Проблемы развития малого бизнеса в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15266.htm.
Аннотация. Развитие малого бизнеса в России является стратегическим направлением развития экономики. Благодаря развитию малого бизнеса происходит формирование благоприятной экономической среды, увеличивается конкуренция среди товаропроизводителей, появляются новые рабочие места, происходит развитие рыночных отношений в целом. Однако развитие малого бизнеса неизбежно сопровождается рядом проблем, среди которых – недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Глинова Т. А.Проблемы развития малого бизнеса в России// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15266. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15266.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15266УДК 338.242

Глинова Татьяна Анатольевна,

преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. Армавирmr.glinov@mail.ru

Проблемы развития малого бизнеса в России

Аннотация. Развитиемалого бизнеса в России являетсястратегическим направлением развития экономики. Благодаря развитию малого бизнеса происходит формирование благоприятной экономической среды, увеличивается конкуренция среди товаропроизводителей, появляются новые рабочие места, происходит развитие рыночных отношений в целом. Однако развитие малого бизнеса неизбежно сопровождается рядом проблем, среди которых –недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие. Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инфляция, рыночная структура, ВВП.

Раздел:(04) экономика.

На сегодняшний день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросамидля современной российской экономики. Это объясняется многими факторами: малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста, помогает решать проблемы реструктуризации экономики, не требует крупных вложений, обеспечивает занятость существенной доли экономически активного населения и высокую производительность труда; способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Кроме того, за счет меньшего масштаба малые предприятия способны более гибко реагировать как на изменяющиеся экономические условия, так и на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самымпридавая экономике дополнительную стабильность. В РФ на долю малого предпринимательства приходится чуть более 22% валового внутреннего продукта (рис.1). Поэтому основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству. Так,для сравнения:в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП (см. рис. 2) [1].

Рис. 1. Доля малого бизнеса России в составе в ВВП, %2020,52121,52222,52323,52424,5201020122015Глинова Т. А.Проблемы развития малого бизнеса в России// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15266. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15266.htm.2ISSN 2304120X. 2

Рис. 2.Доля малого бизнеса зарубежных странв составе ВВП, %

Основная проблема, с которой сталкиваютсямногиероссийскиепредприниматели, связана с недостатком финансирования, что особенно ощущается в большинстве регионов России. В свою очередь,реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально разработанной финансовокредитной поддержки. И на сегодня в России проблема финансового обеспечения развития малого бизнеса ощущается особенно остро. Прежде всего ситуация усугубляется недоступностью займов и субсидий из средств государственных и муниципальных фондов поддержки, а также незначительной величиной активов субъектов малого предпринимательства. В дополнение к этому наблюдается сокращение объемов реализации продукции, удлинение срока оборачиваемости капитала, снижение рентабельности производства.Несмотря на кризисные тенденции, наблюдается значительное усиление роли и значимости малого предпринимательства в экономике и социальной сфере регионов России, что во многом обусловлено процессами реформирования экономикоправовой системы государства и отнесения развития малого предпринимательства к приоритетным задачам государства. С 1 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с изменениями на 28 декабря 2013 г., в ред. с 1 июля 2014 г. [2]В данном законе четко прописываются основные субъекты предпринимательской деятельности, цели и принципы государственной политики в данной области, основное нормативноправовое регулирование, а также полномочия органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего бизнеса. В данном законе также определены критерии, по которым предприятия делятся на малые и средние, в свою очередь,малые предприятия делятся на малые и микропредприятия. Государственные органы власти также должны оказывать финансовую, информационную и имущественную поддержку органов власти. В данном нормативноправовом документе выделены отдельными статьями основные виды предпринимательской деятельности, для которых будут применяться меры государственной поддержки;среди них можно отметить ремесленную деятельность, инновации и промышленное производство, сферуобразования, виды предпринимательства, связанные с внешнеэкономической деятельностью,и поддержкусельского хозяйства.Особая роль при поддержке малого бизнеса отводится сельскому хозяйству. Так,крестьянским и фермерским хозяйствам возмещается немалая часть стоимости 22525567Доля малого бизнеса зарубежных стран в составе ВВП, в %Россия СШАЯпониястраны ЕСГлинова Т. А.Проблемы развития малого бизнеса в России// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15266. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15266.htm.2ISSN 2304120X. 3

