Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 206–210. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15448.htm.
Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос экономического воспитания детей дошкольного возраста. В статье раскрыты теоретические аспекты сущности проблемы экономической грамотности детей на этапе дошкольного детства. Особое внимание автор уделяет семье как первичной среде, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение// Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15448. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15448.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15448УДК 373.21

Дудник Наталия Аркадиевна,

аспирант Уманского государственного педагогического университета им.ПавлаТычины, г.Умань, Украинаnatacna.suv@bk.ru

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста:актуальность и значение

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос экономического воспитания детей дошкольного возраста. В статье раскрыты теоретические аспекты сущности проблемы экономической грамотности детей на этапе дошкольного детства. Особое внимание автор уделяет семье как первичной среде, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями.Ключевые слова: экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая грамотность, семья.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Изменения в социальной, политической, экономической сферах, характеризующиесовременное украинское общество, побуждают к пересмотру направлений развития образования. В условиях сегодняшнего дня, когда ребенка уже с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами, актуализируется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с проблемами ©взрослойª экономики.Необходимость формирования полноценной личности ребенка дошкольного возраста как субъекта экономической социализации, экономического образования актуализирует вопрос формирования у детей основ экономической культуры, привлечениядетей к ©взрослойªэкономике. Безусловно, это один из факторов экономической социализации, которая влияет на отношение ребенка к духовным и материальным ценностям, на экономическую социализацию детей, формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний, осознание детьми экономических понятий. Изучение основ экономики помогает детям развить экономическое мышление, освоить экономические понятия, потребности, природные ресурсы, товары и т.д.;помогает приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего,более глубокого изучения экономики в старших классах, а также сформировать стимулы к овладению экономическими знаниями и приобретению экономического опыта.Некоторые теоретические исследования ученых (А.Богуш, Н.Гавриш, Н.Грамы, Г.Григоренко, Р.Жадан, Л.Клариной, Е.Курак, А.Шатовой, А.Смоленцевой) свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста.Современные ученые(Г.Григоренко, Р.Жадан) придают большое значение необходимости экономического образования детей в дошкольном учреждении, воспитанию у детей качеств рационального потребителя, который будет ориентирован на экономное отношение к собственным и общественнымресурсам. Они подчеркивают значение экономических знаний как составляющей социализации ребенка, его жизненной компетентности в целом, определяют содержание знаний и представленийо Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение// Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15448. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15448.htm.–ISSN 2304120X. 2

качественных характеристиках товара, вдумчивом отборе нужных товаров, правилах пользования вещами, о жилищнокоммунальных услугах, деньгах, рекламе[1].В первоначальном экономическом опыте детей старшего дошкольного возраста А.Сазонова выделяет следующие составляющие:мотивационная (наличие у ребенка интереса к экономической сфере жизни с имеющимися знаниями и умениями в этой области);информационная (наличие экономических представлений, владение элементарными экономическими понятиями, понимание основных экономических процессов и законов);операционная (зрелость экономических действий, элементарных умений и навыков экономической деятельности, умение ориентироваться в нестандартных социальноэкономических ситуациях).Средством формирования понятий экономического опыта дошкольников ученый определяет игровую деятельность [2].Однимиз главных стимулов экономического поведения ребенка является его желание. Н.Гавришотмечает: ©Детям дошкольного возраста свойственно стремление иметь одновременно много ярких игрушек, полученные ими в социальной среде впечатления всегда порождают новые желания. Позиция детей в таких ситуациях зависит от уровня развитости у них культуры желаний. Ее формированию способствует рассуждение ребенка вместе с взрослым об этих желаниях, целью которого является осознание им собственных желаний, понимание наличий желаний у других людей, которые тоже следует учитывать; зависимости реализации желаний от их содержания, реальности, важности; разницы между желаниями, мечтами и капризами. Решению указанных задач помогает чтение литературных текстов с духовнонравственным содержанием, а также использование речевых игр и упражнений по их содержанию, полилога, экспериментальной деятельности (опыты с игрушками), создание игрушексамоделок, игрового поля собственными руками и т.д.ª [3].По мнению Н.Кривошеи, в ознакомлении детей с трудом взрослыхкак средством экономического воспитанияодной из первых задач являетсявооружение дошкольников с этой целью элементарными экономическими знаниями. Автор подчеркивает, что во время отбора содержания знаний необходимо учитывать уровень их информативности для ребенка, эмоциогенности, связанной с имеющимся социальным опытом, побуждение к реализации этих знаний в собственной деятельности. Усвоению этих знаний будет способствовать создание игровых ситуаций, чтение современной детской художественной литературы и фольклорных произведений экономического содержания, использование рассказов, бесед, проведение экскурсий и тому подобное. Кроме того, успешность усвоения детьми знаний экономической направленности зависит от уровня готовности педагогови родителей решать задачи экономического воспитания и экономической социализации [4]. В то же время некомпетентность в экономической сфере подрастающего поколения приводит в дальнейшем к проблемам в семейных отношениях, к неспособности ведения бюджета, неразумномураспределениюсредств, тормозит решение экономических проблем семьи.Как видим, экономическое воспитание дошкольников связано с изменениями, которые происходят в дошкольном образовании и направлены на формирование экономических понятий, экономического сознания, экономического поведения. Следует отметить, что в процессе экономического воспитания происходит обогащение первичного экономического опыта ребенка дошкольного возраста элементарными экономическими знаниями, собственного экономического опыта, который является базой для психологической готовности ребенка к дальнейшей взрослой жизни.Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение// Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15448. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15448.htm.–ISSN 2304120X. 3

