Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования психологической готовности к школе в условиях безопасной образовательной среды при переходе из детского сада в школу. В статье раскрывается понятие «психологическая готовность к школе», рассматриваются ее компоненты (интеллектуальная, мотивационная и эмоционально-волевая готовность), представлены результаты исследования уровня психологической готовности детей к школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению// Концепт. 22015. 2№ 12(де0кабрь).2ART15435. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15435.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15435УДК 159.922.7

Иванова Людмила Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскivanovalv15@mail.ru

Пермякова Надежда Владимировна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскnadi80@inbox.ru

Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования психологической готовности к школе в условиях безопасной образовательной среды при переходе из детского сада в школу. В статье раскрывается понятие «психологическая готовность к школе», рассматриваются ее компоненты (интеллектуальная, мотивационная и эмоциональноволевая готовность), представлены результаты исследования уровня психологической готовности детей к школе.

Ключевые слова: дошкольное образование,дошкольнаяобразовательная организация,старший дошкольник, психологическая готовность к школьному обучению, образовательная среда.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Для России XXI век стал временем качественных изменений в сфере дошкольного образования, временем введения в действие нового Федерального закона «Об образовании»,в котором дошкольное образование выделено как первое звено в системе общего непрерывного образования. Инновационное развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию: результатам и результативности образовательной деятельности организаций дошкольного образования, выбору и обоснованию ими содержания основных и парциальных программ, обучению педагогических кадров. Неудовлетворенность состоянием и результатами дошкольного образования выразились в принятии проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который определяет примерный минимум содержания основных образовательных программ дошкольного образования, максимальный объем организованных видов детской деятельности и требования к уровню функциональной готовности детей к усвоению образовательных программ начального общего образования [1].Подготовка детей к обучению в школе ‬приоритетная задача, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность. Это задача комплексная,многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе ‬это один из аспектов этой задачи, исключительно важный и значимый [2]. Особенности психологической готовности к школьному обучению обусловлены выделением двух уровнейготовности: необходимого, заключающегося в приобретении элементарных знаний, умений и навыков, которые обусловливают обучение в школе,и поливариативного, включающего особую подготовку к начальной ступени образования [3].

Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению// Концепт. 22015. 2№ 12(де0кабрь).2ART15435. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15435.htm.2ISSN 2304120X. 2

В связи с переходом из детского сада в школу существует и еще ряд проблем: проблема развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия ребенком на себя новых социальных ролей, проблема адаптации и успешности учебной деятельности. Этими и другими актуальными проблемами занимается возрастная и педагогическая психология [4]. В настоящее время в дошкольном образовании ситуация осложняется многообразием организационных моделей предшколы, в рамках которых неизбежно реализуются разные подходы, в ряде случаевзаметно различающиеся своей педагогической эффективностью. Основной организационной формой подготовки детей к школе являются дошкольные образовательные организации (далее ‬ДОО). Одна из проблем подготовки к школе детей, посещающих ДОО, состоит в том, что детские сады работают по разным программам; при этом каждая из них выдвигает свои показатели развития, тесно связанные с образовательным содержанием, заложенным в программе.В результате показатели развития в разных программах несоотносимы друг с другом. Чтобы обеспечить равный старт при переходе на следующую ступень образования, требуется разработка и введение единых критериев оценки планируемых результатов подготовки детей к школе и проектирование обязательного минимума содержания основных образовательных программ для всех организационных моделей [5].Далеко не все существующие на практике модели подготовки детей к школьному обучению успешно решают задачи, связанные с рационализацией процесса образования детей старшего дошкольного возраста. Наибольшим педагогическим потенциалом для решения этих проблем обладают те модели, которые ориентированы на использование потенциала специально созданной образовательной среды. Это средовое влияние является естественным средством комплексного педагогического воздействия, решающим фактором развития личности старшего дошкольника, его подготовки к жизни и деятельности в условиях школы [6].Основной отрезок жизни дети проживают в образовательной среде [7]. Возникают вопросы, связанные с организацией в образовательном пространстве ДОО такой среды, которая является условием позитивной социализации ребенка дошкольного возраста [8]. М.В. Урбанская определяет образовательную среду ДОО как «совокупность специально созданных материальных и духовных условий в открытой неравновесной педагогической системе, в которой за счет активного взаимодействия педагога и дошкольника на основе принципов синергетики возникает нелинейный резонансный эффект усиления малых педагогических воздействий, способствующих согласованию темпов и уровней развития, становлению творческой личности, а также возникновению качественно нового уровня предшкольного образования» [9]. Задачей современной образовательной организации является создание такой образовательной среды, в которой будет организована подготовкаребенка к самостоятельной жизни, формированиеу него творческих способностей, любознательности, инициативности, коммуникативности, исследовательского интереса. Большую роль в успешной адаптации первоклассников к образовательноразвивающей среде играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития (ДОО, семья) [10].В дошкольном детстве начинается становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. Этим определяется значение детского сада как организационной и общественной формы воспитания дошкольника. На современном этапе развития педагогики актуальной является ориентация деятельности педагога на личность воспитанника [11]. Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению// Концепт. 22015. 2№ 12(де0кабрь).2ART15435. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15435.htm.2ISSN 2304120X. 3

