Меритократия в кадровой политике России: исторические уроки
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Симашенков
П.
Д. Меритократия в кадровой политике России: исторические уроки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 11 (ноябрь). – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15384.htm.
Аннотация. В статье анализируются принципы меритократии применительно к системе подготовки чиновников. Делается вывод о необходимости пересмотра этических критериев доступа к государственной службе.
Текст статьи
Симашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 1
ART15384УДК 94(47)
Симашенков Павел Дмитриевич,
кандидат исторических наук, доцент кафедры ГМУ и правового обеспечения государственной службы ЧОУ ВО ©Международный институт рынкаª,г. Самараpavel.simashenckov@yandex.ru
Меритократия в кадровой политике России: исторические уроки
Аннотация.В статье анализируются принципы меритократии применительно к системе подготовки чиновников. Делается вывод о необходимости пересмотра этических критериев доступа к государственной службе.Ключевые слова:государственная служба, меритократия, служебная этика.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Этоне народ? Это хуже народа, этолучшие люди города!Г. Горин. Убить дракона
Проводимые в последнюю пятилетку реформы отечественного государственного и муниципальногоуправленияосуществляются под лозунгом ©Достойныхво власть!ª. Подобная риторика заставляет нас вспомнить об изрядно ©подгулявшемªв 90е гг.духемеритократизма [1] и оценить современный потенциал меритократических основ профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих. Действительно, начиная с приснопамятного переименования милиции в полицию, переаттестации, конкурсы и экзамены стали актуальным трендом в сфере формирования чиновничьих кадров [2]. Абсолютизация конкурентных начал во всех сферах управления позволяет даже высчитывать рейтинги эффективности чиновников, словно те самостоятельные игроки на рынке оказания государственных услуг населению. Неудивительно, что превратное понимание менеджмента и нездоровая конкуренция за место в рейтинге и прочие медийные преимущества [3]сформировали торгашеское отношение чиновников к выполняемым обязанностям (которые у менеджеров принято называть функциями). Рост коррупции в сфере государственного и муниципального управленияобострил и антиправительственную риторику: оппозиционеры тоже требуют ©достойныхво власть!ªКазалось бы, в этом парадоксальном совпадениизалог взаимодействия общества и государства, предпосылка гражданского согласия. Между темверховная власть РФ и т.н. ©оппозиционерыªпоразному недовольны служилым сословием, и здесь кроется глубинное противоречие: если власть должна принадлежать достойным, чего должны быть достойны власть предержащие?По мнению верховной власти,в первую очередьдостойны тех ©общественных формª(по выражению П.Лаврова), которые уже созданы и потому незыблемы, ибостабильность. С позиции ©оппозицииª, необходимо вырвать государственное кормило у недостойных, но вот кто его достоин©болотныеªкритиканы не уточняют [4]. Таким образом, современный меритократический дискурс в России определяетсяглавным образомубогим протестным популизмом по сути, основанным на фрустрации одиозных представителей ©креативного классаªи отлученных во время оно от госбюджета реформаторов ельцинского разлива.Рассмотрим концептуальные основы меритократической утопиидаже на базовом уровне обнаруживается коллизия между формами реализации меритократии [5, 6]. С одной стороны,предпочтение в административных назначениях пестуемым влаСимашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 2
стью ©талантамª, с другойкультивирование одаренных чиновничьих особей. В первом случае это своего рода оправдание самого факта существования неприкосновенной элиты, во второмлиберальное позерство на тему ©равных возможностейªи доступности образования. Обозначенная дилемма проявляется и в социальных последствиях меритократизма: с одной стороны,формирование некоей ГМУаристократии и значительное сокращение вертикальной мобильности для ©остального населенияª; с другойчрезвычайно размытые критерии достоинств и достойности [7]. Так что же есть меритократия: власть достойных или достоинство властвующих?Как правило, меритократический фантом пробуждается в условиях острого кризиса легитимности власти. Так и сейчас в России: шумные показательные антикоррупционные процессы и обилие в СМИ информации о злоупотреблениях чинуш не могут не породить желания отстранить от власти тех, кто ее порочит [8, 9]. В 2010г.министр внутренних дел Р.Нургалиев объяснял сложность полицейской реформы тем, что ему негде набрать ©инопланетянª, которые не воруют и чтут законы. Дескать, реалии Отечества вынуждают служащих морально опускаться до уголовщины. По нашему мнению, с такой точкой зрения невозможно согласиться. Безусловно, кадровые чистки и (особенно)обновление кадров суть долгая кропотливая работа. И в связи с этим особое значение придается теории и практике подготовки управленцев в сфере государственного и муниципального управления.В самом примитивном меритократическом понимании управленец уже достоин власти [10,11]. Чтобы сидеть на троне, достаточно иметь зад, как говаривал Людовик XIV. Ему же принадлежит мудрая фраза о том, что,давая комуто новую должность, король рождает одного неблагодарного и 99 недовольных. Следовательно, первая проблемаотбор ©достойныхª.Историческая практика выработала всего пару таких механизмов. Первыйвыборный, понимаемый (в зависимости от исторического контекста) как поединок, конкурс, экзамен, тестирование (заметим: векторв сторону опошления идеи до формального сопоставления вопросов и ответов в тестах). Второйпреемственный и даже наследственный (который тоже можно низвести до формальной рокировки в высоких креслах). Нам представляется, что русской этакратической политкультуре гораздо ближе последний вариант. По большому счету нет ничего ужасного в том, что склонность к служению Отечеству теоретически может передаваться по наследству. И коль скоро сейчас прием будущих чиновников на факультеты государственного и муниципального управленияидет по результатам ЕГЭ, то, возможно, более перспективным станет приоритетное зачисление на бюджетные места детей государственных и муниципальных служащих. Поясним: в подобной практике не будет коррупционной составляющей, если зачисление вне конкурса подкрепляется предъявлением к ©потомственным служащимªисключительно высоких нравственных требований. В рамках нелепойадминистративновсезапретительной борьбы с коррупцией весьма легко с водой выплеснуть, как говорится, и ребенка,т.е. ликвидировать трудовые династии. Вполне очевидно, что дети медиков с младых ногтей несколько больше знают о людских страданиях, чем прочие дети. Отпрыски военных воспитываются в традициях патриотизма и стойкости, так чем хуже потомки гражданских чиновников, которые (по идее) просто обязаны воспитываться патриотами? Мы убеждены, что и для поборников запретов в такой модели формирования кадров госслужбы найдется поле деятельности. Например, параллельно запретить детям государственных и муниципальных служащих обучаться в зарубежных вузах. Названная мера не только сделает родителейчиновников патриотичнее, но и заставит заботиться о повышении качества и престижа отечественного образования.Симашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 3
