Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Раянова
Ю.
Ю.,
Гасперская
Л.
С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 8 (август). – С.
106–110. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15278.htm.
Аннотация. В статье раскрываются результаты исследования социально-психологической адаптации у различных типов неуспевающих школьников, представлены про-грамма профилактики социальной дезадаптации школьников среднего звена и опыт ее реализации в средних общеобразовательных школах № 56 г. Омска и № 355 г. Санкт-Петербурга.
Текст статьи
Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 1
ART15278УДК 376.5
Раянова ЮлияЮрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омскbachinina@list.ru
Гасперская Лариса Семеновна,учитель математики ГБОУ СОШ № 355, г. СанктПетербургlarisa.gasperskaya@mail.ru
Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики
Аннотация. В статье раскрываются результаты исследования социальнопсихологической адаптации у различных типов неуспевающих школьников, представлены программа профилактики социальной дезадаптации школьников среднего звена и опыт ее реализации в средних общеобразовательных школах № 56 г.Омска и № 355 г. СанктПетербурга.Ключевые слова: неуспевающие школьники, социальная дезадаптация, профилактика.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Рассматриваемая проблема профилактики социальной дезадаптации неуспевающих школьников среднего звена является актуальной, так как неуспеваемость порождает проблемы в семье подростка, конфликтные отношения с учителями, сверстниками. Дети, не усваивающие школьную программу, наряду с возникающими трудностями с учителями и родителямиприобретают и отрицательные особенности характера, в некоторых случаях имеют место искажения в психическом развитии детей и развитии личности в целом.Это объясняется тем, что у неуспевающего ребенка возникает отвращение к любой учебной работе на фоне постоянного переживания неуспеха, которое может проявляться в том, что подросток сбегает с уроков, портит или рвет тетради, прячет учебники и дневники. На фоне неуспеваемости складываются также сложные отношения с учителями, нередко сопровождаемые конфликтами. Подобное поведение вызвано беспомощностью учителей, неумением работать с такими детьми. Такие методы, как морализаторство, повышенный тон, которые традиционно используют учителя, не являются эффективными. В большинстве случаев подростки начинают дерзить учителю и срывать учебный процесс. Это приводит к возникновению у школьника таких черт характера, как озлобленность, конфликтность. Проблемы с родителями также способствуют формированию искажений в развитии личности детей. Неуспеваемость в школе приводит к тому, что родители начинают упрекать в этом ребенка, оскорбляют, а некоторые применяют даже физическое насилие. Этим они еще больше усугубляют ситуацию. Вследствие таких родительских действий дети начинают искать поддержку на улице, больше времени проводить с друзьями. Конфликтуя с учителями и родителями, подростки становятся злобными по отношению к сверстникам, агрессивными, драчливыми [1]. Так отвержение неуспевающего ребенка учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации и формированию в подростковом возрасте асоциальных форм поведения –воровства, хулиганства, бродяжничества, алкоголизации.Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 2
Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация. Дезадаптация означает, прежде всего, исчезновение, уничтожение, реже рассматривается как понижение, уменьшение. Ряд авторов рассматривают еекак «несоответствие и неусвоение социальных норм и правил», «несформированность социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды» [2]. Социальная дезадаптациякак более высокая степень дезадаптацииможет характеризоваться асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкое поведение) и отчуждением от семьи и школы. Отчуждение социально дезадаптированных подростков от социальных институтов приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, снижает усвоение ценностнонормативных представлений, теряется способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие подростки нуждаются в социальнопедагогической и социальнопсихологической помощи.Социальная дезадаптация, по мнению ученыхпрактиков, является обратимым процессом:можно управлять ресоциализацией социально дезадаптированных детей и подростков. Основной целью специалистов, работающих с социально дезадаптированными детьми, является социальнаязащита и поддержка, реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. На основе изучения личности ребенка, состояния его физического и психического здоровья, степени образовательной подготовкисоздается индивидуальная программа реабилитации.