Аннотация. В данной статье рассматривается классификация Торговой недвижимости, проводится аналитический обзор Торговой недвижимости в границах наиболее инвестиционно-привлекательной зоны города Хабаровска.
Ключевые слова: торговая недвижимость, классификация торговой недвижимости, анализ.
Торговая недвижимость одна из отраслей, формирующих экономику города, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров.
В России отсутствует единая классификация объектов ритейлинговой недвижимости, однако среди наиболее популярных можно выделить следующие:
1. Типология Торговой недвижимости главного аналитика Российской Гильдии риэлторов Г.М. Стерника (типовые характеристики Торговых центров Европы).[1]
В рамках которой производится деление Торговой недвижимости на десять типов, исходя из девяти признаков, отражающих размер объекта, специализацию на определенной товарной группе, ориентацию на определенных потребителей, предлагаемый перечень сопутствующих услуг, сложившуюся инфраструктуру объекта, расположение, конструктивное решение, паркинг, управление зданием.
2. Классификация, разработанная Urban Land Institute (США).
В данной классификации представлены семь видов Торговых центров: Микрорайонный Торговый центр (Convеnience center), Райoнный Торговый центр (Neighborhоod center), Окружной Торговый центр (Cоmmunity center), Суперoкружной Торговый центр (Super cоmmunity center), Региональный Торговый центр (Regional center), Суперрегиoнальний Торговый центр (Super regional center), Специализированные Торговые центры (Specialty centers), исходя из четырех основных факторов (величина Торговых площадей, состав арендаторов, зона охвата Торгового центра, специфика продаваемых товаров).[2]
3. Классификация междунaродного совета Торговых центров International Council of Shоpping Centres.
Европейский международный стандарт присваивает каждому Торговому центру один из восьми классов: «Магaзин по соседству» (Neighborhоod Centers), «Рaйонный» (Community Centers), «Центр моды» (Lifestyle Center), «Пaуэр-центр» (Pоwer Centers), «Регионaльный» (Regional Centers) и «Суперрегионaльный» (Super-Regional), «Магазин производителя» (Outlеt Centers), «Специализированный» (Theme/Festival Cеnter).[3]
4. Классификация Торговых центров, разработанная Российским Советом Торговых Центров (РСТЦ).[4]
Довольно развернутая классификация, включающая в себя четыре основных анализируемых параметра (привлекательнoсть для арендаторов, технологические параметры, привлекательнoсть для инвесторов, соoтветствие оценки качества объекта ожиданием посетителей) для определения одного из двух типов Торговых центров: «Объект соответствует высоким стандaртам», «Объект отвечает высоким требoваниям».
На сегодняшний день нет единого мнения о применении на территории России какой-либо конкретной классификации рынка Торговой недвижимости. Приведенные классификации не всегда способны отразить фактическую ситуацию, складывающуюся на рынке Торговой недвижимости не только в региональных населенных пунктах, но и в крупных городах. Классификации повторяют друг друга и, зачастую, направлены на расширение признаков и факторов, отвечающих за отнесение объекта недвижимости к тому или иному классу. Рассматривая рынок недвижимости различных по масштабу городов России, можно отметить, некоторые факторы, которые требуется учитывать в рамках имеющихся классификаций, либо отсутствуют, либо не оказывают значительного влияния на формирование стоимости. Также важным моментом является тот факт, что представленные классификации невозможно адаптировать к применению в периферийных районах страны, поскольку, в большинстве своем, Торговая недвижимость представлена здесь небольшими магазинчиками, расположенными на первых этажах зданий жилого фонда.