Важно подчеркнуть: затянувшиеся на долгое тридцатилетие поиски парадигмы государственного развития фрустрировали россиян, лишив страну идеологии и вектора развития. А посему главной задачей образования мы считаем возрождение исконно русских традиций преобладания в образовательном процессе воспитания над информированием,возвращение уваженияк Учителю, а не тьютору и модератору. Там, где за основу берутся нравственные координаты, повысить уровень профессионализма не составит труда.Проанализируем действующий компетентностный подход к обучению чиновников. Невозможно прописать отдельной компетенцией ©способен любить Родинуªили ©возможность работать на благо Отчизныªэто абсурд [12]. Получается, что существующий ремесленнотехнократический подход к подготовке чиновников реализуется в выпуске безликих запчастей государственной машины, где каждый знает свой функционал, но не видит своего предназначения, а потомуне чтит общей цели. Сей конструктор для государственного менеджмента удобен разве что для списания ответственноститак и происходит, по старинной схеме ©жалует царь, да не жалует псарьª. Но ©псариªвоистину лишены жалости, когда вместо гуманизма им внедряют одни лишь ©компетенцииª. Это даже не узкий профессионализм, это профанация идеи профессионализма. Критерии оценки достоинств кандидатов на госслужбуеще один спорный момент меритократического дискурса. Там, где всеобщие выборы низведены до массовки в заранее отработанном сценарии, говорить о преимуществах избрания лучшихсмешно, ибо в списках уже фигурируют ©лучшие из худшихª[13, 14]. Отбор на основании формальных документов (дипломов, сертификатов), как мы отметили, профанирует саму идею ©хождения во властьªнаиболее достойных уважения, поскольку те, как правило, не рассматривают погоню за сертификатами в числе жизненных приоритетов. Подобная практика уже наводнила государственную службу полуграмотными фигурантами из бывших активистов, чья цельусердный сбор сертификатов как единственного доказательства их жизни на Земле.В условиях, где демократические и даже псевдодемократические процедуры безнадежно опошлены, остается авторитарно назначать достойных из числа доверенных. Например, во времена ©полицейской реформыª(20102011гг.) личное поручительство действующего сотрудника ОВД за неофита рассматривалось даже как антикоррупционная мера. Разумеется, коррупциогенный потенциал этого метода очевиден: вместо ©команды управленцевª, скорее всего, возникнет клиентела [15]. И все же нам представляется, что потенциал подготовки чиновников из числа лиц, заслуживающих доверия, до конца не опошлен, а главноене исчерпан, в первую очередьблагодаря наличию нормативно закрепленных механизмов, облегчающих отбор ©из числасвоихª. Ключевойпроцедура увольнения в связи с утратой доверия (ст.59.2 ФЗ79), с помощью которой власть закрепляет свое право очищаться от тех, кто доверия не заслуживает [16]. Осталось лишь решить вопрос: чье доверие нужно заслужить? Если служить конкретному начальнику (при формальном понимании, согласно буквезакона)это клиентистская модель коррупции; если служить Отечеству (коему равно призван служить и начальниксогласно духузакона)Россия еще может пережить расцвет чиновной культуры. Разрешение дилеммы ©служить или прислуживаться?ªи есть суть конфликта интересов, в то время как его зачастую подменяют обсессионнокомпульсивным раздвоением между должностными обязанностями и личной заинтересованностью. При этом выгоду от службы, по общему правилу, госслужащему сулят ©искусителиªиз числа ©граждан и организацийª, но отнюдь не должностные лица, в то время как любой набор команды управленцев начинается Симашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 4
с их мотивирования. Выходит, главный ©искусительªздесьначальник, а вовсе не гражданепросители или субъекты бизнеса. По нашему мнению, помимо технического совершенствования ст.19 ФЗ79, на уровне антикоррупционной профилактики стоит всерьез задуматься о смещении акцентов в самой диагностике и квалификации конфликта интересов. Ликвидация зависимости от начальствапервый шаг на пути к тому, чтобы сформировать власть, достойную своего предназначения.Итак, меритократия имеет массу недостатков. Основной из них: набор чиновных достоинств может диктовать мода. К примеру, печальный опыт перестройки и ©шоковых терапийªпребывание у власти младореформаторов из числа теоретиков. Затем пришла мода на сертификаты MBA и ©эффективных менеджеровª, побочные эффекты политики которых отнюдь не оздоровили ситуацию в России. Сейчас велик спрос на решительных (но ничего не решающих) государственников из числа младопатриотов.При всей отрадности возрождения (пусть и в самых лубочных формах) державного патриотизманельзя не отметить тенденцию к проникновению во власть амбициозноагрессивной молодежи. Многие представители ©молодых, да раннихªне обогащены интеллектом и знанием родной истории, а потому мыслят и глаголют на грани экстремизма, что для представителя власти категорически недопустимо. Требуется самым жестким образом зачищать властные органы от юных популистов и урапатриотов [17]. В равной степени опасны массовые молодежные движения, ставящие целью сфабриковать многотысячные орды лидеров, топменеджеров и успешных чиновников. Нельзя подменять вечные ценности набором эффектных приемчиков, как, к примеру, вназвании селигерской смены ©Технология добраª. Неразумно выстраивать рейтинги государственных и муниципальных служащих, оценивая их эффективность по рыночным показателям. Все нами указанное, если оно продолжится, приведет в конечном счете к окончательномуформированию новой ©меритократической номенклатурыª, выстроенной в зависимости от доступа к телу вышестоящего барина.Приспособленчество как способ существования сейчас активно растиражирован и распропагандирован средствами массовой информации [18]: ©адаптация к рынкуª, ©ответ на вызовы времениª. Посыл подобных эвфемизмов и симулякров столь же непритязателен, как и сами лозунгиза все надо платить, цель оправдывает средства. Такой, почти спенсеровский, перенос законов эволюции на механизмы человеческих интеракций отлично объясняет ключевой механизм коррупции, где размножение административных сущностей (бюрократизация)главная стратегия самосохранения чиновничестваи, как следствиеглубинная причина формирования коррупционных метастазов. А ее материальная базаресурсы, предоставляемые паразитирующему чиновничеству, новое полюдьесвоеобразная дань за выполнение т.