Особенности взаимосвязи надситуативности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способностей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Серафимович И. В., Таттыбаева Е. В. Особенности взаимосвязи надситуативности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15346.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи метакогнитивных процессов и умения надситуативно решать проблемные ситуации на разных этапах профессионализации. Приводится анализ данной взаимосвязи на примере студентов языковедческих специальностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Таттыбаева Е. В., Серафимович И. В. Особенности взаимосвязи надситуа0тивности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способно0стей // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15346. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15346.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15346УДК 159.922

Таттыбаева Екатерина Викторовна,

старший преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин Ярославского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», г.Ярославльevtattybaeva@mesiyar.ru

Серафимович Ирина Владимировна,кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и экономических дисциплин Ярославского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», г. Ярославльiserafimovich@yandex.ru

Особенности взаимосвязи надситуативности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способностей

Аннотация.Статья посвящена изучению взаимосвязи метакогнитивных процессов и умения надситуативно решать проблемные ситуациина разных этапах профессионализации. Приводится анализ данной взаимосвязи на примере студентов языковедческих специальностей.Ключевые слова:метакогниции, надситуативное мышление, проблемные ситуации, метакогнитивные знания, метакогнитивная активность.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Изменения, происходящие в высшей школе, связанные с новыми ступенями обучения по системе бакалавриата и магистратуры, ставят на одну из важных позиций качество полученных компетенций. Российскому обществу все больше требуются грамотные, творчески направленные, гибко реагирующие на изменения и учитывающие тенденции в обществеспециалисты. Особенно это касается специальностей, изучающих иностранный язык. Деловые переговоры, заключение сделок, перспектива сотрудничества с различными странами и конкретными корпорациями и фирмами (что особенно важно в современных условиях, с учетом формирования БРИГС, введенными санкциями со стороны Европы) –всеэто во многом зависит от качества выполненных услуг в области перевода информации с одного языка на другой. В свою очередь, умение почувствовать смысл и направление мысли, уловить интонацию, точно и оперативно перевести содержание контентазависит не только от знаний и практического опыта, умений и навыков, но и от наличия профессионального мышления, надситуативного взгляда на проблемы, умения видеть с перспективой, конструктивно отреагировать эмоции, решать задачи с учетом своих интересов и с учетом интересов фирмы, страны.Надситуативностькак вид профессионального педагогического мышления, как способность решать проблемные педагогические ситуации на качественно новом уровне, с использованием творчества, прогнозирования, рефлексии подробно изучалась Ярославской психологической школойпод руководством М.М. Кашапова в трудах Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 150610823а «Метакогнитивные процессы в профессионализации субъекта»).

Таттыбаева Е. В., Серафимович И. В. Особенности взаимосвязи надситуа0тивности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способно0стей // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15346. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15346.htm.–ISSN 2304120X. 2

