Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ордановская
А.
И. Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 11 (ноябрь). – С.
141–145. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15403.htm.
Аннотация. Статья посвящена практической подготовке будущих учителей физики к работе в старшей профильной школе. В статье рассматривается применение технологии конструирования содержания обучения, с помощью которой у студентов формируются необходимые профессиональные знания, умения и качества на практических занятиях по дисциплине «Методика преподавания физики».
Ключевые слова:
профильное обучение, подготовка будущих учителей физики, моделирование учебной среды, технология конструирования содержания обучения
Текст статьи
Ордановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 1
ART15403УДК 378.147:372.853
Ордановская Александра Игоревна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д.Ушинского, г.Одессаaleksordanovskaya@gmail.com
Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе
Аннотация. Статья посвящена практической подготовке будущих учителей физикик работе в старшей профильной школе. В статье рассматривается применение технологии конструирования содержания обучения, с помощью которой у студентов формируются необходимые профессиональные знания, умения и качества на практических занятиях по дисциплине «Методика преподавания физики». Ключевые слова:подготовка будущих учителей физики, моделирование учебной среды, технология конструирования содержания обучения, профильное обучение.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Организация обязательного профильного обучения на третьей ступени общеобразовательной школы стала одной из существенных реформ в украинском образовании. Эта реформа, созданная на психологопедагогических, методических, организационных основах профилирования общеобразовательной школы, воплотила многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых по дифференцированному обучению. Так, различные сторонывнедрения профильного обучения в педагогической теории и практике рассматривались Дж. Бастианом, Н.Бибик, М.Бурдой, П. Лернером, И. Ликарчуком, С. Логачевской, В. Монаховым, В.Орловым, А.Пинским, Л. Покроевой, А. Самодриным, А. Хуторским, Е. Ямбургом и др. Методические аспекты профильного обучения дисциплинам естественноматематического цикла и подготовки будущих учителей профильной школы проанализированыв исследованиях Т.Гордиенко, М.Губановой, Л.Жовтан, Т.Захаровой, М.Пайкуш, М.Пригодий, И. Смирновой, Я. Цехмистер и др.Введение профильного обучения в старшей школе обусловило декларирование ряда требований к профессиональным обязанностям и личностным качествам учителя. Так, учитель профильной школы должен гибко реагировать на уровень знаний и умений школьников, учитывать когнитивные особенности учебной деятельности и интересы учащихся классов различных профилей, приспосабливать содержание и форму учебного материала в соответствии с уровнем и профилем обучения, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории и вариативный компонент профильного обучения и т.д. Итак, современный динамизм изменений в образовательном пространстве требует от учителя быть активным, мобильным, интеллектуальным, креативным. В то же времяисследование состояния подготовки будущих учителейфизикоматематических дисциплин к работе в профильной школе позволило сделать вывод о том, что традиционные «знаниевые» подходы к подготовке будущих учителей, направленные в основном на унификацию и усредненность интеллекта, уже не могут справиться с задачей воспитания мобильных, активных, креативных, интеллектуальных учителей, в которых остро нуждается профильная школа.Ордановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 2
На основе технологоориентированного подхода нами былисозданымодель и программа подготовки будущих учителей физикоматематических дисциплин к работе в профильной школе в процессе изучения дисциплин «Методика преподавания школьного курса физики», «Методика преподавания школьного курса математики», «Методика преподавания школьного курса астрономии», специального курса «Педагогические технологии в обучении физике в профильной школе».Согласно авторской программе дисциплины «Методика преподавания школьного курса физики»,практическая часть подготовки будущих учителей направлена на обучение преподавания физики в старшей школе на разных уровнях и с разным межпредметным содержанием в соответствии с учебным профилем.
Практическая подготовка начинается с выполнения студентами задания по моделированию учебной среды. Целью этого упражнения является формирование у студентов знаний и критического мышления об особенностях организации учебновоспитательного процесса в профильной школе и дифференцированного обучения физике.Моделирование учебной среды заключается в выяснении исходных условий учебновоспитательного процесса по физике в произвольно выбранном учебном заведении (школа, лицей, гимназия, коллегиум) и классе с определенным профилем обучения (математический, биологохимический, экономический, филологический, спортивный, художественноэстетический и т.п.).К исходным условиям относятся: нормативные требованиякорганизации учебновоспитательного процесса, предполагаемый уровень знаний учеников по физике, мотивация и отношение учеников к процессу обучения вообще и изучению физикоматематических дисциплин в частности, психологические особенности учебной среды, отличительные черты когнитивной деятельности школьников данного класса и т.п.
