Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена  поэзии О. Мандельштама, анализу его ранних и поздних  стихотворений. Автор работы рассматривает тему творчества поэта через архитектурные образы, проводит эксперимент с целью определить уровень восприятия поэзии О. Мандельштама современными школьниками.
Ключевые слова: Осип Мандельштам, поэзия, архитектура; Notre Dame, собор Айя-София, Адмиралтейство;  классический, византийский, готический стили.

Актуальность.

Стимулом для данного исследования послужило желание глубже понять поэзию Осипа Мандельштама, талантливого поэта XX века, поэзия которого сложна для восприятия, в произведениях которого непросто разобраться непосвященному читателю. По словам М. Гаспарова, стихотворения поэта часто приходится разгадывать как головоломку. Поэтому возникает проблема: как найти ключ к пониманию поэзии Осипа Мандельштама?

Отмечено, что в стихотворениях поэта часто звучат названия городов, соборов, упоминаются площади, вокзал, улицы. Это позволило сделать предположение: если понять, какое место в творчестве О. Мандельштама занимают архитектурные образы, можно найти ключ к пониманию его поэзии.

 Цель: определить, какую роль в  творчестве поэта играли архитектурные образы.

Объектом исследования стала лирика поэта, а предметом исследования    архитектурные образы его поэзии. Для анализа были выбраны стихотворения: «Айя-София», «Адмиралтейство», «Notre Dame», «Реймс-Лаон», «Квартира тиха как бумага…», «Мы с тобой на кухне посидим». Были использованы автобиографический очерк «Шум времени» и статья «Утро акмеизма». После знакомства с лирикой поэта стало ясно, что Осипа Мандельштама в архитектуре особенно привлекали классический, готический и византийский стили.

Византийский стиль

О византийском соборе в 1912 году поэт написал стихотворение «Айя-София». Это изначальное название христианского собора Святой Софии в Константинополе, переводится с греческого языка: «Святая Премудрость Божия». Для О. Мандельштама  не важно, для какого бога построен храм, его интересует, как он построен. Поэт обращает наше внимание на предание о том, как было выбрано место для строительства города и собора: император Константин услышал во сне божий голос.

Айя-София, – здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Для строительства храма свозили  мраморные и гранитные колонны из античных построек Греции и Рима.  Колонны зелёного мрамора привезены из храма Артемиды (Дианы) в Эфессе.

                                           И всем векам – пример Юстиниана,

                                           Когда похитить для чужих богов

                                           Позволила эфесская Диана

                                           Сто семь зеленых мраморных столбов [3].

Нет данных, был ли Мандельштам в Стамбуле (Константинополе), но он точно описывает храм, использует архитектурные термины: апсиды, экседры, паруса. Мандельштам восхищается огромным куполом храма (диаметр – 31, 5 м.), который «как на цепи подвешен к небесам».

 Архитекторы объясняют секрет парящего в высоте купола следующим образом. Во-первых, четыре мощных столба, несущие купол, остаются почти незаметными зрителю, так как искусно замаскированы легкими перегородками. Ребристый центральный купол с востока и запада поддерживают две более низкие полусферы, каждая из которых поддерживается еще тремя полусферами, переходящими в полуцилиндрические ниши – «апсиды и экседры». Каскад ниспадающих полусфер «гасит» распор купола и обеспечивает прочность конструкции. Во-вторых, купол окружает лента из 40 окон. Размеры и промежутки между ними рассчитаны таким образом, что солнечный свет, проникая внутрь, словно обрезает купол. В результате создаётся впечатление, особенно яркое в солнечные дни, что купол парит в воздухе.

Мандельштам пишет стихотворение  о соборе, но это не религиозное стихотворение. Поэт хочет показать, что «мудрое сферическое здание» – это результат труда строителей, результат четкого расчета зодчих Анфимия и Исидора, сумевших рассчитать и воплотить конструкцию храма [1]. Стихотворение написано в тот период творчества, когда Мандельштам входил в группу акмеистов, провозглашавших задачей литературы логическую стройность, ясность. Поэзия акмеизма тяготела к созданию трехмерного, предметного, осязаемого мира. Для Мандельштама  творчество поэта равносильно творчеству зодчего, потому что творящий использует тот же метод: он складывает, строить  произведение из отдельных слов (камней). Поэтому первый сборник стихотворений был назван «Камень». В этот сборник входит стихотворение «Notre Dame», посвященное готическому собору.

Готический стиль

Notre Dame стоит на острове Сите, где находилась древняя Лютеция – колония, основанная Римом. Здесь когда-то происходило римское судилище. Это один из первых готических храмов, где удалось преодолеть силой разума тяжесть камня (боковой распор). Чтобы преодолеть боковое давление на стены,  строили их, как правило, очень толстыми. В таких стенах трудно было делать большие окна, поэтому в храме было темно.

