Дети с особыми образовательными потребностями в инклюзивной начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Демченко И. И. Дети с особыми образовательными потребностями в инклюзивной начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 206–210. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15298.htm.
Аннотация. В статье речь идет о включении в систему общего образования детей с особыми образовательными потребностями. Автор рассматривает этимологию понятий «образовательные потребности», «особые образовательные потребности», «дети с особыми образовательными потребностями». Основное внимание уделено систематизации категориального аппарата понятия «дети с особыми образовательными потребностями» и уточнению его сущности.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Демченко И. И.Дети с особыми образовательными потребностями в ин0клюзивной начальной школе// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15298. 20,9 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15298.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15298УДК 376.1

Демченко Ирина Ивановна,

кандидатпедагогическихнаук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины, г. Умань, Украинаdii_67@mail.ru

Дети с особыми образовательными потребностями

в инклюзивной начальной школе

Аннотация.В статье речьидет о включениив систему общегообразованиядетейс особымиобразовательнымипотребностями.Авторрассматривает этимологию понятий «образовательные потребности», «особые образовательные потребности», «дети с особыми образовательными потребностями». Основное внимание уделено систематизации категориального аппарата понятия «дети с особыми образовательными потребностями» и уточнению его сущности. Ключевыеслова:образовательные потребности, особые образовательные потребности, дети с особыми образовательными потребностями.

Раздел:(01) педагогика;история педагогикииобразования;теорияи методикаобученияивоспитания(попредметнымобластям).

Реформированиеимодернизация образовательной системы Украины происходят согласно демократическим социальным преобразованиямиприоритетам,которыеподтверждаютправокаждого ребенканаполучение образования, адекватногоего познавательнымипсихофизическим возможностям, согласно Конституции Украиныизаконодательствувобласти образования. ВЗаконе Украины«Обобщем среднем образовании» в частивнедрения инклюзивного обучения задекларировано: «Гражданам Украины независимоотрасы,цветакожи, особенностей интеллектуального,социальногоифизического развития личности,политических,религиозныхи другихубеждений, пола,этническогоисоциального происхождения,имущественного состояния,места проживания,языковых илидругихпризнаков обеспечивается доступностьибесплатность получения полного общего среднего образованиявгосударственныхикоммунальных учебных заведениях...путем создания специальныхиинклюзивных классовдляобучения детейсособыми образовательными потребностями» [1].Следовательно, насовременном этапе развития образования на Украинеактивновнедряется инклюзивнаяформаобучения,которая должна обеспечивать образовательныепотребностивсехдетей, ихинтеграциюв социум. Такаяинновацияобусловливаетнеобходимостьв существенномуточненииэтимологии понятия«детис особымиобразовательнымипотребностями», которыебудутобучатьсяв общеобразовательномпространстве.Во всемирной Саламанкской декларации (1994) впервые используется термин «лица, имеющие особые потребности в области образования» и вводится понятие «инклюзивное образование», которое подразумевает включение лиц с нарушениями развития, трудностями в обучении в обычную образовательную среду путем более широкого применения индивидуальных подходов в обучении. Также отмечается, что доступность обучения в обычных школах должна быть обеспечена с помощью педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения образовательных потребностей [2]. Такое значение понятия «дети с особыми образовательными потребностями» закрепляет смещение акцентов с недостатков, Демченко И. И.Дети с особыми образовательными потребностями в ин0клюзивной начальной школе// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15298. 20,9 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15298.htm.2ISSN 2304120X. 2

