Аннотация. В статье рассмотрены вопросы создания программы-тренажера для развития навыков устного счета на уроках и использования ее в работе с обучающимися в урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: информатика, математика, программирование.
Введение
Каждый день информационные технологии все больше внедряются в жизнь человека. Сегодня, даже наиболее древние профессии нуждаются в компьютерных программах и различных IT- технологиях.
Применение и использование ИКТ является наиболее интересным для младших школьников, способствует развитию у учащихся способностей, формированию умений учиться.[3]
Выпускник школы должен быть грамотным в области информатики, математики и других наук. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных вычислительных навыков. Не секрет, что даже выпускники, готовящиеся к сдаче ЕГЭ, не владеют вычислительной культурой. Для ликвидации пробелов, накопления опыта решения элементарных задач учащимися, можно применять различные тренажеры. Тренажер – это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку вычислительных навыков до автоматизма. Использование в обучении программы-тренажера помогает развивать способности учащихся в данном направлении.[4]
В этой работе я хочу продемонстрировать возможность использования языка Паскаль в областях, отличных от информатики. Выбор языка обусловлен простотой его использования и изучением его в базовом курсе информатики в школе.
Гипотеза: использование созданной программы-тренажера повысит навыки устного счета у учащихся.
Цель: создать программу-тренажер для развития навыков устного счета на уроках математики.
Задачи:
- углубленное изучение языка программирования Pascal,
- создание программы на Паскале,
- тестирование и отладка полученной программы,
- апробация программы в работе с учащимися,
- диагностика полученных результатов.
Объектом исследования являются учащиеся начальных классов.
Предмет исследования – развитие навыков устного счета у учащихся с помощью программы-тренажера.
Методыисследования – теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение, моделирование.
Практическая значимость: программа может быть использована в работе с учащимися в урочной и внеурочной деятельности.
База исследования – исследовательская работа проводилась на базе Конзаводской средней общеобразовательной школы. В общей сложности в экспериментальном исследовании приняло участие 76 учащихся из 3-4х классов начальной школы.
Язык программирования Паскаль
Персональный компьютер - это устройство для автоматической обработки информации (данных), которое может выполнять только специальные, присущие ей команды. Чтобы машина сделала что-либо полезное, необходимо задать последовательность команд на том языке, который она понимает. Такая последовательность называется программой.
Язык Pascal, первоначально был создан для обучения программированию как систематической дисциплине, ранее широко использовался для разработки программных средств, использующихся в профессиональном программировании.
С помощью языка Pascal можно создавать любые программы – от программ, предназначенных для решения простейших вычислительных задач до сложных современных систем управления базами данных. На сегодняшний день Pascal практически повсеместно применяется как учебный язык программирования.[6]
Создание программы-тренажера
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В программе, написанной на языке Паскаль, могут быть следующие разделы:
Program // {Заголовок программы}
Uses // {Подключение модулей}
Label // {Раздел объявления меток}
Const // {Раздел объявления констант}
Type // {Раздел объявления новых типов}
Var // {Раздел объявления переменных}
Procedure // {Описание своих процедур}
Function // {Описание своих функций}
Begin // {Начало основной программы}
...;
{Операторы}
...;
End.
Обязательной частью является лишь тело программы, которое начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой. Операторы в Паскале разделяются точкой с запятой. Заголовок программы является хотя и необязательным, но желательным элементом и состоит из зарезервированного слова program и идентификатора - имени программы, за которым следует точка с запятой.[7]
Основы работы с тренажером
Для использования тренажера необходима программа, работающая с языком Pascal, например «Turbo Pascal», «Pascal ABC», «Free Pascal».
Для работы с программой пользователю нужно:
- Создать файл (при первом запуске) на Локальном диске (С:) для записи выходных данных (output.txt);
- Запустить программу, работающую с языком Паскаль;
- Открыть файл тренажера (Меню Файл ® открыть);
- Запустить тренажер (Меню Программа ® выполнить или F9).
После запуска тренажера следуйте инструкциям на экране монитора.
Результаты работы программы отображаются на экране, а также выводятся в файл, что позволяет просматривать их после выхода из тренажера.
Программа генерирует случайные числа, из которых создает примеры для решения пользователем, что обуславливает низкий процент повторений среди полученных примеров.
