Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Садыкова
Г.
Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 8 (август). – С.
171–175. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15291.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивно-перцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью. Обобщены эмпирические данные, и описаны уровни идентификации эмоций.
Ключевые слова:
идентификация эмоций, когнитивно-перцептивные процессы, подростки с умственной отсталостью
Текст статьи
Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 1
ART15291УДК 159.942.33
Садыкова Гульфия Рустамовна,
магистрант кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургgolfik88@mail.ru
Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью
Аннотация.В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью. Обобщены эмпирические данные,и описаны уровни идентификации эмоций.Ключевые слова:идентификацияэмоций, когнитивноперцептивные процессы, подростки с умственной отсталостью.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Проблемы общения лиц с отклонениями в развитии и их способностей к взаимодействию с социальным окружением приобретают все большую значимость в теории и практике современной специальной психологии. Актуальность этих вопросов обусловлена наличием противоречия между высокими требованиями общества к характеристикам взаимодействиясовременной личности и сниженным уровнем способностей у лиц с отклонениями в развитиидля успешного взаимодействия с социальным окружением, вызванным дизонтогенезом [1]. По мнению многих авторов, наиболее уязвимой категорией лиц с ограниченными возможностями здоровья являются подростки с умственной отсталостью, процесс включения которых в жизнь общества отягощен недоразвитием всех сложных форм психической деятельности, недоразвитием способностей к осуществлению социального взаимодействия. Способность к взаимодействию –важнейшаясоставляющаясоциальнопсихологической адаптированности личности, гарантирующаяей определенную самостоятельность и жизнеспособность.Среди психологических детерминант трудностей взаимодействия с социальным окружением у подростков с умственной отсталостью выделяют способность к идентификации эмоций. Эмоции, выполняющие регулирующую функцию во взаимодействии между людьми, предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям [2]. Эффективное взаимодействие невозможно без адекватного восприятия и понимания эмоций, которые испытывает собеседник. Идентификация эмоций служит основой для обратной связи, регулирующей сам процесс общения [3].Известно, что механизм идентификации на социальном уровне развивается в общении и прививается через присвоение ребенком идентифицирующего поведения путем подражания. Развитие способности к идентификации дает детям возможность различать и распознавать эмоции и чувства, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением.А.М.Щетининой в результате специально проведенного исследования установлены уровни понимания эмоциональных состояний человека [4]:I уровень–неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 2
II уровень–ситуативноконкретный: а) дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; б)словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния,с трудом выбирают из предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой.III уровень–словесноеобозначениеи описаниеэкспрессии: а) дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором (выбирают форму прилагательного) или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние.IV уровень–осмысливаниев форме описания: а) дети самостоятельно правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ее описание. V уровень –осмысливаниев форме истолкования и проявления эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливаниеситуаций; в) проявляют эмпатию –«оречевляют» персонажа (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку (в виде восклицаний, высказываний, имитации воспринимаемой экспрессии).Таким образом, понимание эмоций и эмоциональных состояний человека может быть представлено разными уровнями: неадекватный (I уровень), ситуативноконкретный (II уровень), уровень словесного обозначения и описания экспрессии (III уровень), уровень осмысливания в форме описания (IV уровень), уровень осмысливания в форме истолкования и проявления эмпатии (V уровень). Последние уровни характерны для старших дошкольников и младших школьников, т.е. младшие школьники с нормальным развитием понимают эмоции, поведение другого человека по внешней экспрессии, способны осмысливать эмоции и описывать их, проявлять эмпатию, однако это имеет отношение преимущественно к простым, доступным для понимания в этом возрасте эмоциям. Далее происходит развитие способности к идентификации эмоций на основе развития когнитивноперцептивных процессов, расширения и усложнения знаний об эмоциях, приобретения опыта взаимодействия.Подростки с умственной отсталостью находятся в невыгодном положении, так каких специфические характеристики препятствуют спонтанному усвоению значительного числа умений и навыков. Формирование механизмов восприятия, понимания и познания партнера по общению, развитие когнитивноперцептивных процессов у подростковс умственной отсталостью требуют специальных условий и целенаправленных воздействий. Необходимость в решении данной задачи очевидна, так какдостижение социальнопсихологической адаптированности и социальной интеграции личности предполагает наличие опыта и навыков социального взаимодействия, успешность которого зависит в том числе и от процесса восприятия, понимания, распознавания и идентификации эмоций, обеспечивающих взаимопонимание и эффективность коммуникации.Недоразвитие когнитивноперцептивных процессов и саморегуляции, примитивность реакций, негибкость в выборе стратегий взаимодействия, неразвитость социальной перцепции, трудности в идентификации эмоциональных состояний партнеров по общению затрудняют развитие межличностного взаимодействия подростков с умственной отсталостью, приводя к культуральной депривации.Когнитивноперцептивные процессы подростков с умственной отсталостью имеют свою специфику, детерминирующую недоразвитие идентификации эмоций. Недоразвитие познавательной деятельности у подростков с умственной отсталостью ведет к нарушениям когнитивных механизмов, принимающих участие в процесСадыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 3
