Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье ставится задача рассмотрения процесса социальной адаптации студентов, получающих непедагогическое образование, в педагогической деятельности. На основе современных педагогических работ были сформированы этапы адаптации, которые в последующем были экспериментально проверены. Рассмотрена проблема социальной адаптации и способ ее решения.
Ключевые слова: Социальная адаптация, проблема адаптации, педагогическая деятельность, студенты непедагогического образования. 

Проблема адаптации человека к природной социальной реальности является предметом изучения многих естественных и общественных наук, изучающих жизнедеятельность человека во всех формах ее проявления. С позиции социологов и психологов адаптация модифицирует физиологические формы приспособления в соответствии с условиями социального существования человека. Отсюда социальную адаптацию в первом приближении можно определить как «процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды» [1,с.20]. Как разновидность активного приспособления личности к условиям социальной среды выделяют социально педагогическую адаптацию [2, c.11].

Процесс социальной адаптации студентов в школах является достаточно сложным и многогранным. В современных педагогических работах (А.С.Зелко, С.И.Капица, Л.М.Митина и др.) изучаются различные аспекты социальной адаптации студентов в педагогической среде, отражаются ее условия, специфика, содержание и структура. На основании анализа рассмотренных работ можно сделать вывод, что в понятии социальная адаптация студентов вкладывается различный смысл.

Согласно представлениям исследователей, социальная адаптация студентов в педагогической деятельности протекает при взаимодействии с окружающей средой, субъектами образовательного процесса во всех видах деятельности, что влияет на личностное развитие студентов, формирует опыт работы со школьниками и адекватную модель поведения.

Актуальностью данного исследования является привлечение внимание студентов к педагогической деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что адаптация студентов непедагогического образования  к педагогической деятельности может быть более успешной, если: адаптация  к педагогической деятельности спроектирована на основе междисциплинарного системного, личностно-ориентированного подходов единый процесс, обеспечивающий эффективность «вхождения» студентов в педагогическую деятельность.

В соответствии с поставленной целью  и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) изучение состояния проблемы в педагогической теории и практике, определение на данной основе сущности адаптации студентов вуза к педагогической деятельности;

2) разработка психолого-педагогических условий реализации процесса адаптации студентов к педагогической деятельности

3) экспериментальная  проверка эффективности процесса адаптации студентов к педагогической деятельности.

На начальном этапе исследования был проведен опрос среди студентов непедагогического образования с целью выявления их отношения к педагогической деятельности. В результате опроса были выявлены следующие данные: из 30 опрошенных студентов, лишь четверо были непротив опробовать свои силы в педагогической деятельности, шестеро не смогли дать точного ответа, а 20 студентов отказались попробовать себя в качестве преподавателя. На основании данных опроса, была выявлена группа обучающихся в высшем учебном заведении, с которыми была проведена дальнейшая работа.

Следующий этап был заключен в работе преподавателей  психолого-педагогических наук с группой отобранных студентов  для повышения эффективности их социальной адаптации. Были проведены лекции, на которых были изучены методы адаптации в педагогической деятельности. Так же были проведены мероприятия в образовательных учреждениях, в ходе которых студенты непосредственно опробовали на себе роль преподавателей

На заключительном этапе был проведен повторный опрос, в результате которого 80% студентов из отобранной группы поменяли свое мнение о преподавательской деятельности.

Таким образом, данное исследование показало, что студенты непедагогического образования социально адаптируемы в педагогической среде.

Список использованной литературы:

  1. С. И. Психология социализации социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. 356 с.
  2. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студентов высш. Учебн. Заведений./Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. М.: Академия, 202. С. 8.