Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматривается объективная необходимость активного сотрудничества России со странами региона Юго-Восточной Азии для полноценной реализации собственных экономических интересов.
Ключевые слова: национальные экономические интересы, Китай, сотрудничество, государства Юго-Восточной Азии. 

В современном мире России для полноценной реализации своих экономических интересов [1] необходимо интенсифицировать взаимодействие с рядом государств, к числу которых относятся такие, расположенные в активно развивающемся регионе Юго-Восточной Азии.

Характеризуя возможные перспективы от взаимодействия России с государствами данного региона, в первую очередь следует остановиться на взаимодействии с Китаем. Так, Китай является первым торговым и инвестиционным партнёром для России в Юго-Восточной Азии. Российско-китайское стратегическое партнёрство часто именуют «стержнем» российской политики на Востоке, поскольку отношения с Китаем всегда были приоритетным направлением в восточноазиатской политике России. Так, еще в 1996 г. была подписана «Совместная российско-китайская декларация», в которой анонсировалось решение развивать «отношения равноправного доверительного партнёрства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI в.». В 2001 г. был заключён российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, проложивший путь к расширенному политическому, экономическому и военному сотрудничеству. Далее, в 2004 г. после долгих переговоров, было подписано Соглашение о демаркации совместной российско-китайской границы, которое урегулировало пограничную проблему между странами. В 2005 г. российским и китайским руководством была обозначена необходимость формирования «нового мирового порядка», а в 2010 г. была выдвинута совместная российско-китайская инициатива по безопасности и сотрудничеству в Азиатского-Тихоокеанском регионе (АТР), которая призвала к формированию «новой архитектуры безопасности». Кроме того, в 2000-х гг. также активно развивалось сотрудничество в сфере энергетики, особенно в 2010 г., когда был закончен отвод трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» от российского Сковородино до китайского Дацина.

Рассматривая перспективы сотрудничества России со странами Юго-Восточной Азии, в целом, можно отметить, что внешнеэкономический курс РФ  направлен на становление страны как неотъемлемой части региона, укрепление существующих двусторонних отношений, развитие новых и участие в региональных интеграционных организациях. В настоящее время Россия входит в состав Регионального форума Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) начиная с его основания в 1993г., осуществляя свой вклад в развитие превентивной дипломатии и механизмов урегулирования конфликтов, а также продвигая видение полицентрического мира. В 1998 г. Россия вступила в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

Однако, несмотря на данные позитивные сдвиги, следует отметить, что хотя Россия и стала партнёром по диалогу с АСЕАН в 1996 г. и в 2004 г. подписала Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, региональная роль России была первоначально преимущественно воспринята с большим скептицизмом вследствие ее неспособности проецировать экономическую и военную силу в регионе. Первая встреча на высшем уровне России и АСЕАН как партнёров по диалогу состоялась только в 2005 г.

Несмотря на ряд противоречий, и сложностей в реализации экономических интересов, в целом позиции России в Юго-Восточной Азии за прошедшее десятилетие значительно улучшились не только в политической, но и в экономической сфере. Например, началась успешная реализация совместных проектов, таких как Сахалин-1 и Сахалин-2, а в ближайшем будущем начнётся освоение проекта Сахалин-3 [2]. В 1990-х гг. торговля России с восточно-азиатскими странами составила приблизительно одну пятую общего товарооборота России, однако доля России в общем объёме торговли региона была крайне небольшой и составляла меньше 1%. По мнению экспертов, главной причиной ограниченного характера экономических связей являлась слабо развитая инфраструктура и неблагоприятные бюрократические и юридические условия ведения бизнеса. Далее, хотя товарооборот России с Восточной Азией значительно снизился в 2009 г. вследствие мирового финансово-экономического кризиса, в 2010 г. докризисный уровень был восстановлен, и с 2011 г. наметился дальнейший рост: с 2000 по 2012 г. объём торговли России с Юго-Восточной Азией увеличился более чем в десять раз, хотя доля Восточной Азии все так же составляет примерно одну пятую общего российского товарооборота. Также интересным фактом является то, что российская торговля с Юго-Восточной Азией восстанавливалась быстрее, чем с другими странами.

