Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Купцова
В.
Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 12 (декабрь). – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15415.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «среда», «культурная среда» и «социокультурная среда» как компоненты, позволяющие влиять на формирование имиджа учителя – будущего профессионала. Социокультурная среда вуза рассматривается как пространство, способное изменяться под воздействием субъектов, поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила, нормы жизнедеятельности вузовского коллектива, которые определяют педагогический имидж коллектива и образовательного учреждения в целом. Выявлены взаимосвязанные компоненты имиджа учителя физической культуры.
Ключевые слова:
общество, социальная среда, культурная среда, среда, имидж учителя физической культуры
Текст статьи
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 1
ART15415УДК 371.132
Купцова Валентина Григорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО ©Оренбургский государственный педагогический университетª, г. Оренбургkupcova_30@mail.ru
Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров
Аннотация.В статье рассматриваются понятия ©средаª, ©культурная средаª и ©социокультурная средаª как компоненты, позволяющие влиять на формирование имиджа учителябудущего профессионала. Социокультурная среда вуза рассматривается как пространство, способное изменяться под воздействием субъектов, поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила, нормы жизнедеятельности вузовского коллектива, которые определяют педагогический имидж коллектива и образовательного учреждения в целом. Выявлены взаимосвязанные компоненты имиджа учителя физической культуры.Ключевые слова:среда, культурная среда, социальная среда, общество, имидж учителя физической культуры.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Общеизвестно, что среда и социальное окружение оказывают огромное влияние на формирование человека, его поведение, воспитание. В конце XXв.чаще стали говорить не только о культурной среде обитания человека, как это было принято в прошлом, но ио социокультурной среде. В данной работе, для понимания их различия,были проанализированы понятия ©средаª, ©культурная средаª и ©социокультурная средаª.ПоВ. И. Далю, слово ©средаª обозначает вещество, тело, толщу, пласт в веществах жидких, прозрачных и в то же времяобщину, общество, сбор, толпу. В Толковом словаре русского языка, автор С. И. Ожегов, ©средаª рассматривается как окружающие человека природные, социальнобытовые условия, обстановка, совокупность людей, связанных общностью этих условий. В Малом энциклопедическом словаре Ф.А. БрокгаузаИ.А. Ефрона слово ©средаª определяется как совокупность внешнихусловий, в которых совершается какойлибо процесс. Толкование слова ©средаª можно объединить в понятие как совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них. Этот факт необходимо учитывать всегда, так как ©средаª отражает лишь ту часть бытия, которая окружает данную вещь, растение, животное или человека и оказывает на них то или иное воздействие. Понятие ©средаª включает в себя явление, которое необходимо рассматривать по отношению к чемуто конкретному,и она оказывает воздействие на чтолибо или коголибо. В этом заключается ее главный признак, как, впрочем, и то, что между человеком и средой всегда существует органическая связь[1, 2]. К настоящему времени достаточно серьезное научное обоснование получило не только понятие ©средаª, но и близкие к нему категории, такие как макрои микросреда, мезосреда, природная, искусственная, естественная, социальная, культурная, эстетическая и др. Анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы. Вопервых, социальная средаэто окружающие человека общественные, матеКупцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 2
риальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Вовторых, социальная среда представляет собой сложную систему, включающую как стихийные, так и сознательно (планомерно) действующие факторы. Втретьих, социальная среда имеет прямое отношение к обществу и в этом смысле тождественна среде общественной. Вчетвертых, под социальной средой понимается совокупность факторов и условий (экономических, политических, культурных, семейнобытовых и т. п.), влияющих на личность, а иногда определяющих её развитие и самореализацию (В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.Т. Лисовский, Ю.В. Сычев, В.Г.Спиркин, Г.Л. Смирнов, Г.Н. Филонов, А.Г. Харчев и др.) [3].Она выступает как фон, при наличии и ощутимом участии которого разорачиваетсяконкретная жизнь индивида и общности. К мезосреде относят более близкое окружение человека, ограниченное масштабами и географией его проживания,город, село, микрорайон и т.п. Отсюда мезосреда более активно ©вмешиваетсяª и влияет на жизнь людей, поскольку также имеет отношение к фоновым моментам действительности. Наконец, микросреда, по мнению ученых,это ближайшее достаточно устойчивое окружение человека, в котором он выступает активным членом и действенным субъектом отношений. Здесь исследователи выделяют такие типы микросред, как семейнобытовая, учебновоспитательная, производственнотрудовая, религиозная, спортивная и т. п.