Социальный педагог и психолог в процессе профилактики социальной дезадаптации для достижения лучшего результата в работе организуют сотрудничество с семьей, специалистами, оказывающими помощь семье и детям, классными руководителями, учителямипредметниками. В их обязанности входит также раннее выявление неблагополучных семей, сотрудничество с родителями в воспитании ребенка, обнаружениеи предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, подростков с эпизодической и стойкой неуспеваемостью [3].Таким образом, объем решенных проблем, связанных с социальной дезадаптацией неуспевающих школьников, во многом зависит от общественных, образовательных, правовых и других учреждений, окружающих семью и подростков.Исследование социальнопсихологической адаптации проводилось в средней общеобразовательной школе № 56 г. Омска с учащимися 7хклассов по методике К.Роджерса и Р. Даймонда. В ходе исследования была также использована классификация неуспеваемости А. М. Гельмонта [4]. Результаты исследования, представленные в табл.1, показали, что у большинства неуспевающих учеников показатели социальнопсихологической адаптации ниже нормы: из 48% неуспевающих учащихся 24%–со стойкой неуспеваемостью по одному или трем сложным предметам, 16% учащихся с эпизодической неуспеваемостью по одному или нескольким предметам. Данные результаты можно объяснить переживанием стрессовой ситуации, наличием эмоционального дискомфорта, желания уйти от проблем, непринятием себя, негативным отношением к обучению.Необходимо отметить, что показателисоциальнопсихологической адаптации ниже нормы проявились также среди 16% успевающих учащихся, что,возможно,связано с переживанием социальных отношений в подростковом возрасте.На основе полученных результатов и анализа научнометодической литературы нами была разработана и реализована программа профилактики социальной дезадаптации неуспевающих школьников среднего звена на базе средней общеобразовательной школы №56 г. Омска.Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 3
Таблица 1Показатели социальнопсихологической адаптации успевающих и неуспевающих школьников, %
УровниадаптацииУспевающиеНеуспевающиеГлубокое отставаниеСтойкая неуспеваемостьЭпизодическая неуспеваемостьВыше нормы0000Норма20088Ниже нормы1682416
Цель программы –профилактика социальной дезадаптациинеуспевающих школьников среднего звена.Задачи программы:1.Повышение адаптивности. 2.Развитие уверенности в себе.3.Формирование позитивного отношения к обучению.Программа была реализована в таких направлениях, как работа с родителями, педагогическим коллективом, с неуспевающими учащимися, проявляющими признаки социальной дезадаптации (табл.2).Таблица 2Направления профилактики социальной дезадаптации
НаправленияЦельМетоды и формыРабота с семьейИнформирование родителей о проблеме социальной дезадаптации детей, разработка рекомендацийпо коррекции неуспеваемостиТренинги родительской компетентности,лекции,круглые столы,семинары,индивидуальное консультированиеРабота с учащимисяПовышение уровня адаптации и успеваемости школьников среднего звена, формирование позитивного отношения к обучениюБеседа,тренинг,консультации,групповая дискуссия,мозговой штурм,развивающие игры и упражненияРабота с учителямипредметниками,классными руководителямиВыявление причин неуспеваемости учащихся, профилактика и коррекция неуспеваемостиБеседа,педагогический консилиум,консультации,проведение занятий
Работа с семьей проводилась в нескольких направлениях:Общая информационнопросветительская работа с родителями, которая предполагала проведение лекций по проблеме влияния семейного воспитания на формирование предпосылок социальной дезадаптациишкольников, организацию круглых столов, семинаров, тренингов родительской компетентности;индивидуальное консультирование по вопросу воспитания детей и проблемам, связанным с неуспеваемостью и социальной дезадаптацией, было реализовано в форме рекомендаций по вопросам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей.В процессе осуществления социальнопедагогической деятельности по реализации программы был организован дифференцированный подход к воспитанникам. Занятия Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 4
