Деятельность Д. В. Бубриха в Коми пединституте (к 125-летию со дня рождения чл.-кор. АН СССР Д. В. Бубриха)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попов В. А. Деятельность Д. В. Бубриха в Коми пединституте (к 125-летию со дня рождения чл.-кор. АН СССР Д. В. Бубриха) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15309.htm.
Аннотация. Даны подробности деятельности Д. В. Бубриха в 1941–1944 гг. в Сыктывкаре: заведование кафедрой коми языка и литературы Коми пединститута и преподавание, изучение коми языка и разработка его грамматики, научное руководство работой по составлению нормативного «Коми-русского словаря», организация и научное обеспечение диалектологических экспедиций в районы Коми республики, подготовка будущих ученых-угрофинноведов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Попов В. А.Деятельность Д.В. Бубриха в Коми пединституте (к 125ле0тию со дня рождения чл.кор. АН СССР Д. В. Бубриха)// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15309. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15309.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15309УДК 929

Попов Вячеслав Александрович, кандидат физикоматематических наук, профессор кафедрыфизикоматематического и информационного образованияФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина», г.Сыктывкарkgpipva@yandex.ru

Деятельность Д.В.Бубриха в Коми пединституте(к 125летию со дня рождения чл.кор. АН СССР Д. В. Бубриха)

Аннотация. Даны подробности деятельности Д.В.Бубриха в 1941–1944 гг. в Сыктывкаре: заведование кафедрой коми языка и литературы Коми пединститута и преподавание, изучение коми языка и разработка его грамматики, научное руководство работой по составлению нормативного «Комирусского словаря», организация и научное обеспечение диалектологических экспедиций в районы Коми республики, подготовка будущих ученыхугрофинноведов.Ключевые слова: финноугроведение, кафедра коми языка и литературы Коми пединститута.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).



Фото 1–2. Бубрих Дмитрий Владимирович(13(25) июля1890, СанктПетербург–30 ноября1949, Ленинград)

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения профессора (1925), доктора филологических наук (1937), кавалера ордена Трудового Красного Знамени(1945), членакорреспондента АН СССР (1946), заслуженного деятеля науки КарелоФинской ССР (1946), основателя советского финноугроведения Д.В.Бубриха.О его жизненном пути, научной и педагогической деятельностинаписано во множестве источников и энциклопедий. В том числе более подробно и о периодеего работы в Сыктывкаре в 1941–1944 гг. (см., например, [1–5]).Попов В. А.Деятельность Д.В. Бубриха в Коми пединституте (к 125ле0тию со дня рождения чл.кор. АН СССР Д. В. Бубриха)// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15309. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15309.htm.–ISSN 2304120X. 2

В этой публикации на основе изучения документов из фондов музея истории Коми государственного педагогического института (далее –КГПИ), архивов КГПИ, Коми научного центра Уральского отделения РАН (кратко –КНЦ УрО РАН) и ГУ РК «Национальный архив РК»(кратко –НА РК), а также некоторых других источников приводятся подробности весьма активной и плодотворной деятельности Д.В.Бубриха в Коми пединституте в 1941–1944 гг.Укажем сначала некоторые биографические факты, относящиеся к периоду до приезда Д.В.Бубриха в Сыктывкар, написанные на основе краткого жизнеописания из его личного дела, хранящегося в архиве КГПИ [6]:Д.В.Бубрих родился в семье преподавателя среднего учебного заведения (из мещан): отец был сильно обрусевший немец, мать русская. Окончил с золотой медалью гимназию в Риге (1909). После этого он поступил на славянорусское отделение историкофилологического факультета Петербургского университета. В университетских занятиях у него был перерыв (в 1911 г.), вызванный арестом за участие в «студенческих беспорядках», исключением из университета и высылкой за пределы Петербургской губернии. Позднее, будучи вновь принят в университет, он сумел закончить его в срок, в 1913 г., с дипломом первой степени. В 1913 г. Д.В. Бубрих был оставлен при университете для подготовки к ученой и профессорской деятельности по кафедре русского языка под руководством акад. А.А. Шахматова. События военного (Первая мировая война) и революционного времени несколько замедлили достижение этих целей. Однако в 1920г. он сдал магистерские экзамены, завершил работу над диссертацией и начал преподавать, работая одновременно в нескольких вузах: с 1920 г. в должности преподавателя (а с 1921 г. и по 1935 г. –профессора) в Педагогическом институте им. А.И.Герцена;

