Полный текст статьи
Печать

Ощущать себя наследником прошлого, значит
осознавать свою ответственность перед будущим.
Д. С.  Лихачев

 Происходящие изменения в современном российском обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. В связи с этим, проблемы гражданско-патриотического воспитания и формирования российской гражданской идентичности личности подростка одни из актуальных на  этапе модернизации современного российского образования. Ощущая себя полноправными участниками (субъектами) данного процесса, нас - подростков не может сегодня не волновать каким будет наше общество, какие идеалы и ценности станут во главу угла. Сегодня я – ученица 7 «А» класса МБОУ «Центр образования № 19» г. Тулы.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у меня –  «сетевого» ребенка XXI века сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, а образы родственников - участников ВОВ в полной мере смогли стать для меня примерами для подражания, несущими в себе ценностные смыслы (добро, честь, человеколюбие, сопереживание и многое другое).

 В свою очередь, взаимодействие с родителями и бабушкой, в рамках реализации целого ряда проектов, по моему мнению, способствовало приобщению меня к семейным ценностям, сохранению межпоколенных семейных связей, а ведь нам сегодня так не хватает простого человеческого общения (разговоров «о  жизни»).

Подростковый возраст – важнейший период становления личности. На уроках обществознания мы обсуждаем целый ряд проблем подросткового возраста, риски и вызовы современного общества, особенности межличностных отношений.  В этой связи, трудно переоценить целенаправленную работу наших наставников - педагогов по воспитанию чувств гражданственности и патриотизма, как составляющей российской гражданской идентичности личности. Поэтому, важно и необходимо именно в этом возрасте пробуждать основы гражданственности, которые станут опорой дальнейшего становления человека как гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, традициям и достижениям.

Особую роль в современной школе (наш Центр образования не является исключением) играет процесс «погружения» ребят-подростков в проектно-исследовательскую деятельность. На мой взгляд, участие в проектах позволяет нам не только расширять свои знания, но активно включаться в разновозрастное общение и  успешно реализоваться в разных областях.

На одном из таких проектов  «Солдат великой Победы» мне бы хотелось остановить внимание. 

Нами была определена цель проекта: формирование у подростков активной гражданской позиции, развитие интереса к истории Родины и традициям своей семьи. В рамках реализации проекта мы ставили следующие задачи:

    • изучить степень информированности учащихся 7 «А» класса о Великой отечественной войне, с этой целью были разработана анкета, представленная в Приложении к проекту.
    • активизировать и актуализировать знания подростков о Второй мировой войне,
    • разработать материалы выступлений для классного часа «Он сражался за Родину» и дискуссии «Наш современник: гражданин или обыватель»,
    • создать тематическую брошюру «Ордена и медали ВОВ» и  фотоколлаж «Парад Победы 1945 года».

Работа над данным проектом проходила в три этапа.

Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа - определение темы, уточнение цели, определение источников информации.        

ü  Собрать материал «Листая семейный альбом».  

ü  Беседы с родителями, бабушкой и дедушкой.                                  

ü  Отобрать из семейных фотоальбомов  фотографии военных лет.

ü  Работа со справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.   

Этап 2. Разработка проекта.

Задачи этапа – сбор и уточнение информации

ü  Подготовить материал об  орденах  и медалях ВО войны.        

ü  Работа с консультантом и руководителем проекта.

ü  Подготовить сообщения  «Он сражался за Родину», выступить на классном часе.

ü   Беседы с родственниками.      

ü  Создать словарик.

ü  Подготовить презентацию  «Солдат Великой Победы» и текст доклада для защиты проекта.

         Этап 3. Защита проекта.

Защита проекта: доклад с презентацией.

 Я родилась в счастливое, мирное время, но много слышала о Великой Отечественной войне, ведь она не обошла стороной мою семью. Листая семейный альбом, я люблю рассматривать старые фотографии. На многих из них – мой прадедушка Новиков Виктор Михайлович (1924 года рождения, уроженец с. Замятино Киреевского района) - кавалер ордена Красной звезды и  двух орденов Отечественной войны, Ветеран труда. Во время войны мой дедушка был старше меня сегодняшней всего на пять лет.  В 1942  он ушел на фронт.

Рассматривая портрет Виктора Михайловича (он висит в доме  моей бабушки на самом видном месте), я каждый раз поражаюсь его лучезарной улыбке, которую, не смотря ни на что, он пронес (по рассказам моей мамы) через всю свою нелегкую жизнь. На груди солдата Победы ордена и медали.

Я заинтересовалась вопросом: За какие заслуги перед Родиной человек может получить эти награды? Уточняла эту информацию в энциклопедиях, справочниках,  Интернет-ресурсах.  В частности, мой прадед награжден Орденом Отечественной войны за уничтожение огневых средств противника,  обеспечив успешные действия наших войск. Во время войны он был командиром артиллерийского орудия.

На груди у моего прадеда есть орден Красной Звезды -  один из первых советских орденов. В ходе работы над проектом я изготовила макет Ордена Красной Звезды, а на оборотной стороне для ребят своего класса подготовила небольшой словарик военных терминов.

В  апреле 1945 года в составе 3 Белорусского фронта мой прадед участвовал  в Кёнигсбергской операции, в результате которой наши войска овладели крепостью и городом Кёнигсберг, за проявленный в бою героизм мой прадед получил медаль «За взятие Кёнигсберга».

Для меня в свое время  стало открытием, что мой прадедушка Новиков Виктор был участником Парада победы 24 июня 1945 года.

 

Блестят на солнце ордена,

Звенят торжественно медали,

Гордится ими вся страна,

Они свободу отстояли.

