Феноменология праздника

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15181.htm.
Аннотация. Рассматривается феноменология культуры и культурологии как науки о культуре в общем и феноменология праздника в частности. Приводятся основные концепты феноменологии культуры и праздника. Показано, что феноменология праздника является подсистемой, входящей в общую систему феноменологии культуры, которая имеет собственные, индивидуальные отличительные черты, присущие только ей, содержит в своей основе феномены праздничной культуры – ритуал, церемонию, обряд, используя в качестве феноменов изобразительно-выразительных средств символ, метафору, аллегорию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15181. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15181.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15181УДК 351.855.1

Курбатов Владимир Петрович,

кандидат культурологии, г. Кемеровоkentavr.@mail.ru

Верещагина Ирина Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Томский государственный архитектурностроительный университет», г. Томскwillow760@mail.ru

Феноменология праздника

Аннотация.Рассматривается феноменология культуры и культурологии как науки о культуре в общем и феноменология праздника в частности. Приводятся основные концепты феноменологии культуры и праздника. Показано, что феноменология праздника является подсистемой, входящей в общую систему феноменологии культуры, которая имеет собственные, индивидуальные отличительные черты, присущие только ей, содержит в своей основе феномены праздничной культуры –ритуал, церемонию, обряд, используя в качестве феноменов изобразительновыразительных средств символ, метафору, аллегорию.Ключевые слова:праздник, феноменология, реальность, иллюзорность, потребность.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.

Праздники –это неотъемлемая часть нашей культуры, всей жизни социума.Праздники не придуманы –они объективно необходимы,как еда, сон, труд. Это не столько отдых, сколько иное состояние сознания, противопоставленное будням. Праздник зародился с появлением человека разумного, сопровождая его на протяжении всей жизни, отмечая важные, этапные моменты: веселые и грустные, общественные и личные. Радикальные перемены социокультурной ситуации в Европе в XX в. способствовали преобразованиям и в самой культуре, что явилось предметом теоретической рефлексии многих мыслителей и привело к созданию новых культурологических концепций, которые можно классифицировать по рассматриваемым в них проблемам. Из таких проблем можно выделить следующие: природа культуры; культура и цивилизация; современный кризис культуры; массовое общество и массовая культура как угроза самому существованию культуры; культура и научнотехнический прогресс; перспективы дальнейшего развития культуры. Поскольку нас интересует феноменология культуры как наука вообще и феноменология праздника в частности, на этом мы и акцентируем свое внимание.Практически во всех словарях слово «феномен» определяется как явление, в котором присутствует отличие его от обыденного, всеми общепризнанного. В свою очередь, явление определяется как процесс действия по значению глагола явить; появление, возникновение чеголибо при какихто условиях. Событие, редкостное происшествие, случай или особое свойство, состояние, положение. Значит, явление как событие –процесс краткосрочный, имеющий начало, развитие, завершение и в зависимости от важности и значимости или забывается, или остается только в памяти народа и передается от поколения к поколению, а феноменнаоборот. Таким образом, явления –проходящие события. Феномен же, появившись, остается, развиваясь и совершенствуясь. Исходя из вышеизложенного,предлагаем следующее определение.

Феномен –это документально зафиксированный факт необычного события, выходящего за рамки общепризнанного и общепринятого, но признаваемого обществом, получившего право на существование.Данное определение относится как к Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15181. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15181.htm.–ISSN 2304120X. 2

природным событиям (долина гейзеров на Дальнем Востоке существовала несколько столетий, а в конце ХХ в. треть гейзеров почти исчезла), так и к людям, неординарным, феноменальным личностям. На рубеже XIX–ХХ вв.в философии культуры появилось новое направление–феноменология культуры. Основателем данного направления считается Э. Гуссерль, труд которого «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» [1] был опубликован в 1913 г.в первом номере «Ежегодника пофилософии и феноменологическим исследованиям» и одновременно вышел отдельным сочинением в издательстве Макса Нимейера.Если соблюсти историческую справедливость, то следует заметить, что этот подход на первых порах принадлежал сфере философии, а не культурологии. В словаре культурологических терминов подчеркивается связь феноменологии с четырьмя философскими традициями. Вопервых,генетически это направление довольно близко к феноменализму Дж. Беркли, Д. Юма, Дж. Милля, Э. Маха. Одно из ключевых положенийфеноменализма заключается в том, что все содержание познания может быть сведено к чувственному восприятию, посредством которого мы только и можем пробиться к реальности.Вовторых, феноменология культуры находится в родстве с другой философской традицией, основы которой заложили И. Кант и неокантианцы. Согласно одному из положений данной традиции, мир феноменов можно упорядочить через «ноумены», или «вещи в себе», т. е. как априорно смысловые структуры трансцендентального субъекта.

