Тактико-специальная подготовка водителей МВД

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин Н. П., Рустамов Р. А. Тактико-специальная подготовка водителей МВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15185.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности тактико-специальной подготовки водителей силовых структур, связанные с использованием в служебной деятельности оперативных транспортных средств категории «В» и «С». Структура практической автодромной подготовки разделена на летнюю, зимнюю, межсезонную. Приводится необходимый объем подготовительных, основных и контрольных упражнений, необходимый для качественного обучения водителей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакулин Н. П., Рустамов Р. А. Тактикоспециальная подготовка водителей МВД// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15185. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15185.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15185УДК 377.44

Бакулин Николай Петрович, преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ», г. Тюменьbakullin@mail.ru

Рустамов Рустам Адиллович,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ», г. Тюменьiddq@mail.ru

Тактикоспециальная подготовка водителей МВД

Аннотация.В статье рассматриваются особенности тактикоспециальной подготовки водителей силовых структур,связанныес использованием в служебной деятельности оперативных транспортных средств категории «В» и «С». Структура практической автодромной подготовкиразделенана летнюю, зимнюю, межсезонную. Приводится необходимый объем подготовительных, основных и контрольных упражнений, необходимый для качественного обучения водителей.Ключевые слова:надежность водителя, безопасность дорожного вождения, контраварийная подготовка, профессионализм водителя, участники дорожного движения, практикоориентированная технология подготовки.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Несмотря на кризисное состояние в сфере продажи автотранспортных средств в Российской Федерации,количество зарегистрированных транспортных средств на 2012 г.составляет более 47 миллионов, из них 33 миллиона–легковые автомобили категории «В» [1]. Ежегодно обладателями водительских удостоверений становятся почти два с половиной миллиона граждан нашей страны. Увеличение объемов количества ТС составляет в среднем по регионам РФ от 2,1% до 4,6% ежегодно [2]. Согласно данным Дирекции по Управлению федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах»,демографический ущерб ежегодно не опускался до 2009 г.ниже отметки в 70 тысяч человек в год [3]. Для обеспечениясокращения смертности на дорогах Российской Федерации за счет повышения оперативности реагирования на дорожнотранспортные происшествия, а также беспрепятственного и безаварийного движения оперативного транспорта к месту дорожнотранспортного происшествия или иной чрезвычайной ситуации производится переподготовка водителейпрофессионалов и лиц, чьими дополнительными обязанностями является использование в служебной деятельности оперативного транспортного средства.В теории и практикенаибольших результатов в процессе подготовки водителей добились: В.Ф. Бершадский, П.В. Вепринцев, Н.И. Дудко, Н.А.Коваленко, В.П. Лобах, Ю.И. Шухмани др. Упомянутыми и иными авторами проводились исследования, посвященные разработке и совершенствованию безопасности дорожного движения. Однако работы названных авторов посвященыобщим проблемам безопасности дорожного движения. Отдельные аспекты проблемы рассматривались в работах Бакулин Н. П., Рустамов Р. А. Тактикоспециальная подготовка водителей МВД// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15185. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15185.htm.–ISSN 2304120X. 2

