Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Изучено влияние особенностей восприятия индивидуальной минуты на функциональное состояние сердечнососудистой системы у подростков гимназии №39г.Орла. Анализ результатов выявил тенденцию к различию между обследуемыми: у школьников с нормальной индивидуальной минутой функциональные возможности более ослаблены по сравнению с другими группами, что объясняет более экономичное расходование резервов сердечнососудистой системы.
Ключевые слова: индивидуальная минута, сердечнососудистая система, учащиеся, вегетативная регуляция, гимназия, артериальное давление, частота сердечных сокращений.

Введение. В настоящее время внимание ученых привлекает проблема адаптации учащихся к обучению в школе, поскольку школьный возраст, с точки зрения биологического, социального и психического благополучия, является критическим. Особый интерес представляет изучение влияния индивидуальных психофизиологических особенностей на процессы, связанные с подержанием здоровья обучающихся.

Одной из важнейших индивидуальных психофизиологических особенностей личности является восприятие времени, выражающееся в особенностях восприятия индивидуальной минуты. Индивидуальная минута отражает психофизиологическое состояние организма. Согласно современным представлениям у относительно здоровых людей особенность восприятия индивидуальной минуты является стойким показателем, который характеризует адаптационные возможности организма человека, его ориентацию в окружающем мире и эндогенную организацию времени.

Целью данной работы является выявление зависимости между типом восприятия индивидуальной минуты и состоянием сердечнососудистой  системы учащихся.

Объект исследования – состояние сердечнососудистой системы школьников.

Предмет исследования – влияние особенностей восприятия индивидуальной минуты на состояние сердечнососудистой системы школьников.

В соответствии с целью, задачами нашего исследования являются следующие:

  1. Изучить теоретические аспекты влияния индивидуальных психофизиологических особенностей на состояние сердечнососудистой системы;
  2. Изучить распределение школьников по времени восприятия индивидуальной минутой;
  3. Оценить основные и интегральные гемодинамические показатели учащихся с учетом типа восприятия индивидуальной минуты.

Известно, что школьники в процессе учебной деятельности подвергаются значительным нервным перегрузкам, что в свою очередь обуславливает омоложение ряда заболеваний, в частности сердечнососудистой, нервной, дыхательной и других систем. Следовательно, необходима перестройка и напряжение компенсаторно-адаптационных механизмов. Адаптационная деятельность организма обеспечивает его выживание и эволюционное развитие, а также его повседневное приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды. Социальным критерием успешности адаптации школьников к учебным нагрузкам является успеваемость, а биологическим – показатель и уровень здоровья.

В обследовании приняли участие 50 учащихся 8 классов (31 девочка и 19 мальчиков)в возрасте 14-15 лет. Эмпирическое исследование проводилось в начале учебного года.

В рамках исследования школьников в соответствии с задачами был использован комплекс методов, для того чтобы дать оценку сердечнососудистой системы в соответствии с индивидуальной минутой каждого школьника. Таким образом, были использованы следующие методики: определение индивидуальной минуты, определение ЧСС, измерение артериального давления (систолического и диастолического) с использованием тонометра, подсчет коэффициентов, характеризующих сердечнососудистую систему: индекс Кердо, коэффициент выносливости, коэффициент экономичности кровообращения.

Определение индивидуальной минуты проводили по методу Халберга: по команде студент про себя начинает отсчитывать секунды от 1 до 60, одновременно с этим включаем секундомер и выключаем на отметке 1 минута – истинное время. Результат фиксируем. При этом лица, имеющие высокую способность к адаптации, индивидуальная минута превышает истинную; 47,0 – 46,2 с. – индивидуальная минута лиц, имеющих невысокую способность к адаптации; 62,9 – 69,71 с. – индивидуальная минута хорошо адаптирующихся людей.

Измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления проводили с использованием тонометра фирмы «Omron» в состоянии покоя.

На основании полученных данных о ЧСС и артериальном давлении (САД и ДАД) проводили расчет интегральных гемодинамических показателей:

Вегетативный индекс Кердо (ВИК) рассчитывается по следующей формуле: ВИК = (1-   ) * 100, где ДАД – диастолическое давление, ЧСС – частота сердечных сокращений. При этом ВИК от -15 до +15 – эйтония или полное вегетативное равновесие, ВИК болеше +15 – симпатикотония (преобладают симпатические влияния), ВИК меньше -15 – ваготония (повышен парасимпатические тонус).

