Правовое регулирование использования механизмов государственно-частного партнерства в России
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грентикова
И.
Г.,
Никифоров
А.
О. Правовое регулирование использования механизмов государственно-частного партнерства в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 11 (ноябрь). – С.
36–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15382.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием государственно-частного партнерства в России. Обоснована необходимость безотлагательного приема федерального закона, регулирующего применение механизма государственно-частного партнерства в России, а также приведения законов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федерального закона в целях модернизации экономики России и выхода из кризиса.
Ключевые слова:
государство, модернизация экономики, механизм государственно-частного партнёрства, несовершенство правового регулирования, бизнес-сообщество
Текст статьи
Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 1
ART15382УДК 332.02
Грентикова Инна Геннадьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемеровоgrentikova@mail.ru
Никифоров Александр Олегович,магистрант, направление подготовки «Экономика», направленность «Финансовая экономика», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемеровоmarronargaros@gmail.com
Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием государственночастного партнерства в России. Обоснована необходимость безотлагательного приема федерального закона, регулирующего применение механизма государственночастного партнерства в России, а также приведениязаконов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федерального закона в целях модернизации экономики России и выхода из кризиса.Ключевые слова: механизм государственночастного партнерства, несовершенство правового регулирования, государство, бизнессообщество, модернизация экономики.Раздел:(04) экономика.
Последние годы функционирования мировой экономики сопровождались ускоренным процессом глобализации. Сейчасмногие правилаперестали быть эффективными и государства столкнулись с необходимостью приспосабливаться к новым условиям. Перед национальным государством в условиях глобализации экономики возникла необходимость разработки и проведения политики, учитывающейстратегические интересы страныи направленной на модернизацию экономики, повышение конкурентоспособности, снижение издержек производства и обращения, повышение производительности труда, улучшение позиций в инновационной сфере и международном разделении труда. Исходя изконкретно сформулированных целей, политика государства должна быть направлена как на поддержку положительных сторон глобализации, так и на ограничение негативных и нежелательных последствий [1].Как следствие, в условиях глобализацииизменяются функции и задачи государства, связанные с его уходом в отдельных видах экономической деятельности, а также с распространением влияния частного бизнеса на мировую экономику. Наблюдается тенденция активизации взаимоотношений между государством, частным бизнесом, институтами гражданского общества, всвязи с чем необходимым фактором эффективного и конструктивного функционирования рыночной экономики национального государства становится четкое и слаженное взаимодействие бизнеса и государственных институтов, которое можно определитькак своеобразный институциональный союз. Приэтомформы и методы такого взаимодействиямогут варьироваться в зависимости как от особенностей национальной экономики, так и от зрелости рыночных институтов, сформировавшихся внутри государства. При этом государство не освобождается от выполнения своих обязательств и социальных функций, которые были возложены на него. Частный инвестор в подобных процессах является своеобразным Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 2
катализатором, позволяющим ускорить процесс оборачиваемости капитала, увеличения национального дохода и повышения качества жизни населения.Развитие государственночастного партнерствакак формы взаимодействия государства и частного бизнеса, в отличие от классических отношений, формирует собственные механизмы финансирования. Государство заинтересовано в качественной реализации своих обязательств, часто при ограниченности финансовых ресурсов и неэффективности их использования. Особенность частного бизнеса заключается в том, что именно в нем наблюдается высокая, по сравнению с государственным сектором, мобильность капитала, высокая эффективность использования ограниченных ресурсов, а также финансовая заинтересованность в реализации инновационных проектов. Как показала мировая практика, государственночастное партнерство является гибким и эффективным механизмом управления, который позволяет снижать уровень коррупции при использовании бюджетных источников финансирования различных программ и проектов.Термин государственночастное партнерствоявляется точным переводоманглийского термина publicprivatepartnership–«PPP».Данный термин применяется во многих государствах: Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Израиле, Ирландии, Испании, Канаде, США, Финляндии, Франции, Чехии и Южной Корее. Термин обозначает взаимодействие государственного и частного сектора с целью решения общественно значимых задач на всех уровнях, реализуемых в различных формах, обеспечивая для страны конкурентоспособность, а также соблюдение интересов организаций. Одной из главных особенностей государственночастного партнерства является то, что участие партнеров в совместных проектах и акциях осуществляется сугубо на добровольной основе, при этом гарантируется соблюдение прав и интересов каждого участника. Одновременно наблюдается абсолютное отсутствие любого вида давления (например, экономического, административного или иного) в целях принуждения той или иной стороны государственночастного партнерства.Заинтересованность государства в реализации подобных проектов просматривается четко –рост объемов и улучшение качества услуг, которые предоставляются населению, а также инфраструктурным и социально ориентированным видам экономической деятельности. Основныезадачичастного инвестора, как и любой другой организации, –этостабильное извлечение и максимизация прибыли, а также её распределение между участниками (учредителями). Главным аспектом является то, что организации, руководство которых мыслит стратегически, выстраивают для себя приоритеты таким образом, чтобы получить устойчивый доход от проектов в течение долгосрочного периода. Можно предположить, что у всех сторон формируется особая заинтересованность в успешной реализации проекта в целом.