Особую роль в дошкольной среде играет взрослый человек, а именно педагог. Вследствиеспецифики детского возраста педагогическое воздействие взрослый оказывает как своими педагогическими способностями, так и личностными качествами.Организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса выступает источником психологического комфорта ребенка дошкольного возраста.Дошкольное образование, соблюдая преемственностьс другими ступенями общего образования,не может и не должно превращаться в целенаправленную подготовку ребенка к обучению в школе. Формирование школьной готовности должно осуществляться за счет специфических ресурсов дошкольного детства, которые можно почерпнуть в различных видах свободной творческой деятельности ребенка ‬игре, общении, художественном творчестве, активном восприятии сказки и др. Современные психологопедагогические исследования показывают, что это является и наиболее оптимальным путем формирования готовности ребенка к систематическому обучению в школе. В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков идр. Анализ литературных источников позволил выявить, что психологическая готовность ‬это сложное комплексное образование, представляющее собой такой уровень психического развития ребенка, который позволит ему успешно усваивать школьную программу. И, обобщая точки зрения разных авторов, к компонентам психологической готовности к школьному обучению можно отнести интеллектуальную, мотивационную и эмоциональноволевую готовность. Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важен как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений [12].Таким образом, целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования психологической готовности детей к школе в условиях безопасной образовательной среды. Этапы исследования: 1.Поисковоподготовительный. На данном этапе выполнен теоретический обзор литературы по проблеме психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников, определены психологические особенности образовательной среды ДОО, подобраны методики диагностики психологической готовности детей к обучению в школе.2.Опытноэкспериментальный. На этом этапе мы провели исследовательскийэксперимент, который состоял издвух этапов: констатирующегои формирующего. Была проведена психодиагностика испытуемых. Формирующий эксперимент являлся средством достижения цели опытноэкспериментальной работы ‬разработать и проверить эффективность программы формирования психологической готовности детей к школьному обучению в условиях безопасной образовательной среды.3.Контрольнообобщающий этап ‬это заключительный этап исследовательской работы. На данном этапе осуществлялся анализи обобщение результатов предыдущих этапов исследования, формулирование вывода о подтверждении гипотезы на основании полученных результатов экспериментального исследования. В итоге осуществленной деятельности были сформулированы выводы и данырекомендации для родителей и педагогов.Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению// Концепт. 22015. 2№ 12(де0кабрь).2ART15435. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15435.htm.2ISSN 2304120X. 4

