Методические подходы к изучению экономико-математических дисциплин в вузе экономической направленности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Микуляк
О.
Б. Методические подходы к изучению экономико-математических дисциплин в вузе экономической направленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 11 (ноябрь). – С.
146–150. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15404.htm.
Аннотация. Статья посвящена математическим методам исследования при изучении экономико-математических дисциплин в экономическом вузе. Разбирается практическое занятие по теме «Модели прогнозирования экономических процессов» с позиции компетентностно-ориентированного подхода.
Ключевые слова:
дедуктивный метод, комплексно-ориентированный подход, модели прогнозирования экономических процессов
Текст статьи
Микуляк О. Б.Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15404. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15404.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15404УДК 378.147:330.4
Микуляк Ольга Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебновоспитательной работе Тульского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Тулаmikulyak.olga@yandex.ru
Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности
Аннотация. Статья посвящена математическим методам исследованияприизучении экономикоматематических дисциплин в экономическом вузе. Разбирается практическое занятие по теме «Модели прогнозирования экономических процессов» с позиции компетентностноориентированного подхода.Ключевые слова: дедуктивный метод, комплексноориентированный подход, модели прогнозирования экономических процессов.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Рассматривая актуальность экономикоматематического образования, необходимо отметить, чтоизучаемые экономическиеи математические дисциплинывэкономическом вузе по логическому содержанию должны способствовать формированию у студентов не только определенного типа экономикоматематического мышления, сознания или культуры, но инеобходимого уровня профессиональных компетенций.В период обучения в вузестуденты изучаютблок экономикоматематических дисциплин, таких как экономикоматематические модели управления, эконометрика, экономикоматематические методы в управлении, теория игр, методы оптимальных решений, методы оптимизации,от последовательности усвоения которыхзависит качество профессиональной подготовки бакалавраэкономиста. Экономикоматематические методы являются комплексом экономических и математических научных дисциплин, объединенных для изучения социальноэкономических систем и процессов. Под социальноэкономической системой понимают сложную вероятностную динамическую систему, охватывающую процессы экономики, производства, обмена, распределения и потребления материальных и других благ, относящуюся к классу кибернетических систем и систем управления.«Социальноэкономические системы обладают рядом свойств, которые необходимо учитывать при их моделировании, таких как:эмерджентность как проявлениесвойства целостности системы;массовый характер экономических явлений и процессов;динамичность процессов, заключающаяся в изменении параметров и структуры экономических систем под влиянием среды;случайность и неопределенность в развитии экономических явлений;невозможность изолировать протекающие в экономических системах явления и процессы от окружающей среды» [1]. Целью изучения экономических и математических научных дисциплин является приобретение студентами необходимой квалификации для нахождения наиболее выгодных из возможных решений для анализируемых экономических ситуаций с учетом специфики имеющейся информации относительно ожидаемого экономического результата.Микуляк О. Б.Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15404. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15404.htm.2ISSN 2304120X. 2
Неизбежность многомерного восприятия мира в рамках изучения экономических дисциплин посредством математических методовстановится все более очевидной. При этом взаимосвязьобученияполучает развитие в трех направлениях: 1)в экономикоматематических науках,
2)в гуманитарных исследованиях,3)на общенаучном поле.С введением федеральных государственных образовательныхстандартовпоявляется возможность выстроить структуру общеобразовательной программы таким образом, чтобы этапы формирования определенных компетенций отслеживались по мере изученияэкономикоматематическихдисциплин. В этом случае одна компетенция может формироваться поэтапно, на протяжении всего срока обучения.В связи с этимизменениеприемов и методов обучения является естественным эволюционным процессом,иизменение хотя бы одного из нихприводит к последующей трансформации других, поскольку все они взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Разработка и применениесовременных инновационных форм обучениявсегда являлась актуальной проблемой в образовательной сфере и естественным процессом в условиях динамично развивающейся экономической и социальной жизни общества.При современном взгляде наконцепциюобразовательного процесса, заключающуюся вкомпетентностноориентированном подходе, а соответственно,и приобретаемомопытев понимании механизмов функционирования рыночной экономики, следует отметить формирование математического мышления методами математической дедукциив изучении экономикоматематическихдисциплин.