Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Быкова
С.
С. Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 10 (октябрь). – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15340.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой будущего педагога. Формирование профессиональной ответственности как профессионально-личностного качества будущего специалиста определяется как одна из основных задач личностного развития будущего учителя. В статье выявляются воспитательные возможности педагогических дисциплин в решении поставленной задачи.
Ключевые слова:
педагогические дисциплины, профессиональная ответственность, модульная программа обучения
Текст статьи
Быкова С. С.Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности буду0щих педагогов// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15340. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15340.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15340УДК 371.132
Быкова Светлана Станиславовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировvetabykova@mail.ru
Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплиндля формирования профессиональной ответственности будущих педагогов
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой будущего педагога. Формирование профессиональной ответственности как профессиональноличностного качества будущего специалиста определяется как одна из основных задач личностного развития будущего учителя. В статье выявляются воспитательные возможности педагогических дисциплин в решении поставленной задачи.Ключевые слова:профессиональная ответственность, педагогические дисциплины, модульная программа обучения.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Повышение качества подготовки будущих педагогов подтверждается введением новых приоритетных программных документов, таких как«Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Концепция инновационного развития России до 2020 года», «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательныхорганизаций». Особая роль отводится концепции профессионального стандарта педагога, которая рассматривается сегодня как ориентир для профессиональноличностного развития будущего учителя. В профессиональном стандарте педагога усиливается требование к повышению ответственности будущего специалиста за результаты своего труда. В этом контексте профессиональная ответственность выступает как профессионально значимое качество будущего специалиста и является частью профессионализма.В связи с этим на первый план впрофессиональном образовании выходят задачи, связанные с согласованием требований основных образовательных программ, разработанных на основе действующих федеральных государственных образовательных стандартов, и требований, которые задаются профессиональным стандартом педагога и работодателями. Выделим, что от выпускника бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» требуется овладение следующими компетенциями: способностьпонимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК3); готовностьиспользовать нормативные и правовые документы в своей деятельности (ОК13); готовностьк толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК14); способность нести ответственность за результаты своего труда (ОПК4). Анализ содержания стандарта, в том числе названных выше компетенций, позволяет определить в качестве сквозной задачи в подготовке будущего педагогаформирование профессиональной ответственности как профессиональноличностного качества будущего специалиста, что также соответствует требованиям профессионального стандарта педагога.Быкова С. С.Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности буду0щих педагогов// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15340. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15340.htm.2ISSN 2304120X. 2
В решении поставленной задачи необходимо обратиться к воспитательному потенциалу педагогических дисциплин. Контентанализ учебнометодических комплексов по данным дисциплинам позволилопределить, что большим потенциалом для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов обладает содержание раздела «Педагогики»–«Нормативноправовое обеспечение образования. Управление образовательными системами».«Современные средства оценивания результатов обучения». В целом освоение содержания дисциплины позволит будущему педагогу быть компетентным в вопросах обеспечения прав и обязанностей субъектов образования, организации учебновоспитательной деятельности в рамках своих должностных обязанностей и в конечном итоге –иметь активную нравственную позицию, которая будет выступать мотиватором нравственноценностного поведения в процессе выполнения им профессиональных обязанностей.Для выявления исходного уровня развития профессиональной ответственности будущих педагогов была использована стандартизированная методика ценностных ориентаций М. Рокичав интерпретации Д.А. Леонтьева (1992) [1]. Нами были продиагностированы 129студентов очной и заочной формобучения. Студентам предлагалось проранжировать ценности, которые входят в содержание понятия «профессиональнаяответственность»: свобода, смысл жизни, социальная справедливость, ответственность, компетентность. Результаты представлены в таблице и на рисунке.
