Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 176–180. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15292.htm.
Аннотация. Способы эффективного применения статистических методов при анализе банка данных, полученных при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Развитие необходимых компетенций студентами, получающими дополнительное образование в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальной педагогике и психологии с помощью эффективного применения применение статистических методов в специальной педагогике и психологии при анализе банка данных, полученных при работе с детьми с ОВЗ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статисти0ческих методов в специальной педагогике и психологии // Концепт.22015. 2№08(август). 2ART15292. 20,4п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15292.htm.2ISSN2304120X. 1

ART15292УДК 376.3

Гуртовая Наталия Сергеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры страхования, финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгородqwert1460@mail.ru

Гуртовая Юлия Дмитриевна,студентка ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгородqwert8866@mail.ru

Проблематика применения статистических методов

в специальной педагогике и психологии

Аннотация.Способы эффективного применениястатистических методов при анализе банка данных, полученных при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Развитие необходимых компетенций студентами, получающими дополнительное образование в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) в специальной педагогике и психологии с помощью эффективного примененияприменение статистических методовв специальной педагогике и психологии при анализе банка данных, полученных при работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: статистические методы анализа данных, расчет статистических показателей, графическое изображение данных, применение методов непараметрической статистики в специальной педагогике и психологии. Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Инновационная программа, предполагающая развитие и модернизацию современного образования,среди генеральныхцелей и задач указывает задачу повышениянаучнойобоснованностипроизводимых по результатам исследовательской деятельности выводов, т.к. они должны создавать основу для произведения выводов по результатам научных изысканий. Обеспечить полное соответствие этим требованиям при обработке результатов педагогических исследований в специальной педагогике и психологиимогутстатистические методы обработки информации, выбор которых определяется содержанием и целью исследования[1]. Проблематика применения статистических методовв специальнойпедагогике и психологии состоит в том, чтонекорректное применение методов статистики для сбора, обработки и анализа информации, способно исказить получаемую информацию и аналитические выводы по результатам ее обработки.Часто при обработке результатов педагогических исследований в специальной педагогикеиспользуются специализированные пакеты прикладных программ постатистике, применение которых, вопервых,ориентировано на расчет основных статистических параметров, что крайне редко возможно при обработке результатов педагогических исследований в специальной педагогике, а вовторых,сама сложность этих программных средств, делает их применение затруднительным [2].Рассмотрим применениестатистических методовв специальной педагогике и психологии для анализаданных, полученных студентами, работающимис детьми с ограниченными возможностями здоровья на примере практических данных, полученным при Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статисти0ческих методов в специальной педагогике и психологии // Концепт.22015. 2№08(август). 2ART15292. 20,4п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15292.htm.2ISSN2304120X. 2

работе с детьмисОВЗ. В ходе наблюдения было обследовано 30 лиц с ОВЗ(10 мальчиков и 20 девочек) в возрасте от 10 до 20 лет из школыинтерната для глухих Нижнего Новгорода. По антропометрическим данным с применением применение статистических методовв специальной педагогике и психологии для анализа данных была проведена статистическая обработка данных с помощью применение статистических методовв специальной педагогике и психологии. При статистической обработке результатов обследования лиц с ОВЗ на примере детей с нарушениями слуха были использованы простые натуральные единицы измерения –это килограммы, сантиметрыи т. д. На их основес помощью применение статистических методовв специальной педагогике и психологии был рассчитан удельный вес(относительная величина структуры) по абсолютным показателям гендерного признака пол. По произведенным расчетам построены круговые диаграммы.

Рис.1. Характеристика группы испытуемых по гендерному признакуРис.2. Характеристика группы испытуемых по возрастному признаку

На основании произведенных расчетов, нами были получены следующие показатели, занесенные в табл.1. Таблица 1Антропометрические данные для расчета индекса физического развития (ИФР) испытуемых

Возрастная группаСреднее значение роста, смСреднее значение массы тела, кгСреднее значение объема груди, см в паузеУсредненное значение ИФР по возрастной группе8–10 лет –дети до протубертантного возраста119,520,767,333,411–15 лет –протубертантный возраст153,139,380,026,316–17 лет –возраст завершения протубертантного периода169,749,884,932,4