Третья традиция осмысления феноменов восходит к Лейбницу, Шеллингу, Гегелю и др. В ней чувственная достоверность, мнение, восприятие, здравый смысл, рассудок –это опытные феномены сознания, которые,в свою очередь,являются ничем иным, как проявлением и выражением некоего мира сущностей, мира идеальных конструктов, мира, в котором находит основание человеческий опыт.

И последняя традиция восходит к учению Платона об идеях, Аристотеля об энтелехии и их трактовке феноменального мира.Э. Гуссерль в своих исследованиях продолжил все четыре традиции. Своим учением он фактически обосновал новую методологию всего социокультурного познания. Вместе с тем феноменология Э. Гуссерля находилась в достаточно сильной оппозиции позитивистской традиции, в которой культура игнорировалась как конститутивный фактор человеческого существования. Заслугой Э. Гуссерля является его представление культуры не только центральным смыслообразующим элементом своей концепции, но и динамичным, открытым для будущего смысловым началом человеческого бытия.Другое, не менее важное завоевание Э. Гуссерля заключается в том, что он «рассматривает историческое познание как имманентноличностное, т. е. всебеисторичное, руководствующеесянормативным опытом предшествующего поколения мыслителей, что представило историю не только как самосознание человеческой субъективности, но и как многозначный и многомерный континуум рефлектируемой предметности» [2]. В центр своей философии Э. Гуссерль поставил человека и осмыслил его как исторически конкретный и динамичный феномен, развивающийся в контексте культуры. Тем самым фактически были созданы основания для нового понимания культурной антропологии, для которой культура не просто явлена в человеческой психологии и обычаях того или иного общества (нации, этноса, расы и т. п.), но и представляет собой проблему глобальной сущности и жизнедеятельности любого человеческого индивида. Культура, согласно этому направлению мысли, стала полноправным объектомфилософского рассмотрения. Прежде всего, феноменология культуры открыла перед культурологическими исследованиями новые научные горизонты. Благодаря разработкам Э. Гуссерля и его последователей, культурология ушла от наивного деления Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15181. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15181.htm.–ISSN 2304120X. 3

культуры на материальную и духовную (здесь чувствуется наследие неокантианства), а общественных явлений –на социальные и собственно культурные. До феноменологии считалось, что кажущиеся и мнимые феномены, действительные и ложные, рациональные и иррациональные, массовые и элитарные, повседневные и трансцендентные, не обладают культурным смыслом. С точки зрения феноменологии все они в равной степени являются реалиями сознания и в качестве таковых входят либо в актуальный, либо в потенциальный мир человеческой культуры, следовательно, обладают культурными смыслами.Так, в понимании культуры наметился весьма значительный сдвиг. Ранее культура трактовалась как некий необязательный «придаток» социальной реальности: она представлялась всегда вторичной и производной относительно экономики, политики, идеологии и других социальных реалий. Это накладывало определенный отпечаток на исследования культуры, заставляя ученых нередко толковать ее превратно. С приходом феноменологии культура не только освободилась от этой примитивной зависимости,но и стала пониматься как всеобщий аспект всех феноменов, попадающих в кругозор человеческого сознания: экономических, социальных, политических, идеологических, гуманитарнонаучных, естественнонаучных, технических, математических, исторических, природных,психических (в т. ч. и бессознательно психических), психопатологических и др.