Коэффициент выносливости (КВ) – показывает функциональное состояние сердечнососудистой системы. Для расчета данного показателя необходимо использовать формулу Кваса: КВ = . Увеличение значения данного показателя свидетельствует об ослаблении функциональных возможностей сердечнососудистой системы, а уменьшение – об увеличении.

Коэффициент экономичности кровообращения (КЭК) – данный показатель характеризует передвижение крови в сосудистом русле. Рассчитывается по следующей формуле: КЭК = (САД – ДАД)*ЧСС. В норме КЭК = 2600. Чем больше значение данного показателя, тем экономичнее происходит расходование резервов ССС, но это может свидетельствовать об утомлении.

На основании полученных результатов мы распределили студентов по времени восприятия индивидуальной минуты на 3 группы:

школьники с укороченной индивидуальной минутой: ИМ < 60;

школьники с нормальной индивидуальной минутой: ИМ = 60;

школьники с удлиненной индивидуальной минутой: ИМ > 60.

Результаты представлены на рисунке №1:

Рисунок №1

Процентное распределение школьников по времени восприятия индивидуальной минуты, % 

 Как видно из рисунка №1 большую долю обследуемых школьников составляют учащиеся с укороченной индивидуальной минутой, а именно 78 %. Чуть меньше группа с удлиненной индивидуальной минутой – 16%. Наименьшую группу составляют школьники с нормальной индивидуальной минутой – 6 %.

Согласно литературным данным учащиеся с нормальной индивидуальной минутой обладают способностью к хорошей адаптации к физическим и психическим нагрузкам. Удлинение индивидуальной минуты свидетельствует о преобладании тормозных процессов, а также сопровождается понижением температуры тела. Укорачивание индивидуальной минуты может свидетельствовать о депрессивном состоянии, эмоциональном перенапряжении, повышенной тревожности, а также о наличие тяжелого заболевания. Лица, у которых время восприятия индивидуальной минуты откланяется от нормального в сторону повышения или понижения обладают плохой адаптацией к различным нагрузкам.

Рассмотрим отдельно преобладающие группы. Более наглядно полученное сравнение отражено в таблице №1:

Таблица №1

Сравнительная оценка средних значений индивидуальной минуты для учащихся с укороченной и удлиненной индивидуальной минутой

ИМ < 60, с

ИМ > 60, с

Критерий Стьюдента

35,9 ± 1,6

70,1 ± 2,1

-12,8

Как видно из таблицы №1 школьники с укороченной индивидуальной минутой имеют среднюю продолжительность индивидуальной минуты равную 35,9 ± 1,6 секундам. У учащихся с удлиненной индивидуальной минутой средняя продолжительность индивидуальной минуты составляет 70,1 ± 2,1секунды. В целом, анализируя полученные нами результаты распределения учеников по времени восприятия индивидуальной минуты можно отметить явное преобладание двух групп: школьников с укороченной и с удлиненной индивидуальной минутой.

Основными гемодинамическими показателями функций сердечнососудистой системы являются следующие: частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД).

Измерение ЧСС, САД и ДАД проводилось согласно общепризнанной методике. Полученные результаты представлены в таблице №2  и в таблицах приложения.

Таблица №2

Сравнительная оценка показателей деятельности сердечнососудистой системы у школьников с разным типом восприятия индивидуальной минуты, мм. рт. ст.

 

ИМ < 60

 

ИМ = 60

 

Критерий Стьюдента

ИМ > 60

 

ИМ = 60

 

Критерий Стьюдента

ИМ < 60

 

ИМ > 60

 

Критерий Стьюдента

ССАД

117,8±1,7

119,0±5,0

-0,2

117,0±3,5

119,0±5,0

-0,3

117,8±1,7

117,0±3,5

0,2

ДДАД

72,0±1,3

74,3±5,2

-0,4

71,9±2,9

74,35±,2

-0,4

72,0±1,3

71,9±2,9

0,04

ЧЧСС

80,7±2,5

80,3±4,1

0,1

70,8±2,8

80,3±4,1

-2,0

80,7±2,5

70,8±2,8

2,6

Из полученных результатов видно, что показатели САД во всех трех типах восприятия индивидуальной минуты одинаковы и почти не изменяются, у показателей ДАД также достоверных изменений не наблюдается, и только незначительное изменение в сторону увеличения в пределах нормы наблюдается у показателей ЧСС у подростков с нормальной и укороченной индивидуальной минутой.

