Сегодня главной целью образования является профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста. Востребованность выпускников на рынке труда обеспечивается их профессионализмом, прочными знаниями, практическими навыками и мастерством, что является одним из важнейших показателей успешной деятельности учебного заведения. Обучить студента самостоятельно решать возникающие проблемы, уметь презентовать себя и результаты своего труда, владеть навыками делового общения и навыками реальной деятельности в мире рыночной экономики и социальной среде в рамках аудиторной работы в полной мере невозможно, но можно достичь, внедряя в учебный процесс различные формы внеаудиторной работы, которые характеризуются многофункциональностью (культурологическая, валеологическая, методическая, социально-педагогическая и психолого-педагогическая функции).
Активное овладение профессионально-творческой деятельностью, ее эффективная реализация подразумевают не только развитие и интеграцию умений и навыков, выработку индивидуальных способов и приемов выполнения профессиональной работы, но и овладение методологией профессионального творчества, развитие творческого мышления и необходимых креативных личностных качеств. Становление креативной личности можно определить как формирование и развитие личности, адекватной выполняемой творческой деятельности и получаемым творческим результатам. Возникает тесная взаимосвязь становления креативной личности и креативного образования. Отсюда следует зависимость уровней профессионально-творческой деятельности человека, достигаемых результатов и уровней его креативной подготовки как готовности к их выполнению и достижению [1].
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предлагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения [2].
Сегодня активно развивается новое направление педагогики — креативная педагогика, основанная на интенсивном использовании приемах и методах ТРИЗ. Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ состоит в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели. НФТМ – это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования (от дошкольного до послевузовского) непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся. ТРИЗ – это теория решения изобретательских (творческих) задач (автор Г. С. Альтшуллер). Это дисциплина о технологии поиска высокоэффективных творческих решений.
Дидактической основой системы НФТМ-ТРИЗ является интегративный цикл «Основы методологии творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления» (ОМТ и КИП), нацеленный на формирование готовности обучаемых к профессионально-творческой деятельности путем овладения ими современной методологией профессионального творчества. Анализ открытой педагогической системы НФТМ-ТРИЗ и значительный опыт ее успешной реализации показывают, что возможности системы в области профессионально-творческого саморазвития обучаемых лишь обозначены и представляют огромный резерв для существенного повышения качества непрерывного креативного образования [2].
Технологии ТРИЗ уже активно внедряются в учебные процессы дошкольного и школьного образования, но вопрос их использования в системе СПО и ВПО остается достаточно не проработанным. Предлагаем рассмотреть примеры применения технологий ТРИЗ в учебном процессе преподавания экономических дисциплин в ССУЗе для специальности 38.00.02 Экономика и бухгалтерский учет [3].
Одной из площадкой активного внедрения приемов и методов ТРИЗ является организация работы ППЛС «Инноватор». Проблемно-проектная студенческая лаборатория (ППСЛ) «Инноватор» является частью научно-исследовательской деятельностью студентов (НИРС). Вовлечение студентов в научно-практическую деятельность способствует развитию интеллекта, любознательности, стремлению к самостоятельной и творческой деятельности, осознанию своей значимости и принадлежности к научной деятельности, познанию методов творческой научной работы и гибкости мышления, учит общению со сверстниками и отработке навыков работы в команде, развивает умение рационального чтения и быстрого поиска необходимую информацию и использовать ее в своей работе. Преемственность между курсами будет способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в студенческой среде и укреплению связей между студентами различных групп и курсов, между студентами и преподавателями, демонстрируя реальное уважение к студенту [4].
