Традиционные и альтернативные подходы к оценке бизнеса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Целовальник А. И. Традиционные и альтернативные подходы к оценке бизнеса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15279.htm.
Аннотация. В условиях рыночной экономики функционирование предприятий сопряжено с риском и неопределенностью, в связи с этим участники рынка хотели бы иметь возможность получить как можно больше точной и достоверной информации, касающейся стоимости интересующего их объекта. В последнее время при оценке стоимости предприятий все чаще стали использоваться помимо традиционных и альтернативные подходы и методы.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Целовальник А. И. Традиционные и альтернативные подходы к оценке бизнеса// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15279. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15279.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15279УДК 000

Целовальник Анна Ивановна, студентка ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г.Краснодарanutka__95@mail.ru

Традиционные и альтернативные подходы к оценке бизнеса

Аннотация.В условиях рыночной экономики функционирование предприятий сопряжено с риском и неопределенностью, в связи с этим участники рынка хотели бы иметь возможность получить как можно больше точной и достоверной информации, касающейся стоимости интересующего их объекта. В последнее время при оценкестоимости предприятий все чаще стали использоваться помимо традиционных и альтернативные подходы и методы. Ключевые слова:оценка бизнеса, методы, традиционные и альтернативные подходы, доходный, сравнительный, затратныйметоды. Раздел:(04) экономика.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в связиспоявлением огромного количества предприятий, выступающих в качестве своего рода товара, который можно покупать и продавать, появляетсяспрос на оценку рыночной стоимости. Для повышения эффективности проводимых сделок осуществляетсяоценка бизнеса, так какнельзя эффективно руководить компанией без знания реальной стоимости бизнеса. Оценка стоимости является основой для принятия решений. Умение использовать на практике результаты оценочной деятельности –это процедура, цель которой –расчет стоимости бизнеса, т.е. отражение резервов деятельности компании. Она показывает, как создаётся и из чего складывается ценность компании. Ее результат является основой для принятия решений. Она значима для развивающихся компаний, помогает правильно ориентироваться в многообразии новинок,внедряемых в бизнес. Процедура проведения оценки бизнеса включает в себя оценку всех активов. Таким образом, можно сделать вывод, что оценка бизнеса способствует повышению конкурентоспособности предприятия на рынке и показывает реальную картину возможностейпредприятия, служит для выработки их стратегии, которая выявляет альтернативные подходы и определяет,какой из них дает максимальную рыночную цену [1].Оценку бизнеса проводят для решения следующих задач:увеличениеуровня управления предприятием;установление стоимости ценных бумаг в случае их куплипродажи на фондовом рынке;определение цены фирмы в случае ее продажи;изменение структуры предприятия;создание проекта развития компании. В ходе стратегического планирования необходимо оценить будущие доходы фирмы, степень её устойчивости, а также ценность имиджа;страхование, входе которого появляется потребность установления цены активов;налогообложение;получение обоснованных управленческих решений. Изза инфляции появляется потребность в периодической переоценкеимущества фирмы;реализация инвестиционного плана развития бизнеса. Для его подтверждения следует знать начальную цену предприятия в целом, его капитала, активов, бизнеса.

Целовальник А. И. Традиционные и альтернативные подходы к оценке бизнеса// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15279. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15279.htm.–ISSN 2304120X. 2

На сегодняшний день можно выделить несколько традиционных подходов к оценкестоимости бизнеса:доходный;затратный;сравнительный.Доходный подходпредставляет собой комплекс методов оценки стоимости бизнеса, базирующихся на определении прогнозируемой прибыли с применением объекта оценки.Достоинства доходного подхода:предусматривает предстоящие перемены прибыли и затрат;предусматривает степень риска (через ставку дисконта);принимает во внимание интересы инвестора;учитывает экономическое устаревание.Недостатки доходного подхода:сложность прогнозирования будущих результатов;не учитывает конъюнктуры рынка;возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения;трудоемкость расчётов [2].Доходный подход включает в себя нескольких методов.Рассмотрим два основных.1.Метод дисконтирования денежных потоков исходит из прогнозирования денежных потоков. С точки зрения инвестиционных мотивов он является наиболее приемлемым, так как под стоимостью предприятия понимается не стоимость активов, а оценка потока будущих доходов. Однако его применение приводит к тому, что лицу, принимающему решение, становится труднее находить новые альтернативные пути решения проблемы, которые принесут больше прибыли, тем самым отказываясь от ранее запланированных действий. Стоимость оценки предприятия, рассчитанная методом дисконтирования денежных потоков,определяется по формуле:��=஼�11+�+஼�2(1+�)2+…+஼��(1+�)�+��(1+�)�,где PV–текущая стоимость; CF¡ –денежный поток очередного года прогнозного периода; FV–цена реверсии; r–ставка дисконтирования; n–общее количество лет прогнозного периода.Основные этапы оценки предприятия данным методом:подбор модификации денежного потока;определение продолжительности исследуемого периода;ретроспективные исследования и прогноз;расчёт величины валютного потока для каждого года исследуемого периода;установление ставки дисконта;расчёт величины стоимости денежного потока в постпрогнозный период;расчёт текущей цены будущих денежных потоков и цены в постпрогнозный период;введение окончательных изменений [3].2.Метод капитализации дохода основан на измерении действенных активов с точки зрения получения с них прибыли. Не требует изучения стоимости материальных и нематериальных активов. Сущность этого метода можно выразить формулой:�=஽��,гдеV–оценённая стоимость;D–чистый доход (чистая прибыль);Kk–ставка капитализации.