с 1922 г. на должности доцента Петроградского университета, а с 1925г. –профессора и заведующего кафедрой финноугорской филологии (основанной им)в Ленинградском университете;в1927–1929 гг. на должностипрофессора кафедры финноугорских языков этнологического факультета в 1м Московском университете;с 1934 г. на должности старшего научного сотрудника и заведующего финноугорским сектором в Институте языка и мышления АН СССР в Ленинграде.К этим фактам необходимо добавить следующие:В 1932–1933 гг. Б.В. Бубрих был назван (в документах, сфабрикованных нижегородским ОГПУ по «делу СОФИН») как «один из ведущих контрреволюционеров, планировавший создание Финноугорской федерации и переход ее под протекторат Финляндии»; однако аресту подвергнут не был. Вначале января 1938 г. он, как и многие финноугроведы, был арестован по сходному обвинению, приговорён к расстрелу и семьдесят суток просидел в камере смертников. Это время совпало с уходом Ежова и приходом в НКВД Л.П.Берии. Наступил короткий период некоторых послаблений. Д.В. Бубриха посадили в одиночку, а в 1939 г. он был освобождён.Организатор и участник многочисленных лингвистических экспедиций к финноугорским народам (Мордовия –в 1927–1928 гг., Удмуртия –1929 г., Карелия –1930г.); в той или иной мере он участвовал в создании письменности для карел, вепсов, ижоры, мордвы, удмуртов, марийцев, хантов и манси. Однако активная научная и педагогическая деятельность была прервана вероломным нападением фашистских войск на нашу страну. Вражеские войска быстро приближались к Ленинграду. По постановлению Совета по эвакуации при Совнаркоме Попов В. А.Деятельность Д.В. Бубриха в Коми пединституте (к 125ле0тию со дня рождения чл.кор. АН СССР Д. В. Бубриха)// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15309. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15309.htm.–ISSN 2304120X. 3

СССР 19 июля 1941 года часть Ленинградского университета (химики, физики и математики) была эвакуирована в г. Елабугу(основную часть факультетов ЛГУ направили в г. Саратов лишь в феврале 1942 г.), началась также эвакуация из Ленинграда в г. Казань учреждений Академии наук. По распоряжению Наркомпроса РСФСР № 225 от 23 сентября 1941 г. проф. Д.В. Бубрих был направлен в Коми пединститут для руководства кафедрой:



Фото 3. Фотокопия документа из личного дела Д.В.Бубриха [7]

Как следует из текста телеграммы [8], посланной им в дирекцию КГПИ, в Сыктывкар он прибыл вечером 29 или утром 30сентября. Вместе с ним прибыли его жена Мария Федоровна, 16летняя дочь Вера и 8летний сын Владимир.Для полноты представления отметим, что в Сыктывкаре Мария Федоровна работала по линии Наркомпроса Коми АССР (секретарем на десятимесячных курсах по подготовке учителей НСШ), а также в КГПИ (секретарем в комиссиях по приему инекоторое времябиблиотекарем). Дочь Вера закончила здесь школу, стала студенткой КарелоФинского государственного университета (далее –КФГУ), который был эвакуирован в Сыктывкар из Петрозаводска и с октября 1941 г. реально функционировал на базе Коми пединститута. Вот отрывок из ее рассказов о своем отце (цитируется по работе [9]): «...Папа был очень интересным человеком. Семья была дружной: в ней царили дети, мама и работа. Когда мама уходила из дома, у нас начинались безобразия: вся обстановка сдвигалась, папа строил дома из мебели. Папа веселился больше всех. Но все нужно было убрать к маминому приходу, чтобы не было неприятностей. Очень любил папа ходить в кино, обычно садился в первый ряд. Особенно любил смотреть мультфильмы и комедии. Фильм “Тетка Чарлея”смотрел много раз. Обычно в кино все уже прекратили смеяться, он смеется один. По характеру он Попов В. А.Деятельность Д.В. Бубриха в Коми пединституте (к 125ле0тию со дня рождения чл.кор. АН СССР Д. В. Бубриха)// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15309. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15309.htm.–ISSN 2304120X. 4