Рост интереса современных ученых к проблеме экономического воспитания дошкольников обусловлен изменениями, которые происходят в современном обществе, в частности,это связано с процессами евроинтеграции и модернизации образования в целом. Необходимость экономического воспитания вызвана реформированием дошкольного образования наУкраине, согласно которому дошкольное учебное заведение является первым звеном образования, которое направлено на формирование основ экономической грамотности детей дошкольного возраста.Формирование экономической грамотности детей дошкольного возраста ‬важная задачасовременного дошкольного образования. Ее своевременное решение позволяет приближать ребенка к реальной взрослой жизни, обучать его ориентироваться в настоящем, пробуждать экономическое мышление, давать знания о новых профессиях и умение рассказать о них; формирует деловые качества личности: умение правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать и в дальнейшем строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. При этом отметим, что обогащается детский словарь, начинают развиваться чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрывать, стремление доводить начатое до конца, здоровый интерес к деньгам.Процесс развития экономической грамотности детей дошкольного возраста рассматривается нами как педагогически обоснованная, последовательная и непрерывная форма обучения, с помощью которой дети овладевают совокупностью взаимосвязанных экономических знаний, навыков и отношений. Подчеркнем, что формирование экономической грамотности у детей происходит в процессе их социализации и связано не только с целенаправленным усвоением знаний на специальных занятиях, но и с проникновением в сознание детей элементов среды, культуры общества.Следует отметить, что в экономическом воспитании ребенка, его знакомстве с соответствующими эталонами экономической социальной среды важную роль играет семья, которая является первым естественным микрофактором экономической социализации для ребенка.В исследованиях Т.Грасс важными институтами экономической социализации являются семья, школа, общество [5].По этому поводу есть также подходящее мнение А.Богуш о том, что ©растет роль семьи как основы государства и семьи, которая является постоянно действующим звеном воспитания, обусловливает развитие ребенка на всех стадиях ее жизнедеятельности. Поэтому формирование в семье навыков заботливого хозяина, рациональности и черт творческой трудолюбивой личности, формирование чувства собственности и навыков хозяйствования становится первым источником ощущения ребенком всевозможных изменений, происходящих в обществе. К тому же семья является носителем традиций, благодаря чему на ней лежит особая ответственность за создание системы экономических представлений у детейначиная с дошкольного возраста. В течение первых лет жизни семья является психологической микросредой, где проходит экономическая социализация ребенка, ведь каждой семье присущи свои принципы ведения домашнего хозяйства, особенности домашней экономики, ценностные ориентацииª [6]. Именнов семье дети усваивают азы семейной экономики, пытаясь помогать родителям в домашних делах. При этом они всегда ориентируются на поступки родителей, их отношение к семейному бюджету, вещам, другим материальным ценностям. Усвоенные основы семейной экономии дети пытаются переносить в игровые ситуации, применять в общении со сверстниками в детском саду. При этом в семье у ребенка накапливается определенный ©экономическийª опыт, который в дальнейшем обогащается, уточняДудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение// Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15448. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15448.htm.–ISSN 2304120X. 4