Базу экспериментального исследования составили дети МБДОУ «Д/с №45» г.Бакала Челябинской области. В констатирующем исследовании психологической готовности к школе приняли участие 40 детей подготовительных к школе групп, в формирующем исследовании ‬20 детей подготовительной к школе группы. В качестве диагностического инструментария были взяты следующие методики:экспрессдиагностика в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова), проективная методика «Рисунок школы» (адаптированная Н.В. Нижегородцевой).При проведении диагностики ребенку в индивидуальной форме предлагались задания на вербальном и невербальном уровнях. Комплекс психодиагностических методик для диагностики уровня психологической готовности детей к школьному обучению представлен в табл. 1.Таблица 1Комплекс психодиагностических методик для диагностики уровня психологической готовности детей к школьному обучению

КомпонентМетод, методикаИнтеллектуальная готовностьЭкспрессдиагностика в детском саду (Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко)Мотивационная готовностьМетодика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова)Эмоциональноволевая готовностьПроективная методика «Рисунок школы» (адаптированная Н.В. Нижегородцевой)

Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты представлены в табл.2.Таблица 2Сводная таблица «Психологическая готовность детей к школе» (констатирующий эксперимент)

Методика исследованияУровень психологической готовности детей к обучению в школе (40 человек), %ВысокийСреднийНизкийЭкспрессдиагностика в детском саду (Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко)7,582,510Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова)2080‬Проективная методика «Рисунок школы» (адаптированная Н.В. Нижегородцевой)1585‬Итого общий результат по трем методикам, %14,282,53,3

По результатам исследования трех методик мы видим, что большинство испытуемых (82,5%‬33 человека) имеют средний уровень психологической готовности к обучению в школе. Также имеются испытуемые, которые показали низкий (3,3%‬4человека) и высокий (14,2%‬3 человека) уровни психологической готовности к обучению в школе. Испытуемым, имеющим низкий и средний уровни,необходимы систематические занятия, направленные на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе.После проведения диагностики мы получили экспериментальную группу, состоящую из 20 человек ‬9 девочек и 11 мальчиков.В целом группа характеризуется любознательностью, активностью во всех видах деятельности. Большинство детей ощущают себя в группе уютно и комфортно, все дети хорошо общаются между собой и с воспитателями, охотно идут на контакт.

Результаты диагностики психологической готовности к школе экспериментальной группы на констатирующем этапе представлены в табл.3.Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению// Концепт. 22015. 2№ 12(де0кабрь).2ART15435. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15435.htm.2ISSN 2304120X. 5

Таблица 3Сводная таблица «Психологическая готовность детей кшколе»

Методика исследованияУровень психологической готовности детей к обучению в школе (20 человек), %ВысокийСреднийНизкийЭкспрессдиагностика в детском саду (Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко)5905Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова)2080‬Проективная методика «Рисунок школы» (адаптированная Н.В. Нижегородцевой)1585‬Итого общий результат по трем методикам, %13,4851,6

Уровень психологической готовностиэкспериментальной группы: 13,4% детей ‬2 человека ‬имеют высокий уровень готовности; 85% детей ‬17 человек ‬имеют средний уровень готовности; 1,6% детей ‬1 человек ‬имеют низкий уровень готовности. Результаты диагностики говорят о необходимости проведенияс испытуемыми экспериментальной группы занятий попрограммепо формированию психологической готовности детей к школьному обучению. Для формирования психологической готовности к обучению в школе мы разработали программу под названием «Скоро в школу».Цель программы ‬подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития интеллектуальной, мотивационной и эмоциональноволевой компонентов психологической готовности. Программа «Скоро в школу» направлена на развитие психологической готовности. Занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, созданиюдружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, расширяют кругозор ребенка, развивают графомоторные навыки. Игровые занятия помогают ребенку принять роль ученика, формируют эмоциональноположительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности. Занятия продолжительностью 30минут проводились два раза в неделю с учетом индивидуальных особенностей испытуемых.После проведения программыдля проверки изменений в уровне психологической готовности детей к обучению в школе была осуществленаповторная диагностика по тем же трем методикам. Полученные результаты контрольного этапа исследования представлены в табл.4.Таблица 4Сводная таблица «Психологическая готовность детей к школе»