Все стороны государственночастного партнерства вносят свой вклад в проект. Например, вслучае частного инвестора таким вкладом являются финансовые ресурсы, опыт, особенности и эффективность управления, оперативность и быстрота в принятии различных решений, направленность на инновации, создание новых организаций, как отечественных, так и с участием в них иностранного капитала, налаживание необходимых и эффективных кооперационных связей с подрядчиками и поставщиками.В результате подобных действийна рынке труда наблюдается тенденция к повышению спроса на кадры с высокой квалификацией, что, в свою очередь, приводит к росту количества хорошо оплачиваемых профессий, соответственно, увеличивается покупательная способность населения, как результат –ускоряется кругооборот финансовых ресурсов на территории национального государства.Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 3
Существующая в настоящий период времени модель государственночастного партнерства выделяется тем, что имеет расширенное число потенциальных участников, объем пополняется за счет различных негосударственных структур –социальных, финансовых, консультационных, образовательных и иных учреждений самого различного профиля, а также различных некоммерческих фондов. Все участники выражают разноплановую область интересов гражданского общества. Проекты государственночастного партнерства могут привлекать для реализации десятки и даже сотни заинтересованных участников.Механизмы государственночастного партнерства многочисленны и предполагают огромное разнообразие вариантов использования частного капитала в целях реализациигосударственных проектов, а также извлечениястабильной прибыли при взаимодействии с государственными структурами.Международный опыт подтверждает, что государственночастное партнерство формирует качественно новый уровень оказания услуг государством при помощи частных организаций. Концепция государственночастногопартнерства в настоящее время позволяет решить множество проблем как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельно взятого региона. Направление денежных средств в определенные сферы, где государство испытывает трудности с финансированием, позволяет реализовывать принципы социальноактивного и социальноответственного бизнеса. Подобные действия приводят к росту благосостояния населения за счет увеличения возможностей доступа к предоставляемым услугам. В Российской Федерации механизм использованиягосударственночастного партнерстванашел применение только в последние годы и сталкивается с определенными ограничениями, связанными непосредственно с несовершенством правового регулирования, негативным инвестиционным климатом, девальвацией рубля, оттоком капитала. В результате введения санкций странами Евросоюза и СШАпострадала экономика России. По мнению экспертов, экономика России вошла в рецессию, начиная уже с первого квартала 2015 г. И данная ситуация обусловлена не только тем, что страна ориентируется на экспорт нефти, цена на которую приближается к историческому минимуму, но иоттоком капитала иностранных и российских инвесторов. Иностранные инвесторы принимают решение о выводе капитала как в результате давления со стороны правительства своих стран, так и исходя из собственных политикоидеологических взглядов, обосновывая принимаемые решения повышением инвестиционного риска.Российские инвесторы, находясь в гуще событий, не ориентируясь на выводы представителей государственных структур и средств массовой информации (излагающих факты с позиций, выгодных для государства),изымают свои инвестиции, мотивируя данный шаг незащищенностью вложений. При этом со стороны частных инвесторов доминирует не столько страх недополучить прибыль, сколькострах полностью потерять свои инвестиции, направленные в государственный сектор. И здесь уже явнаяпричина–несовершенство законодательной базы, регулирующей процесс государственночастного партнерства в России.Складывается довольно парадоксальная ситуация, когда можно найти прямое указание на использование механизма государственночастного партнерства в указах президента Российской Федерации, в постановлениях правительства Российской Федерации, в отдельных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях правительства Российской Федерации или постановлениях администрации субъекта Российской Федерации, прогнозах социальноэкономического Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 4
развития Российской Федерации на краткосрочный исреднесрочный период, при этомотсутствует основополагающий федеральный закон, регулирующий использование данного механизма. После первого чтения федеральногозакона о государственночастном партнерстве прошло уже два года,и окончательный вариант до настоящего времени не представлен. Ссылки на государственночастное партнерство в имеющейся в настоящий момент нормативноправовой базе представляет собой скореетак называемую «игру слов».В отдельных нормативноправовых документах даже приводятся данные об эффективности использования механизма государственночастного партнерства в России за последние годы. Например, в распоряжении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2014–2020 годы”» приводятся данные об использовании механизма государственночастного партнерства за период с 2007 по 2011 г.в части привлечения около 33 миллиардов рублей из внебюджетных источников для софинансирования научноисследовательских и опытноконструкторских разработок [2].В статье179.2Бюджетного кодекса Российской Федерации с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с первого января 2015 г., чётко указано, что средства бюджета из инвестиционного фонда должны направляться на реализацию инвестиционных проектов, которые, в свою очередь, должны осуществляться на принципах государственночастного партнерства [3]. В программном документе «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» также сделана ссылка на государственночастное партнерствокак механизм реализации государственной молодёжной политики в целях вовлечения в реализацию обозначенной политики бизнессообщества, общественные объединения и граждан России [4]. В распоряжении Правительства Российской Федерации «О Концепции Федеральной целевой программыразвития образования на 2011–2015 годы»в разделе характеристики и прогноза развития сложившейся проблемной ситуации в сфере образованиячётко обозначено, что в процесс финансирования дополнительного образования взрослых как важной части непрерывного образования в России необходимо привлекать финансовые ресурсы бизнеса и активно использовать в дополнительном образовании механизмы государственночастного партнерства [5]. Прогноз долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации, предусматривает (при консервативном сценарии) реализацию в рамках государственночастного партнерства крупномасштабных проектов (добыча нефти в ВосточнойСибири, газа –на Арктическом шельфе, строительство необходимых трубопроводов) [6]. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы регионального уровня, в которых сделана попытка установить основы правового регулирования, цели, задачи, принципы, формы и условия участия в государственночастном партнерстве. В частности, установлены такие принципы,как законность, равноправие сторон, обеспечение равных условий доступа хозяйствующих субъектов к участию в государственночастном партнерстве, соблюдение прав и законных интересов сторон, добросовестное и взаимовыгодное сотрудничество сторон партнерства. Однако по содержанию данные законы скорее являются концессионными соглашениями.Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 5
В постановлении правительства г. Москвы «О Городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008–2010гг.» государственночастное партнерство понимается как альянс между государством и бизнесом в целях реализации проектов в широком спектре сфер деятельности и делается ссылкана то, что такой альянс может быть только временнымв связи с тем, что формируется на определенный период с целью реализации чётко обозначенного проекта (международного, локального) и прекращает своесуществование сразу после реализации проекта [7]. В законе г. СанктПетербурга «Об участии СанктПетербурга в государственночастных партнерствах» под государственночастным партнерством понимается взаимовыгодное сотрудничество СанктПетербурга с бизнессообществом в реализации социально значимых проектов, основанное на заключении и исполнении соглашений (включая концессионные) [8]. В проекте федерального закона, регулирующего государственночастное партнерство в Российской Федерации, были сформулированы следующие принципы партнерства: реализация государственной политики развития субъектов Российской Федерации и повышение качества жизни населения; реализация проектов и достижение поставленных задач на взаимовыгодных условиях; ускорение оборачиваемости капитала; рост инвестиционной привлекательности страны и усиление влияния на мировую экономику; активизация инновационных процессов и использование полученных средств для внедрения инноваций во все сферы жизни; развитие инфраструктуры муниципалитетов; увеличение индустриального сектора страны; создание рабочих мест; строительство жилья; развитие транспортных сетей.Федеральный закон позволит чётко разграничить ответственность и обязательства каждой из сторон в договоре, активно привлекать средства частных инвесторов к реализации социально значимых проектов, что, в свою очередь, приведет к снижению нагрузки на бюджеты разных уровней и позволит эффективно использовать финансовые ресурсы. Федеральный закон должен выступать гарантом сохранности капитала частного инвестора, в частности, в проекте закона должна быть предусмотрена возможность страхования инвестиций частного партнера путем передачи объекта в собственность, что позволяетупростить механизм привлечения инвестиций. Его отличиемот действующего в настоящего времени закона о концессионных соглашениях является то, что закон о государственночастном партнерстве должен будет включать в себя специфические особенности, учитывающие различие видов экономической деятельности, которые трудно реализовать в рамках концессионного договора. Понятие государственночастного партнерства является более ёмким и, по сути, уже включает в себя понятие концессионных соглашений, аналогично такому примеру, как понятие договоразайма, в который уже включено понятие договора кредита.Необходимость принятия закона, регулирующего использование механизма государственночастного партнерства, подтверждается и различными прогнозами. Например, по оценкам Всемирного банка, для тогочтобы экономика России достигла уровня экономики европейских стран, необходимо направлять в инфраструктуру около 36 процентов валового внутреннего продукта в течение десяти лет [9].Это значительные финансовые ресурсы, которых в бюджете Российской Федерации нет, особенно в условиях кризиса и расширения санкций в отношении России, следовательно, возникает задача привлечь финансовые ресурсы потенциальных инвесторов. По мнению экспертов, в целях модернизации экономики России и преодоления кризисанеобходимо реализовывать ежегодно минимум тысячу проектов, основанных Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 6
на использовании механизма государственночастного партнерства, сейчас это приблизительно 300 проектов в год [10].Можно сделать вывод о том, что в настоящее время не набирается даже трети необходимых инвестиций в инфраструктуру, привлечение большего объема инвестиций невозможно без стабилизации ситуации, возвратадоверия частных инвесторов и обеспечения защиты инвестиций. Решение подобных проблем невозможно без принятия федерального закона о государственночастном партнерстве.На наш взгляд, федеральным законом необходимо установить, что понимается под государственночастным партнерством; перечислить основные принципы; сформулировать цели такого партнерства, реализуемые задачи, формы и условия реализации, распределение рисков, гарантийные обязательства. Федеральный закон должен стать руководством к действию во всехсубъектах Российской Федерации,и, соответственно, региональные законы должны быть приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Ссылки на источники1.ГрентиковаИ.Г. Методика оценки регионального развития в условиях вступления России в ВТО: монография / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». –Кемерово, 2010. –С.13.2.Распоряжение Правительства РФ от 02.05.2013г. №736р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2014–2020 годы”». 3.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. (редакция от 29.12.2014г.) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2015г.).
