Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15446.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме управления здоровьесберегающим процессом в образовательных организациях по направлениям сохранения и укрепления здоровья, таким как физкультурно-оздоровительное, физкультурно-спортивное, информационно-познавательное и другие направления деятельности; применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б.Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15446. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15446.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15446УДК 371.72

Зайцева Ирина Владимировна, магистрант ФГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», заведующая МБДОУ «Детский сад № 92», г. Череповец ds92k@mail.ru

Егорова Елена Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 109», г. Череповец kuznechik109@yandex.ru

Петрова Наталия Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГОУВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец crr53petrova@mail.ru

Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации

Аннотация.Статья посвящена проблеме управления здоровьесберегающим процессом в образовательных организациях по направлениям сохранения и укрепления здоровья, таким как физкультурнооздоровительное, физкультурноспортивное, информационнопознавательное и другие направления деятельности; применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.Ключевые слова:управления здоровьесберегающим процессом, направления сохранения и укрепления здоровья, здоровьесберегающие технологии.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Многочисленные исследования ученых и исследовательские работы педагоговпрактиков раскрывают сущность, содержание, методы и формы организации работы по здоровьесбережению воспитанников и обучающихся образовательных учреждений, в частности дошкольных. О совершенствовании деятельности физиологических систем организма посредством увеличения объема и интенсивности двигательной активности детей посвящены работы Ю.Ю. Рауцкис, О. Г.Аракелян, С.Я.Лайзане, Д.Н. Селиверстова, Л.В. Карманова, В.Г. Фролова, В.Г. Шалыгиной, Е.А. Тимофеева, Г.П. Юрко. Влияние подвижных игр на оздоровление детей изучается в работах Л.И. Пензулаевой, Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гординой, Л.В. Яковлевой, Р.А.Юдиной; лечебной физкультуры и массажа–работахГ.В. Каштановой, Е.Г. Мамаевой, О.В. Сливиной, Т.А. Чумановой. Применению здоровьесберегающих технологий в детском саду посвящены исследования Л.В. Гаврючиной, В.Г.Алямовской, М.Л.Лазарева. Формирование осмысленного отношения к моторикеу детей исследовали В.Г. Кудрявцев, Л.Д. Глазырина, Н.В. Полтавцева и др. О составляющих здорового образа жизни дошкольников, таких какличная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим,говоритсяв работах Т.Л. Богиной, Ю.Ф. Змановского, М.А. Руновой, В.П. Спириной.Под здоровьесбережением в образовательном пространстве многие авторы понимают «процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания человеком личной ответственности» [1]. Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б.Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15446. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15446.htm.2ISSN 2304120X. 2

Здоровьесберегающая педагогическая технология–это «систематический метод планирования, применения и оценки всего образовательного процесса, в ходе которого усвоение знаний и универсальных учебных действий осуществляется с учетом человеческих и технических ресурсов и посредством взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» [2], реализуемый с целью повышения резервов здоровья участников образовательного процесса. Таким образом, «педагогические технологии можно считать здоровьесберегающими, если в процессе их применения не наблюдается снижение показателей, характеристик, функциональных резервов здоровья (соматического, физического, нравственного, социального, психического, психологического)» [3]. Непосредственно здоровьесберегающая технология –это способ сохранения и укрепления здоровья, осуществляемый посредством системно используемого в образовательном процессе специального набора форм, методов, способов, приемов оздоровления и физического развития обучающихся (воспитанников), обучающих и воспитательных средств на основе декларируемых ценностей и установок здорового образа жизни (авторская редакция).Анализируя психологопедагогические источники, опыт работы педагоговпрактиков, мы пришли к заключению, что в образовательных организациях деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанниковпроводится в шести направлениях:1.Лечебнопрофилактическое.2.Физкультурнооздоровительное.3.Физкультурноспортивное.

