Система внеклассной работы по математике в начальной школе
Выпуск:
ART 45002
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белова
Ю.
М. Система внеклассной работы по математике в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 17. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/45002.htm.
Аннотация. Внеклассная работа является неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса. Под внеклассной работой понимается совокупность необязательных занятий учителя и учащихся во внеурочное время в начальной школе. В статье представлен опыт внеклассной работы МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов», г. Климовска.
Текст статьи
1Белова Юлиана Михайловна,учительначальных классовпервой категории МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов», г.Климовска Московской областиyulianabelova@mail.ru
Система внеклассной работыпо математикев начальной школе
Аннотация.Внеклассная работа является неотъемлемым компонентом учебновоспитательного процесса. Под внеклассной работой понимается совокупность необязательных занятий учителя и учащихся во внеурочное время в начальной школе. В статье представлен опыт внекласснойработы МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов», г. Климовска.Ключевые слова:внеклассная работа, начальная школа, воспитательный процесс.
Основу учебной и воспитательной работы с учащимися составляют обязательные занятия. Здесь обучение и воспитание проводится по определенной системе, под постоянным руководством учителя. Однако эта работа продолжается и после учебных занятий. Внеучебное время занимает значительное место в жизни ученика. Поэтому надо помочь ему правильно организовать это время, чтобы оно было разумно использовано для отдыха, культурного развлечения и занятия любимым делом. Внеклассная деятельность является дальнейшим развитием той работы, которая проводится на уроке в соответствии с обязательными для всех школьников учебными программами[14]. Под влиянием громадных успехов в развитии производства, науки и техники у школьников возникают и развиваются различные интересы, далеко выходящие за пределы требований учебных программ. Удовлетворить все их на уроке совершенно невозможно. Для этого необходимо организовать занятия с отдельными учениками по их интересам во внеучебноевремя, создать кружки. Вся работа с учащимися во внеурочное время строится на основе общих принципов обучения и воспитания. Вместе с тем при организации различных видов ее следует учитывать так жеспецифические принципы.К ним относятся:а) добровольность выбора учащимися тех или иных форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом их личных интересов;б) массовость внеклассной работы по охвату ею учащихся;в) опора на самостоятельность и инициативу учащихся в созданииразличных кружков и в проведении массовых внеклассных мероприятии;г) общественно полезная направленность и творческий характерразличных видов внеклассной работы;д) подчинение всех внеклассных занятий общим задачамучебновоспитательной работы школы.Внеклассная работа преследует следующие задачи:1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.2. Расширение и углубление знаний по математике.3. Развивать логическое мышление, смекалку, математическую зоркость. 4. Выявлять наиболее одаренных детей, способствовать их дальнейшемуразвитию.5. Развитие творческой самостоятельности, эстетического, нравственноговоспитания школьников.6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетатьиндивидуальную работу с коллективной.7. Вовлекать детей в занимательные задания, а этим укреплять дисциплину, воспитывать настойчивость, любовь к труду, организованность и коллективизм.
2Требования к внеклассной работе. Внеклассная работа по математике в учебном году ведется параллельно с классными занятиями. При организации необходимо учитывать добровольность участия детей, охват всех учащихсяопределенным видом деятельности, независимо от уровня воспитанности,успеваемости[5].Добровольностьобеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует, это относится к факультативным занятиям, кружкам и другим формам внеклассной работы. Соблюдая принцип добровольности, вместе с тем надо следить за тем, чтобы ученики небыли перегружены внеклассной работой.Внеклассная работа должна проводитьсясистематично и последовательно. Наблюдения показывают, что пренебрежение принципам систематичности и последовательности приводит к тому, что эффективность таких занятий оказывается весьма невысокой, учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов, перестают их посещать, а цепочки внеклассной работы постоянно находится как бы на первом начальном этапе, и имея закономерного продолжения[11,12].Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельностимладшего школьника: учебную, трудовую, игровую.При этом надо учитывать, что дети легко забывают то, что они услышали, что они сказали, и то, что они слышали. Но они никогда небывают того, что они сделали, т.е.точнее и правильно использовать познавательные возрастные возможности детей.Широко развернуть внеклассную и внешкольную работу по математике может только образованный учитель, умеющий смотреть на свой предмет с точки зрения современной математики, знакомый с выходами в смежные дисциплины, знающий историю развития своей науки, психологию.Великий ученый Д.И. Менделеев писал: «Только тот учитель будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает, ее любит».Привлечьпервоначальное внимание детей к внеклассному занятию поматематике, например, можно разными способами, разными средствами: особым красочным оформлением классного помещения, в котором отражалось бы удивительное сочетание знакомого детям мира сказок и рассказов. Математика и сказки! Математика и любимые герои! Разве это не привлечёт внимание детей и не вызовет радостного удивления? Удивление и интерес вызывают у детей занимательно сформулированные вопросы, задачи, загадки, шарады, ребусы…Формами организации внеклассной работы по математике в начальной школе могут быть [6]:1) тематические вечера по математике;2) кружки (по определенной теме, с учащимися данного класса,общешкольные);3) олимпиады (классные, школьные, районные, областные),4) конкурсы и викторины;5) выпуск стенгазет, оформление витрин, стендов;6) математические экскурсии и пр.Таким образом, все формы внеклассной работы по математике можноразделить на:массовые (вечера, олимпиады и др.);групповые (кружки, стенная печать и пр.);индивидуальные (подготовка рефератов, подготовка к олимпиаде и т.п.). В методику организации внеклассной работы по математике в начальной школе входит определение целей и содержания той или иной формы работы, подготовка к проведению этого вида работы и т.п.