нарушений, отклонений от нормы развития ребенка на фиксацию их потребностей в особых условиях, методах и средствах обучения, воспитания и развития. Вопросами определения категорий учащихся с особыми образовательными потребностями, для которых инклюзивное обучение будет эффективным, занимались отечественные и зарубежные ученые (В.Бондарь, Дж.Эндрюз, Дж.Джонсон, А.Колупаева, И.Кузава, Т.Лищинская, С.Миронова, Д.Люпарт, М.Малофеєв, К.Рейсвейке, Л.Шипицина и др.). В своих трудах они единодушно утверждают, что это дети, обучение которых требует дополнительных ресурсов, чьи образовательные потребности выходят за рамки определенных стандартов. А. Колупаева в монографии «Инклюзивное образование: реалии и перспективы» утверждает, что понятие «дети с особыми образовательными потребностями» объединяет детей с инвалидностью, с нарушениями психофизического развития, с незначительными нарушениями здоровья, с социальными проблемами и одаренных[3].Однаков современных научных исследованиях чаще всего под термином «дети с особыми образовательными потребностями» обозначена лишь категория детей с нарушениями психофизического развития, что, собственно, лишь частично раскрывает значение этого понятия. В целом термин «образовательная потребность» рассматривается отечественными и зарубежными учеными как обусловленное социокультурными детерминантами активнодеятельное отношение субъекта к сфере знания и является сущностной характеристикой его развития, самоопределения и самореализации (Д.Александров, С.Батенин, Ст.Гречишный, Л.Коган, Н.Руткевич, Ю.Хабермас идр.). Содержательное и процессуальное значение удовлетворения образовательных потребностей личности заключается в приобретении знаний, умений, навыков реализации различных видов деятельности в специально организованном образовательном пространстве в процессе межличностной коммуникации. Иными словами,удовлетворение образовательных потребностей играет значительную роль в процессе самоутверждения человека, обеспечивая и направляя процесс познания, определяя социальные качества индивида и вектор его целевых ориентаций [4]. В международномзаконопроекте «Дакарская декларация» закреплено свободное удовлетворение образовательных потребностей детей и молодежи на основе равного доступа к необходимым программам обучения, а также приобретенияжизненных навыков. Этот ценностный императив является основой инклюзивного образования.По данным психологических исследований (Л.Артемова, Б.Волоков, А.Кононко, В.Котырло, Ю.Приходько, Т.Репина, Д.Эльконин и др.),в подавляющем большинстве детская популяция имеет нормальные или так называемые типологические показатели развития. Для учащихся младшего школьного возраста они определяются общей готовностью ребенка к школьному обучению согласноследующим параметрам: сознательно подчинять свои действия общепринятым правилам; ориентироваться в заданной системе требований; внимательно слушать и быстро выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задание по образцу, который воспринимается зрительно [5]. Другими словами,у ребенка должен быть сформирован определенный уровень физического, психического и личностного развития, показатели которого для большинства младших школьников являются типичными, что и определяет условную норму.К показателям условной нормы развития детей относятся индивидуальные различия (психологические черты), которые отличают одного ребенка от другого и зависят от способностей, условий жизни и воспитания ребенка, а также врожденные особенности, к которым относятся показатели высшей нервной деятельности: темДемченко И. И.Дети с особыми образовательными потребностями в ин0клюзивной начальной школе// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15298. 20,9 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15298.htm.2ISSN 2304120X. 3

перамент, характер и природные задатки, напрямую влияющиена динамику психических процессов, действий, обучения, деятельности и общения.В исследованиях В.Беха, М.Савчина, Л.Терлецкой утверждается, что возрастные и индивидуальные особенности младших школьников формируют ведущие образовательные потребности ребенка: в познании, общении,дружбе, общественно значимой деятельности, движении, осознании и контролесвоих эмоциональных состояний, дифференциации собственных чувств, формировании Яконцепции и рефлексии [6]. Удовлетворениеэтих образовательных потребностей осуществляется педагогами в учебновоспитательном процессе общеобразовательной начальной школы по государственным стандартам, программами методическому обеспечению, утвержденнымМОН Украины. Знания обиндивидуальнотипологических особенностях младших школьников являются предпосылкой для организации эффективного образовательного процесса, выбора правильных технологий и методов обучения. Индивидуальные особенности младших школьников, которые через врожденные или приобретенные расстройства психофизического развития, высокий уровень способностей или рядсоциальных проблем имеют отклонения от условной нормы развития, составляют категорию детей с особыми образовательными потребностями. Особенностиэтих потребностей представлены в Международной классификации стандартов образования (International Standart Classification of Education). Они определяются дополнительными услугами и ресурсами, которые необходимы для удовлетворения ведущих образовательных потребностей детей определенного возраста, а именно: персоналом(для оказания помощи в процессе обучения); материалами(разнообразные средства обучения, в том числе вспомогательные и коррекционные); финансовыми расходами(бюджетные ассигнования для получения дополнительных специальных услуг), систематическойкоррекционноразвивающей работойи психологопедагогическим сопровождениемучастников учебновоспитательного процесса.Таким образом, понятие «дети с особыми образовательными потребностями» интегративно характеризует всех детей, развитие которых отклоняется от условной нормы и чьи образовательные потребности выходят за пределы общепринятых стандартов. Речь идет о детях с особенностями психофизического развития и с инвалидностью или без, одаренных, педагогически запущенных, а также детяхиз социально уязвимых групп (сиротах, воспитанникахдетских домов, из неблагополучных семей и др.). Рассмотрим подробнее особенности образовательных потребностей младших школьников, обучающихсяв общеобразовательной начальной школе.В Украинском педагогическом словаре ученый С. Гончаренко определяет категорию одаренных детей: этотакие дети, которые в раннем возрасте проявляют опережающие (в соответствии с возрастной нормой) способности к выполнению определенных видов деятельности. Для одаренных детей характерны высокая активность интеллекта, повышенная склонность к умственной деятельности, интерес к определенному виду деятельности с элементами оригинальности и творчества. Они могут быстрее и глубже усваивать материал, чем большинство их сверстников. Иначе говоря,одаренными считают такую категорию детей, которые демонстрируют высокий уровень развития способностей, что дает возможность достигать выдающихся успехов в одном или нескольких видах деятельности. По мнению А.Кульчицкой, только в специально созданных условиях «дар» будет реализован либо как общая одаренность, либокак ее частичное проявление вконкретном виде деятельности [7]. А этоозначает, что для обучения одаренных детей должны быть разработаны специальные гибкие образовательные стратегии (углубленного, обогащенного, проблемного, ускоренного и других видов обучения), содержаниеучебных программ должно быть адаптированоили модифицированок возможностям детей с опережающим развитием. Демченко И. И.Дети с особыми образовательными потребностями в ин0клюзивной начальной школе// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15298. 20,9 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15298.htm.2ISSN 2304120X. 4