се идентификации эмоций. Развитие способности к идентификации эмоций происходит на основе развития когнитивноперцептивных процессов, расширения и усложнения знаний об эмоциях, приобретения опыта взаимодействия.Основными проявлениями трудностей идентификации эмоций у детей и подростков с умственной отсталостью авторы считают неумение различать лица на картинках (Э.А. Евлахова), неспособность различать сходствопри попытке их узнавания [5], ошибки смешения мимических выражений при их распознавании, где одно эмоциональное выражение распознается как другая эмоция [6], неспособность к тонкой дифференциации, которая обусловлена недостаточно сформированным уровнем концептуального мышления. Низкий уровень идентификации эмоцийобусловлен недостаточно сформированным эмоциональным опытом, слабостью эмоциональной рефлексии, недостаточностью перцептивной чувствительности при социальных контактах [7], негативным опытом восприятия партнеров по общению [8].Когнитивноперцептивные процессы у подростков с умственной отсталостью отличаются спецификой восприятия, а именно замедленностью темпа, значительным сужением объема воспринимаемого, выраженной недифференцированностью, недостаточной активностью восприятия [9].При изучении когнитивноперцептивных процессов ряд авторов (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, С.З. Стернина, Ж.И. Намазбаева и др.) приходят к выводу, что при восприятии и понимании невербального поведения людей подростки с интеллектуальной недостаточностью делают ошибки, связанные с шаблонностью, фрагментарностью восприятия. Такая стереотипность влечет за собой непониманиеоттенков выражений эмоций и смыслов, что искажает весьпроцесссоциального восприятия и понимания [10].Специфичность и недоразвитие когнитивноперцептивных процессов в идентификации эмоций подростков с умственной отсталостью не позволяют успешно идентифицировать как свои эмоции, так и эмоции других людей. Это мнение, а также отсутствие четких представлений о характере взаимосвязи когнитивноперцептивных процессови идентификации эмоций у умственно отсталых в младшем подростковом возрасте обусловили необходимостьпроведения экспериментального исследования.В настоящейстатьемы представим некоторые результаты проведенного нами исследования, направленного на определение специфики идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивноперцептивными процессами младших подростков с умственной отсталостью.Одной из гипотез нашего исследования было предположение, что недоразвитие когнитивноперцептивных процессов, свойственное лицам с умственной отсталостью, определяет трудности у подростков в идентификации эмоций на уровне осмысливания в форме описания и истолкования и проявления эмпатии, при этом будет обнаруживаться способность к распознаванию преимущественно простых (базовых) эмоций, а необходимыми факторами успешной идентификации будут являться модальность эмоции и тип изображения.Исследовательскую выборку составили 50 респондентов. Из них 25 респондентов –младшие подростки с умственной отсталостью, учащиеся специальногокоррекционного общеобразовательного учрежденияVIIIвида в возрасте 12–13 лет, из них 14 мальчиков и 11 девочек,–экспериментальная группа. 25 респондентов–младшие подростки, учащиеся средней общеобразовательной школы, в возрасте от 11–12 лет, среди которых15 мальчиков, 10 девочек,–контрольная группа.Для разностороннего изучения аспектов идентификации эмоций нами были подобраны методики, позволяющие получить информацию об исследуемом процессе Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 4
на основе различного по характеру диагностического материала (типу изображения эмоции): пиктограммы (методика «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой) и фотографии (методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой) [11], сюжетные картинки. Для диагностического исследования был подобран комплекс методик, который позволяет выявить индивидуализированные представления подростков об эмоциях, их знания о проявлениях эмоций, особенности идентификации эмоций подростков. Так как идентификация эмоций окружающих осуществляется по внешним проявлениям эмоции: мимике, пантомимике, поведенческим реакциям, мы использовали методику «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой [12], которая дает нам представление об эмоциональном опыте подростка, о форме его эмоционального реагирования. Для диагностики когнитивных компонентов эмоционального развитиямы использовали методику «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой, позволяющуюизучить особенности развития общения подростков, оценить невербальное поведение и сформированность социальных эмоций (методика «Невербальная коммуникация» В.А. Лабунской, Л.А. Регуш; методика «Изучение социальных эмоций» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [13]).Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием надежных и апробированных в психологии методов математической статистики и содержательным анализом выявленных фактов.Анализ результатов экспериментального исследования позволил сделать следующие выводы. Младшие подростки с умственной отсталостью более точно идентифицируют базовые эмоции по схематичным изображениям (пиктограммы), по сравнению с реалистическими (фотографии), испытывают затруднения при восприятии и понимании сложных эмоций: не точно распознают по экспрессии удивление и страх (часто удивление определяют как страх), не знают такие эмоции,как презрение и отвращение. У младших подростков с умственной отсталостью выявлены трудности в опознании и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) по всем модальностям, в установлении соответствий эмоциональному содержанию по сюжетным ситуациям социального взаимодействия и низкий уровень понимания эмоционального процесса. У младших подростков с умственной отсталостью обнаружилась способность к распознанию только простых (базовых эмоций) и затруднена идентификация сложных эмоций, а качество идентификации эмоций зависит от характера предъявляемого материала и контекстуальности.Таким образом, младшие подростки с умственной отсталостью могут адекватно оценить по экспрессии лишь наиболее понятные им эмоциональные состояния, что связано с недостаточнойдифференцированностью эмоций. Как известно, диапазон переживаний умственно отсталого подростка невелик: они испытывают либо удовольствие (радость),либонеудовольствие (грусть, злость) (С.Я. Рубинштейн) [14], а дифференцированных эмоциональных проявленийпочти нет. Мы можем сделать вывод о том, что в основном эмоциональные состояния адекватно оцениваются подростками с сохранным интеллектом, а подростки с умственной отсталостью в связи с особенностями восприятия адекватно воспринимают лишь наиболее понятные им эмоции.У младших подростков с умственной отсталостью в сравнении с подростками с сохранным интеллектом страдают такие механизмы идентификации эмоций,как восприятие экспрессии (низкий уровень выявлен у 36% подростков) и понимание эмоций (низкий уровень выявлен у 60% подростков). Достоверность различий по Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 5
показателям восприятие экспрессиии понимание эмоциймежду двумя группами подтверждена Uкритерием Манна –Уитни (p≤0,01). Выявлен низкий уровень идентификации эмоций (44% подростков), который характеризуется затруднениями в комплексной интерпретации эмоциогенных ситуаций всех модальностей. Значительные затруднения возникают в дифференциации эмоций. Различия идентификации эмоций у подростков с умственной отсталостью и с сохранным интеллектом достоверны (p≤0,01).Представления об эмоциональном процессе не соответствуют возрастной норме (низкий уровень выявлен у 72% подростков). Высокого уровня по данному показателю у подростков с умственной отсталостью не обнаружено. Подростки недостаточно ориентируются в совокупности эмоциональных признаков различных модальностей и не соотносят их с причинами и последствиями возникновения. Достоверность различий подтверждается Uкритерием Манна –Уитни (p≤0,01).У младших подростков с умственной отсталостью слабая способность произвольного выражения эмоций (низкий уровень выявлен у 72% подростков), имитация по образцу (фотоэталон) только простых эмоций (радость, грусть,страх, злость).