Суть проекта: Проблемно-проектная студенческая лаборатория (ППСЛ) «Инноватор» направлена на развитие интереса студентов к исследованию актуальных проблемных вопросов, возникающих в экономике, причин и взаимосвязей между происходящими в современном обществе процессами и явлениями. Научно-исследовательская работа является частью учебного процесса и призвана повысить эффективность процесса образования и воспитания, теоретического и практического обучения. Поэтому Лаборатория «Инноватор» будет способствовать реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, т.к. ее деятельность направлена на формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; |
ОК 5 |
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий; |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
При подготовке специалистов по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки участие студентов в ППСЛ «Инноватор» будет способствовать укреплению теоретических знаний и закреплению практических навыков при изучении ОП.10 «Основы экономической теории», а именно:
1. Закрепление освоенных умений:
- использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
- строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;
- распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления;
- применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.
2. Закрепление усвоенных знаний:
- методы и функции экономической теории;
- основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;
- построение экономических моделей;
- проблемы социально-экономической политики государства;
- основные направления экономической реформы в России.
Научно-исследовательская проблематика ППСЛ «Инноватор»: формирование инновационной экономики в России и активизация предпринимательской деятельности как фактор ее эффективного развития.
Актуальность выбранного направления деятельности ППСЛ «Инноватор»
Проблема развития инновационной экономики в России в последние годы привлекает внимание многих исследователей, т.к. изучение данного вопроса актуально как в научном, так и практическом, и образовательном аспектах, что определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, сегодня в России одним из направлений стратегии развития государства является проведение модернизации российской экономики, что поднимает проблему поиска наиболее эффективной модели организации экономической системы страны, которая позволит более рационально и с большей эффективностью использовать имеющиеся ресурсы, обеспечивающие инновационное развитие России с учетом сложившейся мировой инновационной конъюнктуры. В России также повысился интерес к малому и среднему предпринимательству (МСП) как основной движущей силы инновационного развития, обусловленный опытом развитых стран Европы, Японии и США, где МСП играет значительную роль в развитии экономики, повышая ее конкурентоспособность [4].
Во-вторых, переход страны на инновационный путь развития требует формирования соответствующей институциональной среды и инновационной ориентации образования в процессе подготовки высококвалифицированных кадров, что повысит эффективность использования научно-технического потенциала России. Возрастающая взаимосвязь рыночной экономики и инновационного развития обосновывает необходимость кадрового обеспечения предпринимательского сектора такими специалистами в целях увеличения его инновационной активности.
В-третьих, большинство методик разработаны в целях оценки коммерческого эффекта от внедрения инновационных проектов, а другие методики оценивают либо ресурсные возможности (инновационный потенциал) регионов, либо некоторые результаты их инновационной деятельности (инновационную активность), не учитывая общеэкономические эффекты и результативность использования этих ресурсов, поэтому, несмотря на большое количество проведенных исследований, остается актуальным вопрос разработки методологической базы определения эффективности инновационного развития экономической системы и роли МПС в нем.
Цель проекта: целью создания и деятельности ППЛС «Инноватор» является ознакомление студентов с особенностями и проблемами формирования инновационной экономики в России и формирование предпринимательского мышления.
Задачи проекта: достижению цели проекта способствуют следующие задачи (подцели):
1. Образовательные: овладевание методологией научного познания, развитие культуры научного мышления, овладевание навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли, решение интеллектуальных проблем и задач, отстаивание своей точки зрения, развитие творческого профессионального мышления, углубление и расширение знаний, повторение и закрепление знаний, педагогическое общение.
2. Воспитательные: воспитание уважения к традициям отечественной и зарубежной науки, воспитание профессионально важных качеств: профессиональный долг, исполнительность, ответственность и д.т., воспитание у студентов стремления к активной познавательной деятельности.
3. Развивающие: развитие самостоятельности, волевых качеств, дисциплины, развитие профессионального мышления через наблюдение, анализ, сравнение и обобщение фактов.
Участниками проекта могут стать студенты 2 курса, интересующиеся современными проблемами экономического развития.
По итогам участия в ППСЛ «Инноватор» студенты награждаются дипломом участника (сертификатом). Участие в ППСЛ учитывается при формировании рейтинга студента при изучении дисциплины «Основы экономической теории».
