Повышение мотивации к урокам физической культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Осипов А. Н. Повышение мотивации к урокам физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 11 (ноябрь). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15390.htm.
Аннотация. В статье рассматривается комплекс приемов методов повышения мотивации к урокам физической культуры учащихся старших классов. Доказана целесообразность применения всех видов мотивации (внутренняя и внешняя и мотивация перспективы, а также минимизация факторов, понижающих уровень мотивации). Разработаны методы и приемы повышения активного интереса к урокам физкультуры для каждого вида мотивации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Осипов А. Н.Повышение мотивации к урокам физической культуры// Кон0цепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15390. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15390.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15390УДК 37.037

Осипов Алексей Николаевич,

учитель физической культуры МБУ «Школа № 16», г. Тольяттиqwerty7772@yandex.ru

Повышение мотивации к урокам физической культуры

Аннотация. В статье рассматривается комплекс приемов методов повышения мотивации к урокам физической культуры учащихся старших классов. Доказана целесообразностьприменения всех видов мотивации (внутренняя и внешняя имотивация перспективы, а также минимизация факторов,понижающих уровень мотивации). Разработаны методы и приемы повышения активного интереса к урокам физкультуры для каждого вида мотивации.Ключевые слова:физическая культура, мотивация, побуждающие мотивы, личностный интерес, расширение программного материала,теоретические уроки физической культуры.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Научноисследовательский институт гигиены и охраны здоровья отмечает снижение количества здоровых детей на 10–12%. Рост числа функциональных нарушений учащихся увеличился в полторараза, хронических заболеваний–в два раза. В четыре раза увеличились доля заболеваний опорнодвигательного аппарата и количество учащихся, имеющих несколько диагнозов (20% старшеклассников имеют пять и более хронических заболеваний). Количество учащихся с различными видами заболеваний увеличивается пропорционально годам обучения в образовательных организациях. Это обусловлено ежегодным увеличением учебной нагрузки и времени, требуемогодля выполнения домашнего задания.Основной причиной увеличенияколичества детей с заболеваниями связано с малой двигательной активностью в течение дня. Проблему гиподинамии возможно решить с помощью уроков физической культуры. Поэтому перед учителями физической культуры стоит первостепенная задача по привлечению учащихся к двигательной активности на уроках [1]. Каждый педагог сталкивается с проблемой по повышению у учащихся мотивации к своему предмету. Применение различных приемов,способствующих повышению мотивации обучающихся, основанных только лишь на внешних мотивах (использование игровых моментов, активныхформ обучения, интересной информации, замена реальной отметки действий учащихся потенциальной), неэффективно, так как эти приемыне связаны непосредственно с предметом. Привлечение учащихся к занятиям физической культурой является одной из основных социальнопедагогических проблем. Решение этой задачи должнорассматриваться с двух позиций–личностно значимойи общественно необходимой. Е.П. Ильин в своих трудах говорит о том, что физкультурноспортивная деятельность еще не стала для учащихся потребностью, не превратилась в личностный интерес, а значит, не появилась мотивация к занятиям физической культурой [2].Большинство современных учащихся не желают заниматься физической культурой. По результатам нашего анкетирования можно сделать вывод, что на начальной ступени уроки физкультуры с удовольствием посещают 100% учащихся, на средней ступени уроки физкультуры нравятся 82% учащихся, не нравятся уроки и частично Осипов А. Н.Повышение мотивации к урокам физической культуры// Кон0цепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15390. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15390.htm.–ISSN 2304120X. 2

