Аннотация. Работа проходила в три этапа. Задача первого этапа заключалась в сборе данных о проблематике. Второй этап заключался в проведении самих исследований. Третий этап – анализ результатов, подведение итогов, составление рекомендаций по вопросам улучшения экологического состояния школы. Полученные результаты позволили дать оценку влияния экологических и социальных факторов на здоровье школьников в МБОУ СШ №47.
Ключевые слова: школа, экологическая ситуация, здоровье учащихся, измерения экологической нагрузки.
Увеличение учебной нагрузки, особенно в школах с углублённым изучением предметов, предъявляет повышенные требования к экологической обстановке в школе, которая имеет непосредственное влияние на состояние здоровья учеников (проводящих здесь по 6-7 часов, а иногда и весь день, посещая факультативы и секции) и на эффективность учебного процесса. Поэтому изучение экологических факторов и их влияния на учащихся, их работоспособность и успеваемость, становится необходимым и актуальным.
Была поставлена цель: создание экологического паспорта школы, как максимально полного аналитического документа, по критериям оценки влияния экологических и социальных факторов на обучающихся.
Решались следующие задачи:
1)Изучение литературных источников и информации в сети Интернет.
2)Анкетирование обучающихся школы.
3)Изучение экологической обстановки школы, которое включает исследование чистоты воздуха в районе школы, запылённости воздуха в школьных помещениях, шумового фона, озеленения школы.
4)Изучение влияния школьных экологических факторов на состояние учащихся, включающее исследование общего состояния школьников, влияния факторов внешней среды на утомляемость учеников в учебном процессе, изучение негативного воздействие компьютеров и телевизоров на состояние зрения, питания учащихся в столовой.
5)Составление списка практических мер по улучшению экологической обстановке в МБОУ СШ №47.
Этапы:
Работа проходила в три этапа.
Задача первого этапа заключалась в сборе данных о проблематике.
Второй этап заключался в проведении самих исследований.
Третий этап – анализ результатов, подведение итогов, составление рекомендаций по вопросам улучшения экологического состояния школы.
Для исследовательской работы использовались:
- Ø программа Smart Tools на базе мобильного телефона
- Ø приборы для измерения (на базе географического факультета ТвГУ)
- Ø независимая экспертиза химического состава водопроводной воды (Компания ЭкоМарт)
Полученные результаты позволили дать оценку влияния экологических и социальных факторов на здоровье школьников в МБОУ СШ №47.
Анкетирование помогло выявить социальные факторы влияющие на обучающихся, такими факторами стали: проблема курения, неправильного питания, занятость во внеучебное время. Так же были выявлены следующие экологические факторы: условия расположения школы, транспортные потоки, шумовое загрязнение, ионизирующее изучение, качество водопроводной воды, запыленность воздуха, микроклимат школы, озеленение.
В процессе обработки результатов проводились постоянные консультации со школьными медицинскими работниками, данные исследований сопоставляются со стандартами СЭС. По каждому пункту предложены рекомендации по улучшению (или сохранению) ситуации.
Анализируя факторы влияния на школьников, мы пришли к выводу, что школа располагается на большом расстоянии от транспортных потоков, даже при наличии единственной проезжей части влияние от нее оценивается как незначительное. Благоприятными факторами так же являются: микроклимат школы, озеленение кабинетов и прилежащей территории (огромное видовое разнообразие), небольшая запыленность коридоров и кабинетов. Ионизирующее излучение полностью соответствует норме. Не благоприятно влияющим фактором оказалось шумовой загрязнение (95дБ на переменах в рекреациях начальной школы). Химический анализ воды показал превышение ПДК по содержанию фторидов в 5 раз, что так же требует вмешательства.
В целом анализ социальных и экологических факторов дал возможность дать положительную оценку влияние на здоровье и работоспособность учеников.