Каждое заседание лаборатории предлагается проводить в соответствии классической структурой креативного урока [5]:
Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную си- стему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.
Блоки 2 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.
Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.
Блоки 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.
Учебный процесс преподавания дисциплин и профессиональных модулей также необходимо менять: схему познавательной деятельности студентов – с репродуктивной на схему поисковой познавательной деятельности. Это не значит, что надо полностью отказаться от репродуктивного обучения, без которого у студента не будет сформировано ярдо профессиональных знаний, позволяющих в будущем решать профессиональные задачи с творческим уклоном. Доля репродуктивного обучения должна не преобладающей.
Приведем пример организации учебного занятия по дисциплине «Основы экономической теории» в соответствии с концептуальными основами и дидактическими принципами педагогической системы НФТМ-ТРИЗ. Учебное занятие имеет следующую структуру (таблица 1). В структуру урока добавлены два элемента, необходимость которых обоснована видом учебного занятия.
Таблица 1
Структура практического учебного занятия
№ |
Блоки урока |
Сокращение |
Время, мин |
Примечание |
|
Организационный момент |
ОМ |
2 мин |
1 акд.час или 45 ммин |
1 |
Мотивация («Встреча с чудом») |
М |
8 мин |
|
2 |
Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф + пропедевтика ТРИЗ) |
СЧ-1 |
20 мин |
|
3 |
Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза) |
ПР |
5 мин |
|
4 |
Головоломка |
Г |
10 мин |
|
Перерыв |
||||
5 |
Интеллектуальная разминка |
ИР |
5 мин |
1 акд.час или 45 ммин |
6 |
Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф + пропедевтика ТРИЗ) – СЧ-2 |
СЧ-2 |
15 мин |
|
7 |
Компьютерная интеллектуальная поддержка |
КИП |
20 мин |
|
8 |
Резюме |
Р |
5 мин |
Практическое занятие «Построение и анализ кривых спроса и предложения»
Технологическая карта учебного занятия
Специальность 080114.52 ЭиБУ (по отраслям) |
Группа |
Дата |
Дисциплина Основы экономической теории |
137 |
|
Тип занятия урок практического применения знаний, умений |
|
|
Вид занятия практическое занятие |
|
|
Форма проведения урокс элементами ТРИЗ |
|
|
План занятия № 17 |
|
|
Тема занятия: «Построение и анализ кривых спроса и предложения»
Цели учебного занятия:
1) образовательные:
- углубление и закреплении знаний (З3, З4) по теме «Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие»;
- формирование умений У3, У4, У6 в процессе выполнения практических заданий (решение экономических кейсов по теме, задач и других заданий);
2) развивающие:
- развитие способности организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК.2);
- формирование навыков принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК.3);
- формирование навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (ОК.5).
3) воспитательные:
- воспитание уважения к собеседнику при работе в коллективе (ОК.6).
4) методические:
- отработка применения мультимедийных технологий обучения при проведения учебного занятия;
- отработка применения активных методов обучения при проведения учебного занятия;
- формирование творческого и системного мышления посредством применения приемов ТРИЗ.
Средства обучения (нужное подчеркнуть)
- Учебные книги и пособия (методические указания, раздаточный материал, рабочие тетради, тетради для практических работ и самостоятельных работ)
- Аудио- и видеоматериалы (мультимедийная презентация)
- Программно-методическое обеспечение компьютерной технологии (профессиональные программы, учебные задания для решения расчетно-вычеслительных, графических задач)
- Специальное оборудование (персональные компьютеры, тренажеры, вычислительные устройства, интерактивная доска)
- Дидактические материалы (обучающие программы, кейсы, ситуационные задачи, индивидуальные проверочные опросники, головоломки, инструкции по выполнению заданий на ПК)
Методы обучения (нужное подчеркнуть)
- Информационно-развивающие методы обучения:
- передача информации в готовом виде (объяснение, изложение, использование средств «масмедиа»).