его учеников (Т.Г. Киселева, Е.В.Коточигова, Т.В.Огородова, Ю.В. Пошехонова, И.В.Серафимович, О.А. Шляпникова) [1–3]. Какими же способами можно формировать надситуативность и воздействовать на ее развитие в процессе обучения? В контексте современных психологических исследований все большую актуальность приобретают метакогнитивные способности, изучаемые как за рубежом (в трудах Э.Блэки и С.Спенса, Э. Брауна, У. Брюера, К. Вагнер, М. Ваврика, С. Виттрок, Л.Гримм, Д. Дернера, Р. Джермена, Ф. Камфер, У. Каралиотаса, А.Кориат, Р.ЛевиСадот. М. ЛефебрПинара, К. Лина, Х. Майер, Д. МакДермотт, Д. Махони, У.Мишель, Т. Нельсона и Л.Наренса, М. Прессли, Л. Редер, Р. Стернберга, Ч. Тересен, П. Уолтона, Г. Уэллмена, Дж. Флейвелла, М. Феррари, К. Фогеля, В. Хаак, К.Хольм, Д. Шенка, У. Шнайдера), так ив России (В.В.Знаков, А.В.Карпов, М.М.Кашапов, В.Я.Ляудис, Ю.В.Пошехонова, А.О.Прохоров, Е.А.Сергиенко, М.А.Холодная, А.В. Чернов)[4–9].Джон Флэйвел был одним из первых, кто ввел термин «метакогниция» в 1970 г., понимая под этим особый познавательный процесс, направленный на понимание собственной когнитивной деятельности,или «мыслительную деятельность, направленную на понимание процессов мышления»[10].С тех пор интерес к данному понятию не иссяк, хотя сам термин не претерпел существенных изменений. Анализ различных зарубежных исследований позволил А.В. Литвинову и Т.В.Иволиной обозначить, что под метакогницией понимается разное содержание:«знание и контроль собственных мыслительных процессов; осознание собственного процесса мышления и содержания собственной системы представлений для целей дальнейшего обучения и использование эффективных приемов для решения познавательных задач;осознание и управление собственным мышлением; мониторинг мыслительного процесса и управление им»[11].Анализ литературы позволяет нам выдвинуть гипотезу, что если в XXв.интерес к понятию «метакогниция» простирался в теоретической плоскости, то начало XXIв.ознаменовало новый этап изучения вышеназванного термина –прикладной,или практический этап. Именно метакогниции и овладение способностью индивида к метакогниции, а также перенос полученных умений в другие сферы когнитивной деятельности ответственны за возможность решать сложные проблемные ситуации,как бытовые, так и учебные/профессиональные. Цельнашей работы –исследование взаимосвязи метакогниции и способности индивида к решению проблемных ситуаций.Гипотезы: 1.За время обучения в вузенаблюдаются рост уровня надситуативного мышления и осознание собственного процесса мышления. 2.Овладение способностью индивида к метапознанию приводит к использованию эффективных приемов для решения проблемных ситуаций.В соответствии с целью и гипотезами исследования поставлены следующие задачи: 1.Установить и сравнить уровень функционирования собственных познавательных психических процессов, степени легкости приобретения новых знаний, своей способности справляться с различными ситуациями и способность использования различных приемов структурирования информации, планирования своей когнитивной деятельности, навыков управления собственными когнитивными процессами у студентов IIIи IVкурсов.2.Установить и сравнить уровень ситуативности/надситуативности мышления при решении проблемных ситуаций у студентов IIIи IVкурсов.3.Выявить взаимосвязь надситуативности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способностей.Таттыбаева Е. В., Серафимович И. В. Особенности взаимосвязи надситуа0тивности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способно0стей // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15346. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15346.htm.–ISSN 2304120X. 3

Выборка.В исследовании приняли участие 12 студентов IIIкурса специальности «Русский язык–Образование в области иностранного языка» (трое юношейи девятьдевушек) и 12 студентов IVкурса специальности «Русский язык–Образование в области иностранного языка» (двое юношейи десятьдевушек) Ярославскогогосударственного педагогическогоуниверситетаим.К.Д. Ушинского». Методы исследования: 1.Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности (авторы М.М. Кашапов, Ю.В. Скворцова).2.Метод ретроспективного описания и прогностического самоанализа испытуемым проблемной ситуации (авторы М.М. Кашапов, И.В. Серафимович) с применением следующих критериев обработки:2.1.Экспрессвыявлениеуровня правильности решения (автор С.А. Гильманов).2.2. Анализ уровня творчества в решениях (автор Е.К. Осипова). 2.3. Психолингвистический анализ текста М. Куна, Т. Макпартленда(модификация Т.В. Румянцевой, элементы интерпретации заимствованы из методики «Кто Я?»).Полученные результаты и их интерпретация1.Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности (авторы М.М. Кашапов, Ю.В. Скворцова).Таблица 1Диагностика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности(авторы М.М. Кашапов, Ю.В. Скворцова)

Курс/среднее значение

Метакогнитивные знания (МЗ)Метакогнитивнаяактивность (МА)КонцентрацияПриобретение информацииВыбор главных идейУправление временемТретий117,082,424,426,583,66Четвертый12,429,083,255,927,254t критерий Studentа–1,172–2,602**–1,701–2,413**–1,0170,200Примечание.Уровень значимости связей: –0,99; **–0,95,*–0,90, Т критическое=3,080, 2,178, 1,780 соответственно.

Проанализировав табл.1, мы можем отметить, что у студентов IVкурса уровень метакогнитивных знаний несколько выше (есть тенденция к отличиям). Это можно объяснить тем, что приобретенный учебный и жизненный опыт отражается на уровне функционирования собственных познавательных психических процессов, таких как внимание, память, мышление. Возросшая метакогнитивная осведомленность позволяет не только проводить мониторинг мыслительного процесса (что уже прослеживается и на IIIкурсе), но и управлять им. О данном факте свидетельствует возросшая метакогнитивная активность (значимые отличия), т.е. четверокурсники лучше структурируют информацию, сознательно планируют свою когнитивную деятельность.Однако на IIIи IVкурсахтакие характеристики, как концентрация, выбор главных идей и управление временем,имеют незначительную разницу (нет значимых отличий), т.е. студенты не отличаются по умению управлять собственным вниманием,расставлять приоритеты и рационально использовать собственное время. Отличия имеются только по параметру «приобретение информации», который на IVкурсе значимо выше, т.е. качественно лучше приобретается и хранится информация, для чего используются собственные схемы, правила, логика, структура.