н. ©государственных услугª[19]. Выходит, нет ничего более естественного и экологичного, чем коррупция. Вместе с тем давно известно, что коррупция в конечном счете приводит к нравственному разложению общества, но прежде всего парализует власть в выполнении только ей присущих задач, первейшая из которыхрегулирование социальных отношений.Любопытно: модель меритократичноэтичного российского чиновника предполагает амбивалентный синтез взаимоисключающих качеств, и прежде всегополитлояльности и гражданской активности, ибо ©моральный, гражданский и профессиональный долг государственного служащегоруководствоваться государственными интересамиª[20]. И в то же время ©государственный служащий обязан действовать в общенациональных интересахª, поскольку ©государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо... как общественный деятель... как наемный работник...ª.Таким образом, российский эталон представителя власти являет собой Симашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 5
непорочносияющий лик единого в трех ипостасях чиновника, исповедующего триединый догмат лояльности, политической нейтральности и толерантности.В коррупционном контексте справедливо вспомнить советскую практику борьбы со злоупотреблениями, основанную на единственном принципенетерпимости (т.е. интолерантности) ко всяким отклонениям от общечеловеческих ценностей (провозглашенный как ©советский образ жизниª). Подчеркнем: и тогда существовал этический катехизис (Моральный кодекс строителя коммунизма), однако он имелформальнонормативныйхарактер, выполняя, по сути, функцию, близкую религиозноэтической. И ведь масштабы коррупции в СССР были несравненно меньшесовременных.Нам представляется, что меритократическое обеспечение государственной службы принципиально недопустимо выстраивать на рациональных, технологическихи тем болеерыночных постулатах. Полукриминальные понятия т.н. ©свободного рынкаªабсолютно неприменимы для оценки деятельности представителя власти. В противном случае мы должны согласиться с тем, что возможны государственные услуги и чиновники подороже и подешевле. Отсюданедалеко до классической афромодели коррупции, в корне которойторговля всем и всегда, рационализацииподкупа как наиболее простого и эффективного средства целедостижения. Необходимо осознать: истинной ценностью в системе подготовки кадров для госслужбы должна стать нравственная чистота власти. Не политиканское юродство, а этическая безукоризненность и человечность. Последнее условие особенно трудно соблюсти тем, кто разделяет добро на высокотехнологичное, низкотехнологичное и нанодобро (в зависимости от чиновного функционала). Безусловно, каждая должность на службе имеет свой предел полномочий, но это не значит, будто,реализуя полномочия, нельзя подходить к делу творчески. В отличие от убогого креатива, творчество основано на избыточности усилий в отношении решаемой задачи (еще лучшесверхзадачи). Политическая культура россиян веками формировалась в координатах этакратии, а это значит, что представитель власти воспринимается если не как вождь (вождь должен быть один!), то,несомненно,как носитель взвешенного экспертного мнения. Вот почему в современной напряженной ситуации столь опасны незрелые полуобразованцыполитиканы. Онирезерв экстремизма [21, 22]. Таким образом, мы предлагаем несколько изменить иерархию качеств и ценностей, что позволит кандидатам на чиновничьи кресла быть достойными не их помпадуровначальников, а допущенными к выполнению миссии служения Отечеству. Сознание этой миссии должно питать и культивировать в них конструктивнокритическое мышление: по меткому замечанию П.Лаврова, критическая мысль стремится революцию предупредить, а не вызвать. Место внешних (разумеется, более простых, дешевых и внешне эффектных) регуляторов служебного поведения (страх наказания) должны занять регуляторы внутренние, нравственные (стыд). Истинный профессионал не будет себя уважать, когда не сделал все возможное (а поройи невозможное) для решения проблемы. В этомзалог творческого отношения к работе. Чем больше будет служащих, в присутствии которых остальным стыдно творить произволи заниматься популизмом, тем быстрее оздоровится кадровая ситуация на государственной и муниципальнойслужбе.
Ссылки на источники1.Симашенков П. Д. Двуполярный мир: борьба добра и зла или согласие на меньшее из зол?// Внешнеполитические интересы России: история и современность: сборник материалов IIВсерос. науч. конф., посвящ.70летию Победы в Великой Отечественной войне (19411945 гг.) /Самарская гуманитарная академия, кафедра теории и истории государства и права; Самарский государственный университет, исторический факультет; отв. ред. А. Н. Сквозников. Самара, 2015. С. 131136.Симашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 6
2.Симашенков П. Д. О преемственности в политической истории России // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. №1. С. 2731.3.Симашенков П. Д. Правовой институт необходимой обороны: историкоправовые тенденции и пути совершенствования // Вестник Международного института рынка. 2015. №1(1). С. 196204.4.SimashenkovP.D. ThecontinuityofnegationasavectorofRussianpoliticalhistory// EuropaischeFachhochschule. 2014. №7. С. 3133.5.Желнина Е.В. Методологические принципы социальноуправленческого моделирования в сфере инновационной активности// Балтийский гуманитарный журнал. 2015. №2(11). С. 138142.6.Желнина Е.В. Наука и образование как факторы социальноуправленческого моделирования современных промышленных предприятий //Концепт. 2015. №7. С. 6165.7.Симашенков П. Д. Государственное регулирование системы патриотического воспитания офицеров русской армии (кон.XIXXXвв.).М.; Берлин, 2015.8.Симашенков П. Д. Государственное регулирование вопросов вероисповедания в историческом ракурсе // Концепт. 2015. №2. С. 146150.9.Симашенков П. Д. Защита чувств верующих в России: историкоправовой аспект.// Актуальные тренды регионального и местного развития:сб. ст.по материалам I (IX) Междунар. науч.практ.конф. / под ред.Г.А. Хмелевой. Самара, 2014. С. 150156.10.Симашенков П. Инволюция критериев административной морали // Государственная служба. 2015. № 2. С. 6770.11.Симашенков П. Д. Кадровая инноватика и исторический кризис менеджеризма // Концепт. 2015.№3. С. 9195.12.Симашенков П. Д. Марксистская концепция отмирания государства и будущее российского чиновничества // Гуманитарные научные исследования. 2015. №3(43). С.2932.13.Симашенков П. Д. Биполярный мир в геополитическом и историческом ракурсах// Гуманитарные научные исследования. 2015. №41(44). С. 3740.