Недостаточно развита социальная перцепция (низкий уровень выявлену 52% подростков). Подростки с умственной отсталостью не отличаются способностью понимать эмоциональное состояние, намерения, ожидания других людей в ситуациях общения. С помощью жестов, движений и поз младшие подростки не вполне способны выражать свое отношение к происходящему. Не привлекают собеседников умением передавать оттенки своих чувств и не адекватно определяют изменения настроения других людей. Недостаточно сформированы социальные эмоции и эмпатия. Отрицательное отношение к сверстникам (выявленоу 20%), характеризующееся негативным и агрессивным поведением по отношению к сверстникам. Оказание помощи другим по просьбе взрослого (выявлено у 56%), что характеризует подростков как недостаточно активных и самостоятельных. Не замечают эмоциональное состояние другого (68% подростков), подростки в процессе межличностного взаимодействия не ориентируются на эмоциональные проявления своих партнеров по общению.Выявлен низкий уровень кодирования и вербализации эмоций (72% подростков). Адекватно кодируют и вербализуют (описывают) только базовые эмоции, осмысливание сложных эмоций в форме описания и истолкования недоступно или затруднено. Низкий уровень вербальных описаний эмоциональных реакций и отношенийсвидетельствует о недостатке когнитивного понимания эмоционального процесса и его недифференцированности у младших подростков с умственной отсталостью.Обнаружен ситуативноконкретный уровеньпонимания эмоционального состояния через оказание помощи и уровень словесного обозначения. Подростки с умственной отсталостью способны самостоятельно называть эмоции, но только относящиеся к группе простых (базовых). Уровень осмысливания в форме описаниячастично доступен, но только в ограниченном круге эмоций. Истолковывание состояния через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуаций недоступно. Эмоциональное социальное отношение к изображенному человеку не имеет четкой дифференциации.Обнаружился низкий уровень представлений об эмоциях, слабая дифференцированностьоттенков эмоциональных состояний. Подростки с умственной отсталостью демонстрируют знания только о 4–6 различных эмоциональных явлениях. Таким образом, успешность идентификации того или иного эмоционального состояния у младших подростков с умственной отсталостью зависит от модальности эмоСадыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 6
ции. Так, положительные эмоции распознаются подростками легче и лучше (радость), чем отрицательные (гнев, страх). Однако удивление понимается подростками плохо, им трудно отличить страх от удивления, хотя эта эмоция относится к положительным.Закономерно предположить, что перевод с конкретночувственного познания эмоционального состояния на уровень их осмысления возможен при условии точной и полной вербализации переживаний и их внешних выражений, а, согласно результатам нашего исследования, кодирование и вербализация эмоций подростками с умственной отсталостьюадекватно осуществляются только по отношению к базовым эмоциям, осмысливание сложных эмоций,таких как презрение, отвращение,в форме описания и истолкования недоступно или затруднено.Узость спектра эмоций в представлениях, слабая представленность оттенков эмоциональных состояний, поверхностность представлений об эмоциях, узость эмоционального опыта затрудняют успешную идентификацию эмоций.Низкий уровень вербальных описаний эмоциональных реакций и отношений свидетельствует о недостатке когнитивного понимания эмоционального процесса и его недифференцированности у младших подростков с умственной отсталостью.
Когнитивноперцептивные процессы при идентификации эмоций у подростков с умственной отсталостью отличаются трудностью восприятия экспрессии, недостаточной дифференцированностью понимания эмоций, низким показателем опосредованного запоминания, трудностью кодирования эмоций, скудностью представлений об эмоциях.Такимобразом, недоразвитие когнитивноперцептивных процессовопределяет трудности у подростков с умственной отсталостью в идентификации эмоций на уровне осмысливания в форме описания и истолкования и проявления эмпатии, при этом обнаруживается способность к распознаванию преимущественно простых (базовых) эмоций, а необходимыми факторами успешной идентификации являются модальность эмоции и тип изображения, что доказывает нашу гипотезу.