М.С.Гринберга, В.А. Елизарова, В.И.Жулева, Б.Л. Зотова, Б.А.Ишутина, К.М.Карацева, А.И.Коробеева, Б.А.Куринова, В.В. Лукьянова, В.И.Майорова, И.Г. Маландина, К.Нигола, Б.В. Россинского, Г.В.Цицкиридзе, А.И.Чучаева и других авторов. Необходимо отметить,что Э.С. Цыганков создал огромную практикоориентированную методологическую базу для подготовки и переподготовки водителей в области экстремального вождения.Базовая программа переподготовки рассчитана на 84 учебных академических часа. Расчет времени вождения тоже осуществляетсяв академических часах, ввиду того что модуль по практической подготовке интегрирован в общую программу переподготовки, а не вынесен как отдельный факультатив.Основной задачей обучения прибывающих на курсы подготовки является изучение приемов контраварийного управления транспортным средством, оборудованнымустройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.В качестве дополнительных задачможно выделить:изучение нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения;изучение основ психологии и этики водителя;изучение технических характеристик и конструктивных особенностей транспортных средств;изучение методов оказания первой медицинской помощи лицам, пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях;изучение теоретических основ и практических навыков безопасного управления.Подготовка к обучению водителей оперативных автомашин,оборудованных устройствами для подачи специальных и звуковых сигналов, выполняющих служебную деятельность,является поистине нелегкимделом, а их деятельность жестко регламентируется законодательством Российской Федерации. Связано это с тремямоментами.Вопервых, в большинстве своем сотрудники являются водителями с большим стажем вождения и имеют опыт управления автомобильным транспортом в разное время суток и сезона. Их профессиональные навыкиуже сформированы, и они не потерпят неконструктивной критикив свой адрес. Исходя из этого, на курсах подготовки всегда создаетсядоброжелательная атмосфера с постоянным общением как внутри коллектива водителей, так и водителей с преподавателем, инструктором, куратором и прочими преподавателями,осуществляющими обучение. Мы никогда не переучиваем водителей «правильно ездить». Курс занимает всего 10 дней, а водительский стаж в среднемсоставляетоколо 10,5 лет [4].Столь ограниченные по временикурсы не смогут «перебороть» годами накапливающиеся профессиональные привычки, формирующиеся в результате личного опыта слушателя (водителя). Преподавательский коллектив обогащает опыт слушателей потенциальными приемами безопасного управления оперативнымтранспортнымсредством.Вовторых, заезд групп осуществляется по графику, утвержденному институтом повышения квалификации и субъектами органов внутренних дел исходя из оперативной обстановки. На практике это означает,что группа может начатькак летнюю, так и зимнюю автодромную подготовку

и межсезоннную. Все это накладывает отпечаток на проведение занятий. К тому же невозможно отменить занятия по автоподготовке изза погодных или климатических условий. Группа составляетсяподчас из многих регионов РФ, график занятий утвержден,и его невозможно отменить. Исходя из этого,на кафедре используется тривида подготовки:Летняя контраварийная подготовка (май–август).Бакулин Н. П., Рустамов Р. А. Тактикоспециальная подготовка водителей МВД// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15185. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15185.htm.–ISSN 2304120X. 3

Межсезонная контраварийная подготовка (вторая половина марта–первая половина мая, вторая половина сентября–первая половина ноября).Зимняя контраварийная подготовка (ноябрь–март).Втретьих, у руководства субъектов органов внутренних дел всегда находятся свои аспекты при подготовке слушателей. Для офицеров дорожнопатрульнойслужбывсегда в обучении преобладает скоростная подготовка: скоростные змейки, скоростные восьмерки, скоростное прохождение поворотов. Также им необходимы навыки управления оперативным транспортным средством с включенными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Именно для них разработаны профориентированные моделируемые ситуации.Профориентированные моделируемые упражнения