3
Математический кружокОсновное назначение кружка развитие интереса и способностей учащихся .Математический кружок помогает расширить кругозор учащихся, удовлетворить детскую любознательность[7]. Кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание не только количественных, умению делать доступные выводы и сообщения, обосновывать свои мысли. Дети совершают свои первые шаги в знакомстве с научнопопулярной литературой, что весьма важно для их дальнейшего развития.Пример математического кружка на тему:«Как люди научились считать и записывать числа?» Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди,которые их не знали? Вот послушайте.Давнымдавно, многие тысячи лет назад,наши далекие предки жили небольшими племенами. Их жизнь мало чем отличалась от жизни животных.Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда. Первобытные люди, так же как и маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители, и отдельные предметы.Поначалу они определяли это учителя, старшие братья и сестры, а первобытных людей никто не учил. Их учителями была сама жизнь. Поэтому обучение шло медленно.Наблюдая природу,наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять соотношение как «один» и «много». Некоторые африканские племена до сих пор не имеют множественного числа, чтобы сказать две коровы, они говорят корова, корова, а если коров больше, много коров. Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, руки и т.д.) привели человека к представлению о числе. Человек, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много».Лишь постепенно он научился выделять три предмета, затем 4,5,6, и т.д.Учиться считать требовала жизнь. Добывать пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатиной против берлоги, трех с одной и трех с другой стороны. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел не было, он показывал число на пальцах.Кстати, пальцы сыграли не малую роль в истории счета, особенно тогда, когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Одна пятерка означала 5, две 10. Когда рук не хватало, в ход шли ноги. Две руки и одна нога 15, две руки и ноги 20.А как же люди научились записывать цифры?В разных странах и в разные времена это делалось поразному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде узелков и т.д.Очень резкими и порою даже забавными были «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа lго десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «10» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать 15, надо ставить 5 палочек и подкову. Так до сотни.
4Для сотни был придуман крючок, для тысячи значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч лягушкой, миллион фигурка с поднятой рукой. Не оченьто было удобно складывать эти числа, вычитать, умножать, делитьПодругому было у вавилонян. Они записывали числа, выдавливаязначки палочкой на глиняной дощечке. Если надо было записывать единицу один клинышек, если два ставили два клинышка.Значительно позднее цифры стали изображать иначе.Посмотрите 1 один; П два; Ш три. На руке 5 пальцев. Чтобы не ставить 5 палочек, ставили изображать руку. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали так У. К пяти прибавляли один получали шесть VI. IVчетыре (пять без одного). 10две пятерки: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз Х. Это римская нумерация.Ее употребляют до сих пор, например, на циферблате. После того как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записываться, применяя буквы. На Руси буква «а» обозначала единицу, «в» два, «г» три.Буквенная нумерация тоже была неудобной. Способ записи числе всего несколькими знаками (десятью), который теперь принят во всем мире, был создан в Древней Индии 1500 лет тому назад. Такая запись распространилась по всему миру. В нашей стране такая нумерация стала распространяться недавно примерно 300 лет назад.Как считали первобытные люди? Какие виды нумерации вы знаете?
Математические олимпиадыОдна из эффективных форм внеклассной работы математическая олимпиада. Олимпиады способствуют выявлению и развитию математических способностей учеников[8]. Часто на уроках ученик получает только тройки, изредка четверки и двойки. Приходит на олимпиаду пробовать свои силы. Ведь это так интересно! И вдруг замечаем, что он неплохо решает задачи, на «сообразительность», задачи с «изюминкой», при решении которых в тупик встают многие отличники. После олимпиады ученик наверняка серьезно займется математикой.Поэтому для успешного проведения олимпиады необходимо выполнение следующих требований:1. Систематического проведения всей внеклассной работы по математике.2. Обеспечение регулярности проведения олимпиады.3. Серьезная содержательная подготовка перед проведением олимпиады. 4. Хорошая организация проведения олимпиад.5. Интересное математическое содержание соревнований.Олимпиада имеет многоступенчатый характер. Все четыре ее этапа существенным образом определяют некоторые занятия кружка. Что это за этапы? 1. Заочный (подготовительный) тур. Психологически подготовить детей к участию в следующих турах такова цель этого этапа. Он проводится обычно в ноябре. Материалы подготавливает сам учитель. Учитель предлагает своим ученикам решить хотя бы одну задачу из данных. Результаты учитель анализирует.2. Школьный тур. Он проводится обычно в марте. Во втором туре принимают участие все желающие. На его проведение отводится два урока, хотя многие учащиеся сдают свои решения в течениепервого часа.3. Районный тур. Проводится обычно в апреле; участвуют все победителивторого тура. Районный методический кабинет помогает в отборе материала.4. Межрайонный (заключительный) тур. Участвуют все победители районных туров. Формируется команда из нескольких учеников (победителей третьего тура) во 5главе с руководителем (педагогом). Межрайонный тур проводится обычно в крупном областном или в столице республики. Задания не должны выходить за рамки имеющихся знаний детей, но требуют быстрой реакции, сообразительности и дополнительных знаний[9,10].
Математическая олимпиада задания для очного тура (3 класс)1. Двадцатизначное число изображается цифрой 9 двадцать раз. Эточисло разделили на 11, сколько нулей получилось в записи частного? 2. Пять монет три по 2 и две по 10 коп. расположены в один ряд.Каждые две соседние разных достоинств. Можно переставлять лишь соседние монеты достоинством 2 коп. и 10коп. В результате слева должны бытьрасположены все монеты по 2 коп., а справа обе монеты по 10 коп. Сколько надо сделать перестановок, чтобы быстрее разложить монеты?3. Квадратную мозаику выложили из 25 одинаковых квадратных плиток разных цветов: 9 зеленых, 4желтых, 6 синих и 6 красных. Никакие две плитки одинакового цвета не соприкасаются друг с другом ни сторонами, ни вершинами. Как уложить плитки?1.Мойдодыр был «умывальников начальник и мочалок командир». В каждый отряд входит 1 умывальник и 5 мочалок. Всего умывальников и мочалок 102. Сколько мочалок находится под командой Мойдодыра.
Школьный тур (второй) 23 класс1. ВиниПуху в день рождения подарили бочонок с медом массой 7 кг. Когда он съел половину, то бочонок с оставшимся медом составил 4 кг. Сколько килограммов меда было в бочонке первоначально?2. Используя 6 раз цифру 2 , знаки действий и скобки напишите выражение, значение которого равно 100.3. Поставьте знаки и скобки. Если надо:9...9..=2 9...9...9=90 9...9...=10 9...9...9=94. Мама испекла 18 пирожков. Сколько гостей пришло к Васе, есликаждому досталось по 2 пирожка и один пирожок остался.5. Две розы и одна астра стоят 14 пиастров. Одна роза и две астры стоят13 пиастров. Сколько стоит (в пиастрах) одна астра.