2.Метод ретроспективного описания и прогностического самоанализа испытуемым проблемной ситуации (авторы М.М. Кашапов, И.В. Серафимович)Таттыбаева Е. В., Серафимович И. В. Особенности взаимосвязи надситуа0тивности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способно0стей // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15346. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15346.htm.–ISSN 2304120X. 4

Таблица 2Средние значения критериев ситуативности/надситуативности (М. М. Кашапов, И. В. Серафимович)

КурсАдекватностьГлубинаПолнотаОперативностьДостаточностьОригинальностьОбоснованностьТретий0,580,540,370,50,460,210,29Четвертый0,630,630,540,660,420,170,29t крит.–0,290–0,616–1,773*–1,0760,3210,3640,000Примечание. Уровень значимости связей: –0,99; **–0,95,*–0,90, Т критическое=3,080, 2,178, 1,780 соответственно.

Проанализировав табл.2,можно констатировать тот факт, что студенты как III, так и IVкурсов еще не имеют навыка выделения основных противоречий, степени соотнесенности предлагаемого решения с ожидаемым положительным эффектом, студенты не умеют аргументировать причины возникновения сложных для них ситуаций и способы их решения. Быстрота и само принятие или непринятие решений выраженынедостаточно (достоверных отличий в качествепрогнозирования не обнаружено). Анализ табл.3 позволяет нам сделать вывод о том, что, несмотря на слабо выраженное умение решать сложные ситуации, наблюдается тенденциясокращения на IVкурсе чисто ситуативных решений, увеличивается общий удельный вес надситуативности.Таблица 3Средние значения по диагностике уровней в практическом мышлении в %

(М. М. Кашапов, И. В. Серафимович)

КурсПреобладают ситуативные решения (С)Чаще ситуативные, чем над ситуативные решения (СН)Чаще надситуативные, чем ситуативные решения (НС)Преобладают надситуативные решения (Н)Третий25332516Четвертый842428

Психолингвистический анализ текста при решении проблемной ситуации (элементы интерпретации заимствованы из методики «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда,модификация Т.В. Румянцевой) показал отсутствие значимых отличий между курсами. При этоместь тенденция к отличиям по параметру существительные, что говорит о большей ответственности выпускниковбакалавров.Таблица 4Средние значения психолингвистического анализа текста

КурсСуществительныеПрилагательныеГлаголыТретий22,084,4222,33Четвертый29,255,4223t крит.–1,381–0,764–0,160Примечание. Уровеньзначимости связей: –0,99; **–0,95,*–0,90, Т критическое=3,080, 2,178, 1,780 соответственно.

Обработав данные тестов с помощью программы SPSS, мы установили:Метакогнитивные знания и метакогнитивная активность положительно связаны (корреляция Спирмена, r=0,662, р≤0,01), т.е. чем выше степень легкости приобретения знаний и способность решать различные учебные/бытовые задачи, тем выше способность планировать свою деятельность и регулировать интеллектуальное поведение (то, что М.А. Холодная относит к произвольному интеллектуальному контролю)[12].Таттыбаева Е. В., Серафимович И. В. Особенности взаимосвязи надситуа0тивности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способно0стей // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15346. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15346.htm.–ISSN 2304120X. 5

