Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ходырева
Е.
А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 6 (июнь). – С.
96–100. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15193.htm.
Аннотация. В настоящее время в Российской Федерации начата реализация «Программы модернизации педагогического образования на 2014–2017 гг.». В качестве перспективных направлений деятельности в статье выделены использование вариативных траекторий обучения и вхождения в педагогическую профессию; ориентация содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; актуализация возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды вуза.
Ключевые слова:
модернизация педагогического образования, инновационные модели подготовки педагогических кадров
Текст статьи
Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 1
ART15193УДК 37.014.5
Ходырева Елена Анатольевна,
доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировhum@vshu.kirov.ru
Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации
Аннотация.В настоящее время в Российской Федерации начата реализация «Программы модернизациипедагогического образования на 2014–2017 гг.».В качестве перспективных направлений деятельности в статье выделены использование вариативных траекторий обучения и вхождения в педагогическую профессию; ориентация содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; актуализация возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды вуза. Ключевые слова: модернизация педагогического образования, инновационные модели подготовки педагогических кадров.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
За последнее десятилетие система подготовки педагогических кадров в Российской Федерации претерпела существенные изменения. Начата реализация «Программы модернизациипедагогического образования на 2014–2017 гг.» [1]. Среди наиболее значимых новшеств в сфере подготовки педагогов можно назвать:1.Изменение перечня педагогических образовательных программ. В рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» вместо комплекса учительских специальностей, по которым шло обучение по ГОС, начата реализация следующих направлений:«Педагогическое образование» (с одним и двумя профилями), «Психологопедагогическое образование», «Профессиональное образование»,«Специальное (дефектологическое) образование». 2.Переход на уровневую систему подготовки кадров для образования по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. 3.Значительное сокращение количества профильных учебных заведений, что приводит к использованию вариативных моделей подготовки и «многоканальному входу» в педагогическую профессию.4.Существенные изменения содержания подготовки обучающихся через обеспечение его ориентации на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога.Такие комплексные изменения требуют координации усилий образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогов, органов управления образованием, всего педагогического сообщества для обеспечения качества подготовки специалистов.Выделим перспективные направления деятельности, обеспечивающие модернизацию педагогического образования в вузе, и покажем особенности их реализации на примере одного из ведущих университетов Российской Федерации, осуществляющих подготовку педагогических кадров, –Вятского государственного гуманитарного университета.Приоритетным направлением деятельности, по нашему мнению, является построение гибких и вариативных траекторий подготовки на всех уровнях педагогического Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 2
образования через реализацию профильных программбакалавриата, магистратуры, аспирантуры и программ дополнительного образования [2]. Внастоящее время Вятский государственный гуманитарный университет является единственным государственным вузом в Кировской области, реализующим полную вертикаль программ всфере педагогического образования. Кадровой основой системы образования Кировской области являются более 20000 выпускников ВятГГУ, работающих в 1300 образовательных учрежденияхвсех уровней и типов. С учетомтогообстоятельства, что выпускники университета осуществляют профессиональную деятельность в качестве педагогов,психологов и руководителей 487учреждений дошкольного, 609 общего, 126 дополнительного, 20 начального профессионального и 55 среднего профессиональногообразования, 32 учрежденийвысшего профессионального образования г. Кирова и Кировской области, качество системы образования Кировской области во многом обусловлено стабильным функционированием старейшего вуза Вятки–Вятского государственного гуманитарного университета. В ВятГГУ реализуется69 основных профессиональных образовательных программ укрупненной группы «Образование и педагогические науки», из которых 2 –среднего профессионального, 28–бакалавриата, 13–специалитета, 9–магистратуры, 9–аспирантуры. Количество обучающихся по данным программам в настоящее время составляет около 20% общего контингента обучающихся в университете. Однакообеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами попрежнему остается существенной проблемой. Среди педагоговболее 20% составляют учителяпенсионного возраста. При этомдоля учителей со стажем работы до 5 лет всего 7%. Общая потребность в педагогах по области составляет в 2015 г.412 человек(159% от ежегодного количества выпускников ВятГГУ по УГСН «Образование и педагогические науки»). Таким образом, при существующем количестве выпускников потребность в кадрах не восполняется в полной мере. Данная проблема в Кировской области решается комплексно, путем консолидации усилий общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов по отбору кандидатов для обучения по педагогическим специальностям и направлениям подготовки; реализации системы «сопровождения» студента в период обучения в вузе; осуществленияматериального стимулирования; оказаниякомплексной (организационнометодической, материальной, жилищной и т.п.) поддержки молодых специалистов, возвращающихся после окончания учебного заведения на работу в школу. В нашем регионе такой переговорной площадкой стал ВятГГУ, на базе которого с 2011г.функционирует Совет по педагогическому образованию. С 2012 г.