К примеру, традиционным надёжным партнёром России в Юго-Восточной Азии считается Вьетнам, что делает его одним из стратегических партнёров России в регионе. Помимо совместных проектов по разработке нефти и газа с Вьетнамом и другими странами Юго-Восточной Азии, расширяется военно-техническое сотрудничество (например, с Индонезией и Вьетнамом), сотрудничество в области биотехнологий, фармацевтики, информационных и образовательных технологий, исследования космоса, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, туризма, гражданской авиации. Россия также осуществляет большое количество проектов в Юго-Восточной Азии, включая строительство электростанций (например, с Камбоджой) и атомных электростанций (например, с Вьетнамом и Мьянмой).

Товарооборот России со странами Юго-Восточной Азии [3] за последние десять лет увеличился более чем в шесть раз [4]. Как уже отмечалось, довольно серьезное сокращение двусторонней торговли наблюдалось в 2009 г., в виду кризисных тенденций в мировой экономике. С середины 2000 г. Россия имела отрицательное сальдо торгового баланса со странами региона, которое в 2012 г. составило почти 8 млрд. долл. Доля стран Юго-Восточной Азии во внешнеторговом обороте России также растет - с 12% в 2003 г. до 19% в 2012 г. [5] Рост доли в основном обеспечивался за счет импорта из стран региона.

Тем не менее, ранее отмечалось, что существуют определенные проблемы  в реализации Россией своей национальных экономических интересов в деловых контактах со странами данного региона. Так, несмотря на благоприятную динамику, необходимо учитывать, что Россия занимает незначительные позиции во внешней торговле и очень скромные - в инвестиционном взаимодействии восточноазиатских стран. Россия практически не участвует в инвестиционном сотрудничестве и взаимодействии в банковской сфере, также количество совместных предприятий остаётся незначительным. Одна из главных причин этого заключается в том, что российский бизнес занимает относительно скромные позиции в мировой экономике, и его конкурентоспособность не высока. На РФ приходится всего 0–1% экспорта восточноазиатских стран и 0–3% их импорта, за исключением Монголии и КНДР, что не позволяет рассматривать Россию как полновесного участника регионального экономического взаимодействия [6].

Соответственно, представляется, что для балансировки собственных экономических интересов присутствие России в Юго-Восточной Азии должно быть усилено и приумножено. Будущее России во многом зависит от позиций страны в данном регионе в сфере политики безопасности и в экономической области. Расширение и углубление экономического сотрудничества выступает самым логичным способом увеличения влияния России в регионе.

Многие ученые рассматривают более тесное экономическое сотрудничество между Россией и странами АСЕАН как хорошую возможность усилить российское присутствие и влияние в регионе. Хотя существуют различные препятствия, в первую очередь, географическая удалённость и низкий уровень развития торговли, тем не менее большой потенциал этих отношений может быть реализован через взаимные инвестиции, участие в совместных проектах и т.д. [7].

В качестве среднесрочных задач в данном направлении можно выделить разработку особого налогово-инвестиционного режима для Сибири и Дальнего Востока, который учитывал бы региональную специфику, а именно: переход от экспортно-сырьевой к ресурсно-перерабатывающей модели в энергетической сфере; развитие интегрированной финансовой инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока; а также создание транспортных коридоров; выстраивание инфраструктуры экспорта сельскохозяйственных продуктов; форсирование выхода российского бизнеса на рынки стран региона в инновационных сферах; расширение сотрудничества со странами региона в области безопасности и активное участие в региональных организациях и др.[8]

Одним из самых перспективных направлений представляется заключение соглашений о создании зоны свободной торговли между Евразийским Союзом и странами региона. Начиная с 2013 г. такие переговоры ведутся с Вьетнамом, причём с последним планируется подписание данного соглашения в ближайшее время, что может стать пилотным проектом, который позволит в будущем заключить подобные соглашения с другими странами АСЕАН и группировкой в целом.

