Место и роль психодиагностики в управлении персоналом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Овсепян М. Э. Место и роль психодиагностики в управлении персоналом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15425.htm.
Аннотация. В статье описаны актуальные аспекты психодиагностики в управлении персоналом, ретроспектива развития психодиагностики, фактор психологизации основных сфер жизнедеятельности, наблюдения автора в процессе преподавания дисциплины «Психодиагностика в управлении персоналом».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Овсепян М. Э.Место и роль психодиагностики в управлении персоналом// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15425. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15425.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15425УДК 159.9.07:656.811

Овсепян Маргарита Эдуардовна,

преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавир marga141@mail.ru

Место и роль психодиагностики в управлении персоналом

Аннотация.В статье описаны актуальные аспекты психодиагностики в управлении персоналом, ретроспектива развития психодиагностики, фактор психологизации основных сфер жизнедеятельности, наблюдения автора в процессе преподавания дисциплины «Психодиагностика в управлении персоналом».Ключевые слова:психодиагностика, управление персоналом, психологизация, личностное исследование.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Последние десятилетия ознаменованы ростом психологизации различных сфер. В сфере образования прослеживается, что программы дошкольных образовательных учреждений, школ, вузов обязательно составляются с учетом психологических особенностей детей, с учетомих возраста, социальной ситуации, особенностей в развитии, а также их интересов.В сфере бытовых и семейных взаимоотношений появилась тенденция обращения к специалистам (психологам, психотерапевтам), вто время как, например, в недалекие 90е гг.подобные обращения были крайне редкими. Нои на сегодняшний день в нашей стране некоторые люди скептически относятся к проявлениям психологической помощи. Менталитет наших граждан обращает ее в некую насмешку. Россиянин скорее пойдет к своему другу или подруге поделиться своими душевными переживаниями, просить советов, чем обратится к психологу. Моральная поддержка, безусловно, нужнаи важна для человека, но поройнелишней бывает и профессиональная поддержка. Она поможет избежать последствий психологической перегрузки организма, таких, например, как неврозы, депрессия, апатия. Психологизация не обошла стороной и управленческую деятельность. Вспомним, как раньше принимали людей на работу: по распределению из образовательных учреждений, по предоставленным рекомендациям или опираясь на другие характеристики (располагающая внешность, родственная или дружественная связь и др.). Вспомним, как выявляли личностные качества: наблюдали за сотрудником длительное время, определяя,какие виды деятельности он может выполнять лучше других. Сегодня же эти процедуры упрощаются до проведения определенных тестовых упражнений или методик. Это экономит время и упрощает работу управляющего той или иной организации. Данная тенденция в сфере управления персоналом требует специального обучения. Управленцы со стажем нуждаются в специальной подготовке к психодиагностической деятельности, а современные студенты, обучающиеся по направлению «Управление персоналом»,изучают основы и способы применения данных техник в рамках основной программы вуза. Так, например, в Кубанском государственном университетеобязательной дисциплиной на третьем курсе является «Психодиагностика в управлении персоналом», которая предусматривает теоретическое и практическое Овсепян М. Э.Место и роль психодиагностики в управлении персоналом// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15425. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15425.htm.2ISSN 2304120X. 2