Данныйметод дедукции прежде всегоориентирован на развитие логического мышления, котороена основании общего представления, показывающего развитие теоретических экономическихмоделей и методов, объясняет экономические явления в обществе. Сформированные общие представления помогают рассмотреть определенные частныеэкономические проблемы через более широкое восприятие, охватить все стороны рассматриваемой задачи или ситуации, глубже понять происходящий процесс. В свою очередь, теоретическиеэкономические модели работают при определенных допущениях и плохо воспринимаются студентом, пытающимся найти объяснение происходящим процессам.В этом случаев процессе изучениядисциплинрассматривается проблемнопоисковая ситуация,которая позволяет развить продуктивное мышление студента. Разработанная система комплексных проблемных ситуаций позволяет моделировать профессиональные навыки будущих экономистов, показатьсодержание образования в динамике, используя полученные ранее знания по различным научным дисциплинам и тем самымспособствуя раскрытию творческого потенциала студентов.Главной задачейвысшего образования является подготовка знающих, творчески мыслящих, конкурентоспособных бакалавров, которые могутадаптироваться к изменяющимсясовременным экономическим условиям, к требованиям на рынке труда и занятости,готовы к постоянному профессиональному совершенствованию, самореализации, самообразованию и самовоспитанию. При достижении такихмногоплановыхцелей и задач существенноезначениеимеетэкономикоматематическаяподготовка студентов,которая формируетсяполностью профессиональнойкомпетенцией, включающейважные качества личности, способность и готовность реализовывать эти качества на практике. По нашему мнению,существенно значимой составляющейв разработанности ряда «знатьуметьвладеть» является такаяопределяющая составляющая, как «поМикуляк О. Б.Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15404. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15404.htm.2ISSN 2304120X. 3
нимать», то есть данный ряд мы представляем следующим образом: «знатьпониматьуметьвладеть», так как через понимание совершаемого процесса мы видим конечные цели обучения экономистов.Таким образом, высшее образование предусматривает,помимо выделения компетенций в процессе обучения, определение самих целей образовательного процесса, а именно качество обучения на выходе, что,в свою очередь,определяет качество образовательных программ. Подход к реализации эффективной компетентной модели выпускника высшей образовательной организациинепосредственно связан с развитием и применением методических ипедагогических технологий, целью которых является обеспечение качественными знаниями, умениямии выработка необходимыхпрофессиональных навыков.Через процесс обучения происходит формирование определенного экономикоматематическогомышления и дальнейшее понимание процессов и явлений, происходящих всовременном экономическом мире.Предлагается система анализа и обобщения через выявление взаимосвязей, взаимоотношения общего и частного,раскрывающаясущность метода математической дедукции. При эмпирическом способе познания выделяются конкретно существующие объективные признаки, ноименно в процессе теоретического мышления раскрываются внутренние,существенные свойства явлений и закономерности между ними.В процессе обучения теоретическое мышление всегда рассматривалось как высшая форма познания,которая изучает систему взаимосвязанных явлений в их динамике иразвитии. В настоящее время, в силу многообразия процессов, происходящих в мире, эмпирические методы познания являются непосредственной производной информатизации общества, а это, в свою очередь, несет субъективность в понимании процессов. Поэтому умение понимать целостность и взаимосвязь явлений, охватывающих сферы математики, экономики, социологии, политологии, геополитики, экологии, способность проектировать и анализировать динамику происходящих процессов и явленийкак составляющую многофакторной модели исследованияявляются наиболеесвоевременными и актуальными.Одиниз видов деятельности, к которой должен быть готов выпускникэкономического направления подготовки,–информационноаналитическая деятельность.Данный вид учебнойдеятельности наиболее сложен для пониманиястудентов, потомучто,получаянеобходимую экспериментальную информацию, анализируяеё, прослеживаядинамикуразвития исследования,студент должен рассматриватьеё в связи с другой информацией, делать выводы и заключения.Становление и развитие такого типа мышления формируетсяу студента экономического направлениянаиболееуспешно и эффективно при решении проблемно ориентированной задачи,которая предлагает составить заключениеи искать выход на основе предварительного анализа данных исследования. Для активизации познавательной деятельности рассматриваемая напрактическом занятии проблемадополняется в процессе поиска зависимыми данными, определенными как преподавателем, так и студентами. Такимобразом,выстраивается теоретическая экономикоматематическаямодель исследования,которая позволяет успешнее осознатьвзаимосвязьи взаимодействие параметров и понять происходящий изучаемый процесс и явление.Из вышесказанного следует, что, работая с более сложными теоретическими экономикоматематическими моделями, студент способен охватить достаточно большие объемы информации и ускорить мыслительный процесс и познавательную деятельность.При составлении плана практического занятияавтор данной статьи учитывает индивидуальные и интеллектуальные возможностикаждогостудентагруппы, степень Микуляк О. Б.Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15404. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15404.htm.2ISSN 2304120X. 4