Показатель адекватности и количественный показатель прилагательныеположительно взаимосвязаны (корреляция Спирмена, r=0,619, р≤0,01). Студент с высоким показателем адекватности имеет позитивный настрой на решение сложной проблемы. Оперативность анализа и количественный показатель глаголыположительно взаимосвязаны (корреляция Спирмена, r=0,656, р≤0,01). Преобладание в описаниях проблемных ситуаций глаголов говорит о самостоятельности личности. Чем выше уровень своевременности выявления противоречий и чем выше скорость принятия решения, тем выше показатель активности индивида.Показатель достаточностианализа и критерий правильности решения С.А.Гильманова положительно связаны (корреляция Спирмена, r=0,431, р≤0,05), т.е. чем выше показатель успешности распознавания признаков проблемной ситуации, тем выше результат правильности принятия решения. Если студент может своевременно проанализировать ситуацию, вычленить наиболее значимые моменты и расставить приоритеты, тем быстрее и правильнее он решит данную учебную/бытовую задачу. Показатель обоснованностирешения и количественный показатель существительныеположительно взаимосвязаны (корреляция Спирмена, r=0,605, р≤0,01), т.е. чем лучше студент может аргументировать свое решение относительно причин возникновения сложной ситуации, тем выше потребность человека в определенности и постоянстве. Мы предполагаем, что люди, имеющие сложившееся мировоззрение, более склонны к самоанализу и рефлексиии быстрее находят способы решения проблем.Выводы. Мы исследовали взаимосвязи метакогниции и способности индивида к решению проблемных ситуаций и установилиследующее:1.Метакогнитивные знания у студентов IIIи IVкурсов не отличаются, а метакогнитивная активность имеет значимые отличия.2.У студентов IVкурса больше надситуативных решений, при этом достоверных отличий в качествах надситуативности не обнаружено.Практическая значимостьнашего исследования состоит в том, что пониманиевзаимосвязи метакогнициии способности находить нестандартные решения для проблемных ситуаций даст возможность преподавателям выбирать наиболее эффективные методы работы со студентами,как учебной, так и внеучебной. Анализ уровня ситуативности/надситуативности мышления, в свою очередь, поможет вовремя предотвратить негативные процессы (групповые и индивидуальные). А студенты смогут посмотреть на себя со стороны и скорректировать свои действия, чтобы как можно лучше применить свои знания в будущей профессии и сформировать необходимые ключевые компетенции.

Ссылки на источники1.Кашапов М. М. Акмеологическая характеристика творческого профессионального мышления // Когнитивноакмеологические основы профессионального становления субъекта: монография / под ред. проф. М. М. Кашапова, доц.Ю. В. Пошехоновой. –Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. –С. 59–79.3.Пошехонова Ю. В. Педагогическое мышление, креативность и метапознание у педагогов вузов и средних общеобразовательных школ (глава) // Креативность как ключевая компетентность педагога: монография / под ред. проф. М. М. Кашапова, доц. Т. Г. Киселевой, доц. Т. В. Огородовой. –Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. –С. 140–149.4.Серафимович И. В. Конструктивная конфликтность личности и надситуативность профессионального мышления: детерминанты, личностные предпосылки и гендерные отличия // Психология конструктивной конфликтности личности: монография / под ред. проф. А. В. Карпова, проф. М. М. Кашапова. –Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. –С. 149–174.5.Карпов А. В., СкитяеваИ. М. Психология метакогнитивных процессов личности: монография.– М.:ИП РАН, 2005.–325 с.Таттыбаева Е. В., Серафимович И. В. Особенности взаимосвязи надситуа0тивности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способно0стей // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15346. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15346.htm.–ISSN 2304120X. 6

6.Кашапов М.М. Когнитивное и метакогнитивное понимание структурнодинамических характеристик профессионального мышления // Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов: монография / под науч. ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Ю.В. Пошехоновой.–Ярославль, 2012. –С.35–121.7.Кашапов М.М., Скворцова Ю.В. Разработка методики самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности // Ярославский психологический вестник. Вып.14. –М.; Ярославль: Издво «Российское психологическое общество», 2005. –С. 65–70.8.Кокина С. А., Серафимович И. В. Взаимосвязь метакогнитивных процессов и умения выполнять роли в команде в социальной и образовательных сферах деятельности // Современные научные исследования. Выпуск 3–Концепт.–2015.–URL:http://ekoncept.ru/2015/85830.htm.9.Прохоров А. О., Чернов А. В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология. –2014. –Т. 7. –№ 2. –С. 82–93.10.Холодная М. А.Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития//Психология. ЖурналВысшейшколыэкономики.–2004.–Т.1.–№2.–С.66–75.11.FlavellJ. H. Metacognitionandcognitivemonitoring: Anewareaofcognitive6develop6 mental inquiry //American Psychologist. –1979. –Vol. 34. –№ 10. –P. 906–911.12.Литвинов А.В., Иволина Т.В. Метакогниция: понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований)// Современная зарубежная психология. –2013. –Т.2. –№3. –С.59–70.13.Таттыбаева Е.В. Инновации в образовании: готовность к изменениям// Многоуровневое образование и компетентностный подход: векторы развития: материалы российской научнометодической конференции с международным участием/Вологодский институт бизнеса.–Вологда, 2014. –С. 465–476.