Наряду с позитивными моментамиодаренности, которая может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, могут возникать сложные социальнопсихологические проблемы: формирование деструктивных форм поведения на основе гиперспособностей и повышенной уверенности в себе; перфекционизм как стремление делать все наилучшим образом и,как следствие,–постоянное чувство неудовлетворенности собой; высокая степень эгоцентризма (познавательного, коммуникативного, социального), который выражается в неспособности понять позицию другого человека и может вызвать недоразумения, конфликты между ребенком и окружающими; стремление к лидерству, склонность управлять другими детьми, что может стать причиной изоляции одаренного ребенка; повышенная ранимость; гиперопека родителей и повышенная требовательность,ориентированныена «лучший результат», могут вызвать у ребенка угасание таланта, стремление его скрыть, развитие невротического стремления всегда быть первым, формирование высокого уровня агрессивности и враждебности. Диссинхронияразвития одаренных детей в своих наиболее сильных формах может выражаться в специфических формах нарушениях речи –дисграфии, дислексии.Как видим, дети с опережающим развитием имеют не только специфический дар, который нужно развивать, но и сложный набор разнообразных психологических, личностных, эмоциональных, коммуникативных проблем. Эти особенности дают основания для разработки новых стратегий удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей. Этосоздание развивающей, креативной образовательной среды; адаптация и модификация курикулума учебного процесса к интересам, возможностям и потребностям этой категории детей; разработка инновационных личностно ориентированных методов обучения с учетом индивидуализации и дифференциации; организация психологопедагогического и коррекционного сопровождения участников учебного процесса; систематическая работа сродительским коллективом класса. Следовательно, одаренные ученики в инклюзивной среде начальной школы приобретают статус детей с нетипичным (ускоренным) развитием,требующих не только специальной образовательной траектории, но и поддержки учителей, психолога, социального педагога, понимания и поддержки родителей, одноклассников.Для детей, развитие которых отстает от условной нормы, образовательные потребности также приобретают специфические характеристики. Они вызваны разными нарушениями психофизическогоразвития, сложными жизненными ситуациями, нестандартными формами поведения. Эту категорию младших школьников с особыми образовательными потребностями составляют дети с инвалидностью, с легкими нарушениями психофизического развития, социально и/или педагогически запущенные. Согласно Закону Украины «О реабилитации инвалидов в Украине»,ребенок с инвалидностью ‒ это лицо в возрасте до 18 лет (совершеннолетия) со стойким расстройством функций организма, что при взаимодействии свнешней средой может приводить к ограничению его жизнедеятельности, и котороене может самостоятельно (полностью или частично) обеспечить свои жизненные потребности. Инвалидность ребенку присваивается при наличии патологии, которая характеризуется симптоматикой и деструктивными изменениями в организме, мешающими нормальной жизнедеятельности человекаи,соответственно,затормаживающими процессы умственного, психического и физического развития [8]. Условноограничения жизнедеятельности разделяются по следующим категориям: нарушения статодинамической функции (двигательной); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции; сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания); психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли) [9].Демченко И. И.Дети с особыми образовательными потребностями в ин0клюзивной начальной школе// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15298. 20,9 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15298.htm.2ISSN 2304120X. 5