был веселый человек, очень любил шутить. В семье у нас отмечались все дни рождения, придумывались маскарады, розыгрыши. Все театрально обставлялось, и мы верили в настоящего Деда Мороза, которого играл папа.Папа был широкой натурой. Если дарить чтолибо, то дарить поцарски. Мы спрашиваем: “Папа, купи линейку”. Он покупал набор линеек. То же с кистями для рисования. Он не мог все делать понемножку. Папа любил еще комуто помогать. У нас всегда в доме было полно народу. Комуто нужен костюм, другому чтото иное, когото нужно поддержать. Редко мы были по вечерам отдельно семьей. Всегда у нас были люди, в основном свои близкие. Часто приходили ученики, аспиранты. У папы была музыкальная семья. Мать его была хорошей пианисткой. Папа сочинил свой вальс и часто играл его. На слух он мог сыграть на мандолине всего “Фауста”или “Риголетто”... У папы даже было одно изобретение –речная подводная лодка на одного человека. Потом, говорят, это изобретение кудато продали.Папа хорошо знал языки, прекрасно рисовал, был хорошим математиком. Работал он без черновиков, просто сидел и писал...»С 1 октября Д.В. Бубрих был назначен на должность заведующего кафедрой коми языка и литературы (далее –КЯиЛ) Коми пединститута со ставкой 1500 р. в месяц (приказ № 127 от 1 октября 1941 г.подписан врио директора КГПИ Г.П. Балиным).В связи с уходом ряда преподавателей КГПИ на фронт на этой кафедре в это время кроме нового заведующего было всего два молодых преподавателя, оба без научной степени, оба не вели до этого многие из дисциплин, отнесенных к кафедре коми языка и литературы. Более того, двух преподавателей было недостаточно для обеспечения учебного процесса по дисциплинам кафедры, в том числе в коми группах. Из записей, сделанных Д.В. Бубрихом 2 октября 1941 г. в личном листке по учету кадров [10], следует, что он хорошо владел немецким, французским, мордовским и слабо –английским, итальянским, финским, карельским и другимиязыками. Коми язык натот момент он не знал. Однако Д.В. Бубрих быстро овладел разговорным коми языком, разработал и уже с конца октября 1941 г. преподавал студентам Коми педагогического и учительского института курсы: «Введение в языкознание», «Введение в изучение угрофинских языков», а для коми группы –«Сравнительная грамматика угрофинских языков»(и в дальнейшем –«Теоретический курс коми грамматики»).Более того, он стал всесторонне и планомерно изучать коми язык с научной точки зрения сам и привлек к этому членов своей кафедры в КГПИ и ряд исследователей в Коми научноисследовательском институте (предтечинынешнего Коми научного центра УрО РАН, далее для краткости –Коми НИИ).На первом заседании кафедры КЯиЛ 17 октября он сделал научный доклад «Из этнонимики Севера». И это стало началом хорошей традиции –заслушиванияи обсуждениядокладов на заседаниях кафедры, так же как и регулярное участие в заседаниях преподавателей кафедры русского языка, работников Коми НИИ и других учреждений Сыктывкара (Наркомпроса Коми АССР, Института усовершенствования учителей, Педучилища, школ), а также студентов.Уже на втором заседании кафедры КЯиЛ 14 ноября 1941 г. состоялось обсуждение и утверждение разработанного им плана работы кафедры на текущий учебный год. Конечно, такой план был на кафедре и до приезда Б.В. Бубриха. В немв разделе научных исследований кафедры КЯиЛ на 1941/1942 учебный год были запланированы две темы исследований. Новый заведующий пересмотрел этот план и на 1942 г.Попов В. А.Деятельность Д.В. Бубриха в Коми пединституте (к 125ле0тию со дня рождения чл.кор. АН СССР Д. В. Бубриха)// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15309. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15309.htm.–ISSN 2304120X. 5

утвердил 7 научных тем (4 из них –себе, 2 –И.И. Паневу1, одну –А.И. Кипрушевой2).В отчете о выполнении плана НИР КГПИ за 1е полугодие 1942 г. по этому поводу читаем [11]: «Вместо 4тем проф. Д.В. Бубрих выполнил 7 тем и начата еще 8я тема: “Морфология коми языка” (примерный объем 60 печатных листов). К работе над этой темой проф. Д.В. Бубрих уже приступил. Им по заданию Антифашистского Комитета советских ученых выполнена тема “К вопросу об ‘Арийской чистоте’немцев”3.

