Аннотация. В статье рассматривается предметная значимость музыкального искусства в эстетическом развитии личности обучающегося. Автор представляет структурные компоненты эстетической позиции младшего школьника включающие: эстетические, музыкально-познавательные, коммуникативные, специальные музыкальные способности. «Модель развития эстетической позиции младшего школьника в классе фортепиано», в структуре, которой отражены компоненты: целевой, содержательный, организационный, технологический и результативный. Автор статьи обосновывает комплекс структурных компонентов, по которым оценивается результат педагогической деятельности.
Ключевые слова: развитие эстетической позиции; эстетические способности; музыкальные способности; педагогические условия.
Исходя из тенденций развития современного мира, возникла необходимость формирования духовного потенциала подрастающего поколения, тем самым способствуя расширению возможностей создания новых моделей обучения и воспитания посредством художественного образования. Для решения проблемы художественно-эстетического становления детей, необходим концептуально новый подход к формированию их внутреннего состояния, способствующего развитию особого отношения к окружающему миру, которая иначе нами понимается как эстетическая позиция.
Так как в научной литературе дефиниция выражения «эстетическая позиция» как самостоятельного понятия отсутствует, сделаем ниже попытку ее сформулировать. Необходимо сразу отметить, что выражение «эстетическая позиция» органически связано с самой широкой и фундаментальной категорией эстетики – «эстетическое», с помощью которой обозначается ее предмет и выражается общность всех эстетических понятий. Эстетическое – это определенная внутренняя эмоционально-интеллектуальная форма, вырабатывающая разнообразные эстетические отношения, человека к окружающей действительности. Природу эстетического изучает философская наука эстетика, которая трактуется как чувствующий, чувственный (греч. аisthetikos = чувствующий, чувственный). Эстетика - наука о чувственном познании, неутилитарном отношении человека к окружающей действительности, учение о прекрасном и выражающемся в образах искусства. Весь мир является объектом изучения эстетики, а предметом этой науки выступают определенные отношения, возникающие между окружающим миром и человеком в ходе их взаимодействия. Содержанием предмета выступают основные категории эстетики: прекрасное, возвышенное, сфера художественного освоения человеком окружающего мира, эстетические отношения индивидуума к реальной действительности, эстетические способности.
Эстетические способности представляют собой синтез свойств личности, содействующие переживать различные явления окружающей действительности как прекрасные, включающие в себя: эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое впечатление, эстетическое переживание, эстетическое наслаждение, эстетическую потребность, эстетический вкус, эстетический идеал.
Они имеют место в процессе восприятия предметов, способных вызывать переживания у субъекта, особенно – в условиях специально организованного воспитания и обучения.
Эстетическое восприятие – это чувственно-эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни. Восприятие имеет дифференцированный и избирательный характер по отношению к многообразию информации. Специфика ее избирательности состоит в том, что из широкого информационного потока, поступающего в сознание человека, оно концентрируется на эстетическом содержании. Механизм восприятия включается непосредственно после воздействия на органы чувств, возбуждая периферические каналы отделов нервной системы, затем происходит передача и переработка этого возбуждения в отдел головного мозга.Полученная информация трансформируется на образе, вызывая чувственно-эмоциональную реакцию. Это особый художественно-познавательный акт, возникающий в процессе освоения человеком окружающей действительности. Восприятие реального мира предполагает эмоционально-оценочное отношение к нему, в котором участвует весь психический мир человека, – чувства, интеллект, воля.
Первичная эмоциональная реакция и эмоционально измененное восприятие формируют эстетические чувства, которые возникают в процессе контакта с такими объектами как произведения искусства, красота природы, красивые предметы обихода, раскрашивая нашу жизнь яркими красками. Эстетическое чувство – это просветленное чувство наслаждения красотой, прекрасным, которое оказывает исключительно регулирующее влияние на поведение человека, существенно изменяя его личность, оставляя у индивидуума сильные эмоциональные впечатления. Эстетическое переживание, как и восприятие, предполагает активизацию и мобилизацию всех духовных сил человека: интеллекта, чувств, воли. Процесс эстетического переживания заключает в себе момент определенной эстетической оценки, в том числе и яркие эстетические впечатления и представления, закрепленные в эстетическом сознании. Эмоциональный отклик на подлинное искусство, красоту природы вызывает в процессе восприятия особенную светлую радость, которая называется эстетическим наслаждением. На основе эстетического наслаждения формируется и эстетическое отношение, основанное на неутилитарном интересе, сопровождаемом глубокими чувствами от общения с прекрасным. В эстетических впечатлениях, представлениях и наслаждениях формируется собственно и эстетическая потребность.
