Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье проводится анализ управления интеллектуальным капиталом в современных компаниях, обосновывается вывод о том, что только новые знания и управление ими дают предприятию способность к здоровой конкуренции, а появление новых знаний увеличивает потребность в появлении новых продуктов, процессов и идей, то есть инновационной силы организации.
Ключевые слова: экономика знаний, инновация, инвестиции, конкурентоспособность, инновационное развитие, управление знаниями, стратегия управления, эффективность управления. 

В стремительно изменяющемся мире очень важно при разработке бизнеса обращать внимание на новые тенденции и изменения, чтобы в последствии использовать их для создания конкурентных преимуществ и быть способным противодействовать внешним угрозам [1].

Ввиду экономических и социальных изменений, которые произошли в начале XXI в., роль новых знаний в процессе развития стала занимать одно из первых мест. Главной экономической деятельностью признается производство информации и ее потребление для эффективного функционирования экономики [2]. В процессе развития возникло такое понятие о современной экономике как «экономика знаний». Экономику знаний можно рассматривать в трех аспектах: рынок знаний, рынок услуг и рынок труда. Они тесно переплетаются друг с другом и отдельно не функционируют.

Знания измеряются затратами на их производство и рыночной цены проданных знаний. В затраты входят расходы на исследования и разработки, на программное обеспечение и повышение квалификации работников. К сожалению, на сегодняшний день по этому показателю Россия сильно отстает от более развитых стран [3]. Но согласно стратегии инновационного развития РФ, к 2020 г. количество инновационных предприятий в промышленности должно увеличиться в четыре-пять раз относительно нынешних 9,5 %. Общие расходы на инновацию также должны вырасти к этому сроку в два раза с нынешних 1,8 % ВВП [4]. В России система поддержки инновационного предпринимательства только формируется. Сегодня в нашей стране расходы на образование большинства организаций составляют около 3% от фонда оплаты труда [5]. При том, что крупнейшие компании мирового уровня выделяют средства на образование в размере от 5% до 10% фонда оплаты труда [6].

Чтобы правильно оценить эффективность инвестиционных вложений в человеческий капитал следует использовать такие показатели и критерии, как :

- максимизация разности между издержками и прибылью;

- период самоокупаемости  инвестиций;

- чистая текущая стоимость;

- соотношение прибыли и издержек;

- отношение разности предельных издержек к разности предельных доходов;

- ежегодная чистая прибыль;

- внутренняя норма отдачи.

Исследование теории конкурентных преимуществ показало, что именно новые знания дают предприятию способность к здоровой конкуренции. Конкурентное преимущество, основанное на знании, устойчиво, так как чем больше организация знает, тем больше она может узнать, и тем большему может обучить. Появление новых знаний увеличивает потребность в появлении новых продуктов, процессов и идей, то есть инновационной силы организации.

В условиях современного мира, когда для поддержания конкурентоспособности фирмам невозможно существовать без постоянного инновационного развития [7], знания выступают как ключевой фактор конкурентоспособности, образующий существенную и всевозрастающую часть стоимости фирмы - ее интеллектуальный капитал. Тесное переплетение знаний и созданного на основе этих знаний интеллектуального капитала заставляет нас обратить внимание при решении задач управления интеллектуальным капиталом, в первую очередь, на  управление знаниями.

Рассматривая знания в рамках предприятия можно сделать вывод, что знания - это интеллект, используемый в работе.

Интеллектуальный капитал можно разделить на три составляющие:

- коренной,

- обеспечивающий успех,

- инновационный.

Коренные знания – это минимум, без которого невозможно говорить об инновациях на производстве. Новые, постоянно обновляющиеся знания дают фирме возможность лидировать в своей отрасли. Но знания должны часто преумножаться и наращиваться: то, что сегодня является инновационным знанием, завтра станет коренным.

Организационное знание определяют как распределенный набор принципов, фактов, навыков, правил, которые информационно обеспечивают процессы принятия решений, действие и поведение организаций.

Исходя из современного представления, менеджмент знаний можно определить как систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять [8].

Управление знаниями - это совокупность методов воздействия управления на методы, формы и способы организации социальных отношений в организации, использования и распространения знаний и умений, нацеленных на повышение эффективности этих процессов.

Важнейшая цель управления знаниями - это создание новых конкурентных преимуществ, которые имеют большую силу. Также управление знаниями можно рассмотреть, как бизнес-процесс [9]. Управление знаниями имеет тактическую и стратегическую цели. Тактические цели – это всегда эффективное решение прикладных задач. Стратегическая цель способствует повышению интеллектуального уровня отдельных частей или предприятия в целом.

Управление знаниями можно условно разделить на две системы: вертикальную и горизонтальную. Вертикальные системы менеджмента знаний разрабатывают тактические цели и выявляются для конкретных ситуаций, которые, чаще всего, встречаются в процессе функционирования предприятия. Система горизонтального управления знаниями применяется ко многим управленческим ситуациям. Фактически это технологии, позволяющие решить весь комплекс задач управления знаниями.

