Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения интереса обучаемых к математике средствами искусства. Авторы предлагают изучить взаимосвязь математики и искусства на примере опыта работы обучаещегося моделью и изучения работы парикмахера-модельера, который для создания образа должен учитывать законы композиции, которые опираются на понятия математики, изучать образы, запечатленные художниками.
Ключевые слова: проектная деятельность, синусоида, циклоида, эвольвента, живопись, линии на картинах А.Матисса, парикмахерское искусство.
Иногда жизнь предоставляет нам неожиданные возможности, о которых мы никогда не знали и не задумывались. Так, летом 2014 года мне предложили поработать «моделью» на кафедре «Дизайн прически» в СПбГУСЭ. Оказалось, быть моделью очень сложно. Мне пришлось сидеть в кресле парикмахера 5 часов. А макияж мне делали 3 часа, и он был очень экстравагантный. В таком виде мне пришлось ехать в метро, и все на меня оглядывались.
Когда я был моделью, я узнал, что для создания интересного образа нужно изучить историю парикмахерского дела. А также в результате изучения специальной литературы мне стало известно, что математика и парикмахерское искусство неразрывно связаны друг с другом.
Линии и формы на картинах художников показались мне похожими на графики некоторых математических функций, которые мы строили на уроках математики, и я решил узнать, по каким законам можно построить сложные кривые.
Как оказалось, основные понятия математики используются и в искусстве. Нужно знать и понимать понятия прямой, ломаной линии, кривой, понятия фигур и т.д.
Решение практических задач по формированию сложных технических контуров наталкивается на такую проблему, как невозможность представления всего контура единственной кривой. Это и породило необходимость конструирования составных кривых (кривых, сформированных из дуг простых). В технике такие кривые получили название обводов, в математике они более известны как сплайны (spline). Наиболее простой вариант построения составной кривой — из дуг окружностей. Более сложные кривые называются лекальными кривыми и носят свои индивидуальные названия: синусоида, циклоида, эвольвента.
Я узнал, что для создания интересного образа нужно изучить историю парикмахерского дела, для чего необходимо прочитать очень много книг по математике, парикмахерскому искусству, а черпать идеи по созданию образа можно при изучении литературы по искусству.
Интересующие нас линии мы очень часто видим на картинах художников. Линия выявляет не только границы форм, но и чувства, переживания художника. Так, сильнейшие впечатления я получил от картин А.Матисса: все его картины очень яркие, сочные, цвет преобладает над рисунком, основное содержание картин выявляется за счет цвета.
А монументальное полотно «Танец», которое считается одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса, хотя фигуры были нарисованы только зелёным, синим и красным цветом, убедило меня, что яркие образы могут быть созданы всего тремя красками, что подтвердило мое мнение о важности линий, формы и цвета, возникшее, когда я был моделью и представлял футуристический образ на конкурсе причесок.
Меня поразил жизненный путь А. Матисса: ему пришлось преодолеть большие трудности в молодости (пойти против воли отца, чтобы стать художником), в дальнейшем не хватало денег содержание детей, на холсты и краски для картин, в мире искусства фовизм – художественное направление, которое «продвигал» своим творчеством Матисс - очень долго не признавали, а он продолжал рисовать, изучать не только европейские формы живописи, но и скульптуру Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японскую ксилографию, арабское декоративное искусство, творчески перерабатывать полученные знания. Меня поразило его стремление к жизни и желание работать - художник даже после инфаркта, за день до смерти, 3 ноября 1954 года, попросил карандаш и сделал три портретных наброска.
В результате исследования я сделал ряд выводов: прическа, как и костюм, является произведением искусства. При смене художественных стилей направлений в искусстве меняют вид и формы причесок.
Различные элементы и детали прически создают разнообразные линии. Например, прямая линия пробора, контура, окантовки челки или низа затылка создает в прическе впечатление строгости и четкости. И наоборот, такие элементы причесок, как локоны, волны, завитки, создают в прическе ломаные линии и придают ей легкость, мягкость, кокетство. Характер линий внутри силуэтной формы модели, их направленность способствуют выразительности композиции.
Таким образом, современность характеризуется огромным количеством существующих популярных причесок, в то же время в этом многообразии прослеживаются четкие тенденции, которые влияют на формирование образа и выбор компонентов композиции - линии и формы. Кроме того, парикмахер-модельер должен глубоко изучать творчество художников, основы композиции и принципы сочетания составляющих ее компонентов, чтобы создавать гармоничные, целостные образы.
Данная работа имеет практическое значение – такие образы можно создавать в парикмахерских салонах. Делать людей красивыми – это замечательно. Это значит - создавать красоту своими руками, прививать вкус людям.
Список цитируемой литературы
- И.Иттен Искусство формы.- М.: Издатель Д.Миронов, 2001
- Устин В.Б. Учебник дизайна, композиция, методика, практика/ В.Б. Устин.- М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Сидоренко В.И История стилей в искусстве и костюме Ростов-на-Дону, Феникс ,2004 .
- Теория парикмахерского дела [http://parikmahersni.ucoz.ru]. Режим доступа: http://parikmahersni.ucoz.ru/load/pricheska/principy_modelirovanija_pricheski/29-1-0-169
- Анри Матисс [http://art-assorty.ru] Режим доступа: http://art-assorty.ru/1673-anri-matiss-kartiny.html Дата обращения: 10.10.2014
- Henri Matisse [ http://anrimatiss.ru/] Режим доступа: http://anrimatiss.ru/ Дата обращения: 15.10.2014