В итоге культурология предстала, благодаря феноменологии культуры, междисциплинарной областью, объединившей в себе различные конкретные науки и философию культуры вокруг универсального предмета познания, каковым является культура. Общим методом в феноменологии культуры стал метод феноменологической редукции и рефлексии,предложенный Э. Гуссерлем в его собственно философских построениях. Этот метод позволяет дифференцировать общий «поток сознания», выделить различные его уровни и слои. С помощью данного метода редукции Э. Гуссерль пробился сквозь наши мнения и представления к сознанию как таковому, к интенциональности, т. е. направленности мыслящего сознания на тот или иной предмет.Феноменологическая редукция–одно из центральных понятий феноменологии Э. Гуссерля, связанное с процессом освобождения сознания от натуралистической установки. Истоки этой практики можно обнаружить в радикальном сомнении Декарта. Феноменологическая редукция дословно означает редукцию вещей к феноменам и вынесение за скобки обсуждения их реального статуса. Этот переход от естественной установки к трансцендентальнофеноменологической Гуссерль называет «коперниканским переворотом» [3]. И далее философ уточняет: «Феноменологическая редукция» в целом –совокупность различных редукций: феноменологопсихологической, эйдетической и трансцендентальной» [4]. reflexio «обращение назад») –способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов рефлексии. Элементарнаярефлексия заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такая рефлексия присуща почти каждому человеку: каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок с тем, чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Научная направлена на критическое исследование научного знания, методов и приемов получения научных результатов, на процедуры обоснования научных теорий и законов. Такая рефлексия находит выражение в специальных дисциплинах –логике, методологии научного познания, психологии научного творчества и т. п. Высшим видом рефлексии является философская–размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования. Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15181. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15181.htm.–ISSN 2304120X. 4

Со времен Сократа рефлексия считается важнейшим средством самопознания человека и основой его духовного совершенствования. По сути,именно способность к критической самооценке является важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа. Благодаря рефлексии, вскрывающей и устраняющей человеческие предрассудки и заблуждения, оказывается возможным духовный прогресс человечества [5]. Согласно теории П. Тейяра де Шардена, благодаря рефлексии человек выделился из царства животных, смог сосредоточиться на себе самом и овладеть самим собой как предметом, а также получил возможность не просто познавать, но познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.Все вышеизложенное придает феноменологии культуры как одному из направлений философского подхода к анализу культуры особо актуальный и современный смысл в ряду иных методологических исканий в области культурологии. Следует подчеркнуть, что феноменология Гуссерля оказала значительное влияние на различные направления философской инаучной мысли ХХ в. Наряду с целенаправленным поиском новой теоретической платформы в отечественной науке существует и особая традиция стихийно обращаться к феноменологии тогда, когда говорится об исследовании сложных явлений культуры. Так, А.И.Клибанов отмечал, что его очерки в книге «Духовная культура средневековой Руси» носят феноменологический характер. В своем исследовании русского юродства о «феноменологическом» писал и А.М. Панченко, оставляя в стороне теоретические аспекты того, что такое феноменология, каковы ее функции, пределы использования и т. п. По утверждению М. МерлоПонти, феноменология –это изучение сущностей, и все проблемы,соответственно,сводятся к определению сущностей: сущности восприятия и сущности сознания. В отечественной науке о феноменологии как о возможной парадигме исторического познания стали писать относительно недавно. О.М. Медушевская и М.Ф. Румянцева обратили внимание на то, что «если мы признаем инвариантность исторического прошлого, его осуществленность в определенных формах, то это заставляет нас сделать прошлое объектом исторического познания, а генеральным методом такого познания –все более и более точное моделирование этого единственно возможного прошлого. Если же историческое прошлое есть совокупность его восприятий в сознании действовавших в этом прошлом людей, то объект исторического познания есть то, в чем это сознание и порожденное им действие объективизировалось, т. е. исторический источник (продукт культуры в отличие от продукта природы), определяемый как реализованный продукт человеческой психики. И отсюда в целом появляются разные задачи двух указанных подходов. Если в гегельяномарксистской парадигме основная задача –объяснить историческую действительность, то в феноменологической –понятьчеловека прошлого и через него окружающий его мир. Казалось бы, такое сопоставление не может вызывать никаких возражений. Однако если заменить феноменологическую парадигму на антропологическую, то окажется, что и с точки зрения исторической антропологии следует понимать человека через окружающий его мир, а «реализованные продукты» человеческой деятельности видеть в «остатках» прошлого. По утверждению Э. Гуссерля, чистая, или трансцендентальная,феноменология получит свое обоснование не как наука о фактах, но как наука о сущностях (как наука «эйдетическая»), как наука, которая намерена констатировать исключительно «познания сущности» –никакие не «факты».

