Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье анализируются важные правила стратегического управления инновационными стартапами, а также предлагаются рекомендации по совершенствованию данного процесса для молодых предпринимателей.
Ключевые слова: стартап, стратегическое планирование, стратегический план, миссия, инновация, конкуренция, бизнес-процессы. 

Начало любого проекта, будь то строительство дома, переезд, свадьба или карьерный рост, тесно связан со стратегическим планированием. Без эффективного планирования невозможно преуспеть ни в одном проекте, иначе появляется риск остаться ни с чем. В то же самое время расписанный по пунктам и разбитый на временные интервалы план – не есть лекарство от всех бед. В данной статье будет рассмотрен ряд важных правил стратегического управления инновационным стартапом (стартап - временная структура, существующая для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели).

Начнем с определения стратегического планирования - это процесс создания и претворения в жизнь алгоритмов действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач [1]. При создание подобного плана, нужно учитывать срок, на который он создается, нет смысла браться за долгосрочное планирование, при создании нового стратапа, мир не стоит на месте, все меняется: законы, ставки, взносы, потребности, возможности, наличие ресурсов. В связи с этим можно заключить, что если предприниматель взял за основу долгосрочный план, то он вряд ли сможет учесть все важные факторы, которые могут повлиять на его бизнес.

Перспективы. Предприниматели часто оценивают собственные возможности реализации на рынке, начиная планирование с самого оптимистического сценария развития. Уверенность в том, что если есть предложение то будет и спрос, ошибочная. Ведь закон спроса и предложения - это объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен [2]. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. На этом этапе планирования нужно отталкиваться от наихудших вариантов. Необходимо трезво оценивать свои возможности, а зачастую и недооценивать.

Миссия компании - (англ. mission) - основная цель организации, смысл ее существования. Миссия - одно из основополагающих понятий стратегического управления [3]. Какую конкретную пользу приносит ваш инновационный продукт? Для чего вы работаете? Это не просто слова, которые стратапер говорит своим клиентам, партнерам или конкурентам, это, прежде всего, политика компании, дисциплина сотрудников. Это то, что превратит отдельные бизнес процессы в единый организм, даст сотрудникам понимание, того ради чего они тратят свое время работая на предпринимателя [4]. Миссия компании помогает сплотить коллектив и может дать нужную мотивацию для работы. Взять к примеру, всем хорошо известную компанию Apple. Миссия Apple: «Обеспечить студентов, педагогов, творческих профессионалов по всему миру лучшими персональными компьютерами благодаря использованию инновационных решений», и ведь работает.

Инновационность. Инновация - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем [5]. Если молодому стартаперу пришла в голову уникальная идея, будь то новая ниша, вид услуги, никем не замеченная ранее,- это еще не гарантия успеха будущего бизнеса. Конечно, в данном случае есть свои плюсы - отсутствие конкурентов, пустота которую может заполнить инновационный продукт, но, к сожалению, есть и минусы - возможно, что идея опережает свое время или не станет востребованной из-за самых разных условий. В данном случае необходимо четко определить качество своего бизнес-плана, насколько он будет удовлетворять нужды выбранной аудитории [6].

Конкуренты. Конкуренция - (лат. concurrentia, от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) - это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства [7]. Перед тем как отправляться на арену бизнеса, изучение своих потенциальных конкурентов, является стратегической задачей. Стартап растет, развивается, привносит новые технологии, но и конкуренты тоже не стоят на месте. Следить за их предложениями, поддерживать контакт со всеми участниками сегмента рынка, который занимает инновационный продукт, один из способов эффективного управления и высокой конкурентоспособности [8].

Проблемы и трудности. Бизнесмены часто увлекаются тем, что занимаются бесконечным усовершенствованием своего дела. Они выявляют пробелы и недостатки, а потом их устраняют. Эта практика хороша всем, кроме одного: проект не расширяется на рынке, не завоевывает новые сегменты, не ищет новые возможности. Поэтому не нужно только совершенствовать старые бизнес процессы, систему стартапа нужно также активно развиваться, изучая и применяя новые технологии, не зацикливаясь на решении всех проблем.

Сотрудники. Как бы хорошо не был просчитан план, какие бы стратегии не были внедрены, бизнес, прежде всего, держится на сотрудниках и персонале, который непосредственно, контактирует с клиентами [9]. Доходы предпринимателя всегда зависят не столько от класса услуги или продвигаемого продукта (идеи), сколько от людей, которые представляют его. Подбор правильного персонала, важная составляющая успеха проекта, соответственно нужно обязательно понимать какие именно сотрудники нужны для стартапа, и они обязательно должны быть занесены в стратегический план проекта [10]. Нельзя забывать и о системе поощрения для сотрудников. Понимание сотрудником его должностных обязанностей, ценностей компании, правил работы, преимущества работы над данным проектом, это то, что стартапер, обязательно должен прописать в своем плане и непременно донести до своего персонала, команды, и тогда результаты не заставят себя ждать.

В данной статье, были рассмотрены, как нам кажется, наиболее важные аспекты, которые необходимо учитывать при создании стратегии компании. Это не означает, что молодой предприниматель должен слепо и необдуманно идти по указанным пунктам, каждая инновационная идея в своей мере уникально, и всегда нужно это учитывать, мы лишь постарались рассмотреть те факторы, от которых стоит отталкиваться. 

Ссылки на источники 

  1. Демина Н.В. Стратегическое планирование: содержание и специфика / Н.В. Демина Н.В. // В книге: Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - мировое сообщество. Материалы V Международного конгресса. Симпозиум XIV Актуальные экономические проблемы современной России. Редколлегия: Ю.С. Давыдов, А.П. Колядин. 2010. С. 82-84.
  2. Чистова М.В. Оценка эффективности рекламной деятельности предприятия / М.В. Чистова, Г.Е. Концевич // В сборнике: Экономика и управление: практические аспекты. Материалы научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Данченко, Е.В. Сердюковой. 2013. С. 148-155.
  3. Новации и инновации в образовании: коллективная монография. – Пятигорск, Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет», 2009.
  4. Еремина О.С. Социальное предпринимательство: история и современность // В сборнике: Университетские чтения - 2012. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор: З.А. Заврумов. 2012. С. 35-39
  5. Еремина О.С. К вопросу о развитии национальной инновационной системы России / О.С. Еремина, Н.В. Демина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.8. - С.441-445.
  6. Актуальные проблемы управления персоналом в современных организациях (на примере организаций Северо-Кавказского федерального округа): коллективная монография / Под общей ред. М.А. Корговой. Москва – Пятигорск: РАО – ПГЛУ, 2013. 641 с.
  7. Демина Н.В. Возможности использования диверсификации на современных предприятиях / Н.В. Демина, М.В. Чистова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 8. С. 66-70.
  8. Еремина О.С. Разработка и внедрение инноваций в государственных структурах / О.С. Еремина // В сборнике: Университетские чтения - 2013 Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2013. С. 92-98.
  9. Салогуб А.М. Новые тенденции в управлении талантливым персоналом и HR-технологий / А.М. Салогуб, Н.В. Демина // Гуманизация образования. 2015. № 2. С. 105-113.
  10. Демина Н.В. Сущность и содержание отбора персонала как функции кадрового менеджмента // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 12. С. 60-72.