Проводятся на двухавтомобилях одновременно с ролями «полицейский автомобиль–автомобиль правонарушителя». Все упражнения экипажи производят в полной экипировке:средствах бронезащиты, с лазерными имитационными средствами ПМ «Рубин».Подготовительные упражнения1.Скоростная замена пробитого колеса на запасное экипажем оперативной машины в СИБ.2.Буксировка оперативным ТС «поврежденного» автомобиля передним ходом.3.Буксировка оперативным ТС «поврежденного» автомобиля задним ходом.4.Соблюдение безопасной дистанции при тактике преследования автомобиля правонарушителя.5.Соблюдение безопасного интервала при тактике преследования автомобиля правонарушителя.Основные упражнения1.Расположение оперативного транспортного средства на проезжей части для изготовки стрельбы по автомобилю нарушителястаршим экипажа в тактике преследования.2.Расположение оперативного транспортного средства на проезжей части для изготовки стрельбы водителем по автомобилю нарушителя.3.Экстренное торможение. Остановка оперативного транспортного средства на проезжей части. Оперативная высадка из салона служебного автомобиля с выбором безопасной изготовки для стрельбы.4.Уход с линии огня на оперативном транспортномсредстве при угрозе поражения сотрудников из огнестрельного оружия со стороны переднего правого пассажира из транспортного средства правонарушителя.5.Уход с линии огня на оперативном транспортном средстве при угрозе поражения сотрудников из огнестрельного оружия со стороны водителя из транспортного средства правонарушителя.6.Уход с линии огня на оперативном транспортном средстве при угрозе поражения сотрудников из огнестрельного оружия со стороны переднего правого пассажира из транспортного средства правонарушителя при правом повороте.7.Уход с линии огня на оперативном транспортном средстве при угрозе поражения сотрудников из огнестрельного оружия со стороны переднего правого пассажира из транспортного средства правонарушителя при левом повороте.8.Тактические действия водителя оперативного транспортного средства при угрозе поражения из огнестрельного оружия из транспортного средства со стороны правонарушителя,находящегося на заднем сидении.9.Отработка безопасного преодоления «визуальных ловушек» в процессе преследования транспортного средства правонарушителя.Бакулин Н. П., Рустамов Р. А. Тактикоспециальная подготовка водителей МВД// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15185. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15185.htm.–ISSN 2304120X. 4

Контрольные упражнения1.Маневрирование водителем оперативным транспортным средством на проезжей части и изготовка старшего наряда для ведения огня из оперативного транспортного средства по колесам преследуемого транспортного средства. Район прицеливания. 2.Блокирование транспортногосредства правонарушителя. Контраварийная подготовка1.Торможение–занос –выравнивание.2.Стабилизация автомобиля при заносе задней оси.3.Стабилизация автомобиля при сносе передней оси.4.«Карусель».К задачам водителейпрофессионалов дежурных частей и ОВО относитсядоставка личного состава следственнооперативных групп и групп ГНР. Для них наиболее интересны габаритная подготовка, маневрирование транспортным средством в ограниченных условиях (дворах, микрорайонах), вождение в глубоком снегу, по глубокой колее, преодоление преград. Для них разработанабазовая система подготовки. Подготовительные упражнения1.«Змейка» стандартная.2.«Змейка» смещенная.3.«Змейка» асимметричная.4.Плавное торможение на скользкой поверхности.Основные упражнения5.Торможение прерывистое на скользкой поверхности.6.Торможение ступенчатое на скользкой поверхности.7.Торможение комбинированное на скользкой поверхности.8.«Змейка»скоростная.9.Габаритная подготовка.10.Постановка машины в бокс.11.Трогание с места на скользкой поверхности в горку.12.«Квадрат»–поворот на 90 градусов скольжением задних колес.13.«Треугольник» –поворот на 120 градусов скольжением колес.14.Разворот в заносе–разворот на 180 градусов скольжением задних колес.15.Снос передней оси–выравнивание.16.Занос–выравнивание.17.Стабилизация при ритмическом заносе.18.«Восьмерки»–серии разворотов в заносе.19.Эллипс –управление в заносе на дуге поворота.20.Круг в заносе по часовой стрелке–управляемый занос.21.Круг в заносе против часовой стрелки–управляемый занос.Контрольные упражнения1.Экстренный объезд препятствия справа.2.Экстренный объезд препятствия слева.3.Критический заносвыравнивание.Интересную точку зрения высказали участковые уполномоченные насчет автомобильной подготовки в процессе анкетирования [5]. Свыше 97% отметили, что им нужна техника использования полноприводных автомобилей (ВАЗ 2121 и их модификаций или других аналогов полноприводных автомашин) в условиях труднопроходимой местности. 85% указали,что требуется дополнительная подготовка по приобретению навыков буксированиятранспортных средств (в сельских условиях). 96% обозначилиимеющуюся у них проблему вождения по лесным дорогам и по лесув связи с выполнением служебных задач. 100% участковых уполномоченных заявили онеобходимости дополнительных упражнений по наработке навыков скоростного и силового руления закрытым хватом. Бакулин Н. П., Рустамов Р. А. Тактикоспециальная подготовка водителей МВД// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15185. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15185.htm.–ISSN 2304120X. 5

