Аннотация.В статье рассматриваются некоторые коллективные методы обучения, применяемые в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел, методическое обеспечение, коллективные методы обучения.
Важнейшим условием повышения эффективности учебного процесса является совершенствование его методического обеспечения. И это не удивительно, поскольку воплощение содержания обучения в прочные знания, умения и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности, в значительной степени зависят от уровня методического обеспечения учебного процесса и, прежде всего, от методического мастерства преподавателя.
Применительно к учебному процессу в системе дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России актуальность совершенствования методического опыта обусловливается в основном двумя обстоятельствами. Во-первых, неизбежным уходом из учебных заведений опытных преподавателей и, следовательно, утратой значительного объема методического опыта, накапливавшегося годами. Во-вторых, вливанием в состав кафедр и циклов большого количества недавних практических работников, достаточно часто не обладающих каким-либо методическим опытом проведения занятий.
Надеемся, что настоящая статья в какой-то мере будет полезной коллегам, недавно начавшим педагогическую деятельность в системе МВД России. Здесь мы расскажем о некоторых коллективных методах обучения, применяемых в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел.
Проблема методов обучения на протяжении многих лет остается одной из важнейших проблем дидактики как в теоретическом, так и в практическом плане. Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что согласно словарю русского языка означает «путь, способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь». Под методикой понимается наука о методах преподавания либо совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь [1, с. 352].
В педагогике под методом обучения понимается упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования [2, с. 268].
Как в процессе первоначальной профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки, так и в процессе повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, преподаватели всегда имеют дело с индивидуальностями, характеризующимися различным уровнем профессиональной подготовки, различными мотивами поступления на службу, различными способностями, а также свойствами мышления и памяти. Однако обучение слушателей по унифицированным учебным программам в большей степени предполагает не индивидуальную работу с каждым, а эффективную организацию работы всей учебной группы как единого коллектива. Поэтому главным принципом всех занятий должно стать сотрудничество – сотрудничество преподавателя и слушателя, сотрудничество слушателей друг с другом. Как нельзя лучше, этому способствуют коллективные методы работы на занятии. Рассмотрим некоторые из них, на наш взгляд, наилучшим образом способствующие эффективной организации обучения.
Самым простым и часто практикуемым в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел приемом коллективной работы является дискуссия. По ходу ответа на поставленный вопрос или по окончании ответа группе предлагается высказать свое мнение по поводу изложенного материала или дополнить его. Между участниками обсуждения возникает диалог, который ведет к обозначению разных позиций по отношению к рассматриваемым вопросам. В случае достаточно существенной разницы во взглядах аудитории предлагается аргументированно высказаться в поддержку той или иной позиции. В результате применения данной методики обсуждение вопросов темы проводится с участием всей группы при повышенном эмоциональном фоне, что положительно сказывается на усвоении материала занятия.
Другим методом коллективной работы является «поединок» обучаемых. В рамках рассматриваемого вопроса двое слушателей по выбору преподавателя либо по желанию задают вопросы друг другу. Это способствует формированию готовности к индивидуальной и групповой работе. Самостоятельная подготовка вопросов и ответ на них вызывают интерес к изучаемому материалу.
Следующий метод – кто быстрее выполнит задание – мобилизует слушателей на соревнование при решении одного задания всеми. Кто быстрее всех решит правильно, тот получит отличную оценку.
Еще одним важным способом коллективного обучения является метод «мозговой атаки». Данный метод используется, как правило, при решении трудных и проблемных вопросов и задач. Его суть заключается в выдвижении различных идей по поводу решения поставленной задачи. Метод позволяет вовлечь в работу всю группу, повысить эмоциональный фон работы и активизировать мыслительный процесс слушателей. В процессе такой работы появляется возможность отклониться от сложившихся стереотипов мышления и выработать нестандартные, оригинальные решения обозначенных проблемных вопросов. Добиться достаточно высокой эффективности работы всех слушателей позволяет правило добровольности участия в обсуждении, а также выполнение трех обязательных условий:
- высказываться должны любые идеи, даже фантастические;
- со стороны преподавателя не должно быть сарказма по поводу предложенных слушателями решений;
- должно соблюдаться равноправие всех участвующих в обсуждении.
