Аннотация. Изучено влияние особенностей восприятия индивидуальной минуты на функциональное состояние сердечнососудистой системы у подростков гимназии №39г.Орла. Анализ результатов выявил тенденцию к различию между обследуемыми: у школьников с нормальной индивидуальной минутой функциональные возможности более ослаблены по сравнению с другими группами, что объясняет более экономичное расходование резервов сердечнососудистой системы.
Ключевые слова: индивидуальная минута, сердечнососудистая система, учащиеся, вегетативная регуляция, гимназия, артериальное давление, частота сердечных сокращений.
Введение. В настоящее время внимание ученых привлекает проблема адаптации учащихся к обучению в школе, поскольку школьный возраст, с точки зрения биологического, социального и психического благополучия, является критическим. Особый интерес представляет изучение влияния индивидуальных психофизиологических особенностей на процессы, связанные с подержанием здоровья обучающихся.
Одной из важнейших индивидуальных психофизиологических особенностей личности является восприятие времени, выражающееся в особенностях восприятия индивидуальной минуты. Индивидуальная минута отражает психофизиологическое состояние организма. Согласно современным представлениям у относительно здоровых людей особенность восприятия индивидуальной минуты является стойким показателем, который характеризует адаптационные возможности организма человека, его ориентацию в окружающем мире и эндогенную организацию времени.
Целью данной работы является выявление зависимости между типом восприятия индивидуальной минуты и состоянием сердечнососудистой системы учащихся.
Объект исследования – состояние сердечнососудистой системы школьников.
Предмет исследования – влияние особенностей восприятия индивидуальной минуты на состояние сердечнососудистой системы школьников.
В соответствии с целью, задачами нашего исследования являются следующие:
- Изучить теоретические аспекты влияния индивидуальных психофизиологических особенностей на состояние сердечнососудистой системы;
- Изучить распределение школьников по времени восприятия индивидуальной минутой;
- Оценить основные и интегральные гемодинамические показатели учащихся с учетом типа восприятия индивидуальной минуты.
Известно, что школьники в процессе учебной деятельности подвергаются значительным нервным перегрузкам, что в свою очередь обуславливает омоложение ряда заболеваний, в частности сердечнососудистой, нервной, дыхательной и других систем. Следовательно, необходима перестройка и напряжение компенсаторно-адаптационных механизмов. Адаптационная деятельность организма обеспечивает его выживание и эволюционное развитие, а также его повседневное приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды. Социальным критерием успешности адаптации школьников к учебным нагрузкам является успеваемость, а биологическим – показатель и уровень здоровья.
В обследовании приняли участие 50 учащихся 8 классов (31 девочка и 19 мальчиков)в возрасте 14-15 лет. Эмпирическое исследование проводилось в начале учебного года.
В рамках исследования школьников в соответствии с задачами был использован комплекс методов, для того чтобы дать оценку сердечнососудистой системы в соответствии с индивидуальной минутой каждого школьника. Таким образом, были использованы следующие методики: определение индивидуальной минуты, определение ЧСС, измерение артериального давления (систолического и диастолического) с использованием тонометра, подсчет коэффициентов, характеризующих сердечнососудистую систему: индекс Кердо, коэффициент выносливости, коэффициент экономичности кровообращения.
Определение индивидуальной минуты проводили по методу Халберга: по команде студент про себя начинает отсчитывать секунды от 1 до 60, одновременно с этим включаем секундомер и выключаем на отметке 1 минута – истинное время. Результат фиксируем. При этом лица, имеющие высокую способность к адаптации, индивидуальная минута превышает истинную; 47,0 – 46,2 с. – индивидуальная минута лиц, имеющих невысокую способность к адаптации; 62,9 – 69,71 с. – индивидуальная минута хорошо адаптирующихся людей.
Измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления проводили с использованием тонометра фирмы «Omron» в состоянии покоя.
На основании полученных данных о ЧСС и артериальном давлении (САД и ДАД) проводили расчет интегральных гемодинамических показателей:
Вегетативный индекс Кердо (ВИК) рассчитывается по следующей формуле: ВИК = (1- ) * 100, где ДАД – диастолическое давление, ЧСС – частота сердечных сокращений. При этом ВИК от -15 до +15 – эйтония или полное вегетативное равновесие, ВИК болеше +15 – симпатикотония (преобладают симпатические влияния), ВИК меньше -15 – ваготония (повышен парасимпатические тонус).