Следует также отметить, что в ходе пленарной сессии Всемирного экономического форума (ВЭФ) по Восточной Азии вице-премьер РФ А. Дворкович сообщил, что на сегодняшний день взаимный товарооборот России со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии достиг 21,5 млрд долл., увеличившись за последние 10 лет в 5 раз [9]. По словам вице-премьера, Россия видит хорошие перспективы в налаживании взаимодействия с асеановскими партнерами в осуществлении поставок российского сжиженного природного газа с использованием Северного морского пути, российских вертолетов и самолетов гражданского назначения и автомобильной продукции, спутниковых авиационных устройств. «Готовы подключаться к развитию телекоммуникационной инфраструктуры островных территорий стран АСЕАН, а также созданию автоматизированной системы управления грузовыми и пассажирскими перевозками всеми видами транспорта с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS», - сообщил Дворкович. Он также отметил, что важным вектором внешнеэкономической деятельности России является подключение к идущим в АТР интеграционным процессам в интересах социально-экономического развития страны, прежде всего регионов Сибири и Дальнего Востока. «В данном контексте считаем полезным налаживание контактов между Евразийским экономическим союзом и создаваемым Сообществом АСЕАН». Кроме того, концу 2015 г. должно заработать Экономическое сообщество АСЕАН, предполагающее формирование единого рынка товаров и труда для 10 ключевых стран региона - Индонезии, Таиланда, Брунея, Малайзии, Сингапура, Вьетнама, Мьянмы, Камбоджа, Лаоса и Филиппин [10].

В целом, несмотря на перманентно возникающие противоречия, Россия и государства АСЕАН имеют общие экономические интересы, поскольку в Азиатско-Тихоокеанском регионе в последнее время активно развивается экономическая интеграция. Предположительно, экономическое сообщество АСЕАН станет важным примером экономической интеграции в АТР, так как интеграция 10 стран АСЕАН будет способствовать созданию нового экономического центра, имеющего территорию 4.4 млн. кв. Км, население - более 600 миллионов человек, объем ВВП - 1,8 трлн. долл. США [11]. Поэтому государства АСЕАН привлекают внимание многих стран и, в том числе, Россию.

Как уже отмечалось, главным ориентиром политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе является развитие ее восточных регионов (Дальний Восток и Сибирь) с помощью тесного экономического сотрудничества с Китаем и государствами АСЕАН [12]. Экономическое сотрудничество России и государств АСЕАН стабилизирует ее экономику, зависящую в последнее время от европейской экономики. В сложившейся ситуации государства АСЕАН могут обеспечить Россию качественными недорогими сельскохозяйственными товарами, поскольку они являются гарантом мировой пищевой безопасности, поставляя сельскохозяйственные товары на мировой рынок [13].

В совою очередь, для государств же АСЕАН Россия является стабильным крупным рынком для торговли, поэтому объем торговли между Россией и государствами АСЕАН быстро и активно растет. Так, объем торговли в 1998 г. составлял только 1,035 миллионов долларов США, тогда как в 2010 г. – 9,064 миллионов долларов США [14].

Кроме этого, государства АСЕАН надеются на развитие с помощью России атомной энергетики и получение российской нефти и газа [15]. Потребности АСЕАН совпадают с политикой России, которая пытается взять на себя функцию создания новой системы энергетической безопасности, где она могла бы обеспечить доступ к энергоресурсам всем основным регионам мира. В последнее время российские энергетические компании начали работать в Юго-Восточной Азии, например, Газпром, Петровьетнам и др. Таким образом, Россия и государства АСЕАН имеют совместные экономические интересы, дополняющие друг друга. Экономическое сотрудничество способствует также усилению развития взаимоотношений в других сферах, например, инвестициях, туризме, образовании, науке и технологии [16].

В заключение отметим, что Россия, Китай и страны Юго-Восточной Азии имеют общее глобальное направление развития своих экономических систем, а именно задачу модернизации национальной экономики. Опираясь на опыт стран, проходивших этапы модернизации, можно констатировать, что для ее эффективного осуществления необходимо соблюдение ряда условий, важнейшими из которых являются: наличие четкого идеологического фундамента, объединяющего общество; проведение соответствующего изменения формальных и неформальных правил хозяйствования, меняющих «правила игры» для последующего институционального сдвига в нужном направлении; наконец, определение необходимых ресурсов для проведения модернизации и целенаправленное их формирование и поддержка государством, включая «культурный инжиниринг» [17].