Каждая созданная студентами модель учебной среды проверяется преподавателем и обсуждается с другими студентами во время семинара, для того чтобы скорректировать влияние ложных представлений и предпосылок вследствие недостаточного практического опыта. При обсуждении разработанных моделей учебной среды вместе со студентами выявляются стационарные и изменяющиеся условия, оказывающие наибольшее влияние,или, наоборот, почти незначительные условия. Например, студент должен смоделировать учебную среду –«гимназия с углубленным изучением иностранных языков». Стационарными условиями являются нормативные требования к уровню обучения физике, что для указанного профиля означает обучение по программам для уровня стандарта.Другое условие –сокращенное время, выделенное на изучение физики и математики в гуманитарных классах,–вытекает из предыдущего условия, однакоэто условие не является стационарным, поскольку за счет школьного компонента количество часов на изучение отдельных дисциплин может быть увеличено (например, по желанию родителей учеников). Также можно предусмотреть условия преобладающего среднего или низкого уровня физикоматематических знаний учеников и скорее низкий уровень мотивации к изучению физики, поскольку гуманитарная направленность обучения школьников в указанном учебном заведении происходит в течение долгого срока (и в основной, и в профильной школе).В модели другой учебной среды–«гуманитарный класс общеобразовательной школы» –стационарные условия идентичны. Однакопри изменении модели «обучение в гимназии» на «обучение в общеобразовательной школе» условия «уровень знаний» и «мотивацияучеников к изучению физики и математики» не так предсказуемы, поскольку гуманитарныедисциплиныв обучении стали преобладать в старшей школе и мотивация избрания школьником такого класса, возможно, не связана с профилем обучения. Ордановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 3
Сформулированная каждым студентом модель учебной среды после уточнения основных стационарных и переменных условий, а также влиятельных факторов служит отправной точкой для выполнения следующих практических заданий: по созданию тематического плана, разработке уроков физики разных типов, созданию проектов факультативных и элективных курсов, составлению тестовых заданий, электронноинформационных продуктов учебного назначения (ЭИПУН) и т.д.Таким образом, подготовка студентов–будущих учителей физики осуществляется поитерационнымсхемам (рис. 1).
Рис. 1. Итерационные схемы практической подготовки при изучении дисциплины «Методика преподавания физики»
Как видно из рисунка, в основе вертикальных итераций лежит модель учебной среды, в соответствии с которой студенты выполняют практические задания в рамках содержательного модуля. Горизонтальные итерации (на рисунке представлены пунктирными линиями) предусматривают отработку и усовершенствование умений выполнения однотипных заданий от одного содержательного модуля к другому.При подготовке студентов к решению вышеперечисленных педагогических задач мы опираемся на технологию конструирования содержания обучения (по В.Сластенину и И.Исаеву) [1]. Например, педагогическая задача формулируется следующим образом: разработать фрагмент тематического плана раздела «Основы кинематики» для учащихся 10гокласса экономического профиля лицея. Для указанной учебной среды могут быть выделены следующие исходные условия:1)обучение физике осуществляется по программе уровня стандарта, обучение математике –по программеакадемического уровня(стационарные условия);2)сокращено время на изучение физики: согласно уровню стандарта –2 ч в неделю (переменное условие);3)уровень мотивированности учеников к изучению физики предположительно средний или низкий(влиятельное условие).Конкретизация этих условий позволяет поставить педагогический диагноз, а именновыделить факторы, влияющие на результативность обученияфизике в данной учебной среде, и спрогнозировать развитие ситуации при определенных решениях.Ордановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 4
Так, например, увеличениевремени на изучение математики и экономических дисциплин способствует развитию логического мышления учеников, поэтому можно спрогнозировать достаточный и средний уровень математических знаний школьников, что в целомположительно влияет на обучение физике.Также решение на уроках физических задач и проблем с производственным содержанием, применение аналогий и примеров использования одинаковой терминологии в физике и экономике (например, понятий движение, скорость, ускорение) должны заинтересовать учеников экономического класса, что, возможно, позволит увеличить уровень их мотивированности к изучению физики.Далее при составлении проекта («эскиза») фрагмента тематического планастудент должен проанализировать на соответствие по времени и содержанию учебные программы по физике, математике, экономике, экономической географии, технологий и т.д., спроектировать реализацию межпредметных связей физики с экономическими дисциплинами при изучении раздела «Основы кинематики».Выполнение данного задания может осуществляться студентом по одному из таких вариантов:1)Используется без изменений фрагмент готового тематического плана изучения раздела физики при условии его соответствия выбранной модели учебной среды, поставленному педагогическому диагнозу, сделанному прогнозу ипроекту.2)Фрагмент готового тематического плана изучения раздела физики корректируется в зависимости от исходных условий избранной учебной среды, поставленногопедагогического диагноза, прогнозаи проекта.3)Разрабатывается собственный фрагмент тематическогоплана изучения раздела физики в выбранной учебной среде с использованием только нормативных документов (концепции профильного обучения, программы «Физика. 