ВятГГУ совместно с Департаментом образования региона проводитобластной конкурс творческих работ учащихся «Хочу стать учителем!»,победители которого поощряются правом включения в список лиц, направляемых для поступления в университет на условиях целевого приема. Например, из 46 участников конкурса –выпускников 11хклассов 2014 г.были зачислены на педагогические направления подготовки в ВятГГУ 22 человека. С2011 г.студентам, заключившим договор об обучении на условиях целевой контрактной подготовки, из средств регионального бюджета ежемесячно выплачивается социальная выплата в размере 5 тысяч рублей. В 2014 г.заключены договоры о целевом приеме на программы бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование и Психологопедагогическое образование со 160 студентами и с 73 организациями, в том числе 53, находящимися в районах Кировской области. Такие согласованные действия позволяют рассчитывать на преодоление проблемы «двойного негативного отбора» и обеспечение притока в образовательные организации молодых учителей. Об Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 3
имеющейся положительной динамике говорит конкурс на педагогические направления подготовки. Он в 2014 г.составил 7,8 человекна место и был выше, чем средний по вузу. За последние 3 года он вырос в 1,4 раза.Важным направлением деятельности, обеспечивающим повышение качества педагогического образования, можно рассматривать проектирование процесса профессиональной подготовки на основе требований «Профессионального стандарта педагога» и новых стандартов школьного и дошкольного образования с последующей корректировкой структуры образовательных программ [3]. Апробация таких инновационных моделей подготовки педагогов в настоящее время осуществляется в рамках проекта «Модернизацияпедагогического образования». ВятГГУявляется соисполнителем работ по двум проектам: 1.«Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки–Психологопедагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия». Проект реализуется на основании договора с Казанским (Приволжским) федеральным университетом.2.«Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учительдефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования. Проект реализуется на основании соглашения с Московским педагогическим государственным университетом. В процессе реализации данных проектов вузамипартнерами на сетевой основе осуществляется разработка содержания и апробация новых модулей экспериментальных образовательных программ.Опыт апробации новых модулей образовательных программ позволяет выделить ряд сильных сторон «Проекта модернизации педагогического образования», среди которых: концентрация базисных компонентов академического психологопедагогического знания, служащего основой для усиления практических компетенций, закладываемых в новый профессиональный стандарт; использование интерактивного обучения через разработку и более широкое применение деятельностных личностноориентированных технологий; реализация рассредоточенной практики, включающей несколько этапов ее прохождения: организационноподготовительный, этап реализации профессиональных действий, заключительный этап, рефлексивный этап. Рассредоточенная практика позволяет обучающимся более полно реализовывать знания, умения, трудовые действия, полученные в рамках аудиторных занятий, более широко и содержательно представлять результаты ее прохождения в индивидуальных планах, фотоотчетах, эссе, видеоотчетах, дневниках практики. Существенным перспективным направлением деятельности, обеспечивающим повышение качества педагогического образования, мы рассматриваем активное использование потенциала всех видов деятельности и социальных практик, в которые включены обучающиеся в процессе профессионального образования; развитие интеграции различных социальных институтов, заинтересованных в подготовке современного педагога. Ключевой проблемой в повышении качествапедагогического образования попрежнему остается практическая подготовка обучающихся. Поэтому активная «педагогизация» вузом социокультурной среды региона, включение в процесс Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 4
профессионального образования новых субъектов становятся необходимым условием подготовки компетентного специалиста. Только в 2014/2015 учебном году в ВятГГУ действовали 124 коллективных (долгосрочных договора) и 209 срочных (индивидуальных) договоров с образовательными организациями Кировской области, на базе которых студенты проходят практику. Вуз является координатором 24 региональных инновационных площадок, на базе которых наши студенты осваивают лучшие образовательные практики, выполняют выпускные квалификационные работы под руководством лучших педагогов. В данном контексте в качестве «точек роста» следует считать использование инновационных форм реализации программ укрупненной группы «Образование и педагогические науки», таких, например, как сетевая и дистанционная. Сетевое взаимодействие с ведущими профильными вузами Российской Федерации в области педагогического образования позволит объединить их кадровый и научный потенциал, тиражировать уникальный опыт подготовки педагогов. Так, ВятГГУ планирует начать реализацию образовательных программ в сетевом формате с Арзамасским филиалом ФГАОУ ННГУ им. Н.И. Лобачевского и ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова». Можно констатировать, что успешно проходит апробация шестиобразовательных программ педагогического бакалавриата и магистратуры с использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время на них обучаются уже 156 человек, которые связывают свою будущую профессиональную деятельность с профессией педагога.Таким образом,можно констатировать, что в Российской Федерации в ходе реализации «Проекта модернизации педагогического образования» осуществляется формирование инновационной системы подготовки педагогов. Она предусматривает в качестве приоритетов использование вариативных траекторий обучения и вхождения в педагогическую профессию; ориентацию содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; максимальную актуализацию возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды.
