Анализ педагогического феномена «преемственность» в организации дошкольного, предшкольного и начального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ковшарь Е. В. Анализ педагогического феномена «преемственность» в организации дошкольного, предшкольного и начального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 11 (ноябрь). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15394.htm.
Аннотация. В статье автор анализирует принцип преемственности, рассматривая его с философских, педагогических позиций; описывает функции преемственности; акцентирует внимание на роли преемственности и непрерывности в организации дошкольного, предшкольного и начального образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ковшарь Е. В.Анализ педагогического феномена «преемственность» в ор0ганизации дошкольного, предшкольного и начального образования // Кон0цепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15394. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15394.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15394УДК 37.013

Ковшарь Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент Криворожского педагогического института ГВУЗ «Криворожский национальный университет»,г. КривойРог, Украинаelenadivakovshar@gmail.com

Анализ педагогического феномена «преемственность» в организации дошкольного, предшкольного и начального образования

Аннотация. В статье автор анализирует принцип преемственности, рассматривая его с философских, педагогических позиций; описывает функции преемственности; акцентирует внимание на роли преемственности и непрерывности в организации дошкольного, предшкольного и начального образования.Ключевые слова: преемственность, непрерывность, функциональный, системный подход, функции преемственности.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Вопрос преемственности между начальным и дошкольным образованием выступает основным условием подготовки детей к школе, важнейшим условием практического обеспечения в содержании, методах и организации учебновоспитательного процесса.Исследования проблемы преемственности между дошкольным и начальнымобразованиемимеютглубокие историкопедагогические корни. Роль преемственности в учебновоспитательном процессе ДОУ и начальной школы раскрывают педагогические исследования (Г.Ананьев, А.Кухта, О.Савченко, А.Симонович, В.Сухомлинский, А.Усова, К.Ушинский, С.Шацкий и др.), согласно которым преемственность трактуется как «опора на пройденное»,дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, в процессе которых полученные знания закрепляются, а новые, включаясь в общую систему знаний, усваиваются сознательно и прочно[1].Цель нашего исследования–проанализировать роль преемственности в организации дошкольной, предшкольной и начальнойступеней образования.Изучая явление преемственности в системе образования,необходимо, прежде всего, определиться с категориальным аппаратом.Проблема модернизациипреемственности в связующей цепочке между дошкольным и начальным образованием –предшкольнымобразованием–имеет комплексный и междисциплинарный характер, находясь на пересечении проблемных сфер педагогики, психологии, философии, социологии, физиологии.Философской наукой (Е.Баллер, В.Гринин, Л.Депенчук, Г.Исаенко, А.Ладыгина и др.) суть понятия «преемственность»рассматривается через призму закона «отрицания отрицаний», согласно которому ни один предыдущий этап в развитии не повторяется полностью, а отражается в существенно измененном, дополненном, усовершенствованном виде на следующих этапах[2]. Иными словами,это логическаяопора на предыдущеес целью его дальнейшего развития и совершенствования. Преемственность считается общим законом развития человеческого общества. Переход старого в новое и составляет преемственностькак необходимое условие развития, выражает единство процесса и взаимосвязь его этапов. Как философская категорияпреемственность определяется специфическойсвязью между различными этапами или ступенями развития. Ковшарь Е. В.Анализ педагогического феномена «преемственность» в ор0ганизации дошкольного, предшкольного и начального образования // Кон0цепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15394. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15394.htm.2ISSN 2304120X. 2

