Структурная модель обучения студентов-медиков здоровьесберегательным технологиям

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Донченко В. И. Структурная модель обучения студентов-медиков здоровьесберегательным технологиям // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15357.htm.
Аннотация. Разработана структурная модель обучения здоровьесберегающим технологиям студентов медицинских университетов. Определены задачи, цели, ведущие современные функции обучения здоровьесберегающим технологиям студентов медицинских университетов. Обосновывается роль здоровьесберегающих технологий в будущей профессиональной деятельности студентов-медиков.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Донченко В. И.Структурная модель обучения студентовмедиков здоро0вьесберегающим технологиям// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15357. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15357.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15357УДК378.147:371.71

Донченко Виктория Ивановна, преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, физической реабилитации и спортивной медициныВГУЗУ «Украинская медицинская стоматологическая академия», г. Полтаваviktoriya110379@mail.ru

Структурная модель обучения студентовмедиков здоровьесберегающим технологиям

Аннотация.Разработана структурная модель обучения здоровьесберегающим технологиямстудентов медицинских университетов. Определены задачи, цели, ведущие современные функции обучения здоровьесберегающим технологиямстудентов медицинских университетов. Обосновывается роль здоровьесберегающих технологий в будущей профессиональной деятельности студентовмедиков.Ключевые слова:здоровьесберегающие технологии, высшее образование, здоровый образ жизни, студенты, медицинский университет.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Традиционным путем в медицинском образовании нескольких веков было обретениепрофессионального мастерства преимущественнос помощьюлечебного дела, что лишь частичноспособствовало сохранению здоровья населения. Революционным переворотом стало изменение научнометодических установок медицинского образования в конце ХХ в., отразившеесянасистеме непрерывного медицинского образованияи базирующеесяна национальной почве с учетом мировых стандартов для удовлетворения потребностей государства в высококвалифицированных специалистах, конкурентоспособных в условиях возникновения рынка рабочей силы и контрактной системы их работы в пределах Украины и за рубежом. Однакорезультатом этого стало поглощение медикопрактической частью профессиональной подготовки здоровьесберегающих и валеологических аспектов, что сегодня негативно отражается на качестве и глубине профессиональной зрелостиврачей. По нашему мнению, обновление системы здоровьесберегающей среды в медицинских университетах, предоставление здоровьесберегающей подготовке более весомых учебных и развивающих функций будет способствовать полноценному профессиональному становлению личности студентамедика и в результатеповышению качества медицинских услуг. Именно поэтому вопрос использования здоровьесберегающих технологий в медицинских университетах принадлежит к актуальным проблемам современного медицинского образования.Теоретический анализ научных источников позволил изучить значительный опыт, накопленный в теории и практике высшего образования. Современные исследования здоровьесберегающих проблем свидетельствуют о разноаспектном подходе: валеологическоенаправление исследуется такими учеными,Г. Апанасенко, Ю. Бойчук, Т. Бойченко, А. Бондаренко, Н. Гончаренко, В. Горащук, Т. Кириченко, П.Плахтий, С. Страшко, Л. Сущенко;аксиологический аспект здорового образа жизни изучали Г. Власюк,Г. Кривошеева, С. Лапаенко, В. Оржеховская;аспекты разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в учебные заведения исследуют А. Аксенова, Т. Бережная, Т. Бойченко, Е. Булич, А. Ващук, И. Волкова, Н. Гончаренко, А. Дубровкина, А. Михеенко, И.Муравов, И. Петренко, С.Свириденко и другие. Донченко В. И.Структурная модель обучения студентовмедиков здоро0вьесберегающим технологиям// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15357. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15357.htm.–ISSN 2304120X. 2