Вышеизложенное позволяет сделать вывод том, что социальная среда трактуется ученымитак: 1) окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности; 2) сложная система, включающая как стихийные, так и сознательно (планомерно) действующие факторы; 3) совокупность факторов и условий (экономических, политических, культурных, семейнобытовых и т. п.), влияющих (прямо или косвенно, стихийно или сознательно) на личность, ее поведение и сознание, а иногда определяющих ее развитие и самореализацию. Учитывая анализ научной литературы, можно отметить, что культурная среда создается самим человеком, она ориентирована на его внутреннюю и духовную жизнь. Для тогочтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, представляющиесобой личностное завоевание и оформившийся культурный мир человека. В отличие от среды социальной, образ которой можно представить в виде ©фундаментаª, ©основанияª для деятельности человека (создание имиджа учителя физической культуры), культура являет собой способ этой деятельности (формирование у студентов имиджаучителя физической культуры). Культурная среда определяет, как именно люди действуют, что созидают и передают из поколения в поколение. В данной среде культура выступает аспектом деяния (умения делать), стороной любого вида деятельности, ее качественной характеристикой. При этомкультурная деятельность это деятельность по созиданию, распространению и потреблению ценностей культуры (педагогических ценностей, составляющих ядро имиджа учителя), может бытьсоставной частью всякой социальной деятельности: производственной, бытовой и др. Культурная коммуникация осуществляется в определенной культурной среде, которая, согласно определению Л. Н. Когана, представляет собой устойчивую совокупность вещественных и личных элементов, окружающих социальный субъект и непосредственно влияющих на его культурное развитие и культурную деятельность. Отметим, что культурная коммуникация это тот механизм, который создает и транслирует имидж[4, 5]. Большинство исследователей в области культурологии отмечают, что культурная средаэто сложная совокупность условий, факторов, институтов и объектов трансляции культуры, окружающих человека, оказывающих влияние на уровень его Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 3
культурного развития и способствующих его культурной самореализации. Культурную среду можно представить как систему, состоящую из следующих компонентов: средствамассовой информации (радио, телевидение, газеты и т.п.); совокупностьучреждений культуры (кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи, парки, стадионы), учрежденияи организацииобразования, науки и искусства (театры, концертные залы, филармонии, картинные галереи и т.д.); традиции, обычаи, привычки, обряды; совокупностьнравственных и духовных ценностей.Анализ научных работ по проблемам социокультурной среды позволил установить, что определение данного понятия предполагает: 1)выявление социального значения культурных явлений; 2)обеспечение социокультурного подхода к анализу явлений; 3)рассмотрение культуры в соотношении духовных факторов с социальной регуляцией в культурноисторических типах. Мы пришли к выводу, что социокультурная среда это прежде всего то, что обусловлено культурой, то, что направлено на усвоение социальных норм и требований и на внутренний мир человека, на его духовность. Именно это, на наш взгляд, отличает социокультурную среду от всех других сред.В свете нашей работы приемлемым является подход Н. Б. Крыловой, где социокультурная среда представлена, с одной стороны, отношениями, ценностями, символами, предметами, вещами, а сдругой стороны, включает в себя бытование неписаных культурных норм жизнедеятельности сообщества, его традиций, принятых правил, образцов поведения. Исходя из этоготакие элементы социокультурной среды вуза, как ценности, отношения, традиции, правила, нормы, символы,мы назвали основными. Данные элементы составляют ядро социокультурной среды вуза и, по нашему мнению, пронизывают все сферы его жизнедеятельности. Таковыми в исследовании выступают учебновоспитательная, профессиональная, научноисследовательская и досуговая деятельность, управление, процесс коммуникации, эстетическое пространство и материальнопредметный мир образовательного учреждения[6, 7]. Социокультурная среда вузаэто пространство, которое способно изменяться под воздействием субъектов, внедряющих новые формы творческого взаимодействия и активнопри этом поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила, нормы, символы в различных сферах и формах жизнедеятельности вузовского коллектива, которые определяют своеобразный, неповторимый педагогический имидж коллектива и образовательного учреждения в целом. Наличие богатой и разнообразной социокультурной среды вуза является залогом его успешной деятельности, а отсутствие такой средынеминуемо будет сказываться на качестве обучения и воспитания, а значит,и на формировании у студентов имиджа учителя. Отсюда следует, что для формирования у студентов имиджа учителя физической культуры необходимо создавать такие педагогические условия, которые бы способствовали, с одной стороны, приумножению и обогащению социокультурной среды вуза, а с другой стороны,вовлечению студента в опыт самостоятельной деятельности по созданию своего индивидуального имиджа. В качестве таких условий можно выделить: погружение студентов в мониторинг, предметом которого выступает уровень сформированностиимиджевых характеристик; культивирование педагогических ценностей и гуманных отношений посредством сохранения и приумножения традиций жизнедеятельности вузовского коллектива; реализациюкомплексной программы непрерывного формирования у студентов имиджа учителя физической культуры[8, 9]. Деятельность учителя физической культуры востребована обществом. Следовательно, каждый учитель формирует свойпрофессиональный имидж. Учитывая Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 4
