Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях динамично изменяющихся социальных институтов общества становится все более актуальной.  В данной статье рассмотрено понятие социальной адаптации в профессиональной деятельности. Кроме того, раскрывается сущность определения данного термина, определены виды и функции адаптации.
Ключевые слова: социальная адаптация, профессиональная деятельность, студенты, функции адаптации. 

Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.

Подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях динамично изменяющихся социальных институтов общества становится все более актуальной. В современном психолого-педагогическом и методическом знании имеется множество концепций и моделей становления профессионального образа будущих специалистов, среди которых проблема адаптации выпускников вуза к профессиональной деятельности выдвигается на первый план.

Как показал анализ литературы, отсутствие единой теории в отечественной педагогике и психологии объясняет неоднозначность определения сущности адаптационного процесса в общем, и адаптации к профессионально-педагогической деятельности в частности.

Адаптации к профессиональной деятельности особенно пристальное внимание уделяется в работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Ковалева, Е.В. Ткаченко, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой.

Данное направление нашло отражение в общетеоретических исследованиях проблемы. Изучены философские и психологические основы адаптации специалистов в различных профессиональных сферах (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Л.П. Буева и др.); механизмы индивидуальной адаптации в коллективе (А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.); психологические аспекты процесса адаптации (В.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и др.); особенности социально-педагогической адаптации (А.С. Белкин, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик и др.); основы профессионального самоопределения, профессиональной направленности и компетентности (В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, Л.А. Йовайша, Т.Г. Калугина и др.)

«Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью [1, c. 24].

Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда [3, c. 128].

Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно в деятельности, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.

Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии.

В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально - психологических отношений в этой группе [2, c. 183].

Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально - психологическую.

Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.

Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально - профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.

При анализе литературных источников были определены функции адаптации студентов непедагогического образования к педагогической деятельности:

- социальная, обеспечивающая взаимосвязь социальной среды и студентов и сокращение срока адаптации выпускников в профессиональной деятельности;

- системная, основным назначением которой является создание целостности системы педагогической деятельности и педагогического обучения;

- технологическая, определяющая возможность создания и применения технологических процедур оперативного осуществления профессиональной ориентации, профессионального самоопределения, профессионального обучения, определения уровня готовности к педагогической деятельности и вхождение в профессиональную среду;

- адаптационная, обеспечивающая управление и синтез всех функций рассматриваемого процесса;

- прогностическая, способствующая проектированию индивидуальных траекторий развития личности студентов;

- управленческая, заключающаяся в реализации управления и коррекции непрерывного последовательного процесса адаптации студентов к педагогической деятельности.

Решающий период профессиональной ориентации - период постепенного вхождения молодого человека в избранную им по желанию или по необходимости профессию, определяющую его трудовой путь. Решающим этот период является потому, что от того, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек будет осваиваться с производственной работой, с окружающими его на предприятии людьми, с его новой ролью уже не учащегося, а квалифицированного рабочего, будет зависеть, как сложится его трудовой путь, насколько успешно и как долго он по нему пойдет. Все это определяется процессом его профессиональной адаптации [4, c. 98].  

Таким образом, профессиональная адаптация - это постепенное вхождение молодого человека в условия профессионального труда, период превращения из учащегося в кадрового квалифицированного рабочего не по должности, а по его психическому складу.

Список использованной литературы:

  1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. М.: Изд. центр «Академия», 2002 г.
  2. Бордовская Н.В. Педагогика. М., 2000 г.
  3. “Профессиональная адаптация молодежи”; М.: Издательство Московского университета, 1969 г..
  4. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984 г.