Проблема высокой доли заимствований в научно-исследовательских работах современных студентов гуманитарного направления подготовки

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калинина Т. В., Колясникова М. Б. Проблема высокой доли заимствований в научно-исследовательских работах современных студентов гуманитарного направления подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15353.htm.
Аннотация. В статье раскрыта проблема использования заимствований в научно-исследовательских работах современных студентов гуманитарного направления подготовки. Определена значимость научно-исследовательской работы для профессионального развития современных студентов. Предпринята попытка определения мер по борьбе с повсеместным распространением плагиата в студенческих работах.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Калинина Т. В., Колясникова М. Б.Проблема высокой доли заимствований в научноисследовательских работах современных студентов гуманитар0ного направления подготовки// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15353. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15353.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15353УДК 37.013.8:343.533.6

Калинина Татьяна Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии развития Арзамасского филиала ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Арзамасkalininatv@list.ru

Колясникова Марина Борисовна,ассистент кафедры психологии развития Арзамасского филиала ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г.Арзамасtinylia2@yandex.ru

Проблема высокой доли заимствований в научноисследовательских работах современных студентов гуманитарного направления подготовки

Аннотация.В статье раскрыта проблема использования заимствований в научноисследовательских работах современных студентов гуманитарного направления подготовки. Определена значимость научноисследовательской работы для профессионального развития современных студентов. Предпринята попытка определения мер по борьбе с повсеместным распространением плагиата в студенческихработах.Ключевые слова: студенты,плагиат, заимствования, антиплагиат,научная инаучноисследовательская работа.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях глобальных изменений современного высшего образования в Россиипереход на уровневую систему образования и реализация федеральных образовательных стандартов нового поколения обусловливает переход на качественно новый уровень профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений. Современный студент должен ориентироватьсяна то, чтобы стать конкурентоспособным специалистом, готовым к непрерывному личностному и профессиональному образованию. Это возможно лишь в ходе целенаправленной работы вуза,заключающейся в развитии профессионально значимых качеств личности будущего профессионала, ориентации студентов на овладение навыками ведения научноисследовательской работы (как учебной, так и самостоятельной), занимающей довольно большую часть основнойобразовательной программы современного высшего образования. Проблему организации научноисследовательской работы студентов в современной науке рассматривали Б.П. Есипов, М.П. Кашин, Р.М. Микельсон, М.Н.Скаткин и др. Роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе раскрыта в работах В.А. Далингера, В.А. Казакова, А.В. Петровского, П.И. Пидкасистого, Г.Н. Юшко и др.Анализ психологопедагогической литературы по проблеме организации научноисследовательской работы студентов в высших учебных заведениях показывает, что под научноисследовательской работой понимают деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования и др.[1]В ходе освоения научноисследовательской работы студентами происходит активное развитие общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций, необходимых для освоения необходимых навыков в области научноисследовательской деятельности, таких как«изучение, анализ и обобщение результатов Калинина Т. В., Колясникова М. Б.Проблема высокой доли заимствований в научноисследовательских работах современных студентов гуманитар0ного направления подготовки// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15353. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15353.htm.2ISSN 2304120X. 2

отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования <…> проектирование и реализация научноисследовательских и опытноконструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения; анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психологопедагогической области…»[2]. Научноисследовательская работа создает условия для формирования готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний.Что же мы понимаем под термином «научноисследовательские работы (НИР)»?словарьпрофессиональногообразования, под редакцией С.М. Вишняковой трактует НИР как работы научного характера, связанные с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов [3]. По нашему мнению, это любые виды научноисследовательской работы студентов,связанные с изучением проблемы исследования и проведением научного эксперимента.Контрольза выполнением научноисследовательской работысо стороны преподавателей осуществляется в основном через проверку студенческих рефератов, докладов, научноисследовательских, курсовых и дипломных работ по различным дисциплинам. Довольно часто в ходе проверки и оценивания студенческих работ педагоги сталкиваются с «передачей» работы от одного студента к другому, без каких бы то ни было изменений.В современных условиях развития сети Интернет особую актуальность приобрела проблема высокой долизаимствованного текста в студенческих работах. Огромный объем самых разнообразных данных, находящихся в свободном открытом доступе, с одной стороны, облегчает поиск материала в соответствии с темой и проблемой задания, а с другой стороны, за счет той же открытости источников являетсяискушением для простого копирования и последующего его присвоения. Под плагиатом понимают «умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретениеили рационализаторское предложение (полностью или частично)» [4]. Однако большинство студентов младших курсов не считают заимствование чужого материала плагиатом.Подобное действие для студента является в основномнормой поведения. Современные школьники и студенты материалы даже не списывают, а скачивают из Интернетаи в лучшем случае помнят только название реферата или курсовой работы. Кроме того, в каждом, даже самом небольшом, городеполучили активное распространение агентства, осуществляющие платные услуги по подготовке рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. И наибольшей проблемой становится не столько забота о своевременной сдаче необходимой работы, сколько о том, какова будет ее стоимость и сумеет ли педагог распознать купленную работу. В ходе изучения проблемы высокой доли заимствований в студенческих работахнами было выяснено, что однаиз важнейших причин возможности использования заимствований ‬сложившиеся многолетние традиции в современном высшем образовании, когда темы работ являются заготовленным, статичным списком, неперерабатываемым и неизменным. Единожды подготовивих, педагог считает нецелесообразным обновление и пересмотр тем научных работ. Естественно, что по этим темам работы ужебыли подготовлены студентамистаршекурсниками, выложены в Интернет, откудастуденты младших курсов активно перекачивают тексты без переработки, без обновления, Калинина Т. В., Колясникова М. Б.Проблема высокой доли заимствований в научноисследовательских работах современных студентов гуманитар0ного направления подготовки// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15353. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15353.htm.2ISSN 2304120X. 3