Две темы (исполнитель Панев) останутся невыполненными в связи с призывом Панева в РККА.Тема Кипрушевой намечена к выполнению во 2м полугодии».Д.В. Бубрих стал экспертом по многим, если не сказать по всем, вопросам относительно коми языка. Так, в соответствии с распоряжением Управления Высшей школы Наркомпроса РСФСР во втором полугодии 1941/1942 учебного года на всех курсах всех нелитературных факультетов Коми государственного педагогического и Учительского института вводилось изучение коми языка. Приказом № 30 по Коми пединституту от 6 марта 1942 г. разработка соответствующих программ (объемом 30часов для выпускного курса и 100 часов –для остальных курсов) руководством вуза была поручена Д.В. Бубриху.Приказ №69 от 26 мая 1942 года, §1: «За успехи в общей производственной работе Д.В. Бубриха (и еще 14 других преподавателей КГПИ) считать ударником и объявить благодарность». С большим уважением и благодарностью вспоминают прекрасные лекции Д.В.Бубриха многие его бывшие студенты. Упомянем лишь Анну Степановну Власову (Коданеву) (см. [12]), Валентину Андреевну Попову (Клыкову) (см. [13]), Тамару Георгиевну Корычеву (см. [14]).Весной 1943 г. Д.В. Бубрих добился от руководства института финансирования научной диалектологической экспедиции в УстьКуломский район. Руководителем назначил А.И. Кипрушеву, а в состав включил студенток Фролову и Чисталеву. Для обеспечения успеха экспедиции он подготовил специальную инструкцию по проведению диалектологических исследований. Экспедиция состоялась в период с 16июля по 1 сентября (в другие районы Коми АССР подобные экспедиции направлялись по линии Коми НИИ). Вообще, Д.В. Бубрих целенаправленно применял различные методы подготовки будущих ученыхугрофинноведов.Он регулярно проводил семинар по общему и коми языкознанию для преподавателей КГПИ, работников Коми НИИ и всех желающих (20–25 занятий в учебный год).Отбирал и привлекал к исследованиям не только уже работающих в КГПИ или Коми НИИ, но и достойных среди своих студентов. Так,на заседании кафедры КЯиЛ от 26 ноября 1943 г. были рекомендованы для подготовки к аспирантуре студентки 1Иван Иванович Панев –учитель литературы, в начале войны декан двух факультетов (языка и литературы, исторического), погиб в бою 23 июля 1943 г. Подробнее о нем см. в статье А. Сивковой в газете «Республика» от 31 декабря 1999 г. и на с. 158–160 книги [8].2Анастасия Ивановна Кипрушева, выпускница Коми пединститута 1936 г., с 1939 г. ассистент кафедры КЯиЛ, в 1947 г. она первой из выпускников института защитила кандидатскую диссертацию [8, с. 97].312страничный текст этой работы и ее продолжение на 22 с., датированное 1 марта 1943 г., имеется в архиве КНЦ УрО РАН (ф.1, оп. 11, Д. 45). В1943/1944 учеб.году проф. Д.В.Бубрих обратился к этой теме третий раз: он сделал на Ученом совете КГПИ доклад «“Арийская чистота” германцев перед судом языкознания» (вфондах НА РК имеется 4страничный машинописный текст тезисов этого доклада). Попов В. А.Деятельность Д.В. Бубриха в Коми пединституте (к 125ле0тию со дня рождения чл.кор. АН СССР Д. В. Бубриха)// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15309. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15309.htm.–ISSN 2304120X. 6