Эстетическая потребность– это умение показать объективную реальность существующего несоответствия, противоречий между человеком и окружающей действительностью, стараясь устранить и преодолеть эти противоречия, стремиться приобщиться ко всеобщему, проявляющемуся в единичном, и даже слиться с ним. Однако своеобразие эстетических потребностей состоит именно в утверждении своей индивидуальности, а не в утрате ее или растворении во внешнем мире. Отсюда возникает потребность выделения себя из окружающего мира и одновременно стремление создать ситуацию гармонии своего «Я» и внешнего мира. Именно желание эстетического наслаждения от соприкосновения с прекрасным пробуждает потребность в обновлении этого общения, благодаря чему развивается эстетический вкус.
Эстетический вкус – это единство эмоционального и рационального, с одной стороны, переживания и способности в высказывании суждений об эстетических ценностях материального мира и духовной жизни, и с другой – в выражении переживания, благодаря чему реализуется субъективное начало личности, ее индивидуальная неповторимость. Задача эстетического вкуса – гармонизовать единство суждения и переживания. Развитый эстетический вкус предполагает способность к художественному воображению, на основе которого эстетическое чувство обогащается и выступает как переживание, преобразующее нас и приобщающее к «вечному», непреходящему.Эстетический вкус аккумулируется на базе индивидуально неповторимого чувственного опыта эстетического сознания человека. Но, по сравнению с чувством, для вкуса характерна большая устойчивость, яркое проявление эстетических способностей, опора на сознательное начало. Наиболее ярко и сильно эта особенность эстетического вкуса проявляется в искусстве, когда художник в своем произведении неповторимо передает свое отношение к предмету творчества. Развитый эстетический вкус в значительной степени впитывает в себя исторически конкретный эстетический идеал. Если эстетический идеал является своеобразной доминантой, организующей структуру эстетического сознания определенной эпохи, что делает эстетический идеал единством действительного и должного при определяющей роли последнего, то эстетический вкус выражается в многообразии рационально-эмоциональных эстетических оценок.
Эстетический идеал – это представление об эстетическом совершенстве, он является высшим критерием эмоционально-эстетических оценок всех дальнейших эстетических впечатлений. Это наиболее сложный уровень эстетического сознания, и его специфика включает в себя все особенности этой формы человеческого сознания. Однако эстетический идеал характеризует и ряд черт, присущих только ему и не встречающихся в других формах эстетического отображения действительности. Эстетический идеал характеризуется всеми чертами, присущими эстетическому познанию в целом, но в особом их преломлении. Каждое новое эстетическое или художественное восприятие теперь как бы корректируется, проверяется и сопоставляется с уже имеющимся эстетическим совершенством. В то же время под воздействием возрастающего потока эстетических и художественных впечатлений данный общественно-эстетический идеал сам непрерывно совершенствуется и развивается. Если человек и далее не ограничивается непосредственным эстетическим сознанием, а задумывается о своих чувствах и мыслях или о выявившем их предмете, осмысливает и обобщает их, он переходит к эстетическому анализу, в результате которого становится на почву развития эстетической позиции, впервые сформулированной в качестве понятия в трудах А. А. Мелик-Пашаева и З. Н. Новлянской, где раскрывается формирование эстетической позиции младшего школьника, рассматривающаяся учеными как один из уровней сложного личностного образования, именуемого художественной одаренностью. Так как в научной литературе дефиниция выражения «эстетическая позиция», как самостоятельного понятия отсутствует, сделаем ниже попытку ее сформулировать.