сущность имиджа учителя, ряд авторов подчеркивают его особенности: имидж учителя формируется целенаправленно, с учетом всех положительных компонентов, входящих в профессиональную деятельность; имеет характер стереотипа; имидж учителя физической культурыкак особый психический образ целостно отражает личностнопрофессиональные особенности учителя; оказывает эмоциональнопсихологическое воздействие на определенных лиц учеников, коллег, социальное окружение; может выступать средством педагогического воздействия на учеников, имидж воздействует на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них на сознание, поведение и результаты совместной деятельности (А.А. Деркач, Л.Ю. Донская, О.Б. Завьялова, А.А. Калюжный, Н.В. Кузьмина, Т.Н.Пискунова, А.А. Реан, Н.А. Тарасенко, В.М. Шепель, Н.М. Шкурко и др.). Имидж учителя физической культуры системное целостное образование, имеющее свою структуру, которая включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты,внутренние и внешние.Квнутренним относятся:знания (общепрофессиональные знания, знания теоретических основ педагогической имиджелогии); умения (методические,умения в области психотехнологий, диагностикооценочные); способности к эмпатии и толерантности; установки, ориентированные на понимание, сопереживание, относительную независимость и самостоятельность учащихся, на профессиональноличностный рост и саморазвитие, выраженные в установке на формирование позитивного имиджа; ценности (ценность жизни ребенка, его личностикак самоценности, ценность его и собственного здоровья); адекватная самооценка учителя.Внешние компоненты: габитарный элемент, опосредованный во внешнем виде учителя, оформленный в контексте делового стиля; вербальный элемент, характеризующий речь учителя; кинетический элемент, выраженный в ©языке приятияª, отсутствии агрессивных проявлений в жестах, мимике, позах;процессуальный: демократический стиль руководства учителя; стиль общения на основе увлеченности учителя совместной с учащимися физкультурноспортивной деятельностью.Подимиджемучителя физической культуры мы понимаем целенаправленно формируемый образпредставление учителя физической культуры, имеющий характер стереотипа и оказывающий эмоциональнопсихологическое воздействие на учащихся, коллег, социальное окружение.Имидж учителя физической культуры характеризуется устойчивыми связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру. Важными элементами имиджа являются внешний вид учителя физической культуры, его внутреннее состояние, самооценка, система ценностей и установок (его знания, умения). Все элементы проявляются в его деятельности, в характере взаимодействия с учащимися, родителями, коллегами и т.д. Это позволяет формировать положительное представление учителяо себекак о личности и профессионалеи представлениео нем у аудитории (учащихся, родителей, коллег)[1013]. В широком спектре проблем гуманноориентированного образования центральное место отводится анализу межличностных отношений в педагогическом процессе, особенно в сферах ©учительученикª и ©ученикученикª. Анализ современных нормативных документов, регламентирующих содержание профессиональной деятельности учителя физической культуры, показывает, что они ориентируют его на Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 5
создание условий для становления у школьников ценностей здорового образа жизни, появления и поддержания у них положительных эмоций, чувства ©мышечной радостиª в процессе физической активности, обеспечения творческого самовыражения учащихся в физкультурной деятельности. Регламентируя создание условий для полноценного физического воспитания школьника, нормативная база ориентируется на учителя физической культуры, обладающего определенными коммуникативными качествами и владеющего средствами коммуникации. Следовательно, растет потребность в учителях физической культуры, способных на физкультурных занятиях занять гуманную позицию по отношению к ученику, гармонизировать межличностные взаимоотношения, установить в учебновоспитательном процессе атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества, реализуя свои профессиональные функции через имиджмейкинг, что выдвигает в разряд актуальных проблему формирования его имиджевой компетентности. В учебном плане дисциплина по выбору ©Формирование имиджевой компетентности специалистов физической культурыª вариативной части учебного цикла Б3, профессиональный цикл (Б3.В.ДВ.4),направлена на формирование элементов следующих компетенций:ОК1, владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК7, готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе[13,14]. В результате освоения дисциплины студент должен владеть:методами и приемами создания благоприятной атмосферы общения учителя физической культуры, спортивного педагога с коллективом занимающихся и между членами коллектива; образной, эмоциональной речью как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом; методами и приемами расположения к себе собеседника; навыками эмоциональномимического сопровождения речи;уметь: оценивать свою деятельность и деятельность всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, коллег, управленческого звена) с нравственноэтических позиций; подбирать и использовать различные модели коммуникации для решения задач, возникающих в процессе физкультурноспортивной деятельности; планировать, контролировать, вносить коррективы в свою деятельность, в процесспедагогической деятельности во взаимодействии с другими студентами, учащимися,коллегами, родителями учащихся;знать:сущность и содержание имиджевой компетентности учителя физической культуры; модели педагогической деятельности; технологии формирования имиджевой компетентности; педагогический потенциал вербальных и невербальных средств; методики реализаций взаимодействияв различных видах физкультурноспортивной деятельности при использовании тех или иных моделей.Важно понимать, что продукт(результат) профессиональной деятельности по созданию имиджа учителя физической культуры это конечное состояние ©предметаª. Это имидж объекта с заданными характеристиками, сформированный у аудитории, или,иначе,измененное представление у членов аудитории о характеристиках объекта, выраженное в форме их мнения, поведения или действия по отношению к данному объекту; сформированность определенных характеристик у объектапрототипа имиджа, если ставилась такая задача. Педагогическому коллективу учебного заведениянеобходимо своим примером (на занятиях по теоретическому, практическомувзаимодействию, во внеучебной деятельности) создавать положительные эмоциональноустойчивые представления о деятельности учителя, педагога, тренера[15].