14.Симашенков П. Д. Двуполярный мир: борьба добра и зла или согласие на меньшее из зол?15.Симашенков П. Д. Необходимая оборона как конфликт интересов: исторический опыт и новые подходы к квалификации // Концепт. 2015. №6. С. 146150.16.Симашенков П. Д. Конфликт интересов: история, теория и практика правоприменения// Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики: сб. ст.Межрегион.науч.практ.конф.(9 октября 2014 г., г. Самара). Самара, 2014. С. 290298.17.Симашенков П. Д. Политриторика в публичном праве России: терминологический аспект// Концепт. 2015. №1. С. 101105.18.Симашенков П. Д. Марксистская концепция отмирания государства и будущее российского чиновничества.19.Симашенков П. Д. Деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитанию офицерства российской армии: автореф.дис.…канд.ист.наук/Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2003.20.Симашенков П. Д. Инновационный курс в русле традиций государственного управления в России // Концепт. 2015. №5. С. 171175.21.Симашенков П. Д. Необходимая оборона как конфликт интересов: исторический опыт и новые подходы к квалификации.22.Симашенков П. Д. Правовой институт необходимой обороны: историкоправовые тенденции и пути совершенствования.
Pavel Simashenkov,Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the chairof State and Municipal Management and Law Provision of Public Service,International Market Institute,Samarapavel.simashenckov@yandex.ruMeritocracy in the personnel policy of Russia: the lessons of historyAbstract.The paperanalyzes the principles of meritocracy in relation to the training of officials. The author concludesabout the need to review the ethical criteria for access to public service.Key words:public service, meritocracy, professional ethics.References1.Simashenkov, P. D. (2015). “Dvupoljarnyj mir: bor'ba dobra i zla ili soglasie na men'shee iz zol?”, inSkvoznikov, A. N. (ed.) Vneshnepoliticheskie interesy Rossii: istorija i sovremennost': sbornik materialov II VseСимашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 7
ros. nauch. konf., posvjashh. 70letiju Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne (19411945 gg.),Samarskaja gumanitarnaja akademija, kafedra teorii i istorii gosudarstva i prava; Samarskij gosudarstvennyj universitet, istoricheskij fakul'tet,Samara, pp. 131136(in Russian).2.Simashenkov, P. D. (2015). “O preemstvennosti v politicheskoj istorii Rossii”,Kul'tura i obrazovanie: ot teorii k praktike,t. 1,№ 1,pp.2731(in Russian).3.Simashenkov, P. D. (2015). “Pravovoj institut neobhodimoj oborony: istorikopravovye tendencii i puti sovershenstvovanija”,Vestnik Mezhdunarodnogo instituta rynka,№ 1(1),pp.196204(in Russian).4.Simashenkov, P. D. (2014). “The continuity of negation as a vector of Russian political history”,Europaische Fachhochschule,№ 7,pp.3133(in English).5.Zhelnina,E. V. (2015). “Metodologicheskie principy social'noupravlencheskogo modelirovanija v sfere innovacionnoj aktivnosti”,Baltijskij gumanitarnyj zhurnal,№ 2(11),pp.138142(in Russian).6.Zhelnina, E. V. (2015). “Nauka i obrazovanie kak faktory social'noupravlencheskogo modelirovanija sovremennyh promyshlennyh predprijatij”,Koncept,№ 7,pp.6165(in Russian).7.Simashenkov, P. D. (2015). Gosudarstvennoe regulirovanie sistemy patrioticheskogo vospitanija oficerov russkoj armii (kon. XIXXXvv.),Moscow, Berlin(in Russian).8.Simashenkov, P. D. (2015). “Gosudarstvennoe regulirovanie voprosov veroispovedanija v istoricheskom rakurse”,Koncept,№ 2,pp.146150(in Russian).9.Simashenkov, P. D. (2014). “Zashhita chuvstv verujushhih v Rossii: istorikopravovoj aspekt.”,in Hmeleva,G. A. (ed.) Aktual'nye trendy regional'nogo i mestnogo razvitija: sb. st. po materialam I(IX) Mezhdunar. nauch.prakt. konf., Samara, pp.150156(in Russian).10.Simashenkov,P. (2015). “Involjucija kriteriev administrativnoj morali”,Gosudarstvennaja sluzhba,№ 2,pp.6770(in Russian).11.Simashenkov, P. D. (2015). “Kadrovaja innovatika i istoricheskij krizis menedzherizma”,Koncept,№ 3,pp.9195(in Russian).12.Simashenkov, P. D. (2015). “Marksistskaja koncepcija otmiranija gosudarstva i budushhee rossijskogo chinovnichestva”,Gumanitarnye nauchnye issledovanija,№ 3(43),pp.2932(in Russian).13.Simashenkov, P. D. (2015). “Bipoljarnyj mir v geopoliticheskom i istoricheskom rakursah”,Gumanitarnye nauchnye issledovanija,№ 41(44),pp.3740(in Russian).
14.Simashenkov, P. D. (2015). Dvupoljarnyj mir: bor'ba dobra i zla ili soglasie na men'shee iz zol?15.Simashenkov, P. D. (2015). “Neobhodimaja oborona kak konflikt interesov: istoricheskij opyt i novye podhody k kvalifikacii”,Koncept,№ 6,pp.146150(in Russian).16.Simashenkov, P. D. (2014). “Konflikt interesov: istorija, teorija i praktika pravoprimenenija”,in Razvitie instituta rezerva upravlencheskih kadrov v sub#ektah Rossijskoj Federacii kak vyzov vremeni i jeffektivnyj instrument sovershenstvovanija gosudarstvennoj kadrovoj politiki: sb. st. Mezhregion. nauch.prakt. konf. (9 oktjabrja 2014 g., g. Samara),Samara, pp.290298(in Russian).17.Simashenkov, P. D. (2015). “Politritorika v publichnom prave Rossii: terminologicheskij aspect”,Koncept,№ 1,pp.101105(in Russian).18.Simashenkov, P. D. (2015). Marksistskaja koncepcija otmiranija gosudarstva i budushhee rossijskogo chinovnichestva.19.Simashenkov, P. D. (2003). Dejatel'nost' vlastnyh struktur i organov voennogo upravlenija po patrioticheskomu vospitaniju oficerstva rossijskoj armii: avtoref. dis. … kand. ist. nauk,Samarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet,Samara.
20.Simashenkov, P. D. (2015). “Innovacionnyj kurs v rusle tradicij gosudarstvennogo upravlenija v Rossii”,Koncept,№ 5,pp.171175(in Russian).21.Simashenkov, P. D. (2015). Neobhodimaja oborona kak konflikt interesov: istoricheskij opyt i novye podhody k kvalifikacii.22.Simashenkov, P. D. (2015). Pravovoj institut neobhodimoj oborony: istorikopravovye tendencii i puti sovershenstvovanija.