обучение будущих управленцев психодиагностической деятельности. Опираясь на небольшую практику ведения дисциплины, можемотметить, что современные студенты активно интересуются видами диагностик, стремясь исследовать самих себя и своих товарищей. Психодиагностика им интересна, пусть пока только для личностного исследования. Несомненно, такая практика поможет и в профессиональной деятельности в исследовании других людей, своих сотрудников. Обратимся к истокам понятия «психодиагностика».В самом общем виде психодиагностика –эта наука и практика постановки психологического диагноза. Термин «психодиагностика», распространившийся в психиатрии после появления книги Г. Роршаха «Психодиагностика» (Н.Rorschach, 1921), довольно быстро вышел за пределы медицины. Термин «диагноз» начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица). Понятие «психодиагностика» распространилось и на профилактическоеобследование индивидов и групп[1].Основываясьна предыдущем опыте нашей страны, можно посоветовать современным бизнесменам уделять более пристальное внимание конкретно развитию и использованию в управлении знаний по психологической диагностике. Бизнесмены и руководители, которые применяют методики психодиагностики, обеспечиваются важной психологическойинформацией о своих работниках[2].Считается, что для результативной диагностики психологического состояния работников следует соблюдать дваглавных принципа: непрерывности и комплексности диагностики.Принцип непрерывности психодиагностики предполагает, что при исследовании психологического состояния сотрудника проведение диагностики не должно быть однократным, то есть его состояние должно оцениваться не только в момент изучения. Необходимо анализировать этапы становления, роста, расцвета, изменения личности диагностируемого.Принцип комплексности предполагает исследование особенностей поведения работника в различных сферах его жизнедеятельности, напримерво время работы, взаимоотношенийс коллегами, общения, управления и самоуправления, позиции в коллективе[3].Существуют иные интерпретации принципов: ненанесение вреда;соблюдение тайны психодиагноза; беспристрастность; конфиденциальность; согласие сотрудника[4].Но основным принципом психодиагностической деятельности по праву считается принцип «Не навреди!», суть которого ясна из его формулировки.Немаловажный аспектпсиходиагностики –создание условий для выполнения данного вида деятельности.Одним из наиболее важных условийпри проведении психодиагностики личности является соблюдение профессиональной этики специалистом, что включает в себя обязанность уважать личное достоинство, права и свободы диагностируемого лица [5].Основные этические принципы в психодиагностике:1.Принцип ответственности:ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоциональносоматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования. Овсепян М. Э.Место и роль психодиагностики в управлении персоналом// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15425. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15425.htm.2ISSN 2304120X. 3

2.Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.3.Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ребенка, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине. На родительских собраниях не следует указывать на конкретных детей: родители сами должны понять, что относится к их ребёнку.4.Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым вполне можно доверять.5.Принцип ненанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытостирезультатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования. 6.Принцип объективности:выводы по результатам тестирования должны быть научно обоснованнымии никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование. 7.Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.8.Принцип комплексной диагностики–принцип сочетания различныхметодических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетанияметодик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения[6].Как и в любой другой науке,в психодиагностике есть свои методологические основы.

Основные методы психодиагностики[7]

Основной методВарианты основного методаНаблюдениеВнешнее (наблюдение со стороны).Внутреннее (самонаблюдение).Свободное.Стандартизированное.Включенное.СтороннееОпросУстный.Письменный.Свободный.СтандартизированныйТестыТестопросник.Тестзадание.Проективный тестЭкспериментЕстественный.Лабораторный.ФормирующийМетодыобработки данныхМетоды математической статистики.Методы качественного анализаОвсепян М. Э.Место и роль психодиагностики в управлении персоналом// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15425. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15425.htm.2ISSN 2304120X. 4

Все больший интерес вызываютметоды психодиагностики личности. М.К. Акимова считает, что обычно психодиагностика делает акцент на исследовании отдельной личности–еёпсихических качеств, действий, характеристик и состояний [8].Основные методы психодиагностики–это тестированиеи опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники, которые называются также методиками. Методики обладают следующими особенностями: 1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2)они представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.); 3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми; 4) информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности тойили иной деятельности индивида[9].Самым распространенным видом психодиагностики является тестирование. Один из излюбленных методов диагностики –присутствие вариантов ответа, а значит,и выбора. Но современные психодиагностические тесты предусматривают и другие формы выполнения: рисунок, беседуи др.Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет заданную деятельность (это может быть решение задач, рисование, рассказ по картине и др.), т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого. Отдельные тесты представляют стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый; стандартной является процедура предъявления заданий и процедура оценки результатов.Тесты весьма разнообразны. Существуют тесты вербальные (словесные) и невербальные (рисунчатые). Обычно выделяют две группы тестов:стандартизированные и прожективные (проективные)[10].Сама методика проведения и прохождения тестов вызывает интерес у учащихся. Смятение наступает, когда приходитсярассчитывать надежность, валидность и репрезентативность теста. (Надежность–это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. Валидность–это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен. То, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции, называется репрезентативностью тестовых норм[11].) Психодиагностика вышла из рамок психологии, а последняя, как известно, наука гуманитарная,и изучают ее люди преимущественно гуманитарного склада ума. Следовательно,формулы и формы для расчета вызывают противоречия у учащихся. Это происходит скорее потому, что они сталкиваются с этим впервые. Ведь это так отличается от традиционных ключей к тестам, подсчета количества положительных и отрицательных ответов. Преподаватель в данном случае помогает студентам побороть это противоречие и показать на практике, что это не так уж и сложно.Важно обращать внимание учащихся на то, как знаниеоснов психодиагностикии некоторые практические навыки помогут им в управленческой деятельности.Работа с персоналом–одно из направлений управленческой деятельности по приведению в соответствие задач, стоящих перед организацией,и организационнокадровых ресурсов, которые необходимы для их выполнения. Овсепян М. Э.Место и роль психодиагностики в управлении персоналом// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15425. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15425.htm.2ISSN 2304120X. 5