Районный тур23 класс1. Одно число больше другого на 1 .Эти два числа перемножили,получилось 210. Догадайся, какие числа перемножили.2. Как с помощью двух ведер емкостью 9л и llл. Набрать на реке 7 л воды?3. Лист бумаги три раза сложили пополам, поперек и вдоль поочередно. Затем оторвали четыре угла и развернули лист. Сколько в нем оказалось дырок?4. Тампо это веселый зайчик из Диснеевского мультфильма. Какое число спрятано за буквами ТАМПО, если одинаковым буквам в примере соответствуют одинаковые цифры. ТАМПО9
+ ТАМПО 5 042 165. На клеточной бумаге закрась 6 клеток так, чтобы 1 клетка имела 4 соседних (таких, которые имеют с ней общую сторону), 1 клетка имела 2 соседних, а каждая из оставшихся четырех по 1.
Задания для международной олимпиады школ развивающего обучения1. Яблоки двух сортов красные и зеленые разложили в две вазы высокую и низкую. В высокой вазе красных яблок оказалось на 7 больше, чемзеленых. В 6низкой вазе красных яблок на 5 меньше, чем зеленых, а зеленых на 20 больше, чем красных в высокой вазе. Каких яблок больше: красных или зеленых?2. В 1914 году в Москве было 136 солнечных дней, а в Неаполе в 2 раза больше, причем только 42 дня были солнечными и в Москве, и в Неаполе. Сколько солнечных дней было в Неаполе в 1914 году?3.В олимпиаде участвовали 4 человека: Петя, Сережа, Маша и Наташа. Было дано 5 задач; за правильное решение каждой задачи присуждалось по одному баллу. Все задачи не решил никто из детей, но каждый решил хотя бы одну из них. Петя решилменьше задач, чем Наташа, но вместе они решили все 5 задач. Сережа решил на 2 задачи больше, чем Маша. При подведении итогов оказалось, что все участники получили разное количество баллов. Кто из участников занял какое место?Математический уголокВедениювнеклассной работы по математике помогает наличие в классе уголка математики. Уголок это не просто хранилище накапливаемого материала, а отражение деятельности учащихся класса в процессе классной и внеклассной работы по математике .Он создается учащимися или под руководством учителя. В нем могут быть выставки тетрадей по математике, альбомы вырезок из газет с цифровыми данными для составления задач, справочник цен, скоростей, норм, сборники самостоятельного составления задач, математические газеты. Опыт показывает, что эффективность занятий значительно возрастает, если использовать стенную газету. При этом рамки кружка значительно расширяются. Газета находится в математическом уголке.
Конструкции математического уголка
Конструкции объемных уголков
Конструкция, закрепленная междуполом ипотолкомКомбинированный стенд Конструкции объемных стендов
Стендвертушка, стоящий Аотдельно,Б настенный
Прикрепленная конструкция для выставки в вестибюле
7
Компоновка стендов с витринами
Конструкция объемного уголка
Рис. 1. Конструкции математического уголка
Стенная газета «Шевели мозгами»Девиз номера: «Семь раз отмерь один раз отрежь» (пословица)Можно ли покраситьБожья коровка задумала покрасить ленту с двух сторон. Сможет ли она сделать, двигаясь вдоль ленты и перелезая через ее край [21; с. 50].Интересные фактыСамое маленькое островное государство мира Республика Науру. Его площадь 21 кв2. Население 8 тысяч человек. Расположено оно в югозападной части Тихого океана.Таблица умножения в России впервые была издана в Москве в 1628г.12 бегемотов12 бегемотов сидят по кругу. Айболит каждому ставит градусник, переходя от одного из них к другому, не соседнему с ним. Всякий раз Айболит пропускает одно и то же число бегемотов. Каково это число?СкороговоркиСъел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогомШли 40мышей. Несли 40 грошей. 2 мыши поплоше. Несли по 2 гроша.Математические улыбкиЭти по доллару, а этот доллар и 10 центов. Он вчера проглотил 10Мальчик, ты продаешь щенков? Сколько же ты за них хочешь?центовую монету.Учитель: Скажи. Что такое прямоугольник. Ученик: Это растянутыйквадратГде живет Мухтар?В будках живут сторожевые собаки. Алый терпеть не может Полкана, поэтому их будки не рядом. Полкан не переносит Рекса их домики стоят врозь. Рекс недолюбливает Мухтара, поэтому их домики не соседние. Крайняя будка. Рекса. В какой будке живет Мухтар?
Математический вечер (утренник)Из всех видов внеклассной работы большое значение в создании интереса к предмету и в разумной организации досуга детей имеют математические утренники (вечера). Такие мероприятия в 13 классах рекомендуется проводить 12 раза в год. Подготовка математического утренника очень кропотливая работа. При подготовке учитель сначала сам продумывает несколько вариантов программы утренника, планирует время для подготовки и проведения, а затем проводит беседу с учениками всего класса или с группой учеников, проявляющих интерес к этому. В процессе подготовки к вечеру нужно предоставить максимальные возможности для самостоятельности учащихся, для проявления их самодеятельности и инициативы. Если ученику будет поручена подготовка какогото номера программы вечера, то его интерес к вечеру значительно возрастет. К вечеру выпускается специальный номер математической газеты, силами членов кружка можно подготовить выставку книг, связанную стемой вечера; 8выбирается жюри, предлагается соревнующимся командам подготовить интересные вопросы друг другу.Формы вечеров (утренников) могут быть различными: это и КВМ (Клуб веселых математиков), «Праздник числа» (после изучений чисел первого десятка), театрализованные математические действия, спектакли.
