Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблеме внеклассной работы по математике, целью которой является развитие у учащихся интереса к изучаемому предмету. В статье представлена разработка вечера КВН-а для учащихся 5-го класса, проводимого в рамках «Недели математики».

Ключевые слова: внеклассная работа, математика, учащиеся, школа, КВН.

 

В настоящее время, в век высоких компьютерных технологий возникла большая потребность в квалифицированных специалистах, владеющих математикой, умеющих логически мыслить, выдвигать гипотезы, рассуждать доказательно. Математика является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, усидчивости, терпения, трудолюбия.

В школе, на уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать учащихся изучаемым предметом. Однако, основная цель уроков состоит в изучении программного материала, в овладении учащимися определенными знаниями и умениями. Дополнительные возможности для привития учащимся интереса к предмету, дополняющие и углубляющие знания, приобретаемые в основном курсе математики, представляют различные внеклассные и внешкольные формы занятий по предмету, которые несут не только образовательный, но и воспитательный характер.

Математика предмет непростой. Людей, абсолютно неспособных к математике, не бывает, но все же одним она дается намного легче, чем другим. Наблюдения за учениками показывают, что у многих, даже у слабых учащихся, имеется большое желание в свободное от учебы время, участвовать в викторинах, конкурсах, соревнованиях, для того, чтобы проверить свои силы, математические способности, умения решать нестандартные задачи. Поэтому внеклассной работой по математике должно быть охвачено как можно большее количество учащихся, причем не только увлеченных предметом, но и тех, кто пока еще не проявил своих способностей. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда еще только формируются интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период важно раскрыть перед учащимися притягательные стороны математики, используя для этой цели все возможности, в том числе и особенности внеклассных занятий по предмету. Участие во внеклассной работе по предмету может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору элективного курса по математике, к поступлению в математический класс и выбору профессии, связанной с математикой.

В сельской школе, когда наполняемость классов невелика, а математический кружок является мечтой сельского учителя, организация внеклассной работы по математике должна тщательно продумываться, тем более, что эта работа строится на добровольных началах, не является обязательной и обычно проводится после уроков. Поэтому, чтобы привлечь учащихся к внеклассной работе, заинтересовать предметом, необходимо проводить ее в необычной форме, учитывать интересы и образовательные потребности учеников, их потенциальные возможности. Широкое распространение получили такие формы внеклассной работы, как математический кружок, неделя (декада) математики, математические вечера, КВН-ы, различные игры, викторины, конкурсы, олимпиады, подготовка учащимися презентаций, проектная деятельность учащихся. Однако, какой бы ни была форма проведения занятий и какими бы методами они не проводились они должны строиться так, чтобы быть для учеников интересными, увлекательными, вызывающими желание детей принять в них участие.

Внеклассная работа в сельской школе имеет свои преимущества:

  • небольшая наполняемость класса позволяет вести учет индивидуальных особенностей учащихся;
  • организация познавательной деятельности проводится с учетом учебных и индивидуальных потребностей и интересов детей;
  •  восполняется недостаток времени на уроке для развития общих и частных умений и навыков;
  • реализуется система стимулирования участия учащихся во внеклассных
  • мероприятиях. [1].

Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа позволит расширить математический кругозор детей, укрепит знания, полученные ими на уроках.

В данной статье я предлагаю разработку сценария вечера - КВН для учащихся 5 класса, проводимого во время «Недели математики». Игры и задания рассчитаны на слабых и средних по успеваемости детей, которые, как правило, оказываются зрителями при проведении подобных соревнований. На этот раз пусть все будет наоборот. Игры и задания не требуют от учащихся особой математической подготовки и вызывают у них большой интерес. Сильные учащиеся тоже не останутся без дела. Из них можно сформировать жюри. Таким образом, в соревновании примет участие весь класс.

Математический КВН для учащихся 5 класса.

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

  • побуждение интереса к изучению математики;
  • развитие навыков устного счета;
  • развитие быстроты реакции, внимания;
  • воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: рисунки, таблицы, мяч, ПК, проектор, экран.