В традиционном представлении управление персоналом выступает в виде кадровой работы, которая понимается как деятельность по учету персонала и оформлению документации, осуществляемой в первую очередь непосредственными руководителями и работниками кадровых служб. На смену представлению о работе с персоналом как кадровой работе пришло понимание управленияперсоналом как особого направления в системе штабной управленческой деятельности. При этом оказывается, что помимо учета персонала необходимо создать и оптимизировать внутриорганизационные социальные процессы, то есть сформировать кадровый потенциал,и выработать мероприятия по развитию персонала в соответствии с целями и принципами корпоративной политики. Другими словами, необходимо сопоставить экономические, технологические, информационные, структурные процессы в организации и вне ее с процессами кадровыми. При этом мероприятия по профессиональному и личностному развитию персонала конструируются с учетом широкого социального контекста. Учитывается, что сотрудники организации являются не только ее представителями, но и входят в различные внутренние и внешние социальнодемографические группы. В подобной системе управления персоналом кадровый менеджер может занимать различные должностные позиции и являться: сотрудником среднего звена управления; консультантом, который работает с высшим руководством; членом высшего управленческого органа, ответственным за анализ кадровых процессов и разработку кадровой составляющей общей стратегии развития организации [12, 13].В рамках практической работы мы предлагаем студентам следующие тесты: «Изучение межличностных отношений»Т. Лири; «Социометрия»Дж. Морено, «Формирование положительной групповой мотивации»В.А. Розанова, «Удовлетворенность работой»В.А. Розанова;«Оценка лояльности сотрудника организации»Л.Г.Почебут, О.Е. Королева, «Опросник привлекательности культуры организации»Г.С. Никифороваи др.Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигаетсяза счет дополнительных часов аудиторной работы–самостоятельной работы обучающихся. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем.К самостоятельному виду работы обучающихся относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Обучающиеся могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.Важным видом самостоятельной работы обучающихся является написание творческой работы по заданной преподавателем либо согласованной с нимтеме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какойлибо изучаемой проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики. Это должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей, привитию интереса к исследовательской деятельности.Овсепян М. Э.Место и роль психодиагностики в управлении персоналом// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15425. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15425.htm.2ISSN 2304120X. 6

Показателем освоения дисциплины является усвоение общих и профессиональных компетенций,в рамках которых будущий управленец должен уметь:1.Самостоятельно планировать и осуществлять все этапы по психометрическому конструированию или адаптации психодиагностических методик: проверкунадежности и валидности на уровне отдельных пунктов теста, отсев ненадежных и невалидных пунктов, построение и анализ распределения тестовых баллов, составление математических уравнений для прогнозирования или «решающего правила» для распознавания.2.Организовать хранение и обработку психодиагностических данных на компьютере, владеть навыками работы на компьютере в рамках стандартных операционных систем, знать структуру используемых в психодиагностике баз данных и уметь управлять ими.3.Организовать работу психологовпсиходиагностов по ведению документации поиспользуемым методикам, по соблюдению методических стандартов, по сведению и интеграции результатов в общие банки психодиагностической информации.4.Вести картотеку методик в рамках заданной области (отраслевой психологической службы), тщательно располагаяметодики по уровню психометрической обеспеченности, вести библиотеку методических материалов и методических рекомендаций по использованию стандартизованных методик [14].