Ссылки на источники1.Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014–2017. –URL:http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14. 2.Ходырева Е.А. Вариативные модели подготовки педагогов в гуманитарном вузе// Педагогическое образование в системе гуманитарного знания: сборник статей Всероссийского научного конгресс.Приложение №1 к журналу «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета».–Киров: Издво ВятГГУ, 2014. –С.43–45.3.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550). –URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
Elena Khodyreva,Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, ViceRector for Academic Affairs, Vyatka State University of Humanities, Kirovhum@vshu.kirov.ruProblems and prospects of teacher training in higher educational institutions of the Russian FederationAbstract. Currently, the Russian Federation launched the “Program of modernization teacher education for 2014–2017 years”. The paper deals with the promising directions in education such as the use of variant learning paths and entry into teaching profession; orientation of content and technology of vocational education on demands of educational activities and professional standards of ateacher; updating capabilities and resourcesofbroad social and cultural environment of auniversity.Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 5
Key words: modernization of pedagogical education, innovative models of teacher training.References1.Bolotov,V. A. Programma modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija 2014–2017. Available at: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf/documents/show/14(in Russian). 2.Hodyreva,E. A. (2014) “Variativnye modeli podgotovki pedagogov v gumanitarnom vuze”,Pedagogicheskoe obrazovanie v sisteme gumanitarnogo znanija: sbornik statej Vserossijskogo nauchnogo kongress. Prilozhenie № 1 k zhurnalu “Vestnik Vjatskogogosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta”, IzdvoVjatGGU, Kirov, pp. 43–45(in Russian).
3.PrikazMintrudaRossiiot18.10.2013 № 544n«Obutverzhdeniiprofessional'nogostandarta“Pedagog(pedagogicheskajadejatel'nost' vsferedoshkol'nogo, nachal'nogoobshhego, osnovnogoobshhego, srednegoobshhegoobrazovanija) (vospitatel', uchitel')” (zaregistrirovanovMinjusteRossii06.12.2013, registracionnyj№ 30550).Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived02.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.06.15ОпубликованаPublished28.06.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ходырева Е. А., 2015www.ekoncept.ru
ART15193УДК 37.014.5
Ходырева Елена Анатольевна,
доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировhum@vshu.kirov.ru
Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации
Аннотация.В настоящее время в Российской Федерации начата реализация «Программы модернизациипедагогического образования на 2014–2017 гг.».В качестве перспективных направлений деятельности в статье выделены использование вариативных траекторий обучения и вхождения в педагогическую профессию; ориентация содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; актуализация возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды вуза. Ключевые слова: модернизация педагогического образования, инновационные модели подготовки педагогических кадров.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
За последнее десятилетие система подготовки педагогических кадров в Российской Федерации претерпела существенные изменения. Начата реализация «Программы модернизациипедагогического образования на 2014–2017 гг.» [1]. Среди наиболее значимых новшеств в сфере подготовки педагогов можно назвать:1.Изменение перечня педагогических образовательных программ. В рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» вместо комплекса учительских специальностей, по которым шло обучение по ГОС, начата реализация следующих направлений:«Педагогическое образование» (с одним и двумя профилями), «Психологопедагогическое образование», «Профессиональное образование»,«Специальное (дефектологическое) образование». 2.Переход на уровневую систему подготовки кадров для образования по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. 3.Значительное сокращение количества профильных учебных заведений, что приводит к использованию вариативных моделей подготовки и «многоканальному входу» в педагогическую профессию.4.Существенные изменения содержания подготовки обучающихся через обеспечение его ориентации на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога.Такие комплексные изменения требуют координации усилий образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогов, органов управления образованием, всего педагогического сообщества для обеспечения качества подготовки специалистов.Выделим перспективные направления деятельности, обеспечивающие модернизацию педагогического образования в вузе, и покажем особенности их реализации на примере одного из ведущих университетов Российской Федерации, осуществляющих подготовку педагогических кадров, –Вятского государственного гуманитарного университета.Приоритетным направлением деятельности, по нашему мнению, является построение гибких и вариативных траекторий подготовки на всех уровнях педагогического Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 2