Ссылки на источники1.КоролеваЮ.А. Деформации социальнопсихологической компетентности в контексте детерминант дизонтогенеза // Европейский журнал социальных наук. –2013.–№8. –С. 321–327.2.КоролеваЮ.А. Закономерности социальнопсихологической компетентности детей и подростков с отклонениями в развитии//Концепт. –2013.–№ 06 (июнь). –URL:http://ekoncept.ru/2013/13132.htm 3.КуницынаВ.Н.,Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение.–СПб.: Питер, 2001.–544 с.4.ЩетининаА.М. Формирование эмоциональноперцептивных способностей у детей дошкольного возраста: монография.–Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. –124 с.5.ИсаевД.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство.–СПб.: Речь, 2007. –392 с.6.БадертдиноваЛ.Н.,Иванова Е. С. Исследование способности к восприятию и опознанию эмоций у подростков с умственной отсталостью// Человек в современном обществе: вопросы психологииматериалы международной заочной научнопрактической конференции. –Новосибирск: ЭНСКЕ, 2010. –160 c. –URL: http://sibac.info/sibac.info/11951. 7.ШадриковВ.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства.–М.: Логос, 2002. –156 с.8.ШмыреваО.И. Идентификация эмоциональных состояний учащихся// Мир образования –образование в мире. –2008. –№1. –С. 232–239.9.РубинштейнС.Я. Психология умственно отсталого школьника.–М.: Просвещение, 1986. –192 с.10.ХлыстоваЕ.В. Развитие перцептивной чувствительности у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование. –2009. –№2. –С. 50–59.11.ИзотоваЕ.И., НикифороваЕ.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие длястуд. высш. учеб. завед.–М.: Академия, 2004. –288 с.12.Там же.Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 7
13.УрунтаеваГ.А., АфонькинаЮ.А. Практикум по детской психологии: пособие для студ.пед.интов, учащихся пед.училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г.А. Урунтаевой.–М.: ВЛАДОС, 1995. –291 с.14.РубинштейнС. Я. Указ. соч.
GulfiyaSadykova,Masterstudent, OrenburgStatePedagogicalUniversity, Orenburggolfik88@mail.ruFeatures of identification of emotions in interrelation with cognitive and perceptual processes of mentally retarded younger teenagers.Abstract. The paper deals with the results of the empirical research of features of identification of emotions in interrelations with cognitive and perceptual processes of mentally retarded younger teenagers. Empirical data are generalized and levels of identification of emotions are described.Keywords:identification of emotions, cognitive and perceptual processes, mentally retarded teenagers.References1.Koroleva, Ju. A. (2013) “Deformacii social'nopsihologicheskoj kompetentnosti v kontekste determinant dizontogeneza”, Evropejskij zhurnal social'nyh nauk,№ 8, pp. 321–327(in Russian).2.Koroleva, Ju. A. (2013) “Zakonomernosti social'nopsihologicheskoj kompetentnosti detej i podrostkov s otklonenijami v razvitii”, Koncept,№ 06 (ijun'). Available at: http://ekoncept.ru/2013/13132.htm (in Russian).3.Kunicyna, V. N., Kazarinova, N. V. & Pogol'sha, V. M. (2001) Mezhlichnostnoe obshhenie, Piter, St. Petersburg, 544 p.(in Russian).4.Shhetinina, A. M. (2005) Formirovanie jemocional'noperceptivnyh sposobnostej u detej doshkol'nogo vozrasta: monografija, NovGU im. Jaroslava Mudrogo, Velikij Novgorod, 124 p.5.Isaev, D. N. (2007) Umstvennaja otstalost' u detej i podrostkov: rukovodstvo, Rech', St. Petersburg,392p.(in Russian).6.Badertdinova, L. N. & Ivanova, E. S. (2010) “Issledovanie sposobnosti k vosprijatiju i opoznaniju jemocij u podrostkov s umstvennoj otstalost'ju”, Chelovek v sovremennom obshhestve: voprosy psihologii materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoprakticheskoj konferencii, JeNSKE, Novosibirsk, 160 p. Available at: http://sibac.info/sibac.info/11951(in Russian). 7.Shadrikov, V. D. (2002) Vvedenie v psihologiju: jemocii i chuvstva, Logos, Moscow, 156 p.(in Russian).8.Shmyreva, O. I. (2008) “Identifikacija jemocional'nyh sostojanij uchashhihsja”, Mir obrazovanija –obrazovanie v mire,№ 1, pp. 232–239(in Russian).9.Rubinshtejn, S. Ja. (1986) Psihologija umstvenno otstalogo shkol'nika, Prosveshhenie, Moscow, 192 p.10.Hlystova, E. V.(2009)“Razvitie perceptivnoj chuvstvitel'nosti u podrostkov s intellektual'noj nedostatochnost'ju”, Special'noe obrazovanie,№ 2, pp. 50–59(in Russian).11.Izotova, E. I. &Nikiforova, E. V. (2004) Jemocional'naja sfera rebenka: teorija i praktika: ucheb. posobiedlja stud. vyssh. ucheb. Zaved.,Akademija, Moscow, 288 p.(in Russian).12.Ibid.13.Uruntaeva, G. A. &Afon'kina, Ju. A. (1995) Praktikum po detskoj psihologii: posobie dlja stud. ped. intov, uchashhihsja ped. uchilishh i kolledzhej, vospitatelej detskogo sada, VLADOS, Moscow, 291 p.(in Russian).14.Rubinshtejn, S. Ja. (1986) Op. cit.