Преемственность в педагогике трактуетсядалеко неоднозначно: и как закон педагогики, и как общепедагогическая закономерность, и какобщедидактический принцип, и как принцип непрерывного образования, и как условие обеспечения эффективности учебновоспитательного процесса[3].Ученые, которые занимались теоретическим изучением и обоснованием основ преемственности в обучении (А.Бушля, Ш.Ганелин, С.Годник, В.Загвязинский, Н.Посталюк, В.Тамарин и др.),определяют преемственность как «общедидактический принцип, который призван обеспечить постепенный спиралевидный этапв развитииучебного познания» [4]. Так, А.Проскура считает ее основой развития и взаимосвязи всех звеньев образования, обеспечивает возможность перехода от одних ее ступеней к другим [5]; по мнению И. Копачова, В.Смаляи других, эффективность воспитательного процесса зависит от преемственности и непрерывности педагогических воздействий; Г.Белецкий, И.Зверев, В.Сухомлинский рассматривали преемственность как важное условие повышения эффективности воспитательной работы; В.Сластенин признает преемственность как «особо важное»условие работы причастных к воспитанию людей[6]. Как видим, преемственность рассматривается учеными как закономерная связь между звеньями образования, различными этапами, ступенями развития, субъектами обучения и воспитания, обеспечивает последовательность, непрерывность и эффективность педагогического процесса.Можноотметить, что в явлении преемственностикак педагогическомфеноменеученые различают две грани: внутреннюю–логикопсихологическую –и внешнюю–педагогическую.Логикопсихологический аспект преемственности отражает логику процесса целостного развития личности, а также ее отдельных подструктур в процессе обучения и воспитания. Указанные вопросы изза их чрезвычайной значимости относятся к актуальным вопросам современной психологии и педагогики [7]. Однако, рассматривая преемственность как основное условие непрерывного и целостного педагогического процесса, мы допускаем, что ее можно рассматривать и как принципнепрерывного образования, принцип плановости и интеграции образовательного процесса. В частности, исследуя преемственность как принцип, Ю.Кустов выделяет ее методологические и регулятивные функции, трактуя преемственность как дидактическую закономерность,идает следующее определение данного термина: «Преемственность–это категория дидактики, отражает закономерности перестройки структуры содержания учебного материала и оптимизации методов обучения, направленных на преодоление противоречий линейнодискретного характера процесса обучения в зависимости от целей обучения, развития и воспитания учащихся» [8].На основеданных характеристик, рассматривая преемственность с точки зрения подготовки детей к школе на основе субъектсубъектного взаимодействия, можно выделитьследующиеее функции:

динамическая функция, т.е.свойство принципа отображать закономерности динамики и диалектики педагогического процесса развития, воспитания и обучения;конструктивная функция, объединяет три педагогическихизмерения–прошлое, настоящее, будущее –в формировании личности; интегративная функция, которая обеспечивает целостность учебновоспитательного процесса взаимодействия семьи, дошкольного учреждения, школы в подготовке детей к школе и ее результаты;содержательная функция, отображающая личностно ориентированное направление реализации содержания образования на основе взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы;Ковшарь Е. В.Анализ педагогического феномена «преемственность» в ор0ганизации дошкольного, предшкольного и начального образования // Кон0цепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15394. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15394.htm.2ISSN 2304120X. 3

субординарная функция, связанная с характером и содержанием соотношений между компонентами педагогической системы, предусматривает различные варианты построения педагогического взаимодействия, в частности от соподчинения к сотрудничеству и сотворчеству;координирующая–включает содержание взаимодействия детей, семьи, школы и общества в зависимости от образовательных потребностей и возможностей каждого ребенка [9].

Целесообразно рассматривать преемственностькак условие непрерывного образования. Идея непрерывного образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь»к конструкции «образование в течение жизни»возникла как отклик на требования современной цивилизации и характеризуется чрезвычайно высокими темпами социальных и технологических изменений.

«Образование на протяжении всей жизни»признано в мире одной из четырех основных идей развития образовательных систем в XXI в.совместно с идеями гуманизации образования как коренного поворота от когнитивной цели школы–формирование знаний, умений и навыков–к гуманнымцелям развития и становления личности; демократизации образования как перехода от жестко централизованной, однообразной системы обучения и воспитания к дифференцированной системе.По данным Министерства труда США, американец, начинающий сегодня работать, будет менять профессию (не место работы, а именно профессию) три раза в течение жизни. Частныеэксперты советуют молодым людям готовиться к изменениям в своей жизни. Ориентация на обучение в течение всей жизни вызывает необходимость рассматривать непрерывное образование не только и не столько как обучение или переподготовку рабочих, но и как процесс формирования у них способности (потребности испособности) к самообразованию [10].Пример реализации основных идей непрерывного образования демонстрирует Япония, где дошкольное, школьное, высшее образование и образование взрослых объединенов эффективную систему, в рамках которой человек постоянно повышает свой образовательный уровень. Сегодня японский опыт широко используется в США. Идея непрерывного обучения находит в этой стране все большеи больше сторонников как среди политиков и педагогов, так и среди предпринимателей. Много внимания формированию структур, обеспечивающих непрерывное образование, уделяется в Германии. Эта страна приближается к 100%муобеспечению детей дошкольного возраста детскими садами и подготовительными классами. Начальное образование учащиеся приобретают в государственных начальных школах (только 1% учеников учатся в частных начальных школах).9летнее общее образование, которое по законодательству Германии является обязательным, молодежь получает в основных школах,реальных училищах или гимназиях. Дальнейшее образование обеспечивается сетью высших учебных заведений, а также школами повышения квалификации[11].В контексте непрерывного образования преемственность рассматривается как один из ее основополагающих принципов, как «необходимое условие достижения непрерывности, плановости и интеграции образовательного процесса»[12].Преемственность в системе непрерывного образования понимается как взаимосвязь между ее смежными звеньями, обеспечивает возможность целостного развития личности на всех ступенях ее формирования [13].Именно преемственность, интеграция и гуманизацияв учебновоспитательном процессе включают семью, дошкольное учреждение и начальную школу в систему непрерывного образования.Ковшарь Е. В.Анализ педагогического феномена «преемственность» в ор0ганизации дошкольного, предшкольного и начального образования // Кон0цепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15394. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15394.htm.2ISSN 2304120X. 4