Цель нашего исследования–разработать структурную модель методики обучения здоровьесберегающим технологиям. Учитывая вышеобозначенный аспект здоровьесберегающей подготовки в медицинском образовании, возможно презентовать многоплановую цель –формирование готовности к разноаспектной здоровьесберегающей деятельности на основе индивидуального творческого метода и поэтапносформированных здоровьесберегающих компетентностей, что предполагает становление будущего врачакак креативной самостоятельной личности, способной к самореализации и саморазвитию в лечебной и оздоровительной практике. Главным параметром, определяющим перспективы здоровьесберегающего обучения будущих врачей, является егообщественнооздоровительная ориентация, которая обеспечит целенаправленное формирование культуры здоровья студента через усвоение им общественных норм и ценностей и опыта культуры здоровья, что может быть реализовано через корректное внедрение во все медицинские дисциплины элементов здоровьесберегающих знаний. С учетомрезультатованализа исторических данных и современного состояния здоровьесберегающего обученияона сыграет положительнуюрольв социальном становлении будущего врача в условиях его профессиональной ориентации на всех этапах непрерывного медицинского образования, что обеспечит целостность позиций педагогики здоровьесбережения в проектной учебной деятельности и результативную конкурентоспособность выпускника. Здоровьесберегающее обучение студентамедика должно направлять его на развитие индивидуальности, т. е. быть личностно ориентированным, что предполагает первостепенность субъектного измерения в овладении врачебным делом, акцентирование потребностей внутреннего развития субъекта и учетвкусов каждого индивида в здоровьесберегающей деятельности. Отсюдаосновными задачами здоровьесберегающегообучения будущих врачей являются: вопервых, последовательное построение системы профессиональной здоровьесберегательной культуры субъектакак суммы представлений о культуре здоровья и здоровьесберегающих ценностных ориентациях; вовторых, фундаментальнаямедикопрофессиональная здоровьесберегающая компетентность и ценностная мотивация на сохранение и улучшение здоровья; втретьих, развитие у студентов креативности, творческих способностей и практических умений в области здоровьесбережения.Реализация поставленных задач предполагает постановку и решение комплекса целей обучения здоровьесберегающим технологиям, среди которых выделимследующие: 1.Становление у студентовмедиков здоровьесберегающей культуры, что реализуется черезвоспитание у будущих врачей личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию представлений о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышениеответственности за собственное здоровье, здоровье семьи; создание комплекса оценок, что являетсяусловием выработки ценностных ориентаций личности в сфере здоровьесберегающих технологий; активизацию медикосоциальной оценочной деятельности студентов на всех уровнях –от восприятия и оценки социальных условий пребывания пациента к созданию комплексов здоровьесберегающих технологий; воспитание активной социальной здоровьесберегающей позиции к действительности и готовность к выполнению социальных функций и ролей в профессиональном лечебном деле. 2.Овладение системой медицинских знаний, что заключается впривлечении к достижениям мировой и отечественной врачебной практики, формировании представлений о диалектических закономерностях культурноисторического процесса становления здоровьесберегающих технологий, знакомствес опытом исторического развития Донченко В. И.Структурная модель обучения студентовмедиков здоро0вьесберегающим технологиям// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15357. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15357.htm.–ISSN 2304120X. 3

различных видов врачебного дела; воспитании профессиональной рефлексии, навыков применения здоровьесберегающих технологий и переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами в сопоставлении с социально приемлемыми оценками; развитииу студентов направленности на здоровьетворчество, здоровый образ жизни, оптимизацию состояния организма и повышение устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной сред; качественном усвоении основных здоровьесберегающих категорий, понятий и законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром; приобретении умений креативно применять полученные знания в продуктивной профессиональной деятельности, усвоении основ здоровьесбережения в практических навыках различных видов лечебного дела. 3.Формирование опыта самостоятельного применения студентоммедиком здоровьесберегающих технологий в будущей профессиональной деятельности, направленное на активизацию общественной здоровьесберегающей позиции специалиста, полноценное самоопределение в профессиональной медицинской реальности, овладение социально и медицински обусловленнымиздоровьесберегающими способамирешения профессиональных задач, что детерминируется в практическом обучении студентов медицинских университетов. 4.Выработка индивидуального комплекса личностных качеств, ценностных ориентаций, профессиональных умений путемформирования образного мышления, расширениядиапазона чувств, воображения, фантазии, воспитанияэмоциональной эмпатии как условия становления творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, моральноэтической сферы; воспитания и развития навыков креативного решения здоровьесберегающих задач, формирование умений критически оценивать результаты собственной работы; целенаправленного развития медикогигиенических, физкультурнооздоровительных, лечебнооздоровительных, социальноадаптированных, экологических здоровьесберегающих технологий и технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности, умений выражать результаты творческого поиска в медиколечебных комплексах технологий, умений презентовать комплексные здоровьесберегающие разработки; овладения всемивозможнымипутямисаморазвития и самосовершенствования в профессиональной сфере. Рассмотренные нами сущность и концептуальные основы методики обучения здоровьесберегающимтехнологиям студентов в системе высшего медицинского образования делают возможным конструирование структурнофункциональной модели обученияздоровьесберегающим технологиям студентов медицинских университетов(см. рис.), что предполагает ее компонентную структуру, направленную на формирование знаний, умений и навыков применения здоровьесберегающих технологий в будущей медицинской деятельности, их готовности к креативной профессиональной деятельности и обеспечениюздоровьесберегающих производственных функций, на воспитание креативности личности в измерении экологических факторов. Модель синергетическисинтезирует различные парадигмы, педагогические теории и концепции в многофункциональную структурнотехнологическую схему организации методики обучения здоровьесберегающим технологиями отражает связи воображаемой действительности. Прежде всего, уточним сущность понятия «модель» в научнопедагогическом контексте. Если под моделью (от лат. model –образец) понимается образцовый экземпляр для выработки нового продукта, то моделирование в образовании можно представить как создание идеальной педагогической системы, которая комплексно воспроизводит свойства, связи и зависимости преобразуемого образовательного объекта [1]. Донченко В. И.Структурная модель обучения студентовмедиков здоро0вьесберегающим технологиям// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15357. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15357.htm.–ISSN 2304120X. 4



