Рекомендованокпубликации:
УтёмовымВ. В., кандидатомпедагогическихнаук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived03.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication05.08.15ОпубликованаPublished29.08.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Садыкова Г. Р., 2015
www.ekoncept.ru
ART15291УДК 159.942.33
Садыкова Гульфия Рустамовна,
магистрант кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургgolfik88@mail.ru
Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью
Аннотация.В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умственной отсталостью. Обобщены эмпирические данные,и описаны уровни идентификации эмоций.Ключевые слова:идентификацияэмоций, когнитивноперцептивные процессы, подростки с умственной отсталостью.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Проблемы общения лиц с отклонениями в развитии и их способностей к взаимодействию с социальным окружением приобретают все большую значимость в теории и практике современной специальной психологии. Актуальность этих вопросов обусловлена наличием противоречия между высокими требованиями общества к характеристикам взаимодействиясовременной личности и сниженным уровнем способностей у лиц с отклонениями в развитиидля успешного взаимодействия с социальным окружением, вызванным дизонтогенезом [1]. По мнению многих авторов, наиболее уязвимой категорией лиц с ограниченными возможностями здоровья являются подростки с умственной отсталостью, процесс включения которых в жизнь общества отягощен недоразвитием всех сложных форм психической деятельности, недоразвитием способностей к осуществлению социального взаимодействия. Способность к взаимодействию –важнейшаясоставляющаясоциальнопсихологической адаптированности личности, гарантирующаяей определенную самостоятельность и жизнеспособность.Среди психологических детерминант трудностей взаимодействия с социальным окружением у подростков с умственной отсталостью выделяют способность к идентификации эмоций. Эмоции, выполняющие регулирующую функцию во взаимодействии между людьми, предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям [2]. Эффективное взаимодействие невозможно без адекватного восприятия и понимания эмоций, которые испытывает собеседник. Идентификация эмоций служит основой для обратной связи, регулирующей сам процесс общения [3].Известно, что механизм идентификации на социальном уровне развивается в общении и прививается через присвоение ребенком идентифицирующего поведения путем подражания. Развитие способности к идентификации дает детям возможность различать и распознавать эмоции и чувства, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением.А.М.Щетининой в результате специально проведенного исследования установлены уровни понимания эмоциональных состояний человека [4]:I уровень–неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 2
II уровень–ситуативноконкретный: а) дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; б)словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния,с трудом выбирают из предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой.III уровень–словесноеобозначениеи описаниеэкспрессии: а) дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором (выбирают форму прилагательного) или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние.IV уровень–осмысливаниев форме описания: а) дети самостоятельно правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ее описание. V уровень –осмысливаниев форме истолкования и проявления эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливаниеситуаций; в) проявляют эмпатию –«оречевляют» персонажа (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку (в виде восклицаний, высказываний, имитации воспринимаемой экспрессии).Таким образом, понимание эмоций и эмоциональных состояний человека может быть представлено разными уровнями: неадекватный (I уровень), ситуативноконкретный (II уровень), уровень словесного обозначения и описания экспрессии (III уровень), уровень осмысливания в форме описания (IV уровень), уровень осмысливания в форме истолкования и проявления эмпатии (V уровень). Последние уровни характерны для старших дошкольников и младших школьников, т.е. младшие школьники с нормальным развитием понимают эмоции, поведение другого человека по внешней экспрессии, способны осмысливать эмоции и описывать их, проявлять эмпатию, однако это имеет отношение преимущественно к простым, доступным для понимания в этом возрасте эмоциям. Далее происходит развитие способности к идентификации эмоций на основе развития когнитивноперцептивных процессов, расширения и усложнения знаний об эмоциях, приобретения опыта взаимодействия.Подростки с умственной отсталостью находятся в невыгодном положении, так каких специфические характеристики препятствуют спонтанному усвоению значительного числа умений и навыков. Формирование механизмов восприятия, понимания и познания партнера по общению, развитие когнитивноперцептивных процессов у подростковс умственной отсталостью требуют специальных условий и целенаправленных воздействий. Необходимость в решении данной задачи очевидна, так какдостижение социальнопсихологической адаптированности и социальной интеграции личности предполагает наличие опыта и навыков социального взаимодействия, успешность которого зависит в том числе и от процесса восприятия, понимания, распознавания и идентификации эмоций, обеспечивающих взаимопонимание и эффективность коммуникации.Недоразвитие когнитивноперцептивных процессов и саморегуляции, примитивность реакций, негибкость в выборе стратегий взаимодействия, неразвитость социальной перцепции, трудности в идентификации эмоциональных состояний партнеров по общению затрудняют развитие межличностного взаимодействия подростков с умственной отсталостью, приводя к культуральной депривации.Когнитивноперцептивные процессы подростков с умственной отсталостью имеют свою специфику, детерминирующую недоразвитие идентификации эмоций. Недоразвитие познавательной деятельности у подростков с умственной отсталостью ведет к нарушениям когнитивных механизмов, принимающих участие в процесСадыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 3