егоподготовленности иактивностии по мере проведения занятия раскрывает стороны познаваемого предмета иногда даже с неожиданной стороны, как бы вовлекая студента в процесс осмысления и анализа.При рассмотрении проблемноориентированнойситуацииявляется значимым формирование познавательного интереса,и в связи с этим ставятсяследующие задачи:нахождение темы для проблемно ориентированной ситуации, интересной и актуальной для студентов экономического направления;проведение практических работ исследовательского характера;на основе описания экономических процессов и явлений устанавливать аналитические связи между факторами экономических и управленческих процессов, выражать их в форме математических зависимостей, строить стандартные теоретические и прикладные аналитические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты, применять средства математического анализа для оценки риска принятия решений.Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивыйинтерес студентов к обучению. Когда студент познает новые для него стороны деятельности, видит возможность приложения полученных знанийк практике, тогда его учение носит творческий характер, познавательные интересы расширяются и углубляются. При создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию студентыдостигаютболее высокогоуровняпознания, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.Студенты овладеваютметодами выявления проблемных ситуацийв организации, методами формирования альтернативных вариантови оценки выбора управленческих решений.Приведем пример проведения практического занятия по курсу «Экономикоматематические методы в управлении» по теме «Модели прогнозирования экономических процессов».Основная цель создания трендовых моделей экономической динамики строится с учетомпрогноза развития изучаемого процесса на предстоящий промежуток времени. Прогнозирование на основе временного ряда экономических показателей относится к одномерным методам прогнозирования, базирующимся на экстраполяции, т.е.на продлении на будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом. При таком подходе предполагается, что прогнозируемый показатель формируется под воздействием большого количества факторов, выделить которые либо невозможно, либо по нимотсутствует информация. Использование данного метода экстраполяции на основе кривых роста для прогнозирования базируется на двух предложениях:временной ряд экономического показателя действительно имеет тренд, т.е.преобладающую тенденцию;общие условия, определявшие развитие показателя в прошлом, останутся без существенных измененийв течение периода упреждения.«В настоящее время насчитывается большое количество типов кривых роста для экономических процессов. Чтобы правильно подобрать наилучшую кривую роста для моделирования и прогнозирования экономического явления, необходимо знать особенности каждого вида кривых.Наиболее часто в экономике используются полиномиальные, экспоненциальные и Sобразные кривые роста.
Микуляк О. Б.Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15404. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15404.htm.2ISSN 2304120X. 5
На первом этапе обучаемыерассматривали методологические вопросы экономического прогнозирования, в том числе такие принципы разработки прогнозов, как системность, адекватность и альтернативность. Исследуются проблемы экономического прогнозирования на основе принципов экстраполяции с использованием кривых роста; при этом анализируются основные типы кривых, методы выбора наилучших из них, описывается порядок определения параметров кривых ростана основе одномерных временных рядов экономических показателей» [2].На втором этапе обрабатывался самостоятельно найденный материал по определенной структуре, предложенной преподавателем ивыделяющей основные параметры прогнозирования.На третьем этапепредставляется числовойматериал,заполнялась структурированная таблица по рассматриваемой задаче.На четвертом этапе составляется точечный и интервальный прогноз экономической динамики на базе рассматриваемой трендовой модели. На последнем этапев рассматриваемом практическомзанятии подводятся итоги поосновнымадаптивным методами моделямпрогнозирования.
При моделировании экономической динамики, заданной временным рядом, путем сглаживания исходного ряда и определения наличия тренда, отбора одной или нескольких кривых ростаопределяютсяих параметры.Вслучае наличия тренда получают и анализируютодну или несколько трендовых моделей для исходного временного ряда экономического исследования. Обсуждается вопрос, насколько близкиэти моделик экономической реальности, отраженной во временном ряду, насколько обоснованно их применение для анализа и прогнозирования изучаемого экономического явления. Особое внимание уделено оценкеадекватности и точности трендовых моделей на основе кривых роста.Итогом практического занятиястала оживленная беседа, в которой принимали участие все студенты группы, находившиеся в аудитории.Методика данного практическогозанятия состоит в том, что основная часть предоставленного для анализа исследования и расчетовбыла собрана студентами, анализ показателей, структурированных в определенную систему, также был выполнен студентами.Данное занятие благодаря созданной структурной форме отчетности заняло два академических часа, но имело достаточно высокую результативность. Этопрежде всего было связано с тем, что понятия, рассматриваемые в курсе«Экономикоматематические методы в управлении»,приобрели более широкую смысловую окраску. В связи с этиму студентов была создана модель прогнозирования,сформировано пониманиеэкономикоматематических методов и моделей.Студенты отработали умениеосуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК4),умениевыбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК5).
