Аннотация. Статья посвящена анализу условий развития культуры здоровья учащихся в условиях Межшкольного учебного комбината №3 г. Кирова. Раскрываются возможности предмета «Технология» по развитию культуры здоровья школьников.
Ключевые слова: культура здоровья учащихся, межшкольный учебный комбинат, предмет «Технология».
Развитие культуры здоровья становится неотъемлемой частью развития общей культуры школьников, включающей физическую культуру, культуру валеограмотного поведения в семье и обществе, культуру соответствующего мышления, то есть культуру здорового тела, духа и разума личности. Культура здоровья школьников формируется в учебное и внеучебное время. В учебное время это происходит при изучении школьных учебных дисциплин, в процессе овладения которыми совершенствуются различные грани личности ученика, культура его поведения, учебного труда и общения на учебных занятиях, прежде всего по физическому воспитанию, ОБЖ, литературе, русскому языку, биологии и другим. Гуманитаризация современного образования подразумевает обогащение содержания этих предметов знаниями о здоровье, ЗОЖ, путях и средствах достижения гармонии человека с собой, окружающим миром, другими людьми [1].
Большим потенциалом с точки зрения развития культуры здоровья учащихся обладает предмет «Технология». Школа, предоставляя ученикам качественные образовательные услуги по овладению содержанием базовых общеобразовательных предметов, передает полномочия по преподаванию предмета «Технология», так называемому ресурсному центру, который обладает достаточным кадровым и материально-техническим потенциалом. Таким ресурсным центром выступает межшкольный учебный комбинат.
Рассмотрим основные факторы развития культуры здоровья учащихся в условиях самого крупного в г. Кирове Межшкольного учебного комбината №3 (далее – МУК №3).
МУК №3 является ресурсным центром около 20 школ города. Учащиеся школ, как правило, ходят на занятия в комбинат пешком, что обеспечивает активную двигательную активность учащихся.
Занятия по предмету «Технология» состоят из двух спаренных уроков: теоретического и практического. На втором уроке учащиеся выполняют практические работы по приготовлению кулинарных блюд, изготовлению швейных изделий, выполнению слесарных и токарных работ. Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную. Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие учебы на здоровье.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. На каждом вводном занятии проводятся инструктажи по безопасности труда, направленные на осмысление учащимися объектов труда, средств труда, на формирование безопасных приемов практических работ.
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.
При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
При изучении тем из раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.
Важным условием развития культуры здоровья учащихся в МУК №3 выступает индивидуализация обучения. Начиная с 9 класса, учащиеся имеют возможность выбрать область профессиональной деятельности. В этом выборе учащихся сопровождает психолог, который на индивидуальных и групповых профоконсультациях помогает учащимся определить их интересы, склонности, способности и на основании полученных результатов подбирает совместно с учащимся подходящую сферу профессиональной деятельности.
В результате дифференциации, комплектуются группы учащихся численностью в среднем 16 человек. Надо отметить, что в малой группе обучающиеся находятся в более благоприятных психологических условиях, чем вся учебная группа: они более свободно высказывают свое мнение, активнее, раскованнее общаются между собой. Учитель в такой группе имеет возможность применять метод учебной беседы, в ходе которого обучаемым дается возможность свободно выразить свои мысли, связанные с личным опытом и интересами. Зачастую тема беседы вырастает из рассуждений самих учащихся.
Содержание образования в 9 классе в МУК №3 представлено элективными курсами (от англ. elect – выбирать) по разным профилям обучения (табл. 1).
Таблица 1
Сферы профессиональной деятельности и профили МУК №3
Сферы профессиональной деятельности |
Профили |
Человек-человек |
Медицина Образование (Педагогика и психология) Торговое обслуживание Юный журналист |
Человек-техника |
Автослесарное дело Слесарное дело Токарное дело Радиоэлектроника Швейное дело |
Человек-природа |
Кулинария |
Человек-художественный образ |
Кружевоплетение Резьба по дереву Роспись по ткани Ручная художественная вышивка |
Человек-знак |
Экономика Информационные технологии |
Элективные курсы по всем профилям включают темы с элементами развития культуры здоровья учащихся. А некоторые элективные курсы целиком посвящены здоровью человека.
В качестве примера приведем учебно-тематический план элективного курса профиля «Медицина» «Семь шагов к красоте и здоровью» (табл. 2).
Таблица 2
Учебно-тематический план элективного курса «Семь шагов к красоте и здоровью»
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
||
Всего |
Теор. |
Практ. |
||
1 |
Экология. Человек и среда обитания. |
1 |
1 |
|
2 |
Влияние неблагоприятных факторов природы на человеческий организм. |
1 |
|
1 |
3 |
Формирование здорового образа жизни. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Влияние вредных привычек на красоту и здоровье человека. |
1 |
1 |
|
5 |
Антропометрия. Проведение антропометрических исследований. |
2 |
|
2 |
6 |
Термометрия. |
1 |
|
1 |
7 |
Правила личной и общей гигиены. Уход за кожей и волосами. |
2 |
1 |
1 |
8 |
Общий уход за больными.
|
5 |
2 |
3 |
9 |
Экскурсия в областную клиническую больницу. |
2 |
|
2 |
|
Всего: |
17 |
6 |
11 |
Изучение элективного курса «Семь шагов к красоте и здоровью», способствует, с одной стороны, развитию культуры здоровья школьников, а, с другой стороны, оценке готовности к выбору профессии в области медицины.
После окончания элективных курсов в 9 классе учащийся делает выбор способа продолжения образования по определенному профилю. Особенностью профильного обучения в МУК №3 является то, что учащийся в рамках выбранного профиля проходит профессиональную подготовку по специальности и получает квалификационный разряд.
Несомненную ценность для развития культуры здоровья старшеклассников играет активная деятельность учащихся во время прохождения практики. Так учащиеся по специальности «Младшая медицинская сестра / брат по уходу за больными» проходят практику в Кировской областной клинической больнице; учащиеся специальности «Продавец продовольственных товаров» трудятся в магазинах города, учащиеся педагогического профиля проходят практику в качестве вожатых в детских оздоровительных загородных и пришкольных лагерях. Индивидуальные предприниматели принимают учащихся рабочих специальностей на практику с официальным оформлением документов и дают возможность учащимся зарабатывать по 6-7 тысяч рублей в месяц.
Возможность проявить себя в профессиональной деятельности, создать продукт труда своими руками способствует самореализации учащихся, формированию профессиональных интересов и склонностей, и как следствие, профилактике девиантного поведения, бесцельного времяпрепровождения за компьютером, что благотворно сказывается на здоровье школьников.
Ссылки на источники
- Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.