Композиция документа: аспекты рассмотрения и уровни построения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Марьева М. В. Композиция документа: аспекты рассмотрения и уровни построения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15348.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности композиции текстов официально-делового стиля. Представлены различные аспекты рассмотрения композиции документа. Выделены основные уровни организации построения текста деловой письменности: логический, формальный, реквизитный и информационный. Обосновывается положение о функциональной, стилистической и коммуникативной обусловленности единства всех уровней.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Марьева М. В.Композиция документа: аспекты рассмотрения и уровни по0строения // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15348. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15348.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15348УДК 82.08

Марьева Майя Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры международных отношенийи коммуникацийФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманск

marievamv@mail.ru

Композиция документа: аспекты рассмотрения и уровни построения

Аннотация.В статье рассматриваются особенности композиции текстов официальноделового стиля. Представлены различные аспекты рассмотрения композиции документа. Выделены основные уровни организации построения текста деловой письменности: логический, формальный, реквизитный и информационный. Обосновывается положение о функциональной, стилистической и коммуникативной обусловленности единства всех уровней.Ключевые слова:композиция документа, логическая композиция, формальная композиция, реквизитная композиция, информационная композиция.

Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.

Понятие композицияпроисходит от латинского composition, чтоозначает «составление, сочинение», словарное определение этого слова –«строение, соотношение и взаимное расположение частей» [1]. Композиция текста –это «схема организации и структурной упорядоченности целого текста (произведения), отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь между ними» [2]. Вопросы композиции текста подробно рассматривались ещё в античной риторике,в современных филологических науках наиболее изучена композиция художественного произведения. Сравнительно малочисленные современныеописания композиции документа в работах по стилистике текста и делопроизводству не обнаруживают единства подходов в рассмотрении и общепринятой терминологии. Проанализируем, в каких аспектах может быть рассмотрена композиция документа. Понятие композиции текста нередко соотносится с понятием логической формы. С этой точки зрения можно говорить о логическойкомпозиции,которая отражает членение текста на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь. Это наиболее стабильный, консервативный способ составления любого текста. Данный тип структурирования прошёл испытание негодами, а веками и тысячелетиями и связан с законами логики. Представления о построении документа в этом аспекте отражаетв первую очередьуниверсальная трёхчастная композиционная схема, которая может быть применима ко многим текстам:введение (зачин, вступительная часть, преамбула), в котором излагаются цели, задачи, причины составления документа или дается ссылка на другой документ, послуживший поводом к написанию данного;основная часть, в которой приводятся факты, доводы, раскрываются частные стороны основного вопроса;заключение(концовка), в котором содержится суть вопроса, т. е. предложения, распоряжения или просьбы и т. п.Логическая структура текста документа зависит от вида документа и его принадлежности к той или иной системе документации. Текст документа может состоять не из классических трёх, а из двух частей и даже из единственной части. Для распорядительной Марьева М. В.Композиция документа: аспекты рассмотрения и уровни по0строения // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15348. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15348.htm.2ISSN 2304120X. 2