образования через реализацию профильных программбакалавриата, магистратуры, аспирантуры и программ дополнительного образования [2]. Внастоящее время Вятский государственный гуманитарный университет является единственным государственным вузом в Кировской области, реализующим полную вертикаль программ всфере педагогического образования. Кадровой основой системы образования Кировской области являются более 20000 выпускников ВятГГУ, работающих в 1300 образовательных учрежденияхвсех уровней и типов. С учетомтогообстоятельства, что выпускники университета осуществляют профессиональную деятельность в качестве педагогов,психологов и руководителей 487учреждений дошкольного, 609 общего, 126 дополнительного, 20 начального профессионального и 55 среднего профессиональногообразования, 32 учрежденийвысшего профессионального образования г. Кирова и Кировской области, качество системы образования Кировской области во многом обусловлено стабильным функционированием старейшего вуза Вятки–Вятского государственного гуманитарного университета. В ВятГГУ реализуется69 основных профессиональных образовательных программ укрупненной группы «Образование и педагогические науки», из которых 2 –среднего профессионального, 28–бакалавриата, 13–специалитета, 9–магистратуры, 9–аспирантуры. Количество обучающихся по данным программам в настоящее время составляет около 20% общего контингента обучающихся в университете. Однакообеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами попрежнему остается существенной проблемой. Среди педагоговболее 20% составляют учителяпенсионного возраста. При этомдоля учителей со стажем работы до 5 лет всего 7%. Общая потребность в педагогах по области составляет в 2015 г.412 человек(159% от ежегодного количества выпускников ВятГГУ по УГСН «Образование и педагогические науки»). Таким образом, при существующем количестве выпускников потребность в кадрах не восполняется в полной мере. Данная проблема в Кировской области решается комплексно, путем консолидации усилий общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов по отбору кандидатов для обучения по педагогическим специальностям и направлениям подготовки; реализации системы «сопровождения» студента в период обучения в вузе; осуществленияматериального стимулирования; оказаниякомплексной (организационнометодической, материальной, жилищной и т.п.) поддержки молодых специалистов, возвращающихся после окончания учебного заведения на работу в школу. В нашем регионе такой переговорной площадкой стал ВятГГУ, на базе которого с 2011г.функционирует Совет по педагогическому образованию. С 2012 г.ВятГГУ совместно с Департаментом образования региона проводитобластной конкурс творческих работ учащихся «Хочу стать учителем!»,победители которого поощряются правом включения в список лиц, направляемых для поступления в университет на условиях целевого приема. Например, из 46 участников конкурса –выпускников 11хклассов 2014 г.были зачислены на педагогические направления подготовки в ВятГГУ 22 человека. С2011 г.студентам, заключившим договор об обучении на условиях целевой контрактной подготовки, из средств регионального бюджета ежемесячно выплачивается социальная выплата в размере 5 тысяч рублей. В 2014 г.заключены договоры о целевом приеме на программы бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование и Психологопедагогическое образование со 160 студентами и с 73 организациями, в том числе 53, находящимися в районах Кировской области. Такие согласованные действия позволяют рассчитывать на преодоление проблемы «двойного негативного отбора» и обеспечение притока в образовательные организации молодых учителей. Об Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 3
имеющейся положительной динамике говорит конкурс на педагогические направления подготовки. Он в 2014 г.составил 7,8 человекна место и был выше, чем средний по вузу. За последние 3 года он вырос в 1,4 раза.Важным направлением деятельности, обеспечивающим повышение качества педагогического образования, можно рассматривать проектирование процесса профессиональной подготовки на основе требований «Профессионального стандарта педагога» и новых стандартов школьного и дошкольного образования с последующей корректировкой структуры образовательных программ [3]. Апробация таких инновационных моделей подготовки педагогов в настоящее время осуществляется в рамках проекта «Модернизацияпедагогического образования». ВятГГУявляется соисполнителем работ по двум проектам: 1.«Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки–Психологопедагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия». Проект реализуется на основании договора с Казанским (Приволжским) федеральным университетом.2.«Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учительдефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования. Проект реализуется на основании соглашения с Московским педагогическим государственным университетом. В процессе реализации данных проектов вузамипартнерами на сетевой основе осуществляется разработка содержания и апробация новых модулей экспериментальных образовательных программ.