Целевая составляющая здоровьесберегающей подготовкиПодходы.Принципы.Цель подготовки



Формирование универсальных здоровьесберегающихзнаний с проекцией на профессиональную медицинскую сферу;

усвоение мирового лечебного опыта в виде врачебных практик;

формирование готовности студентовмедиков к профессиональной здоровьесберегающей деятельностиЛичностный,деятельностный,системный,аксиологический,компетентностный,интегрированный,акмеологический,рефлексивныйПрофессионализации,интегративности,историчности,проблемности,дифференциации,стандартизации,модульного структурированияСтруктура подготовкиГностический компонентОрганизационнотехнологический

компонентЛичностные характеристики специалистаСтадии обучениястудентовАксиологический компонентЗдоровьесберегающеемировоззрение и ценностиЭтические нормы доктораПрофессиональная здоровьесберегающаякультураТворческий потенциал, самореализация56курс обучения

III–IVкурсы обучения

I–IIкурсыобученияКритерии эффективности моделиТехнология реализации заданий подготовкиДеятельностный:личностные показатели индивидуальных достижений в здоровьесберегательном саморазвитииКогнитивный:результатыизучения интегрированных дисциплин, модулей здоровьесберегающих дисциплинМотивационный:ориентация на профессиональные, личностный уровеньУровневые характеристики сложены на основе образовательноквалификационной характеристики,образовательнопрофессиональной программы, учебного плана, программ по учебнымдисциплинам, авторских подходов к готовностиПринципы педагогического мониторингаДиагностические:индивидуальной проверки, тестирования; мотивационные: взаимоконтроля, презентации, оценки здоровьесберегающих разработок, самоконтроля; обобщающие: рейтинговых оценок, математической статистикиМетоды формирования:поисковый, проблемноконструктивный, интегративный

Методы развития здоровьесбережения:игровой,генерирования ситуаций, творческий Функции подготовки:предметносодержательная, информационнотехнологическая, профессиональнокомуникативная, административнаяРезультат:здоровьесберегающая готовность студента медицинского университета –целостное компетентностнофункциональное свойство будущего специалиста, которое обеспечивает эффективную профессиональную деятельность, активность, успешную самоорганизацию и конкурентоспособность соответственно требованиям специальности



Донченко В. И.Структурная модель обучения студентовмедиков здоро0вьесберегающим технологиям// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15357. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15357.htm.–ISSN 2304120X. 5