часто даже не изменяя списка использованной литературы. В ходе проверки педагог сталкивается с тем, что студент не знает содержанияработы, надеясь на нерадивость педагога, его высокую степень занятости и отсутствие желания пропускать работу через автоматизированную систему антиплагиат.Таким образом, преподавателям необходимо периодически обновлятьтемы работ, предоставлять примерный план их выполнения, знакомиться с новинками студенческих работ в Интернете, использовать систему антиплагиат и формировать культуру использования чужого текста. До сих порне все преподаватели и не всегда предъявляют высокие требования к определению уникальности текста, обращая внимание только на содержание и логику построения работы. Одновременно с этим у студентов растет уверенность в том, что работа не будет проверена посредством системы антиплагиат, аследовательно, незачем прилагать усилия по выражению собственных идей и мыслей: самостоятельное творчество не обязательно для получения положительной отметки, и, выданная за свою, чужая работане воспринимается как обман.Еще одной серьезной проблемойстановится несовершенство самой системы антилагиат, когда многие отрасли научного знания богаты специальной терминологией, употребляемой в конкретных значениях, а теоретические подходы, методы и методики имеют свои устоявшиеся определения (устойчивые словосочетания), что затрудняет поиск синонимов или грамотный рейфреминг. К тому женаучных источников с каждым годом становится все больше, а количество терминов и терминологических словосочетаний остается прежним, в связи с чемдаже авторский текст, состоящий, однако, из широко употребляемых в данной научной области терминов, может быть прочтенным системой антиплагиат как собственно плагиат, тем самым снижая процент авторского вклада в работу.С целью изучения проблемы высокой доли заимствований мы решили провестиисследование, в котором приняли участие более 150 студентов I‬IIи IV‬Vкурсов специалитета и бакалавриата. Проведенное на базе психологопедагогического факультета АФННГУ им Н.И.Лобачевского исследование показало, что практически все студенты достаточно активно, в той или иной степени, используют чужой материал для подготовки статей, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, причемчем младше курс, тем чаще это происходит. Анализ результатов исследованияпо заявленной проблеме позволил сделать следующие выводы:чужим материалом пользуется 90% студентов,и довольно часто, 10% студентов утверждают, что не пользуются чужими работами вообще, причем только 20% опрошенных указывают, что ссылаются на авторов использованных работ, а 80% это делают лишь иногда, независимо от курса обучающихся. Студенты указывают, что чаще используют перефраз чужого материалаи основные научные идеи. По их мнению, это не является плагиатом и может быть использовано как личный научный материал, без указания авторства или ссылок на работу. Прослеживается, что к IV‬Vкурсу эта тенденция меняется, все больше студентов предпринимают попытки самостоятельного выполнения работ, отмечается увеличение количества использованных источников в ходе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ и применение системыссылок на использованные в работе источники.В ходе беседы со студентами было выяснено, что базовый уровень готовности студентов младших курсов к осуществлению научноисследовательской работы очень низок. Студенты отмечают, что, несмотря на техническое оснащение школ, педагоги не всегда уделяют достаточное внимание подготовке учащихся к научноисследовательской работе в школе, а затеми в высшем учебном заведении. Ребята в большинстве своем не умеют составлять конспекты статей, аннотации, готовить доклады и Калинина Т. В., Колясникова М. Б.Проблема высокой доли заимствований в научноисследовательских работах современных студентов гуманитар0ного направления подготовки// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15353. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15353.htm.2ISSN 2304120X. 4