4.Распоряжение Правительства РФот 29 ноября 2014г. №2403р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». 5.Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. №163р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы». 6.Министерство экономического развития РФ. Прогноз долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.–URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06.7.Постановление Правительства г.Москвы от 02.09.2008 №781ПП«О Городской целевой комплексной программе созданияинновационной системы в городе Москве на 2008–2010 гг.».8.Закон СанктПетербурга «Об участии СанктПетербурга в государственночастных партнерствах» № 627100 от 25.12.2006г. (в последующих редакциях).9.Новая политика. Инфраструктурный провал.–URL: http://www.novopol.ru/infrastrukturnyiyprovaltext160286.html.10.Российский институт стратегических исследований. Государственночастное партнерство как один из путей модернизации российской инфраструктуры.–URL: http://www.riss.ru/analitika/2916gosudarstvennochastnoepartnjorstvokakodinizputejmodernizatsiirossijskojinfrastruktury#.VLH4ViusXLc.
Inna Grentikova,Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor at the chair of Finance and Credit,Kemerovo State University, Kemerovogrentikova@mail.ruAlexander Nikiforov,Master student, Kemerovo State University, Kemerovomarronargaros@gmail.comQuestions of legal regulation of publicprivate partnership in RussiaAbstract.The paperdiscusses the issues related to the legal regulation of publicprivate partnership in Russia. The authors speaks about the explanation of immediate acceptance of the federal law regulating the use of publicprivate partnership in Russia, as well as addiction of the laws of Russian Federation in accordance with the requirements of federal law in order to modernize the Russian economy and overcoming the crisis.Keywords:mechanism of publicprivate partnership,imperfection of legal regulation, state, business community, economic modernization.Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 7
References1.Grentikova, I. G. (2010). Metodika ocenki regional'nogo razvitija v uslovijah vstuplenija Rossii v VTO: monografija/ GOU VPO “Kemerovskijgosudarstvennyj universitet”, Kemerovo, p. 13 (inRussian).2.Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 02.05.2013 g. № 736r “Ob utverzhdenii Koncepcii federal'noj celevoj programmy “Issledovanija i razrabotki po prioritetnym napravlenijam razvitija nauchnotehnologicheskogo kompleksa Rossii” na 2014–2020 gody” (inRussian). 3.Bjudzhetnyj kodeks RF ot 31.07.1998 g. (redakcija ot 29.12.2014 g.) (s izmenenijami i dopolnenijami, vstupivshimi v silu s 01.01.2015 g.)(in Russian). 4.Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29 nojabrja 2014 g. № 2403r “Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda”(in Russian). 5.Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 07.02.2011 g. № 163r “O Koncepcii Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2011–2015 gody”(in Russian). 6.Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija RF. Prognoz dolgosrochnogo social'nojekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda.Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (in Russian).7.Postanovlenie Pravitel'stva g. Moskvy ot 02.09.2008 № 781PP “O Gorodskoj celevoj kompleksnoj programme sozdanija innovacionnoj sistemy v gorode Moskve na 2008–2010 gg.”(in Russian).8.ZakonSanktPeterburga “Ob uchastii SanktPeterburga v gosudarstvennochastnyh partnerstvah” №627100 ot 25.12.2006 g. (v posledujushhih redakcijah)(in Russian).9.Novaja politika. Infrastrukturnyj proval. Available at: http://www.novopol.ru/infrastrukturnyiyprovaltext160286.html (in Russian).10.Rossijskij institut strategicheskih issledovanij. Gosudarstvennochastnoe partnerstvo kak odin iz putej modernizacii rossijskoj infrastruktury. Available at: http://www.riss.ru/analitika/2916gosudarstvennochastnoepartnjorstvokakodinizputejmodernizatsii rossijskoj infrastruktury#.VLH4ViusXLc (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived13.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review16.10.15ПринятакпубликацииAccepted for publication16.10.15ОпубликованаPublished28.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Грентикова И. Г., Никифоров А. О., 2015
www.ekoncept.ru
ART15382УДК 332.02
Грентикова Инна Геннадьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемеровоgrentikova@mail.ru
Никифоров Александр Олегович,магистрант, направление подготовки «Экономика», направленность «Финансовая экономика», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемеровоmarronargaros@gmail.com
Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием государственночастного партнерства в России. Обоснована необходимость безотлагательного приема федерального закона, регулирующего применение механизма государственночастного партнерства в России, а также приведениязаконов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федерального закона в целях модернизации экономики России и выхода из кризиса.Ключевые слова: механизм государственночастного партнерства, несовершенство правового регулирования, государство, бизнессообщество, модернизация экономики.Раздел:(04) экономика.