Так, В. Монахов толкует педагогическую модель как систему организационных, содержательных и структурнофункциональных принципов обучения на основе существующего опыта и перспектив развития образования в количественных и качественных проявлениях [2]. В моделировании учебного процесса мы основываемся на теории системного подхода к изучению педагогических явлений (П. Анохин, Ю. Бабанский, В. Сластенин), методике построения модели знаний в предметной профессиональной области (И.Лернер, Л. Фридман), концепции технологизации образовательного процесса в условиях непрерывного профессионального образования (А. Нисимчук, С. Сысоева, А. Пехота). Анализ методологических и дидактических позиций предоставил возможность фиксировать исходные позиции в разработке модели методики обучения здоровьесберегающим технологиям, а именно: в парадигмальном аспекте –сосуществование различных образовательных концепций; всодержательном –системное развитие здоровьесберегающего обучения в контексте высшего медицинского образования; в структурном –полипредметная интеграция здоровьесберегающих и других учебных дисциплин; в технологическом –применение инновационных технологий обучения здоровьесбережению; в организационноуправленческом –внедрение новых дидактических образовательных примеров. Генерирование модели методики обучения здоровьесберегающим технологиямпредусматривает конструирование синергетической системы, которой присущи: возможность самоорганизации и структурной перестройки, постоянное совершенствование внутренних системных связей; перспективные качественные позитивные изменения; диалектическое взаимодействие компонентов, подсистем, элементов и частей. Следовательно, предложенные для построения модели ориентиры требуют рассмотрения целого комплекса технологических процессов, связанных с ее проектированием, целетворением, прогнозированием и практическим воплощением в единстве системного, синергетического, компетентностного, личностного, культурологического, интегративного подходов. В этом контексте необходимо уточнить также понятие педагогической технологии, которое С. Сысоева трактует «как процесс создания адекватной потребностям и возможностям личности и общества теоретически обоснованной учебновоспитательной системы социализации, личностного и профессионального развития и саморазвития человека в образовательном учреждении, которая при оптимальности ресурсов и усилий всех участников образовательного процесса гарантированно обеспечивает эффективную реализацию сознательно поставленной цели и возможность воспроизведения этого процесса» [3]. Эти позиции направляют конструирование модели в русло решения задач планирования и организации здоровьесберегающей учебнопознавательной деятельности личности с целью овладения профессией врача. Итак, целью создания модели методики обучения здоровьесберегающим технологиямстудентов медицинских университетов является обоснование системы научного и методического обеспечения, которая бы сделала возможным качественную реализацию ее задач в непрерывном медицинском образовании средствами эффективных педагогических технологий.Поскольку мы рассматриваем методику обучения здоровьесберегающим технологиям как составляющую функционирования образовательной медицинской системы в социуме, то считаем необходимым очертить ее внешний контекст, обратившись к общим положениям управления образованием, адекватнымобществу рыночных отношений. Опираясь на работы В. Бондар [4], Г. Вернидуб [5], О. Мармази[6], Н.Коломинского [7], В. Симонова [8], Т. Шамовой [9], считаем, что рассмотрение Донченко В. И.Структурная модель обучения студентовмедиков здоро0вьесберегающим технологиям// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15357. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15357.htm.–ISSN 2304120X. 6