проводились в психологически комфортной среде, были организованы не для всего класса, а для детей, наиболее нуждающихся в специальной поддержке, проводились как индивидуально, так и с группой учащихся, в дополнительное время–после уроков, в группе продленного дня. Индивидуальная форма профилактической работы предполагала проведение личных консультаций с детьми, нуждающимися в особой поддержке. Другим вариантом индивидуальной профилактической работы стало проведение коррекционных занятий с детьми с выраженными нарушениями поведения, неуспеваемости.Для повышения эффективности работы по профилактике социальной дезадаптации школьников актуальным стало привлечение к работе педагогического коллектива и родителей. Проведение занятий с учащимися осуществлялось не менее двух раз в неделю. В процессе занятий также целесообразно было использование таких методов, как тренинг, развивающие игры и упражнения, групповые дискуссии, мозговой штурм (табл.3).Таблица 3Содержание занятий для учащихся
ЗанятияЦель занятияМетоды и формы организацииЗанятия1,2
Сплочение детей, создание в группе атмосферы доверия, снятие напряженностиИгры «Газетка»,«Волшебный сундук», «Спутаница»;рефлексияЗанятия 3,4
Повышение адаптивности, формирование представления об уверенном и неуверенном поведенииИгры «Мой характер», «Диалог с помощью мяча»;упражнения «Уверенное и неуверенное поведение», «Хвалить или ругать», «Я имои права»;рефлексияЗанятия 5, 6
Формирование позитивного отношения к обучению через развитие познавательных процессов: воображения, мышленияИгры «Балда», «Крокодил»,«Угадайка», «Поле чудес»;мозговой штурм, развивающие игры «Логическое мышление»; «Математические задания»;рефлексияЗанятия 7,8
Обучение принятию себя, развитие уверенности в себеУпражнение «Я не такой, как все, и все мы разные»; «Победи своего дракона!», «Моя Вселенная»;рефлексияЗанятия 9,10
Развитие умения преодолевать трудности, рефлексивных уменийУпражнения«Принятие себя», «Самовыражение посредством преодоления трудностей»;
групповая дискуссия «Причины неуспеваемости»
Мозговой штурм использовался для стимуляции высказыванийучащихся по определенным вопросам. Педагог предлагает ученикам высказывать идеи и мнения без какойлибо оценки или осуждения этих идей и мнений и фиксирует все высказывания на доске до тех пор, пока не истощатся идея или не кончится отведенное для этого время. Затем происходит обсуждение высказанных идей в группах. Групповая дискуссия применялась для организации совместной деятельности учащихся под руководством педагога. Данный метод позволяет развить способность у подростка видеть проблему с разных сторон.Структура занятий состояла:из подготовительной части, основным назначением которой является создание благоприятных условий, рабочей атмосферы на занятии, настроя на совместную работу;Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 5
основной части, направленной на изучение нового материала и его закрепление, предоставлениеинформации по изучаемому материалу, формулирование новых навыков, закреплениеполученной информации;рефлексивной части, имеющей назначение проанализировать полученный опыт, а также закрепить полученные знания, умения, навыки.Таким образом, социальная дезадаптация, по мнению ученых, является обратимым процессом, поэтому отклонения в социальном развитии неуспевающих подростков можно предупреждать посредством своевременной диагностики и оказания им психологопедагогической поддержки.Опыт средней общеобразовательной школы №355 г.СанктПетербурга представлен реализацией внеучебных и внешкольных воспитательных мероприятий в процессе профилактики социальной дезадаптации неуспевающих школьников. Формированию позитивного отношения к обучению у неуспевающих школьников способствует реализациятаких нетрадиционных форм, как посещение музея атомной энергии, в котором проводятся интерактивные лекции на различные темы, например«Вселенная», «История развития атомной энергии», с последующим закреплением знаний посредством тестового контроля. После посещения государственного музеязаповедника Павловска школьники в произвольной форме составляют отзывы о тематических экскурсиях, например«Мода высочайшего двора», «Молчаливый разговор картин», «Книга и ее жизнь во дворце» и т.д. Также уже традиционным стало проведение в стенах школы игр по станциям различной тематики, участие в проектной деятельности в рамках конференции «Я познаю мир». В рамках экскурсии «В преддверии Рождества», направленной на формирование межкультурной толерантности, у школьников была прекрасная возможность закрепить свои знания при посещении храмов различных религий г. СанктПетербурга. Хотелось бы отметить, что неуспевающие школьники демонстрируют осведомленность и заинтересованность в вопросах, выходящих за рамки школьной программы.Таким образом, целенаправленная работа по преодолению школьной неуспеваемости среди учащихся среднего звена посредством различных средств и методов (тренинговые занятия, игры, упражнения, проектная деятельность, игры по станциям, групповые дискуссии) позволит включить неуспевающих школьников в различные формы социальнопознавательной деятельности, что может способствовать снижению социальной дезадаптации.