В готическом стиле стали использовать крестовый свод: в нем вся тяжесть купола шла по каменным швам (нервюрам). Там, где каменные швы упирались в стены, нужно было укрепление.  С помощью системы контрфорсов и аркбутанов (подпружных арок) удалось укрепить стены. Снаружи они выглядели как ребра рыбьего скелета.

У Мандельштама «крестовый свод» легкий  и одновременно таран, способный «массой  грузной» сокрушить стену. Он подобен Адаму, первому человеку, потому что это первый прорыв человека к божественному, это уникальное  достижение разума. Крестовый свод назван «первым» и «радостным», потому что достигнута неведомая дотоле свобода – освобождение камня от тяжести. Он «дерзкий», потому что кажется нарушением всех физических законов: тонкая стена выдерживает давление огромной массы камня. Свод «играет мышцами», потому что на него падает большая нагрузка, которую он выносит с кажущейся лёгкостью, как бы шутя, но эта видимая легкость достигается путем нечеловеческих усилий: «распластывая нервы». (В сохранившемся варианте первой строфы мотив усилия был подчеркнут: «жилы вытянув и напрягая нервы».)

Мандельштам зашифровал грамотное инженерное решение – «тайный план». Слово «нервы» созвучно названию стрельчатых арок – нервюр; «чудовищные рёбра» - это система аркбутанов и контрфорсов. Мы видим, что в готическом храме многое построено на контрасте («С тростинкой рядом – дуб»), «Египетская мощь» и «христианства робость» заставляют вспомнить об огромных пирамидах, которые строили египтяне, и о христианской идее смирения. Неожиданно христианский страх перед Богом побудил возводить постройки не смиренные и убогие, а могучие, как египетские пирамиды.

Большое количество многосложных слов (8 четырехсложных, 6 пятисложных) уравновешено двух- и трехсложными (19 +18). Обращает на себя внимание обилие «отрицательных» эпитетов (с приставками «не-» и «бес-»). Именно таким отрицанием заряжена и готика, которая кажется нарушением всех физических законов: тонкая стена выдерживает давление огромной массы камня [5].

Стихотворение не просто передаёт чувства от созерцания собора, но и само оказывается построено по законам готической архитектуры.

 

Классический стиль

Классицизм в творчестве О. Мандельштама связан с Петербургом, с воспоминаниями о детстве.  Понять, почему этот архитектурный стиль так привлекал поэта, помогает обращение  к автобиографическому очерку «Шум времени», где поэт вспоминает детские прогулки по Петербургу.  Классицизм был связан с имперским блеском, с представлениями о воинской славе и державном величии.  Эта архитектура привлекала правильностью линий, строгой  организацией, упорядоченностью и рационализмом.  Когда он возвращался домой, то видел «кухонный чад среднемещанской квартиры, с отцовским кабинетом, пропахшим кожами, лайками и опойками, с еврейским деловым разговорами». Этот мир он называл «хаосом иудейства», его он боялся, его старался избегать[4].

В первой книге стихов «Камень» мы встречаем стихотворение «Адмиралтейство», в котором читатель отмечает множество узнаваемых деталей: само здание Адмиралтейства со шпилем, желтым кораблем-символом Петербурга, летние пыльные тополя. Три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) — сходятся к нему лучами [2].

Стихотворение состоит из 4 строф. Первая описывает здание Адмиралтейства, сравнивает его с фрегатом или акрополем; вторая – вводит образ  Петра, основателя города (Петр в переводе с греческого «камень»), а также его преемников; третья – речь о четырех стихиях и их преодолении в творчестве, которое является пятой стихией, созданной человеком; четвертая строфа – перед фрегатом-Адмиралтейством раскрываются всемирные моря вечности. В стихотворении преобладают многосложные слова (25 слов – трехсложных, 15 – четырехсложных, 1 – пятисложное), это замедляет движение стиха, придаёт медитативную интонацию созерцания, размышления. И в то же время количество  многосложных слов уравновешено односложными и двусложными (16+21). «Адмиралтейство» написано шестистопным ямбом, что придает торжественность интонации.  Использована перекрестная рифмовка, что придаёт каждой строке законченность, самостоятельность. Чередуются женские (пластичные) и мужские (энергичные) рифмы, что вносит гармонию, уравновешивает стих. Анализ художественных средств  помогает увидеть строгую организацию стихотворения.

Таким образом, можно говорить, что стихотворение  порождено самой архитектурой классицизма. В тягучих строках предстаёт простор невской дельты, протяжённость парадных ансамблей. Стихотворение само построено и организовано согласно классицизму, для которого  характерны ясность, прямота, простота, сдержанность, спокойствие в эмоциях. Автор дает нам формулу красоты: «…красота – не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра» [3].