Формированию навыков коллективной работы, самостоятельности и критичности мышления эффективно способствует метод выработки коллективного решения. С этой целью учебная группа разбивается на 3-4 человека. Для всей группы дается задание, и внутри подгрупп происходит обсуждение поставленного вопроса. Каждая подгруппа вырабатывает самостоятельное решение и обосновывает его. Представители групп докладывают свои варианты решений, по которым проводится дискуссия, выясняющая позитивные и негативные аспекты всех предложенных решений. Вся подгруппа оценивается по одному ответу. Применение данного метода особенно актуально на практических занятиях при решении сложных заданий, к примеру, учебных ситуационных задач.
Любая ситуационная задача включает в себя условие (описание ситуации) и вопрос (задание), поставленный перед слушателями, кроме того, она содержит все необходимые данные для решения, а в случае их отсутствия - предполагает возможность извлечь эти данные извне. Перед слушателями ставится задача дать правовой анализ четко сформулированной ситуации, ответить на поставленные вопросы с указанием конкретных норм закона. Ряд задач содержит наводящие вопросы, а также дополнительные вопросы, с помощью которых преподаватель последовательно ведет обучаемых к принятию правильного решения.
При обучении анализу практических ситуаций правового характера особое внимание слушателей преподаватель должен обратить на целостное восприятие ситуации, мысленное моделирование, возможное отыскание аналогов в их собственном опыте; на определение основных элементов ситуации и их сравнение с требованиями нормативных актов. Следует отметить, что существенным условием правильного хода решения практических задач служит теоретическое обоснование каждого действия. Обучаемый должен действовать не интуитивно, а руководствуясь нормативными документами и теоретическими положениями. Приведенная в качестве примера форма практических занятий позволяет познакомить слушателей с различными правовыми ситуациями, складывающимися в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, научить правильно анализировать и оценивать их, а также делать необходимые выводы.
Среди всех коллективных методов обучения, наибольшую популярность, по нашему мнению, имеют сюжетно-ролевые игры. Значение этого метода бесценно, поскольку в ходе учебной игры слушатели овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности. Учебная игра позволяет слушателям расширить свой личный профессиональный опыт за счет опосредованного приобщения к опыту коллег; позволяет слушателям самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. Игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Игра дает слушателям возможность эксперимента в решении поставленной проблемы без причинения вреда, возникающего вследствие неправильной оценки ситуации.
Именно данный активный метод обучения наиболее часто применяется в процессе проведения практических занятий по профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. При этом главной целью сюжетно-ролевой игры является подготовка специалиста, способного при минимальной адаптации к практике выполнять функциональные обязанности, оперуполномоченного, следователя, участкового уполномоченного, инспектора ДПС и т.п. В качестве примера рассмотрим использование данного метода в процессе обучения сотрудников оперативных подразделений ОВД.
Содержание данного коллективного метода обучения состоит в следующем. Преподаватель разрабатывает вводную информацию (предлагает конкретную, возникающую на практике ситуацию), предшествующую проведению того или иного оперативно-розыскного или процессуального действия. После этого предлагает группе выполнить подготовительные мероприятия, по результатам выполнения которых распределяет между слушателями роли: оперуполномоченного, участкового уполномоченного, следователя (дознавателя), потерпевшего, понятых, других участников уголовного процесса и предлагает выполнить оперативно-розыскное или процессуальное действие, согласно полученной ранее информации. Например, преподаватель сообщает, что было совершено разбойное нападение на квартиру, с указанием её адреса, данных о пострадавших, и предлагает обучающимся выполнить комплекс действий, направленных на раскрытие данного преступления.