10–11»).На практических занятиях первого содержательного модуля предпочтение отдается второму варианту, поскольку у студентов недостаточно опыта для разработки собственного фрагмента тематического плана с учетом всех условий и факторов. Если первоначальный вариант плана одинаков для всех, то при обсуждении на семинаре выполнения данного задания выявляются и анализируются отличия. Например, для упомянутых выше учебных сред «гуманитарный класс гимназии с углубленным изучением иностранных языков» и «экономический класс лицея» обучение физике осуществляется по уровню стандарта. Однакопереработка фрагмента тематического плана раздела «Основы кинематики» для первой учебной среды скорее может коснуться увеличения часов на формирование физических понятий и сокращения часов на решение отдельных сложных задач, требующих достаточного уровня математической подготовки и развитого логического мышления (построение и анализ графиков зависимостей кинематических величин). В переработанном фрагменте плана для второй учебной среды,наоборот,могут быть увеличенычасы на решение задач на построение графиков зависимостей кинематических величин и на анализ типа механического движения по этим графикам.Следующим этапом подготовки является обучение будущих учителей разработке и проведению уроков физики разных типов в профильной школе. Например, педагогическая задача формулируется так: разработать урок изучения новых знаний по теме «Равновесие тел. Виды равновесия» для учащихся класса художественноэстетического профиля обучения (10йкласс, раздел «Основы динамики»).Придерживаясь основных шагов технологии отбора и конструирования содержания, студенты сначала определяются с общей стратегией в соответствии с модеОрдановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 5
лью учебной среды (исходными условиями, их анализом, поставленнымпедагогическимдиагнозом). По указанному в условии профилю обучения студент должен выявить следующие исходные данные:1)обучение физике по уровню стандарта(стационарное условие);2)сокращено время на изучение раздела(переменное условие);3)у учащихся скорее низкий уровень мотивированности к изучению физики, поскольку этот предмет может не принадлежать к ближнему кругу их интересов(влиятельное условие);4)большинство учеников художественноэстетического класса выбирают такой профиль обучения мотивированно, поскольку имеют соответствующую заинтересованность, склонность к творческой деятельности и являются, возможно, художественно одаренными детьми, поэтому таких школьников отличаетобостренная чувствительность, повышенная эмоциональность, заинтересованность в предметах гуманитарного цикла и сложности в усвоении точных наук (т.е.математики и физики); следовательно, уровень физикоматематических знаний скорее средний или низкий(влиятельные условия).Из анализа исходных данных студент должен предусмотреть (спрогнозировать), принятие каких педагогических мербудет способствовать лучшему пониманию учащимися физических понятий (учебная цель урока), интересу к изучению физики(развивающая цель) и вообще к повышению уровня мотивации к изучению физики (воспитательная цель). Это могут быть такие предложения:Осуществление межпредметных связей физики и изобразительного искусства может способствовать заинтересованности учеников класса художественноэстетического профиля обучения, поскольку позволит включить, хотя бы фрагментарно, физические знания в ближний круг учебных интересов;Использование иллюстративного материала будет способствовать лучшему пониманию физического материала, поскольку визуальное восприятие окружающей среды является предпочтительным когнитивным стилем в обучении (благодаря увеличению часов в художественноэстетических классах на занятия по различным видам изобразительного искусства) и, возможно, особенностью психики учеников класса.На этапе проектирования студенты создают эскиз урока, где,с одной стороны,определяются исходные данные, в частности: нормативные требования к знаниям и умениям учащихся по указанной теме, уровень физических знаний школьников, уровень математических знаний, уровень экспериментальных умений (если всодержаниеурока включены задания на решение экспериментальных задач или выполнениелабораторных работ), уровень мотивированности к изучению физики, особенности когнитивного стиля в обучении и эмоциональной сферы. С другой стороны,перечисляются меры (педагогические технологии, методики, приемы педагогической техники, мероприятия психологопедагогической коррекции и т.д.), которые призваны решить объективные трудности и снизить влияние факторов, отрицательно влияющих на изучение физики.В качестве примера представим фрагмент такой разработки урока по теме «Равновесие тел. Виды равновесия» для учащихся класса художественноэстетического профиля обучения (10йкласс, раздел «Основы динамики»).На таком этапе урока, какподготовка к изучению новых знаний,предусматривается работа с иллюстративным материалом, на котором отображаются архитектурные конструкции и скульптурные сооружения. Предполагается, что по сценарию урока школьники Ордановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 6
должны ответить на вопросы, касающиеся устойчивости, статичности (равновесия) или динамичности в представленных образцах (рис. 2).