Фролова, Клыкова, Кызродева (см. [15]).Д.В. Бубрих был научным руководителем исследовательских тем А.И. Кипрушевой, А.И. Подоровой, Н.А. Мальцевой, М.А. Сахаровой и др. Он был очень вдумчивым и чутким руководителем для своих подопечных.Кроме руководства кафедрой, научной и преподавательской работы в КГПИ и аналогичной –в КФГУ4, кроме работы по совместительству с 23 марта 1942 г. в Коми НИИ (здесь он исполнял обязанности ученого секретаря и осуществлял научное руководство всеми исследовательскими работами [16])Д.В. Бубрих наравне с другими служащими и преподавателями института регулярно привлекался к работам в подсобном хозяйстве института. Насколько жизненно важной была эта работа в условиях войны,объяснять не надо. А то, что она была нелегкой,видно, например, из нижеприведенных приказов по институту (в целях краткости нами сформулирована только их суть):Приказом № 98 от 6 июля 1943 г. в помощь штатным работникам подсобного хозяйства формируются два звена из служащих КГПИ (среди них М.Ф. Бубрих) для работы в парниках, обработки капусты и томатов, а также трех картофельных полей.Приказом № 103 от 13 июля 1943 г. сформирована дополнительная бригада из 23служащих и преподавателей (среди них Д.В. Бубрих) для ускорения выполнения прополочных работ и окучивания картошки сроком на три дня: 1416 июля. Режим работы: регистрация с 6–30 до 7–00, работа с 7–00 до 16–00 с перерывом на обед в 1 час.Приказом № 104 от 15 июля 1943 г. в целях скорейшего завершения работ в подсобном хозяйстве пединститута на два дня,16 и 17 июля,мобилизуются все без исключения служащие и преподаватели КГПИ и КФГУ. Рабочие периоды определены с 7–00 до 12–00 и с 15–00 до 18–00.В приказе № 107 от 21 июля 1943 г. рабочий период увеличивается: с 7–00 до 13–00 и с 14–00 до 18–00.Приказом № 114 от 30 июля 1943 г. рабочий день в подсобном хозяйстве определяется с 6–00 до 20–00 с 2часовым перерывом на обед и отдых.Наконец, приказом № 115 от 2 августа 1943 г. в связи сокращением работ на подсобном хозяйстве группа преподавателей (и среди них Д.В. Бубрих) освобождаются от работ на подсобном хозяйстве. Вместо первично планируемых трех дней получилось 20.Подсобное хозяйство требовало подобных усилий и весной (подготовка почвы и посев), и осенью –уборка и подготовка урожая к хранению. А еще заготовка дров для печек в помещениях института, общежитий, квартирах! А сплавные и другие работы, которые профессорскопреподавательский состав, служащие и студенты КГПИ и КФГУ регулярно выполняли по разнарядкам города!Приведем отрывок из воспоминаний старшей подруги Веры Бубрих –Евгении Виттенбург, которая работала лаборантом на геологическом факультете КФГУ и одновременно училась на его историкофилологическом факультете:«Однажды на занятиях латинского языка случился со мной ужасный казус: читая вслух текст, я заснула... Проснулась от наступившей тишины. Группа смотрела на меня с изумлением, а Шамахов5растерялся. Объяснялось все это очень просто: лето, весну и осень нас постоянно направляли на “трудовые”работы. Сплошь и рядом перед занятиями корчевали лес или укладывали бревна в штабеля на лесозаводе. Питание 4На официальном сайте этого университета, который ныне называется Петрозаводским, написано, что именно в Сыктывкаре в этом вузе в годы войны была создана кафедра финноугорскихязыков и руководил ею Д.В. Бубрих –см. http://www.petrsu.ru/General/History/retrospektiva40.html.5А.С. Шамахов, доцент, кандидат наук, заведующий кафедрой русского языка Комипединститута.Попов В. А.Деятельность Д.В. Бубриха в Коми пединституте (к 125ле0тию со дня рождения чл.кор. АН СССР Д. В. Бубриха)// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15309. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15309.htm.–ISSN 2304120X. 7