В частности, это касается организации предшкольного образования для реализации принципа преемственности в работе детского сада и школы, обеспечения единого уровня подготовки детей к школе, а также совершенствованиясвязей в содержании обучения дошкольников и первоклассников. Создать равные стартовые возможности–значит достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста до начала обучения в школе. Адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенкадошкольника позволит ему быть успешным в школе. Именно поэтому достижение равных возможностей–одна из приоритетных задач развития дошкольного образования. Предшкольное образование–постоянная, открытая педагогическая система в непрерывной системе образования. Она включает интегрированные связи со всеми участниками целостного учебновоспитательного процесса. Это дает возможность постоянно совершенствовать содержание, цели, методы, технологии реализации образовательного воздействия на детей дошкольного возраста и перспективные направления ихразвития.Предшкольное образованиеохватывает воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста в разных ячейках: в семье, дошкольном учреждении, различных центрах развития и воспитания детей, кратковременную подготовку детей к школе в образовательной школе, т.е.все социальные институты, в которых находится ребенок до 6 лет. Таким образом, предшкольное образование –это промежуточное звено между дошкольным и начальным образованием, которое включаетспециальную (усвоение знаний, умений и навыков) и общую (готовность детей к обучению в школе) подготовку со всеми ее компонентами(мотивационным, волевым, интеллектуальным, коммуникативным,физическим), происходящуюна позитивномэмоциональном фоне–взаимотношение педагога и детей с ориентацией на личностнодеятельностный и коммуникативный подходы [14].Организация предшкольного образования–это процесс содействия личностному непрерывному становлению ребенка, в частности физическому, психическому и социальному развитию,в семье, дошкольном учреждении с целью формирования у него социальной компетентности, реализации внутреннего потенциала. Основная цель предшкольного образования –создать равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, а также формирование физической, личностной, интеллектуальной и социальной готовности детей к обучению в школе на основе преемственности. Для продолжения образованияв начальной школе преемственность–это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Она обеспечивает органическое, естественное продолжение развития, воспитания и обучениядошкольноговозраста, создает условия для успешного перехода младшего школьника в основную школу [15].Конкретизация принципа преемственности для данных ступеней образования позволяет сформулировать его следующим образом: образовательный процесс на этапе дошкольного, предшкольного и начального звеньев образования долженобеспечить плавный, естественный переход ребенка спозиции дошкольника напозицию младшего школьника. Поэтому в педагогической литературе преемственность дошкольного учреждения и начальной школы традиционно определяется как двусторонняясвязь, что предполагает, с одной стороны, направленность учебновоспитательной работы в детском саду на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, а с другой–опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, навыки и опыт детей. Преемственность и непрерывность–это Ковшарь Е. В.Анализ педагогического феномена «преемственность» в ор0ганизации дошкольного, предшкольного и начального образования // Кон0цепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15394. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15394.htm.2ISSN 2304120X. 5

сохранение всего ценного, полученного на предыдущих этапах, и совершенствованиеего в будущем[16].В реализации принципа преемственности в современном образовании выделяют два подхода: функциональный и системный [17]. Функциональный подход к обеспечению преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста реализуется на практике двумя путями. Первыйосновывается на тактике форсирования темпов детского развития и состоит в прямом приспособлении социальнопедагогических задач дошкольного образования к требованиям школы. Второйподход предусматривает дальнейшее развитие в школе тех элементарных знаний, умений и навыков, с которыми ребенок приходит в школу. При системном подходе преемственность рассматривается как взаимосвязь между ступенями единой системы «дошкольное образование–школа», благодаря чему обеспечивается целостное развитие личности ребенка. Начальное звено образования должно опираться на достижения дошкольного возраста, укреплять, развивать приобретенное и на этой почве формировать новообразования младшего школьного возраста.Преемственность является обязательным условием сочетаниявсех звеньев системы образования, в частности: семейного воспитания (Iзвено), дошкольного воспитания (IIзвено), предшкольного и школьного воспитания (III звено) и,как следствие–эффективности протекания педагогического процесса[18].Современныйподход к определению преемственности в целях обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста требует внедрения инновационных личностно ориентированных подходов к определению содержания, методов и форм; подходов, которые должны строиться на основе специфических для этого возраста видов деятельности и должны быть направленына развитие потребностей, способностейребенка в различных сферах жизнедеятельности. Все больше ученых склоняется сегодня к мысли о необходимости разработки сквозныхпрограмм обучения и воспитания детей4–10 лет, направленных на проектирование целостной совместной деятельности ребенка и взрослого (речевой, учебнопознавательной, игровой, коммуникативной, двигательной и др.), ориентированнойна зону ближнего развития ребенка с учетом спецификиего деятельности. В содержании программ должны предусматриваться возможности формирования мотивационной сферы психического и социального развития дошкольника и младшего школьника[19]. Поэтому основная задача при реализации преемственности в содержании обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста заключается сегодня в том, чтобы, учитывая результаты диагностики по ведущим линиям развития, определить в учебном плане и учебных программах логику становления ребенка как личности, логику продолжения учебной деятельности дошкольных учреждений и начальной школы. Приэтомнадо иметь в виду, что личность полноценно формируется только тогда, когда преемственность прогнозируется и реализуется по всем направлениям детского развития.Итак, преемственность является обязательным условием обеспечения непрерывности развития, обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, а таким образом, и предшкольного образования. Преемственность в предшкольном образовании придает целостность педагогическому процессу, обеспечивает личностно ориентированный подход в формировании гармоничной личности.