Таким образом, можно видеть, что усредненное значение ИФРиспытуемыхповозрастной группе девушек8–10 и 16–17 характеризует астенический тип телосложения, по возрастной группе девушек 11–15 лет –нормостенический тип телосложения. Что связано с тем, что впериод полового созревания происходит усиленное формирование мышечного объема и развития соответствующих физических параметров. 58%42%ДевушкиЮноши38%40%22%810 лет1115 лет1617 летГуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статисти0ческих методов в специальной педагогике и психологии // Концепт.22015. 2№08(август). 2ART15292. 20,4п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15292.htm.2ISSN2304120X. 3

Затем для обработки данных был использован метод изучения взаимосвязей с помощью непараметрических критериев. Был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Полученные результаты занесены в табл.2.Таблица 2Коэффициент стохастической взаимосвязи между показателями

индекс физического развития (ИФР) и показателем упитанности (ПУ)

Возрастная группаЮношиДевушкиВ целомпо всей совокупности испытуемых810 летдети до протубертантного возраста0,860,780,811115 лет протубертантный возраст–0,33–0,14–0,221617 лет возраст завершения протубертантного периода0,910,770,83

Прямая сильная связь между показателямиПУи ИФР наблюдается по обеим половым группам, и в целом по совокупности в возрасте до и по окончании полового созревания, в этом возрасте получена слабая обратная связь. Полученный вывод иллюстрируется графиками.

Рис.3. Диаграмма сравнения значения коэффициента корреляции

Рис.4. Диаграмма динамики значения коэффициента ранговой корреляции-1-0,500,51810 лет1115 лет1617 летВ целом по совокупностиДевушкиЮноши810 лет1115 лет1617 летВ целом по совокупности0,81-0,420,83Девушки0,78-0,240,77Юноши0,86-0,630,91-100%-80%-60%-40%-20%0%20%40%60%80%100%Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статисти0ческих методов в специальной педагогике и психологии // Концепт.22015. 2№08(август). 2ART15292. 20,4п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15292.htm.2ISSN2304120X. 4

Таким образом,анализ антропометрических данных и статистическая обработка результатов обследования лиц с ОВЗ был проведен сприменением применение статистических методовв специальной педагогике и психологии на примере детей с нарушениями слуха производилась с помощью количественных категорий –статистических величин, что увеличивает наглядность полученных результатов и повышает удобство расчетов получаемых показателей. Особое внимание следует уделить тому, что в педагогике и психологии используется непараметрические методы, так как зачастую совокупность полученных данныхисключает расчет параметров.При этом используют методы:если сравнивается одна и та же совокупность в разных условиях, то Ткритерий Вилкоксона, UМаннаУитнии др.Если сравниваются один раз две совокупности, то QкритерийРозенбаума,Gкритерийзнакови др.При изучении корреляции–ранговый критерий Спирмена. Если сравниваются две выборки, в разных условиях, применяют многофункциональные критерии,например,φкритерий (фи) –угловое преобразование Фишера, который используется для сравнения двух выборок по частоте встречаемости определенного признака. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий исследователя признак.Рассмотрим практикупроизведения выводапо результатам проведения педагогического экспериментас использованием данного многофункционального критерия. Педагог на занятиях использовалновуюметодику преподаванияиностранного языка лицам с ОВЗ. Сингапурская методика –методика менеджмента и управления учебным процессом, дающая такой инструмент, как обучающие структуры.В основе Сингапурской методики –кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning). Проводимыйэксперимент позволилвыявить необходимость использования Сингапурской методики на уроках английского языка для обучения устной речи. В данной работе был использован φкритерий Фишера. В качестве контрольной группы(КГ)выступает группа в количестве 10 лиц с ОВЗ, обучающаяся по традиционной методике, в качестве экспериментальной группы (ЭГ) выступает группа в количестве 14 лиц с ОВЗ, обучающаяся по Сингапурской методике(табл.3). Таблица 3Результаты эксперимента

До экспериментаПоокончанииэксперимента

КГЭГКГЭГ

челd, %челd, %челd, %челd, %Испытывают затруднения в говорении77096455017Не испытывают затруднения в говорении/ Свободно выражают мысли на иностранном языке3305365501393Итого 10100141001010014100

Строка «Не испытывают затруднения в говорении/ Свободно выражают мысли на иностранном языке»является критерием, т.е. изучаемым признаком.Эмпирическое значение φ критерия:φэмп= (φ1 –φ2) ×√n1×n2(n1+n2).До проведения эксперимента:φэмп= (1,287 –1,159) ×√10×14(10+14)= 0,30.По окончанииэксперимента: φэмп= (2,606–1,571) ×√10×14(10+14)= 2,49.Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статисти0ческих методов в специальной педагогике и психологии // Концепт.22015. 2№08(август). 2ART15292. 20,4п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15292.htm.2ISSN2304120X. 5

По таблице критических значений найдем величины для φ0,99 =1,64; φ0,95= 2,31.