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 6
Ссылки на источники1.Купцова В. Г. Формирование имиджевой компетентности у будущего педагога физической культуры: учеб.метод. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2008. 132 с.2.Перелыгина Е. Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития: дис. … дра пед. наук. М., 2003. 1008 с.3.Купцова В. Г. Указ. соч.4.Климова Т. Е., КупцоваВ. Г. Имиджевая компетентность будущего педагога физической культуры: теория и практика формирования: монография/ Мво образования и науки РФ; ГОУ ВПО ©Магнитогорский гос. унтª.Магнитогорск:МаГУ,2008. 150с. 5.Купцова В. Г. Указ. соч.6.Там же.7.ПанасюкА.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или отом, как создать свой имидж. М.: Дело, 2001. 238 с.8.Купцова В. Г. Указ. соч.9.Купцова В. Г., Панкратович Т. М. Создание профессионального имиджа учителя физической культуре: учеб.метод. пособие/ ФГБОУ ВПО ©ОГПУª. Оренбург, 2015. 80с.10.Климова Т. Е., Купцова В. Г. Указ. соч.11.Купцова В. Г. Указ. соч.12.Купцова В. Г., Панкратович Т. М. Указ. соч.13.Климова Т. Е., Купцова В. Г. Указ. соч.14.Панасюк А. Ю. Указ. соч.15.Купцова В. Г. Указ. соч.
Valentina Kupcova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the chair of Theory and Practice of Physical Education, Institute of Physical Culture and Sports, Orenburg State Pedagogical University, Orenburgkupcova_30@mail.ruUniversity environment as a forming factor of image of physical culture teacher among bachelorsAbstract. The paperdiscusses the concept "environment", "cultural environment" and "sociocultural environment," as components influencingthe image of teacher. The sociocultural environment of highschool is seen as prospace, which is able to change under the influence of the subjects of supporting certain values, attitudes, traditions, rules, regulations, vital activity of university staff, which determine the number of teaching staff imageand educational institutions in general. Revealed interconnected components in the image of the teacher of physical culture.Keywords:environment, cultural environment, social environment, society,image ofphysical culture teacher.References1.Kupcova,V. G. (2008). Formirovanie imidzhevoj kompetentnosti u budushhego pedagoga fizicheskoj kul'tury: ucheb.metod. posobie, MaGU, Magnitogorsk, 132 p.(in Russian).2.Perelygina,E. B.(2003).Imidzh kak fenomen intersub#ektnogo vzaimodejstvija: soderzhanie i puti razvitija: dis. … dra ped. nauk, Moscow, 1008 p.(in Russian).3.Kupcova,V. G. (2008). Op. cit.4.Klimova,T. E. & Kupcova,V. G.(2008).Imidzhevaja kompetentnost' budushhego pedagoga fizicheskoj kul'tury: teorija i praktika formirovanija: monografija/ Mvo obrazovanija i nauki RF; GOU VPO “Magnitogorskij gos. unt”, MaGU, Magnitogorsk, 150 p. (in Russian).5.Kupcova,V. G. (2008). Op. cit.6.Ibid.7.Panasjuk,A. Ju. (2001). Vam nuzhen imidzhmejker? Ili o tom, kak sozdat' svoj imidzh, Delo, Moscow, 238 p.(in Russian).8.Kupcova,V. G. (2008). Op. cit.9.Kupcova,V. G. & Pankratovich,T. M. (2015). Sozdanie professional'nogo imidzha uchitelja fizicheskoj kul'ture: ucheb.metod. posobie/ FGBOU VPO “OGPU”, Orenburg, 80 p.(in Russian).10.Klimova,T. E. & Kupcova,V. G.(2008).Op. cit.11.Kupcova,V. G. (2008). Op. cit.12.Kupcova,V. G. & Pankratovich,T. M. (2015). Op. cit.13.Klimova,T. E. & Kupcova,V. G.(2008).Op. cit.14.Panasjuk,A. Ju. (2001). Op. cit.15.Kupcova,V. G. (2008). Op. cit.