Стратегия управления знаниями на предприятии разрабатывается для достижения стратегических целей. Стратегия управления – это направление и способы использования средств для достижения поставленной цели, которые приводят к высокому результату на производстве [10]. На сегодняшний день выделяют несколько важнейших стратегий управления знаниями:

- стратегия знаний как бизнес-стратегия предполагает формирование и использование «наилучших» знаний в любой работе;

-  стратегия управления интеллектуальным капиталом предусматривает  все общеорганизационные знания, и система управления ими направлена исключительно на создание, поддержание и развитие интеллектуальных активов – технологий, патентов, ноу-хау и т.д.;

- стратегия формирования знаний – это, прежде всего, углубленное накопление и генерирование новых знаний, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности предприятия;

- стратегия обмена знаниями ставит на первое место получение, структурирование, хранение и использование их с целью четкого и своевременного распределения и обмена [11].

Управление знаниями приводит к наиболее эффективному использованию рабочего времени и уменьшению затрат, благодаря чему у организации появляются дополнительные конкурентные преимущества.

Чтобы компетентно оценить эффективность управления знаниями есть несколько различных систем, используемых предприятиями в зависимости от проблемы и целей. Показатели эффективности всегда варьируются в зависимости от количества полученных фирмой патентов до оценки человеческого капитала [12].

В теории существующие модели управления знаниями можно разделить на три класса:

- дескриптивные (описательные),

- прескриптивные (предписательные),

- комбинированные модели.

В дескриптивных моделях важную роль играет сама природа управления знаниями, а в прескриптивных моделях, наоборот, содержится методология управления знаниями или отдельные компоненты методологии. Комбинированные модели включают в себя описание задач управления знаниями и технологию решения отдельных задач [13].

В соответствии с представленным выше становится очевидно, что можно отметить, что процесс управления знаниями включает в себя и предлагает решение следующих задач: сбор знаний и умений, структурирование и организация знаний, распределение знаний, поддержание хранилища знаний в актуальном состоянии,  производство знаний и использование знаний.

Во избежание потерь средств вследствие текучести рабочей силы, «утечки мозгов» фирме следует придерживаться определенных принципов вложения средств. Более рационально брать на себя издержки по специальной подготовке, а затраты на общую подготовку в большей степени возложить на самих работников. Совокупность этих мер придаст малым и средним организациям силы к дальнейшему развитию и увеличение уровня конкурентоспособности среди других предприятий. 

Ссылки на источники 

  1. Демина Н.В. Стратегическое планирование: содержание и специфика / Н.В. Демина Н.В. // В книге: Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - мировое сообщество. Материалы V Международного конгресса. Симпозиум XIV Актуальные экономические проблемы современной России. Редколлегия: Ю.С. Давыдов, А.П. Колядин. 2010. С. 82-84.
  2. Еремина О.С. К вопросу о показателях эффективности реформ государственного управления в России / О.С. Еремина // В сборнике: Университетские чтения-2010. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2010. С. 117-122.
  3. Еремина О.С. К вопросу о развитии национальной инновационной системы России / О.С. Еремина, Н.В. Демина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.8. - С.441-445.
  4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf.
  5. Салогуб А.М. Новые тенденции в управлении талантливым персоналом и HR-технологий / А.М. Салогуб, Н.В. Демина // Гуманизация образования. 2015. № 2. С. 105-113.
  6. Актуальные проблемы управления персоналом в современных организациях (на примере организаций Северо-Кавказского федерального округа): коллективная монография / Под общей ред. М.А. Корговой. Москва – Пятигорск: РАО – ПГЛУ, 2013. 641 с.
  7. Демина Н.В. Возможности использования диверсификации на современных предприятиях / Н.В. Демина, М.В. Чистова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 8. С. 66-70.
  8. Еремина О.С. Социальное предпринимательство: история и современность // В сборнике: Университетские чтения - 2012. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор: З.А. Заврумов. 2012. С. 35-39.
  9. Еремина О.С. Разработка и внедрение инноваций в государственных структурах / О.С. Еремина // В сборнике: Университетские чтения - 2013 Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2013. С. 92-98.
  10. Демина Н.В. Стратегия как ведущий элемент стратегического менеджмента: понятие, сущность и основные характеристики / Н.В. Демина // В сборнике: Университетские чтения-2008. Материалы научно-методических чтений. 2008. С. 193-198.
  11. Новации и инновации в образовании: коллективная монография. – Пятигорск, Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет», 2009.
  12. Концевич Г.Е. Кадровый потенциал, как фундамент успеха предприятия / Г.Е. Концевич, М.В. Чистова // В сборнике: Экономика и управление: практические аспекты. Материалы научно-практической конференции. Кисловодск, 2014. С. 96-99.
  13. Демина Н.В. Сущность и содержание отбора персонала как функции кадрового менеджмента // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 12. С. 60-72.