се идентификации эмоций. Развитие способности к идентификации эмоций происходит на основе развития когнитивноперцептивных процессов, расширения и усложнения знаний об эмоциях, приобретения опыта взаимодействия.Основными проявлениями трудностей идентификации эмоций у детей и подростков с умственной отсталостью авторы считают неумение различать лица на картинках (Э.А. Евлахова), неспособность различать сходствопри попытке их узнавания [5], ошибки смешения мимических выражений при их распознавании, где одно эмоциональное выражение распознается как другая эмоция [6], неспособность к тонкой дифференциации, которая обусловлена недостаточно сформированным уровнем концептуального мышления. Низкий уровень идентификации эмоцийобусловлен недостаточно сформированным эмоциональным опытом, слабостью эмоциональной рефлексии, недостаточностью перцептивной чувствительности при социальных контактах [7], негативным опытом восприятия партнеров по общению [8].Когнитивноперцептивные процессы у подростков с умственной отсталостью отличаются спецификой восприятия, а именно замедленностью темпа, значительным сужением объема воспринимаемого, выраженной недифференцированностью, недостаточной активностью восприятия [9].При изучении когнитивноперцептивных процессов ряд авторов (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, С.З. Стернина, Ж.И. Намазбаева и др.) приходят к выводу, что при восприятии и понимании невербального поведения людей подростки с интеллектуальной недостаточностью делают ошибки, связанные с шаблонностью, фрагментарностью восприятия. Такая стереотипность влечет за собой непониманиеоттенков выражений эмоций и смыслов, что искажает весьпроцесссоциального восприятия и понимания [10].Специфичность и недоразвитие когнитивноперцептивных процессов в идентификации эмоций подростков с умственной отсталостью не позволяют успешно идентифицировать как свои эмоции, так и эмоции других людей. Это мнение, а также отсутствие четких представлений о характере взаимосвязи когнитивноперцептивных процессови идентификации эмоций у умственно отсталых в младшем подростковом возрасте обусловили необходимостьпроведения экспериментального исследования.В настоящейстатьемы представим некоторые результаты проведенного нами исследования, направленного на определение специфики идентификации эмоций во взаимосвязи с когнитивноперцептивными процессами младших подростков с умственной отсталостью.Одной из гипотез нашего исследования было предположение, что недоразвитие когнитивноперцептивных процессов, свойственное лицам с умственной отсталостью, определяет трудности у подростков в идентификации эмоций на уровне осмысливания в форме описания и истолкования и проявления эмпатии, при этом будет обнаруживаться способность к распознаванию преимущественно простых (базовых) эмоций, а необходимыми факторами успешной идентификации будут являться модальность эмоции и тип изображения.Исследовательскую выборку составили 50 респондентов. Из них 25 респондентов –младшие подростки с умственной отсталостью, учащиеся специальногокоррекционного общеобразовательного учрежденияVIIIвида в возрасте 12–13 лет, из них 14 мальчиков и 11 девочек,–экспериментальная группа. 25 респондентов–младшие подростки, учащиеся средней общеобразовательной школы, в возрасте от 11–12 лет, среди которых15 мальчиков, 10 девочек,–контрольная группа.Для разностороннего изучения аспектов идентификации эмоций нами были подобраны методики, позволяющие получить информацию об исследуемом процессе Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 4
на основе различного по характеру диагностического материала (типу изображения эмоции): пиктограммы (методика «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой) и фотографии (методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой) [11], сюжетные картинки. Для диагностического исследования был подобран комплекс методик, который позволяет выявить индивидуализированные представления подростков об эмоциях, их знания о проявлениях эмоций, особенности идентификации эмоций подростков. Так как идентификация эмоций окружающих осуществляется по внешним проявлениям эмоции: мимике, пантомимике, поведенческим реакциям, мы использовали методику «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой [12], которая дает нам представление об эмоциональном опыте подростка, о форме его эмоционального реагирования. Для диагностики когнитивных компонентов эмоционального развитиямы использовали методику «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой, позволяющуюизучить особенности развития общения подростков, оценить невербальное поведение и сформированность социальных эмоций (методика «Невербальная коммуникация» В.А. Лабунской, Л.А. Регуш; методика «Изучение социальных эмоций» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [13]).Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием надежных и апробированных в психологии методов математической статистики и содержательным анализом выявленных фактов.Анализ результатов экспериментального исследования позволил сделать следующие выводы. Младшие подростки с умственной отсталостью более точно идентифицируют базовые эмоции по схематичным изображениям (пиктограммы), по сравнению с реалистическими (фотографии), испытывают затруднения при восприятии и понимании сложных эмоций: не точно распознают по экспрессии удивление и страх (часто удивление определяют как страх), не знают такие эмоции,как презрение и отвращение. У младших подростков с умственной отсталостью выявлены трудности в опознании и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) по всем модальностям, в установлении соответствий эмоциональному содержанию по сюжетным ситуациям социального взаимодействия и низкий уровень понимания эмоционального процесса. У младших подростков с умственной отсталостью обнаружилась способность к распознанию только простых (базовых эмоций) и затруднена идентификация сложных эмоций, а качество идентификации эмоций зависит от характера предъявляемого материала и контекстуальности.Таким образом, младшие подростки с умственной отсталостью могут адекватно оценить по экспрессии лишь наиболее понятные им эмоциональные состояния, что связано с недостаточнойдифференцированностью эмоций. Как известно, диапазон переживаний умственно отсталого подростка невелик: они испытывают либо удовольствие (радость),либонеудовольствие (грусть, злость) (С.Я. Рубинштейн) [14], а дифференцированных эмоциональных проявленийпочти нет. Мы можем сделать вывод о том, что в основном эмоциональные состояния адекватно оцениваются подростками с сохранным интеллектом, а подростки с умственной отсталостью в связи с особенностями восприятия адекватно воспринимают лишь наиболее понятные им эмоции.У младших подростков с умственной отсталостью в сравнении с подростками с сохранным интеллектом страдают такие механизмы идентификации эмоций,как восприятие экспрессии (низкий уровень выявлен у 36% подростков) и понимание эмоций (низкий уровень выявлен у 60% подростков). Достоверность различий по Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 5
показателям восприятие экспрессиии понимание эмоциймежду двумя группами подтверждена Uкритерием Манна –Уитни (p≤0,01). Выявлен низкий уровень идентификации эмоций (44% подростков), который характеризуется затруднениями в комплексной интерпретации эмоциогенных ситуаций всех модальностей. Значительные затруднения возникают в дифференциации эмоций. Различия идентификации эмоций у подростков с умственной отсталостью и с сохранным интеллектом достоверны (p≤0,01).Представления об эмоциональном процессе не соответствуют возрастной норме (низкий уровень выявлен у 72% подростков). Высокого уровня по данному показателю у подростков с умственной отсталостью не обнаружено. Подростки недостаточно ориентируются в совокупности эмоциональных признаков различных модальностей и не соотносят их с причинами и последствиями возникновения. Достоверность различий подтверждается Uкритерием Манна –Уитни (p≤0,01).У младших подростков с умственной отсталостью слабая способность произвольного выражения эмоций (низкий уровень выявлен у 72% подростков), имитация по образцу (фотоэталон) только простых эмоций (радость, грусть,страх, злость).