Последние годы функционирования мировой экономики сопровождались ускоренным процессом глобализации. Сейчасмногие правилаперестали быть эффективными и государства столкнулись с необходимостью приспосабливаться к новым условиям. Перед национальным государством в условиях глобализации экономики возникла необходимость разработки и проведения политики, учитывающейстратегические интересы страныи направленной на модернизацию экономики, повышение конкурентоспособности, снижение издержек производства и обращения, повышение производительности труда, улучшение позиций в инновационной сфере и международном разделении труда. Исходя изконкретно сформулированных целей, политика государства должна быть направлена как на поддержку положительных сторон глобализации, так и на ограничение негативных и нежелательных последствий [1].Как следствие, в условиях глобализацииизменяются функции и задачи государства, связанные с его уходом в отдельных видах экономической деятельности, а также с распространением влияния частного бизнеса на мировую экономику. Наблюдается тенденция активизации взаимоотношений между государством, частным бизнесом, институтами гражданского общества, всвязи с чем необходимым фактором эффективного и конструктивного функционирования рыночной экономики национального государства становится четкое и слаженное взаимодействие бизнеса и государственных институтов, которое можно определитькак своеобразный институциональный союз. Приэтомформы и методы такого взаимодействиямогут варьироваться в зависимости как от особенностей национальной экономики, так и от зрелости рыночных институтов, сформировавшихся внутри государства. При этом государство не освобождается от выполнения своих обязательств и социальных функций, которые были возложены на него. Частный инвестор в подобных процессах является своеобразным Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 2
катализатором, позволяющим ускорить процесс оборачиваемости капитала, увеличения национального дохода и повышения качества жизни населения.Развитие государственночастного партнерствакак формы взаимодействия государства и частного бизнеса, в отличие от классических отношений, формирует собственные механизмы финансирования. Государство заинтересовано в качественной реализации своих обязательств, часто при ограниченности финансовых ресурсов и неэффективности их использования. Особенность частного бизнеса заключается в том, что именно в нем наблюдается высокая, по сравнению с государственным сектором, мобильность капитала, высокая эффективность использования ограниченных ресурсов, а также финансовая заинтересованность в реализации инновационных проектов. Как показала мировая практика, государственночастное партнерство является гибким и эффективным механизмом управления, который позволяет снижать уровень коррупции при использовании бюджетных источников финансирования различных программ и проектов.Термин государственночастное партнерствоявляется точным переводоманглийского термина publicprivatepartnership–«PPP».Данный термин применяется во многих государствах: Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Израиле, Ирландии, Испании, Канаде, США, Финляндии, Франции, Чехии и Южной Корее. Термин обозначает взаимодействие государственного и частного сектора с целью решения общественно значимых задач на всех уровнях, реализуемых в различных формах, обеспечивая для страны конкурентоспособность, а также соблюдение интересов организаций. Одной из главных особенностей государственночастного партнерства является то, что участие партнеров в совместных проектах и акциях осуществляется сугубо на добровольной основе, при этом гарантируется соблюдение прав и интересов каждого участника. Одновременно наблюдается абсолютное отсутствие любого вида давления (например, экономического, административного или иного) в целях принуждения той или иной стороны государственночастного партнерства.Заинтересованность государства в реализации подобных проектов просматривается четко –рост объемов и улучшение качества услуг, которые предоставляются населению, а также инфраструктурным и социально ориентированным видам экономической деятельности. Основныезадачичастного инвестора, как и любой другой организации, –этостабильное извлечение и максимизация прибыли, а также её распределение между участниками (учредителями). Главным аспектом является то, что организации, руководство которых мыслит стратегически, выстраивают для себя приоритеты таким образом, чтобы получить устойчивый доход от проектов в течение долгосрочного периода. Можно предположить, что у всех сторон формируется особая заинтересованность в успешной реализации проекта в целом.Все стороны государственночастного партнерства вносят свой вклад в проект. Например, вслучае частного инвестора таким вкладом являются финансовые ресурсы, опыт, особенности и эффективность управления, оперативность и быстрота в принятии различных решений, направленность на инновации, создание новых организаций, как отечественных, так и с участием в них иностранного капитала, налаживание необходимых и эффективных кооперационных связей с подрядчиками и поставщиками.В результате подобных действийна рынке труда наблюдается тенденция к повышению спроса на кадры с высокой квалификацией, что, в свою очередь, приводит к росту количества хорошо оплачиваемых профессий, соответственно, увеличивается покупательная способность населения, как результат –ускоряется кругооборот финансовых ресурсов на территории национального государства.Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 3