Подготовительные упражнения1.«Змейка» стандартная.2.«Змейка» смещенная.3.«Змейка» асимметричная.4.Плавное торможение на влажной поверхности.Основные упражнения1.Торможение экстренное на влажной поверхности.2.Торможение ступенчатое на влажной поверхности.3.Торможение комбинированное на влажной поверхности.4.«Змейка»скоростная.5.Габаритная подготовка6.Постановка машины в бокс.7.Трогание с места на влажной поверхности в горку.8.Загрузка –поворот –тяга.9.Вход в поворот.10.Двойной вход.11.Боковая загрузка.12.Ломаная траектория.13.Сглаживающая траектория. 14.Габаритные тоннели при движении задним ходом.15.«Восьмерка» передним ходом.16.Круг в заносе по часовой стрелке–управляемый занос на влажной поверхности.17.Круг в заносе против часовой стрелки–управляемый занос на влажной поверхности.Контрольные упражнения1.Парковка задним ходом (подъезд к тротуару).2.Габаритные ворота.3.«Восьмерка» задним ходом.Практикоориентированная технология подготовки специальных подразделений органов внутренних дел водителей к управлению ТС категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных и звуковых сигналов,предназначена для формирования у водителей сотрудников СОБР и ОМОН стрессоустойчивых навыков надежного и безопасного управления оперативным автомобилем при выполнении служебных задач. По результатам тестирования определены основные требования:1.Экстренная остановка в кратчайшие сроки и высадка личного состава.2.Экстренное трогание с места и экстренный разгон транспортного средства.3.Уход с линии огня при угрозе поражения транспортного средства. Хотелось бы коснуться вопросов безопасности при выборе автомашин. Безусловно,идеальным вариантом признается тот момент,когда каждыйсотрудник приезжает на закрепленнымза ним оперативным транспортным средством и тренируется на нем. Но в условиях, когда сотрудники приезжают из разных регионов, подчас расположенных за тысячи километров,такое, увы, невозможно изза больших трат на горючесмазочные материалы, проблемы стоянки автомобилейифактического выключения оперативных автомашин из возможностей субъекта МВД по охране общественной безопасности и общественного порядка. Исходя из наших возможностей, сотрудникиразрабатывают такую методику, чтобы слушателимогли изучить упражнения, запомнить их и по приездедомой на закрепленной автомашине отработать, включив в свой арсенал приемыбезопасного вождения в экстремальных ситуациях.Бакулин Н. П., Рустамов Р. А. Тактикоспециальная подготовка водителей МВД// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15185. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15185.htm.–ISSN 2304120X. 6

Техническое оснащение автомашинАвтомашины должны быть технически исправными, заднеприводнымиили переднеприводными. ОСАГО должно иметься на неограниченное количество лиц, управляющих данным автомобилем. Автомашины должны быть укомплектованы медицинской аптечкой, тросами буксирования, знаками аварийной остановки, запасом масла, тормозной жидкости, охлаждающей жидкостью и жидкостью для омывателя стекла. Исходя из опыта проведения тренировок,в каждой автомашине помещаемот одной до четырех 10литровых канистр, наполненных водой,для имитации на асфальте условий скользкого покрытия. Потребление ГСМ зависит,конечно,от многих условий, но,учитываяопыт,можно назвать следующие цифры:исходя из 28 часов практического движения на группу[6].

№Вид автомашиныРасход бензина, лРасход (угар) масла, г1ВАЗ 2105 (карбюратор, двиг. 1,6 МКПП)65(лето)75 л (зима)500(лето)400(зима)2DaewooNexia(инжекторный двиг. 1,6 МКПП)50(лето)65(зима)350(лето)300(зима)3ВАЗ 2107 (инжекторный двиг. 1,5 МКПП)60(лето)70 л (зима)500(лето)400(зима)4ВАЗ 21093 (инжекторный двиг. 1,5 МКПП)55(лето)65(зима)500(лето)600(зима)5Газель (инжекторный двигатель 40621А)85(лето)95(зима)300(лето)300(зима)6Газель (инжекторный двигатель 405)80(лето)85(зима)300(лето)300(зима)