Математические конкурсыОдной из занимательных и в то же время полезных форм внеклассной работы по математике является участие детей в математических конкурсах .В конкурсах могут принимать участие все желающие. При подготовке к конкурсу учитель подбирает ряд заданий из пройденных разделов. По своему характеру и содержанию эти задания должны несколько отличаться от обычных задач из учебника, так как конкурс служит не для контроля знаний, а для выявления математических способностей и повышения интереса к математике.В последние годы популярна телепередача «Что? Где? Когда?». Младшие школьники стремятся принять в ней участие. Поэтому конкурс можно провести в виде игры «Что? Где? Когда?» или состязание «Конкурс знатоков»,
«Конкурс знатоков» (отборочный тур)ВопросыI. В древней Руси деньгами служили серебряные бруски их называли гривнами. Если вещь стоила меньше всего бруска, то отрубали половину. Тоже деньги!Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?Ответ: Рубль. Отсюда и пошло название денежной единицы рубль.2. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? Ответ:Часы, которые остановились.3. Поздно вечером 2 мальчика катаются на велосипедах. У одного велосипед сбольшими колесами, а у другого с маленькими. Мальчики едут с равными скоростями.Внимание, вопрос! У кого из мальчиков ярче горит фонарь, работающий отодинаково установленных динамомашин на ободе колеса?Ответ: Яркость фонарей одинакова, так как скорости велосипедов равны.
4. В какой стране самое большое население? Ответ: В Китае, свышемиллиарда человек.5. Если цифру перевернуть, то число уменьшится на 3.Какая это цифра.Ответ: Цифра 9. так как 96=3б. Вопрос! Когда мы смотрим на число?, а говорит «15»?Ответ: Когда смотрим на часы.7. В какой месяц 28 дней?Ответ: В любом.Математические экскурсииОдной из форм внеклассной работы в школе является организация и проведение экскурсий .Программа требует научить учащихся провешиванию линии, построению на земле прямых углов, построению прямоугольника и квадрата. Для выполнения этих работ нужны мерные верёвки, вешки и эккер. Так как измерительная работа проходит более активно тогда, когда в неё втянуто больше учащихся, то, разбивая класс на группы, нужно вооружить каждую
Математическая экскурсияОпределение ширины рекиИнтересно проходит экскурсия на тему, как определить ширину реки на глазомер.
9
Выслушав различные предположения ребят о ширине реки, учитель организует работу так:1)представители групп поочерёдно становятся на одном и том жеместе на берегу реки лицом к ней, замечают на противоположном берегу у самой воды какойнибудь предмет (камень, куст),2) не шевеля головой, надвигают козырёк фуражки на глаза так, чтобы он почти прикрывал этот предмет,3) опятьтаки не шевеля головой и не сгибая туловища поворачиваются кругом и замечают, где козырек начинает закрывать землю,4)измеряют расстояние от берега до этого места. Оно будет равно(приблизительно) ширине реки.Этот способ может применяться, если река не широка и если местность ровная.Так как у каждой группы будут свои данные, нужно найти среднюю всех измерений и проверить, если это возможно, воспользовавшись бечевой и лодкой.
Математический КВНВ последние годы стала весьма популярной телепередача «КВН». Младшие школьники, естественно, живо реагируют на нее и нередко мечтают стать участниками подобной игры Подобные занятия интересны и полезны. Проходят они в экстремальной ситуации при ограниченном времени. Дети стремятся оправдать доверие товарищей, мобилизуя внутренние силы, смекалку, сообразительность. А после окончания КВН они ещё очень долго вновь и вновь возвращаются к предлагаемым вопросам, осмысливая открытое. Формируется готовность ребёнка действовать в не стандартных ситуациях, развивается находчивость и быстрота реакции. В случае же неудачи ребенок анализирует линию своего поведения, допущенные ошибки, что тоже полезно.Математический КВН Оформление: плакаты «Математика царица всех наук», «Математика гимнастика ума». Место проведения: актовый зал.Участники все ученики 3 класса; 5 человек в команде. На сцене математика царица всех наук.Капитаны: Уважаемая математика царица всех наук! Команды дляпроведения праздничного занятия Клуба Веселых Математиков готовы. Математика: Открыть заседание Клуба Веселых математиков разрешаю!Капитанов прошу предоставить команды.Первая команда. Наша команда «Дважды два». Наш девиз:Чтоб врачом, моряком или летчиком стать. Надо твердо на «5»Математику знать!Вторая команда: БАМНаш девиз: Будем активно мыслить.Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчиков и девочек на веселый праздник математики. Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость,смекалку.Разминка69:3=7 7*6==58Нужно поменять 2 цифры местами так, чтобы равенства были верными. 1 команда:10 солдат строились в ряд 10 солдат шли на парад910 было усатых (1)
10Сколько там было безусых солдат2 команда10 солдат строились в ряд10 солдат шли на парад810 было носатыхСколько тамбылокурносых солдат (2)Соревнования счетчиковПо 3 участника от каждой команды.На доске квадрат, разделенный на 10 клеток. Участники по очередивписывают в любые клетки квадрата числа от 1 до 9.Находят произведение чисел, записанных в каждом столбце. Находят сумму трех произведений. Находят произведение числе в каждой строке. Находят сумму трех произведений. Сравнивают полученные результаты.KOHKУPCсмекалистых1 Команда Известно, что 10 единиц составляют десяток, 10 десятков сотню, 10 сотен тысячу ит.д. почему именно число 10, а не другое.2 Команда. Известно, что масса монеты в 1 коп. 1г. а в 2 2 г. Что дороже: килограмм Iкопеечных монет или килограмм 2копеечных монет.KOHKУРC «Математическая улыбка»(домашнее задание)Инсценирование веселыхматематических историй.Бой пословицамиНазовите пословицы, связанные с числом 7.Хитрые цифрыВставить цифры вместо звездочек.1 команда: 3* 86 +*2*7 619*2 команда 7*38*
*49*5 44*44 Жюри подводит итоги.По окончанию конкурса командепобедительнице Математика царицавсех наук вручает грамоту Клуба Веселыхматематиков.
Ссылки на источники1.Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике. М., 2006.2.Белицкая Н. Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. М., 2006.3.Василенко Г. И. и др. Дни наук в начальной школе. В., 2006.4.Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Праздник ожидаемое чудо. Внеклассные мероприятия. М., 2006.5.Златопольский Д. М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. М., 2006.6.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. В., 2001.7.Соболевский Р. Ф. Логические и математические игры. Мн., 1977.8.Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учёба, и игра: математика. Я., 1997.9.Труднев В. П. "Считай, смекай, отгадывай". М., 2000.10.Чилингирова Л. К., Спиридонова Б. С. Играя, учимся математике. М., 199311.Горев П. М. Уроки развивающей математики в 56х классах средней школы // Концепт. 2012. № 10 (октябрь). ART 12132.URL: http://ekoncept.ru/2012/12132.htm.