После обсуждения этапа подготовки к проведению комплекса оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий преподаватель распределяет между слушателями роли и предлагает провести комплекс необходимых оперативно-розыскных мероприятий для раскрытия данного преступления. Слушатели, не задействованные в так называемом сценарии, внимательно наблюдают за действиями своих коллег, получивших «роли», после чего обсуждаются выявленные ошибки. За время занятия преподаватель, скажем так, сменяет на должности оперуполномоченного различных слушателей, с тем, чтобы многие из них могли действовать в рассматриваемой ситуации. Аналогичным образом, с использованием данной формы обучения целесообразно проводить занятия при изучении организации, проведения и оформления задержания, опроса различных категорий граждан, личного досмотра, осмотра места происшествия и проведения других оперативно-розыскных и процессуальных действий.
Для эффективного и результативного проведения занятий в форме сюжетно-ролевой игры преподаватель должен уметь смоделировать проблемную ситуацию, предусмотреть варианты её развития и организовывать процесс интенсивной коммуникационной деятельности слушателей для её разрешения.
Проведение сюжетно-ролевой игры требует от преподавателя не только мастерства в моделировании ситуации и оценки вариантов её разрешения, но и создания условий для самоопределения участников деятельности (личностного, операционно-действенного, группового, игрового и т.п.); обеспечения условий для мотивации слушателей к обучению, познанию, саморазвитию и совершенствованию.
Проведение занятий в форме сюжетно-ролевых игр также требует от преподавателя способности адекватно реагировать на нестандартные ситуации, перестраивать свое поведение, взаимодействие слушателей в процессе реализации их деятельности, а также таланта контролировать, регулировать, управлять процессом организуемой деятельности, игровым режимом, собой.
Считаем, что в процессе проведения занятий в форме сюжетно-ролевой игры важны не только профессионализм преподавателя, но и его умение импровизировать. Например, при проведении занятия по теме «Организация и проведение задержания» преподаватель может выступить в роли задержанного и моделировать различные ситуации его поведения. Напомним, что еще К.С. Станиславский отмечал, что наличие импровизации является показателем творчества в любой сфере деятельности.
Таким образом, импровизация, качественно смоделированная проблемная ситуация, умение организовать процесс коммуникации – эти и другие качества преподавателя позволяют создать объективно новый продукт, результатом которого станет выработка у слушателей навыков организации и проведения оперативно-розыскных и процессуальных действий в различных ситуациях, возникающих в практической деятельности сотрудников ОВД.
Оценивая результаты проведения занятий в форме сюжетно-ролевой игры важно уметь критически оценивать как себя, так и слушателей. При этом оценка обучаемых должна включать правильность проведения оперативно-розыскных и процессуальных действий с позиции оперативно-розыскного законодательства, уголовного процесса, использование оперативно-розыскных и криминалистических тактик (рекомендаций) их проведения, качество организации коммуникативного взаимодействия слушателей в процессе решения поставленной задачи, в том числе уровень их правовой культуры и этических норм.
Проведение учебных занятий по методу сюжетно-ролевых игр обеспечивает профессионально-нравственную подготовку слушателей, способных разрешать ситуации, возникающие в их практической правоприменительной деятельности в должности оперуполномоченного, способствует повышению качества их дальнейшей работы при организации раскрытия преступлений.
Нами рассмотрены всего лишь некоторые приемы коллективной работы на занятиях в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, которые являются далеко не исчерпывающими. У каждого преподавателя наверняка найдутся свои методы коллективной работы, соответствующие его личным предпочтениям, содержанию преподаваемой дисциплины и категории обучаемых.
Ссылки на источники
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 ООО слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1990. 917 с.
- Подласый И.П. Педагогика: в 3-х книгах, кн. 2: Теория и технологии обучения: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика». 2-е изд., испр. и доп. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 575 с.