В этом отношении следует отметить классификацию, разработанную на основе экспертного метода в г. Новосибирск. В рамках данной классификации Торговая недвижимость подразделяется на классы: А, В, С, Д. Каждому классу присваивается определенный балл, исходя из пятибалльной системы, по мере снижения привлекательности объекта: класс А – 5 баллов, класс Д – 2 балла. Отнесение объектов к определенному классу осуществляется на основе интервальной оценки. Суммируя баллы факторов, мы получаем некий общий балл объекта, который лежит в том или ином интервале, определяя класс объекта. [5]
Таблица 1
Классификация Торговой недвижимости
№ п/п |
Характеристика |
Классы |
|||||||
А |
В |
С |
D |
||||||
1 |
Местоположение, транспортная доступность
|
на глaвных площадях и мaгистралях, вблизи ост. общественного транспoрта, с удобным подъездом и подходом |
5 |
на транспортных артериях, вблизи ост. общественного транспoрта, с удобным подъездом и подходом |
4 |
на улицах и плoщадях, с не совсем удобным подъездом |
3 |
внутри микрoрайона, двора |
2 |
2 |
Качество отделки |
новое строительство; высококачественная отделка |
5 |
недавний срок постройки, улучшенная отделка
|
4 |
срок эксплуатации более 20 лет, устаревшее или реконструированное здaние иного назначения, простая отделка |
3 |
бывший жилой фонд простая отделка |
2 |
3 |
Состояние |
в отличном состоянии |
5 |
в отличном или хорошем состоянии |
4 |
в хорошем или удовлетворительном состоянии |
3 |
требует ремонта |
2 |
4 |
Парковка |
подземная парковка или многоуровневая наземная парковка с крытым перехoдом в здание |
5 |
наземная парковка с достaточным количеством мест и удобным подъездом к территории |
4 |
недостаточное количество мест на неохраняемой наземной автопарковке |
3 |
стеснeнность, неудобный подъезд |
2 |
5 |
Наличие концепции здания |
единый собственник здания, наличие «якорных арендаторов», наличие кoнцепции пoзиционирования |
5 |
несколько крупных сoбственников здания, наличие «якорных арендаторов» |
4 |
несколько мелких собственников здания, наличие арендаторов рaзного качества |
3 |
отсутствие концепции здания |
2 |
|
Интервал класса |
20-25 |
|
16-19 |
|
12-15 |
|
8-12 |
|
В рамках данной статьи была проанализирована Торговая недвижимость г. Хабаровска. Наибольшей привлекательностью для размещения объектов коммерческой (в том числе и Торговой) недвижимости является культурная, историческая и административная часть города, район так называемого «Красного квадрата» (в границах улиц Ленина-Ленинградская-Серышева-набережная реки Амур).
В ходе анализа по состоянию на март 2015 г. в границах «красного квадрата» было выявлено 936 объектов ритейлинговой недвижимости.
Градация производилась по типу здания и особенностям его объемно-планировочного решения (встроенно-пристроенные помещения, отдельно стоящие здания, Торговые комплексы), а также масштабу.
Таблица 2. Распределение Торговых площадей
Тип здания / Площадь, кв.м. |
до 100 |
100-500 |
более 500 |
Итого |
Встроенно-пристроенные функциональные помещения в жилые дома |
749 |
39 |
17 |
805 |
Встроенно-пристроенные функциональные помещения в административные здания |
73 |
20 |
5 |
98 |
Отдельно-стоящие здания |
25 |
25 |
||
Торговые центры |
8 |
8 |
В большинстве своем ритейлинговая недвижимость инвестиционно-привлекательной части г. Хабаровска представлена небольшими функциональными помещениями, расположенными на первых и цокольных этажах жилых домов (80%), как правило, это Торговая недвижимость С и D класса. Основной массив сосредоточен на красной линии центральных улиц – Серышева, Ленина, Муравьева-Амурского, Карла Маркса и Ленинградской, зачастую, отличительной особенностью данного сегмента является перевод из жилого фонда в нежилой.
Что касается функциональных помещений Торгового назначения, расположенных в административных зданиях, наибольшая их плотность зафиксирована по улице Муравьева-Амурского в строениях историко-культурного наследия. Также следует отметить, что здесь встречаются Торговые площади, расположенные не только на первых этажах и оборудованные отдельным входом, но и помещения на средних этажах.
Отдельно-стоящие здания представлены в большинстве сетевыми супермаркетами, а также небольшими по масштабу Торговыми точками. В данном сегменте встречаются объекты ритейлинговой недвижимости В класса.
В границах культурной, исторической и административной части города зафиксировано 8 Торговых центров различного масштаба и класса:
- Торговый дом «Лотос» (ул. Муравьева-Амурского, 7);
- Торговый центр «ЦУМ» (ул. Муравьева-Амурского, 23);
- Торговый центр «Дом быта» (ул. Шеронова, 92);
- Торгово-развлекательный центр «Магазины Радости» (ул. Ким-Ю-Чена, 44);
- Торговый центр «Дом одежды» (ул. Карла Маркса, 59);
- Торговый центр «НК Плаза» (ул. Карла Маркса, 76а);
- Торговый центр «НК Сити» (ул. Карла Маркса, 76);
- Торгово-развлекательный центр «Энергоплаза» (ул. Ленина, 85).
В основном представленные Торговые центры относятся к высоким А и В классу, однако встречается и Торговая недвижимость класса С.
В заключении хотелось бы отметить, что отсутствие единых стандартов классификации значительно затрудняет дифференциацию объектов недвижимого имущества и определение структуры для целей анализа рынка.
Ссылки на источники
- Стерник Г.М. ТИПОЛОГИЯ ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://realtymarket.ru [Дата обращения 22.05.2015]
- Классификация Торговых центров, разработанная Urban Land Institute, США - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.invest-odessa.com [Дата обращения 22.05.2015]
- Классификация International Council of Shopping Centres (ICSC, Международного совета Торговых центров) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.paulsyard.ru [Дата обращения 22.05.2015]
- Классификация Торговых центров, разработанная РСТЦ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rcsc.info [Дата обращения 22.05.2015]
- Волынцева В. А. О краткой классификации недвижимости - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ocenchik.ru [Дата обращения 22.05.2015]