Существующая в настоящий период времени модель государственночастного партнерства выделяется тем, что имеет расширенное число потенциальных участников, объем пополняется за счет различных негосударственных структур –социальных, финансовых, консультационных, образовательных и иных учреждений самого различного профиля, а также различных некоммерческих фондов. Все участники выражают разноплановую область интересов гражданского общества. Проекты государственночастного партнерства могут привлекать для реализации десятки и даже сотни заинтересованных участников.Механизмы государственночастного партнерства многочисленны и предполагают огромное разнообразие вариантов использования частного капитала в целях реализациигосударственных проектов, а также извлечениястабильной прибыли при взаимодействии с государственными структурами.Международный опыт подтверждает, что государственночастное партнерство формирует качественно новый уровень оказания услуг государством при помощи частных организаций. Концепция государственночастногопартнерства в настоящее время позволяет решить множество проблем как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельно взятого региона. Направление денежных средств в определенные сферы, где государство испытывает трудности с финансированием, позволяет реализовывать принципы социальноактивного и социальноответственного бизнеса. Подобные действия приводят к росту благосостояния населения за счет увеличения возможностей доступа к предоставляемым услугам. В Российской Федерации механизм использованиягосударственночастного партнерстванашел применение только в последние годы и сталкивается с определенными ограничениями, связанными непосредственно с несовершенством правового регулирования, негативным инвестиционным климатом, девальвацией рубля, оттоком капитала. В результате введения санкций странами Евросоюза и СШАпострадала экономика России. По мнению экспертов, экономика России вошла в рецессию, начиная уже с первого квартала 2015 г. И данная ситуация обусловлена не только тем, что страна ориентируется на экспорт нефти, цена на которую приближается к историческому минимуму, но иоттоком капитала иностранных и российских инвесторов. Иностранные инвесторы принимают решение о выводе капитала как в результате давления со стороны правительства своих стран, так и исходя из собственных политикоидеологических взглядов, обосновывая принимаемые решения повышением инвестиционного риска.Российские инвесторы, находясь в гуще событий, не ориентируясь на выводы представителей государственных структур и средств массовой информации (излагающих факты с позиций, выгодных для государства),изымают свои инвестиции, мотивируя данный шаг незащищенностью вложений. При этом со стороны частных инвесторов доминирует не столько страх недополучить прибыль, сколькострах полностью потерять свои инвестиции, направленные в государственный сектор. И здесь уже явнаяпричина–несовершенство законодательной базы, регулирующей процесс государственночастного партнерства в России.Складывается довольно парадоксальная ситуация, когда можно найти прямое указание на использование механизма государственночастного партнерства в указах президента Российской Федерации, в постановлениях правительства Российской Федерации, в отдельных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях правительства Российской Федерации или постановлениях администрации субъекта Российской Федерации, прогнозах социальноэкономического Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 4
развития Российской Федерации на краткосрочный исреднесрочный период, при этомотсутствует основополагающий федеральный закон, регулирующий использование данного механизма. После первого чтения федеральногозакона о государственночастном партнерстве прошло уже два года,и окончательный вариант до настоящего времени не представлен. Ссылки на государственночастное партнерство в имеющейся в настоящий момент нормативноправовой базе представляет собой скореетак называемую «игру слов».В отдельных нормативноправовых документах даже приводятся данные об эффективности использования механизма государственночастного партнерства в России за последние годы. Например, в распоряжении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2014–2020 годы”» приводятся данные об использовании механизма государственночастного партнерства за период с 2007 по 2011 г.в части привлечения около 33 миллиардов рублей из внебюджетных источников для софинансирования научноисследовательских и опытноконструкторских разработок [2].В статье179.2Бюджетного кодекса Российской Федерации с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с первого января 2015 г., чётко указано, что средства бюджета из инвестиционного фонда должны направляться на реализацию инвестиционных проектов, которые, в свою очередь, должны осуществляться на принципах государственночастного партнерства [3]. В программном документе «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» также сделана ссылка на государственночастное партнерствокак механизм реализации государственной молодёжной политики в целях вовлечения в реализацию обозначенной политики бизнессообщества, общественные объединения и граждан России [4]. В распоряжении Правительства Российской Федерации «О Концепции Федеральной целевой программыразвития образования на 2011–2015 годы»в разделе характеристики и прогноза развития сложившейся проблемной ситуации в сфере образованиячётко обозначено, что в процесс финансирования дополнительного образования взрослых как важной части непрерывного образования в России необходимо привлекать финансовые ресурсы бизнеса и активно использовать в дополнительном образовании механизмы государственночастного партнерства [5]. Прогноз долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации, предусматривает (при консервативном сценарии) реализацию в рамках государственночастного партнерства крупномасштабных проектов (добыча нефти в ВосточнойСибири, газа –на Арктическом шельфе, строительство необходимых трубопроводов) [6]. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы регионального уровня, в которых сделана попытка установить основы правового регулирования, цели, задачи, принципы, формы и условия участия в государственночастном партнерстве. В частности, установлены такие принципы,как законность, равноправие сторон, обеспечение равных условий доступа хозяйствующих субъектов к участию в государственночастном партнерстве, соблюдение прав и законных интересов сторон, добросовестное и взаимовыгодное сотрудничество сторон партнерства. Однако по содержанию данные законы скорее являются концессионными соглашениями.Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 5