Рис. 2. Примеры иллюстративного материала к уроку физики«Равновесиетел. Виды равновесия»
Обсуждение студенческих разработок уроков происходит на практических занятиях –семинарахтренингах в форме синектического штурма под руководством преподавателя, при этом одна часть студентов высказывается с позиции учеников класса, в котором якобы проводится урок, а остальные студенты –с позиции учителей физики. Часть группы –«ученики» –анализирует доступность, сложность, объем, целесообразность использования учебного материала, указывает, в какой степени интересен представленный материал, способствует ли его использование лучшему пониманию физических знаний.Другая часть группы «учителя» высказывает свои наблюдения и предложения о соответствии учебного материала нормативным требованиям к уровню и профилю обучения, учете исходных условий, реализации педагогических средств, указанных в эскизе урока и т.д.Подобная практическая подготовка будущих учителей по проектированию учебной среды и соответствующим дальнейшим разработкам планов, уроков, учебной продукции является нетолько примером реализации технологии конструирования содержания обучения, но и своеобразной проекцией технологии перспективноопережающего обучения С.Лысенковой. Подобно указанной технологии подготовка студентов происходит в три этапа:1)студенты, еще нестолкнувшись с реальным учебновоспитательным процессом профильной школы, заранее его моделируют, изучают, разрабатывают для него собственные проекты;2)во время обсуждения и апробации уточняют новые условия, на их основе стремятся решать педагогические задачи с использованием иных приемов и методик;3)отрабатывают разные виды учебновоспитательной деятельности по физике в разных учебных средах.Преподаватель, в свою очередь, применяет методический прием этой технологии –«комментированное управление». В заключениеотметим, что такой подход к подготовке будущих учителейвпрофильной школе реализовывался в течение нескольких лет и дал положительные результаты, о чем свидетельствуют данные проведенного педагогического экспериОрдановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 7
мента.Студенты, менее склонныек успешной деятельности, «тянутся» за теми, которые демонстрируют лучшие знания и педагогические способности. При решениипоставленныхпедагогическихзадач, представлениина обсуждение разработаннойпедагогическойпродукцииу студентов не только формируются профессиональные знания, умения и навыки, но и развивается эмпатия, когда студент оказывается в роли ученика или другого учителя, логика размышлений об особенностях работы в профильной школе, мобильность и креативность припринятии решений в соответствии с педагогической ситуацией.
Ссылки на источники1.Сластенин В.А.,Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ под ред. В.А.Сластенина.URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php.
Aleksandra Ordanovskaya, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Physics, South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushynsky, Odessaaleksordanovskaya@gmail.comThe practice of the training of future physics teachers to work in the profile schoolAbstract.The paper presents the practical training of the future physics teachers to work in the high profile school. The article examines the use of the technology of the construction of teaching content by which the necessary professional knowledge, skills and quality are formed at the students on a practical training on the discipline “Methods of teaching of physics”.Key words:training of future physics teachers, modeling of the learning environments, technology of the construction of teaching content, profile education.