пропускают уроки 35% мальчиков и 65% девочек. На старшей ступени обучения количество учащихся, которые не хотят ходить на уроки физической культуры,возросло до 46%, из них 68% составляют девушки и 32%–юноши.Мотивация к познавательной деятельности является основной в учебной деятельности, она актуализируется приличной значимости для школьников содержания предмета. Уроки физической культуры будут иметь значимость, связь ее с возможностями самореализации в будущей семейной и профессиональной жизни неоспорима. Этому способствует осознание положительноговлияниязанятий физкультурой на здоровье человека [3]. Активный интерес к занятиям физической культурой формируется в результате сочетания внутренней мотивации, внешней мотивации, мотивации,связанной с перспективой,и минимизированияфакторов,понижающихуровень мотивации. Внутренняя мотивацияпорождается предметной деятельностью и связана с конкретным содержанием учебной дисциплины. Для формирования положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями важно учитывать индивидуальные особенности и личностный интерес учащихся. Внутренний мотив возникает при соответствии внешних мотивов целями возможностямличности [4].Мотивация, связанная с перспективой,рождается при получении результата от занятий физической культурой (улучшение фигуры, увеличение рельефа мышц, уменьшение количества простудных заболеваний в результате повышения иммунитета и т.д.). Важно,чтобы учащиеся регулярно видели различные положительные результаты от уроков физкультуры.Внешняя мотивация не связана именно с уроком физкультуры, она обусловлена внешними обстоятельствами по отношению к учащимся. Такие мотивы зависят от отношенияучащихся к учебному процессу в целом.Факторы, понижающие уровень мотивации к урокам физической культуры, заключаются в спецификеурока. Переодевание перед одноклассниками, постоянное физическое соперничество на уроке, возможность примененияфизических действий при игровых ситуациях, боязнь выглядеть нелепо при выполнении упражнений ит.д.–все это негативно сказывается на уровне мотивации к урокам. Изучив теоретические основы мотивации, мы пришли к выводу, что для успешного поддержания активного интереса к урокам физической культурынужно применять все виды мотивов в комплексе. Определили комплекс приемов и методов, способствующих повышению уровня мотивации учащихся к урокам физической культуры.Методы, повышающиевнутреннюю мотивацию учащихся к урокам физической культуры:1)введение в учебный процесс теоретического урока физической культуры в количестве 34 часов в год. Тематическое планированиетеоретических уроков физической культуры для учащихся второй ступени было составлено на основе учебного пособия для учителей физической культуры «Основы физической культуры старшеклассника», авторы Н.В.Барышева, В.М.Минияров, М.Г. Неклюдова. Планирование для 10–11хклассов составлено на основе учебника «Физическая культура», автор А.Т. Паршиков. Теоретические уроки направлены на увеличение компетентности учащихся в области физкультуры и спорта (умение составлять упражнения на различные группы мышц икорректировку различных частей тела, умение теоретически обосновать и практически выполнить сложнокоординированные упражнения, знать результат и последствиявыполнения комплексов упражнений и т.д.);2)расширение программного материала, изучаемого на практических уроках физкультуры, чтопозволяет учитывать интересы учащихся в изучаемых видах спорта. Осипов А. Н.Повышение мотивации к урокам физической культуры// Кон0цепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15390. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15390.htm.–ISSN 2304120X. 3

Для этого был проведен опрос всех учащихся по выявлению программного материала, который имеет интерес для них. Опрос выявил, что лапту выбрали 79% учащихся, занятия в тренажерном зале нравятся 81%, гандбол предпочитают 73%, футбол –61% школьников. Рабочая программа по физической культуре, которая состояла из пяти видов спорта (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, лыжная подготовка, гимнастика и основы акробатики), включилаеще четыре вида (русская лапта, атлетическая гимнастика, гандбол, футбол).Таблица 1

Годовое планирование практических уроков физической культуры

Программный видЧСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМайЛегкая атлетикаб2412