Ссылки на источники1.Бодалев А. А.,Столин В. В.,Аванесов В. С.Общая психодиагностика. –СПб.: Издво «Речь», 2000. –С. 11.2.Психодиагностика как инновационная технология в управлении персоналом / С. Н. Ильин, Г.Р.Колодкин. –URL:http://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnostikakakinnovatsionnayatehnologiyavupravleniipersonalom.3.Там же. 4.Там же.5.Там же.6.Нетесова М. В. Правила проведения и особенности психодиагностики. –URL:http://nsportal.ru/detskiysad/upravleniedou/2012/12/29/pravilaprovedeniyaiosobennostipsikhodiagnostikidetey.7.Там же.8.Акимова М.К. Психологическая диагностика: учеб.для вузов/ под ред. К. М. Гуревича. –СПб.:Питер,2008.9.Психодиагностика личности.–URL:http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihodiagnostika.html.10.Там же.11.Творогова Н.Д.Общая и социальная психология. –URL:http://psyera.ru/4919/metodypsihodiagnostiki.12.Психологическая диагностика в управлении персоналом: учеб. пособие для сотрудников кадровых служб / под ред. Е. А.Климова. –М.: РПО, 1999.13.Психодиагностика как инновационная технология в управлении персоналом.14.Бодалев А.А.,Столин В. В.,Аванесов В. С. Указ. соч. –С. 158.

Margarita Ovsepyan,

Teacher at the chair of SocialHumanitarian Disciplines, Kuban State University(branch in Armavir), Armavirmarga141@mail.ruThe place and role of psychological diagnostics in personnel managementAbstract.The paper deals withactual aspects of psychological diagnostics forpersonnel management, retrospective of the development of psychodiagnostics, psychologization factor of the major spheres of life, observations of the author in the process of teaching discipline “Psychological diagnostics in personnel management”.Keywords: psychodiagnostics, personnel management, psychologisation, personal study.References1.Bodalev,A. A., Stolin,V. V. & Avanesov,V. S. (2000). Obshhaja psihodiagnostika, Izdvo “Rech'”,St. Petersburg, p. 11(in Russian).Овсепян М. Э.Место и роль психодиагностики в управлении персоналом// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15425. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15425.htm.2ISSN 2304120X. 7

2.Il'in, S. N. & Kolodkin,G. R. Psihodiagnostika kak innovacionnaja tehnologija v upravlenii personalom. Available at:http://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnostikakakinnovatsionnayatehnologiyavupravleniipersonalom(in Russian).3.Ibid.

4.Ibid.5.Ibid.6.Netesova,M. V. Pravila provedenija i osobennosti psihodiagnostiki.Available at:http://nsportal.ru/detskiysad/upravleniedou/2012/12/29/pravilaprovedeniyaiosobennostipsikhodiagnostikidetey(in Russian).7.Ibid.8.Akimova,M. K. & Gurevich, K. M.(ed.)(2008).Psihologicheskaja diagnostika: ucheb. dlja vuzov,Piter,St. Petersburg(in Russian).9.Psihodiagnostika lichnosti. Available at:http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihodiagnostika.html(in Russian).10.Ibid.11.Tvorogova,N. D. Obshhaja i social'naja psihologija.Available at: http://psyera.ru/4919/metodypsihodiagnostiki(in Russian).12.Klimov,E. A. (ed.) (1999). Psihologicheskaja diagnostika v upravlenii personalom: ucheb. posobie dlja sotrudnikov kadrovyh sluzhb,RPO,Moscow(in Russian).13.Il'in, S. N. & Kolodkin,G. R.Op. cit.14.Bodalev,A. A., Stolin,V. V. & Avanesov,V. S. (2000). Op. cit., p. 158.

Рекомендованокпубликации:

Гуренковой О. В., кандидатом социологических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived30.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.12.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.12.15ОпубликованаPublished02.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Овсепян М. Э., 2015

www.ekoncept.ru