение. Этот фактор опытный лекторпреподаватель легко трактуетв свою пользу. Проводя сравнительный анализ законодательных актов,легко добиться закрепления сложного законодательного материала вдолговременной оперативной памяти. Фактически постоянно за участниками дорожного движения закреплена обязанность выполнять только безопасные действия.Но в процессе переподготовки водителей преподавательинструктор также в первую очередь обращает внимание на специфические правовые требования к участникам обучения. Также большое внимание инструктор вынужден уделять индивидуальным особенностям обучаемых: психофизиологическим, психологическим, медицинским.Психофизиологическая пригодность сотрудника внутренних дел–это соответствие психологических и личностных качеств требованиям выполнять безопасное управление источником повышенной опасности.В нашем случае таким источником повышенной опасности будет автомобиль, используемый в служебной деятельности и закрепленный за сотрудником. Конечно,автомобиль автомобилю рознь, но становится понятно,что динамичная и мощная оперативная автомашина при наличии за рулем неопытного неподготовленного водителя сотрудника, не имевшего опытауправления такой автомашиной, можетбыть опаснее для жизни граждан, чем старенькая машина правонарушителя. Такие качества водителяоператора, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакцияи т. д.,положительно влияют на исход аварийной дорожнотранспортной ситуации [2].Из множества свойств и особенностей сотрудников органов внутреннихдел, наделенных правом управления оперативным автомобилем,наиболее выраженными и загадочными являются психологические [3]. Психологические индивидуальные особенности водителя, влияющие на процесс управления высокоскоростным автомобилем,подразделяются наследующие категории.Первая категория –это категория кратковременных психологических процессов,таких как ощущения, восприятие, мышление. Они определяются относительной кратковременностью их протекания (от долей секунд до нескольких минут), но именно от них зависит реакция водителя на возникновение той или иной ситуации на дороге. Руками водитель ощущает малейшие изменения симптомов поведения автомобиля. Пальцы и кисти водителя тончайшими движениями рулевого колеса на скоростной трассе способны обеспечивать безопасность вождения транспортного средства. Ощущения водителя при вождении очень важны. Ритм двигателя, ощущение его ровности, работа остальных механизмов воспринимаются на слух. Однако тут кроется и тревожная сторона этого явления. Например,невнятное постукивание снизузаостряетвнимание водителя именно на этом постукивании. В этот момент все остальные действия производятся автоматически. Налицопарадоксальное явление. Неопытный водитель, новичок, садясь за автомашину, «не слышит» ееи все свое внимание перекладывает на вождение. Опытный же водитель, слыша нечто тревожное, только некоторую часть энергетических резервов направляет на автоматическое поддерживание траектории, скорости автомобиля, а львиную долю энергии расходуетна поиск Бакулин Н. П., Домбровский А. А. Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15140. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15140.htm.–ISSN2304120X. 3

того самого стука. Кто в такие моменты лучше управляет автомобилем:«тугоухий» новичокили опытный «слушатель стуков»? Трудно сказать. Вторая категория –это психологическое состояние водителя: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, плохое/хорошее настроение ит.д.–они протекают гораздо дольше, чем психологические процессы, однако весьма взаимосвязаны с процессами первой категории. Усталость водителя оперативного транспортного средства ведет к «огрублению» ощущения, замедлению восприятия и медлительности мышления; возможное следствие –общаяошибкаоператора и дорожнотранспортноепроисшествие. Агрессивность водителя ведет к неправильной оценке безопасной дистанции, безопасного интервала. Такой водитель видит искаженную реальность, в которой присутствуют резкие хаотичные перемещения и перестроения из ряда в ряд по проезжей части, необдуманные опережения и обгоны попутно движущихся транспортных средств, резкое неконтролируемое торможение с полной или частичной блокировкой колес транспортного средства. Присутствуют и в операторской работе по управлению транспортным средством у такого агрессивно настроенного водителя ускорения, выводящие массу автомобиля из состояния относительной равной развесовки по осям и проводящие к последующим сносам или заносам.Третья категория –это психологические индивидуальные свойства водителя. Они наиболее устойчивые, характеризующие каждого отдельного сотрудника.Но следует отметить, что в процессе занятий по автодромной подготовкепсихологические свойства сотрудника могут меняться.Так, например, действия,выполняемые на автотренажере в условиях создаваемого лимита времени,могут существенно отличаться изза индивидуальнопсихологических особенностей человека от действий на автодроме во время упражнений на реальном автомобиле и в реальной ситуации. Увы, приходится констатировать, что эти действия отличаютсяне в лучшую сторону. Выявление инструктором таких важных особенностей ведет к корректировке подготовки в строго индивидуальном порядке. Зачастую удается корректировать приобретенные ошибочные навыки или даже противоправные привычки (например,руление одной рукой открытым хватом с отпусканием рулевого колеса для самовыравнивания после поворота со скольжением по нему кисти без контроля). Удается также понять проблемы надежности у того или иного оператора оперативной машины. Известно, что надежность человека определяется способностью к безошибочной работе в данных нормальных условиях функционирования[4].Нередко во время автодромной подготовки очевидно, что сотрудник на оперативном автомобиле имеет возможность осознать и предвидеть определенные обстоятельства дорожного движения (например,искусственные гололедные явления, воссозданные на определенном участке автодрома), но не воспринимать их до тех пор, пока его автомобиль не начнет выходить изпод контроля. Нереализованная возможность в данном случае снижения скорости свидетельствует о том, что такой сотрудник вследствиесвоего объективного опыта автовождениярасполагал объективной информацией, и о том, что у водителя не было какихлибо препятствий для осознания этой информации. Не осознание в этой ситуациитех или иных обстоятельств –это тоже определенное психическое состояние, обусловленное личностными особенностями, которое зависит и от восприятия личностью тех раздражителей, которые воздействуют на него. Получается, что термин «надежность»применительно к водителю транспортного средства, оборудованного средствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов,определяет лишь общую закономерность возникновения у Бакулин Н. П., Домбровский А. А. Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15140. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15140.htm.–ISSN2304120X. 4