документации, деловых писем более характерна двухчастная композиция (обоснование –заключение). Возможны и деловые письма, заявления, содержащие просьбу без пояснения; приказы, состоящие из распорядительной части без констатирующей; личные деловые бумаги (резюме, автобиография) без вступления и заключения и т.д.Конструктивные приёмы логической организации текста в основной части различны изависят, например, от функциональносмыслового типа текста. Если текст представляет собой повествование (автобиография, объяснительная записка, протокол заседания, собрания и т.п.), то, как правило, избирается хронологическая последовательность. В резюмеможет использоваться так называемая обратная хронология (от последних событий к предшествующим).Если текст –описание (характеристика, инструкция, акт осмотра и т.п.), то его компоненты выстраиваются по степени важности: от наиболее существенного к менее существенному. В документах, предполагающих техническое описание (инструкция, ГОСТ и т.п.), рекомендуется придерживаться следующей последовательности: дефиниция –назначение, область применения –общая характеристика –детальное описание.Если текст представляет собой рассуждение, если цель его составления –проанализировать отдельные факты и сделать вывод (докладная записка, судебное решение, ходатайство, жалобы, экспертное заключение и т.д.), то применяется традиционный алгоритм: тезис –аргументы –вывод. Рассуждение может строиться в форме дедукции и индукции. Дедуктивный способ –изложение материала от общего к частному: при такой организации на первое место выдвигаются общие положения (например,нормы закона), с которыми затем соотносятся факты. Индуктивный способ –изложение материала от частного к общему: на основании анализа фактов делается обобщение.Представленная композиционная форма обеспечивает последовательность, рациональную стройность и непротиворечивость изложения. Данный подход к композиции важен, он приобретает особоезначение уже на этапе составления плана документа, однако в силу своей универсальности такой взгляд не отражает специфику официальноделового стиля. Яркий стилистический признак документа –его особый внешний вид. Наиболее заметной и неотъемлемой чертой оформления деловых бумаг является использование реквизитов: наименований организаций, адресов, названия документа, даты составления, грифов, виз, подписей, печатей и т.д. С этой точки зрения можно говорить о реквизитной композиции документа, сопряжённой с понятием формуляра и определяющей состав реквизитов, их последовательность и пространственное расположение в документе определенного жанра. Реквизитную композицию можно рассматривать в составе более широкого понятия формальнойкомпозиции, элементами которой выступают абзац, рубрики, заголовки, отступы, графические выделения, соотношение и комбинация анкет, таблиц и связного текста. Формальная композиция документа имеет явную стилистическую обусловленность.В официальноделовых бумагах своеобразны принципы деления текста на абзацы. В других книжных стилях абзац, как правило, равен сложному синтаксическому целому, имеет структуру, состоящую из зачина, развития темы и концовки, и включает в себя несколько предложений. В тексте документа нередки отступления от этой схемы. Главный принцип членения текста на абзацы в документации таков: каждый существенный аспект содержания выделяется в самостоятельный абзац. В тексте делового содержания абзац может состоять из одного короткого предложения, что нехарактерно для других стилей. Более того, не только части предложения выделяются в абзацы, но и отдельные слова могут занимать целую строку: приказываю(в приказе), установил(в решении суда) и т.п.Марьева М. В.Композиция документа: аспекты рассмотрения и уровни по0строения // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15348. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15348.htm.2ISSN 2304120X. 3

Более крупные по сравнению с абзацамиэлементы формальной композиции –рубрики, составляющие перечень (часть, раздел, глава, параграф; раздел, подраздел, пункт, подпункт). Такой способ структурирования применим и в других стилях русского языка, однако наиболее активно он используется именно вофициальноделовых текстах. Это связано с необходимостью компенсировать содержательную сложность документов. Формальная композиция вообще призвана упростить восприятие, как правило, объёмных и насыщенных в смысловом отношении текстов деловой документации. Как справедливо отмечено в учебнике по делопроизводству под редакцией профессора Т.В. Кузнецовой, «нет ничего страшнее “слепого”текста без заголовков, подзаголовков, отступов, пробелов и графических выделений. Эти средства, если использовать их разумно, могут сделать “читаемым”, доступным даже самый сложный текст» [3].

В приведённой цитате следует обратить особое внимание на фразу о «разумном» использовании средств графического членения текста. Сравним два примера рубрикации.Пример 12. Главный ихтиолог должен знать2.1. Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы, касающиеся вопросов рыбоводства;2.2. Эксплуатацию гидротехнических сооружений;2.3. Ихтиологию, гидробиологию, гидрохимию и гидротехнику;2.4. Основы рационального ведения рыбного хозяйства;2.5. Диагностику и профилактику заболеваний рыб и методикулечения болезней;2.6. Основы экономики рыбного хозяйства, организации труда и управления производством…Пример 2

1.3. Брендменеджер должен знать:

нормативные правовые документы, которые регламентируют осуществление предпринимательской и коммерческой деятельности;

законы;

методы ценообразования,его стратегию и тактику;

основы маркетинга (концепцию маркетинга, основы управления маркетингом, способы и направления исследования рынка);

рыночную экономику, основы ведения бизнеса;

предпринимательство;

конъюнктуру рынка;

ассортимент, характеристику,классификацию и назначение товаров;

закономерности развития рынка и формирования спроса на товары и т. д.В первом примере в качестве элемента рубрицирования используются арабские цифры с точкой. Однако эти знаки должны применяться для выделения более крупных синтаксических и смысловых единиц, нежели словосочетания. Согласно правилам арабские и римские цифры с точкой используются тогда, когда элементы списка представляют собой законченные предложения; после такого элемента также ставится точка, если далее нет последующего членения. Если предыдущий элемент перечня заканчивается точкой, то последующий элемент начинается с прописной буквы. Неверное использование символов нумерации, прописных букв в начале строки и пунктуационных знаков в первом примере зрительно чрезмерно дробит текст, создаёт для Марьева М. В.Композиция документа: аспекты рассмотрения и уровни по0строения // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15348. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15348.htm.2ISSN 2304120X. 4