12Лаптав66





Волейболб10

10





Баскетболб10



10



Атлетическая гимнастикав10



10



Лыжная подготовкаб12



12



Гимнастикаб12



12

Гандболв12



12



Футболв6





6

Особенностью такой программы является чередование в недельном цикле уроков из базовой части и вариативной, на изучение базового вида спорта отводится два часа в неделю, а на вариативный блок –один час. Таким образом, если ученику не совсем нравится изучать конкретный вид программы, то в недельном цикле есть урок, который имеет личностный интерес для него;3)в содержание каждого урока физической культуры включены упражнения, имеющие личностный интерес для обучающихся,учитывающиепредпочтение учащихся в физических упражнениях. Опросивучащихся, определили, что для девушек важны упражнения, которые эффективно корректируют фигуру, для юношей актуальны упражнения для развития силы. В заключительной части урока выделено время (4–6 мин.)для общефизической подготовки. Задание на этом этапе урока составляется по индивидуальной траектории, учащиеся выбирают комплексы упражнений, которые способствуют удовлетворению их потребности;4)применение теоретических знаний на практике, чтоспособствует осознанию учащимися значимости физической культуры для повседневной жизни. Комплексы упражнений для общефизической подготовки первоначально составляются учителями, далее при изучении теории физической культуры упражнения в комплексах меняются учениками, разрабатываются новые комплексы упражнений. Таким образомполученные теоретические знания обучаемые применяли в жизненных ситуациях, что также способствует повышению мотивации к занятиям физической культурой.Осипов А. Н.Повышение мотивации к урокам физической культуры// Кон0цепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15390. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15390.htm.–ISSN 2304120X. 4

Минимизация факторов,понижающих мотивацию к урокам физической культуры,позволяет создать благоприятную атмосферу до, после и вовремя урока. Нами выделены факторы, способствующие понижению мотивации к урокам: 1.Переодевание в спортивную форму в раздевалке. Стеснительный учащийся чувствует себя неловко во время смены одежды.

2.Необходимость двигаться среди одноклассников.На уроках физкультуры нужно не только на всеобщем обозрении переодеваться, говорить чтото по команде учителя, так ещё и двигаться. В нашем теле множество блоков, которые образовались вследствие зажимов и моральных запретов.3.Насмешки одноклассников.Часто встречаются хихиканье одноклассников над любой «неправильностью»или неловкостью движений. 4.Боязнь не справиться с упражнением.Школьники с низкой физической подготовкой отказываются выполнять упражненияизза боязни не справиться с ним или выглядеть смешно. 5.Возможность сведения счетов на уроках физической культуры.Уроки физической культуры предполагают под собой достаточную свободу взаимодействий учащихся друг с другом во время спортивных игр, соревнований. 6.Проигрыш в спортивной игре. Часто можно слышать обвинение одногоученикав поражении всей команды. Это происходит с учениками, которые имеют слабое физическоеразвитие и допускают ошибки в спортивных играх, изза которых их команда проигрывает. Также существует опасность неудачного исхода спортивного соревнования. Многие учащиеся не умеют проигрывать, а если это случается, то возможны угрозы и давление. 7.Вероятность получения травмы.Получение физической травмы учащимся влечет за собой боязнь выполнения упражнения, которое повлекло несчастный случай.Для исключения таких факторов в урочную и внеурочную деятельность были включены мероприятия по сплочению коллектива и преодолению тревожности. Таблица 2Комплекс мероприятий, способствующихминимизированию факторов,

понижающих мотивацию к урокам физической культуры

МероприятиеПериодичностьОтветственныйОбщая физическая подготовкавыполняется в группах1.Приседания стоя в кругу, руки на плечах.2.Поднимание туловищасидя в одну шеренгу, руки на плечах.3.Ходьба гусиным шагом, в колонне по одному, руки на плечах.4.Выпрыгивания из приседастоя в кругу, руки на плечах.5.Синхронное выполнение упражнений и т.д.

Один раз

в неделюУчителя физкультурыКлассные часы, направленные насплочение классного коллектива1.Победа на соревнованиях любой ценой?2.Отношение к сопернику на соревнованиях.3.Всегда оставаться человеком.4.Игры на сплочение коллектива.5.Взаимовыручка в жизни.6.Умениебыть снисходительным к человеческим слабостям.7.Поведение в конфликтных ситуациях.8.Игры на сплочение коллектива.9.Человек отражается в своих поступкахОдин раз в месяцКлассные руководителиОсипов А. Н.Повышение мотивации к урокам физической культуры// Кон0цепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15390. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15390.htm.–ISSN 2304120X. 5