всех произведенных затрат, в отдельных случаях предоставляются субсидии, предлагается также кредитование на льготных условиях, помощь в приватизации земельныхугодий и т. д. Также на сегодняшний день поддерживается развитие молодежного предпринимательства. Существует ряд программ, которые позволяют молодым специалистам реализовать свои возможности в разных сферах экономики.Теперь обратимся к основным терминам, которые помогут нам отличать малый бизнес от среднего и крупного. Итак, малый бизнес,или малое предпринимательство,–это особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемый субъектами рыночной экономики на основе соответствия следующим критериям:для юридических лиц –суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать ста человек за предшествующий календарный год, а для микропредприятий такой показатель не должен превышать 15 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышатьпредельные значения, установленные Правительством Российской Федерациидля каждой категории субъектов малого предпринимательства: микропредприятия–60 млн рублей;малые предприятия –400 млн рублей [3].На сегодняшний день перед государством остро стоит вопрос о развитиималого бизнеса. В Послании Президента России четко были определены приоритеты развития экономики на долгосрочную перспективу, которые заключаются в следующем [4]:предоставление налоговых каникул для начинающих бизнесменов;так,например, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощённую систему налогообложения или патентную систему налогообложения, налоговые ставки по налогам, уплачиваемым при применении указанных специальных налоговых режимов, в размере 0% в течение двух налоговых периодов. Субъекты Российской Федерации вправе установить ограничения на применениельготных налоговых ставок, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей и средней численности работников;возможность открытия своего дела за 2–3 дня;амнистия при возврате капитала из офшорных зон;отсутствие проверок надзорных органов в течение 3летнего периода с момента открытия своего дела;получение патента для «самозанятых» граждан;расширение доступа малых предприятий к закупкам госкомпаний, субъектам естественных монополий, госкорпораций и др.; Глинова Т. А.Проблемы развития малого бизнеса в России// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15266. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15266.htm.2ISSN 2304120X. 4

возможность проводить коммерческую и некоммерческую деятельность в рамках одного юридического лица;сохранение собственности от кредиторов и рейдеров;отсутствие лицензирования для многих видов деятельности, в том числе на проведение банковских операций и т. д.

В рамках программы Министерства экономического развития предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, в том числе:поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса –до 10 млнрублей, предоставление лизинггранта начинающим –до 1 млнрублей на одного получателя поддержки);модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10 млнрублей на одного получателя поддержки);грантоваяподдержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. рублей);создание и развитие микрофинансовых организаций;создание и развитие гарантийных фондов;развитие социального предпринимательства (субсидирование расходов на создание центров инноваций социальной сферы в размере до 5 млнрублей; создание частных дошкольных учреждений в размере до 10 млн рублей; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобныхим видов деятельности до 1 млнрублей);развитие молодежного предпринимательства, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7 млнрублей на одного получателя поддержки): развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (предоставление сертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовке персонала и организацииобучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса);создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства(бизнесинкубаторы –от 900 кв.м.; промышленные парки –от 20тыс. кв.м, технопарки –от 5 тыс. кв.м);поддержка экспортноориентированных малых компаний (создание центров поддержки экспорта) [5].Но, несмотря на развернутую государственную поддержку в области развития малого предпринимательства,предприниматель сталкивается с рядом проблем, на которых необходимо остановиться более подробно. Прежде всего, это нестабильность в применении налогообложения. Так,в 2013 г. при двукратном увеличении страховых взносов для индивидуальных предпринимателейзначительная доля малого бизнеса оказалась на грани банкротства. Поэтому неподъемные и нестабильные ставки налогов, в том числе страховых взносов,губительно сказываются на развитии малого бизнеса. Также необходимо отметить коррупционные барьеры, с которыми сталкиваются предприниматели на протяжении всего развития своего бизнеса, в том числе при его создании. Если опираться на зарубежный опыт, то в основном коррупционные моменты здесьбыли устранены через развитие Интернета, т. е. большинство процедур, начиная с открытия, ведения и закрытия бизнеса, осуществляется преимущественно через Интернет. Глинова Т. А.Проблемы развития малого бизнеса в России// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15266. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15266.htm.2ISSN 2304120X. 5