В силу имеющихсяособенностей физического и психического развития такие дети имеют особые образовательные потребности в условиях и технологиях обучения, воспитания, развития (организация доступной, комфортной образовательной среды; использование специальных методов, приемов, средств индивидуализированного, дифференцированного обучения и воспитания с учетом структуры и вариативности проявлений нарушения; регламентация деятельности с учетом медицинских рекомендаций) и комплексной психологосоциальнопедагогической, коррекционной и медицинской поддержки (предоставление услуг ассистента учителя, психолога, коррекционного и социального педагога, логопеда, реабилитолога, психотерапевта и другихспециалистов). Такие дети преимущественно учатся вспециальных учебных заведенияхв специально созданных психологопедагогических и медикореабилитационных условиях по специальным учебным программам. Они(в зависимостиот тяжести ограничения жизнедеятельности) могут учиться и в общеобразовательных учреждениях, в которых должны быть созданыадаптивное образовательное пространство и все условия инклюзивного обучения таких детей. Такжедети с инвалидностью могут совмещать обучение в общеобразовательных школах с инклюзивной формой обучения и в учреждениях специального значения –это реабилитационные центры, информационноконсультационные центры и службы помощи, где они могут получить квалифицированную коррекционнореабилитационную помощь. Такое сочетание раскрывает более широкие возможности обеспечения дополнительными образовательными услугами детей с особыми потребностями. Итак, инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она может вызвать социальную дезадаптацию, которая обусловлена нарушениями в развитии, трудностями в самообслуживании, общении, в приобретении профессиональных навыков. Вовлечение их в учебновоспитательный процесс требует определенных дополнительных образовательных мер, средств и усилий с учетом характера расстройств развития. Детям с нарушениями психофизического развития, которые по состоянию здоровья и критериям жизнедеятельности согласно «Инструкции об установлении групп инвалидности» [10]имеютболее высокие показатели развития, инвалидность не устанавливается. Однакопри достаточно сохраненном интеллектечерез минимальные функциональные ограничения слуха, речи, слабое развитие академических способностей, учебных возможностей, внимания, координации движений, восприятия и переработки информации, гибкости мышления и т.п. они испытывают трудности в обучении [11]. Такиедети составляют категорию с легкими (минимальными или парциальными) нарушениями в развитии. Качественное своеобразие имеющихся минимальных и парциальных нарушений определяет легкие отклонения от «нормы» психического развития детей. Эта категория детей полиморфная и может быть представлена следующими вариантами: с минимальными нарушениями слуха; с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией; с нарушениями речи; с легкой задержкой психического развития; с негативными психическими состояниями соматогенной или церебральноорганической природы без нарушений интеллектуального развития; с нарушенными формами поведения; с психогениями (неврозами); с начальным проявлением психических заболеваний; с легкими проявлениями двигательной патологии церебральноорганической природы; с асинхронией созревания отдельных структур головного мозга, в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции [12].

Демченко И. И.Дети с особыми образовательными потребностями в ин0клюзивной начальной школе// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15298. 20,9 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15298.htm.2ISSN 2304120X. 6

Детис минимальными либо парциальными нарушениями обучаются в общеобразовательных учреждениях по обычным программам в обычных образовательных условиях. Такая стихийная интеграция может привести к дальнейшему осложнению нарушений психического развития. Поэтому для даннойкатегории учащихся должны быть созданы инклюзивные психологопедагогические условия, должно присутствовать адаптированное к возможностям ребенка учебнометодическое обеспечение, должны широко использоватьсяметоды личностно ориентированного обучения и организованасвоевременная психологическая, социальная и коррекционная помощь. Таким образом, дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития составляют совершенно самостоятельную категорию, занимают промежуточное, переходное место между «нормальным» и «нарушенным» развитием. Категория педагогически и социально запущенных детей охватывает учащихся без значительных нарушений типичного психофизического развития, но с характерными признаками искажения процесса социализации, котороеотражается в их поведении, учебной деятельности, что не соответствует возрастной норме (типичной для конкретного возраста) [13]. Причинытакого поведения ученые А.Корнеева,Г.Овчарова, В.Чередниченко и другиетрадиционно усматривают в особенностях семейного воспитания; отсутствии контроля и опеки взрослых; низком уровне развития основных психических функций; неудовлетворительной работе педагогов; влиянии«улицы» и неформальных групп; субъективном отношении ребенка к себе и собственному поведению и/или окружению. Педагогическая запущенность младших школьников характеризуется: психологической и нравственной неподготовленностью к обучению, вызванной дефектами воспитания, в основе которой лежит несбалансированность развития индивидуальнопсихологических качеств личности; неуспешностью в учебной деятельности, неуспеваемостью, крайне недостаточномзапасезнаний и умений, слабом развитиипсихомоторики; неразвитостьюпознавательной потребности, несформированностьюсоциально значимых мотивов учения; преобладаниемигровых интересов; нарушениями в сфере общения, связаннымис неудачами в учении, несформированностью продуктивных форм общения, неправильной самооценкой и оценкой своего положения в группе сверстников («рассогласованность отношений»).Не имея недостатков психофизического развития,изза неустойчивостивнимания, слабого волевого и поведенческогокомпонентапсихики такие дети не могут реализовать свои потенциальные возможности. Они трудно поддаются воспитательному влиянию. Важно, что эти социальные отклонения в младшем школьном возрасте еще не в полной мере закрепились и поэтому поддаются коррекции [14]. Следовательно, педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Эта проблема устраняется при помощи систематической психологопедагогической и социальной коррекции.Но особого вниманиязаслуживают дети, которые относятся к социально уязвимой категории населения. Характерными признаками этой категории являются материальное положение, условия проживания, семейные отношения, состояние здоровья, языковой барьер, цвет кожи и т. п. Среди данной группы детей можно выделить следующие подгруппы: «дети улицы», детисироты и дети, лишенные родительской опеки; дети с хроническими или тяжелыми болезнями (ВИЧ/СПИД, наркозависимые и т. д.); дети из неблагополучных семей, несовершеннолетних или одиноких матерей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах; дети мигрантов и переселенцев; дети, которые пострадали от насилия и в результате боевых действий (например, на территории Восточной Украины), техногенных катастроф, стихийных бедствий.Демченко И. И.Дети с особыми образовательными потребностями в ин0клюзивной начальной школе// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15298. 20,9 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15298.htm.2ISSN 2304120X. 7