Коэффициент выносливости (КВ) – показывает функциональное состояние сердечнососудистой системы. Для расчета данного показателя необходимо использовать формулу Кваса: КВ = . Увеличение значения данного показателя свидетельствует об ослаблении функциональных возможностей сердечнососудистой системы, а уменьшение – об увеличении.
Коэффициент экономичности кровообращения (КЭК) – данный показатель характеризует передвижение крови в сосудистом русле. Рассчитывается по следующей формуле: КЭК = (САД – ДАД)*ЧСС. В норме КЭК = 2600. Чем больше значение данного показателя, тем экономичнее происходит расходование резервов ССС, но это может свидетельствовать об утомлении.
На основании полученных результатов мы распределили студентов по времени восприятия индивидуальной минуты на 3 группы:
школьники с укороченной индивидуальной минутой: ИМ < 60;
школьники с нормальной индивидуальной минутой: ИМ = 60;
школьники с удлиненной индивидуальной минутой: ИМ > 60.
Результаты представлены на рисунке №1:
Рисунок №1
Процентное распределение школьников по времени восприятия индивидуальной минуты, %
Как видно из рисунка №1 большую долю обследуемых школьников составляют учащиеся с укороченной индивидуальной минутой, а именно 78 %. Чуть меньше группа с удлиненной индивидуальной минутой – 16%. Наименьшую группу составляют школьники с нормальной индивидуальной минутой – 6 %.
Согласно литературным данным учащиеся с нормальной индивидуальной минутой обладают способностью к хорошей адаптации к физическим и психическим нагрузкам. Удлинение индивидуальной минуты свидетельствует о преобладании тормозных процессов, а также сопровождается понижением температуры тела. Укорачивание индивидуальной минуты может свидетельствовать о депрессивном состоянии, эмоциональном перенапряжении, повышенной тревожности, а также о наличие тяжелого заболевания. Лица, у которых время восприятия индивидуальной минуты откланяется от нормального в сторону повышения или понижения обладают плохой адаптацией к различным нагрузкам.
Рассмотрим отдельно преобладающие группы. Более наглядно полученное сравнение отражено в таблице №1:
Таблица №1
Сравнительная оценка средних значений индивидуальной минуты для учащихся с укороченной и удлиненной индивидуальной минутой
ИМ < 60, с |
ИМ > 60, с |
Критерий Стьюдента |
35,9 ± 1,6 |
70,1 ± 2,1 |
-12,8 |
Как видно из таблицы №1 школьники с укороченной индивидуальной минутой имеют среднюю продолжительность индивидуальной минуты равную 35,9 ± 1,6 секундам. У учащихся с удлиненной индивидуальной минутой средняя продолжительность индивидуальной минуты составляет 70,1 ± 2,1секунды. В целом, анализируя полученные нами результаты распределения учеников по времени восприятия индивидуальной минуты можно отметить явное преобладание двух групп: школьников с укороченной и с удлиненной индивидуальной минутой.
Основными гемодинамическими показателями функций сердечнососудистой системы являются следующие: частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД).
Измерение ЧСС, САД и ДАД проводилось согласно общепризнанной методике. Полученные результаты представлены в таблице №2 и в таблицах приложения.
Таблица №2
Сравнительная оценка показателей деятельности сердечнососудистой системы у школьников с разным типом восприятия индивидуальной минуты, мм. рт. ст.
|
ИМ < 60
|
ИМ = 60
|
Критерий Стьюдента |
ИМ > 60
|
ИМ = 60
|
Критерий Стьюдента |
ИМ < 60
|
ИМ > 60
|
Критерий Стьюдента |
ССАД |
117,8±1,7 |
119,0±5,0 |
-0,2 |
117,0±3,5 |
119,0±5,0 |
-0,3 |
117,8±1,7 |
117,0±3,5 |
0,2 |
ДДАД |
72,0±1,3 |
74,3±5,2 |
-0,4 |
71,9±2,9 |
74,35±,2 |
-0,4 |
72,0±1,3 |
71,9±2,9 |
0,04 |
ЧЧСС |
80,7±2,5 |
80,3±4,1 |
0,1 |
70,8±2,8 |
80,3±4,1 |
-2,0 |
80,7±2,5 |
70,8±2,8 |
2,6 |
Из полученных результатов видно, что показатели САД во всех трех типах восприятия индивидуальной минуты одинаковы и почти не изменяются, у показателей ДАД также достоверных изменений не наблюдается, и только незначительное изменение в сторону увеличения в пределах нормы наблюдается у показателей ЧСС у подростков с нормальной и укороченной индивидуальной минутой.