φэмп



По результатам произведенных расчетов можно утверждать, что с вероятностью 99% до эксперимента принимается гипотеза Н0, то есть не существует статистически значимых различий в числе неиспытывающих затруднения в говорении на иностранном (английском) языке в ЭГ и КГ до эксперимента. По окончанию эксперимента с вероятностью 99% уровень в экспериментальной группе выше чем в контрольной группе.Таким образом, применение непараметрических критериев снимает проблематику произведения вывода при проведении эксперимента в специальной педагогике и психологии. Разрешение проблемприменения статистических методовв специальной педагогике и психологии, состоит впреодолении практических трудностей, что может быть реализовано посредствомсоздания аналитического проекта, в результате которогопреподаватель получает дополнительные возможности для проведения аналитической работы в специальной педагогикеи психологии, когнитивногопоиска и реализациисовместной экспериментальноисследовательской работы с обучаемыми. Наиболее эффективными средствами включения обучающегося с ОВЗв процесс творчества на урокеявляется: проектноаналитическая деятельность, с последующим применением методов статистики для получения глобальных выводов по результатам исследования. Проектная работа способствует формированию исследовательскихинтересов, детей привлекают собственно научныедействия[3].Это генеральныйэлемент включения в работу детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений реализации инновационных процессов в образовательной среде, направлен не только на получение знаний по предмету, но и в первую очередь на практикоориентированныйкомпонент образования, что позволяет повысить мотивацию к проведению исследовательской работы, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности иинтересы обучающегося с ОВЗ.Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие творческойактивности детей с ограниченными возможностями здоровья, демонстрацию которых дает методикаприменения статистических методовв специальной педагогике и психологии.

Ссылки на источники1.Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборникстатей по материалам в Международной научнопрактической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей: сборник статей / Сибирская академия финансов и банковского дела; под общ. ред. Э.Г. Скибицкий. –М.; Берлин: ДиректМедиа, 2014. –424 с.2.ИзюмовА.А.,КоцубинскийВ.П.Статистические методы анализа данныхв науке и образовании.–Томск: Эль Контент, 2012.–150 с.3.Социальноэкономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования. Материалы Всероссийской научнопрактической конференции / под ред. А.А.Орлов. –М.: ДиректМедиа, 2014. –528 с.



Н0 ? Н1 φ =0,95 φ =0,99 =1,64 =2,31 Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статисти0ческих методов в специальной педагогике и психологии // Концепт.22015. 2№08(август). 2ART15292. 20,4п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15292.htm.2ISSN2304120X. 6

Natalia Gurtovaya,Ph.D., assistant professor of insurance, finance and credit of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorodqwert1460@mail.ruJulia Gurtovaya,

Student of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin,Nizhny Novgorodqwert8866@mail.ruThe issue of the application of statistical methods in special education and psychologyAbstract. Methods for the effective application of statistical methods in the analysis of the data bank received when working with children with disabilities. The development of the necessary competencies of students receiving additional training in working with children with disabilities (HIA) in special education and psychology through effective use of computer technology in the analysis of the data bank received when working with children with HIA.

Keywords: statistical methods of data analysis, the calculation of statistics, graphical representation of data, application of nonparametric statistics in special education and psychology.References1.Nepreryivnoe professionalnoe obrazovanie: teoriya i praktika: sbornik statey po materialam v Mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii studentov, magistrantov, aspirantov i prepodavateley: sbornik statey / Sibirskaya akademiya finansov i bankovskogo dela; pod obsch. red. E.G. Skibitskiy. M.; Berlin: DirektMedia, 2014. 424 p.(in Russian).2.Izyumov A. A.&

KotsubinskiyV. P.Statisticheskie metodyi analiza dannyih v nauke i obrazovanii. Tomsk: El Kontent, 2012.150 p.(in Russian).3.Sotsialnoekonomicheskaya effektivnost rezultatov issledovaniy molodyih uchenyih v oblasti obrazovaniya. Materialyi Vserossiyskoy nauchnoprakticheskoy konferentsii / pod red. A. A. Orlov. M.: DirektMedia, 2014. 528 p.(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived12.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication13.08.15ОпубликованаPublished14.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д., 2015www.ekoncept.ruwww.ekoncept.ru