Эстетическая позиция младшего школьника – это его отношение к миру, к окружающей природе, восприятие этого мира с точки зрения прекрасного, на основе художественного образа; это – точка зрения, система взглядов обучающегося на искусство, на прекрасное, его смысловое восприятие, оценка и соответствующее к ним отношение, а также удовлетворяющие требованиям эстетики поведение и действия, обусловленные этим отношением, оценкой.
Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В широком смысле это универсалии эстетического восприятия природы, художественного творчества, универсалии строения произведения искусства. Поэтому важную, если не главенствующую роль в категории «эстетическая позиция» играет искусство. Понятием искусства обозначают художественное творчество в целом, основным источником которого является жизнь, отраженная посредством художественных образов в субъективной интерпретации художника (в широком смысле этого слова) в произведении, представляющем собой в результате особую объективную реальность. Все виды искусства объединяются общим законом единства выражения и изображения, но процесс воплощения художественных образов для каждого из них осуществляется особыми художественными средствами (словесным – для литературы, звуковым – для музыки, цветовой палитрой – для живописи, объемно-пластическим – для скульптуры, сценическим – для театра, движением – для хореографии). Искусство, непосредственно обращаясь к чувствам и мыслям человека, проникает в его эмоциональную сферу, вызывая глубокие эстетические реакции и переживания. Эстетическая функция искусства, является одной из специфических функций, именно такая реальная форма отражения жизни как искусство обладает огромным потенциалом эстетического воздействия, оно способно пробуждать мысли и чувства, возбуждать гамму художественно значимых смыслов, формировать вкусы и развивать специальные художественные способности.
Специальные музыкальные способности – этосистема свойств личности, содействующих достижению высоких результатов в области музыкального искусства, в состав которых входят: музыкальный слух, чувство музыкального ритма.
Музыкальный слух – совокупность способностей человека адекватно воспринимать, представлять, эмоционально переживать и оценивать музыку во всех ее аспектах: звуковысотных, ритмических, тембровых и т. д.; это – наиболее значимое профессиональное качество, необходимое для успешной художественной деятельности в сфере музыкального искусства. Выразительная мелодическая линия естественно соприкасается с ее ритмическим характером. Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Ритм как организация звуков во времени проникает в различные элементы музыкальной ткани произведения. Музыкальный ритм – это чередование и соотношение длительностей и акцентов. Временная организация музыки – один из существенных элементов художественной выразительности.
Музыкально-познавательные способности обучающегося - это способности постижения им специфической области художественного отражения действительности, посредством включающегося элементов музыкально-психических процессов: музыкальное восприятие, музыкальное мышление, музыкальное воображение, музыкальная память.
В музыкальной психологии и педагогике значение музыкального восприятия трудно переоценить. Музыкальное восприятие – это сфера музыкального искусства, направленная на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает этот вид искусства как особая универсальная форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. В основе музыкального восприятия лежит способность слышать, чувствовать, переживать, оценивать музыкальное содержание, а также проникать в художественный образ, обнаруживая его смысловое содержание. Психология музыкального восприятия зеркальна по отношению к психологии художественного творчества, но между ними имеется определенная взаимосвязь. Музыкальное восприятие многопланово и совмещает в себе: непосредственное эмоциональное переживание; постижение логики развития авторской мысли; богатство и разветвленность художественных ассоциаций, втягивающих все поле культуры в акт восприятия. Моментом музыкального восприятия является способность погружаться в разные миры и свободно перемещаться из объективной реальности в художественную картину мира, умение воспринимающего проецировать музыкальное содержание на собственную жизненную ситуацию, идентифицируя героя со своим «Я». Идентификация сочетается с противостоянием воспринимающего субъекта герою и отношением к нему как к «Другому». На уже имеющемся жизненном опыте музыка дает возможность пережить кусок художественной жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. Благодаря особому перенесению в разные миры, ребенок обретает возможность проиграть в воображении, в художественном переживании несколько не осуществленных в жизни ролей и обрести опыт и подготовку к этой не прожитой, а проигранной в переживаниях жизни. В результате у него появится желание переживать реальные явления, научиться понимать и оценивать окружающую действительность сквозь «призму» художественных образов. Музыкальная память (англ. music memory) – способность человека запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Это уникальный процесс преобразования художественной информации, получаемой органами чувств. Музыкальная память представляет сложный комплекс различных видов памяти: слуховая – когда запоминание музыкального произведения происходит путем закрепления на слух всех элементов музыки; зрительная – запоминание нотного текста, «фотографирование» его; двигательно-моторная, опирающаяся на автоматизацию движений, запоминание мышечных, вибрационных ощущений; эмоциональная память запечатлевает переживания, чувственно окрашенные события. Существенную роль играет логическая память, с помощью которой происходит запоминание логики строения музыкального произведения, закономерностей развития мысли композитора. Для музыкальной памяти характерно слияние нескольких видов памяти: слухообразной, эмоциональной, конструктивно-логической, двигательно-моторной и зрительной. При этом названные виды памяти могут выступать в самых разнообразных индивидуальных сочетаниях и комбинациях, исходя из собственных, присущих данному индивидууму типологических характеристик. При усвоении нотного материала музыкант пользуется всеми видами памяти, но доминирующей выступает слухообразная, поскольку музыка – искусство слуховых впечатлений.