- самостоятельное добывание знаний (работа с раздаточным материалом, обучающей программой, программным обеспечением, выполнение заданий по СРС)
- Проблемно-поисковые методы обучения (учебная беседа, коллективная мыслительная деятельность (КМД) в работе с малыми группами)
- Репродуктивные методы обучения (выполнение тренировочных заданий по инструкциям)
- Творчески-репродуктивные методы обучения (вариативные задания, решения задач – расчентно-вычислительных, проектно-графических; кейсы).
- Методы ТРИЗ (задания по формированию системного мышления, выявлению противоречий, решение головоломок, задания по формированию творческого мышления, упражнения по гармоничному развитию полушарий головного мозга, моделирование).
Структура и ход урока
Организационный момент — 2 мин.
Приветствие, проверка готовности студентов к занятию, проверка явки студентов. Сообщение преподавателем целей и задач проводимого занятия (план работы).
Деятельность преподавателя |
Приемы и методы |
Деятельность студентов |
Приветствует, проверяет готовность студентов к занятию, явку студентов. Просит студентов сдать на проверку тетради для самостоятельных работ. Сообщает тему, цели и задачи проводимого занятия (план работы). |
Изложение |
Садятся, проверяют свою готовность к занятию. Староста говорит, кто отсутствует на занятие, собирает тетради по СРС. Слушают, записывают. |
Этап 1. Мотивация «Встреча с чудом» — 8 мин.
Направлен на развитие любознательности обучающихся через сообщение интересного факта: в каких случаях не действует закон спроса? Почему это происходит?
Деятельность преподавателя |
Приемы и методы |
Деятельность студентов |
Активизирует работу студентов, заставляя студентов сформулировать самостоятельно основные выводы по итогам изучения прошлого материала о законе спроса. Приводит примеры товаров, которые являются исключениями и предлагает студентам поразмышлять о том, почему это происходит. Направляет обсуждение. Сообщает справку о том, как в научном мире называются такие явления, кратко сообщает о парадоксе Гиффена и эффекта Веблена. Предлагает студентам привести примеры товаров к эффекту Веблена. |
Изложение, беседа, обобщение, иллюстрирование, активные формы обучения |
Слушают, формулируют общие выводы по прошлому занятию. Размышляют и обсуждают поставленную проблему. Фиксируют новую информацию в тетрадях. Приводят примеры и объясняют, почему выбрали тот или иной товар. |
Этап 2. Содержательная часть — 20 мин.
Состоит из двух частей. В начале этапа проводится актуализация знаний с целью проверки усвоения ранее пройденного материала перед выполнением практических заданий. Выполнение письменной проверочной работы (ППР) в режиме «блиц-опрос». Основная содержательная часть направлена на формирование навыков по анализу практических ситуаций, работы в малых группах (взаимодействие между участниками, организация обсуждения проблемы, уважение мнения других, аргументация выбора решения проблемы) посредством решения кейсов и организации КМД в работе в малых группах. Кейсы построены по принципу открытых и полуоткрытых типов заданий.
Деятельность преподавателя |
Приемы и методы |
Деятельность студентов |
Часть 1. Инструктирует по выполнению письменной проверочной работы в формате «блиц-опрос». Вопросы составлены так, что на них надо ответить 1-5 словами. Контролирует выполнение и следить за временем, отведенным на написание работы. Вариант 1. Предлагает студентам, сидящим в парах. обменяться листочками и проверить работы друг друга. Вариант 2. Собирает листочки с ответами и предлагает студентам разобрать вопросы проверочной работу устно. |
Выполнение вариативных заданий, взаимооценка, самоанализ (рефлексия) выполненной работы |
Слушают, выполняют работу по вариантам, вписывая ответы в листы-бланки. Вариант 1. Обмениваются листочками и проверяют работы друг друга. Вариант 2. Устно отвечают на вопросы проверочной работы, оценивают свои ответы с эталонным ответом. |
Часть 2. Развивает группы на 4 подгруппы по 5 человек. Объясняет суть задания, которое студентам предстоит выполнить. Раздает задания. Координирует работу малых групп, ответы представителей команд. |
Активные методы обучения: кейс-метод, обсуждение, работа в группах |
Изучают инструкцию по решению кейсов. Изучают материалы кейсов, обсуждают, решают, отвечают. Обсуждают ответы других команд, дополняют их ответы. |
Пример кейса: экономический кейс №1
Цена объявлена, что дальше?