Ссылки на источники1.АпанасенкоО.Н. Психологопедагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.).–Челябинск: Два комсомольца, 2013. –С. 58–60.2.ВинокуровЛ.Н. Причины и коррекция школьной дезадаптации // Народное образование.–2012.–№ 2.–С. 253–263.3.ЛокаловаН.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика.–СПб.: Питер, 2009.–368 с.4.ГельмонтА.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.–М.: Просвещение, 2004.–187 с.
Yuliya Rayanova,
Candidateof PedagogicSciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omskbachinina@list.ruLarisaGasperskaya,
Teacher of Mathematics, secondary school № 355, St. Petersburglarisa.gasperskaya@mail.ruРаянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 6
Social exclusion of underachieving pupils and ways of its preventionAbstract.The paper describes the results of the study of socialpsychological adaptation of different types ofunderachieving pupils, presentsthe program for prevention of pupils’social maladjustment and the experience of its implementation in secondary schools № 56 in Omsk and № 355 in St. Petersburg.Keywords: underachieving pupils, social exclusion, prevention.References1.Apanasenko, O. N. (2013) “Psihologopedagogicheskoe soprovozhdenie processa dezadaptacii podrostkov”,Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Cheljabinsk, fevral' 2013 g.),Dva komsomol'ca, Cheljabinsk,pp.58–60(n Russian).2.Vinokurov, L. N.(2012)“Prichiny i korrekcija shkol'noj dezadaptacii”,Narodnoe obrazovanie,№ 2,pp.253–263(n Russian).3.Lokalova, N. P. (2009) Shkol'naja neuspevaemost':prichiny, psihokorrekcija, psihoprofilaktika,Piter, St. Petersburg,368 p.(n Russian).4.Gel'mont, A. M. (2004) O prichinah neuspevaemosti i putjah ee preodolenija,Prosveshhenie, Moscow,187 p.(n Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived17.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.08.15ОпубликованаPublished29.08.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С., 2015
www.ekoncept.ru
ART15278УДК 376.5
Раянова ЮлияЮрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омскbachinina@list.ru
Гасперская Лариса Семеновна,учитель математики ГБОУ СОШ № 355, г. СанктПетербургlarisa.gasperskaya@mail.ru
Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики
Аннотация. В статье раскрываются результаты исследования социальнопсихологической адаптации у различных типов неуспевающих школьников, представлены программа профилактики социальной дезадаптации школьников среднего звена и опыт ее реализации в средних общеобразовательных школах № 56 г.Омска и № 355 г. СанктПетербурга.Ключевые слова: неуспевающие школьники, социальная дезадаптация, профилактика.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Рассматриваемая проблема профилактики социальной дезадаптации неуспевающих школьников среднего звена является актуальной, так как неуспеваемость порождает проблемы в семье подростка, конфликтные отношения с учителями, сверстниками. Дети, не усваивающие школьную программу, наряду с возникающими трудностями с учителями и родителямиприобретают и отрицательные особенности характера, в некоторых случаях имеют место искажения в психическом развитии детей и развитии личности в целом.Это объясняется тем, что у неуспевающего ребенка возникает отвращение к любой учебной работе на фоне постоянного переживания неуспеха, которое может проявляться в том, что подросток сбегает с уроков, портит или рвет тетради, прячет учебники и дневники. На фоне неуспеваемости складываются также сложные отношения с учителями, нередко сопровождаемые конфликтами. Подобное поведение вызвано беспомощностью учителей, неумением работать с такими детьми. Такие методы, как морализаторство, повышенный тон, которые традиционно используют учителя, не являются эффективными. В большинстве случаев подростки начинают дерзить учителю и срывать учебный процесс. Это приводит к возникновению у школьника таких черт характера, как озлобленность, конфликтность. Проблемы с родителями также способствуют формированию искажений в развитии личности детей. Неуспеваемость в школе приводит к тому, что родители начинают упрекать в этом ребенка, оскорбляют, а некоторые применяют даже физическое насилие. Этим они еще больше усугубляют ситуацию. Вследствие таких родительских действий дети начинают искать поддержку на улице, больше времени проводить с друзьями. Конфликтуя с учителями и родителями, подростки становятся злобными по отношению к сверстникам, агрессивными, драчливыми [1]. Так отвержение неуспевающего ребенка учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации и формированию в подростковом возрасте асоциальных форм поведения –воровства, хулиганства, бродяжничества, алкоголизации.Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 2
Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация. Дезадаптация означает, прежде всего, исчезновение, уничтожение, реже рассматривается как понижение, уменьшение. Ряд авторов рассматривают еекак «несоответствие и неусвоение социальных норм и правил», «несформированность социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды» [2]. Социальная дезадаптациякак более высокая степень дезадаптацииможет характеризоваться асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкое поведение) и отчуждением от семьи и школы. Отчуждение социально дезадаптированных подростков от социальных институтов приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, снижает усвоение ценностнонормативных представлений, теряется способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие подростки нуждаются в социальнопедагогической и социальнопсихологической помощи.Социальная дезадаптация, по мнению ученыхпрактиков, является обратимым процессом:можно управлять ресоциализацией социально дезадаптированных детей и подростков. Основной целью специалистов, работающих с социально дезадаптированными детьми, является социальнаязащита и поддержка, реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. На основе изучения личности ребенка, состояния его физического и психического здоровья, степени образовательной подготовкисоздается индивидуальная программа реабилитации.Социальный педагог и психолог в процессе профилактики социальной дезадаптации для достижения лучшего результата в работе организуют сотрудничество с семьей, специалистами, оказывающими помощь семье и детям, классными руководителями, учителямипредметниками. В их обязанности входит также раннее выявление неблагополучных семей, сотрудничество с родителями в воспитании ребенка, обнаружениеи предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, подростков с эпизодической и стойкой неуспеваемостью [3].Таким образом, объем решенных проблем, связанных с социальной дезадаптацией неуспевающих школьников, во многом зависит от общественных, образовательных, правовых и других учреждений, окружающих семью и подростков.Исследование социальнопсихологической адаптации проводилось в средней общеобразовательной школе № 56 г. Омска с учащимися 7хклассов по методике К.Роджерса и Р. Даймонда. В ходе исследования была также использована классификация неуспеваемости А. М. Гельмонта [4]. Результаты исследования, представленные в табл.1, показали, что у большинства неуспевающих учеников показатели социальнопсихологической адаптации ниже нормы: из 48% неуспевающих учащихся 24%–со стойкой неуспеваемостью по одному или трем сложным предметам, 16% учащихся с эпизодической неуспеваемостью по одному или нескольким предметам. Данные результаты можно объяснить переживанием стрессовой ситуации, наличием эмоционального дискомфорта, желания уйти от проблем, непринятием себя, негативным отношением к обучению.Необходимо отметить, что показателисоциальнопсихологической адаптации ниже нормы проявились также среди 16% успевающих учащихся, что,возможно,связано с переживанием социальных отношений в подростковом возрасте.На основе полученных результатов и анализа научнометодической литературы нами была разработана и реализована программа профилактики социальной дезадаптации неуспевающих школьников среднего звена на базе средней общеобразовательной школы №56 г. Омска.Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 3
Таблица 1Показатели социальнопсихологической адаптации успевающих и неуспевающих школьников, %
УровниадаптацииУспевающиеНеуспевающиеГлубокое отставаниеСтойкая неуспеваемостьЭпизодическая неуспеваемостьВыше нормы0000Норма20088Ниже нормы1682416
Цель программы –профилактика социальной дезадаптациинеуспевающих школьников среднего звена.Задачи программы:1.Повышение адаптивности. 2.Развитие уверенности в себе.3.Формирование позитивного отношения к обучению.Программа была реализована в таких направлениях, как работа с родителями, педагогическим коллективом, с неуспевающими учащимися, проявляющими признаки социальной дезадаптации (табл.2).Таблица 2Направления профилактики социальной дезадаптации