12.Горев П. М. Виды учебной деятельности школьников и приобщение к творчеству во внеклассной работе по математике // Концепт. 2011. 1 квартал 2011. ART 11102.URL: http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.
Система внеклассной работыпо математикев начальной школе
Аннотация.Внеклассная работа является неотъемлемым компонентом учебновоспитательного процесса. Под внеклассной работой понимается совокупность необязательных занятий учителя и учащихся во внеурочное время в начальной школе. В статье представлен опыт внекласснойработы МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов», г. Климовска.Ключевые слова:внеклассная работа, начальная школа, воспитательный процесс.
Основу учебной и воспитательной работы с учащимися составляют обязательные занятия. Здесь обучение и воспитание проводится по определенной системе, под постоянным руководством учителя. Однако эта работа продолжается и после учебных занятий. Внеучебное время занимает значительное место в жизни ученика. Поэтому надо помочь ему правильно организовать это время, чтобы оно было разумно использовано для отдыха, культурного развлечения и занятия любимым делом. Внеклассная деятельность является дальнейшим развитием той работы, которая проводится на уроке в соответствии с обязательными для всех школьников учебными программами[14]. Под влиянием громадных успехов в развитии производства, науки и техники у школьников возникают и развиваются различные интересы, далеко выходящие за пределы требований учебных программ. Удовлетворить все их на уроке совершенно невозможно. Для этого необходимо организовать занятия с отдельными учениками по их интересам во внеучебноевремя, создать кружки. Вся работа с учащимися во внеурочное время строится на основе общих принципов обучения и воспитания. Вместе с тем при организации различных видов ее следует учитывать так жеспецифические принципы.К ним относятся:а) добровольность выбора учащимися тех или иных форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом их личных интересов;б) массовость внеклассной работы по охвату ею учащихся;в) опора на самостоятельность и инициативу учащихся в созданииразличных кружков и в проведении массовых внеклассных мероприятии;г) общественно полезная направленность и творческий характерразличных видов внеклассной работы;д) подчинение всех внеклассных занятий общим задачамучебновоспитательной работы школы.Внеклассная работа преследует следующие задачи:1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.2. Расширение и углубление знаний по математике.3. Развивать логическое мышление, смекалку, математическую зоркость. 4. Выявлять наиболее одаренных детей, способствовать их дальнейшемуразвитию.5. Развитие творческой самостоятельности, эстетического, нравственноговоспитания школьников.6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетатьиндивидуальную работу с коллективной.7. Вовлекать детей в занимательные задания, а этим укреплять дисциплину, воспитывать настойчивость, любовь к труду, организованность и коллективизм.
2Требования к внеклассной работе. Внеклассная работа по математике в учебном году ведется параллельно с классными занятиями. При организации необходимо учитывать добровольность участия детей, охват всех учащихсяопределенным видом деятельности, независимо от уровня воспитанности,успеваемости[5].Добровольностьобеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует, это относится к факультативным занятиям, кружкам и другим формам внеклассной работы. Соблюдая принцип добровольности, вместе с тем надо следить за тем, чтобы ученики небыли перегружены внеклассной работой.Внеклассная работа должна проводитьсясистематично и последовательно. Наблюдения показывают, что пренебрежение принципам систематичности и последовательности приводит к тому, что эффективность таких занятий оказывается весьма невысокой, учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов, перестают их посещать, а цепочки внеклассной работы постоянно находится как бы на первом начальном этапе, и имея закономерного продолжения[11,12].Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельностимладшего школьника: учебную, трудовую, игровую.При этом надо учитывать, что дети легко забывают то, что они услышали, что они сказали, и то, что они слышали. Но они никогда небывают того, что они сделали, т.е.точнее и правильно использовать познавательные возрастные возможности детей.Широко развернуть внеклассную и внешкольную работу по математике может только образованный учитель, умеющий смотреть на свой предмет с точки зрения современной математики, знакомый с выходами в смежные дисциплины, знающий историю развития своей науки, психологию.Великий ученый Д.И. Менделеев писал: «Только тот учитель будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает, ее любит».Привлечьпервоначальное внимание детей к внеклассному занятию поматематике, например, можно разными способами, разными средствами: особым красочным оформлением классного помещения, в котором отражалось бы удивительное сочетание знакомого детям мира сказок и рассказов. Математика и сказки! Математика и любимые герои! Разве это не привлечёт внимание детей и не вызовет радостного удивления? Удивление и интерес вызывают у детей занимательно сформулированные вопросы, задачи, загадки, шарады, ребусы…Формами организации внеклассной работы по математике в начальной школе могут быть [6]:1) тематические вечера по математике;2) кружки (по определенной теме, с учащимися данного класса,общешкольные);3) олимпиады (классные, школьные, районные, областные),4) конкурсы и викторины;5) выпуск стенгазет, оформление витрин, стендов;6) математические экскурсии и пр.Таким образом, все формы внеклассной работы по математике можноразделить на:массовые (вечера, олимпиады и др.);групповые (кружки, стенная печать и пр.);индивидуальные (подготовка рефератов, подготовка к олимпиаде и т.п.). В методику организации внеклассной работы по математике в начальной школе входит определение целей и содержания той или иной формы работы, подготовка к проведению этого вида работы и т.п.