Потенциальный покупатель отреагировал на объявленную продавцом цену товара одним из указанных вариантов: А. «Дорого!». Б. «Цена завышена!»
Вопросы: 1. Есть ли какая-нибудь разница между вариантами А и Б для продавца? 2. Продавцу: что (желательно) делать и чего ни в коем случае не делать?
Этап 3. Психологическая разгрузка — 5 мин
Представляет собой систему психологической разгрузки, реализуемой через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга. Упражнения направлены на повышение не только осознанности действий, но и формирование направленного внимания.
Деятельность преподавателя |
Приемы и методы |
Деятельность студентов |
Студентам предлагается выполнить несколько упражнений, способствующих гармоничному развитию полушарий головного мозга. Упражнения 1 и 2. |
Упражнения по гармоничному развитию полушарий головного мозга. |
Упражнение 1. Выполняется одновременно всеми студентами. Упражнение 2. Сначала студенты пробуют прочитать задание тихо каждый сам, не мешая другим. Потом поочередно читают вслух, кто ошибается, уступает очередь другому. |
Упражнение 1. Ухо — нос
Направлено на увеличение осознанности действий двумя руками. Лучший инструмент для развития мозга – руки. Когда человек осознанно действует двумя руками, он гармонично развивает оба свои полушария. Упражнение простое, но требуют четкости выполнения. Поэтому сначала следует медленно его отработать, а потом ускорить ритм выполнения. Необходимо: одновременно левой рукой коснитесь кончика носа, а правой дотроньтесь левого уха. Так же одновременно отнимите руки и хлопните в ладоши. Быстро поменяйте положение рук.
Упражнение 2. Светофор
Направленно на развитие внимания. Упражнение является более сложным, требует не только осознанности, но и четко направленного внимания. Попробуйте их выполнить и увидите, что сделать это не так уж просто. Для работы с этим упражнением используется картинка, расположенная по ссылке https://yadi.sk/i/YUlwHlJPae2PY. Необходимо как можно быстрее произнести вслух название цвета букв слов, что написаны на этой картинке. Будьте очень внимательны – не путайте слова и цвета их букв. При этом работают оба полушария. Левое полушарие “читает“, а правое отслеживает цвет.
Этап 4. Головоломка — 10 мин
Представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея. Направлено на развитие всех видов мышления (образного, логического и пространственного мышления), внимательности и способности размышлять. Задания головоломок приведены в приложении 4.
Деятельность преподавателя |
Приемы и методы |
Деятельность студентов |
Студентам предлагается решить несколько головоломок: 1. Определить в зашифрованном ряду «лишение» слово. 2. Решить ребусы, в которых зашифрованы экономические слова, связанные с темой занятия. 3. Сыграть в игру «Угадай, что сказано» |
Приемы ТРИЗ |
Выполняют совместно с преподавателем, коллективная работа. Предлагают варианты, обсуждают |
Пример головоломки «Угадай, что сказано»
Студентам предлагается сыграть в следующую игру. К доске приглашаются 3-5 студентов. Каждый их них получает карточку задание. Суть задания в том, что им необходимо без слов объяснить аудитории, о чем идет речь в их карточках. При необходимости каждый студент может взять себе в помощники 2-3 человека из аудитории. Карточки-задания: 1. Цена на товар недоступна для покупателя. 2. Товар плохого качества. 3. Черная пятница. 4. По итогам торга заключен договор. 5. Рыночное равновесие нарушено.
Блок 5. Интеллектуальная разминка — 5 мин
Представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.