В постановлении правительства г. Москвы «О Городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008–2010гг.» государственночастное партнерство понимается как альянс между государством и бизнесом в целях реализации проектов в широком спектре сфер деятельности и делается ссылкана то, что такой альянс может быть только временнымв связи с тем, что формируется на определенный период с целью реализации чётко обозначенного проекта (международного, локального) и прекращает своесуществование сразу после реализации проекта [7]. В законе г. СанктПетербурга «Об участии СанктПетербурга в государственночастных партнерствах» под государственночастным партнерством понимается взаимовыгодное сотрудничество СанктПетербурга с бизнессообществом в реализации социально значимых проектов, основанное на заключении и исполнении соглашений (включая концессионные) [8]. В проекте федерального закона, регулирующего государственночастное партнерство в Российской Федерации, были сформулированы следующие принципы партнерства: реализация государственной политики развития субъектов Российской Федерации и повышение качества жизни населения; реализация проектов и достижение поставленных задач на взаимовыгодных условиях; ускорение оборачиваемости капитала; рост инвестиционной привлекательности страны и усиление влияния на мировую экономику; активизация инновационных процессов и использование полученных средств для внедрения инноваций во все сферы жизни; развитие инфраструктуры муниципалитетов; увеличение индустриального сектора страны; создание рабочих мест; строительство жилья; развитие транспортных сетей.Федеральный закон позволит чётко разграничить ответственность и обязательства каждой из сторон в договоре, активно привлекать средства частных инвесторов к реализации социально значимых проектов, что, в свою очередь, приведет к снижению нагрузки на бюджеты разных уровней и позволит эффективно использовать финансовые ресурсы. Федеральный закон должен выступать гарантом сохранности капитала частного инвестора, в частности, в проекте закона должна быть предусмотрена возможность страхования инвестиций частного партнера путем передачи объекта в собственность, что позволяетупростить механизм привлечения инвестиций. Его отличиемот действующего в настоящего времени закона о концессионных соглашениях является то, что закон о государственночастном партнерстве должен будет включать в себя специфические особенности, учитывающие различие видов экономической деятельности, которые трудно реализовать в рамках концессионного договора. Понятие государственночастного партнерства является более ёмким и, по сути, уже включает в себя понятие концессионных соглашений, аналогично такому примеру, как понятие договоразайма, в который уже включено понятие договора кредита.Необходимость принятия закона, регулирующего использование механизма государственночастного партнерства, подтверждается и различными прогнозами. Например, по оценкам Всемирного банка, для тогочтобы экономика России достигла уровня экономики европейских стран, необходимо направлять в инфраструктуру около 36 процентов валового внутреннего продукта в течение десяти лет [9].Это значительные финансовые ресурсы, которых в бюджете Российской Федерации нет, особенно в условиях кризиса и расширения санкций в отношении России, следовательно, возникает задача привлечь финансовые ресурсы потенциальных инвесторов. По мнению экспертов, в целях модернизации экономики России и преодоления кризисанеобходимо реализовывать ежегодно минимум тысячу проектов, основанных Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 6
на использовании механизма государственночастного партнерства, сейчас это приблизительно 300 проектов в год [10].Можно сделать вывод о том, что в настоящее время не набирается даже трети необходимых инвестиций в инфраструктуру, привлечение большего объема инвестиций невозможно без стабилизации ситуации, возвратадоверия частных инвесторов и обеспечения защиты инвестиций. Решение подобных проблем невозможно без принятия федерального закона о государственночастном партнерстве.На наш взгляд, федеральным законом необходимо установить, что понимается под государственночастным партнерством; перечислить основные принципы; сформулировать цели такого партнерства, реализуемые задачи, формы и условия реализации, распределение рисков, гарантийные обязательства. Федеральный закон должен стать руководством к действию во всехсубъектах Российской Федерации,и, соответственно, региональные законы должны быть приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Ссылки на источники1.ГрентиковаИ.Г. Методика оценки регионального развития в условиях вступления России в ВТО: монография / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». –Кемерово, 2010. –С.13.2.Распоряжение Правительства РФ от 02.05.2013г. №736р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2014–2020 годы”». 3.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. (редакция от 29.12.2014г.) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2015г.).