Применение программы в образовательном процессе
Данная программа может быть полезна учителям начальных классов для развития навыков устного счета на уроках математики.
«Работу по тренажерам можно включать на различных этапах урока:
- во время устного счета (по цепочке);
- при закреплении нового материала;
- при поведении самостоятельной проверочной работы;
- на зачетах;
- при игровых моментах соревновательного характера и т.д.» [4].
Тренажер может быть использован в самостоятельной (индивидуальной или групповой работе) обучающихся в классе или дома:
- учащимися программа может быть использована для тренировки навыков устных вычислений;
- учителем – для организации устного счета в классной и внеклассной работе, самостоятельной работы, индивидуальных занятий;
- родителями – для развития навыков устного счета ребенка.
Программа проста в применении и может быть использована и для учащихся более старшего возраста.
Исследование
Вначале я углубленно изучила язык программирования Pascal и рассмотрела возможность использования программ-тренажеров в образовательном процессе. После этого приступила к созданию программы на Паскале, предназначенной для развития навыков устного счета у учеников младших классов, после чего произвела отладку и тестирование полученного тренажера.
Программа была апробирована на уроках информатики с ноября 2014г. по январь 2015 г. в 3б, 4а и 4б классах. Тренажер запускали два раза: в начале и в конце каждого урока. Тренажер использовали в двух видах:
- программа на знание таблицы умножения;
- программа на сложение и вычитание в пределах 100.
Для подтверждения или опровержения поставленной гипотезы были обработаны данные, полученные в процессе работы программы. Результаты представлены в Таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Результаты использования программы на знание таблицы умножения
Показатели |
3Б |
4А |
4Б |
|||
ноябрь 2014г. |
январь 2015г. |
ноябрь 2014г. |
январь 2015г. |
ноябрь 2014г. |
январь 2015г. |
|
Затраченное время, с |
18,7 |
21,8 |
17,8 |
17 |
14 |
14,6 |
Количество ошибок |
13 |
5 |
16 |
4 |
4 |
0 |
Таблица 2
Результаты использования программы на сложение и вычитание в пределах 100
Показатели |
3Б |
4А |
4Б |
|||
ноябрь 2014г. |
январь 2015г. |
ноябрь 2014г. |
январь 2015г. |
ноябрь 2014г. |
январь 2015г. |
|
Затраченное время |
41,3 |
41,6 |
28,9 |
28,6 |
29,5 |
36 |
Количество ошибок |
35 |
20 |
28 |
16 |
11 |
6 |
Заключение
В процессе работы над созданием программы язык программирования Pascal был более глубоко изучен и понят. Полученные данные использования программы в учебной деятельности показывают, что моя гипотеза верна: использование созданной программы-тренажера повышает уровень развития навыков устного счета у учащихся.
Так как процент выполнения заданий возрос на 6,2%, а время, затраченное на выполнение, снизилось на 14% при использовании программы на знание таблицы умножения.
Процент выполнения заданий возрос на 8,3%, и время, затраченное на выполнение, снизилось на 20% при использовании программы при использовании программы на сложение и вычитание в пределах 100.
Были разработаны рекомендации для учителей об использовании данной программы для организации устного счета в классной и внеклассной работе, самостоятельной работы, индивидуальных занятий.
Практическая значимость: созданная программа может быть использована в работе с учащимися в урочной и внеурочной деятельности.
Ссылки на источники
- Turbo Pascal для студентов и школьников / Г.Г. Репаков, С.Ю. Ржеуцкая. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011Информатика и ИКТ / И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер. Москва: БИНОМ, 2009
- Зачем изучать информатику в школе? – URL: http://uralcons.org/uchashhimsya/zachem-izuchat-informatiku-v-shkole.html
- Использование тренажеров на уроках математики – URL: http://area7.ru/metodic-material.php?5425
- Алгоритмический язык Паскаль – URL: http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65635b2ac78b4d53a88521216c27_0.html
- О Паскале – URL: http://www.maksakov-sa.ru/Pascal/O_Pascale/index.html
- Структура программы на языке Паскаль – URL: http://exinform09.narod.ru/otveti/28.html
- Язык Pascal. Программирование для начинающих – URL: http://pas1.ru/
- Форум программистов и сисадминов – URL: http://www.cyberforum.ru/
- 10. Паскаль – URL: http://www.pascal.helpov.net/