НаправленияЦельМетоды и формыРабота с семьейИнформирование родителей о проблеме социальной дезадаптации детей, разработка рекомендацийпо коррекции неуспеваемостиТренинги родительской компетентности,лекции,круглые столы,семинары,индивидуальное консультированиеРабота с учащимисяПовышение уровня адаптации и успеваемости школьников среднего звена, формирование позитивного отношения к обучениюБеседа,тренинг,консультации,групповая дискуссия,мозговой штурм,развивающие игры и упражненияРабота с учителямипредметниками,классными руководителямиВыявление причин неуспеваемости учащихся, профилактика и коррекция неуспеваемостиБеседа,педагогический консилиум,консультации,проведение занятий
Работа с семьей проводилась в нескольких направлениях:Общая информационнопросветительская работа с родителями, которая предполагала проведение лекций по проблеме влияния семейного воспитания на формирование предпосылок социальной дезадаптациишкольников, организацию круглых столов, семинаров, тренингов родительской компетентности;индивидуальное консультирование по вопросу воспитания детей и проблемам, связанным с неуспеваемостью и социальной дезадаптацией, было реализовано в форме рекомендаций по вопросам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей.В процессе осуществления социальнопедагогической деятельности по реализации программы был организован дифференцированный подход к воспитанникам. Занятия Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 4
проводились в психологически комфортной среде, были организованы не для всего класса, а для детей, наиболее нуждающихся в специальной поддержке, проводились как индивидуально, так и с группой учащихся, в дополнительное время–после уроков, в группе продленного дня. Индивидуальная форма профилактической работы предполагала проведение личных консультаций с детьми, нуждающимися в особой поддержке. Другим вариантом индивидуальной профилактической работы стало проведение коррекционных занятий с детьми с выраженными нарушениями поведения, неуспеваемости.Для повышения эффективности работы по профилактике социальной дезадаптации школьников актуальным стало привлечение к работе педагогического коллектива и родителей. Проведение занятий с учащимися осуществлялось не менее двух раз в неделю. В процессе занятий также целесообразно было использование таких методов, как тренинг, развивающие игры и упражнения, групповые дискуссии, мозговой штурм (табл.3).Таблица 3Содержание занятий для учащихся
ЗанятияЦель занятияМетоды и формы организацииЗанятия1,2
Сплочение детей, создание в группе атмосферы доверия, снятие напряженностиИгры «Газетка»,«Волшебный сундук», «Спутаница»;рефлексияЗанятия 3,4
Повышение адаптивности, формирование представления об уверенном и неуверенном поведенииИгры «Мой характер», «Диалог с помощью мяча»;упражнения «Уверенное и неуверенное поведение», «Хвалить или ругать», «Я имои права»;рефлексияЗанятия 5, 6
Формирование позитивного отношения к обучению через развитие познавательных процессов: воображения, мышленияИгры «Балда», «Крокодил»,«Угадайка», «Поле чудес»;мозговой штурм, развивающие игры «Логическое мышление»; «Математические задания»;рефлексияЗанятия 7,8
Обучение принятию себя, развитие уверенности в себеУпражнение «Я не такой, как все, и все мы разные»; «Победи своего дракона!», «Моя Вселенная»;рефлексияЗанятия 9,10
Развитие умения преодолевать трудности, рефлексивных уменийУпражнения«Принятие себя», «Самовыражение посредством преодоления трудностей»;
групповая дискуссия «Причины неуспеваемости»
Мозговой штурм использовался для стимуляции высказыванийучащихся по определенным вопросам. Педагог предлагает ученикам высказывать идеи и мнения без какойлибо оценки или осуждения этих идей и мнений и фиксирует все высказывания на доске до тех пор, пока не истощатся идея или не кончится отведенное для этого время. Затем происходит обсуждение высказанных идей в группах. Групповая дискуссия применялась для организации совместной деятельности учащихся под руководством педагога. Данный метод позволяет развить способность у подростка видеть проблему с разных сторон.Структура занятий состояла:из подготовительной части, основным назначением которой является создание благоприятных условий, рабочей атмосферы на занятии, настроя на совместную работу;Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 5