него ошибок, полностью не отражает его способность к безопасной работе –не допускать именно опасных ошибок, противодействовать опасности и осуществлять профилактические действия недопущения самой такой ошибки (в нашем случае это гололедные явления). Однако потребность в таком определении профилактических действий обнаруживается только в условиях реальной опасности на автодроме, и сразу очевидно,что водители оперативных транспортных средств,находясь в одном и том же транспортном средстве категории «В» и на той же самой тренировочной трассе,в выполнении единого упражненияперед опасностью не равны. Каковы причины такого неравенства? Что узнать,обратимся к эргономике. Эргономика (от греч. ergon–работа и nomos –закон) –наука, изучающаяфункции, возможности человека в трудовых процессах, выявляющая возможности и закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечения необходимых удобств, содействующих развитию способностей работника [5].

Автомобиль сконструирован под физиологические параметры «среднего» человека, нонесмотря на это имеет десятки вариантов регулировки. Задача инструктора –оценить правильность действий сотрудника поправильной регулировкеи подгонкесидения, ремней безопасностей и прочих элементов для создания удобных трудовых условий. Ряд ученых выделяют основные факторы, обусловливающие способность человека противодействовать возникновению опасности: биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции[6];фактор, определяющий индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека [7];фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний, умений [8];фактор, характеризующий направленность человека, то есть его мотивы, интересы, установки и т. п.[9]Для инструктора наиболее интересны в данном плане биологический фактор и фактор, вытекающий из опыта человека. Однако следует указать,что следование именно биологическим факторам рискованно и не всегда оправданно[10].

Итак, первый фактор –биологический. Как любой биологической системе,каждому человеку присущ комплекс безусловных рефлексов (инстинктов), которыми он неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие его организму, что способствует самосохранению.Например, при возникновении опасностискольжения на автомобиле автоматически производится процесс торможения, при возникновении препятствия –плавное или рывковое, но быстрое реагирование рулевым колесом. Защитные реакции организма способствуют повышению защищенности человека от различных опасностей. Иное дело, что эти защитные реакции стараются внести свою лепту в защиту организма на все 100%, отсюда: недозированное нажатие правой ногой водителем на педаль тормоза, приводящее к блокированию всех колес и невозможности управлению транспортным средством, избыточное хаотичное руление, наносящее вред траектории автомобиляи подчас ставящее его под угрозуопрокидывания, вращения. Необходимо дозировать влияние безусловных рефлексов на опасности.Чтобы биологическая система водителя адекватно реагировала на опасности автовождения,необходимо грамотно произвести сочетание регулировок транспортного средства, чтобы инстинкт самосохранения помогал.Для обеспечения учета биологических факторов человека в процессе управления автомобилем требуется обеспечить правильную посадку обучаемого. Водителю Бакулин Н. П., Домбровский А. А. Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15140. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15140.htm.–ISSN2304120X. 5