References1.Slastenin,V. A., Isaev, I. F. &Shijanov,E. N. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived23.11.15Получена положительнаярецензияReceived a positive review24.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication24.11.15ОпубликованаPublished25.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ордановская А. И., 2015
www.ekoncept.ru
ART15403УДК 378.147:372.853
Ордановская Александра Игоревна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д.Ушинского, г.Одессаaleksordanovskaya@gmail.com
Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе
Аннотация. Статья посвящена практической подготовке будущих учителей физикик работе в старшей профильной школе. В статье рассматривается применение технологии конструирования содержания обучения, с помощью которой у студентов формируются необходимые профессиональные знания, умения и качества на практических занятиях по дисциплине «Методика преподавания физики». Ключевые слова:подготовка будущих учителей физики, моделирование учебной среды, технология конструирования содержания обучения, профильное обучение.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Организация обязательного профильного обучения на третьей ступени общеобразовательной школы стала одной из существенных реформ в украинском образовании. Эта реформа, созданная на психологопедагогических, методических, организационных основах профилирования общеобразовательной школы, воплотила многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых по дифференцированному обучению. Так, различные сторонывнедрения профильного обучения в педагогической теории и практике рассматривались Дж. Бастианом, Н.Бибик, М.Бурдой, П. Лернером, И. Ликарчуком, С. Логачевской, В. Монаховым, В.Орловым, А.Пинским, Л. Покроевой, А. Самодриным, А. Хуторским, Е. Ямбургом и др. Методические аспекты профильного обучения дисциплинам естественноматематического цикла и подготовки будущих учителей профильной школы проанализированыв исследованиях Т.Гордиенко, М.Губановой, Л.Жовтан, Т.Захаровой, М.Пайкуш, М.Пригодий, И. Смирновой, Я. Цехмистер и др.Введение профильного обучения в старшей школе обусловило декларирование ряда требований к профессиональным обязанностям и личностным качествам учителя. Так, учитель профильной школы должен гибко реагировать на уровень знаний и умений школьников, учитывать когнитивные особенности учебной деятельности и интересы учащихся классов различных профилей, приспосабливать содержание и форму учебного материала в соответствии с уровнем и профилем обучения, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории и вариативный компонент профильного обучения и т.д. Итак, современный динамизм изменений в образовательном пространстве требует от учителя быть активным, мобильным, интеллектуальным, креативным. В то же времяисследование состояния подготовки будущих учителейфизикоматематических дисциплин к работе в профильной школе позволило сделать вывод о том, что традиционные «знаниевые» подходы к подготовке будущих учителей, направленные в основном на унификацию и усредненность интеллекта, уже не могут справиться с задачей воспитания мобильных, активных, креативных, интеллектуальных учителей, в которых остро нуждается профильная школа.Ордановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 2
На основе технологоориентированного подхода нами былисозданымодель и программа подготовки будущих учителей физикоматематических дисциплин к работе в профильной школе в процессе изучения дисциплин «Методика преподавания школьного курса физики», «Методика преподавания школьного курса математики», «Методика преподавания школьного курса астрономии», специального курса «Педагогические технологии в обучении физике в профильной школе».Согласно авторской программе дисциплины «Методика преподавания школьного курса физики»,практическая часть подготовки будущих учителей направлена на обучение преподавания физики в старшей школе на разных уровнях и с разным межпредметным содержанием в соответствии с учебным профилем.
Практическая подготовка начинается с выполнения студентами задания по моделированию учебной среды. Целью этого упражнения является формирование у студентов знаний и критического мышления об особенностях организации учебновоспитательного процесса в профильной школе и дифференцированного обучения физике.Моделирование учебной среды заключается в выяснении исходных условий учебновоспитательного процесса по физике в произвольно выбранном учебном заведении (школа, лицей, гимназия, коллегиум) и классе с определенным профилем обучения (математический, биологохимический, экономический, филологический, спортивный, художественноэстетический и т.п.).К исходным условиям относятся: нормативные требованиякорганизации учебновоспитательного процесса, предполагаемый уровень знаний учеников по физике, мотивация и отношение учеников к процессу обучения вообще и изучению физикоматематических дисциплин в частности, психологические особенности учебной среды, отличительные черты когнитивной деятельности школьников данного класса и т.п.