Таким образом, определяются основные парадигмы феноменологии культуры и, следовательно, культурологии как науки о культуре:понятия сущности и созерцания сущности(идеации), в том числе описание материальных и формальных, самостоятельных и несамостоятельных сущностей;Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15181. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15181.htm.–ISSN 2304120X. 5

интенциональность(от лат. intentio–стремление) –направленность мыслящего сознания на тот или иной предмет, конституирующий его значения и смыслы. Два взаимодополнительных аспекта интенциональности –ноэзис (предметная направленность сознания) и ноэма (предметное содержание интенционального отношения) связуют субъект и объект познания, а вместе с тем –общечеловеческое сознание и трансцендентный мир бытийственности, предметности;человек как исторически конкретный и динамичный феноменс его сознанием и самосознанием, деятельностью и поведением, развивающимися в контексте культуры. Феноменология культуры создает основания для нового понимания культурной антропологии, для которой культура не просто явлена в человеческой психологии и обычаях того или иного общества (нации, этноса, расы и т.п.), но является проблемой глобальной сущности и существования любого человеческого индивида. Феноменология культуры связана с представлением, что в основании человеческого опыта находится мир сущностей, идей, идеальных конструктов, проявлением и выражением которых и оказываются опытные феномены сознания –чувственная достоверность, мнение, восприятие, в т. ч. иллюзорное, здравый смысл и рассудок, самостоятельное и несамостоятельное мышление, «несчастное сознание» и т. п. Феноменология культуры открывает перед культурологическими исследованиями новые научные горизонты. Вопервых, культурология избавляется от наивного деления культуры на материальную и духовную, а общественных явлений –на социальные и собственно культурные (унаследованного от сциентизма эпохи Просвещения и позитивизма XIXв.). Соответственно,культурным смыслом начинают обладать феномены, неправомерные с точки зрения той или иной оценочности: кажущиеся и мнимые, действительные и ложные, рациональные и иррациональные, массовые и элитарные, повседневные и трансцендентные –все онив равной мере являются реалиями сознания и в качестве таковых входят в актуальный или потенциальный мир человеческой культуры. Вовторых, культура освобождается от примитивной зависимости от кажущихся «внешними» поотношению к ней социальных факторов (в т. ч. экономических, собственно социальных, политических, идеологических), что нередко заставляло превратно трактовать историю культуры, закономерности творчества, управление культурой, прогнозировать перспективы культурноисторического развития, поскольку в этом случае культура представлялась всегда вторичной и производной относительно экономики, политики, административноуправленческих решений, тем самым превращаясь в необязательный «придаток» (или атрибут) социальной предметности. Втретьих, культура в ее феноменологической интерпретации понимается как всеобщий аспект всех феноменов, попадающих в кругозор человеческого сознания,–экономических, социальных, политических, идеологических, гуманитарнонаучных, естественнонаучных, технических, математических, исторических, природных, психических (в т. ч. и бессознательнопсихических), психопатологических и т. п. Культурология, таким образом, представляется междисциплинарной областью, объединяющей различные конкретные науки и философию культуры универсальным предметом познания –культурой (представленной различными смысловыми структурами) и общим методом феноменологической редукции и рефлексии, позволяющим дифференцировать общий «поток сознания», его различные уровни и слои, конкретные феноменальные формы и глубинную интенциональность «чистого сознания» (ядерные структуры культурных феноменов). Все сказанное придает феноменологии культуры особо актуальный и современный смысл.Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15181. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15181.htm.–ISSN 2304120X. 6