ЦенностиГруппыстудентовСвободаСмысл ЖизниСоциальная СправедливостьОтветственныйКомпетентный1ягруппа –студентызаочной формы обучения,не работающие в сфере образования5,256,334,424,834,672я группа –студенты очной формы обучения5,085,264,364,784,733я группа –студенты заочной формы обучения, работающие в сфере образования4,755,435,005,295,32
Исходныйуровень развития профессиональной ответственности будущих педагогов
0,001,002,003,004,005,006,007,00свободасмысл жизнисоциальная справедливостьответственныйкомпетентныйРанговое значение1 группа2 группа3 группаБыкова С. С.Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности буду0щих педагогов// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15340. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15340.htm.2ISSN 2304120X. 3
Необходимо отметить, что все представленные ценности близки к ранговому значению 5, что соответствует значимости этих ценностей для будущих педагогов. Для проверки достоверности результатов диагностики мы использовали Tкритерий Вилкоксона, Uкритерий Манна–Уитни. В таких ценностях, как свобода, социальная справедливость,различия не выявлены, значит, представления об этих ценностях у студентов одинаковые, тогда как ценности «смысл жизни», «ответственность», «компетентность» показали уровеньстатистической значимости (p≤ 0,05), следовательно, есть различия. Ранговое значение ценности «ответственность» больше у студентовзаочников, работающих в сфере образования, что обусловлено их направленностью на профессиональную деятельность.Представим опыт работы по формированию профессиональной ответственности будущих педагогов посредством реализации модульного обучения учебной дисциплины «Нормативноправовое обеспечение образования. Управление образовательными системами». «Современные средства оценивания результатов обучения».Перспективность развития модульного обучения в профессиональном образовании задается федеральными государственными образовательными стандартами, которые ориентируют образовательный процесс на увеличение доли самостоятельной работы обучающихся. Целесообразность использования модульного обучения в рамках учебной дисциплины обусловлена,вопервых, организационными условиями, в соответствии с которыми 54 часа (из 108) отводится на самостоятельную работу студентов; вовторых, тем, что изучаемые нормативноправовые документы постоянно обновляются, следовательно, необходимо обеспечить такое построение учебного материала, при котором отдельные блоки были бы достаточно независимы друг от друга, что позволит быстро изменять или дополнять учебный материал каждого блока; втретьих, тем, что возможность свободного модуля возлагает на будущего педагога немалую личную ответственность за результаты освоенных компетенций.Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П. А. Юцявичене, в дальнейшем эти идеи получили развитие в работах Н. В. Борисовой, В. А. Ермоленко, А. А. Муравьевой, Г. К. Селевко и др. Опираясь на результаты их исследований,можно определить, что основными функциями преподавателя при использовании модульного обучения становятся: мотивационная, организационная, консультативная и контрольная, тогда как другой субъект образовательного процесса –обучающийся –приобретает навыки самостоятельной работы, в том числеучится целеполаганию, планированию, самоорганизации и самоконтролю, что, безусловно, формирует профессиональную ответственность. Представим один из модулей учебной дисциплины «Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности», направленный на формирование профессиональной ответственности у будущих педагогов. В контексте нашей работы мы принимаем определение понятия «модуль», данное П.А.Юцявичене [2]. Модуль –блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. В этом случае модуль выступает как программаобучения, персонализированная по содержанию, стратегии обучения, уровню самостоятельности, темпу усвоения учебного материала. В процессе разработки модуля во внимание принимается совокупность теоретических знаний и навыков, практических действий, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности. Обозначенный модуль «Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности» имеет частную дидактическую цель –выработать Быкова С. С.Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности буду0щих педагогов// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15340. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15340.htm.2ISSN 2304120X. 4
