Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлены определение и доказательства гипотезы о повышения эффективности усвоения учебного материала за счет использования дополнительной литературы по школьным предметам. Авторы предлагают свой список книг по основным дисциплинам.
Ключевые слова: книга, дополнительная литература, эффективность обучения.

Мы очень любим читать. На уроках мы стали часто замечать, что многое  из того, что мы проходим в школе, нам уже знакомо, мы узнали это из книг. Например, о правилах сокращения дробей мы узнали из книги В.Агафонова и О.Соболевой «Сказки страны Математики. Приключение Великого Нуля», а свойства деепричастия из книги Татьяны Рик «Как дела, Деепричастие?». Много описаний различных морей и материков можно найти в приключенческих книгах, таких как серия А.Шклярского с рассказами о Томеке. Нас заинтересовало – как можно школьникам использовать книги для более успешного освоения школьной программы, для повышения заинтересованности.

Все книги можно разделить на группы. Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению. Книги можно подразделить по жанрам: комедия, драма, детектив, поэзия и т.д. Принято выделять следующие виды книг [2]:

  • Художественная литература;
  • Научная и научно-популярная;
  • Справочная - литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы: словари, справочники, энциклопедии;
  • Учебная – учебники и сборники задач и упражнений;
  • Техническая.

Именно эту классификацию мы и будем использовать при опросе учителей. Цель проведенного  опроса – изучить мнение учителей нашей школы и их опыт по использованию дополнительной литературы при обучении школьников своим предметам. Всего было опрошено 27 человек. Данные о респондентах и результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Число опрошенных учителей с разделением по преподаваемым предметам

Учителя, преподающие предметы

Всего, чел.

Считают, что при изучении их предмета нет необходимости в дополнительной литературе

математического цикла

6

2

гуманитарного цикла

10

1

иностранный язык

1

 

эстетического цикла

1

 

естественно-научного цикла

3

 

начальной школы

6

 

Только трое опрошенных из 27 (11%) считают, что их предмет можно хорошо выучить без использования дополнительной литературы. Все остальные – рекомендуют использовать при подготовке к урокам следующие виды литературных источников:

Таблица 2.

Рекомендованные учителями нашей школы книги по жанрам

Учителя, преподающие предметы

Рекомендованные жанры литературы

Художест-венная

Науч-ная

Техни-ческая

Справо-чная

Учеб-ная

Дру-гое

математического цикла

2

3

1

5

4

 

гуманитарного цикла

9

7

 

8

3

3

иностранный язык

1

1

 

1

   

эстетического цикла

     

1

   

естественно-научного цикла

3

   

3

2

 

начальной школы

6

3

 

2

2

 

У педагогов математического цикла дисциплин (математика, алгебра, геометрия, информатика) наиболее востребованы справочная (ее рекомендуют 5 из 6 опрошенных учителей, что составляет 83,3%), учебная и научная литература. У учителей гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, обществознание) в числе рекомендованных оказались художественная литература (90% признали ее необходимость), справочная и научная. Все учителя начальной школы готовы рекомендовать книги художественной литературы, и каждый второй – научную или научно-популярную литературу. Все опрошенные учителя предметов естественно-научного цикла рекомендуют художественную и справочную литературу.

Лидерами при рекомендации являются художественная и справочная литература (30% и 29% соответственно).

Что показательно, 4 респондента (14,8%) не смогли конкретизировать книги, которые они рекомендуют, поставив прочерк при ответе на данный вопрос. Пять респондентов (18,5% от числа опрошенных) указали на необходимость читать как можно больше, написав в анкете «Как можно больше», «художественную  литературу (их  много)», «Назвать одну книгу невозможно! Их много! Надо  читать каждый день по книге!», «Разные книги, читать нужно каждый день, чем больше, тем лучше», «ограничиваться одной книгой нельзя». В основном это представители гуманитарного цикла и педагоги начальной школы. Только один респондент представил развернутый список, разделенный по классам обучения – судя по предлагаемым книгам, это был учитель истории. 

 

Рисунок 1. Структура рекомендованной литературы

Все остальные рекомендации представлены в таблице 3:

Таблица 3.

Рекомендации учителей нашей школы

Учителя, преподающие предметы

Рекомендованные книги

математического цикла

Энциклопедия «Что, как и почему», А.Грин «Алые  паруса», Айзек Азимов «Я  робот», справочник по математике, энциклопедия персонального компьютера, справочник по информатике и математике .

гуманитарного цикла

Э.Цюрупа «Умеешь  ли  ты  читать», «Маленький  принц» А.Экзюпери, «История  неандертальского мальчика» - для 5 класса, для 6-7 классов. А. Толстой «Князь  серебряный», для 8-9 класса  - Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»,  для 9-11 классов «Война  и  мир», «Севастопольские  рассказы», «Тихий  Дон», «Поднятая  целина», книги И.В. Липсица  по экономике для детей, «Чучело»  Железнякова, «Идиот»Достоевского

иностранный язык

Книги  о  путешествиях  и  путешественниках

эстетического цикла

Книги о жизни и творчестве художников России и зарубежья

естественно-научного цикла

Географические  энциклопедии

Иностранный язык

Грамматические справочники, Галицинский «Грамматика. справочные материалы»

начальной школы

словари по русскому языку разной  направленности, книги  по  внеклассному  чтению

Таким образом, обработанные данные опроса показали, что большинство учителей считают необходимым использование дополнительной литературы при изучении своих предметов. Исходя из предложенных книг, рекомендованных жанров и собственного опыта, мы составили списки книг по различным школьным предметам, изучаемым в 5 классе. Наши рекомендации представлены в таблице 4. Мы решили не выделять справочные и учебные материалы, а предложить для прочтения одноклассникам и ученикам других школ книги, относящиеся к художественной литературе, причем те, которые были прочитаны нами и показались нам интересными.