По определению ЮНИСЕФ (Детского фонда ООН) к категории «детей улицы» относятся дети, для которых улица стала постояннымили временным местом пребывания. В Украине понятие «дети улицы» законодательно не определено. Большинство современных исследователей рассматривают эту категорию детей в двух значениях: как более узкое понятие «детская беспризорность» (отсутствие у ребенкаместа проживания и воспитания, отсутствие родителей, разрыв с семьей или лицами, которые заменяют родителей), как более широкое –«детская безнадзорность» (отсутствие воспитательного влияния на ребенка родителей и школы; проведение большинства времени на улице, негативное/асоциальное влияние родителей на ребенка) [15].В ЗаконеУкраины «Об обеспечении организационноправовых условий социальной защиты детейсирот и детей,лишенных родительской опеки» [16] определенокомплексное значение понятий «детисироты» и «дети, лишенные родительской опеки» как детей, которые по разным причинам остались без попечения родителей. Вследствиеразлуки с семьей ребенок чувствует предательство, ненужность, одиночество, дефицит общения со взрослыми, что вызывает защитные реакции (протест, агрессия, самоуверенность), депрессивное состояние (нарушение психической активности, субъективное отрицательное душевное состояние и соматические признаки), девиантное поведение (асоциальное, аддиктивное, противоправное, суицидальное и др.).Типичными для таких детей являются: замедленный темп психического развития; социальнопедагогическая запущенность; низкий уровень учебной мотивации, самооценки, интеллектуального развития, эмоциональной сферы и воображения; позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. «Дети улицы», детисироты и дети, лишенные родительской опеки,обычно воспитываются в детских домах, школахинтернатах, приютах, в домах семейного типа или в приемных семьях. Они также обучаются и в общеобразовательных учреждениях,и их образовательные потребности базируются на особенностях дошкольного воспитания:дети из детских домов, приютов, кризисных центров (характеризуются несоответствием уровня актуального развития возрастным нормам, нерегулярным посещением школы, слабым уровнем родительской опеки и контроля);дети из дошкольного детского домав большинстве случаев оказываются достаточно хорошо подготовленными к школе, но проблемным остается влияние депривационных факторов;дети из приюта, кризисного центрачерез короткий срок пребывания оказываются слабо подготовленными к обучению (у них не сформирована внутренняя позиция школьника, отсутствуют произвольность поведения, навыки общения и взаимодействия и т.д.).Организация обучения и воспитания этой категории детей должна осуществляться всесторонне разными специалистами (учитель, врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог)при условии организации индивидуализированного, дифференцированного обучения и систематического психологопедагогического и медикосоциального сопровождения. Дети, страдающиетяжелыми недугами (хронические, наследственные, онкологические, ВИЧ/СПИД и другиезаболевания),–это дети, у которых по результатам медицинского и лабораторного обследования был выявлен СПИД или другие установленные Международной классификацией болезней клинические проявления хронических, неизлечимых или трудно излечимых заболеваний. Течение и лечение этих болезней отрицательно влияет на психосоциальное развитие детей и их семей. Каждый такой ребенок неизбежно испытывает страх и тревогу, депрессию и преждевременную скорбь, связанную с ухудшением состояния здоровья, ограничением Демченко И. И.Дети с особыми образовательными потребностями в ин0клюзивной начальной школе// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15298. 20,9 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15298.htm.2ISSN 2304120X. 8