ется, систематизируется, знания приобретают экономическую направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного экономического поведения.В семье отражаются разнообразные отношения, которые имеют место в обществе ‬экономические, политические, социальные, духовные. Но в противовес общественнымвнутрисемейные отношения отличаются близостью, неповторимостью задушевных связей родителей и детей, глубоким личностным контактом между ними. Их воспитательная сила способствует интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком моральных норм и правил, формированию эмоциональноценностных отношений и социально одобренного поведения [7].В семье ребенок начинает осмысливать общие нормы и ценности, что делает возможным его восприятие среди товарищей по играм, в детских возрастных коллективах, неформальных объединениях, членом которых он становится или на которые ориентируется в своей жизни [8].Следует подчеркнуть, что современного ребенка с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами. Следовательно, процесс экономической социализации рассматривается шире в сравнении с процессом экономического воспитания. В большинстве случаев сложно проследить за тем, что усваивает ребенок в процессе общения со сверстниками, просмотра средств массовой информации, наблюдения за деятельностью взрослых,и определить соответствие такой стихийной информации моральноэтическим нормам общества. Именно поэтому важно сформировать у детей дошкольного возраста элементарный экономический опыт, который станет базой для дальнейшей экономической социализации и экономического воспитания личности.Значит, важен не столько факт вовлечения ребенка в экономическую подсистему семьи, сколько характер такого вовлечения. Например, если ребенку приходится ©доказыватьª свое право на участие в семейном бюджете, то его внимание концентрируется на выполнении обязательств перед родителями, зато свободное предоставление ребенку денег родителями формирует у него ответственность за разумное их распределение, стремление к большей осведомленности об экономическом мире взрослых. Как отмечают А.Богуш, Н.Гавриш, современные социальноэкономические отношения в обществе побуждают ребенка довольно рано знакомиться с проблемами семейной ©взрослойª экономики [9]. Следовательно, возникает необходимость организованно привлекать детей уже в дошкольном учреждении кусвоению основ экономики, пропедевтики экономической грамотности. В исследованиях Н.Грамы указано, что понимание экономической грамоты обеспечивается единством содержания, постепенным уяснением и развитием элементарных экономических знаний, умений и навыков, которые постоянно усложняются в соответствии с возрастом детей [10].В то же времяисследования ученых Е.Арнаутовой, А.Божович, Н.Виноградовой доказывают, что современным семьям присущи серьезные трудности в процессе экономической социализации. Большинство ошибок, которые допускают родители в экономическом воспитании своих детей, обусловлены недостатком конкретных психологопедагогических знаний по экономическому воспитанию детей и его задач на современном этапе. Некомпетентность в экономической сфере подрастающего поколения приводит в дальнейшем к проблемам в семейных отношениях, к неспособности ведения бюджета, неразумномураспределениюсредств, тормозит решение экономических проблем семьи.Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение// Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15448. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15448.htm.–ISSN 2304120X. 5

Итак, семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт.Уже с дошкольного возраста дети постепенно устанавливают связь с экономической жизнью общества, экономическими отношениями, которые направлены на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно с этого возраста заложить основы таких качеств, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, собранность, практичность, самостоятельность, деловитость, сформировать разумные экономические потребности, умение сопоставлять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.Следовательно, необходимость формирования личности ребенка дошкольного возраста как субъекта экономической социализации, экономического образования актуализирует вопрос экономического воспитания. Это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированный на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование нравственных чувств и моральноэкономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социальноэкономического поведения. Однако недостаточная научнометодическая разработка процесса экономической социализации и формирования экономической грамотности у детей дошкольного возраста во взаимодействии детского сада и семьи приводит к ситуации, когда значительная часть педагогических коллективов дошкольных учебных заведений проявляет неготовность к обеспечению педагогического взаимодействия в вопросе экономического воспитания старших дошкольников. В связи с этим возникла необходимость разработки принципов экономической социализации в современной педагогической науке и внедренияее в практику современных дошкольных учебных заведений, а также потребность в дальнейших научных исследованиях.