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived15.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review17.10.15ПринятакпубликацииAccepted for publication17.10.15ОпубликованаPublished28.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Симашенков П. Д., 2015
www.ekoncept.ru
ART15384УДК 94(47)
Симашенков Павел Дмитриевич,
кандидат исторических наук, доцент кафедры ГМУ и правового обеспечения государственной службы ЧОУ ВО ©Международный институт рынкаª,г. Самараpavel.simashenckov@yandex.ru
Меритократия в кадровой политике России: исторические уроки
Аннотация.В статье анализируются принципы меритократии применительно к системе подготовки чиновников. Делается вывод о необходимости пересмотра этических критериев доступа к государственной службе.Ключевые слова:государственная служба, меритократия, служебная этика.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Этоне народ? Это хуже народа, этолучшие люди города!Г. Горин. Убить дракона
Проводимые в последнюю пятилетку реформы отечественного государственного и муниципальногоуправленияосуществляются под лозунгом ©Достойныхво власть!ª. Подобная риторика заставляет нас вспомнить об изрядно ©подгулявшемªв 90е гг.духемеритократизма [1] и оценить современный потенциал меритократических основ профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих. Действительно, начиная с приснопамятного переименования милиции в полицию, переаттестации, конкурсы и экзамены стали актуальным трендом в сфере формирования чиновничьих кадров [2]. Абсолютизация конкурентных начал во всех сферах управления позволяет даже высчитывать рейтинги эффективности чиновников, словно те самостоятельные игроки на рынке оказания государственных услуг населению. Неудивительно, что превратное понимание менеджмента и нездоровая конкуренция за место в рейтинге и прочие медийные преимущества [3]сформировали торгашеское отношение чиновников к выполняемым обязанностям (которые у менеджеров принято называть функциями). Рост коррупции в сфере государственного и муниципального управленияобострил и антиправительственную риторику: оппозиционеры тоже требуют ©достойныхво власть!ªКазалось бы, в этом парадоксальном совпадениизалог взаимодействия общества и государства, предпосылка гражданского согласия. Между темверховная власть РФ и т.н. ©оппозиционерыªпоразному недовольны служилым сословием, и здесь кроется глубинное противоречие: если власть должна принадлежать достойным, чего должны быть достойны власть предержащие?По мнению верховной власти,в первую очередьдостойны тех ©общественных формª(по выражению П.Лаврова), которые уже созданы и потому незыблемы, ибостабильность. С позиции ©оппозицииª, необходимо вырвать государственное кормило у недостойных, но вот кто его достоин©болотныеªкритиканы не уточняют [4]. Таким образом, современный меритократический дискурс в России определяетсяглавным образомубогим протестным популизмом по сути, основанным на фрустрации одиозных представителей ©креативного классаªи отлученных во время оно от госбюджета реформаторов ельцинского разлива.Рассмотрим концептуальные основы меритократической утопиидаже на базовом уровне обнаруживается коллизия между формами реализации меритократии [5, 6]. С одной стороны,предпочтение в административных назначениях пестуемым влаСимашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 2
стью ©талантамª, с другойкультивирование одаренных чиновничьих особей. В первом случае это своего рода оправдание самого факта существования неприкосновенной элиты, во второмлиберальное позерство на тему ©равных возможностейªи доступности образования. Обозначенная дилемма проявляется и в социальных последствиях меритократизма: с одной стороны,формирование некоей ГМУаристократии и значительное сокращение вертикальной мобильности для ©остального населенияª; с другойчрезвычайно размытые критерии достоинств и достойности [7]. Так что же есть меритократия: власть достойных или достоинство властвующих?Как правило, меритократический фантом пробуждается в условиях острого кризиса легитимности власти. Так и сейчас в России: шумные показательные антикоррупционные процессы и обилие в СМИ информации о злоупотреблениях чинуш не могут не породить желания отстранить от власти тех, кто ее порочит [8, 9]. В 2010г.министр внутренних дел Р.Нургалиев объяснял сложность полицейской реформы тем, что ему негде набрать ©инопланетянª, которые не воруют и чтут законы. Дескать, реалии Отечества вынуждают служащих морально опускаться до уголовщины. По нашему мнению, с такой точкой зрения невозможно согласиться. Безусловно, кадровые чистки и (особенно)обновление кадров суть долгая кропотливая работа. И в связи с этим особое значение придается теории и практике подготовки управленцев в сфере государственного и муниципального управления.В самом примитивном меритократическом понимании управленец уже достоин власти [10,11]. Чтобы сидеть на троне, достаточно иметь зад, как говаривал Людовик XIV. Ему же принадлежит мудрая фраза о том, что,давая комуто новую должность, король рождает одного неблагодарного и 99 недовольных. Следовательно, первая проблемаотбор ©достойныхª.Историческая практика выработала всего пару таких механизмов. Первыйвыборный, понимаемый (в зависимости от исторического контекста) как поединок, конкурс, экзамен, тестирование (заметим: векторв сторону опошления идеи до формального сопоставления вопросов и ответов в тестах). Второйпреемственный и даже наследственный (который тоже можно низвести до формальной рокировки в высоких креслах). Нам представляется, что русской этакратической политкультуре гораздо ближе последний вариант. По большому счету нет ничего ужасного в том, что склонность к служению Отечеству теоретически может передаваться по наследству. И коль скоро сейчас прием будущих чиновников на факультеты государственного и муниципального управленияидет по результатам ЕГЭ, то, возможно, более перспективным станет приоритетное зачисление на бюджетные места детей государственных и муниципальных служащих. Поясним: в подобной практике не будет коррупционной составляющей, если зачисление вне конкурса подкрепляется предъявлением к ©потомственным служащимªисключительно высоких нравственных требований. В рамках нелепойадминистративновсезапретительной борьбы с коррупцией весьма легко с водой выплеснуть, как говорится, и ребенка,т.е. ликвидировать трудовые династии. Вполне очевидно, что дети медиков с младых ногтей несколько больше знают о людских страданиях, чем прочие дети. Отпрыски военных воспитываются в традициях патриотизма и стойкости, так чем хуже потомки гражданских чиновников, которые (по идее) просто обязаны воспитываться патриотами? Мы убеждены, что и для поборников запретов в такой модели формирования кадров госслужбы найдется поле деятельности. Например, параллельно запретить детям государственных и муниципальных служащих обучаться в зарубежных вузах. Названная мера не только сделает родителейчиновников патриотичнее, но и заставит заботиться о повышении качества и престижа отечественного образования.Симашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 3