 

Поздние стихи

Впоздних стихах  пространство сужается и замыкается (кухня, квартира), архитектура вообще уходит. Город перестаёт вызывать восторг своей красотой, камень перестаёт быть источником жизни. Если в стихотворениях раннего Мандельштама центральный архитектурный образ – это собор, храм, будь то католическая, лютеранская, православная церковь, мечеть, то теперь это квартира, кухня. Это жильё, причём жильё утлое, непрочное («А стены проклятые тонки», «халтурные стены»).  Тонкие стены «ждут гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных». Вместо камня – бумага. Архитектура уже не может скрыть человека за своими стенами.  Появляется чувство страха [5].

Ритм стихотворений становится учащённым, прерывистым; появляются разговорные, бытовые и даже грубо-просторечные слова («видавшие виды манатки», «просятся вон», «как дурак», «халтурные»). Новый, социалистический мир потребовал иного словесного выражения.

Практическая часть

С целью выявить восприятие читателями XXI века стихотворений Осипа Мандельштама был проведён эксперимент. Предлагалось оценить по пятибалльной системе три фрагмента стихотворений о Риме: стихотворение «Рим» Д. С. Мережковского; стихотворение Николая Гумилева «Основатели»; cстихотворение «Природа – тот же Рим…» [3]  Осипа Мандельштама  и мотивировать свою оценку. Авторы и названия произведений  не были представлены.   Участвовало 34 человека (ученики 10 и 11 класса).        

Восприятие первого текста сопровождалось мотивировками: «непонятен», «сложен», «трудно воспринимать», «раздражает», «непонятно, не нравится».  Второй текст – «нормальный», «всё понятно», «доступно», «не напрягает».  Среди мотивировок  оценки третьего текста – «оригинально, но  непонятно», «прекрасно, хотя и непонятно», «впечатляет».

После рассказа об «архитектурных особенностях»  творчества О. Э. Мандельштама была поставлена задача перед участниками эксперимента: определить, какое из трех стихотворений принадлежит Осипу Эмильевичу. Из 34 опрошенных 28 угадали принадлежность. 20 из них признались, что угадать помогло слово «камень» в последней строке («Есть внутренности жертв, чтоб о войне гадать, Рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить»).

Таким образом, отзывы позволили выявить, что поэзия Мандельштама воспринимается современным читателем как оригинальная, красивая. Все же стихотворение было непонятным, требовало культурно-исторического комментария. В стихотворении есть традиционный для поэта образ камня,  уподобление архитектуры природе, идея свободного творчества.

Заключение

Исследование стихотворений О. Мандельштама показало, что свое творчество он сравнивал с творчеством архитектора, который строит храм, преодолевая тяжесть материала. Архитектор и поэт используют один метод, они складывают камни (слова). Как торжественно выглядят описываемые поэтом храмы, так торжественны стихотворения Мандельштама. Отсюда длинные строки, что замедляет чтение. Как зодчий силой разума, «тайного плана» строит здания, так Мандельштам точно просчитывает свои стихотворения, использует противопоставления, подбирает редкие, но точные эпитеты, уравновешивает в стихотворении количество многосложных и кратких слов. Его стих часто называют лапидарным, он похож на древнегреческие и древнеримские надписи. Эта работа, действительно, напоминает труд архитектора. Поэт, создавая свои произведения, борется с «хаосом иудейства», которого боялся с детских лет. Он выводит в стихотворениях формулы красоты: «…красота – не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра», «Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам» [3].  

Таким образом, гипотеза в начале работы подтвердилась, через архитектурные образы поэта мы смогли понять его отношение к творчеству, приоткрыли некоторые особенности его поэтического мастерства.

Стихотворения О. Мандельштама наполнены культурно-историческими ассоциациями, которые требуют комментариев. Поэт рассчитывает, что читатели знают, о чем он идет речь.  Это мешает читательскому восприятию стихотворений,  не хватает знаний, опыта. Проведенный эксперимент показал, что многие старшеклассники оценили мастерство поэта, некоторые даже заинтересовались его творчеством.  Возможно, сбудутся слова Осипа Мандельштама, что его творчество спустя годы найдет своего читателя.

Ссылки на источники

  1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011. – С. 135 – 136.
  2. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011. – С. 99 – 100..
  3. Мандельштам О. Э. Стихотворения. Малое собрание сочинений – СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. – С. 42, 43, 47, 58, 130,159.
  4. Мандельштам О.Э. Шум времени. Малое собрание сочинений. – СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. – С. 473.
  5. Шолпо И.Л. Архитектурные образы как ключ к пониманию поэзии Осипа Мандельштама: 11 класс. – М.: Чистые пруды, 2008. – С. 10 – 17.