Результаты распределения школьников по градации САД в соответствии с современной классификацией ВОЗ представлены в таблице №3.

Таблица №3

Процентное распределение школьников с разным типом восприятия индивидуальной минуты в зависимости от значения систолического артериального давления

 

 

Оптимальное

Нормальное

Повышенное

нормальное

Гипертония 1 степень (мягкая)

Гипертония 2 степень (умеренная)

ИМ < 60

51,3

38,5

7,7

2,5

0

ИМ = 60

33,3

66,7

0

0

0

ИМ > 60

75

12,5

12,5

0

12

Как видно из таблицы №3 систолическое артериальное давление на уровне нормального характерно для школьников, чье время восприятия индивидуальной минуты является нормальным, причем у студентов с укороченной индивидуальной минутой наблюдается явное преобладание (38,5%) по сравнению со студентами с удлиненной индивидуальной минутой (12,5%) почти в 2,5 раза. Говоря об оптимальном уровне САД, очевидно, что чем больше время восприятия индивидуальной минуты, тем больший процент школьников имеет оптимальный уровень систолического артериального давления, и наоборот. То есть число школьников с укороченной индивидуальной минутой, имеющих оптимальное САД – 51,3%, число учеников с нормальным типом восприятия времени, имеющих нормальное САД – 33,3%, число учащихся с удлиненной индивидуальной минутой, имеющих нормальное САД – 75%. Также необходимо отметить, что 2,5% подростков с укороченным типом восприятия времени имеют САД на уровне гипертонии 1 степени, тогда как среди студентов с удлиненной индивидуальной минутой  12% имеют САД на уровне гипертонии 2 степени.

Анализ процентного распределения подростков по категориям диастолического артериального давления показывает, что для школьников не зависимо от типа восприятия индивидуальной минуты преобладающим является оптимальный уровень ДАД. В группе учеников с укороченной и удлиненной индивидуальной минутой уровень ДАД находится в пределах от нормального до повышенного нормального. Нормальный уровень ДАД среди школьников с нормальной индивидуальной минутой имеют наибольший процент 33,3%, среди школьников с укороченной индивидуальной минутой – 15,4%, а школьники с укороченной индивидуальной минутой вообще имеют ДАД в пределах от оптимального до нормального повышенного уровня.

 

Более наглядно результаты наших исследований представлены в таблице №4.

Таблица №4

Процентное распределение школьников с разным типом восприятия индивидуальной минуты в зависимости от показателя диастолического артериального давления, %

 

Оптимальное

Нормальное

Повышенное нормальное

Гипертония 3 степень (тяжелая)

ИМ < 60

76,9

15,4

7,7

0

ИМ = 60

66,7

33,3

0

0

ИМ > 60

75

25

0

0

 

Процентное распределение школьников, представленное в таблице №5, показало, что все обследуемые школьники с укороченной  индивидуальной минутой имеют учащенный пульс – 23,1%. Среди школьников с удлиненной и нормальной индивидуальной минутой регистрируется абсолютная нормокардия.

Таблица №5

Процентное распределение школьников с разным типом восприятия индивидуальной минуты в зависимости от показателя частоты сердечных сокращений, %

 

Брадикардия

Норма

Тахикардия

ИМ < 60

0

76,9

23,1

ИМ = 60

0

100

0

ИМ > 60

0

100

0

После измерений и оценки основных гемодинамических показателей мы провели расчет интегральных гемодинамических показателей на основании формул. Результаты определения данных показателей представлены в таблице №6.