В познавательной деятельности мышление является важным психическим процессом, представляющим собой процесс отражения окружающей действительности, который позволяет получать информацию о свойствах и отношениях реального мира нечувственным познанием. Мышление рассматривается в психологии как психический процесс отображения общих свойств вещей и нахождения закономерных связей и отношений между вещами. Оно опирается на данные восприятия, сохраняемые памятью. В музыкальной психологии музыкальное мышление рассматривается как психический процесс обобщенного и опосредованного познания художественной действительности, при содействии которого личность приобщается к высотам музыкального искусства, постигает смысл заключенных в нем духовных ценностей. Музыкальное мышление – способность устанавливать связи между логической материальной организацией и чувственно-музыкальным звучанием, что приводит к познанию мира с помощью особых художественных средств, представляемых музыкой. Музыкальное мышление как процесс отражения отношения человека к объективной реальности в звукообразных эстетически окрашенных явлениях создает художественную действительность в виде материальных интеллектуальных продуктов – нотных текстов. Эстетически окрашенным может быть отношение ко всему окружающему миру. Однако для формирования музыкального мышления первостепенную роль играет звуковая реальность, уже несущая в себе эстетическую организацию, – музыкальное искусство. Музыкальное мышление включает в себя компоненты эмоционально-чувственной сферы, звукового материала и его аналитической организации. Материальную основу музыкального мышления составляет музыкальная информация, которая может быть рассмотрена по таким параметрам как мелодия, гармония, динамика, метроритм, ритмические рисунки, фактурные и тембровые склады, жанровые и стилистические признаки, композиционные и драматургические аспекты сложения музыкальной ткани. К композиционным стереотипам относятся известные музыкальные формы – период, рондо, соната, а к драматургическим – приемы воплощения стадий развертывания музыкальной мысли (экспозиция, развитие, кульминация). Духовную и идеальную сторону музыкального мышления создают ассоциации, разнообразные образные представления и различные настроения.
Современные психологические исследования подтвердили глубокую взаимосвязь мыслительных процессов с механизмами функционирования воображения – важного психического процесса, состоящего в создании новых образов объектов на основе имеющихся знаний и представлений. Благодаря воображению человек обладает способностью перерабатывать воспринятую ранее информацию, которая в ряде случаев может и не соответствовать реальности, но всегда состоит из элементов, фрагментов, частей, которые наблюдаются в реальной действительности. Отличительной чертой воображения можно считать то, что оно обязательно протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют аналога в действительности, причем эти образы невозможно промыслить логическим путем. Основная задача познавательного воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений.