свободы, одиночеством и отсутствием поддержки со стороны ближайшего окружения. Такие ощущения могут углубляться в связи с необходимостью госпитализации ребенка и вынужденной разлукой с родными, отсутствием у ребенка информации о болезни и ее последствиях, назначениеммедицинских манипуляций [17].В младшемшкольном возрасте такие дети часто отрицают факт существования болезнии демонстрируют это разными способами себе и окружению. Обычно это протест против медицинских процедур, приемалекарств, посещения врачей, соблюдения требований лечения, отчуждениеот родных или друзей изза стыда и обиды. Часто у детей бывает реакция использованияболезни для привлечения к себе дополнительного внимания родителей или окружающих. Такое поведение наблюдается среди детей, которые воспитываются под гиперопекой родителейили же,наоборот, в семьях, где родители уделяют слишком мало внимания детям. Эта бессознательная манипуляция взрослыми в будущем может привести к развитию у ребенка ипохондрического синдрома.Обучаясь в общеобразовательных учреждениях, такие дети испытывают потребность в разработке индивидуального маршрута или многогранной дифференциации учебного процесса с учетом их возможностей, соответствующих психологопедагогических и медикореабилитационных условий сопровождения обучения, поддержки окружения.Дети из семей «группы риска» –это дети из таких семей, которые в силу определенных обстоятельств подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, чтостановится причиной дезадаптации детей и взрослых. Это дети из неблагополучных семей, несовершеннолетних или одиноких матерей, мигрантов и переселенцев, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. В этих семьях нарушена структура ценностных ориентаций, игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания ребенка, что провоцирует значительные отклонениякак вповедении, так и в личностном развитии ребенка (Л.Волынец, В.Зацепин, А.Полевик и др.).Отличительная особенность детей из семей «группы риска» заключается в том, что в силу причин различного социального характераэти дети испытывают воздействие негативных факторов внутри семьи; часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих; чувствуют себя одинокими и переживают состояние беспомощности. Оказанная в нужный момент помощь учителя, психолога, социального педагога, администрации школы могла бы поддержать ребенка в преодолении трудностей, изменении мировоззрения, ценностных ориентаций, компенсации пробелов в обучении и социализации.Но особого вниманиязаслуживает категория детей, которые пострадали от различных видов насилия, в результате боевых действий (например, на территории Восточной Украины), техногенных катастроф, стихийных бедствий.Н.Максимова в работе «Социальнопсихологические аспекты проблем насилия» определяет доминантные виды насилий над детьми и их последствия: физическое (синяки или сломанные кости, отпечатки предметов, порезы, которым нет объяснений, боязнь взрослых, особенно родителей, агрессия, боязнь физического контакта), психологическое (отставание (в сравнении со сверстниками) в физическом и социальном развитии, нарушения речи, сна, приема пищи, систематическое повторение действий, в частностираскачивание, сосание пальцев, отсутствие сосредоточенности, внимания, интереса, эмоций, депрессия, агрессия и т.п.), экономическое (лишение жилья, еды, одежды и другого имущества или средств), сексуальное Демченко И. И.Дети с особыми образовательными потребностями в ин0клюзивной начальной школе// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15298. 20,9 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15298.htm.2ISSN 2304120X. 9

(чрезмерная заинтересованность или осведомленность в сексуальной теме, боязнь определенного человека или члена семьи, чрезмерная агрессия, боль и т.п.). Категорию детей, пострадавших в результате боевых действий (например, на территории Восточной Украины),составляют дети, на долю которыхвыпадают самые тяжелые испытания войны. Как сообщила представитель Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в странах Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии Кристен Элсби в Женеве 19 декабря, во время боевых действий на Донбассе с марта прошлого года пострадали 1,7 млндетей. Согласно результатам экспрессоценки социальнопсихологического положения детей, проведенного в четырех городах Донецкой области (Мариуполе, Донецке, Горловке и Енакиево) в течениемаяиюня 2014г., больше половины детей Донбасса стали непосредственными свидетелями военных событий, 76% опрошенных испытывали страх, каждый второй ребенок –ужас, злость и грусть, а у четверти детей в возрасте 3–6 лет выявлен критический уровень стресса [18]. В статье «Военное детство: украинские очертания новой реальности» ученым И.Загарницкойпроанализированы характерные черты реальности, которую война выстраивает для отечественного детства: угроза жизни и здоровью, рост детской бедности, разрушение привычной жизни, проблемы с получением образования, воспитание в неполных семьях, ценностный кризис, давление пропагандистской машины, психологические травмы. Оказавшиеся в экстремальных ситуациях дети приобретают посттравматический стрессовый синдром [19]. В работе«Психологическая помощь в кризисных ситуациях» И. МалкинаПых выделяет основные негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрацию, кризис, депривацию, конфликт. Они характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут оказыватьдезорганизующее воздействие на интеллектуальномнестическую деятельность человека, затрудняя процесс адаптации, принятия решений и нахождения адекватного выхода из стрессовой ситуации. Основная цель педагогов состоит в том, чтобы вернуть детей к нормальному образу жизни путемкоррекционной психологопедагогической, медикосоциальной работы.Итак, педагогически запущенные и социально проблемные дети составляют совершенно самостоятельную категорию и занимают ближайшее место по отношению кдетям, уровень развития которых соответствует условной норме. Они нуждаются в помощи, направленной, с одной стороны, на замену тяжелой жизненной или социально опасной ситуации, в которой они оказались, а с другой –на минимизацию их социальных, психологических, педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного корректирования и гармонизации развития в целом. Каждая категория детей с особенными образовательными потребностями имеет специфические психологопедагогические характеристики, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики предоставления образовательных услуг в инклюзивной начальной школе. Учет индивидуальных особенностей контингента учеников младшего школьного возраста, которые основываются на разнообразии, предоставляет возможность уточнить этимологию понятия «дети с особыми образовательными потребностями». Этот термин используется для характеристики учащихся с различным уровнем психофизического развития (с задержанным, ускоренным и приближенным к норме), привлеченных к совместному учебновоспитательному процессу со сверстниками с типологическим развитием,осуществляемомуДемченко И. И.Дети с особыми образовательными потребностями в ин0клюзивной начальной школе// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15298. 20,9 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15298.htm.2ISSN 2304120X. 10