МероприятиеПериодичностьОтветственныйПсихологические тренингиОдин раз в четвертьПсихологУчастие в соревнованиях всем классом1.Городской легкоатлетический кросс имени Н.Ф.Семизорова.2.Кросс нации –2014.3.Лыжня России –2014.4.Российский азимут –2014.5.Тольяттинский лыжный марафонПо календарю соревнованийУчителя физкультуры, классные руководителиТуристические походы1.Туристический поход «Золотая осень».2.Пеший туристический поход по Самарской лукеДва походаУчителя физкультуры, классные руководители

Приемы, повышающие уровень мотивации: систематически проводить контрольные упражнения после изученияматериала, акцентировать внимание на успехах учащихся;вести дневниксамоконтроля;регулярно акцентировать внимание на успехах, даже незначительных, у слабых учащихся;выполняя различные задания, объяснять, к какому результатудолжно привести правильное выполнение упражнений;выставление оценок не по результатам сданных нормативов, а по личностному росту результата.Приемы повышения внешней мотивации:1.Использование интересной, необычной информации на уроке.2.Использование активных форм обучения.3.Замена реальной отметки учеников несколько завышенной–потенциальной.4.Использование игровых методов.5.Использование ИКТтехнологий.Предложенный комплекс повышения уровня мотивации учащихся к урокам физической культуры апробирован в школах г. ТольяттиСамарской области. В педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся 8–11хклассов, 206 человек(106 девушек и 100 юношей). Диагностическим инструментарием являлись следующие критерии:1.Анкетирование по методике С. Дерябо и В. Ясвина «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни».2.Анкетирование, направленное на выявлениеуровня мотивации к урокам физической культуры.3.Анализ пропусков уроков физической культуры без уважительной причины.4.Анализ средней оценки по предмету «Физическая культура».Эффективность комплекса доказана экспериментально. Следует также отметить изменение отношения учащихся к собственному здоровью, увеличение уровня развития физических качеств обучающихся и участие их в спортивных и оздоровительных соревнованиях различного уровня.

Осипов А. Н.Повышение мотивации к урокам физической культуры// Кон0цепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15390. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15390.htm.–ISSN 2304120X. 6

Ссылки на источники1.Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. –2006.–№ 3. –С. 20–24. 2.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. –СПб.: Питер, 2003. –512 с.3.Ахметжанова Г.В., Осипов А. Н. Повышение уровня мотивации обучаемых к здоровому образу жизни // Вектор науки ТГУ. –Тольятти: Издво ТГУ, 2014.–№ 3(29). –С. 265–268.

4.ИльинА.А., Марченко К. А., Капилевич Л. В., Давлетьярова К. В. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой // Вестник Томского государственногоуниверситета, 2012.–№360.

Alexey Osipov,Physical Cultureteacher, School №16,Togliattiqwerty7772@yandex.ruIncreasing motivation tophysical culture lessons Abstract.Thepaperdiscusses a set of techniques of increasing motivation to physical education lessons for high school students. The expediency of application of all kinds of motivation (internal and external motivation and outlook, as well as minimizing the factors,whichlower the level of motivation). The author develops themethods and techniques for improving active interest in physical education classes for each type of motivation.Key words:physical education, motivation, motivations, personal interest, extension ofprogram material, theoretical lessons of physical culture.References1.Bal'sevich,V. K. (2006). “Koncepcija al'ternativnyh form organizacii fizicheskogo vospitanija detej i molodezhi”, Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, № 3, pp. 20–24(in Russian). 2.Il'in,E. P.(2003).Motivacija i motivy, Piter, St. Petersburg, 512 p.(in Russian).3.Ahmetzhanova,G. V. & Osipov,A. N. (2014). “Povyshenie urovnja motivacii obuchaemyh k zdorovomu obrazu zhizni”, Vektor nauki TGU,Izdvo TGU, Tol'jatti, № 3(29), pp. 265–268(in Russian).

4.Il'in,A. A., Marchenko,K. A., Kapilevich,L. V. & Davlet'jarova,K. V. (2012). “Formy i sposoby motivacii studentov k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj”, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, № 360(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived13.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review16.10.15ПринятакпубликацииAccepted for publication16.10.15ОпубликованаPublished28.11.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Осипов А. Н., 2015

www.ekoncept.ru