4.Информационнопознавательное (валеологическое образование детей).5.Направление создания социальнопсихологического благополучия и формирования психофизического здоровья.6.Организация здоровьесберегающей среды (это направление можно выделитькак отдельное шестое направлениедеятельности образовательной организации, так и как составляющую вышеуказанных направлений).Болееподробно остановимся на каждомвыделенном нами направлении, уточнив предварительно, чтóмы понимаем под управлением здоровьесбережением в образовательной организации: это процесс, направленный на достижение целей и задач деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей, обеспечению их полноценного физического развития и психосоциального благополучия, формированию основ здорового образа жизни.По первому направлению важно отметить, что на данный момент в связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральногозакона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323ФЗ «Об основах охраныздоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) реализация лечебнопрофилактического направленияотнесена к компетенции учреждений здравоохранения, в дошкольных образовательных организациях в связи с изменениями в правовой основе функционирования образовательных организаций произведена коррекция содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования и стратегического плана оздоровления воспитанников, выраженная в удалении таких разделов работы, как физиотерапия, витаминопрофилактика, иммунопрофилактика, фитотерапия; фитонцидотерапия, которые до сентября 2014 г.образовательная организации осуществляла самостоятельно при наличии лицензии на медицинскую деятельность. Лечебнопрофилактические учреждения здравоохранения из всего объема предоставЗайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б.Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15446. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15446.htm.2ISSN 2304120X. 3

ляемых услуг взяли на себя оказание доврачебной помощи в образовательном процессе, иммунопрофилактику. Итак, можно констатировать, что в современном правовом поле доля лечебнопрофилактического направления в деятельности образовательных организаций значительно сокращена.И, тем не менее, медикопрофилактические (лечебнопрофилактические) виды деятельности в дошкольном образовании призваны обеспечивать сохранение и приумножение здоровья в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. К ним относятся следующие виды: организация мониторинга здоровья и разработка рекомендаций по оптимизации здоровья; контроль организации питания, антропометрия физического развития, контроль закаливания; исполнение планов медикопрофилактических мероприятий; организация контроля образовательного процесса на предмет соблюдения требований к оптимальной нагрузке в образовательном процессе иоказание консультативной помощив обеспечении требований СанПиН; прояснение принципов построения здоровьесберегающей среды в ДОУ. Ко второму направлению относится применение физкультурнооздоровительныхтехнологий в дошкольном образовании, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры ребенка, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация вышеуказанных технологий осуществляется педагогами и специалистами по физическому воспитанию в специально организованных формах физкультурнооздоровительной работы и в режимных моментах функционирования ДОУ. Перечисленные технологии мы относим к непосредственным здоровьесберегающим технологиям, так как основной целью их применения является сохранение и укрепление здоровья.Система оздоровительных мероприятий включает: «формирование культурногигиенических навыков, закаливание, обучение уходу за своим телом, Свитаминизацию блюд, фитопрофилактику, выполнение упражнений саморегуляции психического состояния, оптимизацию двигательной деятельности детей» [4]. При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психологопедагогические аспекты, и это предполагает формирование осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.Физкультурноспортивноенаправление, третье, выделяемое нами, включает в себя работу в сфере спортивных достижений, работу с физически (спортивно) одаренными детьмив объеме, необходимом и достаточном для образовательных организаций. Например, практика работы дошкольных образовательных организаций включает в себя работу по подготовке к видам спорта, а именно:волейболу, пионерболу, флорболу, футболу, легкой атлетике и лыжам. Это наиболее интересное направление для специалистов по физической культуре, позволяющее реализовать спортивные таланты детей и профессиональные амбиции педагоговпрактиков. В рамках этого направления образовательные учреждения создают специально подготовленную среду: многофункциональные стадионы и физкультурные залы со специальным покрытием, подбирают спортивный инвентарь и оборудование, отвечающие конкретным задачам. Именно в этом направлении образовательные учреждения чаще всего ведут проектную деятельность, направленную на поиск средств от градовых конкурсов. Информационнопознавательное(валеологическое образование детей) –четвёртое направление–в несколько ином аспекте рассматривает здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду: как технологии воспитания валеологической Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б.Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15446. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15446.htm.2ISSN 2304120X. 4