Методика исследованияУровень психологической готовности детей к обучению в школе (20 человек), %ВысокийСреднийНизкийЭкспрессдиагностика в детском саду (Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко)2575‬Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова)3565‬Проективная методика «Рисунок школы» (адаптированная Н.В. Нижегородцевой)3070‬Итого общий результат по трем методикам, %3070‬

Обобщая диагностические данные по трем методикам,можно заметить, что количество детей с высоким уровнем готовности к школе после проведения программы увеличилось на 16,6%, а дети с низким уровнем готовности к школе отсутствуют. Эти результаты подтверждают эффективность разработанной нами программы по формированию психологической готовности детей к школьному обучению. Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению// Концепт. 22015. 2№ 12(де0кабрь).2ART15435. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15435.htm.2ISSN 2304120X. 6

Для большей достоверности мы подвергли выборку качественному анализу и провели математическую обработку результатов исследования по методике Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко. Для математическойобработки мы применили критерий Т. Вилкоксона, который используется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. После получения результатов нашего исследования мы сформулировали необходимые рекомендации для педагогов и родителей по формированию психологической готовности детей к школьному обучению.Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы: начало обучения в школе ‬качественно новый этап в жизни ребенка, и главное, чтобы при переходе на эту новую ступень у него была сформирована психологическая(прежде всего мотивационная)готовность к учебной деятельности, желание учиться. Занятия не только помогут педагогупсихологу справиться с проблемой подготовки ребенка к школьному обучению, но и сделают сам процесс подготовки радостным и желанным для каждого ребенка.

Ссылки на источники1.Новикова Г.П. Преемственность дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО // Педагогическое образование и наука. ‬2014. ‬№ 3. ‬С. 14‬20.2.Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психологопедагогическая проблема // Вестник ЮУрГУ. ‬2006. ‬№ 9. ‬С. 58‬61.3.Шульга Т.И. Эмоциональноволевой компонент психологической готовности к обучению школьников // Вестник МГОУ. Серия «Психологическиенауки». ‬2012. ‬№ 1. ‬С. 60‬66.4.Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационные технологии взаимодействия педагогапсихолога с дошкольниками: монография. ‬Челябинск: АТОКСО, 2010. ‬115 с.5.Доронова Т.Н. О концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе // Обруч.RU. ‬2007. ‬№ 4. ‬URL: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=30&r=17.6.Шкляревская С.М. Интеграция образовательной среды предшколы и начальной школы // Педагогика. ‬2014. ‬№ 1. ‬С. 59‬64.7.Баева И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды и риски её разрешения // Народное образование. ‬2008. ‬№ 9. ‬С. 271‬277.8.Сиднева Л.Ю. Вариативная образовательная среда в ДОУ как условие обеспечения позитивной социализации и индивидуализации развитиядошкольников // Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС: материалы Всерос.науч.практ. конф. (Москва, 7‬9 окт. 2014 г.) / ред., сост.: И.А. Бурлакова, Г.В. Дон, Т.Л. Кузьмишина. ‬М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.‬158 с. ‬URL: http://conf.childpsy.ru/2014/?page_id=20. 9.Урбанская М.В. Образовательная среда как фактор формирования готовности ребенка к обучению в условиях предшкольного образования: дис. … канд.психол. наук: 13.00.01. ‬СПб., 2010. ‬211 с.10.Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни // Педагогика. ‬2014. ‬№ 3. ‬С. 70‬74.11.Иванова Л.В. Исследование психологопедагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. ‬2015. ‬№ 5 (май). ‬URL: http://ekoncept.ru/2015/15149.htm. 12.Психологическая готовность ребенка к школе / авт.сост. Е.А. Грудненко. ‬СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2013. ‬176 с.