Также необходим автобус для доставки личного транспорта на автодром. Использование личного транспорта слушателей для тренировок на автодроме недопустимо.Технология обученияОбучение водителей проходит в дваэтапа: теоретическое и практическое обучение. Всего в программе 84 часа, из них на практическое обучение отводится70 часов. Теоретическая подготовкаПравовые основыВ первую очередь до слушателей доводятся положения законных актов, касающихся изучаемой области. Упор делается на Конституцию РФ, указы президентаРоссийской Федерации, постановления правительства Российской Федерации и приказы МВД, регламентирующие повседневную деятельность сотрудника водителя. Повторение терминовНемалую часть теоретического обучения занимаетповторение основных положений Правил дорожного движения[7]. Следует отметить,что сотрудники, даже систематически решающие картограммы по ПДД по своей служебной деятельности,не владеют понятийным аппаратом изменения терминологии ПДД в связи с изменением и дополнением Правил дорожного движения. Решение картограммСледующийэтап в теоретическом обучении–это решение картограмм[8]на бумажном носителе, а также в бесплатной программной оболочкефирмы «ИДДК»,которая позволяет своевременно вносить все новые обновления по ПДД в режиме онлайн[9]. Вучебном процессе характерно массивыкартограмм для обучаемыхформируютсяавтоматически, что позволяет избежать «зазубривания» картограмм слушателями и приучает их опираться на знания по ПДД. Наиболее сложные моменты перед решением картограмм разбираются в классе, а именно:Проезд нерегулируемых перекрестков.Бакулин Н. П., Рустамов Р. А. Тактикоспециальная подготовка водителей МВД// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15185. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15185.htm.–ISSN 2304120X. 7

Действия водителя при сигналах регулировщика.Условия, при которыхводитель, допущенный к управлению транспортным средствомкатегории «В», оборудованнымустройством для подачи специальных и звуковых сигналов,может отступать от требований дорожных знаков.Расположение транспортных средств на проезжей части.Еще один элемент теоретической подготовки –это,безусловно,обучение сотрудников грамотному написанию процессуальных документов. Так,на занятиях каждый сотрудник заполняет следующие бланки документов:Справка об использовании транспортного средствасотрудникомполиции.Рапорт о доставлении водителя, совершившего правонарушение.Рапорт о применении огнестрельного оружия при блокировании преступника на транспортном средстве.По результатам обучения былипроизведеныинтервьюрирование и контрольный замер на автодроме обучающихся респондентов в 2012–2014 гг.Всего в анкетировании и автоподготовке участвовало 160 сотрудников на предмет изучения наиболее сложных элементов управления специальным автотранспортом и 30 сотрудников,владеющих личным транспортным средством, со стажем управления более 3лет.Итак, проведение практикоориентированного обучения на автодроме позволяет сотруднику совершенствовать элементы взаимодействия на дороге с другими силовыми подразделениями и объединить их в комплекс усилий по блокированию транспортного средстванарушителя. Послеобучения каждый сотрудник четко осознает,что, садясь за руль служебного автомобиля, он берет на себя большую ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения. Поэтому очень важнымэлементомобучения является привитие обучаемым навыковводительского мастерства:этоумение анализировать и прогнозировать развитие ситуаций на дороге, способность предвидеть возможные ошибки других водителей, уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.Работаянад совершенствованием своих скоростных навыков управления автотранспортным средством, сотрудник осознает границысвоих возможностейи не переступает через нее, обеспечивая тем самым свою собственную безопасность и безопасность окружающих.