Таким образом, институциональные реформы, направленные на рыночное преобразование экономики России, должны стать и основой модернизации национальной экономики, которая является залогом наших экономических успехов в будущем. Характеризуя ситуацию, в целом, следует отметить, что для реализации собственных национальных экономических интересов России необходимо развивать экономическое сотрудничество с Китаем и странами ЮВА, по возможности нивелируя в многосторонних взаимодействиях временные трудности и сглаживая возникающие противоречия.

Ссылки на источники:

  1. Бондаренко В.А., Исраилова Э.А. Варианты осуществления национальных экономических интересов в глобализированной мировой экономике: комплиментарность и противостояние // European Social Science Journal. 2015. № 1 (52). С. 7-12.
  2. Koldunova E. Post-Crisis Regional Cooperation in East Asia: New Trends and Developments. Regions and Crises: New Challenges to Contemporary Regionalisms. – Basingstoke: Palgrave, 2012. С 205.
  3. Канаев Е. А. Феномен «driver’s seat» // Международная жизнь, № 10, 2010. С. 33-34.
  4. UNCTADstat. http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders. aspx [Дата обращения: 05.07.2015 г.].
  5. Изотов Д.А. Внешнеторговое сотрудничество России со странами Восточной Азии // Российский внешнеэкономический вестник, № 9, 2013. С. 27.
  6. Большая Восточная Азия: мировая политика и региональные трансформации: научно-образова- тельный комплекс / под общ. ред. А.Д. Воскресенского. М.: МГИМО-Университет, 2010. С. 314.
  7. Колдунова Е.В. Россия, АСЕАН и ВАС после саммита в Ханое: что дальше? // Россия как евро-тихоокеанская держава: новые тенденции в азиатской региональной архитектуре и роль России. Материалы международной конференции Российского национального комитета Азиатско-Тихоокеанского совета сотрудничества по безопасности (РНК АТССБ). Москва, МГИМО(У) МИД РФ, 
9 декабря 2010 г. М.: Издательство Московского университета, 2011. С. 36.
  8. Азиатско-Тихоокеанские ориентиры России после саммита АТЭС во Владивостоке: к итогам Второго азиатско-тихоокеанского форума / РСМД. М.: Спецкнига, 2013. С. 14-20.
  9. Дворкович: торговля РФ с АСЕАН выросла в 10 раз за пятилетку // http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/ [Дата обращения: 07.07.2015 г.]
  10. Дворкович: торговля РФ с АСЕАН выросла в 10 раз за пятилетку // http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/ [Дата обращения: 07.07.2015 г.]
  11. Обама отправился в первое после выборов турне за рубеж. В программе поездки – Таиланд, Мьянма и Камбоджа. URL: http://www.bfm.ru/news/199783#.USFHQR2LC-1 [Дата обращения: 05.07.2015 г.].
  12. Joint Statement of the Second ASEAN-Russian Federation Summit. URL: http://eng.news.kremlin.ru/ref_notes/36 [Дата 
обращения: 07.07.2015 г.].
  13. Участие премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в саммите АСЕАН и его визиты в Комбоджу и Таиланд. http://www.cntv.ru/2012/11/20/ARTI1353379683981290.shtml [Дата 
обращения: 07.07.2015 г.].
  14. Обама отправился в первое после выборов турне за рубеж. В программе поездки – Таиланд, Мьянма и Камбоджа. http://www.bfm.ru/news/199783#.USFHQR2LC-1 [Дата обращения: 05.07.2015 г.].
  15. Балакин В.И. Россия в Восточноазиатском регионе // Знание. Понимание. Умение, № 1, 2014. С. 131.
  16. Камлайтонг Адул. Совместные интересы России и государств АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Теория и практика общественного развития, № 5, 2013. С 231.
  17. Дружинин Н.Л., Мисько О.Н. Модернизация национальной экономики: исторический опыт Франции и Японии // Вестник СПбГУ, Сер. 5, Вып. 3, 2011. С. 59.