управленческого аспекта реализации предлагаемой нами модели обеспечит успешность функционирования и развития здоровьесберегающего обучения в условиях нынешних социальных изменений. Управление обучением и воспитанием, то есть «целенаправленное влияние на них с целью рационального функционирования» [10],предусматривает определение общей цели, разработку иерархии учебных целей, моделирование и организацию деятельности на основе определенной технологии и анализ результатов по степени реализации целей. Результатом целенаправленного управления обучением здоровьесберегающим технологиямявляется постепенный переход субъекта обучения в позицию самоуправления, когда студент самостоятельно прогнозирует цели обучения и выбирает индивидуальные учебные траектории усвоения дисциплин с здоровьесберегающим направлением. Условиемтакого перехода является прохождение будущим врачом всех этапов управленческого цикла: личностное осознание цели обучения; прогнозирование последовательных целей согласно структурным составляющиммодели личности будущего врача; моделирование приемлемых методов обучения; самоорганизация непосредственной деятельности на занятиях и во внеаудиторное время; критический анализ собственных достижений. Поскольку методика обучения здоровьесберегающим технологиям студентов медицинских университетов является динамичной синергетической системой, которая активно взаимодействует с окружающей социальной средой и другими образовательными сферами, то сущность и специфика ее внешней реализации раскрываются в закономерностях функционирования в рамках образовательного пространства университета. Теоретический анализ научной литературы по проблеме обучения здоровьесберегающим технологиям студентов медицинских университетов дал возможность постичь ее полифункциональность в общественнокультурологическом, художественнопрофессиональном и креативноличностном измерениях, обусловливающих целостность и неделимость системы, и позволил определить в контексте высшего медицинского образования в связи с возникшей трехкомпонентной структурой ведущие современные функции такой подготовки. Гуманистическая функциянаправлена на формирование у будущего врача активной позиции в постижении мирового культурного опыта, создание условий для всестороннего саморазвития и самореализации в сфере здоровьесбережения, развитие умений профессиональной коммуникации в процессе конструктивного сотрудничества в решении социальных и медицинских проблем, навыков диалогового общения в коллективе и с представителями различных этносов и культур на основе равенства, взаимоуважения и толерантности. Познавательная функциясориентирована на ознакомление студентов с основными положениями теории и категорий медицины, диалектики исторического развития системы здоровьесбережения в отечественном и мировом медицинском пространстве, народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания культуры здоровья, которое направлено на формирование умений креативно применять приобретенные знания, постоянно обогащать их, осознавая необходимость готовности к предстоящей лечебной деятельности и изобретение собственного творческого метода работы. Ценностноориентационная функцияобеспечивает усвоение студентами аксиологических основ продуктивного решения разноплановых производственных и жизненных проблем, генерирование критериев оценки культуры здоровья и понимания социальных факторов и их влиянияна здоровье общества, воспитания моральноэтических принципов и норм поведения, осознание собственных потребностей, интересов и установок. Донченко В. И.Структурная модель обучения студентовмедиков здоро0вьесберегающим технологиям// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15357. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15357.htm.–ISSN 2304120X. 7

Организационная функциянацелена на обеспечение конструктивной последовательности получения здоровьесберегающихзнаний, логичности отбора и планирования содержания дисциплин, оптимальности соотношения аудиторной и самостоятельной работы, творческого сотрудничества преподавателей и студентов, что формирует опыт самоорганизации, самодисциплины и самоконтроля в обучении здоровьесберегающим технологиям. Системносинергетическое развитие всех компонентов методики обучения здоровьесберегающим технологиям в образовательном пространстве обусловливает ее эффективное функционирование в высшем медицинском образовании в связи с определенной целью, направленной на освоение студентами медицинских университетов здоровьесберегающих технологий как основыформирования качественного специалиста, что подтверждается анализом и конкретизацией смысловых параметров медицинского образования. Следовательно, предлагаемая модель обучения здоровьесберегающим технологиям студентовмедиков находится в русле научных теорий педагогического управления высшим образованием, которые служат основой определения таких главных задач медицинского университета: осуществление образовательной деятельности, что обеспечивает здоровьесберегающее обучение определенных образовательноквалификационных уровней по государственными стандартам; осуществление научнотехнической, творческой, медицинской, культурновоспитательной деятельности; обеспечение выполнения государственного заказа на медицинские специальности; воспитание собственных научнопедагогических кадров; изучение спроса на медицинские специальности на рынке труда и помощь в трудоустройстве выпускников; создание условий для культурного, духовного, здорового развития личности студента.

Ссылки на источники1.Зязюн І.А. Філософія поступу і прогнозу освітньої системи // Педагогічна майстерність: проблеми, пошуки, перспективи: монографія. –К.;Глухів: РВВ ГДПУ, 2005. –С. 10–18.2.Монахов В.М. Технологические основы конструирования и проектирования учебного процесса. –Волгоград: Перемена, 1995. –94 с.3.Сисоєва С.О. Основи педагогічної творчості. –К.: СДОУ, 1994. –С. 61. 4.Бондар В.І.Теорія і технологія управління процесом навчання в школі. –К.:АПН України, Національний пед. унт ім. М.П. Драгоманова, 2000. –192 с.5.Вернидуб Р.М.Організація і управління навчальним процесом у вищому навчальному закладі: навч. посібник. –К.: НПУ ім. М.П.Драгоманова, 2005. –110 с.6.Мармаза О.І.Менеджмент в освіті: секрети успішного управління. –Х.: Основа, 2005. –176 с.