читателя эффект обманутого ожидания, поскольку закладывает основу для восприятия выделенных рубрик как более существенных семантических элементов, каждый из которых должен содержать законченную мысль. Во втором примере смысловая структура адекватно отражается в графической и синтаксическойформе, что ускоряет и упрощает восприятие текста документа.Неверно связывать композицию документа только с её формальными проявлениями. В.В.Одинцов включал в понятие композиции текста и «типовые схемы развертывания тезиса» [4], акцентируя при этом внимание на взаимообусловленности и функциональной зависимости всех структурных уровней.С этой точки зрения можно выделить информационную композицию, под элементами которой понимаются содержательные компоненты текста, напримеробращение, обоснование, информирование, требование, благодарность и др. Этот тип композиции теснее всего связан с понятием жанровой формы, поскольку отражает информационное наполнение документа, специфическое для каждого отдельного жанра. Всякий документ может быть рассмотрен как ряд или сумма постоянных элементов содержания. Так, структура письмапросьбы состоит из обоснования причины, побудившей обратиться с просьбой,–изложения самой просьбы –описания ожидаемого результата, если просьба будет (не будет) удовлетворена,–благодарности, выражения готовности к сотрудничеству. К этим компонентам в зависимости от степени официальности письма может быть добавлена этикетная рамка (приветствие, обращение и т.д.).Особенность официальноделовой речи состоит в том, что информационные элементы, как правило, находят выражение в устойчивых оборотах (клише). Эти шаблонные фразы и законченные формулировки определяют композиционный каркас текста документа. В таком аспекте информационная структура письмапросьбы будет выглядеть следующим образом.1.Формулы, выражающие причину обращения:Согласно… протоколу о взаимных поставках / договору…В связи… с проведением совместных работ / с тяжёлым положением…2.Изложение просьбы:Просим (проверить, направить, выслать, принять меры и др.)...Убедительно просим (дать ответ…не задерживать решение... и др.)...Обращаемся к Вам с просьбой…3.Описание ожидаемого результата:В случае положительного (отрицательного) ответа на нашу просьбу…В случае Вашего положительного (отрицательного) решения…Ваше положительное решение позволит…4.Благодарность, выражение надежды на сотрудничество:Заранее благодарим за...Мы были бы Вам очень признательны, если бы Вы...Надеемся, что наша просьба будет выполнена.Надеемся на дальнейшее сотрудничество.Деловая корреспонденция, частью которой является письмопросьба, наименее регламентированный виддокументации; в зависимости от уровня официальности общения в ней допускается вариативность в выборе шаблонов, возможен также и отказ от них. В других видах документов требования к использованию клише жёстче (законы, административноорганизационные, директивные и распорядительные, информационносправочные, финансовые и учётные документы). Речевые штампы в жёстко регламентированных официальных бумагах –результат унификации языковых Марьева М. В.Композиция документа: аспекты рассмотрения и уровни по0строения // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15348. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15348.htm.2ISSN 2304120X. 5

средств, используемых в повторяющихся ситуациях. Многие из них –юридически значимые компоненты текста, без которых документ не может обладать достаточной правовой силой (например,формулы, выражающие обязательства, гарантии и т.п.). Таким образом, чем официальнее область применения и выше правомочность документа, тем категоричнее требование использования стандартных формулировок и тем меньше выбор этих формулировок.

Таким образом, важнейшим стилистическим признаком композиции документа является подчинённость принципам унификации: все документы, работающие в рамках решения информационных задач одного типа, построены одинаково. Благодаря наработанным и проверенным годамисхемам, с одной стороны, упрощается задача составления документа, с другой –облегчается восприятие текста, поскольку возникают условия для прогнозирования его содержания. Стандартные модели характерны как для формального, так и для содержательного композиционного уровня.