Результаты распределения школьников по градации САД в соответствии с современной классификацией ВОЗ представлены в таблице №3.
Таблица №3
Процентное распределение школьников с разным типом восприятия индивидуальной минуты в зависимости от значения систолического артериального давления
|
Оптимальное |
Нормальное |
Повышенное нормальное |
Гипертония 1 степень (мягкая) |
Гипертония 2 степень (умеренная) |
ИМ < 60 |
51,3 |
38,5 |
7,7 |
2,5 |
0 |
ИМ = 60 |
33,3 |
66,7 |
0 |
0 |
0 |
ИМ > 60 |
75 |
12,5 |
12,5 |
0 |
12 |
Как видно из таблицы №3 систолическое артериальное давление на уровне нормального характерно для школьников, чье время восприятия индивидуальной минуты является нормальным, причем у студентов с укороченной индивидуальной минутой наблюдается явное преобладание (38,5%) по сравнению со студентами с удлиненной индивидуальной минутой (12,5%) почти в 2,5 раза. Говоря об оптимальном уровне САД, очевидно, что чем больше время восприятия индивидуальной минуты, тем больший процент школьников имеет оптимальный уровень систолического артериального давления, и наоборот. То есть число школьников с укороченной индивидуальной минутой, имеющих оптимальное САД – 51,3%, число учеников с нормальным типом восприятия времени, имеющих нормальное САД – 33,3%, число учащихся с удлиненной индивидуальной минутой, имеющих нормальное САД – 75%. Также необходимо отметить, что 2,5% подростков с укороченным типом восприятия времени имеют САД на уровне гипертонии 1 степени, тогда как среди студентов с удлиненной индивидуальной минутой 12% имеют САД на уровне гипертонии 2 степени.
Анализ процентного распределения подростков по категориям диастолического артериального давления показывает, что для школьников не зависимо от типа восприятия индивидуальной минуты преобладающим является оптимальный уровень ДАД. В группе учеников с укороченной и удлиненной индивидуальной минутой уровень ДАД находится в пределах от нормального до повышенного нормального. Нормальный уровень ДАД среди школьников с нормальной индивидуальной минутой имеют наибольший процент 33,3%, среди школьников с укороченной индивидуальной минутой – 15,4%, а школьники с укороченной индивидуальной минутой вообще имеют ДАД в пределах от оптимального до нормального повышенного уровня.
Более наглядно результаты наших исследований представлены в таблице №4.
Таблица №4
Процентное распределение школьников с разным типом восприятия индивидуальной минуты в зависимости от показателя диастолического артериального давления, %
|
Оптимальное |
Нормальное |
Повышенное нормальное |
Гипертония 3 степень (тяжелая) |
ИМ < 60 |
76,9 |
15,4 |
7,7 |
0 |
ИМ = 60 |
66,7 |
33,3 |
0 |
0 |
ИМ > 60 |
75 |
25 |
0 |
0 |
Процентное распределение школьников, представленное в таблице №5, показало, что все обследуемые школьники с укороченной индивидуальной минутой имеют учащенный пульс – 23,1%. Среди школьников с удлиненной и нормальной индивидуальной минутой регистрируется абсолютная нормокардия.
Таблица №5
Процентное распределение школьников с разным типом восприятия индивидуальной минуты в зависимости от показателя частоты сердечных сокращений, %
|
Брадикардия |
Норма |
Тахикардия |
ИМ < 60 |
0 |
76,9 |
23,1 |
ИМ = 60 |
0 |
100 |
0 |
ИМ > 60 |
0 |
100 |
0 |
После измерений и оценки основных гемодинамических показателей мы провели расчет интегральных гемодинамических показателей на основании формул. Результаты определения данных показателей представлены в таблице №6.