Ссылки на источники1.Савченко А.Дидактика начальной школы. –Киев:Генеза, 1999.–368с.2.Там же.3.Преемственность в учебновоспитательной работе детского сада и школы / сост. З.Н. Борисова.–Киев: Рад.школа, 1985. –142 с.Ковшарь Е. В.Анализ педагогического феномена «преемственность» в ор0ганизации дошкольного, предшкольного и начального образования // Кон0цепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15394. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15394.htm.2ISSN 2304120X. 6

4.Селевко Г.Современные образовательные технологии. –М.:Просвещение, 2008. –С. 75.5.Там же. –С. 79.6.Там же. –С. 102.7.Педагогическая технология: учеб.пособие для студ.пед.специальностей. –Белгород: БГУ,1998.–312c.8.Там же. 9.Богуш А., ВареницяЛ. Дети и социум: особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография. –Луганск: Альмаматер, 2006. –368 с. 10.Там же. –С. 75–77.11.Там же.12.Педагогическая технология. –C. 91.13.Там же. –С.57–58.

14.Богуш А., Варениця Л. Указ. соч. –С. 76.

15.Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! –М.: Просвещение, 1983. –208 с.16.Преемственность в учебновоспитательной роботе детского сада и школы/ сост. З. Н. Борисова.17.Там же.18.Богуш А., Варениця Л. Указ. соч.

19.Там же.



ElenaKovshar,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Krivoy Rog National University, Krivoy Rog, Ukraineelenadivakovshar@gmail.comAnalysis of pedagogicphenomenon “continuity” inorganization of infant, preschool and primaryeducationAbstract.The author analyzes the “continuity”principle, considering it fromphilosophical and pedagogic positions; describes its functions; emphasizes the role of continuity in organizationof infant, preschooland primaryeducation.Keywords: continuity, functional, systemapproach,continuityfunction.References1.Savchenko, A. (1999). Didaktika nachal'noj shkoly,Geneza, Kiev,368 p. (in Russian).2.Ibid.3.Borisova, Z. N. (ed.) (1985). Preemstvennost' v uchebnovospitatel'noj rabote detskogo sada i shkoly,Rad.shkola, Kiev, 142 p.(in Russian).4.Selevko, G. (2008). Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii, Prosveshhenie, Moscow, p. 75 (in Russian).5.Ibid.,p.79.6.Ibid.,p.102.7.(1998).Pedagogicheskaja tehnologija: ucheb. posobie dlja stud. ped. special'nostej,BGU, Belgorod, 312 p. (in Russian).8.Ibid. 9.Bogush, A. &Varenicja,L. (2006). Deti i socium: osobennosti socializacii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: monografija, Al'mamater, Lugansk,368 p.(in Russian).10.Ibid.,pp.75–77.11.Ibid.12.(1998).Pedagogicheskaja tehnologija … p. 91.13.Ibid.,pp.57–58.

14.Bogush, A. &Varenicja,L. (2006). Op. cit., p.76.

15.Amonashvili,Sh. A. (1983) Zdravstvujte, deti!,Prosveshhenie, Moscow,208 p. (in Russian).16.Borisova, Z. N. (ed.) (1985). Op cit.17.Ibid.18.Bogush, A. & Varenicja, L. (2006). Op. cit.

19.Ibid.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived26.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review28.10.15ПринятакпубликацииAccepted for publication28.10.15ОпубликованаPublished01.11.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ковшарь Е. В., 2015

www.ekoncept.ru