Ссылки на источники1.Алексеенко В.Б., Коршунов Ю. С., Красавина В. А. Математические модели в экономике: учеб.пособие. –М.: Российский университет дружбы народов, 2013. –80 c. –URL: http://www.iprbookshop.ru/22160.
2.Кузнецов Б.Т.Математические методы финансового анализа: учеб.пособие для студ.вузов, обучающихся по специальностям 061800 «Математические методы в экономике», 060400 «Финансы и кредит». –М.: ЮНИТИДАНА, 2012. –159 c.–URL: http://www.iprbookshop.ru/34476.
Микуляк О. Б.Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15404. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15404.htm.2ISSN 2304120X. 6
Olga Mikulyak,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor,Deputy Director on teaching and educational work,the Tula branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Tulamikulyak.olga@yandex.ruMethodical approaches to the study of economicmathematical disciplines at the universitywitheconomic orientationAbstract. The paperis devoted to the mathematical research methods in the study of economicmathematical disciplines in economic university. The author understands the practice session on the theme: "Forecasting models of economic processes" from position of the competenceoriented approach.Key words: deductive method, complexoriented approach, forecasting models of economic processes.References1.Alekseenko,V. B., Korshunov,Ju. S. &Krasavina,V. A. (2013). Matematicheskie modeli v jekonomike: ucheb. posobie,Rossijskij universitet druzhby narodov,Moscow, 80 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/22160(in Russian). 2.Kuznecov,B. T. (2012). Matematicheskie metody finansovogo analiza: ucheb. posobie dlja stud. vuzov, obuchajushhihsja po special'nostjam 061800 “Matematicheskie metody v jekonomike”, 060400 “Finansy i kredit”,JuNITIDANA,Moscow,159 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/34476(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived22.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review23.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication23.11.15ОпубликованаPublished27.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Микуляк О. Б., 2015
www.ekoncept.ru
ART15404УДК 378.147:330.4
Микуляк Ольга Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебновоспитательной работе Тульского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Тулаmikulyak.olga@yandex.ru
Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности
Аннотация. Статья посвящена математическим методам исследованияприизучении экономикоматематических дисциплин в экономическом вузе. Разбирается практическое занятие по теме «Модели прогнозирования экономических процессов» с позиции компетентностноориентированного подхода.Ключевые слова: дедуктивный метод, комплексноориентированный подход, модели прогнозирования экономических процессов.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Рассматривая актуальность экономикоматематического образования, необходимо отметить, чтоизучаемые экономическиеи математические дисциплинывэкономическом вузе по логическому содержанию должны способствовать формированию у студентов не только определенного типа экономикоматематического мышления, сознания или культуры, но инеобходимого уровня профессиональных компетенций.В период обучения в вузестуденты изучаютблок экономикоматематических дисциплин, таких как экономикоматематические модели управления, эконометрика, экономикоматематические методы в управлении, теория игр, методы оптимальных решений, методы оптимизации,от последовательности усвоения которыхзависит качество профессиональной подготовки бакалавраэкономиста. Экономикоматематические методы являются комплексом экономических и математических научных дисциплин, объединенных для изучения социальноэкономических систем и процессов. Под социальноэкономической системой понимают сложную вероятностную динамическую систему, охватывающую процессы экономики, производства, обмена, распределения и потребления материальных и других благ, относящуюся к классу кибернетических систем и систем управления.«Социальноэкономические системы обладают рядом свойств, которые необходимо учитывать при их моделировании, таких как:эмерджентность как проявлениесвойства целостности системы;массовый характер экономических явлений и процессов;динамичность процессов, заключающаяся в изменении параметров и структуры экономических систем под влиянием среды;случайность и неопределенность в развитии экономических явлений;невозможность изолировать протекающие в экономических системах явления и процессы от окружающей среды» [1]. Целью изучения экономических и математических научных дисциплин является приобретение студентами необходимой квалификации для нахождения наиболее выгодных из возможных решений для анализируемых экономических ситуаций с учетом специфики имеющейся информации относительно ожидаемого экономического результата.Микуляк О. Б.Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15404. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15404.htm.2ISSN 2304120X. 2