Каждая созданная студентами модель учебной среды проверяется преподавателем и обсуждается с другими студентами во время семинара, для того чтобы скорректировать влияние ложных представлений и предпосылок вследствие недостаточного практического опыта. При обсуждении разработанных моделей учебной среды вместе со студентами выявляются стационарные и изменяющиеся условия, оказывающие наибольшее влияние,или, наоборот, почти незначительные условия. Например, студент должен смоделировать учебную среду –«гимназия с углубленным изучением иностранных языков». Стационарными условиями являются нормативные требования к уровню обучения физике, что для указанного профиля означает обучение по программам для уровня стандарта.Другое условие –сокращенное время, выделенное на изучение физики и математики в гуманитарных классах,–вытекает из предыдущего условия, однакоэто условие не является стационарным, поскольку за счет школьного компонента количество часов на изучение отдельных дисциплин может быть увеличено (например, по желанию родителей учеников). Также можно предусмотреть условия преобладающего среднего или низкого уровня физикоматематических знаний учеников и скорее низкий уровень мотивации к изучению физики, поскольку гуманитарная направленность обучения школьников в указанном учебном заведении происходит в течение долгого срока (и в основной, и в профильной школе).В модели другой учебной среды–«гуманитарный класс общеобразовательной школы» –стационарные условия идентичны. Однакопри изменении модели «обучение в гимназии» на «обучение в общеобразовательной школе» условия «уровень знаний» и «мотивацияучеников к изучению физики и математики» не так предсказуемы, поскольку гуманитарныедисциплиныв обучении стали преобладать в старшей школе и мотивация избрания школьником такого класса, возможно, не связана с профилем обучения. Ордановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 3
Сформулированная каждым студентом модель учебной среды после уточнения основных стационарных и переменных условий, а также влиятельных факторов служит отправной точкой для выполнения следующих практических заданий: по созданию тематического плана, разработке уроков физики разных типов, созданию проектов факультативных и элективных курсов, составлению тестовых заданий, электронноинформационных продуктов учебного назначения (ЭИПУН) и т.д.Таким образом, подготовка студентов–будущих учителей физики осуществляется поитерационнымсхемам (рис. 1).
Рис. 1. Итерационные схемы практической подготовки при изучении дисциплины «Методика преподавания физики»
Как видно из рисунка, в основе вертикальных итераций лежит модель учебной среды, в соответствии с которой студенты выполняют практические задания в рамках содержательного модуля. Горизонтальные итерации (на рисунке представлены пунктирными линиями) предусматривают отработку и усовершенствование умений выполнения однотипных заданий от одного содержательного модуля к другому.При подготовке студентов к решению вышеперечисленных педагогических задач мы опираемся на технологию конструирования содержания обучения (по В.Сластенину и И.Исаеву) [1]. Например, педагогическая задача формулируется следующим образом: разработать фрагмент тематического плана раздела «Основы кинематики» для учащихся 10гокласса экономического профиля лицея. Для указанной учебной среды могут быть выделены следующие исходные условия:1)обучение физике осуществляется по программе уровня стандарта, обучение математике –по программеакадемического уровня(стационарные условия);2)сокращено время на изучение физики: согласно уровню стандарта –2 ч в неделю (переменное условие);3)уровень мотивированности учеников к изучению физики предположительно средний или низкий(влиятельное условие).Конкретизация этих условий позволяет поставить педагогический диагноз, а именновыделить факторы, влияющие на результативность обученияфизике в данной учебной среде, и спрогнозировать развитие ситуации при определенных решениях.Ордановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 4
Так, например, увеличениевремени на изучение математики и экономических дисциплин способствует развитию логического мышления учеников, поэтому можно спрогнозировать достаточный и средний уровень математических знаний школьников, что в целомположительно влияет на обучение физике.Также решение на уроках физических задач и проблем с производственным содержанием, применение аналогий и примеров использования одинаковой терминологии в физике и экономике (например, понятий движение, скорость, ускорение) должны заинтересовать учеников экономического класса, что, возможно, позволит увеличить уровень их мотивированности к изучению физики.Далее при составлении проекта («эскиза») фрагмента тематического планастудент должен проанализировать на соответствие по времени и содержанию учебные программы по физике, математике, экономике, экономической географии, технологий и т.д., спроектировать реализацию межпредметных связей физики с экономическими дисциплинами при изучении раздела «Основы кинематики».Выполнение данного задания может осуществляться студентом по одному из таких вариантов:1)Используется без изменений фрагмент готового тематического плана изучения раздела физики при условии его соответствия выбранной модели учебной среды, поставленному педагогическому диагнозу, сделанному прогнозу ипроекту.2)Фрагмент готового тематического плана изучения раздела физики корректируется в зависимости от исходных условий избранной учебной среды, поставленногопедагогического диагноза, прогнозаи проекта.3)Разрабатывается собственный фрагмент тематическогоплана изучения раздела физики в выбранной учебной среде с использованием только нормативных документов (концепции профильного обучения, программы «Физика. 