было скудное, очень уставали. Приходилось и грузить мешки с картофелем на пароход, и загружать досками баржи. Самой тяжелой и изнурительной была работа летом по 12 часов в сутки в две смены на лесосплаве. Наша группа –все девочки, баграми подгоняли бревна с реки на движущиеся вверх цепи со штырями, подающими эти бревна на лесозавод. Мы стояли на деревянных легких мостках над водой, проталкивая под собой бревна в нужном направлении, и старались не допускать заторов. Невыносимо трудно удержаться на ногах в 4 часа ночи –спать неудержимо хотелось, силы совсем исчезали. Сверху бригадир завода грубым низким голосом нам кричала: “Лесаа, лесаа даваитя!!!”Остановиться передохнуть нельзя. Одна девочка уснула с багром в руках и упала в воду. Общими усилиями ее вытащили. В обеденный перерыв в заводской столовой (сарае) получали какуюто бурду под видом супа на дне стеклянной банки. Пожалуй, это было физически самое тяжелое время в моей жизни. К концу лета мое тело покрылось фурункулами, наверное, от истощения. Меня перевели на работу счетоводом в контору».Кроме множества научных статей и методических пособий за неполные три года в Сыктывкаре Д.В. Бубрих подготовил несколько больших трудов, которые своевременно не были изданы только изза отсутствия финансирования (и, в частности, нехватки бумаги).Из подобных отметим его работу «Грамматика литературного коми языка»(она стала первой научной грамматикой языка коми, издана в Ленинграде в 1949 г.).В 1942–1947 гг. Д.В. Бубрих был научным руководителем работы по составлению нормативного «Комирусского словаря». Она велась на основе разработанной им в 1942 г. инструкции по составлению комирусского словаря и написанной им же «Краткой грамматики коми слова»коллективом исследователей(А.И.Подорова, Н.А.Колегова, М.А.Сахарова, Д.С.Оверин, А.С.Сидоров). Словарь был издан в Сыктывкаре в 1948 г.Приведем цитату из упомянутой выше работы [17]: «Как отмечали на заседании объединенной сессии Ученых советов Коми филиала АН СССР и Коми государственного педагогического института в январе 1951 г., основной многолетний план сектора языка, письменности и истории Коми филиала АН СССР был заложен еще в 1941 г. при активном участии в работе проф. Д.В. Бубриха. Главной темой языковедов по предложению Д.В. Бубриха стал современный коми язык. По словам крупнейших лингвистов, он принес огромную пользу развитию науки в Коми АССР». 28 июня 1944 г.от немецких войск был освобожден Петрозаводск. КФГУ стал готовиться к реэвакуации (30 июля от пристани Сыктывкара отплыл пароход «Фрунзе»с возвращающимися в Петрозаводск преподавателями, служащими и студентами КФГУ). Во второй половине июля Д.В. Бубрих, являющийся членом диалектологической комиссии Академии наук СССР, был командирован (с 20 по 29 июля) в г. Вологду на научную диалектологическую конференцию по севернорусским говорам, созываемую по распоряжению Всесоюзного Комитета по высшей школе при СНК СССР и Академии наук СССР.Было понятно, что его работа в Сыктывкаре завершилась. Кафедрой КЯиЛ в Коми пединституте заведовала его ученица по тематике научных исследований ст. преподаватель А.И. Кипрушева. Приказом №82 от 15 июля 1944 г. ему была объявлена благодарность за большую учебную и научную работу, а приказом № 84 от 19июля предоставлен очередной трудовой отпуск (с 1 августа по 15 сентября).В 1944/1945 учебном году в Ленинграде уже налаживалась учеба в реэвакуированном ЛГУ, но после Сыктывкара Д.В. Бубрих какоето время жил в Петрозаводске и продолжал работать в КФГУ, добиваясь разрешения вернуться в Ленинград (в годы войны действовал указ, в силу которого нельзя было покидать местоположения предприятия, с которым заключен договор о работе). Попов В. А.Деятельность Д.В. Бубриха в Коми пединституте (к 125ле0тию со дня рождения чл.кор. АН СССР Д. В. Бубриха)// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15309. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15309.htm.–ISSN 2304120X. 8