дифференцированно по стандартным и индивидуальным программам в соответствии с возможностями ребенка, при условии квалифицированной специализированной коррекционной помощи. Поэтому кроме учителяв учебном процессе активное участие принимаютпомощник (ассистент) учителя, логопед, дефектолог, владеющийсовременными коррекционнокомпенсаторными технологиями; практический психолог, социальный педагог, медицинский работник, осуществляющиепсихологопедагогическую и медикосоциальную поддержку участников учебного процесса.

Ссылки на источники1.Законы Україны «Про загальну середню освіту», «Про внесення змін до деяких законів України про освіту щодо організації інклюзивного навчання», «Про реабілітацію інвалідів в Україні», та «Інструкція про встановлення груп інвалідності» // Законодатедьство Украины. –URL: http://zakon.rada.gov.ua2.Саламанская декларация. Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка. Испания, 7–10 июня 1994г. –Киев, 2000. –Ст. 9. –21 с.3.Колупаєва А. А. Інклюзивна освіта: реалії та перспективи: монографія. –К. : САММІТкнига, 2008.–270 с.4.Александров Д. В. Освітні потреби населення в контексті розширення інформаційного простору // Український соціум.–2011.–№ 1.–С. 7–14.5.Волков Б. С., Волкова Н. В. Готовим ребенка к школе. –4е изд., перераб. и доп. –СПб.: Питер, 2008. –192 с.6.Савчин М. Духовний потенціал людини. –Вид. 2ге, пер., доп. –ІваноФранківськ: Місток НВ, 2010. –508 с. 7.Кульчицька О. І. Соціальне середовище у розвитку обдарованості // Обдарована дитина. –2007. − № 1. –С. 25–31.8.Законы Україны «Про загальну середню освіту», «Про внесення змін до деяких законів України про освіту щодо організації інклюзивного навчання», «Про реабілітацію інвалідів в Україні», та «Інструкція про встановлення груп інвалідності».9.Там же.10.Там же.11.Мастюкова Е. М. Виды и причины отклонений в развитии у детей // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития: хрестоматия. –СПб., 2001. –С.166–195.12.Магомедов М. Г. Синдром посттравматического стрессового расстройства у детей текст // Материалы Международной науч.практ. конф. «Личность в меняющемся мире» 17 февраля 2011.–Махачкала: АЛЕФ, 2011–С. 469–472.13.Левченко Т. Підготовка майбутніх учителів початкових класів до роботи з педагогічно занедбаними дітьми // Рідна школа. –2006. –№ 11. –С. 73–74.

14.Корнеєва О. Педагогічно занедбані молодші школярі: Тренінг профілактики та корекції // Психолог. Шкільний світ : Всеукраїнська газета. –2009. –№ 37. –С. 14–19.15.Комплексна допомога бездоглядним та безпритульним дітям : метод. посіб. / О.В. Безпалько, Л.П. Гурковська , Т.В. Журавель та ін.;за ред. І.Д. Звєрєвої, Ж.В. Петрочко –К: Видавничий дім «КАЛИТА», 2010. –376 с.16.Законы Україны «Про загальну середню освіту», «Про внесення змін до деяких законів України про освіту щодо організації інклюзивного навчання», «Про реабілітацію інвалідів в Україні», та«Інструкція про встановлення груп інвалідності».17.ВІЛінфіковані діти: медичний догляд, психологічна підтримка, соціальний супровід, правовий захист / авт.: Н. В. Котова, О. О. Старець, П. П. Олена, Н. В. Леончук, О. М. Панфілова, Т. А. Бордуніс, І. М. Дубініна, Л. В. Булах. –К.: ТОВ «К.І.С.», 2010 –176 с.18.Более половины детей Донбасса увидели войну своими глазами. –URL: http:// http://inpress.ua/ru/society/30221gz56 19.Магомедов М. Г. Указ. соч.

Irina Demchenko,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Correctional Pedagogy and Psychology, Pavlo Tychyn Uman State Pedagogical University, Uman, Ukrainedii_67@mail.ruChildren with special educational needs in inclusive primary schoolДемченко И. И.Дети с особыми образовательными потребностями в ин0клюзивной начальной школе// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15298. 20,9 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15298.htm.2ISSN 2304120X. 11