Ссылки на источники1.Отчет о реализации Федеральнойцелевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах». –М., 2012. –С.21.2.Там же. –С. 22–23.3.Бюллетень № 12 ФГУ Дирекция по управлению федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах». Т.2. –М., 2011.4.Анкетирование проводилось в 2012–2014гг. у 400 респондентовслушателей ТИПК МВД России.5.Анкетирование участковых уполномоченных, прибывших на курсы,в 2012–2014 гг. 19 респондентов.6.Данные усредненные исходя из опыта работе при группе в 20 человек. Расход дан на 2 автомашины.Из расчета полного курса обучения (82 часа).Расход ГСМ включает в себя помимо выполнения упражнений затраты ГСМ на дистанциюдо автодрома 9,8 км ежедневно.7.Постановление Совета Министров–Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилахдорожногодвижения»(с изм. от 14 ноября 2014 г.).8.Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «C»и «D»с комментариями: (в новой редакции) / Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин. –М.:РецептХолдинг», 2014. Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А»и «В»с комментариями (с изменениями) /Г.Б.Громоковский, С.Г.Бачманов, Я.С.Репин.–М.:РецептХолдинг», 2014.9.pdd.drom.ru. –URL:http://www.pddrussia.com

Бакулин Н. П., Рустамов Р. А. Тактикоспециальная подготовка водителей МВД// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15185. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15185.htm.–ISSN 2304120X. 8

NikolayBakulin,Lecturerat the chairof Fire, Tactical and Special Training and Operational Planning,Tyumen Institute of Advanced Police Academy in Russia, Tyumenbakullin@mail.ruRustam Rustamov,Lecturerat the chairof Fire, Tactical and Special Training and Operational Planning,Tyumen Institute of Advanced Police Academy in Russia, Tyumeniddq@mail.ruTactical and special training of Interior Ministry drivers Abstract.The paper discusses the features of drivers’trainingoflaw enforcement agencies and tactical special training related to the use in operational performance of vehicles of category «B»and «C». The structure is divided into summer, winterandoffseasonpractical training. The authors providenecessary amount of preparation, core exercise and control necessary for quality training of drivers.Key words:reliability of driver, road safety,driving training, professional drivers, road users, practiceoriented technology training.References1.(2012) Otchet o realizacii Federal'noj celevoj programmy “Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v 2006–2012 godah”,Moscow, p. 21(in Russian).2.Ibid., pp. 22–23.3.(2011) Bjulleten' № 12 FGU Direkcija poupravleniju federal'noj celevoj programmy “Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v 2006–2012 godah”. T. 2, Moscow(in Russian).4.Anketirovanie provodilos' v 2012–2014 gg. u 400 respondentovslushatelej TIPK MVD Rossii(in Russian).5.Anketirovanie uchastkovyh upolnomochennyh, pribyvshih na kursy, v 2012–2014 gg. 19 respondentov.6.Dannye usrednennye ishodja iz opyta rabote pri gruppe v 20 chelovek. Rashod dan na 2 avtomashiny. Iz rascheta polnogo kursa obuchenija (82 chasa). Rashod GSM vkljuchaet v sebja pomimo vypolnenija uprazhnenij zatraty GSM na distanciju do avtodroma 9,8 km ezhednevno(in Russian).7.Postanovlenie Soveta Ministrov –Pravitel'stva RF ot 23 oktjabrja 1993 g. № 1090 “O pravilah dorozhnogo dvizhenija” (s izm. ot 14 nojabrja 2014 g.)(in Russian).8.Gromokovskij, G. B., Bachmanov, S. G. & Repin, Ja. S. (2014) Jekzamenacionnye bilety dlja priema teoreticheskih jekzamenov na pravo upravlenija transportnymi sredstvami kategorij “C” i “D”s kommentarijami: (v novoj redakcii),MoscowReceptHolding. Gromokovskij, G. B., Bachmanov, S. G. & Repin, Ja. S. (2014) Jekzamenacionnye bilety dlja priema teoreticheskih jekzamenov na pravo upravlenija transportnymi sredstvami kategorij “A” i “V’s kommentarijami (s izmenenijami), ReceptHolding, Moscow, 2014(in Russian).9.pdd.drom.ru.Available at: http://www.pddrussia.com(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived03.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review14.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication14.03.15ОпубликованаPublished22.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Бакулин Н. П., Рустамов Р. А., 2015www.ekoncept.ru