ответственность за выполнение возложенных обязанностей на педагога в деле обучения и воспитания (предполагаемое время, отводимое на освоение модуля, 8 часов: 2 часа –лекции, 2 часа –семинары, 4 часа самостоятельной работы). В структуре модуля определим уровни, необходимые для усвоения обучающимися:1йуровень: УЭ0УЭ1УЭ3УЭ4УЭ7УЭ8.2йуровень: УЭ0УЭ1УЭ2УЭ3УЭ4УЭ5УЭ7УЭ8.3йуровень: УЭ0УЭ1УЭ2УЭ3УЭ4УЭ5УЭ6УЭ7УЭ8.В рамках разработанного модуля предполагалось соединение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Для организации самостоятельной работы нами использовались разные методы и средства, позволяющие организовать «встречу» субъективного опыта обучающегося со знаниями изучаемой учебной дисциплины. Следуя за интересом обучающихся к техническим средствам, мыорганизуемвнеаудиторнуюсамостоятельнуюработупосредством предоставления доступа к аккаунту. К примеру, студенты представляют отчетную информацию освоей работе в аккаунте (опорные конспекты, блоксхемы, интеллекткарты). Итоговый контроль по результатам освоения учебной дисциплины с использованием модульного обучения показывает, что в процессе регулярной работы обучаемые приходят к сессионным испытаниям с высокими рейтинговыми баллами (от 65–75 баллов), что соответствует оценке «зачет» по дисциплине.На основании вышеизложенного выделим ключевые особенности формирования профессиональной ответственности будущих педагогов:1.Содержание дисциплины «Педагогика» имеет высокий воспитательный потенциал в направлении формирования профессиональной ответственности будущих педагогов.2.Использование модульной программы обучения в рамках рассматриваемой дисциплины является эффективным, так как обучающиеся включаются в активную самостоятельную деятельность, работают в индивидуальном темпе обучения, что, безусловно, повышает их ответственность за результаты усвоения учебного курса.
Ссылки на источники1.Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. –М.: «Смысл», 1992. –17 с.2.ЮцявиченеП. Основы модульного обучения. –Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 1989. –219 с.
Svetlana Bykova, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogy, Vyatka State University of Humanities, Kirovvetabykova@mail.ruEducational potential of pedagogical disciplines information of professional liability offuture teachersAbstract.The paper discusses issues related to the training of future teachers. Formation of professional responsibility as professional and personal qualities of the future specialist is defined as one of the main challenges for the development of the future teacher. The paper identifieseducational opportunities of pedagogical disciplines within the stated problem.Keywords:professional responsibility, teaching disciplines, modular training program.References1.Leont'ev,D. A. (1992) Metodika izuchenija cennostnyh orientacij,“Smysl”, Moscow,17 p. (in Russian).2.Jucjavichene,P. (1989) Osnovy modul'nogo obuchenija,Minvuz LitSSR, Vil'njus,219 p. (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived30.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.08.15ОпубликованаPublished24.10.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Быкова С. С., 2015www.ekoncept.ru
ART15340УДК 371.132
Быкова Светлана Станиславовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировvetabykova@mail.ru
Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплиндля формирования профессиональной ответственности будущих педагогов
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой будущего педагога. Формирование профессиональной ответственности как профессиональноличностного качества будущего специалиста определяется как одна из основных задач личностного развития будущего учителя. В статье выявляются воспитательные возможности педагогических дисциплин в решении поставленной задачи.Ключевые слова:профессиональная ответственность, педагогические дисциплины, модульная программа обучения.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Повышение качества подготовки будущих педагогов подтверждается введением новых приоритетных программных документов, таких как«Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Концепция инновационного развития России до 2020 года», «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательныхорганизаций». Особая роль отводится концепции профессионального стандарта педагога, которая рассматривается сегодня как ориентир для профессиональноличностного развития будущего учителя. В профессиональном стандарте педагога усиливается требование к повышению ответственности будущего специалиста за результаты своего труда. В этом контексте профессиональная ответственность выступает как профессионально значимое качество будущего специалиста и является частью профессионализма.В связи с этим на первый план впрофессиональном образовании выходят задачи, связанные с согласованием требований основных образовательных программ, разработанных на основе действующих федеральных государственных образовательных стандартов, и требований, которые задаются профессиональным стандартом педагога и работодателями. Выделим, что от выпускника бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» требуется овладение следующими компетенциями: способностьпонимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК3); готовностьиспользовать нормативные и правовые документы в своей деятельности (ОК13); готовностьк толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК14); способность нести ответственность за результаты своего труда (ОПК4). Анализ содержания стандарта, в том числе названных выше компетенций, позволяет определить в качестве сквозной задачи в подготовке будущего педагогаформирование профессиональной ответственности как профессиональноличностного качества будущего специалиста, что также соответствует требованиям профессионального стандарта педагога.Быкова С. С.Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности буду0щих педагогов// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15340. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15340.htm.2ISSN 2304120X. 2