Неизбежность многомерного восприятия мира в рамках изучения экономических дисциплин посредством математических методовстановится все более очевидной. При этом взаимосвязьобученияполучает развитие в трех направлениях: 1)в экономикоматематических науках,
2)в гуманитарных исследованиях,3)на общенаучном поле.С введением федеральных государственных образовательныхстандартовпоявляется возможность выстроить структуру общеобразовательной программы таким образом, чтобы этапы формирования определенных компетенций отслеживались по мере изученияэкономикоматематическихдисциплин. В этом случае одна компетенция может формироваться поэтапно, на протяжении всего срока обучения.В связи с этимизменениеприемов и методов обучения является естественным эволюционным процессом,иизменение хотя бы одного из нихприводит к последующей трансформации других, поскольку все они взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Разработка и применениесовременных инновационных форм обучениявсегда являлась актуальной проблемой в образовательной сфере и естественным процессом в условиях динамично развивающейся экономической и социальной жизни общества.При современном взгляде наконцепциюобразовательного процесса, заключающуюся вкомпетентностноориентированном подходе, а соответственно,и приобретаемомопытев понимании механизмов функционирования рыночной экономики, следует отметить формирование математического мышления методами математической дедукциив изучении экономикоматематическихдисциплин.Данныйметод дедукции прежде всегоориентирован на развитие логического мышления, котороена основании общего представления, показывающего развитие теоретических экономическихмоделей и методов, объясняет экономические явления в обществе. Сформированные общие представления помогают рассмотреть определенные частныеэкономические проблемы через более широкое восприятие, охватить все стороны рассматриваемой задачи или ситуации, глубже понять происходящий процесс. В свою очередь, теоретическиеэкономические модели работают при определенных допущениях и плохо воспринимаются студентом, пытающимся найти объяснение происходящим процессам.В этом случаев процессе изучениядисциплинрассматривается проблемнопоисковая ситуация,которая позволяет развить продуктивное мышление студента. Разработанная система комплексных проблемных ситуаций позволяет моделировать профессиональные навыки будущих экономистов, показатьсодержание образования в динамике, используя полученные ранее знания по различным научным дисциплинам и тем самымспособствуя раскрытию творческого потенциала студентов.Главной задачейвысшего образования является подготовка знающих, творчески мыслящих, конкурентоспособных бакалавров, которые могутадаптироваться к изменяющимсясовременным экономическим условиям, к требованиям на рынке труда и занятости,готовы к постоянному профессиональному совершенствованию, самореализации, самообразованию и самовоспитанию. При достижении такихмногоплановыхцелей и задач существенноезначениеимеетэкономикоматематическаяподготовка студентов,которая формируетсяполностью профессиональнойкомпетенцией, включающейважные качества личности, способность и готовность реализовывать эти качества на практике. По нашему мнению,существенно значимой составляющейв разработанности ряда «знатьуметьвладеть» является такаяопределяющая составляющая, как «поМикуляк О. Б.Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15404. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15404.htm.2ISSN 2304120X. 3
нимать», то есть данный ряд мы представляем следующим образом: «знатьпониматьуметьвладеть», так как через понимание совершаемого процесса мы видим конечные цели обучения экономистов.Таким образом, высшее образование предусматривает,помимо выделения компетенций в процессе обучения, определение самих целей образовательного процесса, а именно качество обучения на выходе, что,в свою очередь,определяет качество образовательных программ. Подход к реализации эффективной компетентной модели выпускника высшей образовательной организациинепосредственно связан с развитием и применением методических ипедагогических технологий, целью которых является обеспечение качественными знаниями, умениямии выработка необходимыхпрофессиональных навыков.Через процесс обучения происходит формирование определенного экономикоматематическогомышления и дальнейшее понимание процессов и явлений, происходящих всовременном экономическом мире.Предлагается система анализа и обобщения через выявление взаимосвязей, взаимоотношения общего и частного,раскрывающаясущность метода математической дедукции. При эмпирическом способе познания выделяются конкретно существующие объективные признаки, ноименно в процессе теоретического мышления раскрываются внутренние,существенные свойства явлений и закономерности между ними.