Однако наступила долгожданная Победа в Великой Отечественной войне. В 1945м Д.В. Бубрих снова стал заведовать кафедрой финноугорской филологии ЛГУ и работать в Институте языка и мышления АН СССР. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени(по линии Академии наук), почетным званием заслуженного деятеля науки КарелоФинской ССР (по линии КФГУ) и другими наградами.Интересно, что в представлении к награждению его медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»написано следующее: «Принимал участие в подготовке военных словарей (июльавгуст 1941 г. Ленинград). Принимал участие в дежурствах в качестве пожарника (июльсентябрь 1941 г.). Много сделал в подготовке национальных кадровза время своей эвакуации (1942–1944 гг.)».Он многое еще успел сделать за несколько послевоенных лет:изданы труды, подготовленные в Сыктывкаре; написаны новые книги, часть из которых он издать не успел;на базе ЛГУ им подготовлена и проведена с 23 января по 4 февраля 1947 г. огромной важности первая Всесоюзная научная конференция по вопросам финноугорской филологии (на ней он сделал 8 докладов!);с 1947 г. начата работа в должности директора Института истории, языка и литературы КарелоФинской базы АН СССР.Однако в 1948–1949 гг. в ходе кампании по борьбе с космополитизмом Д.В.Бубрих вновь подвергся идеологическим обвинениям в «буржуазной контрабанде». Вместо плодотворной работы он вынужден был всю свою энергию направлятьна отстаивание доброго имени своего учителя акад. А.А.Шахматова и своего научного кредо.Его сердце не выдержало несправедливости и переживаний. 30 ноября 1949 г. во время лекции в ЛГУ по марийскому языку для марийского потока финноугроведовон почувствовал себя плохо и через 20 минут скончался от инфаркта в деканате восточного факультета ЛГУ.

Ссылки на источники1.Рощевский М.П., Рощевская Л.П., Береснева Г.Н. Сыктывкар и Республика Коми в судьбе академиков и членовкорреспондентов АН СССР и РАН // Вестник Коми научного центра Уральского отделенияРоссийской академии наук. Архивы Уральского отделения Российской академии наук: материалы науч.конф. –Сыктывкар, 1999. –С. 194–181.2.РощевскаяЛ.П. Коми книга военного времени (1941–1945 гг.). –Сыктывкар: СыктГУ, 2005. –98 с. 3.МалковаТ.А. Научные исследования территории Республики Коми в первой половине XXвека (1901–1945 гг.). –Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2008. –С. 143–150.4.ПоповВ.А. Три года и вся жизнь. Выдающегося ученого финноугроведа Дмитрия Бубриха в Сыктывкар «прибило»военное лихолетье//Дым Отечества. Историкокраеведческий выпуск газеты «Республика». –2014. –22 марта. –С.6.

5.ПоповВ.А. Кафедра математики Коми пединститута: история становления и развития. –Сыктывкар: Коми пединститут, 2012. –С. 109–111.

6.Архив КГПИ. Личное дело Бубриха Дмитрия Владимировича. Л. 5–6.

7.Там же. –Л. 4.8.Там же. –Л. 7.9.КертГ. М. Величие и трагедия таланта: (к 100летию со дня рождения чл.кор. АН СССР Д. В. Бубриха) // Север. –1990. –№ 7. –С. 143–153. 10.Архив КГПИ. Личное дело Бубриха Дмитрия Владимировича. –Л. 2.11.ГУ РК «Национальный архив РК». Фонд Р194. Коми государственный педагогический институт за 1930–1973 гг. Опись 1. Дело 323: материалы по научноисследовательской работе и повышению квалификации преподавателей (планы, отчеты) 1941–1942, л. 104. 12.Коми пединститут в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: сб.док., материалов, воспоминаний / сост. В.Д.Захаров (отв.редактор), Л.А.Жданов, Э.В.Роттэ. –Сыктывкар: Коми пединститут, 2005. –С. 53.13.Там же. –С. 68.14.Там же. –С. 95.Попов В. А.Деятельность Д.В. Бубриха в Коми пединституте (к 125ле0тию со дня рождения чл.кор. АН СССР Д. В. Бубриха)// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15309. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15309.htm.–ISSN 2304120X. 9

15.ГУ РК «Национальный архив РК». Фонд Р194. Коми государственный педагогический институт за 1930–1973 гг. Опись1. Дело 352: Планы и отчеты кафедр(1943–1944), л. 14.16.Малкова Т.А. Указ. соч. –С. 144.17.Рощевский М.П., Рощевская Л.П., Береснева Г.Н. Указ. соч. –С. 17.