Таблица №6
Сравнительная оценка основных гемодинамических показателей у подростков с разным типом восприятия индивидуальной минуты
|
ИМ < 60
|
ИМ = 60
|
ИМ > 60
|
ИМ = 60
|
ИМ < 60
|
ИМ > 60
|
ВИК (индекс Кердо) |
8,7±2,9 |
6,4±10,9 |
-0,1±5,1 |
6,4±10,9 |
8,7±2,9 |
-0,1±5,1 |
Критерий стьюдента |
0,2 |
0,5 |
1,5 |
|||
КВ (коэффициент выносливости) |
1,7±0,1 |
1,8±0,1 |
1,5±0,1 |
1,8±0,1 |
1,7±0,1 |
1,5±0,1 |
Критерий стьюдента |
-0,8 |
-2,1 |
1,2 |
|||
КЭК (коэффициент экономичности кровообращения) |
3685,7±143,7 |
3593,3±233,6 |
3347,3±460,6 |
3593,3±233,6 |
3685,7±143,7 |
3347,3±460,6 |
Критерий стьюдента |
0,3 |
0,5 |
0,7 |
Анализ значения коэффициента выносливости (КВ) показал, что в группе школьников с нормальной индивидуальной минутой функциональные возможности сердечнососудистой системы ниже по сравнению с другими группами, о чем говорят более высокие значения данного показателя (1,8±0,1против 1,7±0,1 у учащихся с ИМ < 60 и 1,5±0,1 у учеников с ИМ > 60).
Определенный интерес представляют значения индекса Кердо. Как видно из таблицы №6 средние значения данного показателя в группах школьников с нормальной и удлиненной индивидуальной минутой достоверно ниже, чем в группе с укороченной минутой восприятия времени и соответствует состоянию симпатикотонии, при которой отмечается преобладание тонуса симпатической нервной системы на деятельность сердца.
Таким образом, по результатам изучения распределения обучающихся по времени восприятия индивидуальной минутой было выделено 3 группы школьников: учащиеся с укороченной индивидуальной минутой, учащиеся с нормальной индивидуальной минутой и с удлиненной индивидуальной минутой. Причем подростки с отклоняющейся индивидуальной минутой преобладают.
Анализ результатов оценки основных гемодинамических показателей показал следующее: анализ средних значений САД выявил тенденцию к различию между группами школьников – систолическое артериальное давление на уровне нормального характерно для учащихся, чье время восприятия индивидуальной минуты нормальное, а подростки с нормальным типом восприятия индивидуальной минуты имеют САД отклоняющееся от нормального уровня в сторону оптимального уровня, но что более важно, в сторону гипертонии. Результаты оценки ДАД не выявили достоверных отличий между группами учеников, то есть среднее диастолическое давление всех учеников было на уровне оптимального. В группе школьников с укороченной и удлиненной индивидуальной минутой уровень ДАД находится в пределах от нормального до повышенного нормального. Результаты оценки ЧСС выявили, что обследуемые школьники с укороченной индивидуальной минутой имеют учащенный пульс. Среди школьников с удлиненной и нормальной индивидуальной минутой регистрируется абсолютная нормокардия.
Результаты собственных исследований позволяют установить наличие тенденции к влиянию особенностей восприятия индивидуальной минуты на состояние сердечнососудистой системы. Школьники с нормальным типом индивидуальной минуты менее адаптированы и приспособлены к нагрузкам, которым подвержены в частности со стороны учебной деятельности. В современных условиях среды, когда время не стоит на месте, люди постоянно ждут или торопятся, такие школьники наиболее уязвимы и подвержены негативному влиянию на системы организма. Им необходимо обратить внимание на состояние своего здоровья и укреплять свой организм, регулируя трудовые, физические и психоэмоциональные нагрузки, поддерживая режим труда и отдыха, и организовать рационально режим питания.
Увеличение выборки позволит установить более достоверно степень влияния со стороны восприятия времени на сердечнососудистую систему. Однако в общем, полученные нами результаты могут стать основой для дальнейших исследований данного вопроса.
Ссылки на источники
- Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. руководство к практическим занятиям по общей и возрастной физиологии.- М.: Просвещение,1990- 248.
- ЕмелинаА.А., Парецкова Г.Ю. Влияние учебной нагрузки на функциональное состояние сердечнососудистой системы старшеклассников.// Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине (25-27 февраля 2012 г., Москва) / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. С.-76.
- Тупицын Н.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечнососудистой системы школьников.-М.:Педагогика,1985.-88с