Опыт апробации новых модулей образовательных программ позволяет выделить ряд сильных сторон «Проекта модернизации педагогического образования», среди которых: концентрация базисных компонентов академического психологопедагогического знания, служащего основой для усиления практических компетенций, закладываемых в новый профессиональный стандарт; использование интерактивного обучения через разработку и более широкое применение деятельностных личностноориентированных технологий; реализация рассредоточенной практики, включающей несколько этапов ее прохождения: организационноподготовительный, этап реализации профессиональных действий, заключительный этап, рефлексивный этап. Рассредоточенная практика позволяет обучающимся более полно реализовывать знания, умения, трудовые действия, полученные в рамках аудиторных занятий, более широко и содержательно представлять результаты ее прохождения в индивидуальных планах, фотоотчетах, эссе, видеоотчетах, дневниках практики. Существенным перспективным направлением деятельности, обеспечивающим повышение качества педагогического образования, мы рассматриваем активное использование потенциала всех видов деятельности и социальных практик, в которые включены обучающиеся в процессе профессионального образования; развитие интеграции различных социальных институтов, заинтересованных в подготовке современного педагога. Ключевой проблемой в повышении качествапедагогического образования попрежнему остается практическая подготовка обучающихся. Поэтому активная «педагогизация» вузом социокультурной среды региона, включение в процесс Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 4
профессионального образования новых субъектов становятся необходимым условием подготовки компетентного специалиста. Только в 2014/2015 учебном году в ВятГГУ действовали 124 коллективных (долгосрочных договора) и 209 срочных (индивидуальных) договоров с образовательными организациями Кировской области, на базе которых студенты проходят практику. Вуз является координатором 24 региональных инновационных площадок, на базе которых наши студенты осваивают лучшие образовательные практики, выполняют выпускные квалификационные работы под руководством лучших педагогов. В данном контексте в качестве «точек роста» следует считать использование инновационных форм реализации программ укрупненной группы «Образование и педагогические науки», таких, например, как сетевая и дистанционная. Сетевое взаимодействие с ведущими профильными вузами Российской Федерации в области педагогического образования позволит объединить их кадровый и научный потенциал, тиражировать уникальный опыт подготовки педагогов. Так, ВятГГУ планирует начать реализацию образовательных программ в сетевом формате с Арзамасским филиалом ФГАОУ ННГУ им. Н.И. Лобачевского и ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова». Можно констатировать, что успешно проходит апробация шестиобразовательных программ педагогического бакалавриата и магистратуры с использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время на них обучаются уже 156 человек, которые связывают свою будущую профессиональную деятельность с профессией педагога.Таким образом,можно констатировать, что в Российской Федерации в ходе реализации «Проекта модернизации педагогического образования» осуществляется формирование инновационной системы подготовки педагогов. Она предусматривает в качестве приоритетов использование вариативных траекторий обучения и вхождения в педагогическую профессию; ориентацию содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; максимальную актуализацию возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды.
Ссылки на источники1.Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014–2017. –URL:http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14. 2.Ходырева Е.А. Вариативные модели подготовки педагогов в гуманитарном вузе// Педагогическое образование в системе гуманитарного знания: сборник статей Всероссийского научного конгресс.Приложение №1 к журналу «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета».–Киров: Издво ВятГГУ, 2014. –С.43–45.3.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550). –URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
Elena Khodyreva,Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, ViceRector for Academic Affairs, Vyatka State University of Humanities, Kirovhum@vshu.kirov.ruProblems and prospects of teacher training in higher educational institutions of the Russian FederationAbstract. Currently, the Russian Federation launched the “Program of modernization teacher education for 2014–2017 years”. The paper deals with the promising directions in education such as the use of variant learning paths and entry into teaching profession; orientation of content and technology of vocational education on demands of educational activities and professional standards of ateacher; updating capabilities and resourcesofbroad social and cultural environment of auniversity.Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 5
Key words: modernization of pedagogical education, innovative models of teacher training.References1.Bolotov,V. A. Programma modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija 2014–2017. Available at: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf/documents/show/14(in Russian). 2.Hodyreva,E. A. (2014) “Variativnye modeli podgotovki pedagogov v gumanitarnom vuze”,Pedagogicheskoe obrazovanie v sisteme gumanitarnogo znanija: sbornik statej Vserossijskogo nauchnogo kongress. Prilozhenie № 1 k zhurnalu “Vestnik Vjatskogogosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta”, IzdvoVjatGGU, Kirov, pp. 43–45(in Russian).
3.PrikazMintrudaRossiiot18.10.2013 № 544n«Obutverzhdeniiprofessional'nogostandarta“Pedagog(pedagogicheskajadejatel'nost' vsferedoshkol'nogo, nachal'nogoobshhego, osnovnogoobshhego, srednegoobshhegoobrazovanija) (vospitatel', uchitel')” (zaregistrirovanovMinjusteRossii06.12.2013, registracionnyj№ 30550).Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived02.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.06.15ОпубликованаPublished28.06.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ходырева Е. А., 2015www.ekoncept.ru