Деятельность преподавателя |
Приемы и методы |
Деятельность студентов |
Студентам предлагается несколько заданий для проведения интеллектуальной разминки. |
Приемы ТРИЗ |
Выполняют совместно с преподавателем, коллективная работа. Предлагают варианты, обсуждают |
Загадка «Сколько за штуку?»
- Сколько за штуку? — спросил покупатель в магазине.
- 20 руб. — ответил продавец.
- Если я возьму двадцать, сколько с меня?
- 40 руб.
- Я возьму сто двадцать.
- Прекрасно. С вас 60 руб.
- Что покупал посетитель? Ответ: покупатель выбирал номер дома.
Мини-викторина
Вопрос 1. Какое животное всегда при деньгах? Подсказка: так называют детей, которые не соблюдают чистоту и порядок, хотя в действительности прототип такого ребенка является весьма чистоплотным животным. Ответ: Поросенок, у него есть пяточек.
Вопрос 2. Рыночные взаимоотношения между продавцом и покупателем очень часто сопровождаются обманом преимущественно со стороны продавцов. Но такая ситуация была всегда. Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? Подсказка: сегодня этим словом очень часто называют человека, который беспорядочен, неаккуратен, безответственен и нерадив в делах. Разиня. Ответ: разгильдяй.
Вопрос 3. На рынке может сложиться ситуация монополии, когда есть всего 1 продавец и много покупателей. Покупатели начинают «драться» за обладание товаром. Назовите мероприятие, на котором это происходит? Подсказка 1. Это происходит на рынке редких, старинных и эксклюзивных товаров. Подсказка 2. «Дерутся» покупатели кошельками. Ответ: аукцион.
Блок 6. Содержательная часть — 15 мин.
Обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей, задания способствуют лучшему усвоению программного материала учебного курса. Материалы для проведения этапа приведены в приложении 6.
Деятельность преподавателя |
Приемы и методы |
Деятельность студентов |
Предлагает выполнить упражнения на развитие системного мышления, на выявление противоречий. Разъясняет технологию выполнения упражнений. Координирует деятельность студентов в процессе выполнения заданий. Проверяет выполнение упражнений. Проверка домашних расчетов студентов по построению экономических моделей. |
Приемы ТРИЗ: упражнения на развитие системного мышления и выявление противоречий
|
Слушают, вникают в методику выполнения упражнений и выполняют их. Совместно с преподавателем разбирают примеры выполнения упражнений (1,2,4,5). Самостоятельно выполняют упражнения 3 и 6. Предварительно дома самостоятельно выполняют задание по моделированию эконом. явления. |
Блок 7. Компьютерная часть — 20 мин.
Обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает выполнение заданий по работе с компьютерной интерактивной моделью кривых спроса и предложения, позволяет создать условия для проведения виртуального эксперимента над моделью. Материалы для проведения этапа приведены в представлены по ссылке: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/770476b5-9a3d-2f31-8b3d-be547a463319/00139084628768154.htm.
Деятельность преподавателя |
Приемы и методы |
Деятельность студентов |
Предлагает студентам пересесть за компьютеры и выполнить задание по работе с виртуальной интерактивной моделью кривых спроса и предложения. Инструктирует по технологии работы с моделью и выполнению задания. Координирует работы студентов на ПК, проверяет результаты их работы |
Работа с программным обеспечением (интерактивная компьютерная модель кривых спроса и переложения) |
Садятся за рабочие места. Самостоятельно изучают методические рекомендации по выполнению практикума. Самостоятельно работают и выполняют задание. |
Блок 10. Резюме — 5 мин.
Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку студентами самого урока.
Деятельность преподавателя |
Приемы и методы |
Деятельность студентов |
Сообщает направления работы на следующее занятие. Мобилизует студентов на рефлексию своего поведения и результатов выполнения работ на практическом занятии. Подводит итоги, выставляет оценки |
Рефлексия, саморефлексия |
Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы. Высказывают мнение о проведенном занятии: что понравилось |