 

Эти строки из стихотворения Анатолия Болутенко замечательно подходят к фотографии, на которой мой прадедушка и его однополчанин после завершения Парада Победы (вечером 24 июня 1945 года).

Вместе с одноклассниками  и моим классным руководителем мы посмотрели документальный фильм «Парад победы» (созданный в 1945 году режиссером Н. В. Соловьевым). Фильм произвел на нас большое впечатление. Этот документальный фильм стал одним из первых цветных кинофильмов, снятых в Советском Союзе.

В этом параде приняло участие  40 тысяч  военнослужащих и тысячи единиц военной техники. В общей сложности, прохождение боевой техники по Красной площади заняло 50 минут! Парад победы 1945 года стал самым длительным парадом в столице. Мой прадедушка шел в колонне  3-го Белорусского полка.

Вглядываясь в лица, смотрящих на нас с экрана молодых солдат и офицеров, прошедших ад военных лихолетий  я вспоминала слова, которые мне про прадеда рассказывала мама. Он как - то произнес слова своего однополчанина 19-летнего  деревенского паренька из Рязанской области: « Я буду драться с немцами пока бьется  сердце. Я буду драться за нашу землю, презирая смерть!».  Мой прадед не любил рассказывать о войне и не смотрел кинофильмы, созданные о ней, слишком много товарищей и близких он потерял. Но, не смотря ни на что, он действительно «презирал смерть».

Вот уже 18  лет моего прадедушки нет в живых, но наша семья помнит о нем. Невозможно забыть людей которые, не жалея своих сил, здоровья и жизни освобождали нашу страну от фашизма. 

Мой прадедушка Новиков Виктор Михайлович был сначала  разведчиком, потом стал  командиром артиллерийского орудия. У прадедушки  есть даже медаль "За отвагу".

Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени Вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной

Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью,
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется,
И никогда не оборвется 
Веков связующая нить.

                                                                               Г. Кабаев

Человек, прошедший войну, героически сражавшийся за свободу  своей страны может быть героем и в мирное время. Мой прадедушка был ветеран труда, передовик производства, награжден медалью «За доблестный труд».

В нашей семье есть много традиций и одна из их  - ежегодное посещение 9 мая Кургана Славы в г. Богородицке Тульской области. Мы возлагаем цветы к вечному огню, поздравляем ветеранов, пробуем солдатскую кашу, приготовленную в полевых условиях, вспоминаем наших родственников участников войны.

В ходе работы над проектом я обнаружила интернет-сервис с Проектом «Солдаты Победы. Народный архив. Хранить вечно»,  созданный при участии Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Интернет-сервис «Солдаты Победы» предлагает любому участнику проекта на добровольной основе создать собственную страницу об участии его родственников в Великой Отечественной войне и разместить на ней те материалы (фотографии, документы, истории, комментарии, видеоматериалы и т.д.), которые он считает нужными. Я откликнулась на данный призыв и создала собственную страничку о прадеде Новикове Викторе Михайловиче. Таким образом, я присоединилась к сообществу  неравнодушных к собственной истории, к истории своей семьи. А документы и фотографии периода Великой Отечественной войны не будут утеряны безвозвратно. Предлагаю присоединиться к этому проекту и вам, дорогие друзья.

В ходе проектной деятельности мы часто задаем себе вопрос: что дает нам работа над проектом? На мой взгляд, в данном проекте самое главное для меня оказалось то, что  я ощутила  причастность моей семьи  к истории Великой страны – России и уверена – мы не должны  забывать, какой ценой была достигнута  Победа.

Мои одноклассники все без исключения на один из вопросов, предложенной им анкеты ответили:  «Нам надо брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны». А для этого нужно обращаться к книгам, архивным материалам и самое главное, на наш взгляд, к «живым историям» ветеранов, той далекой для нас сегодняшних семиклашек войны.

Солдат Великой Победы подарил всему миру будущее. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Что можем мы - современные подростки сделать для них! Помнить! В. Г. Белинскому принадлежат такие слова «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».

Я вполне уверена, что для наших прадедов было бы отрадным, если бы они увидели проявление нашей активной гражданской позиции – приносить  пользу людям, проявление инициативы,  наше участие в различного рода акция и социальных проектах, направленных на преобразование нашего замечательного Тульского края.

Теперь я точно знаю -  семья, как маленькая часть большой страны сильна любовью, уважением к традициями и семейными реликвиями. Среди них – наш семейный альбом, ордена и медали моего прадедушки и орден Трудовой Славы моей бабушки (Шарниной Антонины Викторовны, учителя истории и обществознания МБОУ СО№ 4 г. Борогодицка Тульской области).

 Я горжусь своими родственниками и хочу быть достойной их.

 Ссылки на источники

  1. Балязин В.Н., Кузнецов А.А., Соболева Н.А. Символы и награды Российской державы. М.; ОЛМА – ПРЕСС, 2006. – 137с.
  2. Награды Великой Отечественной / автор – составитель В.А.Дурова, – М.; «Русская книга, 1993. -  272с.
  3. И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А.Соболева Государственная символика России. – М.; ЦНСО, 2003. Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Жилина П.А. М., 1979 г.  – 184с.
  4. Тарас Д. А. Боевые награды СССР и Германии  Второй мировой войны. М., 2001. – 263с.
  5. Халин К.Е. Ордена и медали России.- М.; ООО «Дом славянской книги», 2003. – 568с.
  6. Советская военная энциклопедия (Т.2, Т.5).
  7. Большая советская энциклопедия (Т.15).
  8. Интернет-портал "Награды Великой Отечественной" сайта http://gym6.narod.ru