4.Распоряжение Правительства РФот 29 ноября 2014г. №2403р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». 5.Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. №163р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы». 6.Министерство экономического развития РФ. Прогноз долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.–URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06.7.Постановление Правительства г.Москвы от 02.09.2008 №781ПП«О Городской целевой комплексной программе созданияинновационной системы в городе Москве на 2008–2010 гг.».8.Закон СанктПетербурга «Об участии СанктПетербурга в государственночастных партнерствах» № 627100 от 25.12.2006г. (в последующих редакциях).9.Новая политика. Инфраструктурный провал.–URL: http://www.novopol.ru/infrastrukturnyiyprovaltext160286.html.10.Российский институт стратегических исследований. Государственночастное партнерство как один из путей модернизации российской инфраструктуры.–URL: http://www.riss.ru/analitika/2916gosudarstvennochastnoepartnjorstvokakodinizputejmodernizatsiirossijskojinfrastruktury#.VLH4ViusXLc.
Inna Grentikova,Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor at the chair of Finance and Credit,Kemerovo State University, Kemerovogrentikova@mail.ruAlexander Nikiforov,Master student, Kemerovo State University, Kemerovomarronargaros@gmail.comQuestions of legal regulation of publicprivate partnership in RussiaAbstract.The paperdiscusses the issues related to the legal regulation of publicprivate partnership in Russia. The authors speaks about the explanation of immediate acceptance of the federal law regulating the use of publicprivate partnership in Russia, as well as addiction of the laws of Russian Federation in accordance with the requirements of federal law in order to modernize the Russian economy and overcoming the crisis.Keywords:mechanism of publicprivate partnership,imperfection of legal regulation, state, business community, economic modernization.Грентикова И. Г., Никифоров А. О. Правовое регулирование использования механизмов государственночастного партнерства в России// Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15382. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15382.htm.–ISSN 2304120X. 7
References1.Grentikova, I. G. (2010). Metodika ocenki regional'nogo razvitija v uslovijah vstuplenija Rossii v VTO: monografija/ GOU VPO “Kemerovskijgosudarstvennyj universitet”, Kemerovo, p. 13 (inRussian).2.Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 02.05.2013 g. № 736r “Ob utverzhdenii Koncepcii federal'noj celevoj programmy “Issledovanija i razrabotki po prioritetnym napravlenijam razvitija nauchnotehnologicheskogo kompleksa Rossii” na 2014–2020 gody” (inRussian). 3.Bjudzhetnyj kodeks RF ot 31.07.1998 g. (redakcija ot 29.12.2014 g.) (s izmenenijami i dopolnenijami, vstupivshimi v silu s 01.01.2015 g.)(in Russian). 4.Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29 nojabrja 2014 g. № 2403r “Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda”(in Russian). 5.Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 07.02.2011 g. № 163r “O Koncepcii Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2011–2015 gody”(in Russian). 6.Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija RF. Prognoz dolgosrochnogo social'nojekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda.Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (in Russian).7.Postanovlenie Pravitel'stva g. Moskvy ot 02.09.2008 № 781PP “O Gorodskoj celevoj kompleksnoj programme sozdanija innovacionnoj sistemy v gorode Moskve na 2008–2010 gg.”(in Russian).8.ZakonSanktPeterburga “Ob uchastii SanktPeterburga v gosudarstvennochastnyh partnerstvah” №627100 ot 25.12.2006 g. (v posledujushhih redakcijah)(in Russian).9.Novaja politika. Infrastrukturnyj proval. Available at: http://www.novopol.ru/infrastrukturnyiyprovaltext160286.html (in Russian).10.Rossijskij institut strategicheskih issledovanij. Gosudarstvennochastnoe partnerstvo kak odin iz putej modernizacii rossijskoj infrastruktury. Available at: http://www.riss.ru/analitika/2916gosudarstvennochastnoepartnjorstvokakodinizputejmodernizatsii rossijskoj infrastruktury#.VLH4ViusXLc (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived13.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review16.10.15ПринятакпубликацииAccepted for publication16.10.15ОпубликованаPublished28.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Грентикова И. Г., Никифоров А. О., 2015
www.ekoncept.ru