3
Математический кружокОсновное назначение кружка развитие интереса и способностей учащихся .Математический кружок помогает расширить кругозор учащихся, удовлетворить детскую любознательность[7]. Кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание не только количественных, умению делать доступные выводы и сообщения, обосновывать свои мысли. Дети совершают свои первые шаги в знакомстве с научнопопулярной литературой, что весьма важно для их дальнейшего развития.Пример математического кружка на тему:«Как люди научились считать и записывать числа?» Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди,которые их не знали? Вот послушайте.Давнымдавно, многие тысячи лет назад,наши далекие предки жили небольшими племенами. Их жизнь мало чем отличалась от жизни животных.Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда. Первобытные люди, так же как и маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители, и отдельные предметы.Поначалу они определяли это учителя, старшие братья и сестры, а первобытных людей никто не учил. Их учителями была сама жизнь. Поэтому обучение шло медленно.Наблюдая природу,наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять соотношение как «один» и «много». Некоторые африканские племена до сих пор не имеют множественного числа, чтобы сказать две коровы, они говорят корова, корова, а если коров больше, много коров. Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, руки и т.д.) привели человека к представлению о числе. Человек, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много».Лишь постепенно он научился выделять три предмета, затем 4,5,6, и т.д.Учиться считать требовала жизнь. Добывать пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатиной против берлоги, трех с одной и трех с другой стороны. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел не было, он показывал число на пальцах.Кстати, пальцы сыграли не малую роль в истории счета, особенно тогда, когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Одна пятерка означала 5, две 10. Когда рук не хватало, в ход шли ноги. Две руки и одна нога 15, две руки и ноги 20.А как же люди научились записывать цифры?В разных странах и в разные времена это делалось поразному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде узелков и т.д.Очень резкими и порою даже забавными были «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа lго десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «10» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать 15, надо ставить 5 палочек и подкову. Так до сотни.
4Для сотни был придуман крючок, для тысячи значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч лягушкой, миллион фигурка с поднятой рукой. Не оченьто было удобно складывать эти числа, вычитать, умножать, делитьПодругому было у вавилонян. Они записывали числа, выдавливаязначки палочкой на глиняной дощечке. Если надо было записывать единицу один клинышек, если два ставили два клинышка.Значительно позднее цифры стали изображать иначе.Посмотрите 1 один; П два; Ш три. На руке 5 пальцев. Чтобы не ставить 5 палочек, ставили изображать руку. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали так У. К пяти прибавляли один получали шесть VI. IVчетыре (пять без одного). 10две пятерки: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз Х. Это римская нумерация.Ее употребляют до сих пор, например, на циферблате. После того как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записываться, применяя буквы. На Руси буква «а» обозначала единицу, «в» два, «г» три.Буквенная нумерация тоже была неудобной. Способ записи числе всего несколькими знаками (десятью), который теперь принят во всем мире, был создан в Древней Индии 1500 лет тому назад. Такая запись распространилась по всему миру. В нашей стране такая нумерация стала распространяться недавно примерно 300 лет назад.Как считали первобытные люди? Какие виды нумерации вы знаете?
Математические олимпиадыОдна из эффективных форм внеклассной работы математическая олимпиада. Олимпиады способствуют выявлению и развитию математических способностей учеников[8]. Часто на уроках ученик получает только тройки, изредка четверки и двойки. Приходит на олимпиаду пробовать свои силы. Ведь это так интересно! И вдруг замечаем, что он неплохо решает задачи, на «сообразительность», задачи с «изюминкой», при решении которых в тупик встают многие отличники. После олимпиады ученик наверняка серьезно займется математикой.Поэтому для успешного проведения олимпиады необходимо выполнение следующих требований:1. Систематического проведения всей внеклассной работы по математике.2. Обеспечение регулярности проведения олимпиады.3. Серьезная содержательная подготовка перед проведением олимпиады. 4. Хорошая организация проведения олимпиад.5. Интересное математическое содержание соревнований.Олимпиада имеет многоступенчатый характер. Все четыре ее этапа существенным образом определяют некоторые занятия кружка. Что это за этапы? 1. Заочный (подготовительный) тур. Психологически подготовить детей к участию в следующих турах такова цель этого этапа. Он проводится обычно в ноябре. Материалы подготавливает сам учитель. Учитель предлагает своим ученикам решить хотя бы одну задачу из данных. Результаты учитель анализирует.2. Школьный тур. Он проводится обычно в марте. Во втором туре принимают участие все желающие. На его проведение отводится два урока, хотя многие учащиеся сдают свои решения в течениепервого часа.3. Районный тур. Проводится обычно в апреле; участвуют все победителивторого тура. Районный методический кабинет помогает в отборе материала.4. Межрайонный (заключительный) тур. Участвуют все победители районных туров. Формируется команда из нескольких учеников (победителей третьего тура) во 5главе с руководителем (педагогом). Межрайонный тур проводится обычно в крупном областном или в столице республики. Задания не должны выходить за рамки имеющихся знаний детей, но требуют быстрой реакции, сообразительности и дополнительных знаний[9,10].
Математическая олимпиада задания для очного тура (3 класс)1. Двадцатизначное число изображается цифрой 9 двадцать раз. Эточисло разделили на 11, сколько нулей получилось в записи частного? 2. Пять монет три по 2 и две по 10 коп. расположены в один ряд.Каждые две соседние разных достоинств. Можно переставлять лишь соседние монеты достоинством 2 коп. и 10коп. В результате слева должны бытьрасположены все монеты по 2 коп., а справа обе монеты по 10 коп. Сколько надо сделать перестановок, чтобы быстрее разложить монеты?3. Квадратную мозаику выложили из 25 одинаковых квадратных плиток разных цветов: 9 зеленых, 4желтых, 6 синих и 6 красных. Никакие две плитки одинакового цвета не соприкасаются друг с другом ни сторонами, ни вершинами. Как уложить плитки?1.Мойдодыр был «умывальников начальник и мочалок командир». В каждый отряд входит 1 умывальник и 5 мочалок. Всего умывальников и мочалок 102. Сколько мочалок находится под командой Мойдодыра.
Школьный тур (второй) 23 класс1. ВиниПуху в день рождения подарили бочонок с медом массой 7 кг. Когда он съел половину, то бочонок с оставшимся медом составил 4 кг. Сколько килограммов меда было в бочонке первоначально?2. Используя 6 раз цифру 2 , знаки действий и скобки напишите выражение, значение которого равно 100.3. Поставьте знаки и скобки. Если надо:9...9..=2 9...9...9=90 9...9...=10 9...9...9=94. Мама испекла 18 пирожков. Сколько гостей пришло к Васе, есликаждому досталось по 2 пирожка и один пирожок остался.5. Две розы и одна астра стоят 14 пиастров. Одна роза и две астры стоят13 пиастров. Сколько стоит (в пиастрах) одна астра.