Важно подчеркнуть: затянувшиеся на долгое тридцатилетие поиски парадигмы государственного развития фрустрировали россиян, лишив страну идеологии и вектора развития. А посему главной задачей образования мы считаем возрождение исконно русских традиций преобладания в образовательном процессе воспитания над информированием,возвращение уваженияк Учителю, а не тьютору и модератору. Там, где за основу берутся нравственные координаты, повысить уровень профессионализма не составит труда.Проанализируем действующий компетентностный подход к обучению чиновников. Невозможно прописать отдельной компетенцией ©способен любить Родинуªили ©возможность работать на благо Отчизныªэто абсурд [12]. Получается, что существующий ремесленнотехнократический подход к подготовке чиновников реализуется в выпуске безликих запчастей государственной машины, где каждый знает свой функционал, но не видит своего предназначения, а потомуне чтит общей цели. Сей конструктор для государственного менеджмента удобен разве что для списания ответственноститак и происходит, по старинной схеме ©жалует царь, да не жалует псарьª. Но ©псариªвоистину лишены жалости, когда вместо гуманизма им внедряют одни лишь ©компетенцииª. Это даже не узкий профессионализм, это профанация идеи профессионализма. Критерии оценки достоинств кандидатов на госслужбуеще один спорный момент меритократического дискурса. Там, где всеобщие выборы низведены до массовки в заранее отработанном сценарии, говорить о преимуществах избрания лучшихсмешно, ибо в списках уже фигурируют ©лучшие из худшихª[13, 14]. Отбор на основании формальных документов (дипломов, сертификатов), как мы отметили, профанирует саму идею ©хождения во властьªнаиболее достойных уважения, поскольку те, как правило, не рассматривают погоню за сертификатами в числе жизненных приоритетов. Подобная практика уже наводнила государственную службу полуграмотными фигурантами из бывших активистов, чья цельусердный сбор сертификатов как единственного доказательства их жизни на Земле.В условиях, где демократические и даже псевдодемократические процедуры безнадежно опошлены, остается авторитарно назначать достойных из числа доверенных. Например, во времена ©полицейской реформыª(20102011гг.) личное поручительство действующего сотрудника ОВД за неофита рассматривалось даже как антикоррупционная мера. Разумеется, коррупциогенный потенциал этого метода очевиден: вместо ©команды управленцевª, скорее всего, возникнет клиентела [15]. И все же нам представляется, что потенциал подготовки чиновников из числа лиц, заслуживающих доверия, до конца не опошлен, а главноене исчерпан, в первую очередьблагодаря наличию нормативно закрепленных механизмов, облегчающих отбор ©из числасвоихª. Ключевойпроцедура увольнения в связи с утратой доверия (ст.59.2 ФЗ79), с помощью которой власть закрепляет свое право очищаться от тех, кто доверия не заслуживает [16]. Осталось лишь решить вопрос: чье доверие нужно заслужить? Если служить конкретному начальнику (при формальном понимании, согласно буквезакона)это клиентистская модель коррупции; если служить Отечеству (коему равно призван служить и начальниксогласно духузакона)Россия еще может пережить расцвет чиновной культуры. Разрешение дилеммы ©служить или прислуживаться?ªи есть суть конфликта интересов, в то время как его зачастую подменяют обсессионнокомпульсивным раздвоением между должностными обязанностями и личной заинтересованностью. При этом выгоду от службы, по общему правилу, госслужащему сулят ©искусителиªиз числа ©граждан и организацийª, но отнюдь не должностные лица, в то время как любой набор команды управленцев начинается Симашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 4
с их мотивирования. Выходит, главный ©искусительªздесьначальник, а вовсе не гражданепросители или субъекты бизнеса. По нашему мнению, помимо технического совершенствования ст.19 ФЗ79, на уровне антикоррупционной профилактики стоит всерьез задуматься о смещении акцентов в самой диагностике и квалификации конфликта интересов. Ликвидация зависимости от начальствапервый шаг на пути к тому, чтобы сформировать власть, достойную своего предназначения.Итак, меритократия имеет массу недостатков. Основной из них: набор чиновных достоинств может диктовать мода. К примеру, печальный опыт перестройки и ©шоковых терапийªпребывание у власти младореформаторов из числа теоретиков. Затем пришла мода на сертификаты MBA и ©эффективных менеджеровª, побочные эффекты политики которых отнюдь не оздоровили ситуацию в России. Сейчас велик спрос на решительных (но ничего не решающих) государственников из числа младопатриотов.При всей отрадности возрождения (пусть и в самых лубочных формах) державного патриотизманельзя не отметить тенденцию к проникновению во власть амбициозноагрессивной молодежи. Многие представители ©молодых, да раннихªне обогащены интеллектом и знанием родной истории, а потому мыслят и глаголют на грани экстремизма, что для представителя власти категорически недопустимо. Требуется самым жестким образом зачищать властные органы от юных популистов и урапатриотов [17]. В равной степени опасны массовые молодежные движения, ставящие целью сфабриковать многотысячные орды лидеров, топменеджеров и успешных чиновников. Нельзя подменять вечные ценности набором эффектных приемчиков, как, к примеру, вназвании селигерской смены ©Технология добраª. Неразумно выстраивать рейтинги государственных и муниципальных служащих, оценивая их эффективность по рыночным показателям. Все нами указанное, если оно продолжится, приведет в конечном счете к окончательномуформированию новой ©меритократической номенклатурыª, выстроенной в зависимости от доступа к телу вышестоящего барина.Приспособленчество как способ существования сейчас активно растиражирован и распропагандирован средствами массовой информации [18]: ©адаптация к рынкуª, ©ответ на вызовы времениª. Посыл подобных эвфемизмов и симулякров столь же непритязателен, как и сами лозунгиза все надо платить, цель оправдывает средства. Такой, почти спенсеровский, перенос законов эволюции на механизмы человеческих интеракций отлично объясняет ключевой механизм коррупции, где размножение административных сущностей (бюрократизация)главная стратегия самосохранения чиновничестваи, как следствиеглубинная причина формирования коррупционных метастазов. А ее материальная базаресурсы, предоставляемые паразитирующему чиновничеству, новое полюдьесвоеобразная дань за выполнение т.н. ©государственных услугª[19]. Выходит, нет ничего более естественного и экологичного, чем коррупция. Вместе с тем давно известно, что коррупция в конечном счете приводит к нравственному разложению общества, но прежде всего парализует власть в выполнении только ей присущих задач, первейшая из которыхрегулирование социальных отношений.Любопытно: модель меритократичноэтичного российского чиновника предполагает амбивалентный синтез взаимоисключающих качеств, и прежде всегополитлояльности и гражданской активности, ибо ©моральный, гражданский и профессиональный долг государственного служащегоруководствоваться государственными интересамиª[20]. И в то же время ©государственный служащий обязан действовать в общенациональных интересахª, поскольку ©государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо... как общественный деятель... как наемный работник...ª.Таким образом, российский эталон представителя власти являет собой Симашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 5