В КВНе участвуют две команды, ведущий. Каждая команда имеет свое название.

 

Ход мероприятия:

Звучит песня: Снова в нашем зале,

В нашем зале нет пустого места.

Это значит юмор,

Школьный юмор приглашает вас.

Здесь не просто вечер.

Интересной будет встреча.

Клуб свой открывают

Математики для нас.

Припев: Мы начинаем КВН

Для кого? Для ребят!

Не оставайся в стороне,

Математик, на старт!

Пусть не решить нам всех задач,

Всех задач не решить,

Наступит полоса удач,

Веселей станет жить [2].

Команды под музыку выходят на сцену. Ведущий представляет участников команд, членов жюри и объявляет начало конкурсов.

 

Разминка.

Команде, первой правильно решившей предложенные шуточные задачи присуждаются очки (по одному за каждую задачу).

1.Два сына и два отца

Съели три яйца.

По скольку яиц съел каждый?

(По одному)

2.На столе лежали конфеты в кучке.

Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой

Взяли конфеты по одной штучке –

И не стало кучки.

Сколько было конфет в кучке?

( 3 )

3. Мельница [3]

Мельница двенадцать мер овса

Размелет в полтора часа.

Теперь скажи: в какой же срок

Двенадцать мер исполнить ей урок?

(2 часа)

4. На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробушка. Сколько осталось воробьев на грядке?

(Ни одного.)

5. У семи братьев по одной сестрице. Сколько детей всего?

               (Восемь).

6. Шел Кондрат 

В Ленинград, 

А навстречу — двенадцать ребят. 
У каждого по три лукошка, 
В каждом лукошке — кошка, 
У каждой кошки — двенадцать котят.
У каждого котенка 
В зубах по четыре мышонка. 
И задумался старый Кондрат: 
«Сколько мышат и котят Ребята несут в Ленинград?»

Отгадка:
Глупый, глупый Кондрат! 
Он один и шагал в Ленинград. 
А ребята с лукошками, 
С мышами и кошками 
Шли навстречу ему — 
В Кострому.
(К. И. Чуковский)

7. Счетная машина

Дикобраз в подарок сыну

Сделал счетную машину.

К сожалению она,

Недостаточно точна.

Результаты перед вами,

Быстро все исправьте сами.

Примеры:

83-17= 21

276-182=114

1903-1572=4375

534+238=277

(38-17=21; 286-172=114; 1903+1572=3475; 534+238=772)

Жюри подводит итоги конкурса.

Математический фокус с угадыванием задуманного числа в пределах от 0 до 15. Достаточно сказать, в какой из четырех таблиц оно находится, и ведущий сразу называет его(фокус показывает заранее подготовленный учащийся.)

Таблица 1

Математический фокус 

1 3 5 7

9 11 13 15

 2 3 6 7

10 11 14 15

 4 5 6 7

12 13 14 15

 8 9 10 11

 12 13 14 15

 

Для отгадывания числа надо сложить первые числа из названных таблиц [4].

Объявление результатов первого конкурса.

Соревнование команд.
1. 
Игра на внимание [5].

Вывешиваются два одинаковых плаката, на которых в запутанном порядке записаны числа от одного до 30. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее указать по порядку все числа.

В игре принимают участие по два ученика – по одному от каждой команды.


(Выигрывает команда, участник которой быстрее справится с заданием.)

2. Сколько треугольников?

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник.

А уж вам-то – как не знать!

Но совсем другое дело:

Быстро, точно и умело

Треугольники считать.

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И по краю и внутри!

(Выигрывает команда, которая найдет и покажет большее количество треугольников.
3. Игра «Нарисуй домик».

К доске выходят два участника соревнований, представители команд.

Задание участникам: Нарисуйте мелом на доске домик. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя и, не открывая глаз, попробуйте нарисовать к домику трубу. Интересно, в каком месте она окажется.

(Выигрывает команда, представитель которой лучше справится с заданием.