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим основныеположения феноменологии культуры применительно к празднику.Праздник всегда имеет оптимистический, жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается ярко выраженной духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность традиций и духовных ценностей. Особое значение в празднике приобретает его эстетическая составляющая: чувственноэмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник –некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным вымыслом. Психологический механизм воздействия праздника близок к катарсическому воздействию искусства. Отсюда выявляются основные отличительные особенности феноменологии праздника как подсистемы системы феноменологии культуры.Пожалуй, первым среди исследователей праздника его феноменологическое значение оценил А.В. Луначарский. Он относил празднества к фундаментальным явлениям человеческой культуры, признавая у них важные социальные функции: идеологическую, воспитательную, эстетическую, развлекательную, рекреативную, коммуникативную и т. п. А.В. Луначарский прямо указывал на такие существенные для понимания праздника моменты, как его теснаясвязь с народным бытом, кульминационными событиями в общественной и личной жизни, значение праздника как средства воспитания и самовоспитания масс, в особенности их гражданских, нравственных чувств[6]. Рассмотрим ос(от лат. conceptio –понимание, система), характеризующие феноменологию праздника.1.ТипологичностьВ культурологии, точнее в эортологии,сложилось три основных типа праздника:народные (традиционные), массовые и элитные.Дляфеноменологии праздника это имеет особое значение, так как, несмотря на схожесть и обязательность для всех праздников –идейнотематической основы, композиции, выразительных средств, элементов активизации и наличие зрелищности –каждый тип праздника имеетсвои специфические особенности, присущие только ему.2.МифологизацияПротивопоставление праздника действительности –одна из определяющих его черт. Это дает нам право соотнести праздник с мифом. Последний связан с воссозданием событий, имевших место в прошлом. Праздничные ритуалы воспроизводят не повседневное, а мифологическое время, поэтому праздник связан с остановкой повседневного исторического времени и событий и включенностью во время и события мифологические. Принцип контраста между повседневной и праздничной жизнью универсален для всех традиционных культур. Более того, контрастирование реального бытия и праздничного бытования сохраняется и сегодня, когда праздники приобрели другие масштабы, преимущественно корпоративного и домашнего ракурса. Тем не менееих мифологизация –неотъемлемый атрибут, поддерживаемый присутствующими и все чаще приглашаемыми профессионалами –организаторами праздников, которые на сценарной основе погружают зрителей в мифологический мир. В этом случае праздник не продолжает мир социальных отношений, а как бы противостоит им, отрицает их, отрицаетдействующие в жизни запреты и предписания, социальную иерархию и мир социальных статусов. Чем напряженнее и драматичнее жизнь человека, тем более выраженными оказываются его противоречия с миром, тем неизбежнее становится праздник, тем более возникает в нем потребность. Отказываясь от существующей действительности, существующих отношений, человек творит новый мир.Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15181. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15181.htm.–ISSN 2304120X. 7