Районный тур23 класс1. Одно число больше другого на 1 .Эти два числа перемножили,получилось 210. Догадайся, какие числа перемножили.2. Как с помощью двух ведер емкостью 9л и llл. Набрать на реке 7 л воды?3. Лист бумаги три раза сложили пополам, поперек и вдоль поочередно. Затем оторвали четыре угла и развернули лист. Сколько в нем оказалось дырок?4. Тампо это веселый зайчик из Диснеевского мультфильма. Какое число спрятано за буквами ТАМПО, если одинаковым буквам в примере соответствуют одинаковые цифры. ТАМПО9
+ ТАМПО 5 042 165. На клеточной бумаге закрась 6 клеток так, чтобы 1 клетка имела 4 соседних (таких, которые имеют с ней общую сторону), 1 клетка имела 2 соседних, а каждая из оставшихся четырех по 1.
Задания для международной олимпиады школ развивающего обучения1. Яблоки двух сортов красные и зеленые разложили в две вазы высокую и низкую. В высокой вазе красных яблок оказалось на 7 больше, чемзеленых. В 6низкой вазе красных яблок на 5 меньше, чем зеленых, а зеленых на 20 больше, чем красных в высокой вазе. Каких яблок больше: красных или зеленых?2. В 1914 году в Москве было 136 солнечных дней, а в Неаполе в 2 раза больше, причем только 42 дня были солнечными и в Москве, и в Неаполе. Сколько солнечных дней было в Неаполе в 1914 году?3.В олимпиаде участвовали 4 человека: Петя, Сережа, Маша и Наташа. Было дано 5 задач; за правильное решение каждой задачи присуждалось по одному баллу. Все задачи не решил никто из детей, но каждый решил хотя бы одну из них. Петя решилменьше задач, чем Наташа, но вместе они решили все 5 задач. Сережа решил на 2 задачи больше, чем Маша. При подведении итогов оказалось, что все участники получили разное количество баллов. Кто из участников занял какое место?Математический уголокВедениювнеклассной работы по математике помогает наличие в классе уголка математики. Уголок это не просто хранилище накапливаемого материала, а отражение деятельности учащихся класса в процессе классной и внеклассной работы по математике .Он создается учащимися или под руководством учителя. В нем могут быть выставки тетрадей по математике, альбомы вырезок из газет с цифровыми данными для составления задач, справочник цен, скоростей, норм, сборники самостоятельного составления задач, математические газеты. Опыт показывает, что эффективность занятий значительно возрастает, если использовать стенную газету. При этом рамки кружка значительно расширяются. Газета находится в математическом уголке.
Конструкции математического уголка
Конструкции объемных уголков
Конструкция, закрепленная междуполом ипотолкомКомбинированный стенд Конструкции объемных стендов
Стендвертушка, стоящий Аотдельно,Б настенный
Прикрепленная конструкция для выставки в вестибюле
7
Компоновка стендов с витринами
Конструкция объемного уголка
Рис. 1. Конструкции математического уголка
Стенная газета «Шевели мозгами»Девиз номера: «Семь раз отмерь один раз отрежь» (пословица)Можно ли покраситьБожья коровка задумала покрасить ленту с двух сторон. Сможет ли она сделать, двигаясь вдоль ленты и перелезая через ее край [21; с. 50].Интересные фактыСамое маленькое островное государство мира Республика Науру. Его площадь 21 кв2. Население 8 тысяч человек. Расположено оно в югозападной части Тихого океана.Таблица умножения в России впервые была издана в Москве в 1628г.12 бегемотов12 бегемотов сидят по кругу. Айболит каждому ставит градусник, переходя от одного из них к другому, не соседнему с ним. Всякий раз Айболит пропускает одно и то же число бегемотов. Каково это число?СкороговоркиСъел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогомШли 40мышей. Несли 40 грошей. 2 мыши поплоше. Несли по 2 гроша.Математические улыбкиЭти по доллару, а этот доллар и 10 центов. Он вчера проглотил 10Мальчик, ты продаешь щенков? Сколько же ты за них хочешь?центовую монету.Учитель: Скажи. Что такое прямоугольник. Ученик: Это растянутыйквадратГде живет Мухтар?В будках живут сторожевые собаки. Алый терпеть не может Полкана, поэтому их будки не рядом. Полкан не переносит Рекса их домики стоят врозь. Рекс недолюбливает Мухтара, поэтому их домики не соседние. Крайняя будка. Рекса. В какой будке живет Мухтар?
Математический вечер (утренник)Из всех видов внеклассной работы большое значение в создании интереса к предмету и в разумной организации досуга детей имеют математические утренники (вечера). Такие мероприятия в 13 классах рекомендуется проводить 12 раза в год. Подготовка математического утренника очень кропотливая работа. При подготовке учитель сначала сам продумывает несколько вариантов программы утренника, планирует время для подготовки и проведения, а затем проводит беседу с учениками всего класса или с группой учеников, проявляющих интерес к этому. В процессе подготовки к вечеру нужно предоставить максимальные возможности для самостоятельности учащихся, для проявления их самодеятельности и инициативы. Если ученику будет поручена подготовка какогото номера программы вечера, то его интерес к вечеру значительно возрастет. К вечеру выпускается специальный номер математической газеты, силами членов кружка можно подготовить выставку книг, связанную стемой вечера; 8выбирается жюри, предлагается соревнующимся командам подготовить интересные вопросы друг другу.Формы вечеров (утренников) могут быть различными: это и КВМ (Клуб веселых математиков), «Праздник числа» (после изучений чисел первого десятка), театрализованные математические действия, спектакли.
Математические конкурсыОдной из занимательных и в то же время полезных форм внеклассной работы по математике является участие детей в математических конкурсах .В конкурсах могут принимать участие все желающие. При подготовке к конкурсу учитель подбирает ряд заданий из пройденных разделов. По своему характеру и содержанию эти задания должны несколько отличаться от обычных задач из учебника, так как конкурс служит не для контроля знаний, а для выявления математических способностей и повышения интереса к математике.В последние годы популярна телепередача «Что? Где? Когда?». Младшие школьники стремятся принять в ней участие. Поэтому конкурс можно провести в виде игры «Что? Где? Когда?» или состязание «Конкурс знатоков»,
«Конкурс знатоков» (отборочный тур)ВопросыI. В древней Руси деньгами служили серебряные бруски их называли гривнами. Если вещь стоила меньше всего бруска, то отрубали половину. Тоже деньги!Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?Ответ: Рубль. Отсюда и пошло название денежной единицы рубль.2. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? Ответ:Часы, которые остановились.3. Поздно вечером 2 мальчика катаются на велосипедах. У одного велосипед сбольшими колесами, а у другого с маленькими. Мальчики едут с равными скоростями.Внимание, вопрос! У кого из мальчиков ярче горит фонарь, работающий отодинаково установленных динамомашин на ободе колеса?Ответ: Яркость фонарей одинакова, так как скорости велосипедов равны.