должно быть комфортно. Простор должен обеспечивать быстрый,четкий маневр рулевыми приспособлениями автомобиля. Здесь, без преувеличения,следует сказать, что сотрудники ППСМ, ОВО, дежурных частей, ОМОНаи СОБРаимеют в большинстве своем «таксистскую» посадку, то есть водитель слишком близко подвинут к рулевому колесу и опирается на него предплечьями рук. На входном контроле такие водители не могут быстро повернуть рулевое колесо с большой амплитудой изза отсутствия простора [11]. Связано это с тем,что группаГНР обычно экипированав средства индивидуальной бронезащиты и состоит из нескольких человек;чтобы дать задним пассажирам удобно расположиться для реализации необходимости быстро и беспрепятственно покинуть автомобиль и держать наготове автоматическое огнестрельное оружие, водитель и передний пассажир вынуждены сдвигать сидения максимально вперед. Сотрудники ДПС, наоборот, в большинстве своем управляют автомобилем в «полулежачей позе». Это связано с частыми выходами из автомашины (согласно опросу,до 300 раз за смену), а также с заполнением служебной документации в салоне автомобиля. Сотрудники вынуждены максимально отодвигать сиденья назад и наклоняют их, чтобы перед собой можно было разместить протокол, а это лист формата А4. В такой позиции во время тактики преследованияна высоких скоростяхводитель вынужден постоянно тянуть руль на себя, что не дает делать быстрые повороты рулевым колесом. У сотрудников ДПС движения рулем всегда слегка«размазаны». Это включает в себя резкий,четкий маневр в начале фазы движения рулевым колесом и многократное снижение скорости поворота рулевого колеса в конце поворота. Добавляя сюда специфику маневрирования на трассе,можно добавить, что в результате такой посадки,согласно опросу сотрудников ДПС,97%наклоняются вперед при включении пятой передачи,теряя контакт со спинкой сидения и в течение 2–4 секунд убирая взгляд с точки,куда направляется автомобиль,в точку тридцатипятидесяти метров перед автомобилем. В городетакая же ситуация повторяется при форсировании движения (согласно опросу,у 93% сотрудников ДПС) и включении понижающей передачи для разгона (третьей). Обе эти передачи расположены далеко от водителя. Можно с уверенностью сказать, что в эти моменты сотрудники благодаря неправильной посадке не в полном объеме получаютотавтомобиля максимум информации, что ведет к неправильной оценке действий оператором.

Второй фактор, обусловливающийспособность человека противодействовать возникновению опасности, –профессиональные качества и опыт водителя транспортного средства. Умение безопасно управлять автомобилем зависит,главным образом,от знаний сотрудником правил безопасности, от жизненного опыта водителя, от водительского стажа, опыта управления различными транспортными средствами, от специфики региона, специфики подготовки и еще от массы факторов. На курсы переподготовки прибывают профессионалы силовых ведомств, с водительским стажем от 5 до 25 лет,с ярко выраженными индивидуальными особенностями автовождения. Ониимеют большой опыт работы в горячих точках, в критических ситуацияхибудут придерживаться тех профессиональных привычек, которые помогли им преодолеть пройденные жизненные ситуации. В результате профессиональной переподготовки и приобретенного опыта вырабатываются мастерство офицера ДПС, водителя ППСМ, ОВО, ОМОНа, СОБРа, ДЧ, их способность правильно реагировать усвоенными и известными ему приемами на различные аварийные и критические ситуации. Но стоит еще раз повторить:в процессе курсов профессорскопреподавательский состав стремится обогатить персональный опыт учащихся практическими приемами контраварийного вождения, ни в коем случаеБакулин Н. П., Домбровский А. А. Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15140. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15140.htm.–ISSN2304120X. 6

не критикуя устоявшиеся доброкачественные привычки водителяпрофессионала. Коррекции подвергаются привычки, реально влияющие на безопасность дорожного движения. Исходя из рассмотренной специфики,мы можем сделать некоторые выводы.Впроцессе переподготовки водителей оперативных транспортных средств акцент тренировок на автодроме должен делаться:на снижениинервнопсихического напряжения, связанногос отрицательными эмоциями во время критических ситуаций приуправлении автомобиля, что достигается многократной отработкой таких ситуаций;созданииусловий получения водителем полной информации для прогнозирования вероятного развитиядорожной обстановки, что достигается также отработкой приемов вождения на автодроме,когдаводитель будет учиться получать информацию от поведения автомобиля, от звуковых контактов автомобиля с окружающей средой, от «набегающей панорамы» дорожного полотна.