Недостаточно развита социальная перцепция (низкий уровень выявлену 52% подростков). Подростки с умственной отсталостью не отличаются способностью понимать эмоциональное состояние, намерения, ожидания других людей в ситуациях общения. С помощью жестов, движений и поз младшие подростки не вполне способны выражать свое отношение к происходящему. Не привлекают собеседников умением передавать оттенки своих чувств и не адекватно определяют изменения настроения других людей. Недостаточно сформированы социальные эмоции и эмпатия. Отрицательное отношение к сверстникам (выявленоу 20%), характеризующееся негативным и агрессивным поведением по отношению к сверстникам. Оказание помощи другим по просьбе взрослого (выявлено у 56%), что характеризует подростков как недостаточно активных и самостоятельных. Не замечают эмоциональное состояние другого (68% подростков), подростки в процессе межличностного взаимодействия не ориентируются на эмоциональные проявления своих партнеров по общению.Выявлен низкий уровень кодирования и вербализации эмоций (72% подростков). Адекватно кодируют и вербализуют (описывают) только базовые эмоции, осмысливание сложных эмоций в форме описания и истолкования недоступно или затруднено. Низкий уровень вербальных описаний эмоциональных реакций и отношенийсвидетельствует о недостатке когнитивного понимания эмоционального процесса и его недифференцированности у младших подростков с умственной отсталостью.Обнаружен ситуативноконкретный уровеньпонимания эмоционального состояния через оказание помощи и уровень словесного обозначения. Подростки с умственной отсталостью способны самостоятельно называть эмоции, но только относящиеся к группе простых (базовых). Уровень осмысливания в форме описаниячастично доступен, но только в ограниченном круге эмоций. Истолковывание состояния через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуаций недоступно. Эмоциональное социальное отношение к изображенному человеку не имеет четкой дифференциации.Обнаружился низкий уровень представлений об эмоциях, слабая дифференцированностьоттенков эмоциональных состояний. Подростки с умственной отсталостью демонстрируют знания только о 4–6 различных эмоциональных явлениях. Таким образом, успешность идентификации того или иного эмоционального состояния у младших подростков с умственной отсталостью зависит от модальности эмоСадыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 6
ции. Так, положительные эмоции распознаются подростками легче и лучше (радость), чем отрицательные (гнев, страх). Однако удивление понимается подростками плохо, им трудно отличить страх от удивления, хотя эта эмоция относится к положительным.Закономерно предположить, что перевод с конкретночувственного познания эмоционального состояния на уровень их осмысления возможен при условии точной и полной вербализации переживаний и их внешних выражений, а, согласно результатам нашего исследования, кодирование и вербализация эмоций подростками с умственной отсталостьюадекватно осуществляются только по отношению к базовым эмоциям, осмысливание сложных эмоций,таких как презрение, отвращение,в форме описания и истолкования недоступно или затруднено.Узость спектра эмоций в представлениях, слабая представленность оттенков эмоциональных состояний, поверхностность представлений об эмоциях, узость эмоционального опыта затрудняют успешную идентификацию эмоций.Низкий уровень вербальных описаний эмоциональных реакций и отношений свидетельствует о недостатке когнитивного понимания эмоционального процесса и его недифференцированности у младших подростков с умственной отсталостью.
Когнитивноперцептивные процессы при идентификации эмоций у подростков с умственной отсталостью отличаются трудностью восприятия экспрессии, недостаточной дифференцированностью понимания эмоций, низким показателем опосредованного запоминания, трудностью кодирования эмоций, скудностью представлений об эмоциях.Такимобразом, недоразвитие когнитивноперцептивных процессовопределяет трудности у подростков с умственной отсталостью в идентификации эмоций на уровне осмысливания в форме описания и истолкования и проявления эмпатии, при этом обнаруживается способность к распознаванию преимущественно простых (базовых) эмоций, а необходимыми факторами успешной идентификации являются модальность эмоции и тип изображения, что доказывает нашу гипотезу.