3.СущностнаяСущность–то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных. А постоянными в празднике являются ритуал, церемония и обряд, составляющие его структуру, выступающие как феномены праздника и основа его феноменологии.4.Постоянство и значимостьВ качестве этого концепта выступают иносказательные выразительные средства, присущие празднику:символ, метафора, аллегория,которые с течением времени трансформируются. Данная трансформация происходит с изменением или внешнего вида –формы,или значения –содержания. В качестве примера приведем существительное «алтарь», которое первоначально толковалось как стол для подарков, предназначенных богу. Впоследствии алтарем стали называть специальное место в храме с иконостасом. Или, например,слово «свастика» изначально обозначало символ достатка и благополучия, однако после Второй мировой войны появилось другое значение –символ жестокости и насилия.5.Праздничное мироощущение (мировоззрение)В.И. Шинкарукотмечает, что важнейшей особенностью мировоззренческого сознания является то, что в нем мир «сущностного бытия», хотя он непосредственно и не дан, воспринимается и переживается как, несомненно, истинный и более истинный и действительный, чем непосредственно данный мир «наличного»бытия. Мировоззренческое сознание проявляет здесь свою уникальную способность воспринимать и переживать вообpажаемое как действительное, прошлое и будущее как настоящее. «Экзистенциальные основания» этого феномена человеческого сознания следует искать в особенностях человеческой чувственности, в формах чувственного освоения мира [7].Значительный вклад в исследование проблемы праздничного мироощущения внес М.М. Бахтин. В работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» М.М. Бахтин показал, что сущность праздника не может быть сведена к простой передышке в монотонном чередовании будней или к развлечению, так как в жизни бывает немало свободных от работы дней, не имеющих никакого отношения к праздникам. Не являются они в обычном смысле и зрелищем, вроде театра, цирка, кино, потому что они предполагают не пассивное созерцание, а активное поведение всех участвующих лиц. Вообще, ценность праздника выходит за рамки какихлибо частных, утилитарных функций, напримерпросветительских или агитационных. Всякие попытки подчинить стихию праздника не соответствующим его культурной специфике целям и задачам кажутся неискренними и вызывают недоверие к организаторам. Именно М.М. Бахтин выдвигал на передний план миросозерцательную роль празднеств. В его философской, искусствоведческой концепции праздники,по сути,и выступают как особый способ переживания мировоззренческих ценностей, это, так сказать, родовое их свойство; причем одни и те же праздники в различных условиях, а порой даже единовременно могут способствовать как поддержанию, сохранению устоявшейся системы воззрений, так и ее критическому преодолению, развенчанию.Чувства, переживаемые человеком во время праздника, очень разнообразны и индивидуальны, поэтомуне было бы большой ошибкой говорить не об одном какомто состоянии сознания, а о множестве моделей праздничного мироощущения, характерных для различных исторических эпох, этносов, конкретных типов и видов празднеств. Идя по пути простого суммирования наблюдений и оценок, высказать чтонибудь определенное о механизме перестройки праздничного сознания не удастся –можно прийти лишь к бесконечному описанию подробностей или к абсолютизации какойто одной формы празднования.Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15181. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15181.htm.–ISSN 2304120X. 8

В празднике идеальные нормы и ценности не представляются в виде абстрактных схем, а непосредственно переживаются людьми как часть их реальной жизни. Этим, в свою очередь, объясняется специфика праздничногоповедения, которая проявляется прежде всегов его двуплановости, иносказательности. Например, новогодний обычай выбрасывать старые, ненужные вещи у многих народов Западной Европы символизирует надежду на изобилие, рост достатка в семье; поедание тотемного животного у австралийских аборигенов –косвенный стимул к его размножению, а тем самым –к преуспеванию рода, племени, которым оно покровительствует. Праздничная среда –казалось бы, давно изученное, привычное пространство города, жилого интерьера, близлежащего природного ландшафта –приобретает необычные свойства, потому что она насыщена знаками и символикой, художественно преобразована. То же самое можно сказать и о людях, вовлекаемых в праздничное действие:это хорошо знакомые товарищи по работе, родственники, друзья, но в каждом из них открываются новые, неожиданные грани. В празднике каждый играет некоторую роль и вместе с тем созерцает себя в этой роли, доставляет радость окружающим и сам испытывает от этого удовольствие. В целом праздник означает смену психологического стереотипа жизни, когда люди чувствуют и думают «не как всегда», не забывая, впрочем, о проблемах повседневности. Происходит как бы сдвиг оси симметрии в восприятии мира, причем это смещение воспринимается как радостное и волнующее событие.Двуплановость, прежде всего, присуща празднику и наиболее ярко выражается в обряде –фиксированной последовательности символических действий, посредством которых закрепляются и постоянно воспроизводятся наиболее важные идеалы и ценности мировоззрения, основы народной философии жизни. По мнению Антуана де СентЭкзюпери, «обряды занимают в жизни такое же место, какое дом занимает в пространстве».6.Конструктирующая концептаКак уже неоднократно говорилось, праздник создает особый условный, ирреальный мир, в котором существуют свои правила и законы, присущие индивидуально каждому празднику. И человек, попадая в сконструированный мир, начинает «жить» в нем, согласуясь с предлагаемыми условиями. Таким образом, данная концепта обусловливает и продолжает концепту противопоставления. И присуща она только феноменологии праздника.7.Исторически познавательная концепта Праздник, используя вышеназванные концепты, позволяет познать весь опыт предшествующих поколений, причем познание происходит особым, присущим только празднику способом.8.Творческий способВ основе любого праздника лежит творчество сценариста, режиссера, актеров, то есть всей постановочной группы. Кроме этогозрители, пришедшие на праздник, обязательно принимают сотворческое участие в том, чтобы праздник состоялся. Таким образом, творчество в празднике выступает в двух планах –творческая деятельность организаторов праздника и сотворческая деятельность пришедших на праздник; организаторы в определенный момент средствами активизации переводят зрителей в ранг действующих лиц –актеров и наоборот.Праздник –своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом аспекте праздника, в Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15181. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15181.htm.–ISSN 2304120X. 9