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 7
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived03.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication05.11.15ОпубликованаPublished30.12.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Купцова В. Г., 2015
www.ekoncept.ru
ART15415УДК 371.132
Купцова Валентина Григорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО ©Оренбургский государственный педагогический университетª, г. Оренбургkupcova_30@mail.ru
Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров
Аннотация.В статье рассматриваются понятия ©средаª, ©культурная средаª и ©социокультурная средаª как компоненты, позволяющие влиять на формирование имиджа учителябудущего профессионала. Социокультурная среда вуза рассматривается как пространство, способное изменяться под воздействием субъектов, поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила, нормы жизнедеятельности вузовского коллектива, которые определяют педагогический имидж коллектива и образовательного учреждения в целом. Выявлены взаимосвязанные компоненты имиджа учителя физической культуры.Ключевые слова:среда, культурная среда, социальная среда, общество, имидж учителя физической культуры.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Общеизвестно, что среда и социальное окружение оказывают огромное влияние на формирование человека, его поведение, воспитание. В конце XXв.чаще стали говорить не только о культурной среде обитания человека, как это было принято в прошлом, но ио социокультурной среде. В данной работе, для понимания их различия,были проанализированы понятия ©средаª, ©культурная средаª и ©социокультурная средаª.ПоВ. И. Далю, слово ©средаª обозначает вещество, тело, толщу, пласт в веществах жидких, прозрачных и в то же времяобщину, общество, сбор, толпу. В Толковом словаре русского языка, автор С. И. Ожегов, ©средаª рассматривается как окружающие человека природные, социальнобытовые условия, обстановка, совокупность людей, связанных общностью этих условий. В Малом энциклопедическом словаре Ф.А. БрокгаузаИ.А. Ефрона слово ©средаª определяется как совокупность внешнихусловий, в которых совершается какойлибо процесс. Толкование слова ©средаª можно объединить в понятие как совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них. Этот факт необходимо учитывать всегда, так как ©средаª отражает лишь ту часть бытия, которая окружает данную вещь, растение, животное или человека и оказывает на них то или иное воздействие. Понятие ©средаª включает в себя явление, которое необходимо рассматривать по отношению к чемуто конкретному,и она оказывает воздействие на чтолибо или коголибо. В этом заключается ее главный признак, как, впрочем, и то, что между человеком и средой всегда существует органическая связь[1, 2]. К настоящему времени достаточно серьезное научное обоснование получило не только понятие ©средаª, но и близкие к нему категории, такие как макрои микросреда, мезосреда, природная, искусственная, естественная, социальная, культурная, эстетическая и др. Анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы. Вопервых, социальная средаэто окружающие человека общественные, матеКупцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 2
риальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Вовторых, социальная среда представляет собой сложную систему, включающую как стихийные, так и сознательно (планомерно) действующие факторы. Втретьих, социальная среда имеет прямое отношение к обществу и в этом смысле тождественна среде общественной. Вчетвертых, под социальной средой понимается совокупность факторов и условий (экономических, политических, культурных, семейнобытовых и т. п.), влияющих на личность, а иногда определяющих её развитие и самореализацию (В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.Т. Лисовский, Ю.В. Сычев, В.Г.Спиркин, Г.Л. Смирнов, Г.Н. Филонов, А.Г. Харчев и др.) [3].Она выступает как фон, при наличии и ощутимом участии которого разорачиваетсяконкретная жизнь индивида и общности. К мезосреде относят более близкое окружение человека, ограниченное масштабами и географией его проживания,город, село, микрорайон и т.п. Отсюда мезосреда более активно ©вмешиваетсяª и влияет на жизнь людей, поскольку также имеет отношение к фоновым моментам действительности. Наконец, микросреда, по мнению ученых,это ближайшее достаточно устойчивое окружение человека, в котором он выступает активным членом и действенным субъектом отношений. Здесь исследователи выделяют такие типы микросред, как семейнобытовая, учебновоспитательная, производственнотрудовая, религиозная, спортивная и т. п.Вышеизложенное позволяет сделать вывод том, что социальная среда трактуется ученымитак: 1) окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности; 2) сложная система, включающая как стихийные, так и сознательно (планомерно) действующие факторы; 3) совокупность факторов и условий (экономических, политических, культурных, семейнобытовых и т. п.), влияющих (прямо или косвенно, стихийно или сознательно) на личность, ее поведение и сознание, а иногда определяющих ее развитие и самореализацию. Учитывая анализ научной литературы, можно отметить, что культурная среда создается самим человеком, она ориентирована на его внутреннюю и духовную жизнь. Для тогочтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, представляющиесобой личностное завоевание и оформившийся культурный мир человека. В отличие от среды социальной, образ которой можно представить в виде ©фундаментаª, ©основанияª для деятельности человека (создание имиджа учителя физической культуры), культура являет собой способ этой деятельности (формирование у студентов имиджаучителя физической культуры). Культурная среда определяет, как