Таблица 4.

Наши рекомендации по школьным предметам, изучаемым в 5 классе

Школьная дисциплина

Рекомендуемые книги

Математика

Лёвшин Владимир Артурович

  • Три дня в Карликании
  • Чёрная маска из Аль-Джебры
  • Магистр рассеянных наук
  • Искатели необычайных автографов, или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков
  • Нулик-мореход
  • Стол находок утерянных чисел
  • В лабиринте чисел: Путешествие от А до Я со всеми остановками

Соболева Ольга, Агафонов Василий «Сказки страны Математики. Приключения Великого Нуля»

Гендельштейн Лев «Алиса в Стране Математики»

Русский язык и литература

Соболева Ольга, Агафонов Василий, Агафонова Ольга «Правил легче нет на свете! Орфографические фантазии»

Агафонов Василий «Неправильные правила»

Рик Татьяна

  • Здравствуйте, Имя Существительное!
  • Здравствуй, дядюшка Глагол!
  • Как дела, Деепричастие?

Воскобойников В. «Жизнь замечательных детей»

Усачев А. «Великий могучий русский язык»

История

Рубинштейн Ревекка

  • Глиняный конверт
  • За что Ксеркс высек море

Мороз В.В. «Чудеса древнего мира»

«Египтология»

Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции»

«История  неандертальского мальчика»

Тим Кук «Как изменить историю с помощью мотка веревки»

Информатика

Айзек Азимов «Я  робот»

Илья Стогов «Как компьютеры мир завоевали»

Природоведение

Гин А., Кавтрев А. Объяснить необъяснимое (их серии «Библиотека МИР 2.0»

Хокинг Стивен  и Люси

  • Джордж и тайны Вселенной
  • Джордж и сокровища Вселенной
  • Джордж и Большой взрыв

Английский язык

«Страна чудес. Викторианская Англия»

Основы безопасности жизнедеятельности

Петрановская Людмила «Что делать, если…» (часть 1 и 2)

Экономика

И.В. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика»

Бодо Шефер «Пес по имени Мани или Азбука денег»

Большинство наших учителей считает целесообразным использование дополнительных литературных источников, в том числе художественной литературы, в образовательном процессе. Нас же заинтересовал вопрос – а на сколько это эффективно, увеличивает ли использование дополнительной литературы результативность обучения. Кроме того, для того, чтобы заинтересовать одноклассников чтением, им надо предоставить доказательства того, книги позволяют лучше усваивать знания, и, как следствие, получать более высокие оценки.

  • Цель исследования – показать одноклассникам, что дополнительная литература позволяет лучше усваивать учебные материалы (в частности, по русскому языку);
  • Гипотеза исследования – «художественный текст помогает лучше выучить словарные слова»;
  • Метод исследования – эксперимент;
  • Участники – 20 учеников 5 класса;
  • Предмет эксперимента – 20 словарных слов, представленных в виде презентации за 1 день до словарного диктанта. Причем, 10 из них – проиллюстрированы стихами из книги В. Агафонова «Неправильные правила»[1].

Примеры слайдов презентации представлены на рисунке 2

 

Рисунок 2. Пример слайдов из презентации, подготовленной для подготовки к словарному диктанту

Число ошибок, сделанных учениками, представлено на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Количество ошибок, сделанных в словарном диктанте

 

Рисунок 4. Соотношение числа ошибок

  По результатам проведенного словарного диктанта можно сделать следующие выводы:

  • 9 человек вообще не сделали ни одной ошибки;
  • 8 человек сделали ошибки в словах, которые не были проиллюстрированы стихами;
  • 6 человек сделали ошибки в словах, которые были проиллюстрированы стихами на слайдах презентации;
  • В словах обеих групп сделали ошибки 3 человека;
  • Всего с ошибками было написано 24 слова (14 – из тех, что просто были показаны, 10 – из подкрепленных стихотворными текстами). То есть число ошибок в словах, при изучении которых не использовались дополнительные литературные средства, выше на 40%;

Таким образом, можно увидеть, что использование литературного текста при подготовке к словарному диктанту показало свою эффективность. Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу о том, что художественная форма подачи информации (которая является особенностью художественной литературы) помогает лучше усваивать информацию. В частности – снижает число ошибок при написании словарного диктанта.

Изученный материал, проведенный эксперимент и мнение учителей показывают, что дополнительные книги разных жанров играют огромную роль в школьном образовании. Нам кажется, что необходимо более активно использовать дополнительную литературу разных жанров и видов при изучении школьных предметов.

Ссылки на источники

  1. Агафонов В. Неправильные правила. – М.: издательство «Ювента», 2007. – 64 с.
  2. Литература URL: http://www.rudata.ru/wiki [дата обращения 14.04.2015]