культуры или культуры здоровья. Цель информационнопознавательных здоровьесберегающих технологий–становление осознанного отношения человека, в том числе ребенка, к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять здоровье, обретение валеологической компетентности, позволяющей самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Информационнопознавательное направлениесоставляет, на наш взгляд, основу второго аспекта образовательной области (по ФГОС ДО) «Физическое развитие», а именно«Формирование основ здорового образа жизни».Ведущий принцип таких технологий –учет индивидуальных и личностных особенностей, индивидуальной логики развития, учет интересов и предпочтений воспитанников. Пятое направление создания социальнопсихологического благополучия и формирования психофизического здоровьяпредставлено технологиями обеспечения социальнопсихологического благополучия ипризванообеспечить психическое и социальное здоровье. Основная задача этих технологий–обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия субъектов образовательного процесса, социальноэмоционального благополучия. Реализация данных технологий в ДОУ возложена в первую очередьна педагогапсихолога, а также на педагогических работников, прочих сотрудников ДОУ. Относя к ответственным лицам за реализацию данного направления всех сотрудников ДОУ, мы имеем ввиду создание пространства личностноориентированных, гуманистических, субъектсубъектных отношений, в котором возможно социальнопсихологическое благополучие и сохранение психофизического здоровья ребенка.О шестом выделяемом нами направлении по созданию здоровьесберегающей среды можно говоритькак об отдельном направлении работы по физическому развитию и сохранению и укреплению здоровья детей, так и как о составляющей части работы в каждом из пяти вышеперечисленных направлений. Среда возникает при функционировании любого дошкольного образовательного учреждения; специально организованная предметная и материальнотехническая здоровьесберегающая среда сознательно выстраивается профессиональным коллективом ДОУ на основе принципов ее построения.Управление здоровьесбережением в образовательных организациях строится, соответственно, внутри каждого направления посредством создания ряда организационнопедагогических условий и обеспечивается продуктами управленческой деятельности.

Организационнопедагогические условия управления деятельностью педагогического коллектива по направлениям СиУЗВ

Направление деятельности по СиУЗВОрганизационнопедагогические условия управленияОбеспечение продуктомуправленческой деятельностиЛечебнопрофилактическое направлениеНормативноправовое сопровождение направленияПоложение о координации медицинского сопровождения воспитанников ДОУ Научнометодическое сопровождение направленияИнструкции по использованию ионизаторов воздуха (люстр Чижевского), кварцевых ламп, памятки по видам закаливающих процедур, памятки по профилактике заболеваний идр.Организация процедур лечебнопрофилактической направленности (совместно с МУЗ ВО «ЧГДП № 3»), способствующих профилактике и Виды планирования по СиУЗВ в части планирования лечебнопрофилактической работы (Приложение 4), а именно: Стратегический план оздоровления воспитанников, планы профилактики заболеваний, план осмотра Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б.Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15446. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15446.htm.2ISSN 2304120X. 5

Направление деятельности по СиУЗВОрганизационнопедагогические условия управленияОбеспечение продуктомуправленческой деятельностипредупреждению заболеваемости воспитанников ДОУвоспитанников специалистами МБУЗ ВО «ЧГДП № 3»; памятки, информационные бюллетени, листовки; газета ДОУ «Новости Буратино», сайт dsburatino.ruПополнение среды ДОУ, способствующей решению задач лечебнопрофилактического направления в рамках современного правового поляПаспорт медицинского блока ДОУФизкультурнооздоровительное направление Нормативноправовое сопровождение направления Положение об использовании спортивных и физкультурнооздоровительных объектов ДОУНаучнометодическое сопровождение направления Вариативная часть ООП ДО в части направления по СиУЗВ, программа здоровья, паспорта объектов физической культуры и спорта в ДОУ; проект по укреплению психофизического здоровья воспитанников; модели двигательного режима разных возрастных групп, циклограмма оздоровительных видов деятельности, картотеки прогулок, подвижных и спортивных игр, игр по сохранению и укреплению психофизического здоровья, адаптационных игр, игр, направленных на развитие психосоциального благополучия; утренних гимнастик, гимнастик пробуждения; конспекты физкультурнооздоровительных досугов и праздников идр.; подборки видеопрезентаций, мультфильмов по тематике СиУЗВРегулярный мониторинг оценки качества деятельности МБДОУ «Детский сад № 92» (в т. ч. по направлению физкультурнооздоровительной и здоровьесберегающей работы) Программа оценки качества, мониторинг качества по СиУЗВ, программа обследования физического развития детей, план отчета о состоянии деятельности по СиУЗВПроблемно ориентированныйанализпо сохранению и укреплению здоровья воспитанниковПлан отчета о состоянии деятельности по СиУЗВОрганизация методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по СиУЗВГодовой план деятельности педагогического коллектива. Программа развития в части методической работы по СиУЗВ. Циклограммы работы с педагогами. Система методической работы (формы, методы, приемы)Контроль за реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программы здоровья ДОУ, инновационных проектов по сохранению и укреплению здоровья воспитанников (проведение форм и видов деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников)Система контроля. Картотека контроляЗайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б.Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15446. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15446.htm.2ISSN 2304120X. 6