Ссылки на источники1.Григоренко Г.,Жадан Р.Щоб навчати, треба знати: методичні рекомендації з формування основ споживчої культури // Дошкільне виховання. ‬2013. ‬№ 8. ‬С. 27.2.КривошеяН.Б. Ознакомление детей старшего дошкольного возрастас трудом взрослых как средство первоначального экономического воспитания: дис. … канд. пед. наук. ‬Славянск, 1996. ‬216 с.

3.ГавришН. Книга ‬незамінний засіб духовноморального виховання // Дошкільне виховання. ‬2013. ‬№ 9. ‬С. 10.4.КривошеяН.Б.Указ. соч.5.Москаленко В.В. Економічна соціалізація особистості: концептуальна модель // Соціальна психологія. ‬2006. ‬№3. ‬С. 3.6.БогушА.М.,Гавриш Н. В. Методика ознайомлення дітей з довкіллям у дошкільному навчальному закладі : підручник для ВН. ‬Киев: Видавничий Дім “Слово”, 2007. ‬408 с.7.КравченкоТ.В. Соціалізація дітей шкільного віку у взаємодії сім‱ї і школи: монографія. ‬Киев: Фенікс, 2009. ‬С. 8.8.Там же. ‬С. 118.9.БогушА.М., Гавриш Н. В.Указ. соч.10.ЖаданР., Григоренко Г.Економічна освіта дітей старшого дошкільного віку(перспективнокалендарне планування занять з економіки). ‬Запоріжжя: ТОВ ©ЛІПСª ЛТД, 2006. ‬116 с.



Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение// Концепт. –2015. –№ 12(декабрь).–ART15448. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15448.htm.–ISSN 2304120X. 6

Natalia Dudnik,

PhDstudent,Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Umannatacna.suv@bk.ruEconomic education of preschool children: relevance and importanceAbstract.The paperdeals with the actual question of economic education of preschool children, caused by the modern realities of preschool education. The author disclosestheoretical aspects of the nature of economic literacy of children at the stage of preschool childhood. Theauthor pays particular attention to the family as the primary environment in which the child masters the economic concepts.Keywords:economic education, economic education, economic literacy, family.References1.Grigorenko,G.&Zhadan,R.(2013). “Shhob navchati, treba znati: metodichnі rekomendacії z formuvannja osnov spozhivchoї kul'turi”,Doshkіl'ne vihovannja,№ 8,p.27(Ukrainian).2.Krivosheja,N. B. (1996). Oznakomlenie detej starshego doshkol'nogo vozrasta s trudom vzroslyh kak sredstvo pervonachal'nogo jekonomicheskogo vospitanija : dis. … kand. ped. nauk,Slavjansk, 216 p. (inRussian). 3.Gavrish,N. (2013). “Kniga ‬nezamіnnij zasіb duhovnomoral'nogo vihovannja”,Doshkіl'ne vihovannja,№ 9,p.10(Ukrainian).4.Krivosheja,N. B. (1996). Op. cit.5.Moskalenko,V. V. (2006). “Ekonomіchna socіalіzacіja osobistostі: konceptual'na model'”, Socіal'na psihologіja,№ 3, p. 3(Ukrainian).6.Bogush,A. M.&Gavrish,N. V. (2007). Metodika oznajomlennja dіtej z dovkіlljam u doshkіl'nomu navchal'nomu zakladі: pіdruchnik dlja VN, Vidavnichij Dіm “Slovo”, Kiev, 408 p.7.Kravchenko,T. V. (2009). Socіalіzacіja dіtej shkіl'nogo vіku u vzaєmodіїsіm‱їіshkoli: monografіja, Fenіks, Kiev, p. 8(Ukrainian).8.Ibid.,p.118.9.Bogush,A. M.&Gavrish,N. V. (2007). Op. cit.10.Zhadan,R.&Grigorenko,G. (2006). Ekonomіchna osvіta dіtej starshogo doshkіl'nogo vіku (perspektivnokalendarne planuvannja zanjat' z ekonomіki), TOV “LІPS”LTD, Zaporіzhzhja, 116 p.(Ukrainian).

Рекомендованокпубликации:

РогальскойЯблонской И. П., доктором педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª



Поступила в редакциюReceived26.12.15Получена положительная рецензияReceived a positive review28.12.15ПринятакпубликацииAccepted for publication28.12.15ОпубликованаPublished29.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Дудник Н. А., 2015

www.ekoncept.ru