10–11»).На практических занятиях первого содержательного модуля предпочтение отдается второму варианту, поскольку у студентов недостаточно опыта для разработки собственного фрагмента тематического плана с учетом всех условий и факторов. Если первоначальный вариант плана одинаков для всех, то при обсуждении на семинаре выполнения данного задания выявляются и анализируются отличия. Например, для упомянутых выше учебных сред «гуманитарный класс гимназии с углубленным изучением иностранных языков» и «экономический класс лицея» обучение физике осуществляется по уровню стандарта. Однакопереработка фрагмента тематического плана раздела «Основы кинематики» для первой учебной среды скорее может коснуться увеличения часов на формирование физических понятий и сокращения часов на решение отдельных сложных задач, требующих достаточного уровня математической подготовки и развитого логического мышления (построение и анализ графиков зависимостей кинематических величин). В переработанном фрагменте плана для второй учебной среды,наоборот,могут быть увеличенычасы на решение задач на построение графиков зависимостей кинематических величин и на анализ типа механического движения по этим графикам.Следующим этапом подготовки является обучение будущих учителей разработке и проведению уроков физики разных типов в профильной школе. Например, педагогическая задача формулируется так: разработать урок изучения новых знаний по теме «Равновесие тел. Виды равновесия» для учащихся класса художественноэстетического профиля обучения (10йкласс, раздел «Основы динамики»).Придерживаясь основных шагов технологии отбора и конструирования содержания, студенты сначала определяются с общей стратегией в соответствии с модеОрдановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 5
лью учебной среды (исходными условиями, их анализом, поставленнымпедагогическимдиагнозом). По указанному в условии профилю обучения студент должен выявить следующие исходные данные:1)обучение физике по уровню стандарта(стационарное условие);2)сокращено время на изучение раздела(переменное условие);3)у учащихся скорее низкий уровень мотивированности к изучению физики, поскольку этот предмет может не принадлежать к ближнему кругу их интересов(влиятельное условие);4)большинство учеников художественноэстетического класса выбирают такой профиль обучения мотивированно, поскольку имеют соответствующую заинтересованность, склонность к творческой деятельности и являются, возможно, художественно одаренными детьми, поэтому таких школьников отличаетобостренная чувствительность, повышенная эмоциональность, заинтересованность в предметах гуманитарного цикла и сложности в усвоении точных наук (т.е.математики и физики); следовательно, уровень физикоматематических знаний скорее средний или низкий(влиятельные условия).Из анализа исходных данных студент должен предусмотреть (спрогнозировать), принятие каких педагогических мербудет способствовать лучшему пониманию учащимися физических понятий (учебная цель урока), интересу к изучению физики(развивающая цель) и вообще к повышению уровня мотивации к изучению физики (воспитательная цель). Это могут быть такие предложения:Осуществление межпредметных связей физики и изобразительного искусства может способствовать заинтересованности учеников класса художественноэстетического профиля обучения, поскольку позволит включить, хотя бы фрагментарно, физические знания в ближний круг учебных интересов;Использование иллюстративного материала будет способствовать лучшему пониманию физического материала, поскольку визуальное восприятие окружающей среды является предпочтительным когнитивным стилем в обучении (благодаря увеличению часов в художественноэстетических классах на занятия по различным видам изобразительного искусства) и, возможно, особенностью психики учеников класса.На этапе проектирования студенты создают эскиз урока, где,с одной стороны,определяются исходные данные, в частности: нормативные требования к знаниям и умениям учащихся по указанной теме, уровень физических знаний школьников, уровень математических знаний, уровень экспериментальных умений (если всодержаниеурока включены задания на решение экспериментальных задач или выполнениелабораторных работ), уровень мотивированности к изучению физики, особенности когнитивного стиля в обучении и эмоциональной сферы. С другой стороны,перечисляются меры (педагогические технологии, методики, приемы педагогической техники, мероприятия психологопедагогической коррекции и т.д.), которые призваны решить объективные трудности и снизить влияние факторов, отрицательно влияющих на изучение физики.В качестве примера представим фрагмент такой разработки урока по теме «Равновесие тел. Виды равновесия» для учащихся класса художественноэстетического профиля обучения (10йкласс, раздел «Основы динамики»).На таком этапе урока, какподготовка к изучению новых знаний,предусматривается работа с иллюстративным материалом, на котором отображаются архитектурные конструкции и скульптурные сооружения. Предполагается, что по сценарию урока школьники Ордановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 6
должны ответить на вопросы, касающиеся устойчивости, статичности (равновесия) или динамичности в представленных образцах (рис. 2).