рефераты, оформлять список литературных источников. Так, студенты младших курсов отмечают, что для подготовки научной работы считают достаточным использование 2‬4источников, вто времякак старшекурсники уже отмечают, что даже для подготовки реферата их должно быть более 10‬15. Этоможет свидетельствовать об отсутствии основных базовых требований кработе с научными источниками и знанийо подготовке научноисследовательских работ.Однакоследует отметить, что введение и реализация ФГОС ООШ вселяют надежду на постепенное исправление сложившейся в системе современного высшего образования проблемы высокой доли заимствованного текста в студенческих научных и научноисследовательских работах, в связи с темчто реализация ФГОС ООШ уделяет достаточно большое внимание развитию научной, научноисследовательской, экспериментальной и проектной работы, начиная с начальной школы. Так, в начальном звенеуже сейчас введены факультативные часы по подготовке детей к научноисследовательской работе. К сожалению, покавсе эти виды деятельности в условиях младшей школы выполняютскорее родители, а не учащиеся. Кроме того, результаты многолетних исследованийпсихологопедагогической службы факультета (служба была организована и начала свою деятельность в 2005г.) свидетельствуют о том, что в начале деятельности службы ведущими мотивами учебной деятельности первокурсников являлись следующие: приобрести глубокие и прочные знания; расширить свой кругозор; быть в числе лучших студентов. Анализ результатов изучения мотивационной сферы (А.А.Реана и В.А.Якунина) последних лет показал, что данная тенденция стала меняться примерно к 2009 г., когда ведущими мотивамиу значительной части студентов стали: хочу получить диплом о высшем образовании, неважно,по какой специальности; все поступают в вузы,и я не хочу отставать от сверстников и т. д.;таким образом можно констатировать, чтопроизошли значительные изменения в мотивационной сфере первокурсников, внешняя мотивация начинает преобладать над внутренней, студенты больше нацелены на получение диплома, чем на получение знаний иосвоение выбранной профессии [5].Результаты исследования ценностноориентационной системыстудентовпервокурсников демонстрируют снижение уровня мотивационной готовности современных студентов к системе обучения в целом, нежелание осваивать профессиональную деятельность, которая выбрана родителями, желание учиться вместес друзьями, простейшее осознание того, что профессиональный выбор сделан ошибочно;все это примерно к третьему курсу приводит к развитию высокого уровня эмоционального утомления, наличию депрессивных тенденций и, как результат, к формированию эмоционального выгорания у студентовстаршекурсников и потере смысложизненных ориентаций. Так, в ходе работы психологопедагогической службы вуза мы столкнулись с проблемой экзистенциональных кризисов у студентов, что не является нормативнымв отношении возрастных норм личностного развития, а свойственноскорее более зрелому возрасту и соответствует кризису середины жизни‬30‬35, 40‬45 годам жизни.С 2009 г.отмечается устойчивая тенденция к изменениямв процессах самооценивания личностных и профессиональных качеств студентовпервокурсников по тесту самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн), со смещением из сферы адекватностив сферу неадекватно завышенной оценки своих возможностей и увеличением числа студентов с нереалистично высоким уровнем притязаний. Наблюдения, отзывы преподавателейвузаи психологические исследования показывают, что у современных студентов отмечается наличие социального инфантилизма, особенно это касается студентов первого курса (2013‬2014 гг.), что проявляется в постоянной потребности в поддержке, опеке, помощи и контроле со стороны Калинина Т. В., Колясникова М. Б.Проблема высокой доли заимствований в научноисследовательских работах современных студентов гуманитар0ного направления подготовки// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15353. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15353.htm.2ISSN 2304120X. 5