Направление деятельности по СиУЗВОрганизационнопедагогические условия управленияОбеспечение продуктомуправленческой деятельностиФормирование готовности педагогов к применению здоровьесберегающих технологий, профессиональной компетентности по сохранению и укреплению здоровьяДиагностическая программа изучения готовности педагогов к применению здоровьесберегающих технологий, профессиональной компетентности по сохранению и укреплению здоровья.Модели готовности педагогов к применению здоровьесберегающих технологий.Модель профессиональных компетенций по сохранению и укреплению здоровья.Методическая работа с педагогическим коллективом ДОУ по повышению профессиональной компетентности и мастерства по применению технологий сохранения и укрепления здоровьяОрганизация трансляции и обмена опытом членов педагогического коллектива посредством их участия в конференциях, конкурсах, семинарах различного уровняИнформационнообразовательные ресурсы

Физкультурноспортивное направлениеНормативноправовое сопровождение направления Положение о подготовке воспитанников к спортивным играм и организации спортивных игр в ДОУ.Положение об олимпийском образовании воспитанников ДОУНаучнометодическое сопровождение направления Картотеки подготовительных упражнений к спортивным играм, картотеки зимних и летних олимпийских игр, проект поолимпийскому образованию воспитанников, подборка видеофильмов про зимние виды спортаПривлечение родителей (законных представителей) воспитанников к совместному участию в организации и проведению спортивных игрИнструкции по проведению совместных мероприятий, совместных мероприятий, осуществляемых с выходом за территорию ДОУКонсультативнопросветительская работа по разъяснению значения участия в массовых спортивных акциях (Кросс наций,Лыжня здоровья, др.), отдельно–с родителями спортивноодаренных детейКонспекты занятий родительского клуба «Малышикрепыши», памятки, рекомендацииОрганизация подготовки воспитанников и проведение спортивных игр в ДОУ.Примечание.Специалист ДОУ –инструктор по ФК проводит «Школу мяча» со спортивноодаренными детьми, организует проведение игр: футбола, волейбола, пионербола; организует подготовку воспитанников к участию в городских спартакиадах по бегу, метанию мяча, прыжкам в длину; педагоги ДОУ организуют катание на лыжах в зимний периодРаздел инструкции по охране жизни и здоровья детей при организации подготовки воспитанников и проведении спортивных игр в ДОУОбследование физического развития воспитанников.Примечание.Срезультатами анализа физического развития знакомятся педагоги и родители воспитанниковДиагностическая программа обследования физического развития воспитанников и антропометрииЗайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б.Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15446. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15446.htm.2ISSN 2304120X. 7

Направление деятельности по СиУЗВОрганизационнопедагогические условия управленияОбеспечение продуктомуправленческой деятельностиОбновление и пополнение РППС ДОУ по физкультурноспортивному направлению.Примечание.Приобретены мячи для метания, для футбола, для волейболапионербола, лыжи, секундомерПаспорта объектов спортивной и физкультурнооздоровительной инфраструктуры ДОУИнформационнопознавательное (валеологическое) направлениеНормативноправовое сопровождение направления

Положение о питании воспитанников в ДОУ.Положение о проведении внеучебной деятельности по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй». Положение о проведении внеучебной деятельности по обучению ЗОЖНаучнометодическое сопровождение направления Адаптированная программа проведения внеучебной деятельности по программе М.Л. Лазарева«Здравствуй» в рамках ООП ДО, программа внеучебной деятельности по обучению ЗОЖ в рамках ООП ДО, картотеки бесед по ЗОЖ, экскурсий на объекты физкультурнооздоровительного и спортивного назначения города, подборки видеопрезентаций, мультфильмов по тематике СиУЗВОрганизация проведения внеучебной деятельности по обучению ЗОЖ в рамках ООП ДОПодборки дидактических игр и материалов; видеопрезентацийОбеспечено обновление и пополнение РППС ДОУ по информационнопознавательному (валеологическому) направлениюПодборки дидактических игр и материалов; видеопрезентацийНаправление создания социальнопсихологического благополучия и формирования психофизического здоровья (создание здоровьесберегающего пространства)Мотивирование семей воспитанников кведению здорового образа жизни.Примечание.Организация выставок «Папа, мама, я –здоровая семья», «Семейный выходной», «Как я провел лето», привлечение семей к участию в работе семейного клуба «Малышикрепыши», участиюв городских акциях «Лыжня здоровья», всероссийских акциях «Кросс наций»идр.Положения по организации выставок. Положение о семейном клубе «Малышикрепыши». Газета ДОУ «Новости Буратино», сайт dsburatino.ruМотивирование коллектива ДОУ на сохранение и укрепление собственного здоровьяФилософия и миссия ДОУ (в части СиУЗВ)