именно люди действуют, что созидают и передают из поколения в поколение. В данной среде культура выступает аспектом деяния (умения делать), стороной любого вида деятельности, ее качественной характеристикой. При этомкультурная деятельность это деятельность по созиданию, распространению и потреблению ценностей культуры (педагогических ценностей, составляющих ядро имиджа учителя), может бытьсоставной частью всякой социальной деятельности: производственной, бытовой и др. Культурная коммуникация осуществляется в определенной культурной среде, которая, согласно определению Л. Н. Когана, представляет собой устойчивую совокупность вещественных и личных элементов, окружающих социальный субъект и непосредственно влияющих на его культурное развитие и культурную деятельность. Отметим, что культурная коммуникация это тот механизм, который создает и транслирует имидж[4, 5]. Большинство исследователей в области культурологии отмечают, что культурная средаэто сложная совокупность условий, факторов, институтов и объектов трансляции культуры, окружающих человека, оказывающих влияние на уровень его Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 3
культурного развития и способствующих его культурной самореализации. Культурную среду можно представить как систему, состоящую из следующих компонентов: средствамассовой информации (радио, телевидение, газеты и т.п.); совокупностьучреждений культуры (кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи, парки, стадионы), учрежденияи организацииобразования, науки и искусства (театры, концертные залы, филармонии, картинные галереи и т.д.); традиции, обычаи, привычки, обряды; совокупностьнравственных и духовных ценностей.Анализ научных работ по проблемам социокультурной среды позволил установить, что определение данного понятия предполагает: 1)выявление социального значения культурных явлений; 2)обеспечение социокультурного подхода к анализу явлений; 3)рассмотрение культуры в соотношении духовных факторов с социальной регуляцией в культурноисторических типах. Мы пришли к выводу, что социокультурная среда это прежде всего то, что обусловлено культурой, то, что направлено на усвоение социальных норм и требований и на внутренний мир человека, на его духовность. Именно это, на наш взгляд, отличает социокультурную среду от всех других сред.В свете нашей работы приемлемым является подход Н. Б. Крыловой, где социокультурная среда представлена, с одной стороны, отношениями, ценностями, символами, предметами, вещами, а сдругой стороны, включает в себя бытование неписаных культурных норм жизнедеятельности сообщества, его традиций, принятых правил, образцов поведения. Исходя из этоготакие элементы социокультурной среды вуза, как ценности, отношения, традиции, правила, нормы, символы,мы назвали основными. Данные элементы составляют ядро социокультурной среды вуза и, по нашему мнению, пронизывают все сферы его жизнедеятельности. Таковыми в исследовании выступают учебновоспитательная, профессиональная, научноисследовательская и досуговая деятельность, управление, процесс коммуникации, эстетическое пространство и материальнопредметный мир образовательного учреждения[6, 7]. Социокультурная среда вузаэто пространство, которое способно изменяться под воздействием субъектов, внедряющих новые формы творческого взаимодействия и активнопри этом поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила, нормы, символы в различных сферах и формах жизнедеятельности вузовского коллектива, которые определяют своеобразный, неповторимый педагогический имидж коллектива и образовательного учреждения в целом. Наличие богатой и разнообразной социокультурной среды вуза является залогом его успешной деятельности, а отсутствие такой средынеминуемо будет сказываться на качестве обучения и воспитания, а значит,и на формировании у студентов имиджа учителя. Отсюда следует, что для формирования у студентов имиджа учителя физической культуры необходимо создавать такие педагогические условия, которые бы способствовали, с одной стороны, приумножению и обогащению социокультурной среды вуза, а с другой стороны,вовлечению студента в опыт самостоятельной деятельности по созданию своего индивидуального имиджа. В качестве таких условий можно выделить: погружение студентов в мониторинг, предметом которого выступает уровень сформированностиимиджевых характеристик; культивирование педагогических ценностей и гуманных отношений посредством сохранения и приумножения традиций жизнедеятельности вузовского коллектива; реализациюкомплексной программы непрерывного формирования у студентов имиджа учителя физической культуры[8, 9]. Деятельность учителя физической культуры востребована обществом. Следовательно, каждый учитель формирует свойпрофессиональный имидж. Учитывая Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 4
сущность имиджа учителя, ряд авторов подчеркивают его особенности: имидж учителя формируется целенаправленно, с учетом всех положительных компонентов, входящих в профессиональную деятельность; имеет характер стереотипа; имидж учителя физической культурыкак особый психический образ целостно отражает личностнопрофессиональные особенности учителя; оказывает эмоциональнопсихологическое воздействие на определенных лиц учеников, коллег, социальное окружение; может выступать средством педагогического воздействия на учеников, имидж воздействует на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них на сознание, поведение и результаты совместной деятельности (А.А. Деркач, Л.Ю. Донская, О.Б. Завьялова, А.А. Калюжный, Н.В. Кузьмина, Т.Н.Пискунова, А.А. Реан, Н.А. Тарасенко, В.М. Шепель, Н.М. Шкурко и др.). Имидж учителя физической культуры системное целостное образование, имеющее свою структуру, которая включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты,внутренние и внешние.