Целовальник А. И. Традиционные и альтернативные подходы к оценке бизнеса// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15279. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15279.htm.–ISSN 2304120X. 3

Данный метод особенно актуален тогда, когда прогнозируется получение примерно одинаковой прибыли предприятием в течение достаточно длительного периода времени. Метод капитализации доходаподходит для зрелых предприятийи в отличиеот методадисконтирования денежных потоков не требует составления среднеи долгосрочных прогнозов доходов, но его применение ограничивается предприятиями со стабильными доходами, рынок сбыта которых устоялся и не предполагаются его изменения [4].Затратный подходпредставляет собой комплекс методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении расходов, требуемых для воспроизводства или замены объекта оценки с учётом износа и устаревания.Преимущества затратного подхода:является официально утвержденнымстандартом оценки бизнеса;предусматривает воздействие производственнохозяйственных факторов на изменение цены активов;предоставляет оценку степени формирования технологических процессов с учётом уровня износа активов;результаты оценки более обоснованны;его использование достаточно просто и не требует детального анализа финансовоэкономической деятельности предприятия;основан на существующих активах;пригоден и для оценки бизнеса вновь открывшихся предприятий, холдинговых и инвестиционных фирм.Недостатки затратного подхода:не учитывает конъюнктуры рынка;не учитывает перспектив развития бизнеса.В составе затратного подхода можно выделить метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости [5].1.Метод чистых активов является лучшим способом определения стоимости, если доходы от бизнеса просто невозможно предсказать с высокой степенью точности, но предприятие имеет в своем распоряжении хорошие финансовые и материальные активы. Также его можно применить, если новое предприятие не имеет данных оприбылях либо если эта компания холдинговая. Чтобы определить рыночную стоимость бизнесас помощью метода чистых активов,используют следующую формулу:СК=А−О,где СК–рыночная стоимость собственного капитала; А–рыночная стоимость активов предприятия; О–текущая рыночная стоимость его обязательств (долгов).2.Метод ликвидационной стоимости используют, когда предприятию грозит банкротство, то есть когда все имеющиеся у организации активы распродают на торгах и погашают долги по собственным обязательствам. Ликвидационная стоимость –это разность между стоимостью активов и затрат на ликвидацию. Этот метод даёт минимум оценки стоимости бизнеса, так как есть много серьезных ограничений по времени на продажу активов, изза чего происходит уменьшение стоимости.Для определения ликвидационной стоимости используют три вида ликвидации:упорядоченную;принудительную;ликвидацию с прекращением существования активов предприятия.Упорядоченная ликвидация–это распродажа активов в течение временидля получения максимальной прибыли от реализации активов. Целовальник А. И. Традиционные и альтернативные подходы к оценке бизнеса// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15279. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15279.htm.–ISSN 2304120X. 4