Еще одной важной проблемой, с которой сталкивается большинство предпринимателей,–отсутствие финансовой поддержки со стороны банковского сектора. После увеличенияставки рефинансирования Центральным банком процентные ставки по кредитам стали неподъемнымидля большинства предпринимателей. В свою очередь сами банки очень часто отказывают в выдачекредита, объясняя это высокими рисками. В большинстве случаев у малых предприятий нет залогового обеспечения или в качестве залогового обеспечения выступает товар. А банки отказываются принимать товар в качестве ликвидного обеспечения. Финансовая отчетность малых предприятий не дает четкого представления о платежеспособности,так как спецификой развития малых предприятий является повышенный риск функционирования, невысокая рентабельность за счет невозможности реализации эффекта масштаба, короткий жизненный цикл и узкая специализация. Для банков это служит объективной предпосылкой отнесения малого предприятия к категории наиболее рискованных заемщиков. Поэтому для банков проще отказать в кредитовании, чем брать на себя риски, связанные с неуплатой кредитов. Высокий рост инфляции также оказал существенное влияние на малый бизнес. Введение санкций, скачки цен на нефть, значительное повышениекурсаевропейской валюты и доллара, введение товарного эмбарго–все этоне могло не сказаться на падении курса национальной валюты. Данные причины повлекли за собой рост цен на разного рода продукцию, в том числе и оборудование, что отразилосьна развитии малого бизнеса. Ноименно малый бизнес может занять те сектора экономики, которые наиболее пострадали от наложенных санкций со стороны Евросоюза и США. Подводя итог вышеизложенного, можно сказать, что стратегия развития малого бизнеса на сегодняшний день является приоритетным направлением развития экономики. Особуюроль в поддержке малого бизнеса играетгосударство, так как развитие малого бизнесапозволит решить проблемы безработицы, повысить производительность труда, насытить рынок инновационными нововведениями, решитьвопросы, связанныес инфляционной неустойчивостью российской экономики.

Ссылки на источники1.Статистика среднего и малого предпринимательства в России.–URL: http://rcsme.ru/ru/statistics.2.Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2013 года в ред. с 1июля 2014 г.).–URL: http://docs.cntd.ru/document/902053196.3.Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2013 года в ред. с 1 июля 2014 г.).4.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» (04 декабря 2014 г.).–URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774.5.Министерство экономического развития Российской Федерации –Деятельность.–URL: index. economy.gov.ru.

TatianaGlinova, Lecturer, branchofKubanStateUniversityinArmavir, Armavirmr.glinov@mail.ruProblems of small businesses development in Russia Abstract.Development of small business in Russia is a strategic direction of economy. Thanks to small businesses development, there are formation of favorable economic environment, competition among producers, new jobs, development of market relations in general.Keywords:entrepreneurship, small business, inflation, market structure, GDP.

Глинова Т. А.Проблемы развития малого бизнеса в России// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15266. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15266.htm.2ISSN 2304120X. 6

References1.Statistika srednego i malogo predprinimatel'stva v Rossii. Available at: http://rcsme.ru/ru/statistics(in Russian).2.Federal'nyj Zakon “O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii” (s izmenenijami na 28 dekabrja 2013 goda v red. s 1 ijulja 2014 g.). Available at: http://docs.cntd.ru/document/902053196(in Russian).3.Federal'nyj Zakon “O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii” (s izmenenijami na 28 dekabrja 2013 goda v red. s 1 ijulja 2014 g.) (in Russian).4.Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju ot 04.12.2014 “Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju” (04 dekabrja 2014 g.).Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774(in Russian).5.Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii –Dejatel'nost'. Available at: index. economy.gov.ru (in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ЕгоровойЛ.А., кандидатомэкономических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived26.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review28.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication28.05.15ОпубликованаPublished23.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Глинова Т. А., 2015

www.ekoncept.ru