Квнутренним относятся:знания (общепрофессиональные знания, знания теоретических основ педагогической имиджелогии); умения (методические,умения в области психотехнологий, диагностикооценочные); способности к эмпатии и толерантности; установки, ориентированные на понимание, сопереживание, относительную независимость и самостоятельность учащихся, на профессиональноличностный рост и саморазвитие, выраженные в установке на формирование позитивного имиджа; ценности (ценность жизни ребенка, его личностикак самоценности, ценность его и собственного здоровья); адекватная самооценка учителя.Внешние компоненты: габитарный элемент, опосредованный во внешнем виде учителя, оформленный в контексте делового стиля; вербальный элемент, характеризующий речь учителя; кинетический элемент, выраженный в ©языке приятияª, отсутствии агрессивных проявлений в жестах, мимике, позах;процессуальный: демократический стиль руководства учителя; стиль общения на основе увлеченности учителя совместной с учащимися физкультурноспортивной деятельностью.Подимиджемучителя физической культуры мы понимаем целенаправленно формируемый образпредставление учителя физической культуры, имеющий характер стереотипа и оказывающий эмоциональнопсихологическое воздействие на учащихся, коллег, социальное окружение.Имидж учителя физической культуры характеризуется устойчивыми связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру. Важными элементами имиджа являются внешний вид учителя физической культуры, его внутреннее состояние, самооценка, система ценностей и установок (его знания, умения). Все элементы проявляются в его деятельности, в характере взаимодействия с учащимися, родителями, коллегами и т.д. Это позволяет формировать положительное представление учителяо себекак о личности и профессионалеи представлениео нем у аудитории (учащихся, родителей, коллег)[1013]. В широком спектре проблем гуманноориентированного образования центральное место отводится анализу межличностных отношений в педагогическом процессе, особенно в сферах ©учительученикª и ©ученикученикª. Анализ современных нормативных документов, регламентирующих содержание профессиональной деятельности учителя физической культуры, показывает, что они ориентируют его на Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 5
создание условий для становления у школьников ценностей здорового образа жизни, появления и поддержания у них положительных эмоций, чувства ©мышечной радостиª в процессе физической активности, обеспечения творческого самовыражения учащихся в физкультурной деятельности. Регламентируя создание условий для полноценного физического воспитания школьника, нормативная база ориентируется на учителя физической культуры, обладающего определенными коммуникативными качествами и владеющего средствами коммуникации. Следовательно, растет потребность в учителях физической культуры, способных на физкультурных занятиях занять гуманную позицию по отношению к ученику, гармонизировать межличностные взаимоотношения, установить в учебновоспитательном процессе атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества, реализуя свои профессиональные функции через имиджмейкинг, что выдвигает в разряд актуальных проблему формирования его имиджевой компетентности. В учебном плане дисциплина по выбору ©Формирование имиджевой компетентности специалистов физической культурыª вариативной части учебного цикла Б3, профессиональный цикл (Б3.В.ДВ.4),направлена на формирование элементов следующих компетенций:ОК1, владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК7, готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе[13,14]. В результате освоения дисциплины студент должен владеть:методами и приемами создания благоприятной атмосферы общения учителя физической культуры, спортивного педагога с коллективом занимающихся и между членами коллектива; образной, эмоциональной речью как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом; методами и приемами расположения к себе собеседника; навыками эмоциональномимического сопровождения речи;уметь: оценивать свою деятельность и деятельность всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, коллег, управленческого звена) с нравственноэтических позиций; подбирать и использовать различные модели коммуникации для решения задач, возникающих в процессе физкультурноспортивной деятельности; планировать, контролировать, вносить коррективы в свою деятельность, в процесспедагогической деятельности во взаимодействии с другими студентами, учащимися,коллегами, родителями учащихся;знать:сущность и содержание имиджевой компетентности учителя физической культуры; модели педагогической деятельности; технологии формирования имиджевой компетентности; педагогический потенциал вербальных и невербальных средств; методики реализаций взаимодействияв различных видах физкультурноспортивной деятельности при использовании тех или иных моделей.Важно понимать, что продукт(результат) профессиональной деятельности по созданию имиджа учителя физической культуры это конечное состояние ©предметаª. Это имидж объекта с заданными характеристиками, сформированный у аудитории, или,иначе,измененное представление у членов аудитории о характеристиках объекта, выраженное в форме их мнения, поведения или действия по отношению к данному объекту; сформированность определенных характеристик у объектапрототипа имиджа, если ставилась такая задача. Педагогическому коллективу учебного заведениянеобходимо своим примером (на занятиях по теоретическому, практическомувзаимодействию, во внеучебной деятельности) создавать положительные эмоциональноустойчивые представления о деятельности учителя, педагога, тренера[15].