Vyacheslav Popov,

CandidateofPhysicalMathematical Sciences,Professor at the chair of Physics, Mathematics and Information Education, Syktyvkar State University, Syktyvkarkgpipva@yandex.ruOn the activities of D. V. Bubrih in the Komi Pedagogical Institute(to the 125thanniversary ofbirth of corresponding member of the USSR Academy of Sciences D. V. Bubrih)Abstract.The paper deals withthe details of theactivities of the D. V. Bubrihin19411944 in Syktyvkar: management of the chairof the Komi language and literature at the Komi Pedagogical Institute; pedagogical activities andstudy of the Komi language and development of its grammar; scientific leadership of the regulatory “KomiRussian dictionary”;organization and scientific support of dialectological expeditions in the regions of the Komi republic;trainingoffuture FinnoUgric scientists.Keywords:FinnoUgric studying, chairof the Komi language and literature, Komi Pedagogical Institute.References1.Roshhevskij, M. P., Roshhevskaja,L. P.& Beresneva, G. N. (1999) “Syktyvkar i Respublika Komi v sud'be akademikov i chlenovkorrespondentov AN SSSR i RAN”,Vestnik Komi nauchnogo centra Ural'skogo otdelenija Rossijskoj akademii nauk. Arhivy Ural'skogo otdelenija Rossijskoj akademii nauk: materialy nauch. konf,Syktyvkar, pp. 194–181(in Russian).2.Roshhevskaja, L. P.(2005) Komi kniga voennogo vremeni (1941–1945 gg.),SyktGU, Syktyvkar, 98 p.(in Russian).

3.Malkova, T. A. (2008) Nauchnye issledovanija territorii Respubliki Komi v pervoj polovine XX veka (1901–1945 gg.),Komi NC UrO RAN, Syktyvkar, pp. 143–150(in Russian).4.Popov,V. A. (2014) “Tri goda i vsjazhizn'. Vydajushhegosja uchenogo finnougroveda Dmitrija Bubriha v Syktyvkar ‘pribilo’ voennoe liholet'e”,Dym Otechestva. Istorikokraevedcheskij vypusk gazety “Respublika”,22 marta,p.6(in Russian). 5.Popov,V. A. (2012) Kafedra matematiki Komi pedinstituta: istorija stanovlenija i razvitija,Komi pedinstitut, Syktyvkar,pp.109–111(in Russian). 6.Arhiv KGPI. Lichnoe delo Bubriha Dmitrija Vladimirovicha. L. 5–6(in Russian). 7.Ibid.L. 4.8.Ibid.L. 7.9.Kert.G. M. (1990) “Velichie i tragedija talanta: (k 100letiju so dnja rozhdenija chl.kor. AN SSSR D. V. Bubriha)”,Sever,№ 7,pp.143–153(in Russian). 10.Arhiv KGPI. Lichnoe delo Bubriha Dmitrija Vladimirovicha,L. 2(in Russian).11.GU RK “Nacional'nyj arhiv RK”.Fond R194. Komi gosudarstvennyj pedagogicheskij institut za 1930–1973 gg. Opis' 1. Delo 323: materialy po nauchnoissledovatel'skoj rabote i povysheniju kvalifikacii prepodavatelej (plany, otchety) 1941–1942, l. 104(in Russian). 12.Zaharov, V. D., Zhdanov, L. A. & Rottje, Je. V. (2005) Komi pedinstitut v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941–1945 gg.: sb. dok., materialov, vospominanij,Komi pedinstitut, Syktyvkar, p. 53(in Russian).13.Ibid.,p.68.14.Ibid.,p.95.15.GU RK “Nacional'nyj arhiv RK”.Fond R194. Komi gosudarstvennyj pedagogicheskij institut za 1930–1973 gg. Opis' 1. Delo 352: Plany i otchety kafedr (1943–1944), l. 14(in Russian).16.Malkova, T. A. (2008)Op. cit.,p.144.17.Roshhevskij, M. P., Roshhevskaja, L. P. & Beresneva, G. N. (1999)Op. cit.,p.17.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived06.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.07.15ОпубликованаPublished28.09.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Попов В. А., 2015

www.ekoncept.ru