Аннотация.Проблема выделения и оценивания профессионально значимых качеств педагога дошкольного образовательного учреждения, адекватных тем инновационным процессам, которые происходят в дошкольном образовании, заставила нас пересмотреть формы работы с педагогами. В статье речь пойдёт об особенностях работы и организации творческой педагогической лаборатории.
Ключевые слова: ФГОС ДО, профессиональная компетентность, педагоги, дети дошкольного возраста, родители.
В условиях реализации ФГОС ДО возникает необходимость в новых инновационных формах и методах деятельности, которые решают задачи повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Это обусловлено следующими причинами:
- возникает необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем в связи с введением ФГОС ДО;
- постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами способствует тому, что у многих педагогов появляется твердое намерение их улучшить. Таким образом педагоги могут выразить свою потребность в причастности к большему, значительному делу;
- от компетентности воспитателя в вопросах детской психологии зависит, какие качества личности будут сформированы у современного дошкольника, как он научится регулировать свое эмоциональное состояние, устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, состоится ли базовое доверие к миру.
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма [2, 24-35].
Каков же портрет современного педагога? Педагог 21 века - это:
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Открытый к повышенной плотности общения с детьми и их родителями;
4. Способный организовать рефлексивную деятельность;
5. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов;
6. Обладающий высокой ответственностью за психологическое благополучие ребенка.
В течение двух лет в нашем ДОУ работает творческая педагогическая лаборатория (далее ТПЛ). Это оптимальная, эффективная и достаточно актуальная форма работы с педагогами, которая создаёт дополнительные условия для роста профессионального и творческого потенциала педагогов, а также позволяет решать многие задачи по повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.
Цель ТПЛ - формирование у педагогов потребности в постоянном саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании, способствование выработке у них навыков исследовательской работы, освоению техники наблюдения, эксперимента, совершенствованию умения анализировать и интерпретировать полученные данные с учетом специфики детского возраста.
Структурно-содержательная модель творческой педагогической лаборатории включает в себя три компонента: содержательный, эмоциональный, деятельностный. В каждом из которых решается целый комплекс задач.
Задачи содержательного компонента:
– оптимизировать взаимодействие педагога с детьми и родителями в рамках реализации ФГОС ДО;
- формировать у педагогов коммуникативные умения и навыки в общении с детьми;
- повышать психологическую компетентность педагогов;
- способствовать выработке у педагогов навыков исследовательской деятельности.
Задачами эмоционального компонента стали:
- обеспечивать профилактику эмоционального выгорания;
- формировать личностные ресурсы стрессоустойчивости;
- совершенствовать умение рефлексировать свою деятельность;
- оказывать помощь осознавать личностные особенности педагога;
- активизировать и обогащать педагогические возможности педагогов.
Основная задача деятельностного компонента заключается в том, что мы помогаем педагогам открывать и развивать их творческий потенциал.
Каждый компонент имеет свои средства реализации [1, 21-24].
Наиболее эффективными формами работы с педагогами являются: семинары-практикумы, тренинги, дискуссионная площадка, работа творческой мастерской.
Содержательный компонент включает в себя три направления работы:
- Повышение профессиональной компетентности по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста с учётом условий реализации ФГОС ДО через:
- дискуссионную площадку «Социальная ситуация развития ребёнка в свете требований ФГОС ДО», которая помогла педагогам выработать алгоритм взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ при наличии у детей проблемных полей во взаимоотношениях со сверстниками.
- практикум «Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми в соответствии с ФГОС ДО» позволил педагогам проанализировать различные ситуации, возникающие при общении, понимать ребёнка, прогнозировать и проектировать его поступки, проанализировать свои проблемы и пробелы в данной области.
- на семинаре – практикуме «Возможности гендерного воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» педагоги смогли через интерактивную игру «Девочки или мальчики?» повторить основные гендерные установки детей дошкольного возраста.
- педагогический сеанс «Конфликт в диаде «воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения», который познакомил педагогов с новыми педагогическими идеями по повышению родительской активности, помог совершенствовать навыки коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями.
2. Осознание педагогами личностных особенностей и проблем посредством:
- семинара-практикума «Синдром эмоционального выгорания», который был нацелен на обучение техникам самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения возможных последствий психического перенапряжения.
- практикума «Я – успешный педагог!», который способствовал самодиагностике и самораскрытию членов тренинговой группы.