Ludmila Ivanova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology, ChelyabinskState Pedagogical University, Chelyabinskivanovalv15@mail.ruNadezhda Permyakova,Master student,Department of Theoretical and Applied Psychology, ChelyabinskState Pedagogical University, Chelyabinsknadi80@inbox.ruThe research оn the formation of children’s psychologicalreadiness for schoolИванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению// Концепт. 22015. 2№ 12(де0кабрь).2ART15435. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15435.htm.2ISSN 2304120X. 7

Abstract. The paperis devoted to the study of the problem of the formation of psychologicalreadiness for school in the circumstances of safe educational environment when transferring from kindergarten into school. The paper discusses the conception of “psychologicalreadiness for school”, its components (intellectual readiness, reasonable readiness, emotional and volitional readiness). There are some results of researchofthe level ofchildren’s psychologicalreadiness for school.Key words:preschool education, preschool educational institution.

References1.Novikova,G. P. (2014). “Preemstvennost' doshkol'nogo i nachal'nogo shkol'nogo obrazovanija v rusle realizacii FGOS DO”, Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka,№ 3, pp. 14‬20(in Russian).2.Tereshhenko,M. N. (2006). “Gotovnost' rebenka k obucheniju v shkole kak psihologopedagogicheskaja problema”, Vestnik JuUrGU,№ 9, pp. 58‬61(in Russian).3.Shul'ga,T. I. (2012). “Jemocional'novolevoj komponent psihologicheskoj gotovnostik obucheniju shkol'nikov”, Vestnik MGOU. Serija “Psihologicheskie nauki”,№ 1,pp.60‬66(in Russian).4.Dolgova,V. I.&Shumakova,O. A. (2010). Innovacionnye tehnologii vzaimodejstvija pedagogapsihologa s doshkol'nikami: monografija, ATOKSO, Cheljabinsk, 115 p.(in Russian).5.Doronova,T. N. (2007). “O koncepcii organizacii, soderzhanija i metodicheskogo obespechenija podgotovki detej k shkol”, Obruch.RU,№ 4. Available at: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=30&r=17(in Russian).6.Shkljarevskaja,S. M. (2014). “Integracija obrazovatel'noj sredy predshkoly i nachal'noj shkoly”, Pedagogika,№ 1, pp. 59‬64(in Russian).7.Baeva,I. A.&Laktionova,E. B. (2008). “Psihologicheskaja bezopasnost' obrazovatel'noj sredy i riski ejo razreshenija”, Narodnoe obrazovanie,№ 9, pp. 271‬277(in Russian).8.Sidneva,L. Ju. (2014). “Variativnaja obrazovatel'naja sreda v DOU kak uslovie obespechenija pozitivnoj socializacii i individualizacii razvitija doshkol'nikov”, in Burlakova, I. A.,Don, G. V. & Kuz'mishina, T. L. (eds.) Professionalizm vospitatelja kak neobhodimoe uslovie vnedrenija FGOS: materialy Vseros. nauch.prakt. konf. (Moskva, 7‬9 okt. 2014 g.),GBOU VPO MGPPU, Moscow, 158 p. Available at: http://conf.childpsy.ru/2014/?page_id=20(in Russian). 9.Urbanskaja,M. V. (2010). Obrazovatel'naja sreda kak faktor formirovanija gotovnosti rebenka k obucheniju v uslovijah predshkol'nogo obrazovanija: dis. … kand. psihol. nauk: 13.00.01, St. Petersburg, 211 p.(in Russian).10.Bajukova,N. O. (2014). “Problemy slaboj adaptacii pervoklassnikov k uslovijam shkol'noj zhizni”, Pedagogika,№ 3, pp. 70‬74(in Russian).11.Ivanova,L. V. (2015). “Issledovanie psihologopedagogicheskoj korrekcii sindroma jemocional'nogo vygoranija pedagogov”, Koncept,№ 5 (maj). Available at: http://ekoncept.ru/2015/15149.htm(in Russian). 12.Grudnenko, E. A. (ed.) (2013). Psihologicheskaja gotovnost' rebenka k shkole,OOO “Izdatel'stvo “DetstvoPress”, St. Petersburg, 176 p.(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived08.12.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.12.15

ПринятакпубликацииAccepted for publication10.12.15ОпубликованаPublished12.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Иванова Л. В., Пермякова Н. В., 2015

www.ekoncept.ru