Итак, подробное описание композиции документа определённогожанра будет включать в себя наименование и расположение реквизитов и структурносмысловых частей с закреплёнными за ними стандартными выражениями. Так, структуру законакак нормативноправового акта высшей юридической силы будут составлять следующие элементы:1.Наименование органа, принявшего закон.2.Название закона (употребляется с предлогом «о»).3.Номер и дата принятия.4.Преамбула. Она обычно содержит предмет закона, мотивы принятия закона, его цели и задачи (Предмет настоящего закона…; Настоящий закон регулирует…;В целях…).5.Нормативноправовое содержание закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.6.Последствия несоблюдения закона (дополнительный элемент).7.Отмена законом иных нормативноправовых актов, норм (дополнительный элемент).8.Опубликование закона и вступление его в силу (Настоящий закон вступает в силу со дняего официального опубликования / с 00 месяца0000 года).9.Подписаниезакона.Членение текста на абзацы и рубрики, оформление в виде таблиц и анкет, шрифтовые выделения, отступы и т. п. формальные элементы поддерживают иные композиционные уровни, служат средством обособления их элементов. В какой последовательности должна проходить работа над композицией документа как самостоятельный этап его создания? Композиция документа определяется, прежде всего, его жанровой отнесённостью. Составителю документа в первую очередь должны быть известны соответствующие жанру нормы построения текста, набор и схема расположения реквизитов. В одних случаях мы имеем дело с жёстко регламентированной формой, в других –допускается определённый уровень свободы в порядке изложения. Чем дальше форма документа отстоит от бланка и чем ближе она к деловому письму, тем больше самостоятельности в выборе оптимальной структуры текста у составителя. В любом случае порядок изложения должен соответствовать законам логики: от причины –к следствию, от тезисов через аргументы –к выводу, от обоснования –к утверждению, просьбе, решению и т.д. При работе над текстом больМарьева М. В.Композиция документа: аспекты рассмотрения и уровни по0строения // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15348. 20,4 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15348.htm.2ISSN 2304120X. 6

шого объёма полезно составить план, помогающий определиться, в какой последовательности будут представлены факты, идеи, рекомендации ит.п. Заранее продумывается содержание разделов, пунктов, подпунктов, абзацев. Итак, в зависимости от рассматриваемых компонентов построения можно выделить несколько видов композиции: логическую, формальную, реквизитную, информационную. Все эти композиционные уровни не только функционально и стилистически обусловлены, но и подчинены общей коммуникативной задаче. Неслучайно в риторике композиция рассматривается как важное средство управления вниманием адресата [5]. Таким образом, составитель документа, работаянад композицией, должен выбрать такие последовательность и расположение формальных и смысловых элементов текста, которые были бы оптимальны для решения преследуемых коммуникативных целей.

Ссылки на источники1.ОжеговС.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. –17е изд., стереотип. –М.: Рус. яз., 1985. –С. 248.2.Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. –М.: Флинта:Наука, 2003. 3.Делопроизводство (организация и технологии документационного обеспечения управления) / Т.В.Кузнецова и др.; под ред. Т.В. Кузнецовой. –М.: ЮнитиДана, 2001. –С. 75.4.ОдинцовВ.В. Стилистика текста. –М., 1980. –С. 34.5.ХазагеровТ.Г.,Ширина Л. С. Общая риторика / отв. ред. Е.Н. Ширяев. –Ростов н/Д.:Издво Рост. унта, 1994. –С. 124.

Maya Marieva,Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the chairof International Relations and Сommunications, Murmansk State Technical University, Murmanskmarievamv@mail.ruDocument composition: the aspects of considerations and the levels of buildingAbstract.The paper considers peculiarities of textcomposition of official style.The various aspects of considerationof textcomposition are given. The main levels of organization of official textbuilding(logical, formal,requisite, informative) are presented. Thesis of functionary, stylistical and communicational predicament unity inthe levels are proved.Key words: textcomposition, logical composition, formal composition,requisitecomposition,informativecomposition.References1.Ozhegov,S. I. & Shvedova,N. Ju. (ed.) (1985) Slovar' russkogo jazyka: ok. 57 000 slov, 17e izd., stereotip.,Rus. jaz., Moscow,p.248(in Russian).2.Kozhina,M. N.(ed.) (2003)Stilisticheskij jenciklopedicheskij slovar' russkogo jazyka,Flinta,Nauka,Moscow(in Russian). 3.Kuznecova, T. V. et al. (2001) Deloproizvodstvo (organizacija i tehnologii dokumentacionnogo obespechenija upravlenija),JunitiDana, Moscow,p.75(in Russian).4.Odincov,V. V. (1980) Stilistika teksta,Moscow,p.34(in Russian).5.Hazagerov,T. G.,Shirina,L. S.&Shirjaev,E. N. (ed.) (1994) Obshhaja ritorika, Izdvo Rost. unta, Rostov n/D.,p.124(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived23.09.15Получена положительная рецензияReceived a positive review26.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication26.09.15ОпубликованаPublished30.10.15

© Концепт, научнометодический электронныйжурнал, 2015©Марьева М. В., 2015

www.ekoncept.ru