4. Игра «Быстрый счет».

Играющие (обе команды) становятся в кружок. Один игрок бросает мяч и при этом проговаривает какой-либо пример, например, 180 – 90. Игрок, к которому попал мяч, должен быстро произнести ответ и затем бросить мяч другому игроку по выбору, также задавая ему пример и т. д.

Игрок, давший неверный ответ, выбывает из игры.

(Побеждает та команда, чей игрок не сделает ни одной ошибки до конца игры.)

5. Попробуй, сосчитай.

Рис. 4. Попробуй, сосчитай 

Вы умеете считать до тысячи и даже больше. А вот попробуйте сосчитать только до 30 и увидите, что это не всегда легко сделать.

Здесь нарисованы кошки, мышки и лягушки. Сосчитай, сколько здесь кошек, сколько мышей и сколько лягушек. Только считать их нужно по особому правилу: всех подряд, начиная с верхней строчки. Вот так: «Первая кошка, первая мышка, первая лягушка…» – и т. д.

Ну-ка, попробуйте! Только будьте внимательны. Зверюшек не много, а всех не сосчитаешь.

(Победитель – команда, участник которой насчитает больше животных.)

Жюри подводит итоги конкурса.

Математический фокус.

Угадывание числа (фокус показывает учащийся старшего класса)

Предлагается задумать не очень большое число и умножить его на само себя. К полученному результату прибавить удвоенное задуманное число и еще 1. По объявленному результату предложенных арифметических действий называется задуманное число. (Для нахождения задуманного числа надо из объявленного числа извлечь квадратный корень, а затем вычесть число 1.)

Конкурс капитанов.

Знаете ли вы таблицу умножения?

Капитанам раздается по 10 карточек с цифрами. Называются множимые числа и нужно дать ответ, кто раньше поднимет цифры с правильным ответом, получает очко. Побеждает капитан, набравший больше очков.

(Игра на первый взгляд кажется простой, однако, когда капитаны поднимают карточки и показывают ответы зрителям и членам жюри, то все цифры оказываются в зеркальном отражении.)

Пока жюри подсчитывает очки и выявляет победителей, мы порешаем задачи-шутки, задачи-загадки.

Игра со зрителями [6].

1. Коза.
Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? (По траве)
2. Много ли ног?
Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошке, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице? (Две ноги мельника, так как у кошек и котят не ноги, а лапы)
3. Одним мешком – два мешка.
Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница? (Надо один из пустых мешков вложить в другой такой же, а затем в него насыпать молотую пшеницу)
4. Много ли гвоздей найдут?
Двое пошли – три гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут? (Скорее всего ничего не найдут)
5. Возможно ли такое?
Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре? (Всадник на лошади)
6. Как разделить?

Как разделить полтину на половину? ( 50:0,5=100)

Ведущий: Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился,

В КВН-е отличился.

Жюри объявляет результаты, называет лучших участников. Церемония награждения победителей.

В заключении звучит песня «Дважды два – четыре» Автор текста (слов): М. Пляцковский Композитор (музыка): В. Шаинский. 

Ссылки на источники

  1. Акрамова А.С. Методика организации внеклассной работы по математике в условиях малокомплектной начальной школы. Учебное пособие / А.С. Акрамова.– Алматы: КазНПУ им.Абая, Алматы, 2010. – 74 с.
  2. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе / Т.Г. Власова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 176 с.
  3. Поляк Г.Б. Занимательные задачи / Г.Б. Поляк. – М.: Государственного учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1948. – 96 с.
  4. Блох А.Я. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 «Математика» и 2105 «Физика»/А.Я.Блох, Е.С.Канин, Н.Г.Килина и др.; Сост. Р.С.Черкасов, А.А.Столяр. – М.:Просвещение,1985. – 336 с.
  5. Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики / А.Я. Котов – М.: Просвещение, 1967. – 184 с.
  6. Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи / С.Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко, М.К. Потапов. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1988. – 160 с.