7.Коломінський Н.Л.Психологія менеджменту в освіті (соціальнопсихологічний аспект). –К.: МАУП, 2000. –286с. 8.Симонов В.П.Педагогический менеджмент: 50 ноухау в управлении педагогическими системами: учеб. пособие. –3е изд., испр. и доп. –М.: Пед. ово России, 1999. –427 с. 9.Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. вузов / Татьяна Ивановна Шамова (ред.), Третьяков Петр Иванович, Капустин Николай Петрович. –М.: ВЛАДОС, 2001. –320 с. 10.Кравченко Л.М. Підготовка менеджера освіти у системі неперервної педагогічної освіти: автореф. дис. на здобуття наук. ступ. дра пед. наук: спец. 13.00.04 «Теоріяі методика професійної освіти» / Інт вищої освіти НАПН України. –К., 2009. –40 с.

Viktoriya Donchenko,Lecturer atthe chairof Physical Education and Health, Physical Rehabilitation and Sports Medicine, UkrainianMedical Stomatology Academy, Poltavaviktoriya110379@mail.ruStructural model of healthsaving technologiesfortraining medicalstudentsAbstract.The paper describes the structural model of healthsavingtechnologies for trainingstudents of medical universities.Theauthordeterminestasks, goals,leadinglearning functionsof healthsavings technologies Донченко В. И.Структурная модель обучения студентовмедиков здоро0вьесберегающим технологиям// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15357. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15357.htm.–ISSN 2304120X. 8

for training students of medical universities.The role ofhealth savingtechnologies in thefuture professional activityof medical students is beingsubstantiated.Keywords:health savingtechnology, higher education, pedagogicmodel, students, medical university.References1.Zjazjun,І. A. (2005) “Fіlosofіja postupu іprognozu osvіtn'oїsistemi”,Pedagogіchna majsternіst': problemi, poshuki, perspektivi: monografіja,RVV GDPU, Gluhіv,Kiev, pp.10–18(in Ukrainian).2.Monahov,V. M. (1995) Tehnologicheskie osnovy konstruirovanija i proektirovanija uchebnogo processa, Peremena, Volgograd,94 p.(in Russian).3.Sisoєva,S. O. (1994) Osnovi pedagogіchnoїtvorchostі,SDOU, Kiev,p.61(in Ukrainian). 4.Bondar,V. І. (2000) Teorіja іtehnologіja upravlіnnja procesom navchannja v shkolі,APN Ukraїni, Nacіonal'nij ped. unt іm. M. P. Dragomanova, Kiev,192 p.(in Ukrainian).5.Vernidub,R. M. (2005) Organіzacіja і upravlіnnja navchal'nim procesom u vishhomu navchal'nomu zakladі: navch. posіbnik,NPU іm. M. P.Dragomanova, Kiev,110 p.(in Ukrainian).6.Marmaza,O. І. (2005) Menedzhment v osvіtі: sekreti uspіshnogo upravlіnnja,Osnova, Harkov,176 p.(in Ukrainian)

7.Kolomіns'kij N. L. (2000) Psihologіja menedzhmentu v osvіtі(socіal'nopsihologіchnij aspekt),MAUP, Kiev,286 p.(in Ukrainian).8.Simonov,V. P. (1999) Pedagogicheskij menedzhment: 50 nouhau v upravlenii pedagogicheskimi sistemami: ucheb. posobie,3e izd., ispr. i dop.,Ped. ovo Rossii,Moscow,427 p.(in Russian).9.Shamova,T. I., Tret'jakov,P. I. & Kapustin,N. P. (eds.) (2001) Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: ucheb. posobie dlja stud. vuzov,VLADOS, Moscow,320 p.(in Russian).10.Kravchenko,L. M. (2009) Pіdgotovka menedzhera osvіti u sistemіneperervnoїpedagogіchnoїosvіti: avtoref. dis. na zdobuttja nauk. stup. dra ped. nauk: spec. 13.00.04 “Teorіja іmetodika profesіjnoїosvіti”/ Іnt vishhoїosvіti NAPN Ukraїni,Kiev,40 p.(in Ukrainian).

Рекомендованокпубликации:

Гринёвой М. В., доктором педагогических наук;

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived06.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review07.10.15ПринятакпубликацииAccepted for publication07.10.15ОпубликованаPublished08.10.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Донченко В. И., 2015

www.ekoncept.ru