Рис. 2. Примеры иллюстративного материала к уроку физики«Равновесиетел. Виды равновесия»
Обсуждение студенческих разработок уроков происходит на практических занятиях –семинарахтренингах в форме синектического штурма под руководством преподавателя, при этом одна часть студентов высказывается с позиции учеников класса, в котором якобы проводится урок, а остальные студенты –с позиции учителей физики. Часть группы –«ученики» –анализирует доступность, сложность, объем, целесообразность использования учебного материала, указывает, в какой степени интересен представленный материал, способствует ли его использование лучшему пониманию физических знаний.Другая часть группы «учителя» высказывает свои наблюдения и предложения о соответствии учебного материала нормативным требованиям к уровню и профилю обучения, учете исходных условий, реализации педагогических средств, указанных в эскизе урока и т.д.Подобная практическая подготовка будущих учителей по проектированию учебной среды и соответствующим дальнейшим разработкам планов, уроков, учебной продукции является нетолько примером реализации технологии конструирования содержания обучения, но и своеобразной проекцией технологии перспективноопережающего обучения С.Лысенковой. Подобно указанной технологии подготовка студентов происходит в три этапа:1)студенты, еще нестолкнувшись с реальным учебновоспитательным процессом профильной школы, заранее его моделируют, изучают, разрабатывают для него собственные проекты;2)во время обсуждения и апробации уточняют новые условия, на их основе стремятся решать педагогические задачи с использованием иных приемов и методик;3)отрабатывают разные виды учебновоспитательной деятельности по физике в разных учебных средах.Преподаватель, в свою очередь, применяет методический прием этой технологии –«комментированное управление». В заключениеотметим, что такой подход к подготовке будущих учителейвпрофильной школе реализовывался в течение нескольких лет и дал положительные результаты, о чем свидетельствуют данные проведенного педагогического экспериОрдановская А. И.Практика подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15403.20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15403.htm.2ISSN2304120X. 7
мента.Студенты, менее склонныек успешной деятельности, «тянутся» за теми, которые демонстрируют лучшие знания и педагогические способности. При решениипоставленныхпедагогическихзадач, представлениина обсуждение разработаннойпедагогическойпродукцииу студентов не только формируются профессиональные знания, умения и навыки, но и развивается эмпатия, когда студент оказывается в роли ученика или другого учителя, логика размышлений об особенностях работы в профильной школе, мобильность и креативность припринятии решений в соответствии с педагогической ситуацией.
Ссылки на источники1.Сластенин В.А.,Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ под ред. В.А.Сластенина.URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php.
Aleksandra Ordanovskaya, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Physics, South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushynsky, Odessaaleksordanovskaya@gmail.comThe practice of the training of future physics teachers to work in the profile schoolAbstract.The paper presents the practical training of the future physics teachers to work in the high profile school. The article examines the use of the technology of the construction of teaching content by which the necessary professional knowledge, skills and quality are formed at the students on a practical training on the discipline “Methods of teaching of physics”.Key words:training of future physics teachers, modeling of the learning environments, technology of the construction of teaching content, profile education.
References1.Slastenin,V. A., Isaev, I. F. &Shijanov,E. N. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived23.11.15Получена положительнаярецензияReceived a positive review24.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication24.11.15ОпубликованаPublished25.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ордановская А. И., 2015
www.ekoncept.ru