Музыкальное воображение – это общее понятие, которым обозначают способность к преобразованию в сознании представления звуков музыки, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых звукообразных смысловых контекстов. С помощью воображения музыканту возможно творческое овладение схемами и смыслами человеческих действий, достраивание целостного образа какого-либо события или явления. Воображение одновременно открывает нам собственный внутренний музыкальный мир. Музыкант создает идеальные мысленные представления звучания музыкального материала, воссоздает авторский замысел по нотному тексту и преобразует смысловые контексты музыкальных звучаний. Музыкальное воображение представляет собой способность человека перемещаться из объективной реальности внешнего мира в воображаемые миры, формировать целостные образы (образы воображения составляют индивидуализированный язык этого мира, большей частью недоступный другим людям) музыки и оперировать ими во внутреннем плане сознания. Показатели продуктивности воображения – новизна, оригинальность и осмысленность переработки данных опыта, широта оперирования образами, понимаемая как возможность выполнять преобразования различного материала. Способность воспринимать художественный образ у младшего школьника происходит в образовательном процессе, при содействии которых осуществляется личностное взаимоотношение системы отношения «учитель-ученик», в ситуации понимания, объединяя коммуникативный компонент.
Коммуникативные способности – это способности необходимые для личностного взаимодействия с педагогом в ситуации понимания.
В гуманитарных науках развитие личности является одной из главных категорий – психологической и педагогической: психология объясняет законы развития ребенка, а педагогика определяет условия его развития в процессе обучения.
Комплекс основных структурных компонентов трансформируется в процессе обучения базируясь на систему педагогических принципов, способных влиять на изменения личностных характеристик обучающегося. Диалогический подход выступает как необходимое условие развития эстетической позиции обучающегося, предусматривающее формирование личности при равноправных отношениях преподавателя с учеником, построенных по принципу диалогического общения, раскрывающегося в совместном выстраивании содержании предмета и в сотворческом интерпретировании художественного текста, приводящем к «живому» музыкальному восприятию, смысловому пониманию текста. Принцип другодоминантности организует педагога на ученика, предполагает ратификацию взаимного принятия друг друга, не теряя каждым своей позиции. В обучении музыке принцип метафоричности служит средством, сокращающим временной интервал между объяснением и пониманием музыкального текста и его смыслового содержания. Следование принципу понимания направляет педагога на обнаружение педагогического смысла в социокультурном пространстве, где осуществляется реорганизация художественного текста в текст педагогический. Следование принципу рефлексии, предполагает систематическую диагностику, самоанализ и самооценку процесса и результата связанных с обучением музыки [4, с. 334-341].
Для исследования развития эстетической позиции младшего школьника, автором разработана модель. Она отражает различные уровни и формы, включающие ряд компонентов. Модель развития эстетической позиции включает целевой компонент, конкретизирующий общую направленность главной цели и все многообразие конкретных задач педагогического процесса по развитию отдельных качеств и их элементов. Содержательный компонент включает комплекс структурных параметров, по которым оценивается результат педагогической деятельности; этот комплекс содержит: специальные музыкальные способности, музыкально-познавательные, коммуникативные и эстетические способности.
Важным структурным компонентом модели является организационный компонент, который отражает основной смысл (вкладываемый как в общую цель, так и в конкретную задачу) взаимодействия системы «учитель–ученик», их сотрудничества, организации и управления процессом, без которых невозможно достижение конечного результата.
Основу технологического компонента составляет комплекс педагогической деятельности: методы, приемы, формы и средства, ориентированные на развитие эстетической позиции младшего школьника в классе фортепиано.
Проявление и качественная оценка развития эстетической позиции младшего школьника, в ходе исследования устанавливались на основе критериально-диагностического инструментария. Он позволяет оценить динамику качественного изменения стартового состояния обучающегося посредством разработанных развивающих заданий. Эти задания использовались на этапе опытно-экспериментальной работы, в ходе которой реализовались развивающая и воспитывающая функции, овладения обучающимися основных метапредметных умений. Основным критерием является отношение обучающегося к учебе, искусству, окружающему миру, друг другу, к себе.
Использование разработанной автором модели в практической работе преподавателя, позволяет решить проблему становления и развития у обучающегося особого отношения к явлениям окружающей действительности, к природе, к друг к другу, к самому себе.
Ссылки на источники
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М., 1979. – 424 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. – 1990. – № 5. – С. 23–30.
- Петрушин, В. И.Музыкальная психология : учеб. пособие / В. И. Петрушин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 383 с.
- Сенько, Ю. В. Образование в гуманитарной перспективе [Текст]: монография / Ю. В. Сенько. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2011. – 367 с.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М.-Л. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1947. – 335 с.