В решении поставленной задачи необходимо обратиться к воспитательному потенциалу педагогических дисциплин. Контентанализ учебнометодических комплексов по данным дисциплинам позволилопределить, что большим потенциалом для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов обладает содержание раздела «Педагогики»–«Нормативноправовое обеспечение образования. Управление образовательными системами».«Современные средства оценивания результатов обучения». В целом освоение содержания дисциплины позволит будущему педагогу быть компетентным в вопросах обеспечения прав и обязанностей субъектов образования, организации учебновоспитательной деятельности в рамках своих должностных обязанностей и в конечном итоге –иметь активную нравственную позицию, которая будет выступать мотиватором нравственноценностного поведения в процессе выполнения им профессиональных обязанностей.Для выявления исходного уровня развития профессиональной ответственности будущих педагогов была использована стандартизированная методика ценностных ориентаций М. Рокичав интерпретации Д.А. Леонтьева (1992) [1]. Нами были продиагностированы 129студентов очной и заочной формобучения. Студентам предлагалось проранжировать ценности, которые входят в содержание понятия «профессиональнаяответственность»: свобода, смысл жизни, социальная справедливость, ответственность, компетентность. Результаты представлены в таблице и на рисунке.
ЦенностиГруппыстудентовСвободаСмысл ЖизниСоциальная СправедливостьОтветственныйКомпетентный1ягруппа –студентызаочной формы обучения,не работающие в сфере образования5,256,334,424,834,672я группа –студенты очной формы обучения5,085,264,364,784,733я группа –студенты заочной формы обучения, работающие в сфере образования4,755,435,005,295,32
Исходныйуровень развития профессиональной ответственности будущих педагогов
0,001,002,003,004,005,006,007,00свободасмысл жизнисоциальная справедливостьответственныйкомпетентныйРанговое значение1 группа2 группа3 группаБыкова С. С.Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности буду0щих педагогов// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15340. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15340.htm.2ISSN 2304120X. 3
Необходимо отметить, что все представленные ценности близки к ранговому значению 5, что соответствует значимости этих ценностей для будущих педагогов. Для проверки достоверности результатов диагностики мы использовали Tкритерий Вилкоксона, Uкритерий Манна–Уитни. В таких ценностях, как свобода, социальная справедливость,различия не выявлены, значит, представления об этих ценностях у студентов одинаковые, тогда как ценности «смысл жизни», «ответственность», «компетентность» показали уровеньстатистической значимости (p≤ 0,05), следовательно, есть различия. Ранговое значение ценности «ответственность» больше у студентовзаочников, работающих в сфере образования, что обусловлено их направленностью на профессиональную деятельность.Представим опыт работы по формированию профессиональной ответственности будущих педагогов посредством реализации модульного обучения учебной дисциплины «Нормативноправовое обеспечение образования. Управление образовательными системами». «Современные средства оценивания результатов обучения».Перспективность развития модульного обучения в профессиональном образовании задается федеральными государственными образовательными стандартами, которые ориентируют образовательный процесс на увеличение доли самостоятельной работы обучающихся. Целесообразность использования модульного обучения в рамках учебной дисциплины обусловлена,вопервых, организационными условиями, в соответствии с которыми 54 часа (из 108) отводится на самостоятельную работу студентов; вовторых, тем, что изучаемые нормативноправовые документы постоянно обновляются, следовательно, необходимо обеспечить такое построение учебного материала, при котором отдельные блоки были бы достаточно независимы друг от друга, что позволит быстро изменять или дополнять учебный материал каждого блока; втретьих, тем, что возможность свободного модуля возлагает на будущего педагога немалую личную ответственность за результаты освоенных компетенций.Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П. А. Юцявичене, в дальнейшем эти идеи получили развитие в работах Н. В. Борисовой, В. А. Ермоленко, А. А. Муравьевой, Г. К. Селевко и др. Опираясь на результаты их исследований,можно определить, что основными функциями преподавателя при использовании модульного обучения становятся: мотивационная, организационная, консультативная и контрольная, тогда как другой субъект образовательного процесса –обучающийся –приобретает навыки самостоятельной работы, в том числеучится целеполаганию, планированию, самоорганизации и самоконтролю, что, безусловно, формирует профессиональную ответственность. Представим один из модулей учебной дисциплины «Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности», направленный на формирование профессиональной ответственности у будущих педагогов. В контексте нашей работы мы принимаем определение понятия «модуль», данное П.А.Юцявичене [2]. Модуль –блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. В этом случае модуль выступает как программаобучения, персонализированная по содержанию, стратегии обучения, уровню самостоятельности, темпу усвоения учебного материала. В процессе разработки модуля во внимание принимается совокупность теоретических знаний и навыков, практических действий, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности. Обозначенный модуль «Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности» имеет частную дидактическую цель –выработать Быкова С. С.Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности буду0щих педагогов// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15340. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15340.htm.2ISSN 2304120X. 4
ответственность за выполнение возложенных обязанностей на педагога в деле обучения и воспитания (предполагаемое время, отводимое на освоение модуля, 8 часов: 2 часа –лекции, 2 часа –семинары, 4 часа самостоятельной работы). В структуре модуля определим уровни, необходимые для усвоения обучающимися:1йуровень: УЭ0УЭ1УЭ3УЭ4УЭ7УЭ8.2йуровень: УЭ0УЭ1УЭ2УЭ3УЭ4УЭ5УЭ7УЭ8.3йуровень: УЭ0УЭ1УЭ2УЭ3УЭ4УЭ5УЭ6УЭ7УЭ8.В рамках разработанного модуля предполагалось соединение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Для организации самостоятельной работы нами использовались разные методы и средства, позволяющие организовать «встречу» субъективного опыта обучающегося со знаниями изучаемой учебной дисциплины. Следуя за интересом обучающихся к техническим средствам, мыорганизуемвнеаудиторнуюсамостоятельнуюработупосредством предоставления доступа к аккаунту. К примеру, студенты представляют отчетную информацию освоей работе в аккаунте (опорные конспекты, блоксхемы, интеллекткарты). Итоговый контроль по результатам освоения учебной дисциплины с использованием модульного обучения показывает, что в процессе регулярной работы обучаемые приходят к сессионным испытаниям с высокими рейтинговыми баллами (от 65–75 баллов), что соответствует оценке «зачет» по дисциплине.На основании вышеизложенного выделим ключевые особенности формирования профессиональной ответственности будущих педагогов:1.Содержание дисциплины «Педагогика» имеет высокий воспитательный потенциал в направлении формирования профессиональной ответственности будущих педагогов.2.Использование модульной программы обучения в рамках рассматриваемой дисциплины является эффективным, так как обучающиеся включаются в активную самостоятельную деятельность, работают в индивидуальном темпе обучения, что, безусловно, повышает их ответственность за результаты усвоения учебного курса.
Ссылки на источники1.Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. –М.: «Смысл», 1992. –17 с.2.ЮцявиченеП. Основы модульного обучения. –Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 1989. –219 с.
Svetlana Bykova, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogy, Vyatka State University of Humanities, Kirovvetabykova@mail.ruEducational potential of pedagogical disciplines information of professional liability offuture teachersAbstract.The paper discusses issues related to the training of future teachers. Formation of professional responsibility as professional and personal qualities of the future specialist is defined as one of the main challenges for the development of the future teacher. The paper identifieseducational opportunities of pedagogical disciplines within the stated problem.Keywords:professional responsibility, teaching disciplines, modular training program.References1.Leont'ev,D. A. (1992) Metodika izuchenija cennostnyh orientacij,“Smysl”, Moscow,17 p. (in Russian).2.Jucjavichene,P. (1989) Osnovy modul'nogo obuchenija,Minvuz LitSSR, Vil'njus,219 p. (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived30.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.08.15ОпубликованаPublished24.10.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Быкова С. С., 2015www.ekoncept.ru