Таблица №6

Сравнительная оценка основных гемодинамических показателей у подростков с разным типом восприятия индивидуальной минуты

 

ИМ < 60

 

ИМ = 60

 

ИМ > 60

 

ИМ = 60

 

ИМ < 60

 

ИМ > 60

 

ВИК (индекс Кердо)

8,7±2,9

6,4±10,9

-0,1±5,1

6,4±10,9

8,7±2,9

-0,1±5,1

Критерий стьюдента

0,2

0,5

1,5

КВ (коэффициент выносливости)

1,7±0,1

1,8±0,1

1,5±0,1

1,8±0,1

1,7±0,1

1,5±0,1

Критерий стьюдента

-0,8

-2,1

1,2

КЭК (коэффициент экономичности кровообращения)

3685,7±143,7

3593,3±233,6

3347,3±460,6

3593,3±233,6

3685,7±143,7

3347,3±460,6

Критерий стьюдента

0,3

0,5

0,7

 Анализ значения коэффициента выносливости (КВ) показал, что в группе школьников с нормальной  индивидуальной минутой функциональные возможности сердечнососудистой системы ниже по сравнению с другими группами, о чем говорят более высокие значения данного показателя (1,8±0,1против 1,7±0,1 у учащихся с ИМ < 60 и 1,5±0,1 у учеников с ИМ > 60).

Определенный интерес представляют значения индекса Кердо. Как видно из таблицы №6 средние значения данного показателя в группах школьников с нормальной и удлиненной индивидуальной минутой достоверно ниже, чем в группе с укороченной минутой восприятия времени и соответствует состоянию симпатикотонии, при которой отмечается преобладание тонуса симпатической нервной системы на деятельность сердца.

Таким образом, по результатам изучения распределения обучающихся по времени восприятия индивидуальной минутой было выделено 3 группы школьников: учащиеся с укороченной индивидуальной минутой, учащиеся с нормальной индивидуальной минутой и с удлиненной индивидуальной минутой. Причем подростки с отклоняющейся индивидуальной минутой преобладают.

Анализ результатов оценки основных гемодинамических показателей показал следующее: анализ средних значений САД выявил тенденцию к различию между группами школьников – систолическое артериальное давление на уровне нормального характерно для учащихся, чье время восприятия индивидуальной минуты  нормальное, а подростки с нормальным типом восприятия индивидуальной минуты имеют САД отклоняющееся от нормального уровня в сторону оптимального уровня, но что более важно, в сторону гипертонии. Результаты оценки ДАД не выявили достоверных отличий между группами учеников, то есть среднее диастолическое давление всех учеников было на уровне оптимального. В группе школьников с укороченной и удлиненной индивидуальной минутой уровень ДАД находится в пределах от нормального до повышенного нормального. Результаты оценки ЧСС выявили, что обследуемые школьники с укороченной  индивидуальной минутой имеют учащенный пульс. Среди школьников с удлиненной и нормальной индивидуальной минутой регистрируется абсолютная нормокардия.

Результаты собственных исследований позволяют установить наличие тенденции к влиянию особенностей восприятия индивидуальной минуты на состояние сердечнососудистой системы. Школьники с нормальным типом индивидуальной минуты менее адаптированы и приспособлены к нагрузкам, которым подвержены в частности со стороны учебной деятельности. В современных условиях среды, когда время не стоит на месте, люди постоянно ждут или торопятся, такие школьники наиболее уязвимы и подвержены негативному влиянию на системы организма. Им необходимо обратить внимание на состояние своего здоровья и укреплять свой организм, регулируя трудовые, физические и психоэмоциональные нагрузки, поддерживая режим труда и отдыха, и организовать рационально режим питания. 

Увеличение выборки позволит установить более достоверно степень  влияния со стороны восприятия времени на сердечнососудистую систему. Однако в общем, полученные нами результаты могут стать основой для дальнейших исследований данного вопроса. 

Ссылки на источники 

  1. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. руководство к практическим занятиям по общей и возрастной  физиологии.- М.: Просвещение,1990- 248.
  2. ЕмелинаА.А., Парецкова Г.Ю. Влияние учебной нагрузки на функциональное состояние сердечнососудистой системы старшеклассников.// Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине (25-27 февраля 2012 г., Москва) / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. С.-76.
  3. Тупицын Н.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечнососудистой системы школьников.-М.:Педагогика,1985.-88с