Ссылки на источники1.КоролеваЮ.А. Деформации социальнопсихологической компетентности в контексте детерминант дизонтогенеза // Европейский журнал социальных наук. –2013.–№8. –С. 321–327.2.КоролеваЮ.А. Закономерности социальнопсихологической компетентности детей и подростков с отклонениями в развитии//Концепт. –2013.–№ 06 (июнь). –URL:http://ekoncept.ru/2013/13132.htm 3.КуницынаВ.Н.,Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение.–СПб.: Питер, 2001.–544 с.4.ЩетининаА.М. Формирование эмоциональноперцептивных способностей у детей дошкольного возраста: монография.–Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. –124 с.5.ИсаевД.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство.–СПб.: Речь, 2007. –392 с.6.БадертдиноваЛ.Н.,Иванова Е. С. Исследование способности к восприятию и опознанию эмоций у подростков с умственной отсталостью// Человек в современном обществе: вопросы психологииматериалы международной заочной научнопрактической конференции. –Новосибирск: ЭНСКЕ, 2010. –160 c. –URL: http://sibac.info/sibac.info/11951. 7.ШадриковВ.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства.–М.: Логос, 2002. –156 с.8.ШмыреваО.И. Идентификация эмоциональных состояний учащихся// Мир образования –образование в мире. –2008. –№1. –С. 232–239.9.РубинштейнС.Я. Психология умственно отсталого школьника.–М.: Просвещение, 1986. –192 с.10.ХлыстоваЕ.В. Развитие перцептивной чувствительности у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование. –2009. –№2. –С. 50–59.11.ИзотоваЕ.И., НикифороваЕ.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие длястуд. высш. учеб. завед.–М.: Академия, 2004. –288 с.12.Там же.Садыкова Г. Р. Особенности идентификации эмоций во взаимосвязи с ко0гнитивноперцептивными процессами у младших подростков с умствен0ной отсталостью// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15291. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15291.htm.–ISSN 2304120X. 7
13.УрунтаеваГ.А., АфонькинаЮ.А. Практикум по детской психологии: пособие для студ.пед.интов, учащихся пед.училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г.А. Урунтаевой.–М.: ВЛАДОС, 1995. –291 с.14.РубинштейнС. Я. Указ. соч.
GulfiyaSadykova,Masterstudent, OrenburgStatePedagogicalUniversity, Orenburggolfik88@mail.ruFeatures of identification of emotions in interrelation with cognitive and perceptual processes of mentally retarded younger teenagers.Abstract. The paper deals with the results of the empirical research of features of identification of emotions in interrelations with cognitive and perceptual processes of mentally retarded younger teenagers. Empirical data are generalized and levels of identification of emotions are described.Keywords:identification of emotions, cognitive and perceptual processes, mentally retarded teenagers.References1.Koroleva, Ju. A. (2013) “Deformacii social'nopsihologicheskoj kompetentnosti v kontekste determinant dizontogeneza”, Evropejskij zhurnal social'nyh nauk,№ 8, pp. 321–327(in Russian).2.Koroleva, Ju. A. (2013) “Zakonomernosti social'nopsihologicheskoj kompetentnosti detej i podrostkov s otklonenijami v razvitii”, Koncept,№ 06 (ijun'). Available at: http://ekoncept.ru/2013/13132.htm (in Russian).3.Kunicyna, V. N., Kazarinova, N. V. & Pogol'sha, V. M. (2001) Mezhlichnostnoe obshhenie, Piter, St. Petersburg, 544 p.(in Russian).4.Shhetinina, A. M. (2005) Formirovanie jemocional'noperceptivnyh sposobnostej u detej doshkol'nogo vozrasta: monografija, NovGU im. Jaroslava Mudrogo, Velikij Novgorod, 124 p.5.Isaev, D. N. (2007) Umstvennaja otstalost' u detej i podrostkov: rukovodstvo, Rech', St. Petersburg,392p.(in Russian).6.Badertdinova, L. N. & Ivanova, E. S. (2010) “Issledovanie sposobnosti k vosprijatiju i opoznaniju jemocij u podrostkov s umstvennoj otstalost'ju”, Chelovek v sovremennom obshhestve: voprosy psihologii materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoprakticheskoj konferencii, JeNSKE, Novosibirsk, 160 p. Available at: http://sibac.info/sibac.info/11951(in Russian). 7.Shadrikov, V. D. (2002) Vvedenie v psihologiju: jemocii i chuvstva, Logos, Moscow, 156 p.(in Russian).8.Shmyreva, O. I. (2008) “Identifikacija jemocional'nyh sostojanij uchashhihsja”, Mir obrazovanija –obrazovanie v mire,№ 1, pp. 232–239(in Russian).9.Rubinshtejn, S. Ja. (1986) Psihologija umstvenno otstalogo shkol'nika, Prosveshhenie, Moscow, 192 p.10.Hlystova, E. V.(2009)“Razvitie perceptivnoj chuvstvitel'nosti u podrostkov s intellektual'noj nedostatochnost'ju”, Special'noe obrazovanie,№ 2, pp. 50–59(in Russian).11.Izotova, E. I. &Nikiforova, E. V. (2004) Jemocional'naja sfera rebenka: teorija i praktika: ucheb. posobiedlja stud. vyssh. ucheb. Zaved.,Akademija, Moscow, 288 p.(in Russian).12.Ibid.13.Uruntaeva, G. A. &Afon'kina, Ju. A. (1995) Praktikum po detskoj psihologii: posobie dlja stud. ped. intov, uchashhihsja ped. uchilishh i kolledzhej, vospitatelej detskogo sada, VLADOS, Moscow, 291 p.(in Russian).14.Rubinshtejn, S. Ja. (1986) Op. cit.
Рекомендованокпубликации:
УтёмовымВ. В., кандидатомпедагогическихнаук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived03.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication05.08.15ОпубликованаPublished29.08.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Садыкова Г. Р., 2015
www.ekoncept.ru