взрослых;и в учебной деятельности,и в организации мероприятия необходим постоянный контроль со стороны куратораи четкое, поэтапное отслеживание промежуточных результатов. Наблюденияпедагогов показывают, что студентыпервокурсники демонстрируют постоянное отвержение учебной деятельности, проявляют систематическую неподготовленность к учебным занятиям, чисто формальное присутствие на занятиях, часто проявляют реакции, носящие протестный и защитный характер [6], что, несомненно, является нормой для более ранних форм личностного развития (кризис подросткового возраста).В ходе анализа полученного материала нами были выявлены следующие проблемы:вопервых, студентыпервокурсники не владеют достаточным уровнем необходимых знаний для осуществления самостоятельной и научноисследовательской работы в вузе;вовторых, большинство студентов (особенно это характерно для студентов младших курсов) уверены в том, что использование чужого материала, будь то отрывкитекста или чужая мысль,не является плагиатом;втретьих, наблюдается тенденция поступления в вуз студентов с низким уровнем мотивационной и познавательной готовности;вчетвертых, контингент первокурсников отличается наличием социального инфантилизма, отсутствием интереса к осваиваемой профессии и,как следствие,отвержением учебной деятельности.Таким образом, одной из эффективных мер по борьбе с повсеместным распространением активного использования заимствований чужого научного текста в студенческих работах станет создание общероссийской базы данных публикаций, дающей возможностьмолодым ученым ориентироваться в направлениях современных научных исследований, а также позволяющейим черпать вдохновение для собственной научноисследовательской работы, не только расширяя спектр знаний,но и способствуяразнообразиюподходов к рассмотрению научных проблем.Немаловажным условием станет совершенствование системы антиплагиати повсеместное использование системы педагогическими работниками вуза.Особое внимание следует уделять созданию условий по предотвращению угроз интеллектуальной собственности через формирование информационной культурыбудущих студентов, начиная со школьной скамьи. По нашему мнению, следует добавить в школьные классные часы, особенно старшеклассникам, готовящимся к поступлению в высшие учебные заведения, курс, включающий этические принципы заимствования чужого текста и первичное знакомство с законодательством в отношении защиты авторского права.Обстановка неприятия плагиата, культура использования заимствованного текста в студенческих работах должныизначально формироваться на каждой ступени системы образования, начиная со школьного обучения, что позволит формировать информационную культуру, ценить и уважать интеллектуальную собственность.

Ссылки на источники1.http://lawenc.net/word.2.http://минобрнауки.рф.

3.Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. ‬М.: НМЦ СПО, 1999.‬C. 184.4.http://lawenc.net/word.5.Калинина Т.В. и др. Проблема высокой доли заимствований в научноисследовательских работах современных студентов// Приволжский научный вестник. ‬2014. ‬№12‬4(40). ‬С. 28‬30.Калинина Т. В., Колясникова М. Б.Проблема высокой доли заимствований в научноисследовательских работах современных студентов гуманитар0ного направления подготовки// Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15353. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15353.htm.2ISSN 2304120X. 6

6.Калинина Т.В. Психологопедагогическое сопровождение адаптации первокурсников к обучению в условиях вуза // Психологосоциальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сб.материалов междунар. науч.практ.конф.

СПб.: ГИПСР, 2012. ‬С.343‬346.

Tatiana Kalinina,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Developmental Psychology, Nizhny Novgorod State UniversityafterN.I.Lobachevsky, Arzamas branch, Arzamaskalininatv@list.ruMarina Kolyasnikova,Assistant of a lecturerat the chair of Developmental Psychology, Nizhny Novgorod State UniversityafterN.I.Lobachevsky, Arzamas branch, Arzamastinylia2@yandex.ruProblem of high proportion ofplagiarism in research work of students specialized in the HumanitiesAbstract.Thepaperdeals with the problem of using borrowings in the research works of students specialized in the Humanities. The authors determine the significance of research for the professional development of modern studentsand attemptto determine the measures to combat the widespread proliferation of plagiarism in student papers.Key words:students,plagiarism, borrowing,antiplagiarism, scientific and research work.References1.http://lawenc.net/word(in Russian).2.http://minobrnauki.rf/ (in Russian).3.Vishnjakova,S. M. (1999) Professional'noe obrazovanie: slovar'. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika,NMC SPO,Mosocw, p. 184(in Russian).4.http://lawenc.net/word(in Russian).5.Kalinina,T. V. et al. (2014) “Problema vysokoj doli zaimstvovanij v nauchnoissledovatel'skih rabotah sovremennyh studentov”,Privolzhskij nauchnyj vestnik, № 12‬4 (40), pp. 28‬30(in Russian).6.Kalinina,T. V. (2012) “Psihologopedagogicheskoe soprovozhdenie adaptacii pervokursnikov k obucheniju v uslovijah vuza”,Psihologosocial'naja rabota v sovremennom obshhestve: problemy i reshenija: sb. materialov mezhdunar. nauch.prakt. konf.,GIPSR, St. Petersburg, pp. 343‬346(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived23.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review25.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication25.07.15ОпубликованаPublished30.10.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Калинина Т. В., Колясникова М. Б., 2015

www.ekoncept.ru