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 6
Ссылки на источники1.Купцова В. Г. Формирование имиджевой компетентности у будущего педагога физической культуры: учеб.метод. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2008. 132 с.2.Перелыгина Е. Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития: дис. … дра пед. наук. М., 2003. 1008 с.3.Купцова В. Г. Указ. соч.4.Климова Т. Е., КупцоваВ. Г. Имиджевая компетентность будущего педагога физической культуры: теория и практика формирования: монография/ Мво образования и науки РФ; ГОУ ВПО ©Магнитогорский гос. унтª.Магнитогорск:МаГУ,2008. 150с. 5.Купцова В. Г. Указ. соч.6.Там же.7.ПанасюкА.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или отом, как создать свой имидж. М.: Дело, 2001. 238 с.8.Купцова В. Г. Указ. соч.9.Купцова В. Г., Панкратович Т. М. Создание профессионального имиджа учителя физической культуре: учеб.метод. пособие/ ФГБОУ ВПО ©ОГПУª. Оренбург, 2015. 80с.10.Климова Т. Е., Купцова В. Г. Указ. соч.11.Купцова В. Г. Указ. соч.12.Купцова В. Г., Панкратович Т. М. Указ. соч.13.Климова Т. Е., Купцова В. Г. Указ. соч.14.Панасюк А. Ю. Указ. соч.15.Купцова В. Г. Указ. соч.
Valentina Kupcova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the chair of Theory and Practice of Physical Education, Institute of Physical Culture and Sports, Orenburg State Pedagogical University, Orenburgkupcova_30@mail.ruUniversity environment as a forming factor of image of physical culture teacher among bachelorsAbstract. The paperdiscusses the concept "environment", "cultural environment" and "sociocultural environment," as components influencingthe image of teacher. The sociocultural environment of highschool is seen as prospace, which is able to change under the influence of the subjects of supporting certain values, attitudes, traditions, rules, regulations, vital activity of university staff, which determine the number of teaching staff imageand educational institutions in general. Revealed interconnected components in the image of the teacher of physical culture.Keywords:environment, cultural environment, social environment, society,image ofphysical culture teacher.References1.Kupcova,V. G. (2008). Formirovanie imidzhevoj kompetentnosti u budushhego pedagoga fizicheskoj kul'tury: ucheb.metod. posobie, MaGU, Magnitogorsk, 132 p.(in Russian).2.Perelygina,E. B.(2003).Imidzh kak fenomen intersub#ektnogo vzaimodejstvija: soderzhanie i puti razvitija: dis. … dra ped. nauk, Moscow, 1008 p.(in Russian).3.Kupcova,V. G. (2008). Op. cit.4.Klimova,T. E. & Kupcova,V. G.(2008).Imidzhevaja kompetentnost' budushhego pedagoga fizicheskoj kul'tury: teorija i praktika formirovanija: monografija/ Mvo obrazovanija i nauki RF; GOU VPO “Magnitogorskij gos. unt”, MaGU, Magnitogorsk, 150 p. (in Russian).5.Kupcova,V. G. (2008). Op. cit.6.Ibid.7.Panasjuk,A. Ju. (2001). Vam nuzhen imidzhmejker? Ili o tom, kak sozdat' svoj imidzh, Delo, Moscow, 238 p.(in Russian).8.Kupcova,V. G. (2008). Op. cit.9.Kupcova,V. G. & Pankratovich,T. M. (2015). Sozdanie professional'nogo imidzha uchitelja fizicheskoj kul'ture: ucheb.metod. posobie/ FGBOU VPO “OGPU”, Orenburg, 80 p.(in Russian).10.Klimova,T. E. & Kupcova,V. G.(2008).Op. cit.11.Kupcova,V. G. (2008). Op. cit.12.Kupcova,V. G. & Pankratovich,T. M. (2015). Op. cit.13.Klimova,T. E. & Kupcova,V. G.(2008).Op. cit.14.Panasjuk,A. Ju. (2001). Op. cit.15.Kupcova,V. G. (2008). Op. cit.
Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров // Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15415. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15415.htm.–ISSN 2304120X. 7
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived03.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication05.11.15ОпубликованаPublished30.12.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Купцова В. Г., 2015
www.ekoncept.ru