В процессе обучения теоретическое мышление всегда рассматривалось как высшая форма познания,которая изучает систему взаимосвязанных явлений в их динамике иразвитии. В настоящее время, в силу многообразия процессов, происходящих в мире, эмпирические методы познания являются непосредственной производной информатизации общества, а это, в свою очередь, несет субъективность в понимании процессов. Поэтому умение понимать целостность и взаимосвязь явлений, охватывающих сферы математики, экономики, социологии, политологии, геополитики, экологии, способность проектировать и анализировать динамику происходящих процессов и явленийкак составляющую многофакторной модели исследованияявляются наиболеесвоевременными и актуальными.Одиниз видов деятельности, к которой должен быть готов выпускникэкономического направления подготовки,–информационноаналитическая деятельность.Данный вид учебнойдеятельности наиболее сложен для пониманиястудентов, потомучто,получаянеобходимую экспериментальную информацию, анализируяеё, прослеживаядинамикуразвития исследования,студент должен рассматриватьеё в связи с другой информацией, делать выводы и заключения.Становление и развитие такого типа мышления формируетсяу студента экономического направлениянаиболееуспешно и эффективно при решении проблемно ориентированной задачи,которая предлагает составить заключениеи искать выход на основе предварительного анализа данных исследования. Для активизации познавательной деятельности рассматриваемая напрактическом занятии проблемадополняется в процессе поиска зависимыми данными, определенными как преподавателем, так и студентами. Такимобразом,выстраивается теоретическая экономикоматематическаямодель исследования,которая позволяет успешнее осознатьвзаимосвязьи взаимодействие параметров и понять происходящий изучаемый процесс и явление.Из вышесказанного следует, что, работая с более сложными теоретическими экономикоматематическими моделями, студент способен охватить достаточно большие объемы информации и ускорить мыслительный процесс и познавательную деятельность.При составлении плана практического занятияавтор данной статьи учитывает индивидуальные и интеллектуальные возможностикаждогостудентагруппы, степень Микуляк О. Б.Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15404. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15404.htm.2ISSN 2304120X. 4
егоподготовленности иактивностии по мере проведения занятия раскрывает стороны познаваемого предмета иногда даже с неожиданной стороны, как бы вовлекая студента в процесс осмысления и анализа.При рассмотрении проблемноориентированнойситуацииявляется значимым формирование познавательного интереса,и в связи с этим ставятсяследующие задачи:нахождение темы для проблемно ориентированной ситуации, интересной и актуальной для студентов экономического направления;проведение практических работ исследовательского характера;на основе описания экономических процессов и явлений устанавливать аналитические связи между факторами экономических и управленческих процессов, выражать их в форме математических зависимостей, строить стандартные теоретические и прикладные аналитические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты, применять средства математического анализа для оценки риска принятия решений.Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивыйинтерес студентов к обучению. Когда студент познает новые для него стороны деятельности, видит возможность приложения полученных знанийк практике, тогда его учение носит творческий характер, познавательные интересы расширяются и углубляются. При создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию студентыдостигаютболее высокогоуровняпознания, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.Студенты овладеваютметодами выявления проблемных ситуацийв организации, методами формирования альтернативных вариантови оценки выбора управленческих решений.Приведем пример проведения практического занятия по курсу «Экономикоматематические методы в управлении» по теме «Модели прогнозирования экономических процессов».Основная цель создания трендовых моделей экономической динамики строится с учетомпрогноза развития изучаемого процесса на предстоящий промежуток времени. Прогнозирование на основе временного ряда экономических показателей относится к одномерным методам прогнозирования, базирующимся на экстраполяции, т.е.на продлении на будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом. При таком подходе предполагается, что прогнозируемый показатель формируется под воздействием большого количества факторов, выделить которые либо невозможно, либо по нимотсутствует информация. Использование данного метода экстраполяции на основе кривых роста для прогнозирования базируется на двух предложениях:временной ряд экономического показателя действительно имеет тренд, т.е.преобладающую тенденцию;общие условия, определявшие развитие показателя в прошлом, останутся без существенных измененийв течение периода упреждения.«В настоящее время насчитывается большое количество типов кривых роста для экономических процессов. Чтобы правильно подобрать наилучшую кривую роста для моделирования и прогнозирования экономического явления, необходимо знать особенности каждого вида кривых.Наиболее часто в экономике используются полиномиальные, экспоненциальные и Sобразные кривые роста.