Нормативноправовое сопровождение направления Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, Положение о формировании психофизического здоровья субъектов образовательного процессаНаучнометодическое сопровождение направления

Проект по формированию психофизического здоровья субъектов образовательного процесса «Будем здоровы», картотеки игр социальнопсихологическому направлению, программы сопровождения детей группы риска, программы сопровождения семей опекунов, многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуацииЗайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б.Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15446. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15446.htm.2ISSN 2304120X. 8

Направление деятельности по СиУЗВОрганизационнопедагогические условия управленияОбеспечение продуктомуправленческой деятельностиРегулярное исследование удовлетворенности родителей состояниемдеятельности ДОУ по СиУЗВ, анкетирование родительской компетентности по СиУЗВ Диагностическая программа родительской компетентности по СиУЗВ и удовлетворенности работой ДОУРегулярное исследование психологического климата в педагогическом коллективеАнкета «Психологический климат»Организуется работа специалистов с педагогическим коллективом, коллективом ДОУ в целом Инновационный проект по сохранению и укреплению психофизического здоровья субъектов образовательного процесса «Будем здоровы», проект педагогапсихолога «Психологическая гостиная» для воспитателей и младших воспитателей ДОУОрганизуется мониторинг психофизического здоровья (с результатами анализа психофизического развития и рекомендациями по улучшению климата в группах ДОУ, по разрешению проблем во взаимоотношенияхзнакомятсяпедагоги и родители воспитанников)Диагностическая программа мониторинга психофизического здоровьяОрганизуется работа специалистов и педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников Привлечение родителей к участию в НОД (в соответствии с ФГОС ДО). Семейный клуб «Будем здоровы». Психологическая гостиная. Консультации, беседы, раздаточный материал. Газета ДОУ «Новости Буратино», сайт dsburatino.ru

Создание здоровьесберегающей средыСоздание развивающей предметнопространственной и материальнотехнической среды происходит по вышеуказанным направлениям деятельности по СиУЗВПаспорта объектов спортивной и физкультурнооздоровительной инфраструктуры ДОУ

Таким образом, здоровьесбережение в образовательном процессе обеспечивается посредством применения здоровьесберегающих технологий как в образовательном процессе в целом, так и в выделенных нами направлениях деятельности по сохранению и укреплению здоровья детейв частности.Целью использования здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях является обеспечение высокого уровня здоровья субъектов образовательного процесса и информационнопознавательное воспитание культуры здорового образа жизникак совокупности осознанного отношения к здоровью и качеству жизни, знаний о здоровье и умений его оберегать и поддерживать.

Ссылки на источники1.Ахмерова С.Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога.–М., 2011. 2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.–М.: Просвещение, 1998.

Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б.Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15446. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15446.htm.2ISSN 2304120X. 9

3.Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева.–М.: Издво «КогитоЦентр», 2011.4.Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. –URL:http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmodou2008/dou_zdorovie.html.

Irina Zaitseva, Master student, Cherepovets State University, headmaster, Kindergarten № 92, Cherepovets ds92k@mail.ru Elena Egorova, Master student, Cherepovets State University, physical culture instructor, Kindergarten № 109, Cherepovets kuznechik109@yandex.ru Natalia Petrova, Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the Department of Preschool Education, Cherepovets State University, Cherepovets crr53petrova@mail.ruManagement areas of preservation and strengthening of health in educational organizations

Abstract.Thepaperis devoted to the management of the process of saving and strengthening of healthin educational organizations, such as health and fitness, sports, educational and other activities; use of healthsaving technologies in the educational process.Keywords:managementof the process of saving and strengthening of health, areas of preservation and strengthening of health, health saving technologies.References1.Ahmerova,S. G. (2011). Professional'naja dejatel'nost' i zdorov'e pedagoga, Moscow(in Russian). 2.Selevko,G. K. (1998). Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii, Prosveshhenie, Moscow(in Russian)3.Bodalev, A.A. (2011). Psihologija obshhenija. Jenciklopedicheskij slovar',Izdvo “KogitoCentr”, Moscow(in Russian).4.Sovremennye zdorov'esberegajushhie tehnologii v DOU.Available at: http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmodou2008/dou_zdorovie.html(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived18.12.15Получена положительная рецензияReceived a positive review

23.12.15ПринятакпубликацииAccepted for publication23.12.15ОпубликованаPublished30.12.15

© Концепт, научнометодический электронныйжурнал, 2015©Зайцева И. В., Егорова Е. В., Петрова Н. Б., 2015

www.ekoncept.ru