Принудительная ликвидация–это ситуация, когда активы распродаются быстро настолько, насколько это возможно.Ликвидация с прекращением существования активовпредприятиярассчитывается в случае, если активы компании никак не распродаются, а списываются и уничтожаются, а в данном месте создается новая компания, представляющая внушительный финансовый и общественный интерес. Цена компании вданном случаесчитается отрицательной величиной,таким образом, необходимы определенные расходы на ликвидацию активов [6].Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости бизнеса, которые основаны на сравнении объекта оценки с объектамианалогами, по отношению к которым имеется информация о ценах. Основывается на подборе сопоставимых объектов, которые уже продавались или продаютсяв текущий момент на данном рынке.Преимущества сравнительного подхода:основывается на реальных рыночных показателях;отображает имеющуюся практику продаж и покупок;принимает во внимание воздействие отраслевых факторов на стоимость акций компании.Недостатки сравнительного подхода:в расчёт берутся лишь ретроспективные сведения;требует большого количества поправок в рассматриваемых данных;игнорирует будущие ожидания инвесторов;труднодоступность данных.При сравнительном подходе оценку бизнеса проводят с помощью трех методов: поиск компаниианалога, метод сделок и продаж и метод коэффициентов отрасли.Основой первого метода является стоимость предприятийаналогов по акциям, выставленнымна рынке. Оценка получается быстрая и правдоподобная. У сравниваемыхкомпаний должны быть примерно равные доходы, персонал, оборот и т.д.Основные этапы оценки предприятия методом поиска компаниианалога:изучение рынка и получение нужных данных;сравнение перечня аналогичных компаний;анализ финансовоэкономической деятельности и повышение уровня сопоставимости информации;расчёт ценовых мультипликаторов;подбор величины мультипликатора, который следует использовать к оцениваемому предприятию;установление окончательной величины стоимости оцениваемой компании;внесение итоговых корректировок.Второй метод основывается на ценах, по которым другие компании приобретали пакеты акций, с осуществлением анализацены таких сделок. И первый,и второй методы хороши при получении достаточной информации для анализа. Этапы процесса оценки бизнеса методом сделок совпадают с этапами оценки бизнеса методом рынка капитала [7]. Третьим методом пользуются тогда, когда ранее рассчитаны отношения цены реализации бизнеса и его производственных и финансовых показателейи сделан их анализ. В нашей стране он не используется изза отсутствия необходимой информации. Наряду с традиционными подходами в настоящее время все чаще для оценки стоимости компаний используются альтернативные методы, напримеропционный метод оценки (метод реальных опционов) и модифицированный метод дисконтирования потоков.Целовальник А. И. Традиционные и альтернативные подходы к оценке бизнеса// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15279. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15279.htm.–ISSN 2304120X. 5

Рассмотрим использование моделиценообразования опционов Блэка –Шоулза в оценке бизнеса. Согласно этой модели, основным элементом определения стоимости служит ожидаемое изменение цен базового актива. Цена колебания актива прямопропорционально влияет на стоимость опциона. Можно сказать, чтоесли известна стоимость опциона, то можно определить уровень изменения цен, ожидаемый рынком. Использование компанией метода реальных опционов позволяет уделять меньше внимания созданию «идеальных» прогнозов и направлять на развитие альтернативных путей развития компании [8]. В модифицированном методе дисконтирования денежных потоков не учитывается прибыль с предстоящих капитальных инвестиций. Чтобы учесть результат от реинвестирования, расчет обязан проводиться подобно расчету текущей цены предприятия. Фактически в данном случае мы получаем метод добавленнойстоимостидля акционерного капитала. Нужно учесть сверхприбыль от всех капитальных инвестиций в прогностический период и рентабельностьакционерного капитала. Вследствие модификации метода дисконтирования денежных потоковмы получаем результат, сравнимый с расчетами при использовании других методов [9]. Все вышеописанные подхода взаимосвязаны между собой. Прикаждом из них используется информация о рынке. Каждый из этих подходов связан с отдельным рыночным аспектом, несмотря на точто сейчас в основе любого из этих подходов лежит рыночная информация. Если рынок совершенный, то оценщик, используя разные подходык оценке бизнеса, должен получить одинаковую величину рыночной стоимости бизнеса. Но чаще всего рынок не является совершенным, из этого следует, что использование разных подходов может привести к получению абсолютно различных результатов. Указанные выше методики оценки предприятия дополняют друг друга. Для оценки конкретного предприятия применяются несколько подходов. Затем результаты, которые были получены с помощью различных методик, сопоставляют между собой для определения итоговой величины стоимости оцениваемого предприятия.

Ссылки на источники1.Франциско О.Ю., МолчанА.С. Консолидация и автоматизация подходов и способов оценки бизнеса // Век качества. –М.: НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс», 2011.–№5. –С. 82–89.2.Франциско О.Ю., СытниковД.А. Автоматизация оценки стоимости предприятий с использованием традиционных и альтернативных методов // Научное обеспечение инновационных технологий производства и хранения сельскохозяйственной и пищевой продукции. –Краснодар, 2014. –С. 165–169.3.Франциско О.Ю., СытниковД.А. О методических подходах к оценке стоимости бизнеса на предприятиях АПК // Сборник научных трудов.Вып. 23 / КРИА ДПО ФГБОУ ВПО Кубанский ГАУ. –Краснодар: Изд. дом –Юг, 2014. –С. 188–191.4.Франциско О. Ю. Информационные технологии в финансовобанковской сфере: учеб.метод.пособие по выполнению лабораторных занятий. –Краснодар, 2010.5.Трубилин И.Т., Бурда А.Г., Франциско О.Ю. Инструментальные средства финансовых вычислений: разработка и обучение применению в экономической работе на предприятиях АПК// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2014.–№102. –С. 459–484.6.Молчан А. С., Байкенич В. Е., Болгарская А. Д. Влияние бедности и малообеспеченности граждан на экономическую безопасность государства // Концепт. –2015. –№ 02 (февраль).–URL: http://ekoncept.ru/2015/15027.htm. 7.Затонская И.В.,