его юмористической и сатирической формах. Праздник –старейшая и перспективная форма бытия культуры и ее феномен.Итак, мы пришли к выводу, что феноменология праздника: является подсистемой, входящей в общую систему феноменологии культуры;включает в свою основутворческую деятельность организаторов и участников праздника;имеет собственные, индивидуальные отличительные черты, присущие только ей;содержит в своей основе феномены праздничной культуры:ритуал, церемонию, обряд;использует в качестве феноменов изобразительновыразительных средств символ, метафору, аллегорию;рассматривает реальность и условность (иллюзорность) как амбивалентность воздействия на присутствующих;реализует функции праздника, выступающие как концепты в его феноменологии.

Ссылки на источники1.ГуссерльЭ. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. –М.: Академический проект, 2009. –486 с.2.Культурология ХХ век: словарь. –СПб.: Университетская книга, 1997. –С. 490.3.ГуссерльЭ. Картезианские размышления. –СПб.:Наука, 2001. –С. 271.4.ГуссерльЭ. Феноменология: [Статья в Британской энциклопедии]; Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. –М.: ДИК, 1999.–С. 76.5.РефлексияФилософия: энцикл.словарь/ под ред. А. А. Ивина. –М.: Гардарики,2004. –URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1039/%D0%A0%D0%95%D0%A4%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A1%D0%98%D0%AF

6.ЛуначарскийА.В. О народных празднествах // Вестник театра. –М., 1926. –№ 62. –С. 4.7.ШинкарукВ.И. Мировоззрение и философия//Вопросы философии. –1986. –№ 1. –С. 149.

VladimirKurbatov, CandidateofCulturology,Kemerovokentavr.@mail.ruIrinaVereshchagina, CandidateofPedagogicSciences, Associate Professorat the chairof Foreign Languages, Tomsk State University of Architecture and Building, Tomskwillow760@mail.ruPhenomenology of aholidayAbstract.The paper discusses the phenomenology of culture and aholiday in particular; provides basic concepts of phenomenology of culture and celebration. Keywords:holiday, phenomenology, reality, illusion, need.References1.Gusserl',Je. (2009) Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii,Akademicheskij proekt, Moscow,486 p.(in Russian).2.(1997) Kul'turologija HH vek: slovar',Universitetskaja kniga, St. Petersburg,p.490(in Russian).3.Gusserl',Je. (2001) Kartezianskie razmyshlenija,Nauka, St. Petersburg,p.271(in Russian).4.Gusserl',Je. Fenomenologija:[Stat'jav Britanskoj jenciklopedii]; Gusserl',Je. (1999) Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii.T. 1,DIK, Moscow,p.76(in Russian).5.Ivin,A. A. (ed.) (2004) Refleksija Filosofija: jencikl. slovar',Gardariki, Moscow.Available at: http:,dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1039/%D0%A0%D0%95%D0%A4%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A1%D0%98%D0%AF (in Russian)6.Lunacharskij,A. V. (1926) “O narodnyh prazdnestvah”,Vestnik teatra,Moscow,№ 62,p.4(in Russian).7.Shinkaruk,V. I. (1986) “Mirovozzrenie ifilosofija”,Voprosy filosofii,№ 1,p.149(in Russian).Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15181. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15181.htm.–ISSN 2304120X. 10

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived17.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.03.15ОпубликованаPublished22.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Курбатов В. П., Верещагина И. М., 2015www.ekoncept.ru