4. В какой стране самое большое население? Ответ: В Китае, свышемиллиарда человек.5. Если цифру перевернуть, то число уменьшится на 3.Какая это цифра.Ответ: Цифра 9. так как 96=3б. Вопрос! Когда мы смотрим на число?, а говорит «15»?Ответ: Когда смотрим на часы.7. В какой месяц 28 дней?Ответ: В любом.Математические экскурсииОдной из форм внеклассной работы в школе является организация и проведение экскурсий .Программа требует научить учащихся провешиванию линии, построению на земле прямых углов, построению прямоугольника и квадрата. Для выполнения этих работ нужны мерные верёвки, вешки и эккер. Так как измерительная работа проходит более активно тогда, когда в неё втянуто больше учащихся, то, разбивая класс на группы, нужно вооружить каждую
Математическая экскурсияОпределение ширины рекиИнтересно проходит экскурсия на тему, как определить ширину реки на глазомер.
9
Выслушав различные предположения ребят о ширине реки, учитель организует работу так:1)представители групп поочерёдно становятся на одном и том жеместе на берегу реки лицом к ней, замечают на противоположном берегу у самой воды какойнибудь предмет (камень, куст),2) не шевеля головой, надвигают козырёк фуражки на глаза так, чтобы он почти прикрывал этот предмет,3) опятьтаки не шевеля головой и не сгибая туловища поворачиваются кругом и замечают, где козырек начинает закрывать землю,4)измеряют расстояние от берега до этого места. Оно будет равно(приблизительно) ширине реки.Этот способ может применяться, если река не широка и если местность ровная.Так как у каждой группы будут свои данные, нужно найти среднюю всех измерений и проверить, если это возможно, воспользовавшись бечевой и лодкой.
Математический КВНВ последние годы стала весьма популярной телепередача «КВН». Младшие школьники, естественно, живо реагируют на нее и нередко мечтают стать участниками подобной игры Подобные занятия интересны и полезны. Проходят они в экстремальной ситуации при ограниченном времени. Дети стремятся оправдать доверие товарищей, мобилизуя внутренние силы, смекалку, сообразительность. А после окончания КВН они ещё очень долго вновь и вновь возвращаются к предлагаемым вопросам, осмысливая открытое. Формируется готовность ребёнка действовать в не стандартных ситуациях, развивается находчивость и быстрота реакции. В случае же неудачи ребенок анализирует линию своего поведения, допущенные ошибки, что тоже полезно.Математический КВН Оформление: плакаты «Математика царица всех наук», «Математика гимнастика ума». Место проведения: актовый зал.Участники все ученики 3 класса; 5 человек в команде. На сцене математика царица всех наук.Капитаны: Уважаемая математика царица всех наук! Команды дляпроведения праздничного занятия Клуба Веселых Математиков готовы. Математика: Открыть заседание Клуба Веселых математиков разрешаю!Капитанов прошу предоставить команды.Первая команда. Наша команда «Дважды два». Наш девиз:Чтоб врачом, моряком или летчиком стать. Надо твердо на «5»Математику знать!Вторая команда: БАМНаш девиз: Будем активно мыслить.Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчиков и девочек на веселый праздник математики. Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость,смекалку.Разминка69:3=7 7*6==58Нужно поменять 2 цифры местами так, чтобы равенства были верными. 1 команда:10 солдат строились в ряд 10 солдат шли на парад910 было усатых (1)
10Сколько там было безусых солдат2 команда10 солдат строились в ряд10 солдат шли на парад810 было носатыхСколько тамбылокурносых солдат (2)Соревнования счетчиковПо 3 участника от каждой команды.На доске квадрат, разделенный на 10 клеток. Участники по очередивписывают в любые клетки квадрата числа от 1 до 9.Находят произведение чисел, записанных в каждом столбце. Находят сумму трех произведений. Находят произведение числе в каждой строке. Находят сумму трех произведений. Сравнивают полученные результаты.KOHKУPCсмекалистых1 Команда Известно, что 10 единиц составляют десяток, 10 десятков сотню, 10 сотен тысячу ит.д. почему именно число 10, а не другое.2 Команда. Известно, что масса монеты в 1 коп. 1г. а в 2 2 г. Что дороже: килограмм Iкопеечных монет или килограмм 2копеечных монет.KOHKУРC «Математическая улыбка»(домашнее задание)Инсценирование веселыхматематических историй.Бой пословицамиНазовите пословицы, связанные с числом 7.Хитрые цифрыВставить цифры вместо звездочек.1 команда: 3* 86 +*2*7 619*2 команда 7*38*
*49*5 44*44 Жюри подводит итоги.По окончанию конкурса командепобедительнице Математика царицавсех наук вручает грамоту Клуба Веселыхматематиков.
Ссылки на источники1.Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике. М., 2006.2.Белицкая Н. Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. М., 2006.3.Василенко Г. И. и др. Дни наук в начальной школе. В., 2006.4.Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Праздник ожидаемое чудо. Внеклассные мероприятия. М., 2006.5.Златопольский Д. М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. М., 2006.6.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. В., 2001.7.Соболевский Р. Ф. Логические и математические игры. Мн., 1977.8.Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учёба, и игра: математика. Я., 1997.9.Труднев В. П. "Считай, смекай, отгадывай". М., 2000.10.Чилингирова Л. К., Спиридонова Б. С. Играя, учимся математике. М., 199311.Горев П. М. Уроки развивающей математики в 56х классах средней школы // Концепт. 2012. № 10 (октябрь). ART 12132.URL: http://ekoncept.ru/2012/12132.htm.
12.Горев П. М. Виды учебной деятельности школьников и приобщение к творчеству во внеклассной работе по математике // Концепт. 2011. 1 квартал 2011. ART 11102.URL: http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.