Микуляк О. Б.Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15404. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15404.htm.2ISSN 2304120X. 5
На первом этапе обучаемыерассматривали методологические вопросы экономического прогнозирования, в том числе такие принципы разработки прогнозов, как системность, адекватность и альтернативность. Исследуются проблемы экономического прогнозирования на основе принципов экстраполяции с использованием кривых роста; при этом анализируются основные типы кривых, методы выбора наилучших из них, описывается порядок определения параметров кривых ростана основе одномерных временных рядов экономических показателей» [2].На втором этапе обрабатывался самостоятельно найденный материал по определенной структуре, предложенной преподавателем ивыделяющей основные параметры прогнозирования.На третьем этапепредставляется числовойматериал,заполнялась структурированная таблица по рассматриваемой задаче.На четвертом этапе составляется точечный и интервальный прогноз экономической динамики на базе рассматриваемой трендовой модели. На последнем этапев рассматриваемом практическомзанятии подводятся итоги поосновнымадаптивным методами моделямпрогнозирования.
При моделировании экономической динамики, заданной временным рядом, путем сглаживания исходного ряда и определения наличия тренда, отбора одной или нескольких кривых ростаопределяютсяих параметры.Вслучае наличия тренда получают и анализируютодну или несколько трендовых моделей для исходного временного ряда экономического исследования. Обсуждается вопрос, насколько близкиэти моделик экономической реальности, отраженной во временном ряду, насколько обоснованно их применение для анализа и прогнозирования изучаемого экономического явления. Особое внимание уделено оценкеадекватности и точности трендовых моделей на основе кривых роста.Итогом практического занятиястала оживленная беседа, в которой принимали участие все студенты группы, находившиеся в аудитории.Методика данного практическогозанятия состоит в том, что основная часть предоставленного для анализа исследования и расчетовбыла собрана студентами, анализ показателей, структурированных в определенную систему, также был выполнен студентами.Данное занятие благодаря созданной структурной форме отчетности заняло два академических часа, но имело достаточно высокую результативность. Этопрежде всего было связано с тем, что понятия, рассматриваемые в курсе«Экономикоматематические методы в управлении»,приобрели более широкую смысловую окраску. В связи с этиму студентов была создана модель прогнозирования,сформировано пониманиеэкономикоматематических методов и моделей.Студенты отработали умениеосуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК4),умениевыбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК5).
Ссылки на источники1.Алексеенко В.Б., Коршунов Ю. С., Красавина В. А. Математические модели в экономике: учеб.пособие. –М.: Российский университет дружбы народов, 2013. –80 c. –URL: http://www.iprbookshop.ru/22160.
2.Кузнецов Б.Т.Математические методы финансового анализа: учеб.пособие для студ.вузов, обучающихся по специальностям 061800 «Математические методы в экономике», 060400 «Финансы и кредит». –М.: ЮНИТИДАНА, 2012. –159 c.–URL: http://www.iprbookshop.ru/34476.
Микуляк О. Б.Методические подходы к изучению экономикоматематических дисциплин в вузе экономической направленности // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15404. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15404.htm.2ISSN 2304120X. 6
Olga Mikulyak,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor,Deputy Director on teaching and educational work,the Tula branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Tulamikulyak.olga@yandex.ruMethodical approaches to the study of economicmathematical disciplines at the universitywitheconomic orientationAbstract. The paperis devoted to the mathematical research methods in the study of economicmathematical disciplines in economic university. The author understands the practice session on the theme: "Forecasting models of economic processes" from position of the competenceoriented approach.Key words: deductive method, complexoriented approach, forecasting models of economic processes.References1.Alekseenko,V. B., Korshunov,Ju. S. &Krasavina,V. A. (2013). Matematicheskie modeli v jekonomike: ucheb. posobie,Rossijskij universitet druzhby narodov,Moscow, 80 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/22160(in Russian). 2.Kuznecov,B. T. (2012). Matematicheskie metody finansovogo analiza: ucheb. posobie dlja stud. vuzov, obuchajushhihsja po special'nostjam 061800 “Matematicheskie metody v jekonomike”, 060400 “Finansy i kredit”,JuNITIDANA,Moscow,159 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/34476(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived22.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review23.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication23.11.15ОпубликованаPublished27.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Микуляк О. Б., 2015
www.ekoncept.ru