непорочносияющий лик единого в трех ипостасях чиновника, исповедующего триединый догмат лояльности, политической нейтральности и толерантности.В коррупционном контексте справедливо вспомнить советскую практику борьбы со злоупотреблениями, основанную на единственном принципенетерпимости (т.е. интолерантности) ко всяким отклонениям от общечеловеческих ценностей (провозглашенный как ©советский образ жизниª). Подчеркнем: и тогда существовал этический катехизис (Моральный кодекс строителя коммунизма), однако он имелформальнонормативныйхарактер, выполняя, по сути, функцию, близкую религиозноэтической. И ведь масштабы коррупции в СССР были несравненно меньшесовременных.Нам представляется, что меритократическое обеспечение государственной службы принципиально недопустимо выстраивать на рациональных, технологическихи тем болеерыночных постулатах. Полукриминальные понятия т.н. ©свободного рынкаªабсолютно неприменимы для оценки деятельности представителя власти. В противном случае мы должны согласиться с тем, что возможны государственные услуги и чиновники подороже и подешевле. Отсюданедалеко до классической афромодели коррупции, в корне которойторговля всем и всегда, рационализацииподкупа как наиболее простого и эффективного средства целедостижения. Необходимо осознать: истинной ценностью в системе подготовки кадров для госслужбы должна стать нравственная чистота власти. Не политиканское юродство, а этическая безукоризненность и человечность. Последнее условие особенно трудно соблюсти тем, кто разделяет добро на высокотехнологичное, низкотехнологичное и нанодобро (в зависимости от чиновного функционала). Безусловно, каждая должность на службе имеет свой предел полномочий, но это не значит, будто,реализуя полномочия, нельзя подходить к делу творчески. В отличие от убогого креатива, творчество основано на избыточности усилий в отношении решаемой задачи (еще лучшесверхзадачи). Политическая культура россиян веками формировалась в координатах этакратии, а это значит, что представитель власти воспринимается если не как вождь (вождь должен быть один!), то,несомненно,как носитель взвешенного экспертного мнения. Вот почему в современной напряженной ситуации столь опасны незрелые полуобразованцыполитиканы. Онирезерв экстремизма [21, 22]. Таким образом, мы предлагаем несколько изменить иерархию качеств и ценностей, что позволит кандидатам на чиновничьи кресла быть достойными не их помпадуровначальников, а допущенными к выполнению миссии служения Отечеству. Сознание этой миссии должно питать и культивировать в них конструктивнокритическое мышление: по меткому замечанию П.Лаврова, критическая мысль стремится революцию предупредить, а не вызвать. Место внешних (разумеется, более простых, дешевых и внешне эффектных) регуляторов служебного поведения (страх наказания) должны занять регуляторы внутренние, нравственные (стыд). Истинный профессионал не будет себя уважать, когда не сделал все возможное (а поройи невозможное) для решения проблемы. В этомзалог творческого отношения к работе. Чем больше будет служащих, в присутствии которых остальным стыдно творить произволи заниматься популизмом, тем быстрее оздоровится кадровая ситуация на государственной и муниципальнойслужбе.
Ссылки на источники1.Симашенков П. Д. Двуполярный мир: борьба добра и зла или согласие на меньшее из зол?// Внешнеполитические интересы России: история и современность: сборник материалов IIВсерос. науч. конф., посвящ.70летию Победы в Великой Отечественной войне (19411945 гг.) /Самарская гуманитарная академия, кафедра теории и истории государства и права; Самарский государственный университет, исторический факультет; отв. ред. А. Н. Сквозников. Самара, 2015. С. 131136.Симашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 6
2.Симашенков П. Д. О преемственности в политической истории России // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. №1. С. 2731.3.Симашенков П. Д. Правовой институт необходимой обороны: историкоправовые тенденции и пути совершенствования // Вестник Международного института рынка. 2015. №1(1). С. 196204.4.SimashenkovP.D. ThecontinuityofnegationasavectorofRussianpoliticalhistory// EuropaischeFachhochschule. 2014. №7. С. 3133.5.Желнина Е.В. Методологические принципы социальноуправленческого моделирования в сфере инновационной активности// Балтийский гуманитарный журнал. 2015. №2(11). С. 138142.6.Желнина Е.В. Наука и образование как факторы социальноуправленческого моделирования современных промышленных предприятий //Концепт. 2015. №7. С. 6165.7.Симашенков П. Д. Государственное регулирование системы патриотического воспитания офицеров русской армии (кон.XIXXXвв.).М.; Берлин, 2015.8.Симашенков П. Д. Государственное регулирование вопросов вероисповедания в историческом ракурсе // Концепт. 2015. №2. С. 146150.9.Симашенков П. Д. Защита чувств верующих в России: историкоправовой аспект.// Актуальные тренды регионального и местного развития:сб. ст.по материалам I (IX) Междунар. науч.практ.конф. / под ред.Г.А. Хмелевой. Самара, 2014. С. 150156.10.Симашенков П. Инволюция критериев административной морали // Государственная служба. 2015. № 2. С. 6770.11.Симашенков П. Д. Кадровая инноватика и исторический кризис менеджеризма // Концепт. 2015.№3. С. 9195.12.Симашенков П. Д. Марксистская концепция отмирания государства и будущее российского чиновничества // Гуманитарные научные исследования. 2015. №3(43). С.2932.13.Симашенков П. Д. Биполярный мир в геополитическом и историческом ракурсах// Гуманитарные научные исследования. 2015. №41(44). С. 3740.
14.Симашенков П. Д. Двуполярный мир: борьба добра и зла или согласие на меньшее из зол?15.Симашенков П. Д. Необходимая оборона как конфликт интересов: исторический опыт и новые подходы к квалификации // Концепт. 2015. №6. С. 146150.16.Симашенков П. Д. Конфликт интересов: история, теория и практика правоприменения// Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики: сб. ст.Межрегион.науч.практ.конф.(9 октября 2014 г., г. Самара). Самара, 2014. С. 290298.17.Симашенков П. Д. Политриторика в публичном праве России: терминологический аспект// Концепт. 2015. №1. С. 101105.18.Симашенков П. Д. Марксистская концепция отмирания государства и будущее российского чиновничества.19.Симашенков П. Д. Деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитанию офицерства российской армии: автореф.дис.…канд.ист.наук/Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2003.20.Симашенков П. Д. Инновационный курс в русле традиций государственного управления в России // Концепт. 2015. №5. С. 171175.21.Симашенков П. Д. Необходимая оборона как конфликт интересов: исторический опыт и новые подходы к квалификации.22.Симашенков П. Д. Правовой институт необходимой обороны: историкоправовые тенденции и пути совершенствования.