Чуб

Е.В.Информационные технологии в управлении имущественным состоянием аграрного предприятия // Современное состояние и приоритетные направления развития экономики: материалы Междунар.заоч. науч.практ.конф. –Новосибирск, 2014. –С. 88–93.8.Франциско О.Ю., ЗатонскаяИ.В., Гусельникова А.А.Инструментальные методы финансовых вычислений в математической экономике: учеб.метод. пособие. –Краснодар, 2014.9.Затонская И.В. Финансовый потенциал аграрного предприятия как фактор конкурентоспособности// Современные тенденции в науке и образовании.–М., 2015.–С. 154–155.

Целовальник А. И. Традиционные и альтернативные подходы к оценке бизнеса// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15279. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15279.htm.–ISSN 2304120X. 6

Anna Tselovalnik,

Student, Accounting and Finance Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodaranutka__95@mail.ruTraditional and alternative approaches to business valuationAbstract.In the context of the market economy, the functioning of enterprises involve certain risks and uncertainties. In this regard, market participants would like to be able to get the most accurate and reliable information regarding the cost of the objects of their interest. Recently, in addition to traditional approaches different alternative methods have been increasingly used in making an assessment of the cost of enterprises.Keywords:business valuation, methods, traditional and alternative approaches, income, comparative, expensive.References1.Francisko, O. Ju. &Molchan,A. S. (2011) “Konsolidacija i avtomatizacija podhodov i sposobov ocenki biznesa”,Vek kachestva,MoscowNII jekonomiki svjazi i informatiki «Interjekoms»,№ 5,pp.82–89(in Russian).2.Francisko,O. Ju.&Sytnikov,D. A. (2014) “Avtomatizacija ocenki stoimosti predprijatij s ispol'zovaniem tradicionnyh i al'ternativnyh metodov”,Nauchnoe obespechenie innovacionnyh tehnologij proizvodstva i hranenija sel'skohozjajstvennoj i pishhevoj produkcii,Krasnodar,pp.165–169(inRussian).3.Francisko,O. Ju.&Sytnikov,D. A. (2014) “O metodicheskih podhodah k ocenke stoimosti biznesa na predprijatijah APK”,Sbornik nauchnyh trudov. Vyp. 23 / KRIA DPO FGBOU VPO Kubanskij GAU,Izd. dom –Jug, Krasnodar,pp.188–191(in Russian).4.Francisko, O. Ju. (2010) Informacionnye tehnologii v finansovobankovskoj sfere: ucheb.metod. posobie po vypolneniju laboratornyh zanjatij,Krasnodar(in Russian).5.Trubilin,I. T., Burda, A. G. &Francisko,O. Ju. (2014) “Instrumental'nye sredstva finansovyh vychislenij: razrabotka i obuchenie primeneniju v jekonomicheskoj rabote na predprijatijah APK”,Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta,№ 102,pp.459–484(in Russian).6.Molchan,A. S., Bajkenich, V. E. &Bolgarskaja,A. D. (2015) “Vlijanie bednosti i maloobespechennosti grazhdan na jekonomicheskuju bezopasnost' gosudarstva”,Koncept,№ 02 (fevral').Available at: http:,ekoncept.ru/2015/15027.htm(in Russian). 7.Zatonskaja, I. V. & Chub, E. V.(2014)“Informacionnye tehnologii v upravlenii imushhestvennym sostojaniem agrarnogo predprijatija”,Sovremennoe sostojanie i prioritetnye napravlenija razvitija jekonomiki: materialy Mezhdunar. zaoch. nauch.prakt. konf,Novosibirsk,pp.88–93(in Russian).8.Francisko,O. Ju., Zatonskaja, I. V. &Gusel'nikova,A. A. (2014) Instrumental'nye metody finansovyh vychislenij v matematicheskoj jekonomike: ucheb.metod. posobie,Krasnodar (in Russian).9.Zatonskaja,I. V. (2015) “Finansovyj potencial agrarnogo predprijatija kak faktor konkurentosposobnosti”,Sovremennye tendencii v nauke i obrazovanii, Moscow,pp.154–155(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived16.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review17.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication17.05.15ОпубликованаPublished29.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Целовальник А. И., 2015

www.ekoncept.ru