- семинара – практикума «Создание психологического комфорта в группах детского сада», который способствовал эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком.
3. Совершенствование форм и методов работы с родителями с учётом условий реализации ФГОС ДО через:
- семинар «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС» познакомил педагогов с тем, как старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные.
- семинар – практикум «Как эффективно выстроить работу с родителями» по мнению педагогов во многом содействовал повышению их профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Средством реализации эмоционального компонента стали следующие направления работы:
1. Ознакомление педагогов с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания необходимого оптимального уровня психических состояний через:
- тренинг «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности», который помог осознать каждому педагогу свой внутренний ресурс для развития эмоциональной готовности к инновациям в сфере образования.
- тренинг «Создание педагогом эмоционального комфорта на работе и дома» помог определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагогов, привлёк их к самосознанию и самоанализу, способствовал развитию толерантности и эмпатии друг к другу.
- тренинг «Учимся расслабляться!» с использованием метода релаксации, который оказал благотворное влияние на психологическое состояние многих педагогов. Востребованность данного метода объясняется высокой нагруженностью и частыми стрессовыми ситуациями, возникающими в ходе профессиональной деятельности педагогов.
2. Накопление педагогом положительного эмоционального опыта с помощью:
- тренинг «Мечты сбываются!» помог педагогам в накоплении положительного эмоционального опыта и развитии умения справляться со стрессом.
- тренинг «Расправь свои крылья» был нацелен на обучение техникам снятия негативных переживаний и трансформации их в положительные эмоциональные состояния.
Средством реализации деятельностного компонента стало раскрытие и дальнейшее развитие творческого потенциала педагогов:
- деловая игра «Тимбилдинг, или 1+1= 5» главным образом способствовала созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
- тренинг «Командообразование как залог успешности в работе» помог активизировать взаимодействие в команде для достижения общей цели, повысить уровень психологической компетентности каждого педагога.
- тренинг «Развитие творческих способностей» помимо сплочения тренинговой группы, сумел настроить педагогов на творческий лад в создании «портрета креативного педагога».
- ролевая игра «Необитаемый остров» была направлена на развитие социально-ролевого потенциала самих педагогов, развитие творческого потенциала и умения находить нестандартные решения в какой-либо ситуации.
Оценка эффективности работы участников творческой педагогической лаборатории осуществляется с использованием следующего диагностического инструментария [3, 32]:
1.Анкета для выявления способностей педагогов к саморазвитию.
2.Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева).
3.Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева).
- Количественный анализ результатов диагностики показывает, что:
- уровень развития педагогов к саморазвитию в 2014/15 уч. г. по сравнению с 2013/14 уч. г., имеет положительные тенденции, увеличивается число педагогов с высоким уровнем к саморазвитию;
- показатели эффективности работы педагогов ДОУ также говорят о том, что количество педагогов с высоким уровнем с каждым годом увеличивается.
- Прослеживается следующая закономерность: чем выше уровень педагога к саморазвитию, тем выше показатели эффективности его работы.
Таким образом, творческая лаборатория представляет собой добровольное объединение педагогов для совместной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности для решения задач образования. Самое главное – такая форма работы с педагогами помогает сплотить педагогический коллектив посредством совместной деятельности и «…способствует профессиональному развитию педагогических работников», как того требует п.3.1 ФГОС ДО [4].
Опыт работы, который представлен по данной теме в 2014-2015 уч. г.:
1. Городские педагогические чтения «Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО», приказ УО №460 г. Череповца, 19.05.2015 г. Работа: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО через организацию педагогической лаборатории», участие – очное.
2. ЦДО «Прояви себя», сборник педагогических идей. Выпуск №002. Свидетельство о публикации статьи «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО через организацию педагогической лаборатории», 01.08.2015 г., г. Томск, proyavi-sebya.ru
Ссылки на источники:
- Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию // Дошкольное воспитание. – 2004-№ 8-с.21-24.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / [Текст] Н.В.Кузьмина – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1980.
- Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007. - № 1-с.14-17.
- Молчанов, С. Г. Проблемы оценивания профессионально-педагогической компетентности // Развертывание научно-прикладных исследований в образовательно-воспитательных учреждениях г. Челябинска / под ред. С.Г. Молчанова. / [Текст] С.Г.Молчанов Челяб. гос. ун-т.- Челябинск, 1993.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Минобрнауки РФ, приказ №1155 от 17.10.2013 г.