Ссылки на источники1.Байрах П.К., Шахмаев М.М., Якубенко Н.В. Влияние дорожной обстановки на профессиональную надежность водителя: учеб. пособие. –Тюмень: ТЮИ МВД России, 2009. –С.23.2.Якубенко Н.В. Антропотехническая система «дорожное движение» (криминологические и психологические аспекты).–Тюмень, 1999.3.Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. –Ярославль, 1991.4.Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. –М.,1990. –С. 18.5.Политехнический словарь/ гл. ред. акад. А.Ю. Ишлинский. –М., 1980. –С. 624.6.Балинт И., Мурани М. Психология безопасности труда. –М., 1968. –С. 15–23.7.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. –М., 1964. –С.18–40.8.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.,Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологические аспекты.–М., 1985. –С. 5–18.9.Котик М.А., Емельянов А.М. Природа ошибок человекаоператора. –М., 1993. –С. 23–31.10.Бакулин Н.П. Пропаганда правовых норм действий участников дорожного движения как элемент безопасности // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск2. –ART55006.–URL: http://ekoncept.ru/2014/55006.htm. –ISSN2304120X.11.Цыганков Э.С. Золотые правила безопасного вождения.–М.:Эксмо, 2007. –С.3.

Nikolay Bakulin,Lecturer, chairofFire, Tactical and Special Training and Operational Planning, Tyumen Institute of Advanced Police Academy in Russia, Tyumenbakullin@mail.ruAlexei Dombrovskiy,Lecturer, chairofFire, Tactical and Special Training and Operational Planning, Tyumen Institute of Advanced Police Academy in Russia, Tyumendobrinya_52@bk.ruPsychophysiological factors affecting the process of training ofdriversofInternal Affairs Ministryoperational services

Abstract.The paperdiscusses the features of psychophysiological factors affecting the process of training of drivers for the power structures of the Internal Affairs Ministry of Russia. The authors consider the individual psychological characteristics of the audience, influencing the management of emergency vehicles equipped with devices for feeding special light and sound signals.Key words:the reliability of the driver, road safety, training, professional driver,road.References1.Bajrah,P. K., Shahmaev,M. M.&Jakubenko,N. V. (2009) Vlijanie dorozhnoj obstanovki na professional'nuju nadezhnost' voditelja: ucheb. posobie,TJuI MVD Rossii, Tjumen',p.23(inRussian).2.Jakubenko,N. V. (1999) Antropotehnicheskaja sistema “dorozhnoe dvizhenie”(kriminologicheskie i psihologicheskie aspekty), Tjumen'(inRussian).3.Karpov,A. V. (1991) Psihologija prinjatija reshenij v professional'noj dejatel'nosti, Jaroslavl'(inRussian).4.Kotik,M. A. (1990) Besedy psihologa o bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija,Moscow,p.18(inRussian).5.Ishlinskij,A. Ju. (1980) Politehnicheskij slovar',Moscow,p.624(inRussian).Бакулин Н. П., Домбровский А. А. Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15140. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15140.htm.–ISSN2304120X. 7

6.Balint,I. &Murani,M. (1968) Psihologija bezopasnosti truda,Moscow,pp.15–23(inRussian).7.Levitov,N. D. (1964) O psihicheskih sostojanijah cheloveka,Moscow,pp.18–40(inRussian).8.D'jachenko,M. I., Kandybovich, L. A. &Ponomarenko,V. A. (1985) Gotovnost' k dejatel'nosti v naprjazhennyh situacijah. Psihologicheskie aspekty,Moscow,pp.5–18(inRussian).9.Kotik, M. A. &Emel'janov,A. M. (1993) Priroda oshibok chelovekaoperatora,Moscow,pp.23–31(inRussian).10.Bakulin,N. P. (2014) “Propaganda pravovyh norm dejstvij uchastnikov dorozhnogo dvizhenija kak jelement bezopasnosti”,Koncept,Sovremennye nauchnye issledovanija. Vypusk 2.ART 55006.Available at: http://ekoncept.ru/2014/55006.htm. –ISSN 2304120X(inRussian).11.Cygankov,Je. S. (2007) Zolotye pravila bezopasnogo vozhdenija,Jeksmo, Moscow,p.3(inRussian).

Рекомендованокпубликации:

ВозжениковойО. С., кандидатом психологических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived03.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review14.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication14.03.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Бакулин Н. П., Домбровский А. А., 2015www.ekoncept.ru