Pavel Simashenkov,Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the chairof State and Municipal Management and Law Provision of Public Service,International Market Institute,Samarapavel.simashenckov@yandex.ruMeritocracy in the personnel policy of Russia: the lessons of historyAbstract.The paperanalyzes the principles of meritocracy in relation to the training of officials. The author concludesabout the need to review the ethical criteria for access to public service.Key words:public service, meritocracy, professional ethics.References1.Simashenkov, P. D. (2015). “Dvupoljarnyj mir: bor'ba dobra i zla ili soglasie na men'shee iz zol?”, inSkvoznikov, A. N. (ed.) Vneshnepoliticheskie interesy Rossii: istorija i sovremennost': sbornik materialov II VseСимашенков П. Д.Меритократия в кадровой политике России: историче0ские уроки // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15384. –0,6п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15384.htm.–ISSN 2304120X. 7
ros. nauch. konf., posvjashh. 70letiju Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne (19411945 gg.),Samarskaja gumanitarnaja akademija, kafedra teorii i istorii gosudarstva i prava; Samarskij gosudarstvennyj universitet, istoricheskij fakul'tet,Samara, pp. 131136(in Russian).2.Simashenkov, P. D. (2015). “O preemstvennosti v politicheskoj istorii Rossii”,Kul'tura i obrazovanie: ot teorii k praktike,t. 1,№ 1,pp.2731(in Russian).3.Simashenkov, P. D. (2015). “Pravovoj institut neobhodimoj oborony: istorikopravovye tendencii i puti sovershenstvovanija”,Vestnik Mezhdunarodnogo instituta rynka,№ 1(1),pp.196204(in Russian).4.Simashenkov, P. D. (2014). “The continuity of negation as a vector of Russian political history”,Europaische Fachhochschule,№ 7,pp.3133(in English).5.Zhelnina,E. V. (2015). “Metodologicheskie principy social'noupravlencheskogo modelirovanija v sfere innovacionnoj aktivnosti”,Baltijskij gumanitarnyj zhurnal,№ 2(11),pp.138142(in Russian).6.Zhelnina, E. V. (2015). “Nauka i obrazovanie kak faktory social'noupravlencheskogo modelirovanija sovremennyh promyshlennyh predprijatij”,Koncept,№ 7,pp.6165(in Russian).7.Simashenkov, P. D. (2015). Gosudarstvennoe regulirovanie sistemy patrioticheskogo vospitanija oficerov russkoj armii (kon. XIXXXvv.),Moscow, Berlin(in Russian).8.Simashenkov, P. D. (2015). “Gosudarstvennoe regulirovanie voprosov veroispovedanija v istoricheskom rakurse”,Koncept,№ 2,pp.146150(in Russian).9.Simashenkov, P. D. (2014). “Zashhita chuvstv verujushhih v Rossii: istorikopravovoj aspekt.”,in Hmeleva,G. A. (ed.) Aktual'nye trendy regional'nogo i mestnogo razvitija: sb. st. po materialam I(IX) Mezhdunar. nauch.prakt. konf., Samara, pp.150156(in Russian).10.Simashenkov,P. (2015). “Involjucija kriteriev administrativnoj morali”,Gosudarstvennaja sluzhba,№ 2,pp.6770(in Russian).11.Simashenkov, P. D. (2015). “Kadrovaja innovatika i istoricheskij krizis menedzherizma”,Koncept,№ 3,pp.9195(in Russian).12.Simashenkov, P. D. (2015). “Marksistskaja koncepcija otmiranija gosudarstva i budushhee rossijskogo chinovnichestva”,Gumanitarnye nauchnye issledovanija,№ 3(43),pp.2932(in Russian).13.Simashenkov, P. D. (2015). “Bipoljarnyj mir v geopoliticheskom i istoricheskom rakursah”,Gumanitarnye nauchnye issledovanija,№ 41(44),pp.3740(in Russian).
14.Simashenkov, P. D. (2015). Dvupoljarnyj mir: bor'ba dobra i zla ili soglasie na men'shee iz zol?15.Simashenkov, P. D. (2015). “Neobhodimaja oborona kak konflikt interesov: istoricheskij opyt i novye podhody k kvalifikacii”,Koncept,№ 6,pp.146150(in Russian).16.Simashenkov, P. D. (2014). “Konflikt interesov: istorija, teorija i praktika pravoprimenenija”,in Razvitie instituta rezerva upravlencheskih kadrov v sub#ektah Rossijskoj Federacii kak vyzov vremeni i jeffektivnyj instrument sovershenstvovanija gosudarstvennoj kadrovoj politiki: sb. st. Mezhregion. nauch.prakt. konf. (9 oktjabrja 2014 g., g. Samara),Samara, pp.290298(in Russian).17.Simashenkov, P. D. (2015). “Politritorika v publichnom prave Rossii: terminologicheskij aspect”,Koncept,№ 1,pp.101105(in Russian).18.Simashenkov, P. D. (2015). Marksistskaja koncepcija otmiranija gosudarstva i budushhee rossijskogo chinovnichestva.19.Simashenkov, P. D. (2003). Dejatel'nost' vlastnyh struktur i organov voennogo upravlenija po patrioticheskomu vospitaniju oficerstva rossijskoj armii: avtoref. dis. … kand. ist. nauk,Samarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet,Samara.
20.Simashenkov, P. D. (2015). “Innovacionnyj kurs v rusle tradicij gosudarstvennogo upravlenija v Rossii”,Koncept,№ 5,pp.171175(in Russian).21.Simashenkov, P. D. (2015). Neobhodimaja oborona kak konflikt interesov: istoricheskij opyt i novye podhody k kvalifikacii.22.Simashenkov, P. D. (2015). Pravovoj institut neobhodimoj oborony: istorikopravovye tendencii i puti sovershenstvovanija.
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived15.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review17.10.15ПринятакпубликацииAccepted for publication17.10.15ОпубликованаPublished28.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Симашенков П. Д., 2015
www.ekoncept.ru