основной части, направленной на изучение нового материала и его закрепление, предоставлениеинформации по изучаемому материалу, формулирование новых навыков, закреплениеполученной информации;рефлексивной части, имеющей назначение проанализировать полученный опыт, а также закрепить полученные знания, умения, навыки.Таким образом, социальная дезадаптация, по мнению ученых, является обратимым процессом, поэтому отклонения в социальном развитии неуспевающих подростков можно предупреждать посредством своевременной диагностики и оказания им психологопедагогической поддержки.Опыт средней общеобразовательной школы №355 г.СанктПетербурга представлен реализацией внеучебных и внешкольных воспитательных мероприятий в процессе профилактики социальной дезадаптации неуспевающих школьников. Формированию позитивного отношения к обучению у неуспевающих школьников способствует реализациятаких нетрадиционных форм, как посещение музея атомной энергии, в котором проводятся интерактивные лекции на различные темы, например«Вселенная», «История развития атомной энергии», с последующим закреплением знаний посредством тестового контроля. После посещения государственного музеязаповедника Павловска школьники в произвольной форме составляют отзывы о тематических экскурсиях, например«Мода высочайшего двора», «Молчаливый разговор картин», «Книга и ее жизнь во дворце» и т.д. Также уже традиционным стало проведение в стенах школы игр по станциям различной тематики, участие в проектной деятельности в рамках конференции «Я познаю мир». В рамках экскурсии «В преддверии Рождества», направленной на формирование межкультурной толерантности, у школьников была прекрасная возможность закрепить свои знания при посещении храмов различных религий г. СанктПетербурга. Хотелось бы отметить, что неуспевающие школьники демонстрируют осведомленность и заинтересованность в вопросах, выходящих за рамки школьной программы.Таким образом, целенаправленная работа по преодолению школьной неуспеваемости среди учащихся среднего звена посредством различных средств и методов (тренинговые занятия, игры, упражнения, проектная деятельность, игры по станциям, групповые дискуссии) позволит включить неуспевающих школьников в различные формы социальнопознавательной деятельности, что может способствовать снижению социальной дезадаптации.
Ссылки на источники1.АпанасенкоО.Н. Психологопедагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.).–Челябинск: Два комсомольца, 2013. –С. 58–60.2.ВинокуровЛ.Н. Причины и коррекция школьной дезадаптации // Народное образование.–2012.–№ 2.–С. 253–263.3.ЛокаловаН.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика.–СПб.: Питер, 2009.–368 с.4.ГельмонтА.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.–М.: Просвещение, 2004.–187 с.
Yuliya Rayanova,
Candidateof PedagogicSciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omskbachinina@list.ruLarisaGasperskaya,
Teacher of Mathematics, secondary school № 355, St. Petersburglarisa.gasperskaya@mail.ruРаянова Ю. Ю., Гасперская Л. С. Социальная дезадаптация неуспевающих школьников среднего звена и пути ее профилактики// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15278. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15278.htm.–ISSN 2304120X. 6
Social exclusion of underachieving pupils and ways of its preventionAbstract.The paper describes the results of the study of socialpsychological adaptation of different types ofunderachieving pupils, presentsthe program for prevention of pupils’social maladjustment and the experience of its implementation in secondary schools № 56 in Omsk and № 355 in St. Petersburg.Keywords: underachieving pupils, social exclusion, prevention.References1.Apanasenko, O. N. (2013) “Psihologopedagogicheskoe soprovozhdenie processa dezadaptacii podrostkov”,Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Cheljabinsk, fevral' 2013 g.),Dva komsomol'ca, Cheljabinsk,pp.58–60(n Russian).2.Vinokurov, L. N.(2012)“Prichiny i korrekcija shkol'noj dezadaptacii”,Narodnoe obrazovanie,№ 2,pp.253–263(n Russian).3.Lokalova, N. P. (2009) Shkol'naja neuspevaemost':prichiny, psihokorrekcija, psihoprofilaktika,Piter, St. Petersburg,368 p.(n Russian).4.Gel'mont, A. M. (2004) O prichinah neuspevaemosti i putjah ee preodolenija,Prosveshhenie, Moscow,187 p.(n Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived17.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.08.15ОпубликованаPublished29.08.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Раянова Ю. Ю., Гасперская Л. С., 2015
www.ekoncept.ru