Ekaterina Tattybaeva,Senior teacher at the chair of the Humanities and Economic Sciences Department, Yaroslavl Branch of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Yaroslavlevtattybaeva@mesiyar.ruIrina Serafimovich,Candidate of Psychologic Sciences, Associate Professor at the chair of the Humanities and Economic Sciences Department, Yaroslavl Branch of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Yaroslavliserafimovich@yandex.ruMetacognition and creative thinking in problem solvingAbstract. The paperis devoted to the actual problem of psychological nature of creative thinking of a student. In particular, it describes how metacognition can promote solving problems. The interplay between metacognitive knowledge/activities and creative thinking is presented.Key words: metacognition, creative thinking, conflicts, metacognitive knowledge, metacognitive activities.References1.Kashapov, M. M. (2013) “Akmeologicheskaja harakteristika tvorcheskogo professional'nogo myshlenija”, inKashapov, M. M. &. Poshehonova, Ju. V. (eds.) Kognitivnoakmeologicheskie osnovy professional'nogo stanovlenija sub#ekta: monografija,IPK “Indigo”, Jaroslavl', pp. 59–79(in Russian).2.Poshehonova, Ju. V. (2013) “Pedagogicheskoe myshlenie, kreativnost' i metapoznanie u pedagogov vuzov i srednih obshheobrazovatel'nyh shkol (glava)”,inKashapov, M. M., Kiseleva, T. G. & Ogorodova,T. V. (eds.) Kreativnost' kak kljuchevaja kompetentnost' pedagoga: monografija,IPK “Indigo”, Jaroslavl', pp.140–149(in Russian).3.Serafimovich,I. V. (2013) “Konstruktivnaja konfliktnost' lichnosti i nadsituativnost' professional'nogo myshlenija: determinanty, lichnostnye predposylki i gendernye otlichija”,in Karpov, A. V. &Kashapov,M. M. (eds.) Psihologija konstruktivnoj konfliktnosti lichnosti: monografija, IPK “Indigo”, Jaroslavl', pp.149–174(in Russian).4.Karpov, A. V. &Skitjaeva,I. M. (2005) Psihologija metakognitivnyh processov lichnosti: monografija,IP RAN, Moscow, 325 p.(in Russian).5.Kashapov,M. M. (2012) “Kognitivnoe i metakognitivnoe ponimanie strukturnodinamicheskih harakteristik professional'nogo myshlenija”,in Kashapov, M. M. & Poshehonova,Ju. V. (eds.) Tvorcheskaja dejatel'nost' professionala v kontekste kognitivnogo i metakognitivnogo podhodov: monografija,Jaroslavl', pp.35–121(in Russian).6.Kashapov, M. M.&Skvorcova,Ju. V. (2005) “Razrabotka metodiki samoocenki metakognitivnyh znanij i metakognitivnoj aktivnosti”,Jaroslavskij psihologicheskij vestnik. Vyp. 14,Izdvo “Rossijskoe psihologicheskoe obshhestvo”, Jaroslavl',Moscow,pp.65–70(in Russian).Таттыбаева Е. В., Серафимович И. В. Особенности взаимосвязи надситуа0тивности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способно0стей // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15346. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15346.htm.–ISSN 2304120X. 7

7.Kokina,S. A. &Serafimovich,I. V. (2015) “Vzaimosvjaz' metakognitivnyh processov i umenija vypolnjat' roli v komande v social'noj i obrazovatel'nyh sferah dejatel'nosti”,Sovremennye nauchnye issledovanija. Vypusk 3.Koncept.Available at: http://ekoncept.ru/2015/85830.htm (in Russian).8.Prohorov,A. O. &Chernov,A. V. (2014) “Vlijanie refleksii na psihicheskie sostojanija studentov v processe uchebnoj dejatel'nosti”,Jeksperimental'naja psihologija,t. 7,№ 2,pp.82–93(in Russian).9.Holodnaja,M. A. (2004) “Psihologicheskoe testirovanie i pravo lichnosti na sobstvennyj variant razvitija”,Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki,t. 1,№ 2,pp.66–75(in Russian).10.Flavell,J. H. (1979) “Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive6develop6 mental inquiry”,American Psychologist,vol. 34,№ 10,pp. 906–911(in English).11.Litvinov,A. V. &Ivolina,T. V. (2013) “Metakognicija: ponjatie, struktura, svjaz' s intellektual'nymi i kognitivnymi sposobnostjami (po materialam zarubezhnyh issledovanij)”,Sovremennaja zarubezhnaja psihologija,t. 2,№ 3,pp.59–70(in Russian).14.Tattybaeva,E. V. (2014) “Innovacii v obrazovanii: gotovnost' k izmenenijam”,Mnogourovnevoe obrazovanie i kompetentnostnyj podhod: vektory razvitija: materialy rossijskoj nauchnometodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem/ Vologodskij institut biznesa, Vologda, pp.465–476(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived17.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.07.15ОпубликованаPublished30.10.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Таттыбаева Е. В., Серафимович И. В., 2015

www.ekoncept.ru