Abstract.The paper deals with inclusion of children with special educational needs in main educational system. The author examines the etymology of the concepts "educational needs", "special educational needs", "children with special educational needs." Emphasis is placed on systematizing categorical apparatus of the concept of "children with special educational needs" and clarifying its essence.Keywords: educational needs, special educational needs, children with special educational needs.References1.Zakony Ukraїny “Pro zagal'nu serednju osvіtu”, “Pro vnesennja zmіn do dejakih zakonіv Ukraїni pro osvіtu shhodo organіzacіїіnkljuzivnogo navchannja”, “Pro reabіlіtacіju іnvalіdіv v Ukraїnі”, ta “Іnstrukcіja pro vstanovlennja grup іnvalіdnostі”, Zakonodated'stvo Ukrainy. URL: http://zakon.rada.gov.ua(in Ukrainian).2.(2000) Salamanskaja deklaracija. Ramki dejstvij po obrazovaniju lic s osobymi potrebnostjami, prinjatye Vsemirnoj konferenciej po obrazovaniju lic s osobymi potrebnostjami: dostup i kachestvo. Salamanka. Ispanija, 7–10 ijunja 1994 g., Kiev, 21 p.(in Russian).3.Kolupaєva, A. A. (2008) Іnkljuzivna osvіta: realіїta perspektivi. Monografіja,SAMMІTkniga,Kiev, 270 p.(in Ukrainian).4.Aleksandrov,D. V. (2011) “Osvіtnіpotrebi naselennja v kontekstіrozshirennja іnformacіjnogo prostoru”,Ukraїns'kij socіum, № 1, pp. 7–14 (in Ukrainian).5.Volkov, B. S. & Volkova, N. V. (2008) Gotovim rebenka k shkole, 4e izd., pererab. i dop.,Piter,St. Petersburg,192 p.(in Russian).6.Savchin,M. (2010) Duhovnij potencіal ljudini, Vid. 2ge, per., dop.,Mіstok NV,ІvanoFrankіvs'k, 508 p. (in Ukrainian).7.Kul'chic'ka,O.І. (2007) “Socіal'ne seredovishhe u rozvitku obdarovanostі”,Obdarovana ditina, № 1, pp.25–31 (in Ukrainian).8.Zakony Ukraїny“Pro zagal'nu serednju osvіtu”, “Pro vnesennja zmіn do dejakih zakonіv Ukraїni pro osvіtu shhodo organіzacіїіnkljuzivnogo navchannja”, “Pro reabіlіtacіju іnvalіdіv v Ukraїnі”, ta “Іnstrukcіja pro vstanovlennja grup іnvalіdnostі”.9.Ibid.10.Ibid.11.Mastjukova,E.M. (2001) “Vidy i prichiny otklonenij v razvitii u detej”,Psihologija detej s otklonenijami i narushenijami psihicheskogo razvitija: Hrestomatija, St. Petersburg, pp.166–195(in Russian).12.Magomedov, M. G. (2011) “Sindrom posttravmaticheskogo stressovogo rasstrojstva u detej tekst”,Materialy Mezhdunarodnoj nauchn.prakt. konf. «Lichnost' v menjajushhemsja mire» 17 fevralja 2011,ALEF,Mahachkala, pp. 469–472(in Russian).13.Levchenko,T. (2006) “Pіdgotovka majbutnіh uchitelіv pochatkovih klasіv do roboti z pedagogіchno zanedbanimi dіt'mi”,Rіdna shkola, № 11, pp. 73–74 (in Ukrainian).

14.Korneєva,O. (2009) “Pedagogіchno zanedbanіmolodshіshkoljarі: Trenіng profіlaktiki ta korekcії”,Psiholog. Shkіl'nij svіt : Vseukraїns'ka gazeta,№ 37, pp. 14–19(in Ukrainian).15.Bezpal'ko, O. V., Gurkovs'ka, L. P. & Zhuravel', T. V. (2010) Kompleksna dopomoga bezdogljadnim ta bezpritul'nim dіtjam : metod. posіb.,Vidavnichij dіm “KALITA”,Kiev, 376 p.(in Ukrainian).16.Zakony Ukraїny “Pro zagal'nu serednju osvіtu”, “Pro vnesennja zmіn do dejakih zakonіv Ukraїni pro osvіtu shhodo organіzacіїіnkljuzivnogo navchannja”, “Pro reabіlіtacіju іnvalіdіv v Ukraїnі”, ta “Іnstrukcіja pro vstanovlennja grup іnvalіdnostі”.17.Kotova, N. V., Starec', O. O., Olena, P. P., Leonchuk, N. V., Panfіlova, O. M., Bordunіs, T. A., Dubіnіna, І. M. & Bulah, L. V. (2010) VІLіnfіkovanіdіti: medichnij dogljad, psihologіchna pіdtrimka, socіal'nij suprovіd, pravovij zahist, TOV “K.І.S.”,Kiev,176 p.(in Ukrainian).18.Bolee poloviny detej Donbassa uvideli vojnu svoimi glazami. URL: http:// http://inpress.ua/ru/society/30221gz56 (in Russian).19.Magomedov, M. G. (2011)Op. cit.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived26.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review28.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication28.08.15ОпубликованаPublished31.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Демченко И. И., 2015

www.ekoncept.ru